Научная статья на тему 'Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к сдаче нормативов "ГТО"'

Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к сдаче нормативов "ГТО" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1404
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / A COMPLEX READY FOR LABOR AND DEFENSE / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / MOBILE GAMES / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / MOTOR SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потатуев Никита Игоревич, Бобкова Софья Ниазовна, Кулькова Ирина Валерьевна

В статье рассматривается проблема организации и осуществления на уроках физической культуры подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях общеобразовательной школы к сдаче Всероссийского физкультурного спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В качестве эффективного средства подготовки у таких детей предлагается включение подвижных игр в уроки физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Потатуев Никита Игоревич, Бобкова Софья Ниазовна, Кулькова Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of children with disabilities to pass the standards "Ready for work and defense"

The article deals with the problem of organizing and implementing in the lessons of physical culture the preparation of children with disabilities in the conditions (intellectual disabilities) of the general education school. As an effective means of preparing for the surrender of a complex ready for labor and defense, such children are offered the inclusion of mobile games in physical education classes.

Текст научной работы на тему «Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к сдаче нормативов "ГТО"»

Педагогика

УДК 376.2

аспирант Потатуев Никита Игоревич

ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат медицинских наук, доцент Бобкова Софья Ниазовна ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Кулькова Ирина Валерьевна

ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет (г. Москва)

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К СДАЧЕ

НОРМАТИВОВ «ГТО»

Аннотация. В статье рассматривается проблема организации и осуществления на уроках физической культуры подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях общеобразовательной школы к сдаче Всероссийского физкультурного спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В качестве эффективного средства подготовки у таких детей предлагается включение подвижных игр в уроки физической культуры.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, Всероссийский физкультурный спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», подвижные игры, физическое воспитание, двигательные качества.

Annotation. The article deals with the problem of organizing and implementing in the lessons of physical culture the preparation of children with disabilities in the conditions (intellectual disabilities) of the general education school. As an effective means of preparing for the surrender of a complex ready for labor and defense, such children are offered the inclusion of mobile games in physical education classes.

Keywords: children with disabilities, a complex ready for labor and defense, mobile games, physical education, motor skills.

Введение. В соответствие со «Стратегией развития физической культуры и спорта на период до 2020 года» [11] и внедрению Всероссийского физкультурного спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО), утвержденного распоряжением Правительства Российской федерации от 30 июня 2014 г. № 1165-р., по поручению Правительства Российской Федерации в 2017 г., Национальному государственному университету (НГУ) физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта было поручено разработать методические рекомендации для выполнения нормативов ВФСК ГТО для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Учеными НГУ им. П.Ф. Лесгафта были разработаны: теоретические основы исследования; технологии определения нормативов и требований комплекса для инвалидов; определены принципы установления государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов и внедрения ВФСК ГТО для инвалидов; представлен поэтапный план-предложение внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса для инвалидов [2; 9; 14]. Авторами была предложена система тестирования инвалидов, объединяющая нормативно-ориентированный подход, использованный для тестирования здоровых граждан и критериально-ориентированный подход, в котором оценочные шкалы базируются на нормативах, представленных во ВФСК ГТО для здоровых, но с использованием понижающих корректировочных коэффициентов, величины которых обусловлены действием основного заболевания [9; 14].

В связи с этим, в условиях инклюзивного образования, возникла необходимость разработки системы подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к сдаче нормативов комплекса ГТО. Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к сдаче комплекса ГТО нужно для дополнительного стимула к занятиям физической культурой и социализации их в обществе.

Раньше дети с ОВЗ не допускались не только к сдаче нормативов, но и вовсе освобождались от занятий физической культурой в школе. Всё это приводило к уменьшению их интереса к занятиям физической культурой или прекращению этих занятий. Привлечение детей с ОВЗ к сдаче комплекса ГТО является дополнительным стимулом к занятиям физической культуры в школе, а также способствует их адаптации и интеграции в обществе [14]. Возникает необходимость разработки системы подготовки детей с ОВЗ с учетом их нозологии к сдаче комплекса ГТО на уроках физической культуры в условиях инклюзивного образования. Инклюзивное образование не просто модное течение в педагогике нашего времени, а закономерный этап в развитии системы образования вообще. Это новый подход к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья.

