деятельность педагога рассматривается природосообразным индивидуальным стилем деятельности субъекта, основанной на смысловой саморегуляции, способной обеспечить здоровье и педагога, и обучающихся.
Таким образом, здоровьесизидающая деятельность в образовании направлена на создание условий, которые обеспечивают активизацию внутриличностных ресурсов субъектов процесса образования, способствуют максимальному использованию здоровья в качестве управляемого ресурса. Иными словами, стоит задача развить жизненный опыт личности в формировании, сохранении и приращении собственного здоровья.
Литература:
1. Идеальное государство Платона. Режим доступа: http://www.newacropol.ru/alexandria/philosophy/philosofs/plato/short platon/ Дата обращения 4.03.2019
2. Информационный портал РФ. Режим доступа: https://infoportalru.ru/putin-nazval-vazhnejshuju-zadachu-gosudarstva.html Дата обращения 9.03.2019
3. Леванова Е.А., Цибульникова В.Е. Педагогические технологии. Здоровьесберегающие технологии в образовании: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е.А. Леванова, В.Е. Цибульникова. -М.: МПГУ, 2017. - 150 с.
4. Маджуга А.Г., Синицина И.А. Здоровьесозидающая педагогика: теория, методология, практика, перспективы развития: моногр. - М.: Логос, 2014. - 508 с.
5. Маджуга А.Г., Хакутдинова С.Р. Моделирование процесса формирования здоровьесозидающей (саногенной) образовательной среды в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 5.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7191 (дата обращения: 05.03.2019)
6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под общ.ред.проф. Л.И. Скворцова. 24 изд., испр. М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2005. 896 с.
7. Петухова-Левицкая М.И., Кувырталова М.А. Здоровьесозидание участников образовательного процесса как психолого- педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 4.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20988 (дата обращения: 02.03.2019)
8. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию, 2014г. Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774/. Дата обращения 5.03.2019
9. Технологии здоровьесозидания как фактор повышения культуры здоровья детей дошкольного возраста. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/tehnologi-zdorovesozidanija-kak-faktor-povyshenija-kultury-zdorovja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html. Дата обращения: 2.03.2019
10. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе. Вестник Мининского университета. 2018. Т.6 №1 (22). С. 6
Педагогика
УДК [376+347.63](478) доцент Черба Татьяна Ивановна
Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь); старший преподаватель Твердохлебова Людмила Ивановна
Приднестровский государственный университет имени Т. Г. Шевченко (г. Тирасполь)
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ С ОБЩЕСТВОМ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ
РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация. В статье освещены основные направления деятельности Приднестровской Молдавской Республики в области поддержки детей с особыми образовательными потребностями, уточняются условия, созданные для получения общего образования, физического воспитания, занятий физической культурой и спортом, обеспечивающие не только двигательную реабилитацию, но и полную социализацию с обществом.
Ключевые слова: социальная интеграция, ребенок с особыми образовательными потребностями, государственная поддержка.
Annotation. The article describes the legal and regulatory documents to support children with special educational needs, clarifies the conditions for general education, physical education, adaptive physical education and sports, providing successful physical rehabilitation and full socialization as well.
Keywords: social integration, child with special educational needs, government support.
Введение. В Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) защита прав детей является неотъемлемой составляющей государственной политики, определяемой в соответствии с принципами гуманизма и приоритета общечеловеческих ценностей, ориентированной на создание условий для реализации личностного потенциала граждан. Соблюдение прав детей, их надлежащая защита, создание необходимых комфортных условий для развития, воспитания и обучения - приоритетная задача нашего государства. Защита детства требует значительных государственных инвестиций, направленных на достижение равноправного доступа и возможностей к социальным правам всех детей без исключения [1; 5].
Проблема адаптации детей с особыми образовательными потребностями в среду здоровых детей является актуальной для всего общества. Таким детям, в соответствии с Законом ПМР «О социальной защите инвалидов», гарантировано обеспечение их потребностей в различных сферах [2].
