Научная статья на тему 'Некоторые проблемы модернизации системы физической культуры и спорта в Приднестровье на современном этапе'

Некоторые проблемы модернизации системы физической культуры и спорта в Приднестровье на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
198
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / THE SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ / GENERAL EDUCATION AND SPORTS SCHOOLS / СПОРТИВНЫЕ КЛУБЫ / SPORTS CLUBS / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / SPORTS ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Романюк Михаил Николаевич, Романюк Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются основные направления поддержания и развития системы физической культуры и спорта в Приднестровье. Организация физического совершенствования различных групп населения и управление этим процессом в структуре государственных и общественных организаций, обеспечивающих формирование физической культуры личности и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF MODERNIZATION OF THE SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN TRANSNISTRIA, AT THE PRESENT STAGE

The article discusses the main directions of maintenance and development of the system of physical culture and sports in Transnistria. Organization of physical improvement of various population groups and management of this process in the structure of state and public organizations, providing the formation of physical culture of the individual and society.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы модернизации системы физической культуры и спорта в Приднестровье на современном этапе»

8. Липсиц И.В. Введение в экономику и бизнес (Экономика для неэкономистов): Учебн. для средн. спец. учебн. заведений. — 5-е изд. — М.: Вита-Пресс, 2013. — 208 с.

9. Ломакина Т.Ю., Коржуев А.В., Сергеева М.Г. Структурные изменения в системе профессионального образования: Монография - СПб: Алетейя, 2014 - 168 с.

10. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Научные основы развития непрерывного экономического образования в системе профессионального образования: Монография. - Москва, 2015. - 344 с.

11. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: Учеб.пособие для студ. Высш.учеб.заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. М.: ИЦ «Академия», 2010. - 496 с.

12. Сергеева М.Г., Косырев В.П. «Человеческий капитал» как ключевая категория анализа взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. М., 2007. № 4 (24). С. 18-21.

13. Сергеева М.Г., Ломакина Т.Ю. Модель формирования педагогического мастерства преподавателя при подготовке практикоориентированных специалистов // Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании. 2008. № 5. С. 39- 40.

14. Федеральный закон об образовании (29.12.2012г.) [Электронный ресурс] // Российское образование, федеральный портал. -URL: http://www.edu.ru/abitur/act.34/index.php

Педагогика

УДК 796.011.1(778)

доцент Романюк Михаил Николаевич

ГОУ «Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко» (г. Тирасполь); доцент Романюк Татьяна Владимировна ГОУ «Приднестровский государственный университет имени Т. Г.Шевченко» (г. Тирасполь)

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПРИДНЕСТРОВЬЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления поддержания и развития системы физической культуры и спорта в Приднестровье. Организация физического совершенствования различных групп населения и управление этим процессом в структуре государственных и общественных организаций, обеспечивающих формирование физической культуры личности и общества.

Ключевые слова: система физической культуры и спорта, общеобразовательные и спортивные школы, спортивные клубы, физкультурно-спортивные организации.

Annotation. The article discusses the main directions of maintenance and development of the system of physical culture and sports in Transnistria. Organization of physical improvement of various population groups and management of this process in the structure of state and public organizations, providing the formation of physical culture of the individual and society.

Keywords: the system of physical culture and sports, General education and sports schools, sports clubs, sports organizations.

Введение. Поддержание оптимальной физической активности граждан в каждом государстве является основополагающей задачей, можно сказать политической доктриной. На современном этапе роль физической культуры и спорта становится все более заметным социальным и политическим фактором. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой и спортом, состояние здоровья населения и успехи на спортивных состязаниях самого высокого уровня являются доказательством жизнеспособности и духовной силы любой нации, ее военной и политической мощи.

Современная теория физической культуры дает множество определений понятию «система физической культуры и спорта». Юридическая энциклопедия гласит следующее: «Система физической культуры и спорта - совокупность государственных и общественных организаций, осуществляющих деятельность в целях физического воспитания населения и развития спорта.

Так, Ю.Ф. Курамшин считает, что система физической культуры складывается из ряда взаимосвязанных частных систем физического воспитания лиц разных социальных групп населения (системы физической культуры детей, системы физической культуры и спорта школьников и т.д.).

