► МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.1.351.7 ББК 74.03(2)
РОССИЙСКО-ПРИДНЕСТРОВСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
CURRENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN-TRANSNISTRIAN RELATIONS IN THE FIELD OF EDUCATION AS A FACTOR IN FORMING A COMMON EDUCATION SPACE OF THE PRIDNESTROVIAN MOLDAVIAN REPUBLIC AND THE RUSSIAN FEDERATION
Гончаров Михаил Анатольевич
Директор Института «Высшая школа образования» ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», доктор педагогических наук, профессор Кафедры педагогики E-mail: [email protected]
Goncharov Mikhail A.
Director of the "Higher School of Education" Institute, Moscow Pedagogical State University (MSPU), ScD in Education, Professor at the Pedagogics Department E-mail: [email protected]
Петракова Людмила Еремеевна
Старший преподаватель кафедры отечественной истории Приднестровского Государственного Университета им. Т. Г. Шевченко, аспирантка Кафедры педагогики Института «Высшая школа образования», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» E-mail: [email protected]
Petrakova Lyudmila E.
Senior lecturer at the Department of National History, the Pridnestrovian State University named after Taras Shevchenko, Post-graduate student at the Department of Pedagogy of the "Higher School of Education" Institute, Moscow Pedagogical State University (MSPU) E-mail: [email protected]
Аннотация. Характер кардинальных перемен, происходящих в 1990-е гг. на постсоветском пространстве, возникновение (самопровозглашение) новых государственных образований, одним из которых стала Приднестровская Молдавская Республика (ПМР), обусловили актуальность исследования данной темы. Определение вектора государственной образовательной политики в ПМР было предопределено исторической общностью приднестровского и русского народов и изначально формировалось в российском образовательном поле. В данной статье автор исследует генезис и современное состояние российско-приднестровских отношений в области образования и этапы интеграции приднестровского образовательного пространства в единое российское образовательное поле.
Abstract. The nature of the drastic changes that took place in the Post-Soviet Space in the 1990s, the emergence (self-proclamation) of new State entities, one of which was the Pridnestrovian Moldavian Republic, determined the relevance of the issue of the research. The direction of the state educational policy of the PMR was predetermined by the historical community of the Transnistrian and Russian nations and was initially formed in the Russian education space.
In this article the author examines the genesis and the current state of the Russian-Transnistrian relations in the field of education and the stages of integration of the Transnistrian Education Area into a Single Education Space of the Russian Federation.
Ключевые слова: единое образовательное пространство, российско-приднестровское сотрудничество в сфере образования, этапы интеграции в единое образовательное поле.
Keywords: common education space, Russian-Transnistrian cooperation in the field of education, stages of integration into a single education area.
Приднестровская Молдавская Республика - это молодое непризнанное государство, дата основания которого 2 сентября 1990 г. Именно в этот день состоялся II съезд депутатов всех уровней Приднестровья, объявивших о создании Приднестровской Молдавской ССР (ПМССР). Это был один из первых случаев несанкционированного самопровозглашения нового государственного образования на территории постсоветского пространства - до этих пор большинство конфликтов, связанных с государственными формированиями в республиках бывшего Союза, происходили вокруг статуса уже существующих государств [1, с. 17].
В связи с образованием ПМССР в целях эффективного решения политико-государственных и экономических задач возникла необходимость создания органов государственного управления во всех сферах, и прежде всего в области образования. Постановлением Верховного Совета ПМССР № 27 от 12.03.1991 г. «О структуре органов управления» было создано Республиканское управление науки, народного образования, культуры и религии и положено начало истории становления системы просвещения Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) [2, л. 1]. По этому поводу в своем докладе к 20-летнему юбилею отрасли министр просвещения ПМР Мария Пащенко отмечала: «Для работы этого органа фактически не было никаких условий, все приходилось начинать с нуля: набирать кадры, обеспечивать рабочими местами, устанавливать вертикальные и горизонтальные связи. Словом, это был революционный период,
когда одним из приоритетов было подчинить все субъекты деятельности в сфере просвещения вновь созданному органу государственной власти. Надо сказать, что с этой задачей Республиканское управление в целом справилось. Была проведена инвентаризация всех учебных заведений, установлены рабочие контакты, проведены различные встречи и совещания. Вместе со становлением органа власти росли и набирались опыта кадры» [3].
