ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Непрерывное экономическое образование в условиях паритетности образования и экономики в обновляющейся России
В статье экономическое образование рассматривается как обязательный компонент процесса обучения на всех образовательных уровнях в условиях научно-технического прогресса и изменяющихся условиях социальной жизни общества, формирующейся рыночной экономики, которая отражает новые требования работодателей, механизм взаимодействия постоянно развивающегося рынка образовательных услуг и рынка труда, механизм социального партнерства и специфику региональной образовательной политики.
Ключевые слова: непрерывное экономическое образование, экономическое обучение, экономическое воспитание, экономическое развитие, индивидуальная образовательная траектория, экономические компетентность и компетенции.
Современное экономическое образование осуществляется в условиях перехода российского государства к экономике рыночного типа, от монополии государственной собственности к многоукладности форм собственности, к экономическим методам управления, что вызывает острую потребность в совершенствовании экономического образования, в развитии экономического мышления, экономической культуры, предприимчивости, инициативы, экономической грамотности, основы которых нужно закладывать уже со школы. Радикальные преобразования в России привели к обострению противоречия между новыми требованиями рынка труда к работнику, его конкурентоспособности, мобильности и уровню сформированности экономических компетенций специалиста. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений. Каждый человек непроизвольно включается в экономические отношения, являясь либо активным участником (который открывает свое дело и зарабатывает предпринимательской деятельностью), либо пассивным (просто являясь потребителем товаров и услуг, предлагаемых на рынке). Подготовка специалистов, способных ус© Сергеева М.Г., 2011
М.П Сергеева
пешно работать в условиях рыночной экономики, имеющих определенный уровень экономических компетенций, становится важной и актуальной задачей современного образования.
В связи с этим возрастает потребность государства в решении проблемы экономического образования, что находит свое отражение в требованиях к содержанию образования, отраженных в Законе Российской Федерации «Об образовании», в стратегических задачах Национальной доктрины развития образования Российской Федерации (до 2025 года), в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в докладе «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» и других законодательных и нормативных документах. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года зафиксировано, что в решении экономических реформ и эффективном рыночном развитии государство будет опираться на молодое поколение. На этапе развития международного рынка труда общество и государство заинтересованы в подготовке конкурентоспособных специалистов, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы, гибко адаптироваться к меняющимся условиям жизни, знающих основы рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, владеющих инновационными методами развития предприятий.
Особую значимость приобретает непрерывное экономическое образование, так как каждому человеку в разные периоды жизни и вне зависимости от профиля специальности необходимы экономические знания.
Непрерывное экономическое образование в современных условиях может рассматриваться как социально-педагогическая категория, которая в рамках образовательного пространства позволяет достигать качественно более высокого уровня образования, отвечающего современным требованиям работодателей к рынку труда с учетом развивающегося рынка образовательных услуг, механизма социального партнерства и специфики региональной образовательной политики. Однако применительно к актуальным проблемам развития непрерывного образования данная категория фактически не рассматривается.
Исторические предпосылки возникновения экономического образования рассматривали в своих трудах Л.И. Абалкин, А. Белянин, М. Войеков, И. Гарнье, Ш. Жид, Н.Д. Кондратьев, С. Кузьмин, Д.С. Львов, В. Маневич, И.Т. Посошков, Й.А. Шумпетер и др.
Отдельные аспекты организации школьного экономического образования анализировали С. Автономов, О.Ю. Бараева, Т. Белова, Г. Васильева, Л.С. Гребнев, С.В. Иванова, М. Калмыковская, Х. Камински, Е.В. Козлова, А.А. Мицкевич, Р. Нуреев, О. Плетнёва, Б.А. Райзберг, Е.Н. Травин, Б.П. Шемякин и др.
Методическому обеспечению экономического образования посвятили свои работы В.П. Максимов, О.И. Меньшикова, В.В. Никитин, Н.М. Плис-
кевич, Б.А. Райзберг, И.Е. Рудакова, А.М. Смолкин, Е. Ступина, Е. Чарушина и др.
Вопросами подготовки и повышения квалификации учителей в контексте экономического образования занимались Д. Захаркин, Ю. Ольсе-вич, М. Пивоварова, И.Г. Рябова, А. Самохина, И.А. Сасова, В. Сутягин, Т. Терюкова и др.
В работах А.Ф. Аменда, Н.П. Рябининой, В.К. Розова определено, что экономическое образование является одной из важнейших характеристик готовности человека к самостоятельной деятельности в современных условиях.
Однако, несмотря на существующий интерес ученых и значительность полученных результатов, проведенный анализ научных работ показал, что проблемам непрерывного экономического образования на разных уровнях образования должного внимания не уделяется.