По данным Министерства просвещения ПМР на начало 2018 года в республике проживает 83161 ребенок в возрасте до 18-ти лет, из которых 4904 - это дети, требующие специальных условий обучения, которым в силу ряда объективных и субъективных причин изначально гораздо сложнее стать субъектом общества [8].
Изложение основного материала статьи. Для защиты прав и интересов детей, проживающих в Приднестровье, действует нормативно-правовая база, постоянно обновляющаяся и совершенствующаяся. Приняты законы: «Об основных гарантиях прав ребенка в Приднестровской Молдавской Республике» № 314-
ЗИ - VI от 28.12.2016 г.; «О фонде охраны материнства и детства» № 07-10 от 28.09.2007г.; «Кодекс о браке и семье Приднестровской Молдавской Республики» № 297-ЗИ - VI от 27.12.2016 г.; «О социальной защите инвалидов» № 306-ЗИ-^ от 28.12.2016 г).
В республике законодательно закреплены государственные обязательства для получения образования детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возможностями и способностями в адекватной для них среде обучения. В Законах «Об образовании», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», «О дошкольном образовании» предусмотрено создание специальных условий для получения дошкольного, общего и профессионального образования детям с особыми образовательными потребностями [3; 6; 7].
Для практического внедрения государственной политики в области специального (коррекционного) образования Министерством просвещения в мае 2018 г. были утверждены «Государственные образовательные стандарты начального общего образования для слабовидящих обучающихся, для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с задержкой психического развития, с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речи, слабослышащих и позднооглохших, глухих». Также были утверждены базисные учебные планы организаций специального (коррекционного) образования (групп) для детей дошкольного возраста и специального (коррекционного) образования вида [8].
Система специального образования ПМР представляет собой большое количество специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые оказывают коррекционно-педагогическую помощь 4904 детям с особыми образовательными потребностями. В этих учреждениях обучаются дети с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи, с расстройствами аутистического спектра, с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с задержкой психического развития. Специальные (коррекционные) учреждения в полном объеме производят коррекцию физического, психического состояния детей, оказывают педагогическую и психологическую поддержку семьям, имеющих детей с различными нарушениями в состоянии здоровья и интегрируют их в социум через систему непрерывного образования детский сад - школа - вуз [8].
Для воспитания, образования и социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в Приднестровье было открыто 14 специальных коррекционных учреждений различных видов образования:
- 9 общеобразовательных учреждений: 6 школ-интернатов и 3 комплекса «Общеобразовательная школа - детский сад»;
- 3 организации дошкольного образования компенсирующего вида;
- 1 специальный (коррекционный) детский сад [1].
Для детей с тяжелыми нарушениями развития был открыт Центр реабилитации дневного пребывания -МУ «Центр социально-психологической реабилитации детей с особыми потребностями жизнедеятельности» г. Дубоссары. Перечень специальных (коррекционных) образовательных учреждений Приднестровской Молдавской Республики приведен в таблице.
Специальные (коррекционные) организаций образования ПМР
№ Организация образования 2016-2017 2017-2018 2018-2019
1 ГОУ «С(К)ОШИ 1-П^ видов» г. Тирасполь 248 дошк. 49 уч-ся 199 260 дошк. 37 уч-ся 223 257 дошк. 38 уч-ся 219
2 ГОУ «Бендерская С(К)ОШИ IV, VII видов» 103 дошк. 12 уч-ся 91 92 дошк. 13 уч-ся 79 85 дошк. 11 уч-ся 74
3 ГОУ «Глинойская С(К)ОШИ VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 141 уч-ся 140 уч-ся 131 уч-ся
4 МС(К) ОУ №2 для детей с нарушением ОДА г. Тирасполь 61 дошк. 15 уч-ся 46 50 дошк. 13 уч-ся 37 58 дошк. 10 уч-ся 48
5 МС(К) ОУ для слабовидящих детей №44 г. Тирасполь 138 дошк.85 уч-ся 53 144 дошк. 90 уч-ся 54 130 дошк. 85 уч-ся 45
6 МС(К) ДОУ№7 «Лучик» г. Тирасполь 98 дошк. 100 дошк. 100 дошк.