Министерство стало центральным органом республиканской исполнительной власти, обеспечивающим осуществление единой государственной политики в области образования, включающей первоначально 285 дошкольных учреждений, 189 общеобразовательных школ, 30 профессиональных учебных заведений [4, л. 3].
Основные задачи Министерства вытекали из условий, в которых развивалось молодое государство. Необходимо было:
• сформулировать и обеспечивать реализацию новой концепции и стратегии развития всех уровней образования на основе долгосрочных приоритетов социально-экономического развития Республики;
• создавать единую систему оценки качества деятельности всех общеобразовательных учреждений;
• разрабатывать комплекс мер по социально-правовой защите и охране здоровья детей, обучающихся и воспитанников;
• реализовывать кадровую политику в сфере образования, повышать социальный статус работников образования;
• развивать материально-техническую и экспериментально-производственную базы учебного процесса и научных исследований;
• поддерживать и развивать международное сотрудничество во всех сферах образовательной деятельности.
Это было актуально, так как Республика Молдова уже в конце 1980-х направила вектор политического развития на формирование представителей «новой молдавской», то есть прору-мынской нации. В первую очередь, «произошел отказ от преподавания Истории СССР (Истории Отечества) и радикально изменилось содержание образования и воспитания» [5, с. 12-13].
Поэтому постановлением Верховного Совета ПМССР от 12 марта 1991 г. «О первоочередных мерах по сохранению самобытности молдавского народа, его языка и культуры» было утверждено преподавание молдавского языка на кириллической графике и изучение в школах, ПТУ, СПТУ, техникумах, вузах истории Молдавии, истории СССР и географии СССР» [6, л. 1].
Таким образом, не только прослеживалась тенденция развития образования и культуры в контексте советской истории, сохранения исконной исторической самобытности, но и соблюдалось конституционное право граждан на выбор языка (графики) обучения. [7]. Это подтверждает тот факт, что, определяя условия набора в профессионально-технические училища на 1991-1992 учебный год и не имея возможности в короткие сроки разработать оригинальные правила, министр А. М. Сафонов распорядился приказом по Главному управлению науки, народного образования, культуры и религии ПМССР: «При приеме учащихся в ПТУ директорам руководствоваться Типовыми правилами приема, утвержденными приказом ГК СССР по народному образованию № 58 от 04.02.1991 года» [8, л. 5]. Это еще раз указывает на функционирование системы образования по советским
нормативно-правовым документам, ориентированным на российские приоритеты, но никак не на те, что диктовала Республика Молдова.
Поскольку в молодом государстве формировалась своя система вооруженных сил, возникла потребность в организации специализированной подготовки юношей, и на основании Постановления правительства ПМССР от 9 августа 1991 г. № 14 «О восстановлении допризывной подготовки в общеобразовательных школах, ПТУ и техникумах ПМССР» главное управление науки, народного образования, культуры и религии ПМССР издает ряд приказов, регламентирующих порядок восстановления системы допризывной подготовки, введения штатных должностей руководителей допризывной подготовки [9, л. 6] и гражданской обороны в общеобразовательные учреждения, восстановление кабинетов, стрелковых тиров, комнат для хранения оружия [10, л. 16 . При этом руководством для организации этой деятельности оставался совместный приказ Министра Обороны СССР и ГК СССР по науке, народному образованию № 263/408 от 12 июля 1990 г., так как нормативно-правовая база Республики, как уже указывалось выше, в первые годы полностью базировалась на советском законодательстве.
Справедливо утверждать, что постсоветский период становления молодого Приднестровского государства в условиях политической непризнанности отличался сложным процессом построения новой системы управления образованием и формирования образовательного пространства. Его нормативной базой оставались советские нормативно-правовые акты, однако в некоторых случаях приходилось частично опираться на правовые акты Молдовы, «при условии их соответствия содержанию Законодательства Союза ССР и ПМССР» [11, л. 40].
