Научная статья на тему 'Особенности развития школьной педагогики здоровья в Приднестровье'

Особенности развития школьной педагогики здоровья в Приднестровье Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
570
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ / РАЗВИТИЕ / ПРИДНЕСТРОВСКАЯ МОЛДАВСКАЯ РЕСПУБЛИКА / SCHOOL HEALTH PEDAGOGICS / DEVELOPMENT / PRIDNESTROVIAN MOLDAVIAN REPUBLIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абрамова В. В., Ирхин В. Н.

Цель исследования, представленного в публикации, показать особенности и определить направления развития школьной педагогики здоровья в Приднестровской Молдавской республике (ПМР). Методология и методики. В ходе работы использовался теоретический анализ источников в области педагогики здоровья, статистические данные, методы аналогии, сопоставления, сравнения, обобщения информации, изучение передового опыта школ здоровья ПМР. В качестве ведущих методологических ориентиров были задействованы принципы системного и валеологического подходов. Результаты и научная новизна. Раскрыты сущностные характеристики и специфика школьной педагогики здоровья в ПМР, целостно представлен ее генезис в постсоветский период, определены перспективы. Выявлен и проанализирован позитивный опыт сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся приднестровских школ. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты носят прогностический характер и пригодны для проектирования организации школьной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Абрамова В. В., Ирхин В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Development of School Pedagogics Health in Transnistria

The aim of the investigation is to show the features and to define the directions of development of school pedagogics of health in Pridnestrovian Moldavian Republic (PMR). Methods. The methods involve theoretical analysis of sources in the field of pedagogics of health, statistical data, methods of analogy, comparison, correlation, synthesis of information, studying of the best practices of schools of health of PMR. The principles of system and valeological approaches have been involved as the leading methodological reference points. Results and scientific novelty. Intrinsic characteristics and specifics of school pedagogics of health in PMR are disclosed; its genesis during the PostSoviet period is completely presented; the prospects are defined. Positive experience of preservation, strengthening and formation of health of pupils of Pridnestrovian schools is revealed and analysed. Practical significance of research consists that the received results have predictive character and are suitable for design of the organization of a school education system.

Текст научной работы на тему «Особенности развития школьной педагогики здоровья в Приднестровье»

Образование и наука. 2016. № 5 (134)

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 371.7(478)

Абрамова Валентина Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гимнастики и спортивных единоборств Приднестровского государственного университета им.. Т. Г. Шевченко, Тирасполь (Приднестровская Молдавская республика). Е-mail: [email protected]

Ирхин Владимир Николаевич

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры Белгородского государственного национального исследовательского университета, Белгород (РФ). Е-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ЗДОРОВЬЯ В ПРИДНЕСТРОВЬЕ

Аннотация. Цель исследования, представленного в публикации, - показать особенности и определить направления развития школьной педагогики здоровья в Приднестровской Молдавской республике (ПМР).

Методология и методики. В ходе работы использовался теоретический анализ источников в области педагогики здоровья, статистические данные, методы аналогии, сопоставления, сравнения, обобщения информации, изучение передового опыта школ здоровья ПМР. В качестве ведущих методологических ориентиров были задействованы принципы системного и валеологического подходов.

Результаты и научная новизна. Раскрыты сущностные характеристики и специфика школьной педагогики здоровья в ПМР, целостно представлен ее генезис в постсоветский период, определены перспективы. Выявлен и проанализирован позитивный опыт сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся приднестровских школ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты носят прогностический характер и пригодны для проектирования организации школьной системы образования.

Ключевые слова: школьная педагогика здоровья, развитие, Приднестровская Молдавская республика.

DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-5-123-138 Статья поступила в редакцию 29.02.2016. Принята в печать 26.04.2016.

Valentina V. Abramova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Gymnastics and Combat Sports, Pridnestrovian State University named after T. G. Shevchenko, Tiraspol (Prid-nestrovian Moldavian Republic). E-mail: [email protected]

Vladimir N. Irkhin

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of the Theory and Technique of Physical Culture, Belgorod State National Research University, Belgorod (RF). E-mail: Irhin@psu. edu. ru

FEATURES OF DEVELOPMENT OF SCHOOL PEDAGOGICS HEALTH IN TRANSNISTRIA

Abstract. The aim of the investigation is to show the features and to define the directions of development of school pedagogics of health in Pridnestrovian Moldavian Republic (PMR).

Methods. The methods involve theoretical analysis of sources in the field of pedagogics of health, statistical data, methods of analogy, comparison, correlation, synthesis of information, studying of the best practices of schools of health of PMR. The principles of system and valeological approaches have been involved as the leading methodological reference points.

Results and scientific novelty. Intrinsic characteristics and specifics of school pedagogics of health in PMR are disclosed; its genesis during the PostSoviet period is completely presented; the prospects are defined. Positive experience of preservation, strengthening and formation of health of pupils of Prid-nestrovian schools is revealed and analysed.