7 МОУС(К)ОШИ VIII вида г. Тирасполь 126 уч-ся 132 уч-ся 131 уч-ся
8 МОУ «Бендерский д\с №9 для детей с нарушением речи 81 ошк. 99 дошк. 90 дошк.
9 МОУ « Бендерская С(К)ОШИ VIII вида 158 уч-ся 144 уч-ся 144 уч-ся
10 МДОУ №1 «Красная шапочка» г. Дубоссары 110 дошк. 118 дошк. 122 дошк.
11 МОДУ №8 «Березка» г. Дубоссары 51 дошк. 48 дошк. 45 дошк.
12 МОУ «Дубоссарская С(К)ОШИ VIII вида» 147 уч-ся 139 уч-ся 151 уч-ся
13 МОУ «Рыбницкая С(К)ОШ - детский сад для детей с нарушением ОДА» 37 10 дошк., 27 уч-ся 44 12 дошк. 24 уч-ся, 8 н\о 46 16 дошк., 20 уч-ся, 8н\о
ИТОГО: 1499 11 дошк. 988 уч-ся 1510 530 дошк. 980 уч-ся 1490 479 дошк. 1011 уч-ся
14 МУ « Центр социально-психологической
реабилита-ции детей с особыми 18 23 23
потребностям жизнедеятель-ности»
г. Дубоссары
Каждая специальная (коррекционная) организация образования реализует специальную (коррекционную) программу для детей с определенной категорией нарушения развития. Коррекционная работа, направлена на исправление или ослабление недостатков психофизического развития и предоставляет дополнительные возможности для восстановления утраченных или недостаточно развитых функций или систем организма. В учебно-воспитательном процессе используются специальные технические средства обучения и коррекции, компьютерные технологии, особая организация образовательного процесса: малая укомплектованность классов, более длительные сроки обучения, лечебно-педагогический режим, индивидуальные занятия, специальные предметы для коррекционной и компенсирующей работы.
Все специальные (коррекционные) организации образования обеспечены мультимедийным оборудованием, которое позволяет реализовывать планы занятий и достигать того результата, который прописан в стандарте.
В дошкольных учреждениях комбинированного вида созданы 104 специальные коррекционные группы, которые посещают 1307 дошкольников с речевыми нарушениями, с нарушениями зрения, интеллекта, с задержкой психического развития. Воспитание и обучение осуществляется в соответствии с учебно-развивающими планами и с учетом требований программ обучения для каждой группы заболеваний. На дому обучается 98 детей из них 37 дошкольников и 61 школьник.
Всего по специальным комплексным программам в коррекционных организациях образования обучается 2895 детей. Кроме этого в организациях дошкольного и школьного образования 2009 детям с нарушениями речи оказывается логопедическая помощь [8].
Обучение детей школьного возраста специальных (коррекционных) учреждений 1-УШ вида осуществляется в соответствии с Государственными образовательными стандартами начального общего образования. Учебные планы разрабатываются с учетом особенностей психического и физического развития учащихся и включают общеобразовательные, специальные учебные предметы и часы индивидуальной коррекционной работы с обучающимися.
В зависимости от вида учреждения сроки обучения варьируются от 9 до 12 лет. В семи специальных учреждениях обучение проводится на русском языке, в двух - на молдавском и русском. Кроме того в МОУ «Рыбницкая русская основная школа-интернат» обучается 53 ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного образования.
