Научная статья на тему 'Воспитание двигательных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья'

Воспитание двигательных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
918
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ИГРЫ / GAMES / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / OUTDOOR GAMES / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / MOTOR QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потатуев Никита Игоревич, Бобкова Софья Ниазовна, Кулькова Ирина Валерьевна

В статье рассматривается проблема организации и осуществления физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. В качестве эффективного средства повышения двигательной активности и развития двигательных качеств у таких детей предлагается включение подвижных игр в уроки физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потатуев Никита Игоревич, Бобкова Софья Ниазовна, Кулькова Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATION OF MOTOR SKILLS IN CHILDREN WITH DISABILITIES

The article deals with the problem of the organization and implementation of physical education of children with disabilities in a secondary school. As an effective means of increasing motor activity and developing motor qualities in these children, it is proposed to include outdoor games in physical education lessons.

Текст научной работы на тему «Воспитание двигательных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Педагогика

УДК 376.2

аспирант Потатуев Никита Игоревич

ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Бобкова Софья Ниазовна ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Кулькова Ирина Валерьевна

ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва)

ВОСПИТАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации и осуществления физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. В качестве эффективного средства повышения двигательной активности и развития двигательных качеств у таких детей предлагается включение подвижных игр в уроки физической культуры.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, игры, подвижные игры, физическое воспитание, двигательные качества.

Annotation. The article deals with the problem of the organization and implementation of physical education of children with disabilities in a secondary school. As an effective means of increasing motor activity and developing motor qualities in these children, it is proposed to include outdoor games in physical education lessons.

Keywords: children with disabilities, games, outdoor games, physical education, motor qualities.

Введение. С принятием Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», в последние годы в Российской Федерации произошли существенные изменения в образовательной политике. Этот закон был принят в целях создания законодательной базы для удовлетворения потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в получении образования, адаптации, интеграции их в общество [14].

Или, иными словами, дети с ОВЗ теперь совместно обучаются с детьми, не имеющими таких ограничений. Инклюзивное образование не просто модное течение в педагогике нашего времени, а закономерный этап в развитии системы образования вообще. Это новый подход к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья.

В современном физическом воспитании учащихся общеобразовательных школ принимают участие дети, относящиеся ко всем группам здоровья, в том числе и имеющих ограниченные возможности здоровья. При этом необходимо построить такую систему физического воспитания, которая базировалась бы на охвате занятиями физической культурой всех без исключения детей с особыми потребностями, а также необходимо создание и реализация условий для занятий с такими детьми в условиях общеобразовательных учреждений.

Детям с особенностями развития сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям совместное обучение с детьми с ОВЗ позволит развить толерантность и ответственность, которые станут основой их будущей жизни.

Для реализации такой системы физического воспитания оптимальным средством являются игры, в частности, подвижные игры. Они используются как эффективное средство развития двигательных функций у детей с ограниченными возможностями [1; 3; 13]. В каждом из нас заложены эти качества, независимо от физических возможностей и имеющихся заболевания или физических дефектов. Физические качества объединяют те стороны двигательной сферы человека, которые проявляются в одинаковых параметрах движения, одинаково оцениваются, имеют одни и те же физиологические и биохимические механизмы и т.д. [3].

Поскольку заниматься игрой могут как взрослые, так и дети самостоятельно, в любое время, то она в состоянии удовлетворять потребность людей всех возрастных групп в отдыхе, развлечениях, развитии духовных и физических возможностей. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Сюжет подвижной игры требует творческой активности в выполнении двигательных действий для её осуществления. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели [4].

Хочется отметить, что уроки физической культуры в условиях сельской школы отличаются от уроков, проводимых в городских условиях. В таких школах обучаются все дети, проживающие в данном районе, независимо от их физического состояния. Ввиду этого появляются трудности в усвоении ими современных программ обучения, т.к. их содержание, темп обучения, традиционные приемы и методы не соответствуют заявленному контингенту обучающихся. В ситуации увеличения количества детей с ОВЗ и необходимости их обучения вместе с нормально развивающимися сверстниками в условиях сельской общеобразовательной школы возникает потребность в изменении педагогических подходов к системе обучения таких детей. Время, когда интенсивно формируются способности ребенка к обучению, восполняются недостатки его дошкольного развития - это время его обучения в начальной школе.