До настоящего времени не определены структура и содержание непрерывного экономического образования на разных уровнях образования; не реализуются в должной мере возможности, формы, методы, технологии и средства обучения для целенаправленного формирования экономических компетенций обучаемых; не разработана эффективная модель их формирования на разных уровнях образования с учетом профиля подготовки.
Несмотря на то, что в теоретических исследованиях имеется ряд интересных наработок, мы вынуждены констатировать, что педагогический и содержательно-методический аспекты непрерывного экономического образования остаются недостаточно исследованными. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью непрерывного экономического образования обучающихся и неразработанностью теоретико-методологических и технологических основ его реализации. Разрешение данного противоречия требует исследования следующих основных аспектов проблемного поля:
• рассмотрение непрерывного экономического образования как целостного теоретико-методологического феномена, выявление его сущностных и структурных компонентов, которые обеспечивают в совокупности подготовку конкурентоспособных специалистов;
• выявление и обоснование ведущих идей и принципов, методологически и теоретически обеспечивающих реализацию непрерывного экономического образования;
• выделение концептуальных основ и организационно-педагогических условий реализации непрерывного экономического образования на разных образовательных уровнях;
• разработка технологии, обеспечивающей эффективность внедрения организационно-педагогических условий в практику экономической подготовки на разных образовательных уровнях.
Высокие темпы изменений, происходящих в России и в мире, нарастающая глобализация, неизбежно усиливающаяся включенность российского общества в общемировые процессы, стремительный технологический прогресс влекут за собой растущую потребность в высококвалифицированных и профессионально компетентных специалистах, конкурентоспособных на рынке труда.
Однако, в условиях нестабильности социально-экономической ситуации в обществе, отсутствия прогноза развития экономики затруднено формирование профильной структуры подготовки специалистов. Нарушение традиционных связей учебных заведений с работодателями, слабое влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы, неразвитость рынка труда осложняет приведение содержания образования в соответствие с потребностями экономики и социальной сферы, организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников.
Задачи, стоящие перед образованием в XXI веке, и его многочисленные формы затрагивают всю жизнь человека. Непрерывное образование, отвечающее потребностям современного уровня развития общества, предполагает необходимость учиться на протяжении всей жизни. Качественное профессиональное образование сегодня является непрерывным. Специалист получает возможность постоянно повышать квалификацию в соответствии с изменяющимися требованиями к характеру его деятельности. Непрерывное образование определяет новые функции: вместо «передать знания» необходимо «научить учиться».
В исследованиях Т.Ю. Ломакиной указывается, что в нашей стране концепция непрерывного образования была выдвинута в начале 80-х годов и поначалу связывалась с идеологическими мотивами: необходимостью повышения качества образования и развития личности. И только в конце 80-х годов под воздействием первых рыночных попыток модернизации экономики непрерывное образование стало увязываться с потребностями технологической революции и структурной перестройкой экономики. Эта тенденция вызвана к жизни необходимостью обновления знания, обусловленной потребностями научно-технического развития.
Идея непрерывного образования в условиях научно-технического прогресса и изменяющихся условиях социальной жизни общества применительно к экономическому образованию предусматривает постоянное пополнение и освоение экономических знаний, делающих человека уверенным в любой ситуации реальной действительности и способствующих его развитию как субъекта деятельности на всем протяжении жизни.
Причины и обстоятельства активного обращения отечественной педагогической науки и практики к проблемам экономического образования обучающихся, на наш взгляд, могут быть определены следующим образом:
• в современных социально-экономических условиях рыночных отношений существует острая необходимость развития экономики, ее перевод на более высокий уровень;
• без экономических знаний участников экономических процессов немыслимо налаживание экономических связей, невозможны научно-технический прогресс и расцвет социальной инфраструктуры нашего общества;
• современное производство нуждается в рачительных специалистах, умеющих рационализировать и делать творческим свой труд, понимающих и ценящих не только социальный смысл трудовой деятельности, но и ее нравственную значимость.
Экономическое образование — это специально организованный образовательный процесс, в результате которого у будущего специалиста формируются экономические знания, компетенции (умения) и навыки, усваиваются способы экономической деятельности, формируется экономическое мышление, проявляющееся в выработке адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, аргументированных суждений по экономическим вопросам, обретении опыта по анализу конкретных экономических ситуаций.
Экономическое образование реализуется посредством трех составляющих: экономическое обучение, экономическое воспитание и экономическое развитие.
В процессе экономического обучения как целенаправленного процесса двусторонней деятельности педагога и обучаемого по передаче и усвоению экономических знаний осуществляется формирование экономических компетенций (ключевых, профессиональных и дополнительных) по профилям подготовки (экономический и неэкономический) и на разных образовательных уровнях в соответствии с моделями выпускника и преподавателя.
