УДК 37.0371.7:371.7
Ирхин Владимир Николаевич
Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики физической культуры Белгородского государственного исследовательского университета, [email protected], Белгород
Ковалева Роза Ефимовна
Аспирантка кафедры педагогики Белгородского государственного исследовательского университета, [email protected], Белгород
подготова будущих учителей на основе модульного подхода к здоровьеориентированной педагогической деятельности: технологический аспект
Аннотация. В статье охарактеризована модель и технологические этапы подготовки будущих учителей на основе модульного подхода к работе по сохранению, укреплению и формированию учащихся. Дано представление понятия «здоровьеориентированная профессиональнопедагогическая деятельность».
Ключевые слова: здоровьеориентированная деятельность, модель, модульный подход, подготовка будущих учителей.
Irhin Vladimir Nikolaevich
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Dept. of Theory and Methodology of Physical Culture, Belgorod state national research university.
Kovaleva Roza Ephimovna
Postgraduate Student of the Belgorod state national research university, [email protected], Belgorod
PREPARATION OF FUTURE TEACHERS ON THE BASIS OF A MODULAR APPROACH TO THE HEALTH ORIENTED PEDAGOGICAL ACTIVITY: TECHNOLOGICAL ASPECT
Abstract. The model and technological stages of preparation of future teachers on the basis of a modular approach to work on preservation, strengthening and formation of pupils are characterized in the article. The representation of a “health oriented professional and pedagogical activity” concept is given.
Keywords: health oriented activity, model, modular approach, preparation of future teachers, technology.
Анализ педагогической теории и практики подготовки будущих учителей к здоровьери-ентированной профессионально-педагогической деятельности (ЗОППД) свидетельствует о низком уровне подготовленности студентов к сохранению, укреплению и формированию здоровья учащихся. Исследователями в основном изучаются такие проблемы, как подготовка будущих педагогов к решению различных задач ЗОППД; формирование готовности студентов к ведению ЗОЖ; развитие, воспитание и формирование культуры здоровья будущих специалистов; использование здоровьеориентированных
технологий в профессионально-педагогической деятельности и др. В то же время неразработанной остается проблема подготовки будущих учителей к ЗОППД на основе модульного подхода, который позволяет создать целостную наглядную программу и обеспечить проблемную подачу содержания материала в модуле; характеризуется адаптивностью, возможностью осуществить индивидуально-дифференцированное об-
учение, активизировать познавательную деятельность обучающихся. Выход и указанного противоречия видится в разработке и реализации модели и технологии, базиру-
ющейся на идеях и принципах модульного подхода: выделение из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; паритетности (П. А. Юцяви-чене) [2].
Логика построения данной модели сопряжена со структурой рассматриваемой деятельности (по А. Н. Леонтьеву) [1] и отражает ее основные характеристики: целевые установки и ценности; содержание ЗОППД; способы ее осуществления; результат; контроль и анализ результатов. Поэтому были выделены следующие компоненты процесса подготовки будущих учителей к ЗОППД: целевой, содержательный, операционально-деятельностный и оценочно-результативный.
Достижение генеральной цели (подготовка будущих учителей к ЗОППД) предполагает осуществление следующих ведущих целей: (ВЦ1):теоретическая готовность студентов к ЗОППД: подцели (ПЦ): формирование знаний об актуальности ЗО1II1Д-ПЦ формирование ключевых здоровьеориентированных понятий, принципов и идей в образовательном процессе - ПЦ2; формирование знаний о способах сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся в образовательном процессе - ПЦ3; формирование знаний по проектированию ЗОППД - ПЦ4. технологическая готовность студентов к ЗОППД (ВЦ2): ПЦ5 - формирование аналитических компетенций в сфере ЗОППД; формирование проектировочных компетенций в сфере ЗОППД-ПЦ6; формирование конструктивных компетенций в сфере ЗОППД-ПЦ7; формирование организационно-исполнительских компетенций в сфере ЗОППД-ПЦ8; формирование рефлексивно-оценочных компетенций в сфере ЗОППД-ПЦ9; психологическая готовность студентов к ЗОППД (ВЦ3): - осознание будущими учителями социальной значимости ЗОППД- ПЦ10; высокая степень активности на всех этапах ЗОППД-ПЦ11; интерес к ЗОППД-ПЦ12; активное желание заниматься ЗОППД - ПЦ13.