Practical significance of research consists that the received results have predictive character and are suitable for design of the organization of a school education system.

Keywords: school health pedagogics, development, Pridnestrovian Moldavian Republic.

DOI: 10.17853/ 1994-5639-2016-5-123-138

Received: 29.02.2016.

Accepted for printing: 26.04.2016.

В условиях модернизации российской школы, ее интеграции в мировое образовательное пространство закономерным представляется целенаправленное изучение, объективный анализ и выявление позитивного опыта в области образования в стране и за рубежом, в том числе в государствах бывшего СССР. Сравнительно-сопоставительный анализ позволяет определить общие направления данной сферы, в частности развития школьной педагогики здоровья как на международном, так и национальном уровне, эффективные способы здоровьеориентированной деятельности, которые могут быть использованы в общей школьной практике при сохранении национальных образовательных традиций.

Среди стран бывшего СССР, развивающих и поддерживающих идеи педагогики здоровья, Приднестровская Молдавская республика (ПМР) занимает особое место, поскольку ее государственная политика в гуманитарной области нацелена на интеграцию в образовательное пространство России, педагоги-практики успешно используют наработки российских ученых по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Кроме того, в ПМР накоплен собственный значительный опыт по обеспечению здоровья учащихся как на государственном уровне, так и в отдельных организациях среднего образования.

Научную литературу, посвященную вопросам здоровьесбережения школьников, можно условно разделить в две группы:

• исследования, в которых разрабатываются теоретические основы педагогики здоровья (Н. П. Абаскалова [1], Э. Н. Вайнер, В. Н. Ирхин [1, 6], Э. М. Казин, В. В. Колбанов, Т. Ф. Орехова, Л. Г. Татарникова, Н. В. Третьякова [14], А. Г. Щедрина, Д. З. Шибкова и др.);

• изыскания в области здоровьеориентированной профессионально-педагогической деятельности (Г. М. Брадик [3], В. Н. Ирхин [7, 8], И. В. Ир-хина, Н. Н. Малярчук, О. Л. Трещева, Р. Е. Ковалева [9], О. Е. Подгорная [12] и др.).

Принципиальную роль в нашем исследовании сыграли труды отечественных ученых-компаративистов о закономерностях развития системы образования, взаимосвязях и взаимозависимости школьного образования и социально-экономических, политических и культурологических процессов (Н. Е. Воробьев, Б. Л. Вульфсон, Б. С. Гершунский, О. В. Гукаленко [4], А. Н. Джуринский, М. В. Кларин, З. А. Малькова, А. М. Митина, С. У. Науша-баева, Л. Н. Пивнева, Е. Ю. Рогачева, В. А. Северцев, Л. Л. Супрунова, Л. Н. Талалова, Т. В. Цырлина, Б. Д. Чащихин, О. А. Шиян и др.), а также положения работ зарубежных авторов, изучающих вопросы распространения ценностей здоровья, здорового образа жизни и физической культу-

ры (M. Cuk, B. Pajek, J. Pajek, M. Pacek, N. Owen, A. Bauman, W. Brown, S. Trost, C. P. Miculis, L. P. Mascarenhas, M. C. Boguszewski, W. de Campos, S. Castley, M. Dignan, P. Carr, H. Noack [15-22] и др.).

Таким образом, материалов по проблемам поддержки здоровья школьников и перспективам системы образования в данном направлении имеется достаточно. Однако в научной литературе слабо представлен анализ процессов, происходящих в системе образования стран бывшего СССР. Вне поля зрения исследователей остается и содержание развития педагогики здоровья Приднестровья.

Анализ научных источников по интересующей нас тематике, нормативно-правовых документов и практического опыта, касающихся обеспечения здоровья школьников ПМР, выявил противоречия

• между необходимостью изучения особенностей, целей, содержания, моделей и технологий формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся школ Приднестровья и недостаточной разработанностью теоретического обоснования рассматриваемой системы;

• между объективно растущей потребностью в интеграции российского школьного образования и образовательной системы средней ступени ПМР для совместного решения вопросов здоровьесбережения учащихся и недостаточным вниманием к положительному опыту решения обозначенной проблемы в Приднестровье.

Устранение указанных противоречий стало целью нашего исследования.