Нормативы комплекса ГТО помогут определить уровень развития двигательных качеств детей с ОВЗ. При этом необходимо построить такую систему подготовки к сдаче нормативов ГТО, которая базировалась бы на охвате занятиями физической культурой всех без исключения детей с особыми потребностями, а также необходимо создание и реализация условий для занятий с такими детьми в условиях общеобразовательных учреждений.

Дети будут сдавать нормативы комплекса ГТО с учетом возраста, пола, своей нозологической группы и получением допуска от врача. В школе дети по возрасту делятся на 5 ступеней [16]. Для реализации такой системы подготовки оптимальным средством являются игры, в частности, подвижные игры. Они используются как эффективное средство развития двигательных функций у детей с ограниченными возможностями [1; 17]. В каждом из нас заложены эти качества, независимо от физических возможностей и имеющихся заболевания или физических дефектов. Физические качества объединяют те стороны двигательной сферы человека, которые проявляются в одинаковых параметрах движения, одинаково оцениваются, имеют одни и те же физиологические и биохимические механизмы и т.д. [1].

Формулировка цели статьи и задач:

Цель исследования: оценить воздействие подвижных игр на подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической культуры к сдаче нормативов комплекса ГТО.

Задачи исследования:

- в условиях инклюзивного образования на базе сельской средней общеобразовательной школы разработать программу занятий по физической культуре для младших школьников с ОВЗ (группа здоровья: III), направленную на развитие у них физических качеств;

- апробация разработанной нами программы и оценка её эффективности.

Изложение основного материала статьи.

Методы и организация исследования.

Наше исследование проводилось в условиях сельской средней общеобразовательной школы поселка «Совхоза имени Ленина», в которой обучались все дети данного района, независимо от их физических возможностей. Исследование проводилось в течение 6 месяцев.

В исследовании приняли участие 25 мальчиков в возрасте от 9 до 10 лет с нарушениями развития интеллекта (группа здоровья: Ш).

Контрольная группа включала 12 детей, экспериментальная группа - 13 детей. Средний возраст обучающихся в обеих группах был 9.42 ± 1.54 лет.

Занятия физической культурой у детей обеих групп проводились 3 раза в неделю по 45 минут.

Дети контрольной группы занимались по традиционной методике: по программе, подготовленной под общей редакцией Ляха В.И совместно с Зданевич A.A. (2008) в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования в области физической культуры (2001) и Минимальными требованиями по подготовке учащихся начальной школы по физической культуре (2001) [7].

Уроки физической культуры, проводимые с детьми экспериментальной группы, базировались на программе Лях В.И. и Зданевич A.A. (2008), но были адаптированы в соответствии с теми нозологиям, которые имели обучающиеся.

Урок состоял из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводную часть занятия включались: упражнения с изменением ритма, простые задания на координацию движений, ускоренная ходьба, бег (от 15 секунд до 2 минут), танцевальные шаги, а также задания, направленные на развитие и сохранение правильной осанки. Обращалось внимание на правильное сочетание дыхания и движений.

В начале основной части урока использовались упражнения в равновесии, на снарядах, отдельные элементы легкой атлетики. В основную часть урока, продолжающуюся 25-30 минут, входили обще развивающие упражнения с предметами и без, подвижные игры, игры - эстафеты, игровые упражнения, игры с мячами, различными по величине и по фактуре, упражнения на фитболах и батуте. Игры подбирались с учетом развития с их помощью физических качеств: сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость [3; 5; 8; 13].

В течение урока использовались 3-4 игры. Подвижные игры и игровые упражнения выбирались с учетом возрастных особенностей детей. На первых занятиях проводили игры не сложные для выполнения, далее задания усложнялись, добавлялись новые движения, увеличивался темп и время игры. В заключительную часть урока включали игры на удержание позы [3; 5; 8; 13].