Авторы настоящей статьи разделяют точку зрения д.п.н. В.В.Миронова в соответствии с которой, система физической культуры и спорта - это совокупность целей, задач, принципов, а так же средств, методов и форм организации физического совершенствования различных групп населения и управления этим процессом в структуре государственных и общественных организаций, обеспечивающих формирование физической культуры личности и общества с учетом требований тех сфер жизнедеятельности, в которых эти группы функционируют. В настоящей статье будет рассмотрена совокупность учреждений, осуществляющих физическое совершенствование молодежи и взаимоотношений между ними.

Результаты исследования и их обсуждение. Система физической культуры и спорта в Приднестровье приобрела современный вид в 90-годах XX века, когда регион самоопределился как самостоятельное государство. Именно тогда существовавшая в Приднестровье совокупность организаций, осуществляющая физическое совершенствование молодежи (общеобразовательных и спортивных школ, спортивных клубов) начала функционировать как целостный и самодостаточный комплекс.

Развитие системы физической культуры и спорта в Приднестровье было подчинено тем же закономерностям, что и в большинстве постсоветских стран (снижение доли государственного финансирования, появление новых видов спорта, либерализация рынка физкультурно-спортивных услуг и др.). Однако специфика политического и социально-экономического развития ПМР определены рядом особенностей системы физической культуры и спорта. Среди них: продолжающийся процесс формирования системы, обусловленный молодостью приднестровского государства и общества; ориентация на российские

образовательные стандарты, обусловленная общим политическим курсом органов государственной власти; отсутствие прямой поддержки в развитии физкультурно-спортивных организаций со стороны международных структур, что связано с международной не признанностью Приднестровской Молдавской Республики.

В систему физической культуры и спорта молодежи Приднестровья входят более 180 общеобразовательных школ, 27 спортивных школ, около 10 спортивных клубов высшего спортивного мастерства. Данные учреждения образуют три взаимосвязанных уровня развития физической культуры и спорта в республике.

Из 70 тысяч приднестровских школьников основная масса охвачена регулярными занятиями физического воспитания посредством уроков физической культуры в общеобразовательных школах, а так же занятиями во внеурочное время (в секциях по разным видам спорта, кружках спортивной направленности).

Начиная с 2005 года, в Приднестровье проводятся традиционные школьные, городские и республиканские физкультурно-спортивные мероприятия среди учащихся. Основными республиканскими мероприятиями для детей школьного возраста являются: «Старты надежд»; «Президентские старты»; «Спартакиада школьников»; «Олимпиада по предмету физическая культура». Эти мероприятия образуют целостный комплекс физической подготовки школьников. «Старты надежд» формируют заинтересованность в занятиях физической культурой у младших школьников. «Президентские старты» стимулируют проведение внеклассной работы в школах (спортивные кружки и секции). «Спартакиада школьников» обеспечивает массовое привлечение молодежи к занятиям наиболее популярным видам спорта. «Олимпиада по предмету физическая культура» дает возможность определить уровень физического развития школьников на завершающем этапе обучения в общеобразовательных организациях.

Подготовку ко всем перечисленным выше спортивным мероприятиям осуществляют учителя физической культуры. В таблице 1 представлены показатели кадрового потенциала учителей физической культуры республики.

Таблица 1

Кадровый потенциал учителей физической культуры общеобразовательных школ

Штатные работники по физической культуре 258 % соотношение

с высшим педагогическим образованием 177 68,6%

со средним специальным педагогическим образованием 34 13,2%

со средним образованием 47 18,2%

с высшей категорией 38 14,7%

с первой категорией 74 28,7%

со второй категорией 47 18,2%

без категории 99 38,4%

Одной из основных проблем развития физической культуры школьников является изношенность материально-технического обеспечения организаций общего образования, что вызывают особую тревогу. Отсутствие спортивного оборудования затрудняет выполнение учебной программы, таким образом, программа выполняется не в полном объеме с заменой на вариативную часть. Отсутствие предприятий по изготовлению спортивного оборудования и инвентаря в Приднестровье только усугубляет существующую проблему. Из-за отсутствия финансирования Государственные администрации не могут в нужном объеме обеспечивать необходимым оборудованием и инвентарем организации, предоставляющие образовательные услуги. Острой проблемой так же является недостаточное финансирование республиканских и местных физкультурно-спортивных мероприятий. По этой причине не всегда удается проведение спортивных мероприятий на должном уровне.