Государственную политику ПМР в области общего образования претворяют в жизнь 162 организации общего образования, отличающиеся видовым многообразием и вариативностью реализуемых программ. Сохранение, укрепление и формирование здоровья школьников является приоритетной государственной задачей, о чем свидетельствуют принятые в ПМР законодательные акты. Например, показательным в этом плане является закон «Об охране здоровья граждан» (№ 29-З от 16 января 1997 г.), в соответствии с которым право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Приоритет профилактических мер указан в качестве одного из основных принципов охраны здоровья граждан. Документ, по сути, закрепил в качестве доминирующего гигиенический подход к здоровьесбережению в образовании: его сущность заключается в снижении внешних отрицательных факторов воздействия на здоровье учащихся как путем приня-

тия государственных программ «Профилактика ВИЧ/СПИД-инфекции и болезней, передающихся половым путем (БППП), в ПМР» на 2005-2009 и на 2010-2014 гг., «Онкология» (2006-2010; 2011-2015 гг.), комплексной профилактики кариеса у детей «Детям - здоровые зубы» на 2004-2013 гг., «Иммунизация населения ПМР» на 2006-2010 и на 2011-2015 гг., «Профилактика туберкулеза на 2011-2015 гг.», так и посредством регламентации образовательного процесса и отдельных его видов, учета гигиенических требований и норм организации предметно-пространственной среды, использованию оборудования и т. д.

Для решения здоровьесберегающих задач в образовательных учреждениях используется комплекс защитных мер: соблюдение норм СанПи-На, ограничение предельного уровня учебной нагрузки, компенсаторно-нейтрализующие приемы (физкультминутки, эмоциональные разрядки), учет индивидуальных и половозрастных особенностей учащихся, использование здоровьесберегающих технологий и методов обучения. Приняты государственные целевые программы «Улучшение условий труда и учебы в системе просвещения на период 2008-2013 гг.», «Школьная мебель» на период 2010-2012 гг.

Принципиальное значение для развития педагогики здоровья в ПМР имела государственная программа «Образование и здоровье» на период 2005-2009 гг., целью которой было создание социальной системы образовательно-медико-психологической направленности для решения проблемы сохранения здоровья детского населения. Для реализации этой программы во многих образовательных учреждениях был разработан план комплексных мероприятий по оздоровлению детей, профилактике различных заболеваний, пропаганде здорового образа жизни, развитию физической культуры. Определены основные направления взаимодействия медицинских работников школьных учреждений и поликлиник, педагогов и родителей, что позволяет обеспечить своевременное медицинское обследование детей, их лечение и оздоровление. Таким образом, обозначилась тенденция комплексного подхода к воспитанию здорового поколения приднестровцев.

Деятельность школ по реализации программы «Образование и здоровье» продолжается и сегодня. Для формирования культуры здорового образа жизни учащихся в отдельных школах вводятся уроки здоровья, реализуется валеологический потенциал содержания школьных предметов, проводится внеклассная и внешкольная валеологическая воспитательная работа. Педагоги стремятся приобщать школьников к занятиям в спортивных секциях, участию в массовых физкультурных и валеологи-ческих мероприятиях, в школах создаются и работают творческие объе-

динения: кружки, секции, клубы. Осуществляется физкультурно-оздоровительная работа: в рамках Концепции физического воспитания детей и молодежи в ПМР (утверждена постановлением правительства ПМР № 318 от 10.12.2015 г.) расширяются возможности выбора школьниками содержания обязательных занятий физической культурой; обозначена возможность наполнения вариативной части урока по физической культуре непрограммным содержанием; проводится утренняя зарядка; как обязательная форма занятий физическими упражнениями с учащимися 1-9-х классов заявлена физкультминутка на каждом уроке; во всех школах есть «День здоровья» для всех параллелей; активизируется спортивно-массовая работа. Для детей с ослабленным здоровьем организованы занятия физкультурой в специальных медицинских группах, и программы такого рода постоянно совершенствуются.

Для улучшения материальной базы физкультурно-оздоровительной деятельности была принята государственная целевая программа «Обеспечение спортивным оборудованием и инвентарем организаций образования ПМР на 2013-2017 гг.». К сожалению, тяжелое финансово-экономическое положение республики пока не позволяет в полной мере реализовать эту программу. По данным Министерства просвещения ПМР потребность в спортивном оборудовании в настоящее время оценивается в 31 130 190 рублей [5].

Благотворное влияние на развитие педагогики здоровья ПМР оказало тесное сотрудничество с российскими учеными (В. И. Бондиным, Г. К. Зайцевым, Ф. И. Собяниным и др.) и вузами, в частности с Южным федеральным университетом, Белгородским государственным национальным исследовательским университетом (НИУ БелГУ). В рамках международного сотрудничества с коллегами из НИУ БелГУ на факультете физической культуры и спорта Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко была создана научно-исследовательская лаборатория «Физическая культура и спортивная медицина», одно из направлений научной деятельности которой связано с решением проблемы обеспечения здоровья школьников, в том числе путем распространения концепции развития здоровьеориентированной образовательной системы (автор -В. Н. Ирхин [6]) на основе системного подхода.

В настоящее время в школах ПМР большое внимание уделяется созданию здоровой предметно-пространственной среды:

• по итогам реализации государственной программы «Школьная мебель» кабинеты оборудованы партами в соответствии с ростовой градацией;

• проводится работа по озеленению и дизайну рекреаций и классных комнат;

• функционируют спортивные залы, в некоторых школах - тренажерные комнаты и оборудованные рекреационные площадки, например с установкой столов для настольного тенниса.

