Научная статья на тему 'Особенности обучения монологическому высказыванию на занятиях по английскому языку в начальной школе'

Особенности обучения монологическому высказыванию на занятиях по английскому языку в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2077
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ / ФУНКЦИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ / ЛЕКСИКА / VOCABULARY / ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ / MONOLOGIC DISCOURSE / FUNCTIONS OF MONOLOGIC SPEECH / LEXIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пронина Наталья Сергеевна, Архипова Мария Владимировна

В статье рассматривается проблема обучения младших школьников монологическому высказыванию. Необходимо учитывать возрастные особенности учеников. Важную роль в формировании прочных основ монологической речи играет создание мотивации. Говорение представляет большую трудность для детей, как на родном, так и на иностранном языке, потому что нередко детям сложно выбрать, что сказать. Снять сложности и сформировать устойчивое умение помогают опоры с последующим отказом от них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пронина Наталья Сергеевна, Архипова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF TEACHING THE MONOLOGICAL SPEECH ON THE ENGLISH CLASSES IN ELEMENTARY SCHOOL

The article covers the issues of teaching younger students monologic discourse. It is necessary to take into account the age peculiarities of young learners. Motivation plays an important role in the creation of foundations of monological speech. Speaking is a great difficulty for children, both in their native and foreign languages, because it is often difficult for children to choose what to say. Prompts help young learners to remove difficulties and to create a sustainable ability.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения монологическому высказыванию на занятиях по английскому языку в начальной школе»

5. Кузнецов В. С. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций / В.С Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М: Просвещение, 2016. — 128 с.

6. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников // М.: Физкультура и спорт. - 1998. - 204 с.

7. Лях В.И., Зданевич A.A. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов: учебное пособие - М.: Просвещение, 2008. - 128 с.

8. Марц В. Г. Беседы по методике и теории игры: Учебное пособие. - М.: Спорт- Академ Пресс. 2001. — 204 с.

9. Методические рекомендации по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) / [авт.-сост. О. Э. Гвсеева]; Министерство спорта Российской Федерации; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - Санкт-Петербург :[б.и.], 2016. - 84 с.

10. Потатуев Н.И., Бобкова С.Н., Кулькова И.В. Воспитание двигательных качеств у детей с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. -Ч. 2. - С. 200 - 203.

11. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года».

12. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Эмма Яковлевна Степаненкова. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр <А_кадемия», 2006. — 368 с.

13. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр // М.: Мозаика-Синтез, 2009. — 64 с.

14. Томилова Г.В., Гвсеев С.Н., Малиц В.Н. и др. К вопросу о выборе стратегии тестирования физической подготовленности при выполнении ими нормативов Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» // М., Адаптивная физическая культура, 2016. — Т.65. — №1. — с. 2.

15. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов. - 7 - е изд., стер. - М.: Издательский центр <А_кадемия>» 2009. - 480 с.

16. Чечельницкая С.М., Бобкова С.Н., Бобков В.В Организация медико-психолого-педагогической подготовки учашихся к сдаче норм ГТО и процедурам допуска к тестированию: учебно-методическое пособие. - М.: МПГУ, 2017. - 76 с.

17. Шапкова Л.В. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Шапковой Л.В - М. Советский спорт, 2002. — 212 с.

18. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб- ное пособие / Под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.

Педагогика

УДК: 373.3:811

кандидат педагогических наук Пронина Наталья Сергеевна

ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук Архипова Мария Владимировна ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения младших школьников монологическому высказыванию. Необходимо учитывать возрастные особенности учеников. Важную роль в формировании прочных основ монологической речи играет создание мотивации. Говорение представляет большую трудность для детей, как на родном, так и на иностранном языке, потому что нередко детям сложно выбрать, что сказать. Снять сложности и сформировать устойчивое умение помогают опоры с последующим отказом от них.

Ключевые слова: монологическое высказывание, функции монологической речи, лексика, формирование основ монологической речи.

Annotation. The article covers the issues of teaching younger students monologic discourse. It is necessary to take into account the age peculiarities of young learners. Motivation plays an important role in the creation of foundations of monological speech. Speaking is a great difficulty for children, both in their native and foreign languages, because it is often difficult for children to choose what to say. Prompts help young learners to remove difficulties and to create a sustainable ability.

Keywords: monologic discourse, functions of monologic speech, vocabulary, lexis.

Введение. Одной из основных целей обучения иностранным языкам на начальном этапе в общеобразовательной школе является формирование основ коммуникативной компетенции, в результате чего ребенок будет иметь готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого иностранного языка в типичных ситуациях, доступных для его возраста.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 года № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального образования...» установлены следующие цели обучения иностранным языкам:

«- формирование умения общения на иностранном языке на элементарном уровне, учитывая потребности и речевые возможностей в устной и письменной форме;

- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание;

- дружелюбного отношения к людям их других стран, их культуре и традициям;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

- воспитание — разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка».

Изложение основного материала статьи. На стадии реализации учебного практического аспекта

педагогом развиваются общие речевые способности учащихся, помимо этого формируется готовность использовать язык как средство общения. Целью также ставится донести и сформировать лингвистические и грамматические понятия, развивая параллельно познавательные и логические способности.

Все это в совокупности достигает еще одной цели: развить необходимые психические функции ребёнка, такие как внимание, мышление, память, восприятие, воображение.

Достигнуть поставленных целей педагогу помогает знание психологических возрастных особенностей самих учеников. У детей младшего возраста еще пластичен природный механизм усвоения языка, хорошо развиты имитационные способности, и во многих случаях отсутствует психологический барьер говорения на иностранном языке и использования его как средства общения.