Основная роль в развитии и становлении менталитета граждан в отношении необходимости и значимости занятий физической культурой и спортом принадлежит, несомненно, учреждениям дополнительного образования спортивной направленности. Детско-юношеский спорт является ядром всей системы развития физической культуры и спорта в Приднестровье.

В спортивных школах республики занимается более 10 тысяч молодых людей, где культивируется 30 видов спорта. По наиболее популярным видам спорта ежегодно проводятся республиканские первенства (легкая атлетика, плавание, настольный теннис, футбол, бокс, баскетбол, различные виды борьбы и др.).

Тренерско-преподавательский состав включает в себя около 400 человек. Основная масса молодых специалистов подготовлена факультетом физической культуры и спорта ПГУ им. Т. Г. Шевченко, который выпускает специалистов по следующим направлениям: «Педагогическое образование», «Физическая культура», «Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья».

Детско-юношеские спортивные команды Приднестровья успешно выступают на международных соревнованиях. При этом особых успехов добиваются юные волейболисты, футболисты, пловцы, велосипедисты, борцы, боксеры и др.

Одной из наиболее сложных проблем в развитии детско-юношеского спорта Приднестровья является отсутствие достаточного количества спортивных баз, соответствующих международным стандартам. Улучшение материально-технической базы в городе Тирасполе, уменьшило, но не решило существующую проблему всей республики. Данная проблема особенно остро сказывается на развитии таких видов спорта как акробатика, гимнастика, легкая атлетика, тяжелая атлетика, настольный теннис, бейсбол и др. Несбалансированность перечня развивающих видов спорта в спортивных школах республики приводит к распылению государственных и местных ресурсов. Остро стоит вопрос с медицинским обслуживанием. Не налажен процесс регистрации спортивных достижений воспитанников спортивных школ (отсутствуют классификационные книжки у спортсменов).

Практика показывает, что нормативно-правовая база деятельности спортивных школ явно отстает от практики функционирования спортивных школ в республиках постсоветского пространства. И это отставание явно продолжает увеличиваться. Для сравнения можно привести следующие цифры. Согласно действующему Положению о спортивной школе, в нашей Республике, в группах начальной подготовки количество часов в годовом плане учебно-тренировочных занятий составляет 312 часов, в Российской Федерации, которая в

нашем образовательном пространстве является критерием эталона, эта цифра составляет 437 часов, что на 125 часов больше, а это 2 ставки тренерско-преподавательского состава. На этапе спортивного совершенствования разница в годовом плане распределения учебных часов составляет 220 часов (4 ставки). Возможно, это незначительная разница для сравнительного анализа Приднестровья и России, но хочется обратить внимание на то, что молодому специалисту на 1 ставку необходимо набрать три группы начальной подготовки первого года обучения, что составляет около 50 детей, что для республики, численностью 475 тысяч является весьма нелегко. Кроме этого необходимо совершенствовать положения о порядке установления надбавок и доплат к должностному окладу работников физической культуры, спорта и туризма.

Необходим переход на новую отраслевую систему оплаты труда тренеров-преподавателей, т.е. доплата тренерскому составу за подготовку спортсменов.

Кадровое обеспечение остается не только актуальной, но и явно обостряющейся за последние годы проблемой. Значительно возросли трудности с подбором кадров, требуется улучшение профессиональной подготовки и переподготовки кадров, налаживание научно-методического обеспечения работы тренерско-преподавательского состава. В количественном и качественном составе кадровое обеспечение дополнительного образования представлено в таблице 2.

Таблица 2

Кадровый потенциал работников дополнительного образования спортивной направленности в

ПМР

Штатные работники (тренер-преподаватель) спортивных школ 400 % соотношение

с высшим образованием 272 68%

со средним специальным образованием 54 13,5%

со средним образованием 74 18,5%

с высшей категорией 79 19,75%

с первой категорией 105 26,25%

со второй категорией 59 14,75%

без категории 157 39,25%

Это не единственный фактор, на котором необходимо акцентировать внимание кадрового обеспечения деятельности спортивных школ, от которого прямо зависит эффективность использования материально-технических, финансовых, нормативно-правовых и других условий деятельности спортивных школ.