В республике созданы условия для обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Функционирует 13 специальных (коррекционных) образовательных учреждений различных видов, где существует специальная коррекционно-развивающая образовательная среда, обеспечивающая адекватные условия для оздоровления, реабилитации и социальной адаптации. Для соблюдения прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования по месту жительства и возможности постоянного проживания в семье государство пытается обеспечить условия для интегрированного и инклюзивного обучения дошкольников и школьников данной категории. В организациях дошкольного и общего образования функционируют 122 специальные коррекционные группы и класса, в которых осуществляется педагогическая поддержка и психологическое сопровождение детей, создаются условия, где обучающиеся могут работать в индивидуальном темпе, в комфортной психологической атмосфере, в ситуации гарантированного успеха (данные из доклада министра просвещения ПМР С. И. Фадеевой «О системе образования ПМР» на встрече с российской делегацией в Тирасполе1).

Еще одним вектором развития педагогики здоровья в ПМР стало усиление внимания к формированию нравственного и социального компонентов самочувствия школьников. В качестве основы деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации детей и молодежи коллегией Министерства просвещения утверждена государственная программа гражданско-патриотического воспитания «Мы - народ Приднестровья», реализация которой на различных уровнях образования начата с 2014/15 уч. г. Программа интегрирует комплекс более частных программ гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, начиная с детского сада и вплоть до повышения квалификации педагогов. Система непрерывного воспитательного воздействия позволяет концентрически усиливать сообразно возрасту формирование базовых ценностей у детей и молодежи.

Население Приднестровья составляют представители 35 национальностей: русские, украинцы, молдаване, евреи, болгары, белорусы, гагаузы, татары и др. Данное обстоятельство предопределило этнокультурный характер педагогики здоровья. С одной стороны, были исследованы тео-

1 http: //www.mmpros.mfo/mdex.php?option=com_content&task=view&id=2334 &Itemid=99999999.

ретико-методологические основы педагогической защиты и поддержки учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве (О. В. Гукаленко [4]), поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося (И. В. Колоколова [10]), проектирование педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе (А. А. Ткачук [13]), личностно-ори-ентированный подход в управлении поликультурной школой (А. Г. Маф-тей [11]) и др. С другой стороны, в качестве вариативной части школьной образовательной программы разработан курс «Живем в мире и согласии», задача которого - через игровую и учебную деятельность, краеведческую работу с детьми и их родителями воспитывать сознательных граждан и патриотов, знающих и любящих родной край, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и преумножать его природный, экономический и культурный потенциал.

В целях преодоления негативных нравственных деформаций в кризисный подростковый период разработан учебный курс «Основы мировых культур и религий» для учащихся 8-х классов. Курс носит культурологический характер, состоит из четырех разделов и предназначен для развития у подростков представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу традиций религиозной и светской жизни, и их значимость для понимания современной действительности. Для старшей школы и в системе профессионального образования программа предполагает реализацию элективных курсов по воспитанию навыков конструктивного межличностного взаимодействия, умения находить адекватные способы решения конфликтных ситуаций, нравственно-этических основ создания семьи и вступления в брак. В связи с этим предлагается включить в вариативную часть учебного плана такие курсы, как «Этика семейных взаимоотношений», «Конфликтология», «Основы репродуктивного здоровья» и др.

Важным направлением укрепления здоровья является летний оздоровительный отдых школьников. Разработаны и реализуются проекты мероприятий, стимулирующих двигательную активность и развитие творческого потенциала школьников: Республиканский физкультурно-спортивный конкурс «Семейные старты», республиканские физкультурно-оздоровительные турниры школьников «Старты надежд» (для учащихся 34-х классов), «Смелые и ловкие» (для 5-6-х классов), «Спортивная смена» (для 7-8-х классов), Спартакиада школьников ПМР, Республиканская Олимпиада по предмету «Физическая культура», Республиканский слет туристов-школьников ПМР (для 7-11-х классов).

Первоочередными задачами школьной системы ПМР является создание условий для успешной социализации обучающихся, формирование здорового образа жизни и обеспечение безопасности детей. Например,

в Тирасполе на базе школ № 4, № 7, № 17 открыто 15 спортивных классов с общей численностью 349 учащихся. Здесь созданы такие необходимые условия, как сбалансированный режим учебы и тренировок, бесплатное питание и т. д. - позволяющие реализовать способности обучаемых по различным спортивным направлениям, таким, как легкая атлетика, академическая гребля, гребля на байдарках и каноэ, стрельба из лука, велоспорт, баскетбол, футбол, гандбол, бокс, греко-римская борьба и дзюдо.