Уже в мае 1992 г. кардинальные изменения по отмежеванию от системы управления образованием со стороны Молдовы были закреплены в Постановлении Верховного Совета ПМР № 177 от 19 мая 1992 г. «О единой системе государственных органов управления учебными заведениями ПМР». Согласно этому постановлению, оформилась единая система государственных органов управления учебными заведениями ПМР, было упразднено отраслевое управление учебными заведениями и утверждено окончательное отмежевание от управления учебными учреждениями ПМР органами власти Республики Молдова и принято следующее решение, что «.. .нормативные, учебно-методические и иного характера акты, а также органи-зационно-предписывающая деятельность органов власти и управления Республики Молдова на учебные заведения ПМР не распространяются, а управление и руководство всеми государственными высшими, средними специальными и профессионально-техническими учебными заведениями, расположенными на территории ПМР, осуществляется только Республиканским управлением науки, народного образования, культуры и религии» [12, л. 52]. Приказ даже предписывал применение мер ответственности к лицам, нарушающим это требование, вплоть до освобождения от занимаемых должностей [12, л. 53].
Это было становление независимой от Республики Молдова системы управления образовательным процессом, в единстве управленческих тенденций с Российской Федерацией и странами Содружества Независимых Государств. Основными направлениями международного взаимодействия в вопросах образования было восприятие российского опыта в новых условиях, изучение российских нормативно-правовых документов и методическая учеба в образовательных учреждениях России.
На первых порах это были эпизодические поездки по приглашению для участия в педагогических форумах, получение консультаций на различных образовательных площадках, участие в методических встречах. Так, в сентябре 1992 г. главный специалист министерства Настасюк получила поручение министра «установить контакты с научными учреждениями, школами передового опыта России, укрепить связи с научными и методическими центрами г. Москвы, в целях совершенствования обучения учащихся начальных классов» [13, л. 56]
Представители Приднестровья также участвовали в тематических конференциях, консультативных встречах по проблемам совершенствования управленческих умений руководителей школ, по развитию творческих способностей работников народного образования [13, л. 31], по организации работы колледжей в новых условиях [14, л. 169], по проблемам координации научных исследований и изучения педагогических инноваций и для изучения документов [15, л. 171], проходили курсы повышения квалификации в Москве [16, л. 88].
Тенденция притяжения к российской системе образовательной политики, являющейся восприемницей советского наследия, не только соответствовала выбранному пути становления, совершенствования и развития приднестровской системы образовательной политики, но и была предопределена исторической общностью, общностью духовно-православной культуры, а также единством русского языка общения (несмотря на то, что в Приднестровье законодательно закреплены в качестве государственных три языка - русский, молдавский, украинский) [17].
Сотрудничество носило многосторонний характер. Приднестровская молодежь выезжала в Россию для участия в спортивных и других мероприятиях. Например, по приглашению Генштаба юнармейского движения юнотряд Тираспольского Дома детско-юношеского творчества в мае 1993 г. принимал участие в конкурсе патриотической песни, проходившем в Москве [18, л. 10], группы юных спортсменов выезжали для участия в спортивных мероприятиях, турнирах, матчевых встречах в Москве, Санкт-Петербурге, Брянске, Солигорске [19, л. 15], а спортивная делегация в составе 59 человек участвовала в Сибириаде в Новосибирске, которая была приурочена к 100-летию города [20, л. 37].
Полномерная и разнонаправленная сотрудническая деятельность способствовала не только укреплению исторических связей, сплочению межгосударственной деятельности в едином культурно-образовательном ключе, но и оказывала большое воздействие на формирование гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения.
Вскоре от консультационных встреч отношения перешли к заключению договоров о сотрудничестве на уровне учебных учреждений. Так, на основании договора о приеме студентов Приднестровского Государственного Корпоративного Университета им. Т. Г. Шевченко на стажировку в Московский институт международного права были командированы шесть студентов четвертого курса юридического факультета с октября 1993 г. по март 1995 г.. [21, л. 171].
Работа по выстраиванию новой системы управления образованием в российском образовательном поле потребовала создания в 1993 г. специальной научной лаборатории, руководителем которой был приглашен директор Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании РАО, член Президиума РАО, академик РАО Б. С. Гершунский [15, л. 1.].
Однако вся организационная работа проходила в условиях нарастающего политического и культурного противостояния с Республикой Молдова, что потребовало разработки законодательных основ в образовании в республике. Первого мая 1994 г. в ПМР был принят Закон «Об образовании» [22]. Закон регламентировал легитимность системы образования и ее независимый характер по отношению к законодательству Молдовы. Теперь два основных Закона «Об образовании» и «О языках» обеспечивали все гражданские права народа Приднестровья на получение образования на родном языке. Разработанные и внедренные на всех уровнях образовательные программы отвечали запросам, потребностям и сложившемуся политическому вектору, направленному на сохранение самобытной многонациональной культуры народов Приднестровской республики и тесной связи с исторической родиной, с Россией.