Важнейшей составляющей системы развития физической культуры и спорта в Приднестровье являются спортивные клубы и федерации по видам спорта. Спортсмены республики за последние 5 лет приняли участие примерно в 50 чемпионатах Мира, более чем в 100 чемпионатах и первенствах Европы, 36 Чемпионатах Балканских стран, более чем в 150 официальных Международных турнирах.

С 1996 года спортсмены из Приднестровья принимают участие в Олимпийских играх в составе делегаций Молдовы, России, Белоруссии. Гордостью Приднестровья, стали спортсмены, участвующие в Олимпийских играх: МС МК по боксу Игорь Самоленко, МС МК по плаванию Андрей Михайлов, МС МК по легкой атлетике: Феодосий Чумаченко, Наталья Черкес, Виктор Коваленко, Светлана Шепелева, Инна Глизнуца, Владимир Летников, МС МК по гребле: Александр Дьяченко, Алексей Коровашков.

Традиционно высокие результаты на чемпионатах Мира, Европы, первых Европейских играх, соревнованиях в Российской Федерации показывают спортсмены из Приднестровья, среди них: МС МК Кирилл Шамшурин (гребля), Василий Погребан (гребля), Андрей Мыцыков (легкая атлетика), Анна Репида (борьба), Александр Рышкан (бокс), Татьяна Перстнева (плавание) и др.

В 2004 году сформирован Республиканский центр Олимпийской подготовки для создания единой системы отбора и подготовки спортсменов основного и резервного состава по Олимпийским видам спорта.

Ведущими республиканскими спортивными клубами являются: футбольный клуб «Шериф», волейбольный клуб «Динамо», футбольный клуб «Динамо-Авто», футбольный клуб «Тирасполь», бейсбольный клуб «Квинт», СК «Рекорд». Данные организации по своему роду деятельности занимаются подготовкой спортсменов высокого класса и выступают на международных соревнованиях.

Команда по футболу «Шериф» в 2003 году завоевала Кубок стран СНГ по футболу, на протяжении 10 лет является Чемпионом Республики Молдова, в 2017 году приняли участие в отборочном туре лиги Европы, где заняли третье место. Волейбольный клуб «Динамо» в 2014г. участвовал в отборочном туре чемпионата Европы по волейболу. При этом ряд команд выступают в регулярных чемпионатах Молдовы и ПМР.

В системе спорта Приднестровья существует ряд следующих проблем: ограниченная лигитивность спортивных клубов в связи с отсутствием международного признания государственности республики, неопределенность будущего ряда спортивных клубов в связи с приватизацией донорских предприятий, недостаточный уровень взаимодействия спортивных клубов со спортивными школами в вопросах подготовки спортивного резерва, нехватка средств на содержание спортивных баз и медицинского обслуживания спортсменов международного уровня, отсутствие должного взаимодействия между спортивными клубами и спортивными федерациями Приднестровья. Отсутствие системы подготовки и повышения квалификации судей по видам спорта.

Выводы. Таким образом, система физической культуры и спорта в Приднестровье требует существенной модернизации в соответствии с международными стандартами развития отрасли. Основными задачами такой модернизации должно стать развитие инфраструктуры рассматриваемой системы за счет привлечения дополнительных инвестиций, улучшение преемственности между различными уровнями системы по средствам ликвидации разобщенности в управлении ими, преодолении изолированности отечественной системы физической культуры и спорта в отношении Мирового сообщества путем интенсификации контактов с международными структурами.

Практика большинства стран мира показывает, что универсальным средством достижений поставленных задач является формирование сети институтов гражданского общества в сфере физической культуры и спорта, воплощением которых являются спортивные федерации, клубы, союзы, ассоциации. Данные

структуры, координируя частные государственные инвестиции, позволяют решать проблемы инфраструктуры отрасли (создавать и модернизировать спортивные объекты, предприятия спортивной направленности, решать проблемы медицинского обслуживания спортивной работы, обучать специалистов судейской квалификации).

Спортивные федерации при наделении их полномочиями и ресурсами способны как никто лучше осуществлять последовательную работу по пропаганде соответствующих видов спорта на всех уровнях систем физической культуры и спорта.