В ПМР в настоящее время приоритетными направлениями улучшения состояния здоровья детей и подростков являются:

• оптимизация питания учащихся общеобразовательных учреждений;

• улучшение материально-технической базы учреждений;

• укомплектование школ медицинскими работниками;

• обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм в учебных помещениях;

• соблюдение гигиенических требований к режиму учебного процесса.

Подобная работа осуществляется во многих образовательных учреждениях Приднестровья. Так, например, в Рыбницах и Рыбницком районе довольно успешно проходила апробация программ по теоретико-технологическим основам развития здоровьесберегающего пространства школы и воспитанию здорового образа жизни (автор Г. М. Брадик [3]), была организована экспериментальная деятельность по апробации линии учебных пособий «Мое здоровье» для 2-4-х классов. Всего в эксперименте приняло участие 9 образовательных учреждений с охватом 782 учеников. В отдельных школах г. Бендеры разрабатывают здоровьеориентированую организацию педагогического процесса, основанную на приобщении детей к здоровому образу жизни (ЗОЖ), увеличении двигательной активности учащихся, повышении интенсивности физических упражнений, широком использовании в занятиях подвижных и спортивных игр, в том числе на удлинненных переменах. Реализуется комплекс профилактических и оздоравливающих мероприятий:

• регулярных комплексных медицинских обследований учащихся, создание банка данных о состоянии их здоровья;

• первичной профилактики заболеваний, оздоровления учащихся с функциональными отклонениями и начальными формами заболеваний;

• направлений в поликлинику детей с хронической патологией для прохождения противорецидивных курсов под руководством врачей-специалистов;

• организации горячего и витаминизированного питания;

• проведения коррекционной (ЛФК) и просветительской работы с учащимися, учителями и родителями.

Тираспольские школы осуществляют работу по созданию здоровьес-берегающей инфраструктуры (организации художественно-творческого и спортивного досуга детей и физкультурно-оздоровительной работы, качественного горячего питания, деятельности вспомогательных служб: психолого-логопедической, социально-правовой и др.), рационального учебного процесса, обеспечения витаминизации пищевого рациона, профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья учащихся; используют различные формы учебно-образовательной и коррекционно-оздоровительной деятельности на основе здоровьесберегающих технологий (занятия в группах коррекционной гимнастики, логопедических группах и др.).

Комплексная оценка деятельности организаций общего образования по сохранению и укреплению здоровья учащихся [2] показала наличие в отдельных школах ПМР как достаточного здоровьеразвивающего потенциала, так и немалого числа проблем. Лучше всего обстоит дело с организацией и активностью оздоровительной и спортивно-массовой работы. Состояние санитарно-технического оснащения школы и ее инфраструктуры, организации работы пищеблока, включая наличие дополнительных источников получения продуктов питания, находится на среднем уровне. Хуже всего развита оздоровительная инфраструктура (наличие медицинских и стоматологических кабинетов, спортивной базы и дополнительных оздоровительных компонентов). Стоит отметить отсутствие ставок медработников и валеологов в школах. Опрос учителей показал, что большинство из них понимает необходимость содействия поддержке здоровья учащихся, примерно 80% педагогов используют здоровьесберегающие методы обучения.

Таким образом, анализ направлений работы приднестровских школ свидетельствует об осуществлении в них различных видов здоровьеори-ентированной деятельности, к которым относятся:

• развитие здоровьесберегающего пространства школы путем реализации школьных программ «Здоровье» (рыбницкие школы), «Школа -территория здоровья» (тираспольская школа № 5), «Интеллект и здоровье» (тираспольская школа № 9), «Здоровье и образование» (дубоссарская гимназия № 1) и др.;

• совершенствование организационно-педагогических условий проведения урочных и внеклассных физкультурных занятий на основе индивидуального подхода к обучению;

• осуществление пропаганды ЗОЖ, применение различных форм двигательной активности, направленных на восстановление работоспособности, профилактику нарушений осанки, зрения и т. п.;

• модернизация физкультурно-оздоровительной работы: внедрение в учебный процесс уроков здоровья, валеоминуток; организация внеклассных спортивно-массовых мероприятий, классных часов радости, занятий в тематических кружках и секциях, совместных мероприятий с родителями, игр, соревнований, праздников, походов, экскурсий, дней и декад здоровья, занятий в группах коррекционной гимнастики и логопедических группах;

• ипользование личностно-ориентированного обучения, различных приемов создания здорового психологического климата на уроках и повышения интереса к изучаемым предметам, здоровьесохраняющей организации учебного процесса на уроке и др.

Наиболее успешной можно признать работу бендерской гимназии № 1 (руководитель - кандидат педагогических наук О. Е. Подгорная) [12]. В гимназии создана кафедра «Здоровье», на которой

• работают врачи-специалисты, средний медицинский персонал, преподаватели ОБЖ, физического воспитания, ЛФК, психологии и логопед;

• функционируют лечебный, процедурный, фитотерапевтический кабинеты, кабинеты окулиста, массажа, физиотерапевтических процедур;

• используются фиточаи, физиопроцедуры, лечебный массаж, функциональное тестирование, релаксация, витаминизация и иммунопрофилактика учащихся;

• реализуются профилактические программы «Правильная осанка», метод с использованием проверочной таблицы зрения Сивцева, регулярно определяется индекс здоровья.