Для развития и воспитания физических качеств необходим управляемый в нужном направлении педагогический процесс на протяжении всей жизни - от рождения до смерти [3; 5]. В стремлении добиться двигательной компетенции и контроля в процессе онтогенеза, у человека непрерывно изменяется двигательное поведение, он постоянно вынужден приспосабливаться к условиям своего существования, так как его индивидуальные двигательные возможности также изменяются [5].

Подвижные игры решают на уроках физической культуры многообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. Все двигательные качества, являющиеся отдельными сторонами физических качеств человека, можно развить и воспитать в процессе занятий играми, включая в игру те или иные движения, с помощью которых их можно улучшить [2; 3; 4].

Формулировка цели статьи и задач.

Цель исследования: оценить воздействие подвижных игр на развитие двигательных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры в условиях сельской школы.

Задачи исследования:

- в условиях инклюзивного образования на базе сельской средней общеобразовательной школы разработать программу занятий по физической культуре для младших школьников с ОВЗ (группа здоровья: III), направленную на развитие у них физических качеств;

- апробация разработанной нами программы и оценка её эффективности.

Изложение основного материала статьи.

Методы и организация исследования.

Наше исследование проводилось в условиях сельской средней общеобразовательной школы поселка «Совхоза имени Ленина», в которой обучались все дети данного района, независимо от их физических возможностей. Исследование проводилось в течение 3 месяцев.

Объектом исследования явились 25 мальчиков в возрасте от 9 до 10 лет с ОВЗ (группа здоровья: III).

Контрольная группа включала 12 детей, экспериментальная группа - 13 детей. Средний возраст обучающихся в обеих группах был 9.32 ± 1.34 лет.

Занятия физической культурой у детей обеих групп проводились 3 раза в неделю по 45 минут.

Дети контрольной группы занимались по традиционной методике: по программе, подготовленной под общей редакцией Лях В.И совместно с Зданевич А.А. (2008) в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры (2001) и Минимальными требованиями по подготовке учащихся начальной школы по физической культуре (2001) [8].

Уроки физической культуры, проводимые с детьми экспериментальной группы, базировались на программе Лях В.И. и Зданевич А.А. (2008), но были адаптированы в соответствии с теми нозологиям, которые имели обучающиеся.

Урок состоял из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводную часть занятия включались: упражнения с изменением ритма, простые задания на координацию движений, ускоренная ходьба, бег (от 15 секунд до 2 минут), танцевальные шаги, а также задания, направленные на развитие и сохранение правильной осанки. Обращалось внимание на правильное сочетание дыхания и движений.

В начале основной части урока использовались упражнения в равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики. В основную часть урока, продолжающуюся 25-30 минут, входили общеразвивающие упражнения с предметами и без, подвижные игры, игры - эстафеты, игровые упражнения, игры с мячами, различными по величине и по фактуре, упражнения на фитболах и батуте. Игры подбирались с учетом развития с их помощью физических качеств: «День и Ночь», «Вокруг пункта», «Два мороза», «Перестрелка», «Часовой и разведчик», «Лови-толкай», «Кто сильнее» [4; 6; 9; 11].

В течение урока использовались 3-4 игры. Подвижные игры и игровые упражнения выбирались с учетом возрастных особенностей детей. На первых занятиях проводили игры не сложные для выполнения, далее задания усложнялись, добавлялись новые движения, увеличивался темп и время игры. В заключительную часть урока включали игры на удержание позы: «Сова», «Море волнуется» и др. [4; 6; 9; 11].

Для оценки физической подготовленности учащихся были использованы 4 теста: бег на 30 метров (скорость), челночный бег 3x10 метров (ловкость), наклон вперед с прямыми ногами стоя на скамье (гибкость); прыжок в длину (силу) [7].