Содержательный компонент включает следующие модули: Модуль 1: «Научные основы ЗОПП»; Модуль 2: «Способы ЗОППД и их применение»; Модуль 3: «Первая педа-
гогическая практика с элементами ЗОППД»; Модуль 4: «Вторая педагогическая практика с элементами ЗОППД». В вышеназванных модулях отражается совокупность знаний, составляющих значимость и сущность ЗОПП, ее теоретико-методические основы и условия эффективности. Студентам важно иметь представление об актуальности, социально-педагогической значимости изучаемой проблемы; о факторах снижения здоровья школьников; о состоянии, проблемах, противоречиях и перспективах решения задачи обеспечения здоровья школьников в условиях учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений.
В соответствии с принципом действенности и оперативности знаний и их системы модульного подхода в обучении, мы стремились решать проблему формирования действенных знаний у студентов. Для того, чтобы успешно решать задачи ЗОППД, учитель должен обладать аналитическими, конструктивными, проектировочными, рефлексивнооценочными знаниями и умениями, а также знаниями об эффективных способах организации такой деятельности.
Операциональный компонент процесса подготовки будущих учителей к ЗОППД, включает в себя технологическую последовательность ряда этапов: ориентационно-теоретический, деятельностно-практический и проектно-преобразующий этапы.
Разработанная технология была апробирована в ходе эксперимента на базе Приднестровского Государственного Университета им. Т. Г. Шевченко со студентами факультета педагогики и факультета физической культуры и спорта. В эксперименте на разных его этапах в общей сложности приняло участие 756 студентов.
Ориентационно-теоретический этап технологии (модуль 1) предполагал усвоение ключевых понятий и теоретико-методологических подходов к ЗОППД. Раскрытие этого ключевого понятия, проведенное в категориальном ряду с понятиями «здоровье», «здоровьеориентированная деятельность», «здоровьесберегающая деятельность», «здоровьеформирующая деятельность», «здоровьетворческая деятельность», позволила рассматривать данное педагогическое явление в качестве вида деятельности учителя, включающую несколько направлений, соот-
носимых с задачами-принципами по обеспечению здоровья школьников: сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся.
В ходе деятельностно-практического этапа осуществлялось формирование специальных знаний и умений ЗОППД. Студенты осваивали спецкурс «Здоровьеориентированная профессионально-педагогическая деятельность» по модульной программе подготовки. В лекционном материале раскрывались общетеоретические вопросы, на семинарских занятиях конкретизировались и углублялись теоретические вопросы, в ходе практических занятий отрабатывались варианты применения теоретических положений на практике, осуществлялся теоретический анализ практического опыта учителей в сфере ЗОППД.
В рамках проектно-преобразующего этапа полученные знания использовались в условиях реального образовательного процесса. Так, Модуль 3 включал валеологически направленные задания пассивного характера, полученные студентами на установочной конференции перед первой педагогической практикой. Например: проанализировать
процесс учета в школе половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся; уточнить, по каким показателям и критериям определяется состояние здоровья и самочувствия учащихся в образовательном процессе; выяснить, применяются ли учителями здоровьесберегающие приемы, методы, технологии и средства обучения; изучить, соблюдаются ли в школе гигиенические нормы и требования при организации занятий и использовании средств обучения; создается ли рефлексивная среда для оценивания учащимися своей деятельности и достигнутых результатов и др. Этот модуль дает возможность студентам апробировать созданные проекты индивидуальных ЗОППД, реализовать идею оздоровительной работы в спортивных секциях в условиях тренерской практики.