При всех противоречиях и трудностях развития здоровьеориенти-рованного школьного образования в Приднестровье наблюдается некоторое снижение заболеваемости школьников. Так, согласно данным государственного учреждения «Республиканский центр гигиены и эпидемиологии» Министерства здравоохранения и социальной защиты ПМР общая заболеваемость учащихся общеобразовательных организаций в ПМР в 2013 г. снизилась по сравнению с 2012 г. на 42,380/0. Согласно результатам профилактических осмотров за 2013-2014 гг. на 1000 осмотренных детей и подростков в возрасте до 17 лет отмечается снижение заболеваемости с понижением остроты слуха на 0,80/0, с дефектами речи - на 0,20/0, с отставанием в физическом развитии - на 0,360/0. В то же время, анализ заболеваемости школьников разных возрастных групп (таблица) свидетельствует и об увеличении количества детей с понижением остроты зрения на 1,8% в 1-х классах и 0,9% в 5-9-х классах, с нарушением осанки на 1,8% и сколиозом на 2,5% в 10-11-х классах.

Результаты профилактических осмотров детей и подростков за 2013-2014 гг. по ПМР

Учащиеся Выявлено при осмотрах, %

Понижение остроты Дефекты речи Сколиоз Нарушения осанки Отставание в физическом развитии

слуха зрения

2013 2014 2013 2014 2013 2014 2013 2014 2013 2014 2013 2014

1-х классов 1,45 1,5 29,9 31,7 26,5 30,3 3,5 2,7 19,9 9,2 4,3 4,2

2-4-х классов 1,68 1,3 32,1 49,2 10,5 9,9 9,4 7,4 18,7 9,3 5,1 4,4

5-9-х классов 2,7 к-1 4 46,4 47,3 3,2 3,4 12,6 10,1 13,8 10,5 3,23 3,7

10-11-х классов 1,5 1,1 51,2 49,9 1,45 1,3 17,5 20,0 17,6 19,4 1,55 2,6

Итак, изучение генезиса приднестровской педагогики здоровья позволило выявить динамику качественных изменений содержания, форм организации здоровьеориентированной деятельности рассматриваемой системы, достигнутых с момента ее возникновения в 1990 г. по настоящее время. На основе анализа научной литературы, периодики, статистических и экспериментальных данных, а также опроса педагогов нами определены основные направления развития педагогики здоровья в ПМР:

• гигиеническое;

• этнокультурное;

• комплексное решение обеспечения здоровья учащихся;

• развитие здоровьеориентированных образовательных систем;

• приоритетное развитие нравственного и социального компонентов здоровья школьников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• интегрированное и инклюзивное обучение учащихся.

Негативное влияние на развитие педагогики здоровья в ПМР оказывает сложное социально-экономическое положение республики, связанное как с непризнанностью государства, так и с непростой социально-политической ситуацией в странах-соседях - в Молдове и Украине. В то же время активную здоровьетворческую деятельность приднестровских педагогов и представителей государственной власти, всемерную ее поддержку со стороны Российской Федерации, интеграцию с российской системой образования, тесные контакты с российскими учеными следует рассматривать в качестве положительных факторов развития педагогики здоровья в Приднестровье. Перспективными направлениями являются:

• актуализация потенциала народной педагогики здоровья ПМР;

• выстраивание преемственной связи всех звеньев системы образования с опорой на идеи педагогики здоровья;

• разработка и реализация социокультурной модели школы здоровья;

• осуществление стратегии многовекторного развития школ здоровья Приднестровья.

Проведенное исследование открывает перспективы для сравнительного изучения и анализа Приднестровского и российского опыта здо-ровьеориентированной деятельности, разработки механизмов и технологий обеспечения здоровья школьников.

Статья рекомендована к публикации д-ром пед. наук, проф. Н. В. Третьяковой

Литература

1. Абаскалова Н. П., Ирхин В. Н., Маджуга А. Г. Педагогика здоровья: новый этап: монография. Стерлитамак: Фобос, 2014. 242 с.

2. Абрамова В. В., Ковалева Р. Е. Оценка здоровьесберегающей деятельности организаций общего образования ПМР // Формирование здорового образа жизни студентов и учащихся средствами образования: сборник материалов 6 Всеукраинской нацчно-методической конференции с международным участием. Каменец-Подольск, 2012. С. 4-12.

3. Брадик Г. М. Реализация потребностно-информационного подхода в валеологическом образовании подростков: дис.... канд. пед. наук. С.-Петербург, 2000. 167 с.