По окончании обучения выпускники коррекционных организаций образования 1-УП вида получают аттестат об основном общем и среднем полном общем образовании и продолжают обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования. Выпускники коррекционных организаций образования VIII вида получают свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения. Для таких выпускников организована курсовая подготовка для дальнейшего трудоустройства в СПО «Слободзейский политехнический техникум» по направлению «Штукатур» и в СПО «Бендерский технологический техникум» по направлениям «Швейное дело» и «Обувное дело» [8].
Система профильного образования меньше всего адаптирована под возможности детей с особыми образовательными потребностями. Однако внимание государство должно быть акцентировано на подготовку таких детей к взрослой жизни. Получение профессии одно из условий интеграции детей с особыми образовательными потребностями в общество. В системе среднего и высшего образования не предусмотрено особых условий для выпускников специальных (коррекционных) организаций образования. Ежегодно в Приднестровский государственный университет поступает до 10 абитуриентов, выпускников коррекционных школ. Они обучаются наравне со всеми студентами, как правило, благодаря помощи своих одногруппников, родителей и преподавателей. У студентов с нарушением зрения и слуха нередко возникают сложности в трудоустройстве из-за физиологических особенностей, в том числе из-за отсутствия взаимопонимания с работодателями. Исключением являются выпускники факультета физической культуры и спорта. В процессе получения образования студенты факультета с нарушением слуха могут воспринимать информацию по артикуляции губ преподавателя, студенты с нарушением зрения используют диктофон или прибегают к помощи родных и одногруппников. Так за последние 5 лет факультет физической культуры и спорта Приднестровского государственного университета успешно окончили 10 студентов, которые работают по специальности в специальных (коррекционных) учреждениях республики. Однако, хотелось бы отметить что таким студентам можно было бы значительно облегчить процесс овладения знаниями прибегнув к помощи сурдо - и тифлопереводчиков, которых в Приднестровье не хватает. К сожалению, ни одно учебное заведение ПМР не готовит данных специалистов, а квотные места для обучения за пределами республики остаются невостребованными. Следует отметить, что спорт выступает менее агрессивной средой для интеграции инвалидов в общество.
Право граждан республики на свободный доступ к занятиям физической культурой и спортом как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности гарантировано Конституцией и реализуется в соответствии с законом «О физической культуре и спорте в Приднестровской Молдавской Республике» и другими нормативно-правовыми документами ПМР, разработанных в соответствии с ними [4].
На базе 8 специальных (коррекционных) образовательных организаций открыты спортивные секции по легкой атлетике, плаванию, настольному теннису, шахматам, шашкам, голболу, торболу, волейболу и туризму. Ежегодно проводится не менее 10 спортивных мероприятий среди детей и подростков с особыми образовательными потребностями.
В целях привлечения внимания граждан и государства к проблемам людей с ограниченными особенностями здоровья и для обеспечения их успешной социальной интеграции в общество 2018 г. в Приднестровье был объявлен «Годом равных возможностей». В рамках проведения «Года равных возможностей» за счёт средств Единого государственного фонда социального страхования совместно с Государственной службой по спорту ПМР было проведено 6 чемпионатов и первенств по разным видам спорта среди детей с особыми образовательными потребностями. Основная цель каждого соревнования - это
реабилитация и социализация детей в общество. Ведь очень важно, чтобы каждый ребенок, независимо от состояния здоровья, имел возможность быть полноправным членом общества, получать знания и доступные профессиональные навыки, заниматься физической культурой и спортом.
Всего в рамках «Года равных возможностей» было проведено 150 различных мероприятий: благотворительных акций, концертов, выставок, тематических часов, круглых столов, спортивных мероприятий с непосредственным участием в них детей с особыми образовательными потребностями. Но, как оказалось, одного года слишком мало, чтобы эта помощь была по - настоящему ощутимой. В Правительстве ПМР предложили продлить «Год равных возможностей» ещё на 4 года. Была разработана и утверждена Государственная целевая программа «Равные возможности на 2019-2022 годы», защищающая права и интересы граждан с ограниченными особенностями здоровья.