Деятельность министерства в последующие 1995-1996 гг. была обусловлена текущими задачами. Вся основная работа по выстраиванию новой законодательной и инструктивно-методической базы реформирования системы образования в ПМР проходила в гармонизации с реформированием системы образования в России. Итогом большого числа целевых командировок было восприятие и внедрение передового российского опыта и новаций в образовании.
Исходя из этого определялся курс приднестровских реформ, их содержание и последовательность. Продолжалось изучение опыта российских государственных и частных образовательных учреждений. [23, л. 33]. К концу 1997 г., в рамках гармонизации образовательного поля двух стран и обеспечения школ с русским языком обучения учебниками и учебно-методическими пособиями, Министерство образования Российской Федерации предоставило гуманитарную помощь Приднестровью учебниками 14 наименований общим количеством 2800 экземпляров[24, л.13].
Закономерным итогом этого этапа стало решение Коллегии Министерства просвещения ПМР о создании специальной комиссии по подготовке проектов законодательных актов, дополнений к действующим законам «в целях гармонизации законодательной базы ПМР и других стран СНГ» [25, л. 71].
Выстраивание системы образования в Приднестровье и ее интеграция в российское образовательное поле стали предметом обсуждения в ходе переговорного процесса по проблемам урегулирования приднестровского конфликта в Москве 8 мая 1997 г. между руководителями Республики Молдова и Приднестровья, при посредничестве Российской Федерации, Украины и Миссии ОБСЕ. Согласно «Меморандуму об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем», подписанному по итогам встречи, Приднестровье впервые получило легитимную самостоятельность на выстраивание международной деятельности [26, с. 21].
Большая и регулярная работа по обеспечению нормативных основ формирования системы образования непризнанной республики потребовала утверждения новой концепции реформирования системы образования, основой которой стала нормативная база Российской Федерации. В документе закреплялись основные приоритеты государственной образовательной политики, нацеленной на формирование гибкой, открытой, разноуровневой системы образования в условиях сохранения образовательных связей с Россией, нацеленное
на вхождение в образовательное пространство стран СНГ, с учетом республиканского компонента, обеспечивающего региональную специфику содержания образования [27, с. 9].
Развитие нормативных основ системы образования Приднестровья в общероссийском поле было направлено на корректировку и редакцию нормативных документов. В частности, были внесены изменения в «Положение о Республиканской экспериментальной площадке в системе образования ПМР», ввиду того, что «старое положение морально устарело и уже содержало много расхождений с Законом "Об образовании" в ПМР» [28, л. 51]. Также новое Положение отражало достижения педагогической науки России, в том числе введение в понятийный научный аппарат новых педагогических терминов [28, л. 52].
Таким образом, в первое десятилетие республики формирование образовательного пространства характеризовалось активным сотрудничеством в области образования, науки, техники, в подготовке кадров для системы образования Приднестровья совместно с российскими учреждениями; развитием прямых связей между учебными заведениями и научными учреждениями, синхронной стандартизацией нормативно-правовой и законодательной баз образовательной политики. Данный период можно характеризовать как Первый этап - этап поступательной интеграции приднестровского образовательного пространства в российское образовательное поле.
Этот принцип был закреплен на встрече руководителей образовательных ведомств двух стран в Москве 30 мая 2000 г. Министерство образования Российской Федерации и Министерство народного образования Приднестровья заключили Меморандум о взаимовыгодном сотрудничестве в области образования. Документ регламентировал разработку и внедрение в образовательный процесс единых стандартов образования, развитие согласованного нормативно-правового и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, преподавание в ПМР по учебно-методическим комплексам и комплектам учебников России, продолжение работы по обеспечению взаимного признания и эквивалентности документов об образовании стран-участниц СНГ как фактора, способствующего академической и профессиональной мобильности [29, с. 178].