Для оценки физической подготовленности учащихся были использованы 4 теста из нормативов комплекса ГТО для лиц с интеллектуальными нарушениями: бег на 30 метров (скоростно-силовые), бег 1 км (выносливость), наклон вперед из положения сидя с прямыми ногами (гибкость); прыжок в дайну с места (силу) [6; 9].

Результаты исследования и их обсуждение. Предварительная комплексная оценка физических качеств у детей обеих групп выявила их снижение, по сравнению с «уровнем бронзового знака комплекса ГТО», в среднем, на 19,9 %. Так, результаты теста скоростно-силовых качеств были ниже уровня показателей, соответствующих уровню бронзового знака на 16,4%, выносливости на 15,7%, гибкости на 23,5%, силы на 24,3% (рисунок 1).

Рисунок 1. Сравнительная оценка результатов тестирования физической подготовленности детей с интеллектуальными нарушениями (%) контрольной (п=12) и экспериментальной групп (п=13)

Качества оценивались тестами из нормативов комплекса ГТО для лиц с нарушениями развития интеллекта [9]. Из 25 участников исследования перед началом эксперимента никто не смог выполнить нормативы комплекса ГТО на бронзовый знак и выше.

Через 6 месяцев занятий физической культурой у детей контрольной и экспериментальной групп были оценены физические качества.

Изменения в уровне физической подготовленности отмечались у всех обучающихся. У детей контрольной группы наблюдалась только тенденция к увеличению этих показателей (в среднем, на 5% от исходных): средний балл скоростно-силовых качеств увеличился на 4%, силы на 6%, гибкости на 4%, выносливости 1,8 % (рисунок 1). В этой группе 8.5% участников смогли выполнить нормативы комплекса ГТО на бронзовый знак (рисунок 2).

У школьников экспериментальной группы результаты тестирования были лучше, чем у учащихся контрольной группы. Так, у них наблюдалось увеличение уровня средней комплексной оценки физических качеств на 10,5%. Средний балл скоростно-силовых качеств увеличился на 13%, силы на 10%, гибкости на 11%, выносливости на 8%. Из 100% участников 30% (4 человека) смогли выполнить нормативы комплекса ГТО (рисунок 2).

Рисунок 2. Количество детей (в %) в контрольной (п=12) и экспериментальной группах (п=13), выполнивших нормативы комплекса ГТО

Полученные нами результаты связаны с тем, что в онтогенетическом развитии двигательных навыков большинство сенситивных периодов развития координационных способностей падает на возрастной диапазон 9—12 лет. Возрастные темпы прироста имеют ту же динамику, что и здоровые школьники, но с отставанием на 2—3 года [18]. Этот возрастной период определяется многими авторами как особенно поддающийся целенаправленной спортивной тренировке [4; 13]. Нормативы комплекса ГТО были разработаны для данной нозологической группы. Дети оказались не готовы к сдаче нормативов. Физические упражнения благоприятно действуют на центральную нервную систему. Они повышают работоспособность клеток коры головного мозга, их устойчивость к сильным раздражителям, улучшают аналитико-синтетическую деятельность центральной нервной системы и взаимодействие двух сигнальных систем, обусловливают более быстрое формирование положительных условных рефлексов, что сопровождается повышением интенсивности и концентрации внимания, улучшением памяти и т.п. [12; 15].

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе [10].

Выводы:

1. В условиях инклюзивного образования разработанная нами программа занятий по физической культуре для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, включающая подвижные игры, может быть предложена как средство подготовки к сдаче нормативов Всероссийского физкультурного спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

2.Включение подвижных игр в занятия по физической культуре улучшает показатели физических качеств: скоростно-силовых, выносливости, силы и гибкости. Так, в экспериментальной группе 4 ученика смогли выполнить нормативы Всероссийского физкультурного спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на бронзовый знак отличия, а в контрольной группе - 1 ученик.