Выводы. Изучение состояния проблемы поддержки детей с особыми образовательными потребностями на государственном уровне в ПМР позволяет отметить серьезное внимание и комплексный подход к решению разного рода задач, обеспечивающих социальную интеграцию данного контингента детского населения Республики.
К основным формам социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями относятся различные системы коррекционного образования, способствующие обеспечению каждому ребенку равных возможностей для успешного обучения и воспитания. В республике действуют коррекционные дошкольные учреждения различных типов и коррекционные школы, реализуются различные модели интегрированного обучения.
В реализации государственной поддержки по социальной интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями не менее важную роль играет законодательная деятельность, осуществляемая в ПМР в области специального (коррекционного) образования - внесение поправок и дополнений в законодательные, нормативно-правовые акты Президента, Правительства ПМР, в приказы и распоряжения Министерства просвещения ПМР.
Литература:
1. «О государственном докладе «О положении детей в Приднестровской Молдавской Республике в 2017году»: постановление Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики от 4 декабря 2018 г. № 2585 // Собрание актов законодательства ПМР: официальное издание. - Тирасполь: Из-во «Ликрис» -2018. - №49. - С. 10495-1097
2. «О социальной защите инвалидов»: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 26 июня 2006г. №51-З-^ // Собрание актов законодательства ПМР: официальное издание. - Тирасполь: Из-во «Ликрис» - 2006. - №27. - С. 3339-3341
3. «Об образовании»: Закон Приднестровской Молдавской Республики от 26 июня 2006 г. №51-З-^ // Собрание актов законодательства ПМР: официальное издание. - Тирасполь: Из-во «Ликрис» - 2006. - №27. -С. 3359-3361
4. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 10 июля 2012 г. №133-ЗИ-^ «О физической культуре и спорте в Приднестровской Молдавской Республике» (текущая редакция на 1 сентября 2018 г.) // Собрание актов законодательства ПМР: официальное издание - Тирасполь: Из-во «Ликрис» - 2012. - №29. -С. 5471-5473
5. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 15 июля 2011г. №116-З^ «Об основных гарантиях прав ребенка в Приднестровской Молдавской Республике» № 116-З^ от 15.07.2011г.) // Собрание актов законодательства ПМР: официальное издание - Тирасполь: Из-во « Ликрис» - 2011. - №28. -С. 4220-4222
6. Закон Приднестровской Молдавской Республики от 10 февраля 2005г. №529-З-Ш «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» // Собрание актов законодательства ПМР: официальное издание - Тирасполь: Из-во «Ликрис» - 2005. - №7. - С. 901-915
7. «О внесении изменения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «О дошкольном образовании». Официальный текст: текст Закона приводится по состоянию на 28 июня 2013г. // Собрание актов законодательства ПМР - Тирасполь: Из-во «Ликрис» - 2008. - №29. - С. 5461-5467
8. Отчет Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики об итогах деятельности за 2018 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://minpros.info/index.php?option=com_content&task=view&id=1564.- (Дата обращения:04.03.2019)
Педагогика
УДК:378.2
кандидат педагогических наук, доцент Шабаева Гузель Фагимовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Кондратьева Татьяна Николаевна Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева (г. Саранск)
СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ РЕСПУБЛИК: БАШКОРТОСТАН И МОРДОВИЯ)
Аннотация. Статья посвящена раскрытию содержания и специфики проектирования занятий по речевому развитию дошкольников в формате интерактивного сетевого взаимодействия образовательных организаций: вузов и дошкольных образовательных организаций. Авторы в своей работе дают подробный анализ содержания подготовки специалистов дошкольного профиля по реализации проектов «Электронный детский сад», развитие компетенций и трудовых умений на базе центра развития компетенций университетов.
Ключевые слова: подготовка педагогов, дистанционные технологии, ресурсный центр развития компетенций, электронное образование, электронный детский сад, сетевое взаимодействие, инновационная деятельность, дошкольная образовательная организация, проектирование.