Начался новый, второй этап образовательной интеграции. Это был этап формирования и развития модели единого образовательного пространства России и Приднестровья, выработки механизмов взаимодействия, взаимосотрудничества, признания легитимности документов об образовании и решения других вопросов. На этом этапе основные решения достигались в ходе межправительственных встреч и межведомственных соглашений и скреплялись договорами.
В мае 2006 г. в ходе рабочей встречи Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А. Д. Жукова с Президентом Приднестровья И. Н. Смирновым в Москве был подписан Протокол, закрепляющий намерения Российской Федерации в качестве государства-гаранта развивать дальнейшее сотрудничество и взаимодействие с Приднестровьем в области образования, «укреплять связи в области культуры, поощрять обмены, в том числе на уровне регионов между творческими коллективами, организациями, деятелями литературы и искусства, проводить художественные фестивали и выставки, развивать сотрудничество в области образования, науки и техники, в подготовке кадров, развитии прямых связей между учебными заведениями и научными учреждениями» [30].
Протоколом от 17 июля 2009 г. между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Министерством образования Приднестровья было намечено осуществление сотрудничества по направлениям методического обеспечения процедур взаимного признания и установления эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях и научно-методическому обеспечению контроля качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных учреждений. Для достижения условий соглашения стороны предусмотрели организацию встреч, консультаций, создание экспертных групп, обмен необходимой информацией и методическими материалами [31, с. 2].
Протокол намерений о сотрудничестве между Федеральным Государственным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» и Министерством просвещения ПМР от 3 июня 2010 г. установил новые направления сотрудничества. Стороны договорились о проведении совместных научных исследований, научно-методических советов, курсов и консультаций в сфере педагогических измерений, о разработке и внедрении высокоэффективных технологий и методик оценки качества образования [32, с. 2].
Приоритетность в развитии сотруднических отношений в гуманитарной и научно-образовательной области также была подчеркнута в ходе рабочей встречи Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, специального представителя Президента Российской Федерации по Приднестровью Д. О. Рогозина и Президента Приднестровья Е. В. Шевчука, которая проходила в Москве 25 октября 2013 г., где было достигнуто соглашение о развитии взаимовыгодного двустороннего сотрудничества в социально-гуманитарной сфере. В Протоколе было отмечено, что «сотрудничество будет обеспечиваться посредством использования механизма профильных консультаций по основным вопросам, представляющим взаимный интерес» [33].
Уже через год, 4 июля 2014 г. в ходе официального визита в Российскую Федерацию приднестровской делегации было подписано семь Меморандумов о сотрудничестве между Россией и Приднестровьем. В рамках шестого Меморандума между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством просвещения Приднестровской Молдавской Республики было предусмотрено взаимодействие на всех уровнях образования и науки, а также в воспитании и молодежной политике; создание совместных информационных ресурсов, обмен документацией по вопросам образования и науки с целью обеспечения единых требований с ориентацией на мировые стандарты, установление прямых связей между организациями образования, развитие непосредственных контактов и сотрудничества между научно-техническими центрами, институтами и учеными [34, с. 2-3]. Кроме того, документ предусматривал договоренность о создании совместных информационных ресурсов в области образования, обмен документацией по вопросам образования и науки с целью обеспечения единых требований с ориентацией на мировые стандарты, установление прямых связей между организациями образования, развитие непосредственных сотруднических контактов между научно-техническими центрами, институтами и учеными [34, с. 4].
В 2016 г. началось сотрудничество Приднестровского государства с российскими регионами. На форуме «Приднестровье - Россия: пути и возможности сотрудничества» при участии представителей десяти российских регионов было принято решение о развитии перспективного партнерства на самых разных уровнях [35]. В 2017 г. Российско-приднестровские
отношения активизировались и вышли на принципиально новый уровень. В этой связи глава МИД ПМР В. Игнатьев отметил, что «динамика контактов между Приднестровьем и Россией в 2017 г. оставалась высокой и содержательной по всем направлениям сотрудничества, в том числе в социально-экономической и гуманитарной сфере» [36].
Таким образом, в результате изучения и анализа документов о межгосударственном взаимодействии между Россией и Приднестровьем в период с 1990 по 2017 г. нами были выявлены два основных периода формирования приднестровского образовательного пространства и его поступательной интеграции в российское образовательное поле.