Экономическое воспитание как систематическое и целенаправленное воздействие на обучаемого в соответствии с развитием его психических процессов (эмоциональное и волевое) осуществляется в целях: формирования экономического мышления современного человека (в масштабах семьи, производства, всей страны); развития деловых качеств экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка (бережливость, предприимчивость, расчетливость и др.); накопления знаний в сфере экономики, хозяйства, налогообложения.
Основная цель экономического воспитания — развитие экономического мышления. Для достижения этой дели необходимо решение в учебно-воспитательном процессе ряда задач:
• последовательное формирование у обучающихся экономического сознания;
• формирование разумных потребностей, способностей соизмерять их с материальными возможностями, воспитание у обучающихся
трудовой направленности в поиске наиболее полного удовлетворения своих потребностей;
• вооружение умениями экономического анализа, формирование привычек бережливости и экономии, воспитание культуры умственного и физического труда, овладение основами научной организации труда;
• воспитание нетерпимого отношения к безответственности, неорганизованности в труде, к иждивенчеству, бесхозяйственности, расточительности, беззаботности и так далее.
Эти задачи предполагают формирование у обучающихся соответствующих экономических знаний, умений и навыков (образовательный аспект), отношений и направленности личности, её качеств (воспитательный аспект), которые необходимы в личной, профессиональной, общественно полезной трудовой деятельности человека.
Экономическое развитие подразумевает развитие психических процессов обучающихся (интеллектуальное, волевое и эмоциональное) и предполагает становление творчески мыслящей личности, которая способна быстрее и глубже усваивать экономические знания; более оперативно и эффективно находить выходы из постоянно возникающих сложных экономических ситуаций; проводить анализ способов улучшения условий труда и рынков сбыта, новых форм организации и оплаты труда; совершенствовать средства труда; осуществлять экономический анализ результатов труда и т. д.
Исходя из этого, мы полагаем, что возможными эффективными средствами экономического развития станут педагогические ситуации совместного с обучающимися планирования программы их деятельности, направленной на достижение ими целей государственного образовательного заказа и собственного развития в процессе учения, общения и так далее, которую мы называем индивидуальной образовательной траекторией.
Индивидуальная образовательная траектория рассматривается нами не только как персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося в образовании (позиция А.В. Хуторского), но и как разработанная обучающимся совместно с педагогом программа собственной образовательной деятельности, в которой отражаются понимание им целей и ценностей общества, образования в целом и собственного образования, предметной направленности образовательных интересов и необходимость сочетания их с потребностями общества, результаты свободного выбора содержания и форм образования, соответствующих его индивидуальному стилю учения и общения, вариантов презентации продуктов образовательной деятельности.
Новый, рыночный и демократический стиль в реализации образовательного процесса характеризуется следующими особенностями в условиях непрерывного экономического образования:
1) формальный процесс передачи экономических знаний заменяется решением конкретных задач, которые совместно обсуждают преподаватель и обучающиеся;
2) сущность передаваемого содержания не сводится к пассивному запоминанию, а заключается в овладении разнообразной и действенной информацией;
3) формой общения преподавателя и обучающихся становится не научение, а взаимный обмен информацией, это приводит к усилению роли самостоятельной работы обучающихся;
4) инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает обучающийся;
5) характер отношений между участниками образовательного процесса — сотрудничество;
6) в роли обучающего может выступать не только преподаватель — профессионал, а любой носитель экономической информации.
По нашему мнению, непрерывное экономическое образование — это непрерывное образование, способствующее формированию в условиях экономики рыночного типа конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда, а также направленное на непрерывное повышение квалификации и профессиональную переподготовку обучающихся в соответствии с дополнительными образовательными программами, разработанными на основе требований стандартов III поколения с учетом профиля подготовки.
Современная экономическая ситуация характеризуется повышенным риском, неопределенностью и динамизмом окружающей среды. Профессиональное образование также испытывает на себе серьезное влияние данных изменений. Это влечет за собой увеличение спроса на экономически компетентных специалистов, исходящего из непосредственных запросов сложившегося рынка и ориентированного на развитие адаптационных возможностей специалиста в современных условиях. Одним из стратегических направлений развития и модернизации отечественного образования является компетентностный подход.
В настоящее время трактовка компетентностного представления результата образования варьирует в зависимости от того, как рассматривается сама компетентность и как она соотносится со знаниями и умениями.
Компетентностный подход в образовании открывает возможности для более качественной подготовки обучающихся к реальной жизни, включая знание предмета, осуществление продуктивной деятельности и актуализацию своих личностных ресурсов.
Современная профессиональная деятельность предъявляет особые требования к экономической подготовке выпускников профессиональных образовательных учреждений, поскольку экономическая деятельность специалиста в условиях рыночной экономики связана с ведением переговоров,
подготовкой аналитических материалов по развитию и состоянию рынков товаров и услуг, фондовых рынков, подготовкой деловых бумаг.