Модуль 4 включал валеологически направленные задания, полученные студентами на вторую педагогическую практику в ходе установочной конференции. Вторая педагогическая практика включала в себя задания не только пассивного характера, но и требовала от студентов определенных
умений в применении полученных валео-логических знаний на практике. Студенты должны были не только определить состояние здоровья и самочувствия школьников в образовательном процессе, но и провести анализ реальных учебных возможностей учащихся, определить оптимальный уровень трудности образовательного процесса: сложность учебного материала, характер деятельности и уровень усвоения учебного содержания для каждого ученика; разработать план мероприятий по сохранению, укреплению и формированию здоровья учащихся во внеклассном мероприятии; определить содержание образовательного процесса и выделить в нем валеологические идеи, провести отбор здоровьесберегающих приемов, методов, технологий и средств обучения, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Важной задачей являлось включение практикантов в деятельность по усвоению школьниками учебного содержания с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика, С этой целью студентам необходимо определить затруднения школьников при усвоении учебного материала и оказание им дозированной помощи, создать в образовательном процессе ситуации успеха, организовать взаимопомощь учащихся на уроках и воспитательных мероприятиях, обеспечить достаточную двигательную активность школьников на уроке и воспитательных мероприятиях, проводить занятия с соблюдением гигиенических норм и требований; на занятиях создавать рефлексивную среду для оценивания учащимися своей деятельности и достигнутых результатов, оценивать степень продвижения учащегося в усвоении учебного материала, осмыслить ход и результат образовательного процесса.
В этом модуле презентация проекта индивидуальной ЗОППД позволяла студентам внести в систему индивидуальной ЗОППД коррективы на основе анализа полученных в ходе педагогической практики результатов и в окончательном варианте представить данную систему на итоговой конференции.
В ходе раскрытия оценочно-результативного компонента процесса подготовки студентов к ЗОППД мы ориентировались на следующую структуру исследуемой готов-
ности: ценностно-ориентационный (пси-
хологическая готовность), теоретико-познавательный (теоретическая готовность), операционально-процессуальный (технологическая готовность) компоненты.
Были выделены четыре уровня готовности: недопустимый, критический, допустимый, оптимальный. Например, на оптимальном уровне психологическая готовность выражается целеустремленностью будущего учителя к самовоспитанию и овладению глубокими прочными знаниями в сфере педагогики здоровья. Студент считает обеспечение здоровья школьников в образовательном процессе приоритетной задачей школы, испытывает потребность в сохранении своего здоровья и здоровья учащихся, постоянно повышает теоретические знания по вопросам ЗОППД, понимает ее социальную значимость, проявляет высокую степень активности на всех этапах ЗОППД. Теоретическая готовность данного уровня состоит в следующем: студент имеет высокий уровень теоретических, методических знаний по вопросам обеспечения здоровья учащихся, их половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей; владеет терминологией, понятиями педагогики здоровья; знает формы, методы изучения состояния здоровья и самочувствия учащихся в образовательном процессе, технологии ЗОППД; обладает знаниями по вопросам планирования ЗОППД и может привести их в действие. Технологический компонент готовности заключается в том, что студент на высоком уровне владеет методами изучения половозрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, состояния их здоровья и самочувствия в образовательном процессе; умеет анализировать реальных учебных возможностей учащихся, определение оптимального уровня трудности образовательного процесса: сложности учебного материала, характера
деятельности и уровня усвоения учебного содержания для каждого ученика; навыками и умениями в реализации ЗОППД; разработать план ЗОППД и привести его в действие
Динамика сформированности готовности будущих учителей к ЗОППД показывает, что по сравнению с констатирующим экспериментом к концу формирующего этапа не осталось студентов, находящихся на недопустимом уровне, процент студентов с критическим уровнем уменьшился больше, чем на 40%, а с допустимым уровнем увеличился на 38%, с оптимальным - на 18%.
Полученные результаты позволили проследить положительную динамику по всем показателям, при этом максимального значения в 10 баллов достигли такие показатели, как «осознание здоровья как ценности» и «желание пополнять знания по проблеме организации здоровьеориентированной профессионально-педагогической деятельности». Нами была определена динамика этих показателей с точки зрения приращения средних величин как результата реализации модели и технологии подготовки. В результате проведенных расчетов было определено, что наибольшие приращения произошли по показателям «желание заниматься ЗОППД» и «понимание сущности ЗОППД».
Таким образом, полученные экспериментальные результаты подтвердили эффективность разработанной модели и технологии ее реализации, обеспечив подготовку будущих учителей на основе модульного подхода к здоровьеориентированной профессионально-педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
2. Юцявичене П. А. Теоретические основы модульного обучения : дисс. д-ра пед. наук . - Вильнюс, 1990. - 350 с.