Можно утверждать, что на первом этапе (1990-2000) приднестровское образовательное поле интегрировалось в общероссийское образовательное пространство. На втором этапе (2000-2017) модернизация образовательной отрасли Приднестровья шла по пути формирования модели единого (общего) российско-приднестровского образовательного пространства, основанного на легитимации основ межгосударственного взаимовыгодного сотрудничества и характеризующегося интенсивным договорным процессом по организации взаимодействия во всех областях, и в том числе в сфере социальной политики, развития образования, науки и культуры.
Список литературы
1. История Приднестровской Молдавской республики. - Тирасполь: РИОПГУ, 2000. - Т. 2, кн. 2, гл. XIV. - 448 с.
2. История Министерства и его документального фонда за 1991-1996 гг. Справка № 1 от 25.12.97 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. за 1991-1992 гг. Ед. хр.17. Л. 1.
3. Системе просвещения Приднестровской Молдавской Республики - 20 лет: история, реальность, перспективы // Учебные материалы. - URL: http://works.doklad. ru/view/mb-LZ9gOIAE.html (дата обращения: 27.02.2016).
4. История Министерства и его документального фонда за 1991-1996 гг. Справка № 1 от 25.12.97 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. за 1991-1992 гг. Ед. хр. 17. Л. 3.
5. Бабилунга Н. В. Приднестровская Молдавская Республика: признанная историография непризнанного государства // Исторический диалог вокруг непризнанных государств / под ред. Кимитака Мацузато. - Sapporo: Hokkaido Univ., Slavic research center, 2007. - C. 12-36.
6. Приказы начальника управления по основной деятельности за 1991 г. Приказ № 1 от 01.08.1991 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
7. Закон СССР «О языках народов». Ст. 6: [Тайны мира]. - URL: http://www.95live.ru/ world-history/zakon-sssr-qo-yazykax-narodovq.html (дата обращения: 20.01.2018).
8. Приказ № 6 от 01 августа 1991 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. Д. 1. Л. 5.
9. Приказ № 7 от 14 августа 1991 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. Д. 1. Л. 6.
10. Приказ № 12 от 28 августа 1991 г. // ЦГА ПМР.Ф. 1026. Оп. 1. Д. 1. Л. 16.
11. Приказ № 28от 31 октября 1991 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. Д. 1. Л. 40.
12. Приказ № 65 от 22 мая 1992 г. // ЦГА ПМР Ф. 1026. Оп. 1. Д. 14. Л. 52.
13. Распоряжения Министра по основной деятельности за 1991-1992 г. Распоряжение № 106 от 16 июня 1992 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. Д. 16. Л. 31.
14. Приказ № 191 от 11 сентября 1992 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. Д. 14. Л. 169.
15. Приказ № 421 от 27 сентября 1993 г. // ЦГА ПМР Ф. 1026. Оп. 1. Д. 30. Л. 171.
16. Распоряжения Министра по основной деятельности за 1992-1993 гг. Распоряжение № 35 от 09 июня 1993 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. Д. 16. Л. 88.
17. Закон Приднестровской Молдавской Республики «О языках в Приднестровской Молдавской Республике» от 8 сентября 1992 г. - URL: http://zakon-pmr.com/ DetailDoc.aspx?document=36286 (дата обращения: 27.02.2016).
18. Приказ № 159 от 12 апреля 1993 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. Д. 29. Л. 10.
19. Приказ № 162 от 12 апреля 1993 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. Д. 29. Л. 15.
20. Приказ № 220 от 17 мая 1993 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. Д. 29. Л. 37.
21. Приказы Министра по общим вопросам за1993 г. Приказ № 334 от 2 июля 1993 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. Д. 30. Л. 171.
22. Закон «Об образовании» // Закон ПМР. - URL: http://zakon-pmr.com/DetailDoc. aspx?document=36262 (дата обращения: 01.04.2016).
23. Протокол № 5 от 27.12.1995 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. Д. 72. Т. 5. Л. 33.
24. Приказ № 267 от 01.10.1997 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. Д. 101. Т. 3. Л. 13.
25. Приказ № 47 от 22.02.1996 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. Д. 76. Л. 71.
26. Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем // Полит.ру. - URL: http://polit.ru/article/2006/03/23/memorand/ (дата обращения: 01.04.2016).
27. Концепция модернизации образования в Приднестровской Молдавской Республике на период до 2008 года. - Тирасполь. РИО ПГУ, 2003. - С. 21.