Результаты исследования и их обсуждение. Предварительная комплексная оценка физических качеств у детей обеих групп выявила их снижение, по сравнению с «удовлетворительным уровнем», в среднем, на 20,2 %. Так, результаты теста «бег на 30 метров» были ниже уровня показателей, соответствующих возрастно-половой норме на 21,4%, «челночного бега» на 20,7%, «наклона вперед с прямыми ногами стоя на скамье» на 28,5%, «6-минутного бега» на 29,3% (рисунок 1).

Через 3 месяца занятий физической культурой у детей контрольной и экспериментальной групп были оценены физические качества.

Изменения в уровне физической подготовленности отмечались у всех обучающихся. У детей контрольной группы наблюдалась только тенденция к увеличению этих показателей (в среднем, на 4% от исходных): средний балл «бега на 30 метров» увеличился на 3%, «челночного бега» на 5%, «наклона вперед с прямыми ногами стоя на скамье» на 3%, 6-минутного бега на 1,3 % (рисунок 1).

У школьников экспериментальной группы полученные результаты были выше, чем у учащихся контрольной группы. Так, у них наблюдалось увеличение уровня средней комплексной оценки физических качеств на 8,75%. Средний балл «бега на 30 метров» увеличился на 11%, «челночного бега» на 8%, «наклона вперед с прямыми ногами стоя на скамье» на 10%, 6-минутного бега на 6%. Однако, полученные результаты были ниже нормативных для этой возрастно-половой группы на 16 %.

п

11.1 II ■ ■экспер. группа до ■экспер. группа после контр группа до ■контр группа после

I1 & 1 1г

1 - бег на 30 м; 2 - челночный бег; 3 - наклон вперед с прямыми ногами;4-6мин.бег

Примечание: * - р< 0,05

Рисунок 1. Динамика изменений показателей уровня физической подготовленности у детей с ОВЗ (в %) контрольной (п=12) и экспериментальной групп (п=13)

Полученные нами результаты связаны с тем, что в онтогенетическом развитии двигательных навыков способность ребенка к выработке новых двигательных программ достигает своего максимума в 11—12 лет. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке [5; 12]. Физические упражнения благоприятно действуют на центральную нервную систему. Они повышают работоспособность клеток коры головного мозга и их устойчивость к сильным раздражителям, улучшают аналитико-синтетическую деятельность центральной нервной системы и взаимодействие двух сигнальных систем, обусловливают более быстрое формирование положительных условных рефлексов, что сопровождается повышением интенсивности и концентрации внимания, улучшением памяти и т.п. [10; 12].

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе [10; 11].

Выводы. Из выше сказанного можно заключить, что у мальчиков улучшились следующие двигательные качества: ловкость, быстрота, гибкость, выносливость.

В условиях инклюзивного образования подвижные игры выступает как средство воспитания двигательных качеств у детей с ОВЗ, поскольку у них присутствует страх и неуверенность в своих силах, им сложно выполнять упражнения на уроках.

Во время игры ребенок выполняет двигательные действия, соответствующие двигательному качеству не задумываясь о том, что у него не получится или не получится выполнить двигательное действие.

Игра помогает создать положительный психо-эмоциональный настрой и способствует развитию у них необходимых двигательных качеств.

Таким образом, один из главных факторов хорошего физического самочувствия детей с ОВЗ в учебном процессе является использование рационально подобранных, а при необходимости - специально сконструированных и индивидуально дозированных физических упражнений и игр оздоровительной направленности. При правильной педагогической инструментовке такие мероприятия помогают противодействовать стрессовым ситуациям, что благоприятно сказывается на формировании двигательного анализатора и стимулирует развитие основных физических качеств учащихся.

Литература:

1. Бубеева Б. Н. Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Б. Н. Бубеева. — (Организация учебно-воспитательного процесса общеобразовательной школы) // Вестник Бурятского государственного университета. — 2010. — Вып. 1. — С. 221-225.

2. Васильева П. В. Применение мини-футбола в общеобразовательной школе как средства адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2017. — №23. — С. 295-296.

3. Винник, Джозеф П. Адаптивное физическое воспитание и спорт / под ред. Джозефа П. Винника; пер. с англ. И. Андреев. - К.: Олимп. лит., 2010. — 608 с.

4. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов / М.Н. Жуков - М.: «Академия»,

2000. — 160 с.

5. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. 3-е изд. - М: Советский спорт, 2009. — 200 с.

6. Кузнецов В. С. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций / В.С Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М : Просвещение, 2016. — 128 с.

7. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников//М.: Физкультура и спорт. - 1998. - 204 с.

8. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов: учебное пособие - М.: Просвещение, 2008. - 128 с.

9. Марц В. Г. Беседы по методике и теории игры: Учебное пособие. - М. : Спорт- Академ Пресс,

2001. — 204 с.

10. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

11. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр/ /М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 64 с.

12. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 7 - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.

13. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В - М. Советский спорт, 2002. — 212 с.

14. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012).

Педагогика

УДК: 371

кандидат экономических наук, доцент Радостева Марина Витальевна

Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва); доктор психологических наук, профессор Пряжникова Елена Юрьевна Московский государственный психолого-педагогический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Бахтигулова Людмила Борисовна

Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (г. Москва)

К ВОПРОСУ О ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье авторы рассматривают роль экономических дисциплин в системе школьного российского образования и определяют проблемы, возникающие при их преподавании. Подробно обоснована необходимость изучения экономики в педагогических образовательных учреждениях.Обращается внимание на основные компоненты и структуру понятия «экономическое мышление», «экономические знания».Авторами выявлены проблемы, существующие на современном этапе как при изучении экономики в школе, так и при подготовке педагогов, преподающих данный предмет. Представлены размышления о проблеме формирования экономической культуры современных школьников. Авторы знакомят с результатами эмпирического исследования представленийсовременных старшеклассников об экономических профессиях. Предложены рекомендации, направленные на формирование непрерывного экономического образования и его усиление. Особое значение отводится экономическому образованию школьных педагогов.

Ключевые слова: экономические дисциплины, экономические знания, экономическое сознание, экономическое мышление, педагоги, школа, учителя экономики.

Annotation. In this article the authors consider the role of economic disciplines in the system of school Russian education and determine the problems that arise during their teaching. The necessity of studying the economy in pedagogical educational institutions is substantiated in detail. Attention is drawn to the basic components and structure of the concept of "economic thinking", "economic knowledge". The authors revealed the problems that exist at the present stage both in the study of the economy in the school and in the training of teachers who teach this subject. Reflections on the problem of formation of economic culture of modern schoolchildren are presented. The authors familiarize themselves with the results of empirical research of modern students ' perceptions about economic professions. The recommendations directed on formation of continuous economic education and its strengthening are offered. Of particular importance is the economic education of school teachers.

Keywords: economic disciplines, economic knowledge, economic consciousness, economic thinking, teachers, school, teachers of economy.

Введение. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что главной целью образования человека является подготовка его как конкурентоспособного специалиста, и именно поэтому необходимо развивать у субъекта потребность в самоизменении, саморазвитии, активизировать заинтересованность в повышении уровня знаний. Анализируя профессиограммы и квалификационные характеристики современных специальностей, можно увидеть, что все они предъявляют высокие требования к знаниям, навыкам и умениям в области экономики, как основе социально-экономических отношений в обществе. Формирование экономического сознания, экономического мышленияу молодёжи - путь далеко непростой, и неоднозначный и его формирование начинается еще в школе, в частности в рамках уроков «технологии и экономики». В настоящее время в научной литературе существует множество трактовок экономического мышления, экономического сознания. Традиционно экономическое мышление включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, теми связями, в которые они вступают в повседневной жизни. Существенные обобщения феномена нового экономического мышления можно найти в трудах Л.И. Абалкина, Л.С. Блехмана, Б.И. Мирошникова, В.В. Радченко, П. Хейна, П. Самуэльсен, Ф. Хайека [1, 3, 7, 9, 10, 12, 13]. В этих трудах исследованы вопросы содержательной структуры нового экономического мышления, особенности эволюционного процесса развития знаний, взаимосвязи нового экономического мышления с культурой и образованием. В частности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.