4. Гукаленко О. В. Теоретико-методологические основы педагогической защиты и поддержки учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве: дис.. д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2000. 404 с.

5. Доклад о результатах деятельности Министерства просвещения ПМР в 2014 году [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://minpros.info/index.php.

6. Ирхин В. Н. Теория и практика отечественной школы здоровья: монография. Барнаул: БГПУ, 2002. 279 с.

7. Ирхин В. Н. Школы здоровья Белгородчины: учебно-методическое пособие. Белгород: Политерра, 2010. 188 с.

8. Ирхин В. Н. Эксперимент в школе здоровья (из опыта работы школ здоровья Белгородской области): учебно-методическое пособие. Белгород: Бел-ГУ, 2006. 110 с.

9. Ковалева Р. Е. Технология подготовки будущих учителей к здо-ровьеориентированной деятельности на основе модульного подхода: дис.. канд. пед. наук. Белгород, 2014. 194 с.

10. Колоколова И. В. Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося: дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2001. 198 с.

11. Мафтей А. Г. Личностно-ориентированный подход в управлении поликультурной школой: дис.. канд. пед. наук. Тирасполь, 2007. 215 с.

12. Подгорная О. Е. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования: дис.. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2005. 211 с.

13. Ткачук А. А. Проектирование педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе: дис.... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2003. 200 с.

14. Третьякова Н. В., Федоров В. А. Качество здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: теория и технология обеспечения: монография. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. 208 с.

15. Castley S. A new perspective on the health of Canadians // Department of National Health and Welfare. Ottawa, 1994. P. 32-48.

16. Cuk M., Pajek B., Pajek J., Pacek M. Sport and health in the republic of Slovenia in 2009 // Sportlogia. 2011. № 7 (2). P. 212-222.

17. Dignan M. B., Carr P. A. Program planning for health education and health promotion // Phill: Land F. 1987. № XIII. P. 160.

18. 1гнатенко С. О. Нащональна культура та ii вплив на розвиток фiзич-но1 культури в УкраКш // Матерiали II Мiжнародноi електронноi науково-практичноi конференцп «Психолого-педагопчш та медико-бюлопчш питання оргашзацп занять у фiзичному вихованш та спортЬ 29 квггня 2011 р. Одеса: видавець Букаев Вадим Вжторович, 2011. С. 51-55.

19. Ковальчук Г. П., Присакар В. В. Проблема формування здорового способу життя пщлгскш у вгтчизнянш педагопщ 50-60-х роюв XX столгття / / Збiрник наукових праць «Сучасш проблеми фiзичного виховання, спорту та здоров'я людини». Кам'янець-Под1льський: Кам'янець-Подiльський нащональ-ний унiверситет iм. I. Опенка, 2015. Вип. 6. С. 86-94.

20. Miculis C. P., Mascarenhas L. P., Boguszewski M. C., de Campos W. Physical activity in children with type 1 diabetes. Journal de Pediatria. 2010. № 86 (4). P. 271-278.

21. Noack H. Concepts of Health and health promotion // Measurements in Health Promotion and Protection. Copenhagen, 1987. P. 7-14.

22. Owen N., Bauman A., Brown W., Trost S. Physical activity and population health outcomes // Journal of sport sciences and Medicine. 2003. № 6 (3). P. 368-370.

References

1. Abaskalova N. P., Irhin V. N., Madzhuga A. G. Pedagogika zdorov'ja: no-vyj jetap. [Pedagogy of health: new stage]. Sterlitamak: Publishing House Fobos, 2014. 242 p. (In Russian)

2. Abramova V. V., Kovaleva R. E. Ocenka zdorov'esberegajushhej dejatel'-nosti orga-nizacij obshhego obrazovanija PMR. [Assessment of health saving acti-vitty of the organizations of the general education of PMR]. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studentov i uchashhihsja sredstvami obrazovanija: sbornik materi-alov 6 Vseukrainskoj nacchno-metodicheskoj konferencii s mezhdunarodnym uc-hastiem. [Formation of a healthy lifestyle of students and pupils means of education. Collection of materials of the 6th All-Ukrainian scientific and methodical conference with the international participation]. Kamianets-Podilsk, 2012. P. 4-12. (In Russian)

3. Bradik G. M. Realizacija potrebnostno-informacionnogo podhoda v vale-ologiche-skom obrazovanii podrostkov. [Realization of potrebnostno-information approach in valeological education of teenagers]. Cand. diss. Saint-Petersburg, 2000. 167 p. (In Russian)

4. Gukalenko O. V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy pedagogicheskoj zashhity i podderzhki uchashhihsja-migrantov v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve. [Theoretic and methodical bases of pedagogical protection and support of pupils-migrants in poly-cultural educational space]. Cand. diss. Rostov-on-Done, 2000. 404 p. (In Russian)