28. Протокол № 2 от 26.11.1998 г. // ЦГА ПМР. Ф. 1026. Оп. 1. Д. 129 Л. 51-52.
29. Верил С. И. Туннельный переход. Размышления ректора. - Тирасполь: Изд-во Приднестровского Ун-та, 2010. - 242 с.
30. Протокол по итогам рабочей встречи Заместителя Председателя Правительства Российский Федерации А. Д. Жукова с Президентом Приднестровья И. Н. Смирновым // М-во иностранных дел ПМР. - URL: http://mfa-pmr.org/ (дата обращения: 03.04.2016).
31. Протокол о развитии взаимодействия между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и Министерством образования Приднестровья от 17.07.2009 г. -М., 2009. - С. 3. - Текущий архив МП ПМР.
32. Протокол намерений о сотрудничестве между Федеральным Государственным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» и Министерством просвещения Приднестровской Молдавской Республики от 03 июня 2010 г. - М., 2010. - С. 3. - Текущий архив МП ПМР.
33. Протокол Рогозин - Шевчук, 25 октября 2013. Полный текст // OSTKRAFT. - URL: http://ostkraft.ru/ru/documents/1233 (дата обращения: 12.04.2016).
34. Меморандум о сотрудничестве между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством просвещения Приднестровья. - М., 2014. - Текущий архив МП ПМР.
35. Россия - Приднестровье: пути и возможности сотрудничества. - URL: http://www. vspmr.org/Upload/Newspaper/2016.9_n109.pdf (дата обращения: 11.10.2016).
36. Приднестровье и Россия в 2017 году: вызовы и достижения. - URL: https://regnum.ru/ news/2362663.html (дата обращения: 05.02.2018).
References
1. Istoriya Pridnestrovskoy Moldavskoy respubliki. Tiraspol: RIOPGU, 2000. Vol. 2, part 2, ch. XIV. 448 p.
2. Istoriya Ministerstva i ego dokumentalnogo fonda za 1991-1996 gg. Spravka No. 1 ot 25.12.97 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. za 1991-1992 gg. Ed. khr.17. L. 1.
3. Sisteme prosveshcheniya Pridnestrovskoy Moldavskoy Respubliki - 20 let: istoriya, realnost, perspektivy. In: Uchebnye materialy. Available at: http://works.doklad.ru/ view/mb-LZ9gOIAE.html (accessed: 27.02.2016).
4. Istoriya Ministerstva i ego dokumentalnogo fonda za 1991-1996 gg. Spravka No. 1 ot 25.12.97 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. za 1991-1992 gg. Ed. khr. 17. L. 3.
5. Babilunga N. V. Pridnestrovskaya Moldavskaya Respublika: priznannaya istoriogra-fiya nepriznannogo gosudarstva. In: Kimitaka Matsuzato (ed.) Istoricheskiy dialog vo-krug nepriznannykh gosudarstv. Sapporo: Hokkaido Univ., Slavic research center, 2007. Pp. 12-36.
6. Prikazy nachalnika upravleniya po osnovnoy deyatelnosti za 1991g. Prikaz No. 1 ot 01.08.1991 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. D. 1. L. 1.
7. Zakon SSSR "O yazykakh narodov". Art. 6: [Tayny mira]. Available at: http://www.95live. ru/world-history/zakon-sssr-qo-yazykax-narodovq.html (accessed: 20.01.2018).
8. Prikaz No. 6 ot 01 Aug. 1991 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. D. 1. L. 5.
9. Prikaz No. 7 ot 14 Aug. 1991 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. D. 1. L. 6.
10. Prikaz No. 12 ot 28 Aug. 1991 g. In: TSGA PMR.F. 1026. Op. 1. D. 1. L. 16.
11. Prikaz No. 28ot 31 Oct. 1991 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. D. 1. L. 40.
12. Prikaz No. 65 ot 22 May. 1992 g. In: TSGA PMR F. 1026. Op. 1. D. 14. L. 52.
13. Rasporyazheniya Ministra po osnovnoy deyatelnosti za 1991-1992 g. Rasporyazhenie No. 106 ot 16 Jun. 1992 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. D. 16. L. 31.