Экономическую компетентность мы рассматриваем как интегральную качественно-профессиональную характеристику личности, включающую экономические компетенции, формирующие экономически значимые качества личности (конкурентоспособность, инициативность, мобильность, предприимчивость, самостоятельность в принятии решений, критичность мышления) и отражающие готовность и способность эффективно осуществлять профессиональную деятельность в различных сферах и сегментах экономики посредством выстраивания своей профессиональной карьеры, исходя из своих индивидуальных ценностей и проецируя их в соответствии со стратегией развития общества, нравственными основаниями и правилами.
Экономические компетенции мы рассматриваем как открытую систему знаний, умений, навыков, опыт практической экономической деятельности и личной ответственности, которая активизируется и пополняется в процессе профессиональной деятельности по мере возникновения реальных экономических проблем, с которыми сталкивается выпускник профессионального образовательного учреждения.
В результате сопоставительного анализа понятий «компетентность» и «компетенции» нами была сформирована структура экономической компетентности обучающихся в виде ключевых, профессиональных и дополнительных экономических компетенций на разных уровнях профессионального образования с учетом подготовки по экономическим и неэкономическим специальностям.
Основанием классификации экономической компетентности являются модули изучаемых дисциплин:
1 модуль — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
2 модуль — общепрофессиональные дисциплины;
3 модуль — специальные дисциплины (профессиональные модули).
Ключевые экономические компетенции включают в себя базовые экономические знания, необходимые для адаптации к профессиональной деятельности в рыночных условиях.
Профессиональные экономические компетенции предполагают наличие способностей применять экономические знания на практике, умение оценивать новые экономические ситуации и принимать по ним оптимально экономически выгодные решения.
Дополнительные экономические компетенции рассматриваются нами как способность креативного экономического поведения, способность к эффективному поведению на рынке труда, способность к профессиональному росту и непрерывному экономическому самообразованию, способность системного применения экономических знаний в инвестиционных
проектах; формируются эти компетенции в процессе изучения дисциплин по выбору обучаемых и факультативных дисциплин.
В содержании экономического обучения экономические компетенции являются необходимой и обязательной частью подготовки любого специалиста в системе профессионального образования, что обусловлено: развитием рынка труда, где присутствуют как экономические гиганты, так и предприятия среднего и малого бизнеса, доля которых будет увеличиваться; инфляцией, экономическими реформами (пенсионная, ЖКХ и другие), платными образовательными и медицинскими услугами, то есть вовлечением работающего гражданина в формирование личного и семейного бюджета.
Выявленные особенности проектирования системы непрерывного экономического образования позволяют:
• реализовать в учебном процессе составляющие компетентностной модели выпускника: профессиональные характеристики обучающихся, отвечающие требованиям Государственных образовательных стандартов III поколения по конкретной специальности и личностные качества — психологические, мыслительные, поведенческие;
• реализовать потенциал педагога в совершенствовании своего педагогического мастерства;
• применить систему имитационных методов обучения в совокупности, которая проявляется в новом методе обучения «Учебная Фирма»;
• уточнить комплекс педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели формирования экономических компетенций выпускника.
Механизм реализации концепции непрерывного экономического образования предполагает взаимосвязь и взаимодействие экономического обучения, экономического воспитания, экономического развития и включения личности в реальную экономическую деятельность посредством: мониторинга образовательной среды (анализ исходного состояния образовательной среды; выявление творчески работающих преподавателей, желающих использовать инновационные технологии; выбор технологий обучения для формирования экономических компетенций); методики отбора содержания и организации учебной деятельности (выявление оптимальных вариантов построения образовательных программ по основам экономической теории и пути их реализации; разработка комплексного научно-методического обеспечения образовательного процесса с учетом взаимосвязи форм, методов, технологий обучения); алгоритма совместной деятельности преподавателей и обучаемых, включающего проблему, цель, задачи, педагогические условия и результат сформированности экономических компетенций.
В статью вошли материалы, полученные в результате научного исследования, проводимого в рамках гранта РГНФ.
Литература
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — № 11.
2. Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи, условия // Ценности и смыслы. 2010. № 2 (5).
2. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. Монография. М.: Наука, 2006.
3. Ломакина Т.Ю. Теория и опыт непрерывного образования. С-Пб., 2008.
4. Ломакина Т.Ю, Сергеева М.Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях. — М.: Academia, 2008.
5. Назарова О.Г. Формирование экономической компетентности у учащихся профессионального лицея в учебном процессе. Орел, 2008.
6. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. Монография. М.: 2011.
7. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования. М.: Мастерство, 2001.
8. Сергеева М.Г. Педагогическая концепция непрерывного экономического образования: Монография. — Курск: РФЭИ, 2010.