3.Сдача нормативов Всероссийского физкультурного спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» способствуют появлению у детей мотивации и интереса к занятиям физической культуры и спортом, а также их адаптации и интеграции в обществе.

Литература:

1. Винник, Джозеф П. Адаптивное физическое воспитание и спорт / под ред. Джозефа П. Винника; пер. с англ. И. Андреев. - К.: Олимп. лит., 2010. — 608 с.

2. Гвсеев С.П., Гвсеева О.Э., Томилова М.В. Научное обоснование и экспериментальная проверка Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для инвалидов // «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», 2017. - № 1(143). - с. 60 - 64.

3. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов / М.Н. Жуков - М.: <А_кадемия». 2000. — 160 с.

4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В. М. Зациорский. 3-е изд. - М: Советский спорт, 2009. — 200 с.

5. Кузнецов В. С. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций / В.С Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М: Просвещение, 2016. — 128 с.

6. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников // М.: Физкультура и спорт. - 1998. - 204 с.

7. Лях В.И., Зданевич A.A. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов: учебное пособие - М.: Просвещение, 2008. - 128 с.

8. Марц В. Г. Беседы по методике и теории игры: Учебное пособие. - М.: Спорт- Академ Пресс. 2001. — 204 с.

9. Методические рекомендации по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) / [авт.-сост. О. Э. Гвсеева]; Министерство спорта Российской Федерации; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург :[б.и.], 2016. - 84 с.

10. Потатуев Н.И., Бобкова С.Н., Кулькова И.В. Воспитание двигательных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. -Ч. 2. - С. 200 - 203.

11. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

12. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр <А_кадемия», 2006. — 368 с.

13. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр // М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 64 с.

14. Томилова Г.В., Гвсеев С.Н., Малиц В.Н. и др. К вопросу о выборе стратегии тестирования физической подготовленности при выполнении ими нормативов Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» // М., Адаптивная физическая культура, 2016. — Т.65. — №1. — с. 2.

15. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - 7 - е изд., стер. - М.: Издательский центр <А_кадемия>» 2009. - 480 с.

16. Чечельницкая С.М., Бобкова С.Н., Бобков В.В Организация медико-психолого-педагогической подготовки учашихся к сдаче норм ГТО и процедурам допуска к тестированию: учебно-методическое пособие. - М.: МПГУ, 2017. - 76 с.

17. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В - М. Советский спорт, 2002. — 212 с.

18. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб- ное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.

Педагогика

УДК: 373.3:811

кандидат педагогических наук Пронина Наталья Сергеевна

ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук Архипова Мария Владимировна ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения младших школьников монологическому высказыванию. Необходимо учитывать возрастные особенности учеников. Важную роль в формировании прочных основ монологической речи играет создание мотивации. Говорение представляет большую трудность для детей, как на родном, так и на иностранном языке, потому что нередко детям сложно выбрать, что сказать. Снять сложности и сформировать устойчивое умение помогают опоры с последующим отказом от них.

Ключевые слова: монологическое высказывание, функции монологической речи, лексика, формирование основ монологической речи.

Annotation. The article covers the issues of teaching younger students monologic discourse. It is necessary to take into account the age peculiarities of young learners. Motivation plays an important role in the creation of foundations of monological speech. Speaking is a great difficulty for children, both in their native and foreign languages, because it is often difficult for children to choose what to say. Prompts help young learners to remove difficulties and to create a sustainable ability.

Keywords: monologic discourse, functions of monologic speech, vocabulary, lexis.

Введение. Одной из основных целей обучения иностранным языкам на начальном этапе в общеобразовательной школе является формирование основ коммуникативной компетенции, в результате чего ребенок будет иметь готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в типичных ситуациях, доступных для его возраста.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального образования...» установлены следующие цели обучения иностранным языкам:

«- формирование умения общения на иностранном языке на элементарном уровне, учитывая потребности и речевые возможностей в устной и письменной форме;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.