И, наконец, федерациям по видам спорта, гораздо, проще выстраивать как формальные, так и неформальные контакты с аналогичными международными федерациями, тем более что общественные структуры (международный олимпийский комитет, спортивные ассоциации) оказывают, сегодня, приоритетное воздействие на развитие физической культуры и спорта в мировом масштабе.

В то же время необходимо понимать, что институты гражданского общества в сфере физической культуры и спорта не могут возникнуть и дорасти до необходимого уровня сами собой. В Приднестровье необходимо создание системы поддержки деятельности физкультурно-спортивных организаций различных организационно-правовых форм по развитию массового спорта, расширению сети действующих спортивных коллективов, укреплению их материально-технической базы. Они должны получить определенные полномочия (по присвоению спортивных разрядов и судейских категорий, по проведению чемпионатов и первенств, по формированию сборных команд республики) после прохождения государственной аккредитации. Государство должно компенсировать аккредитованным спортивным организациям их расходы по выполнению общественно значимых функций. Механизмом такой компенсации могут стать гранты, социальный заказ на реализацию определенных проектов. Спортивные федерации должны быть допущены к участию в жизни спортивных школ. Их роль может быть очень велика в осуществлении методической работы с тренерами в подготовке команд к республиканским и международным соревнованиям, в поиске негосударственных источников финансирования. Именно умелая работа спортивных федераций может скоординировать работу муниципальных спортивных школ и частных спортивных клубов.

Литература:

1. Статистический отчет организаций спортивной направленности Государственной службы по спорту ПМР за 2016 год.

2. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Курамшина. - 2-е изд., испр. -М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

Педагогика

УДК 37.017.7

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Рылеева Анастасия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курганский государственный университет» (г. Курган)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К СЕМЕЙНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема семейного самоопределения, которое рассматривается как составляющий компонент жизненного самоопределения личности; приводятся данные исследования старшеклассников по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. Для исследования была взята группа детей в возрасте 16-17 лет в количестве 60 человек, обучающихся общеобразовательного учреждения г. Кургана. Данные диагностики (низкий уровень ответственности, размытое представление о семейных ценностях, преобладание гедонистических мотивов) показали необходимость организовать работу по подготовке молодых людей к будущей семейной жизни в рамках разработанного курса «Шаг навстречу».

Ключевые слова: семейное самоопределение, старшеклассники, общеобразовательное учреждение, подготовка к семейной жизни, ценности.

Annotation. His article discusses the issue of family self-determination, which is regarded as the vital component of self-determination; the given researches of high school students according to the method "Value orientations" by M. Rokicha. For the study was taken a group of children aged 16-17 years in the amount of 60 people, students of educational institutions of the city of Kurgan. Diagnostic data (low level of responsibility, fuzzy family values, the predominance of hedonistic motives) showed the need to organize work on the preparation of young people for family life within the framework of the course "Step forward".

Keywords: family self-determination, pupils, educational establishment, family life education, values.

Введение. В эпоху информационного общества актуальным становится обращение к выстраиванию и формированию в сознании подрастающего поколения высших человеческих ценностей, формированию активной жизненной позиции, направленной на сохранение добрых взаимоотношений между людьми, развитие взаимопомощи и поддержки, сохранение традиций и культуры. Институт семьи относится к разряду тех социальных явлений, значение которых уникально как для отдельного человека, так и для всего общества, и в этой своей ипостаси семья, как никакая иная система, служит связующим звеном между человеком и обществом.

Однако в современных условиях институт семьи отличается нестабильностью, значимость традиционной семейной функции, такой как, воспитание детей, снижается, изменяются требования супругов к психологической и нравственной основе брака и межличностным отношениям.

Формулировка цели статьи. Учитывая, что сложившаяся ситуация в стране определена государством как национальная проблема, перед образовательными учреждениями стоит задача обеспечить условия для преодоления негативных тенденций в молодежной среде по отношению к семье и браку, создать условия для формирования готовности к созданию будущей семьи, осознанию роли отцовства и материнства.

На важность подготовки старшеклассников к семейной жизни указывали классики отечественной педагогики А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Цель и задачи подготовки к семейной жизни они видели,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.