5. Doklad o rezul'tatah dejatel'nosti Ministerstva prosveshhenija PMR v 2014 godu. [The report on results of activity of the Ministry of Public Education of PMR in 2014]. Available at: http://minpros.info/index.php. (In Russian)

6. Irhin V. N. Teorija i praktika otechestvennoj shkoly zdorov'ja. [Theory and practice of domestic school of health]. Barnaul: BGPU, 2002. 279 p. (In Russian)

7. Irhin V. N. Shkoly zdorov'ja Belgorodchiny. [Schools of health of Belgorod region]. Belgorod: Publishing House Politerra, 2010. 188 p. (In Russian)

8. Irhin V. N. Jeksperiment v shkole zdorov'ja (iz opyta raboty shkol zdorov'ja Bel-gorodskoj oblasti). [Experiment at school of health (from experience of schools of health of the Belgorod region)]. Belgorod: BelGU, 2006. 110 p. (In Russian)

9. Kovaleva R. E. Tehnologija podgotovki budushhih uchitelej k zdorov'eori-entiro-vannoj dejatel'nosti na osnove modul'nogo podhoda. [Technology of training of future teachers for health-bathing activity on the basis of modular approach]. Cand. diss. Belgorod, 2014. 194 p. (In Russian)

10. Kolokolova I. V. Polikul'turnoe prostranstvo obrazovatel'nogo uchrezhdenija kak sreda pedagogicheskoj podderzhki lichnosti uchashhegosja. [Polycultural space of educational institution as environment of pedagogical support of the identity of the pupil]. Cand. diss. Rostov-on-Done, 2001. 198 p. (In Russian)

11. Maftej A. G. Lichnostno-orientirovannyj podhod v upravlenii polikul'tur-noj shkoloj. [The personal focused approach in management of poly-cultural school]. Cand. diss. Tiraspol, 2007. 215 p. (In Russian)

12. Podgornaja O. E. Proektirovanie zdorov'esberegajushhego prostranstva obshheobra-zovatel'noj shkoly sredstvami lichnostno-orientirovannogo obrazova-nija. [Design of health saving space of comprehensive school means of the personal focused education]. Cand. diss. Rostov-on-Done, 2005. 211 p. (In Russian)

13. Tkachuk A. A. Proektirovanie pedagogicheskogo processa v obshheobra-zovatel'noj polikul'turnoj shkole. [Design of pedagogical process at comprehensive poly-cultural school]. Cand. diss. Rostov-on-Done, 2003. 200 p. (In Russian)

14. Tret'jakova N. V., Fedorov V. A. Kachestvo zdorov'esberegajushhej dejatel'nosti ob-razovatel'nyh organizacij: teorija i tehnologija obespechenija. [Quality of health saving activity of the educational organizations: Theory and technology of providing]. Yekaterinburg: Rossijskij gosudarstvennyj professional'no-pedago-gicheskij universitet. [Russian State Vocational Pedagogical University]. 2014. 208 p. (In Russian)

15. Castley S. A new perspective on the health of Canadians // Department of National Health and Welfare. Ottawa, 1994. P. 32-48. (Translated from English)

16. Cuk M., Pajek B., Pajek J., Pacek M. Sport and health in the republic of Slovenia in 2009 // Sportlogia. 2011. № 7 (2). P. 212-222. (Translated from English)

17. Dignan M. B., Carr P. A. Program planning for health education and health promotion // Phill: Land F. 1987. № XIII. P. 160. (Translated from English)

18. 1гнатенко С. О. Нащональна культура та ii вплив на розвиток фiзич-но1 культури в Укра'1ш // Матерiали II Мiжнародноi електронноi науково-практично'1 конференцп «Психолого-педагопчш та медико-бюлопчш питання оргашзаци занять у фiзичному вихованш та спортЬ 29 квггня 2011 р. Одеса: ви-давець Букаев Вадим Вжторович, 2011. С. 51-55. (Translated from Ukrainian)

19. Ковальчук Г. П., Присакар В. В. Проблема формування здорового способу життя пщлгскш у вгтчизнянш педагопщ 50-60-х рокiв XX столггтя / / Збiрник наукових праць «Сучaснi проблеми фiзичного виховання, спорту та здоров'я людини». Кам'янець-Под1льський: Кам'янець-Под1льський нащональ-ний унiверситет iм. I. Опенка, 2015. Вип. 6. С. 86-94. (Translated from Ukrainian)

20. Miculis C. P., Mascarenhas L. P., Boguszewski M. C., de Campos W. Physical activity in children with type 1 diabetes. Journal de Pediatria. 2010. № 86 (4). P. 271-278. (Translated from English)

21. Noack H. Concepts of Health and health promotion // Measurements in Health Promotion and Protection. Copenhagen, 1987. P. 7-14. (Translated from English)

22. Owen N., Bauman A., Brown W., Trost S. Physical activity and population health outcomes // Journal of sport sciences and Medicine. 2003. № 6 (3). P. 368-370. (Translated from English)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.