14. Prikaz No. 191 ot 11 Sep. 1992 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. D. 14. L. 169.
15. Prikaz No. 421 ot 27 Sep. 1993 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. D. 30. L. 171.
16. Rasporyazheniya Ministra po osnovnoy deyatelnosti za 1992-1993 gg. Rasporyazhe-nie No. 35 ot 09 Jun. 1993 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. D. 16. L. 88.
17. Zakon Pridnestrovskoy Moldavskoy Respubliki "O yazykakh v Pridnestrovskoy Moldavskoy Respublike" ot 8 sentyabrya 1992 g. Available at: http://zakon-pmr.com/ DetailDoc.aspx?document=36286 (accessed: 27.02.2016).
18. Prikaz No. 159 ot 12 Apr. 1993 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. D. 29. L. 10.
19. Prikaz No. 162 ot 12 Apr. 1993 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. D. 29. L. 15.
20. Prikaz No. 220 ot 17 May. 1993 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. D. 29. L. 37.
21. Prikazy Ministra po obshchim voprosam za1993 g. Prikaz No. 334 ot 2 Jul. 1993 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. D. 30. L. 171.
22. Zakon "Ob obrazovanii". In: Zakon PMR. Available at: http://zakon-pmr.com/Detail-Doc.aspx?document=36262 (accessed: 01.04.2016).
23. Protokol No. 5 ot 27.12.1995 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. D. 72. T. 5. L. 33.
24. Prikaz No. 267 ot 01.10.1997 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. D. 101. T. 3. L. 13.
25. Prikaz No. 47 ot 22.02.1996 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. D. 76. L. 71.
26. Memorandum ob osnovakh normalizatsii otnosheniy mezhdu Respublikoy Moldova i Pridnestrovyem. In: Polit.ru. Available at: http://polit.ru/article/2006/03/23/memo-rand/ (accessed: 01.04.2016).
27. Kontseptsiya modernizatsii obrazovaniya v Pridnestrovskoy Moldavskoy Respublike na period do 2008 goda. Tiraspol. RIO PGU, 2003. P. 21.
28. Protokol No. 2 ot 26.11.1998 g. In: TSGA PMR. F. 1026. Op. 1. D. 129 L. 51-52.
29. Beril S. I. Tunnelnyy perekhod. Razmyshleniya rektora. Tiraspol: Izd-vo Pridnestrovskogo Un-ta, 2010. 242 p.
30. Protokol po itogam rabochey vstrechi Zamestitelya Predsedatelya Pravitelstva Ros-siyskiy Federatsii A. D. Zhukova s Prezidentom Pridnestrovya I. N. Smirnovym. In: M-vo inostrannykh del PMR. Available at: http://mfa-pmr.org/ (accessed: 03.04.2016).
31. Protokol o razvitii vzaimodeystviya mezhdu Federalnoy sluzhboy po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki i Ministerstvom obrazovaniya Pridnestrovya ot 17.07.2009. Moscow, 2009. P. 3. Tekushchiy arkhiv MP PMR.
32. Protokol namereniy o sotrudnichestve mezhdu Federalnym Gosudarstvennym nauchnym uchrezhdeniem "Federalnyy institut pedagogicheskikh izmereniy" i Ministerstvom prosveshcheniya Pridnestrovskoy Moldavskoy Respubliki ot 03 Jun. 2010. Moscow, 2010. P. 3. Tekushchiy arkhiv MP PMR.
33. Protokol Rogozin - Shevchuk, 25 oktyabrya 2013. Polnyy tekst. In: OSTKRAFT. Available at: http://ostkraft.ru/ru/documents/1233 (accessed: 12.04.2016).
34. Memorandum o sotrudnichestve mezhdu Ministerstvom obrazovaniya i nauki Ros-siyskoy Federatsii i Ministerstvom prosveshcheniya Pridnestrovya. Moscow, 2014. Tekushchiy arkhiv MP PMR.
35. Rossiya - Pridnestrovye: puti i vozmozhnosti sotrudnichestva. Available at: http:// www.vspmr.org/Upload/Newspaper/2016.9_n109.pdf (accessed: 11.10.2016).
36. Pridnestrovye i Rossiya v 2017 godu: vyzovy i dostizheniya. Available at: https://reg-num.ru/news/2362663.html (accessed: 05.02.2018).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2018, № 3