Исходя из вышеназванных целей, необходимо ставить следующие задачи:

- сформировать представление об иностранном языке как средстве общения, который в последующем может стать платформой взаимопонимания с людьми, говорящими и пишущими на иностранном языке;

- расширить знания младших школьников в области лингвистики путем изучения элементарных лингвистических представлений, доступных и необходимых для освоения устной и письменной речью на иностранном языке младшим школьникам;

- обеспечить адаптацию младших школьников в коммуникативно-психологическом плане для преодоления психологического барьера при использовании английского языка как средства общения;

- развить личностные качества учащегося, его память, внимание, воображение и мышление в процессе обучения;

- развить познавательные способности: научить работе с различными видами УМК и умением работать с другими учащимися.

Сама по себе речевая деятельность есть процесс взаимодействия, который обуславливается создающейся ситуацией общения. Данная деятельность представлена в следующих видах: слушание, чтение, письмо и говорение. Монолог, являясь одной из разновидностей устной речи, имеет определенную композиционную сложность. Живущая в человеке потребность в общении является «величайшим богатством» и зачастую ставит в зависимость всю духовную жизнь человека, формирует сознание и самосознание личности, способствуя развитию индивида при правильном подходе к общению. В процессе общения выделяют несколько основных функций монологической речи:

1) Информативную. В любом человеке живет желание делиться полученной информацией, новыми знаниями о предметах и явлениях окружающей среды, как правило, данный процесс происходит в виде описания, повествования или комментирования.

2) Бездейственную. Данная функция выражается в следующем. Отстаивая свою точку зрения, одной из преследуемых целей является убедить слушающих. Существуют, однако, и такие жизненные ситуации, где нам необходимо предотвратить чье - либо действие или, напротив, побудить человека. Данная задача может быть решена хорошо выстроенным и целенаправленным монологом.

3) Оценочную - проявляется в оценках разнообразных явлений, предметов, событий, поступков, где мы помимо этого зачастую высказываем свое мнение [1, стр. 138].

Что представляет собой монологическое высказывание? Это определенный отрезок речи со следующими параметрами. Как деятельность - монолог всегда целенаправлен, отражает личность говорящего и его деятельность. Как продукт речи должен быть информативен, логичен, целостен, продуктивен. Монологическая речь по своей природе всегда диалогична, так как направлена к адресату [2, стр. 10].

Однако, в отличие от диалога, монологическая речь преимущественно контекстна, должна пониматься без помощи экстралингвистических средств, играющие значительную роль в диалогической речи. Последняя в свою очередь является «ситуативной», содержание которой выявляется только при учете ситуации, понимание происходит при связи с ситуацией и порождается ее же.

При формировании основ говорения на иностранном языке у детей младшего возраста необходимо учитывать психолого-физиологические особенности маленьких школьников.

Учеными выделяются следующие особенности:

- детям свойственно быстро утомляться, их внимание не устойчиво и они могут быть импульсивны;

- механическая память преобладает над логической, объем оперативной памяти ограничен, свойственно быстрое забывание;

- в области говорения часто отсутствуют сдерживающие факторы, над монологической речью преобладает диалогическая;

- дети предрасположены к кинестетическим формам работы, любознательны, эмоциональны;

- над словесно-логическим мышлением преобладает мышление, формируемое наглядными компонентами.

Следует учитывать все вышеназванные факторы при работе над формированием основ монологического высказывания.

Важное место в формировании умения занимает учет потребностей младшего школьника, среди которых можно выделить следующие: в движении, чувстве безопасности, в коммуникации, оценивании успехов, творчестве, а главное в потребность ощущать себя личностью.

Нередко изучение иностранного языка после года или двух лет приводит к тому, что, столкнувшись с определенными трудностями, учащиеся оказываются в капкане непонимания и неуспеваемости в изучении. Какие факторы приводят к этому?

Прежде всего, это отсутствие мотивации. Многие не понимают, зачем им нужен этот предмет, и у детей не формируется умение пользоваться иностранным языком как средством общения. Как следствие, пропадает интерес к подготовке домашнего задания и работе на уроке, и не приобретается основная движущая сила -

«фактор успеха». У детей возникают негативные психологические барьеры, вплоть до чувства ненависти к предмету, усиливается боязнь сделать ошибку [3, стр. 125].

По мнению Э. А. Барановой, «познавательный интерес, обусловливая положительное отношение к умственной деятельности, представляет собой внутреннее условие формирования субъектности в осуществлении этой деятельности и выполняет несколько функций: побудительную, отражающую энергетику возникшего познавательного мотива, мобилизующего субъекта на осуществление интеллектуальной деятельности; организующую, обеспечивающую предвосхищающее отражение хода и результата деятельности; стимулирующую, поддерживающую активацию мотива на должном уровне на протяжении этой деятельности до ее объективного завершения; направляющую, детерминирующую устремленность на умственную деятельность; регулирующую, обеспечивающую движение к результату с помощью системы контроля (в дошкольном возрасте этот механизм выступает преимущественно в развернутом плане, постепенно приобретая свернутые формы на последующих этапах возрастного развития). Структура познавательного интереса в этом контексте выглядит следующим образом: - мотивация на содержание познавательной задачи; - мотивация на способы поисковых действий; - мотивация на позитивный результат, самоконтроль и самооценку действий» [4, стр. 3].

Психологами и педагогами - практиками не раз уже было доказано, что знания можно усвоить гораздо эффективнее тогда, когда учебная деятельность сочетается с другими видами деятельности, в частности с игрой. О её роли в обучении детей 7-10 лет уже сказано и написано достаточно много. Но не стоит забывать, что игра не должна быть ради игры. Прежде всего, ее необходимо направить на развитие памяти, внимания, мышления, так как эти составляющие лежат в прочном овладения иностранным языков и говорением на нем в частности. Поддержать интерес к языку, даже у детей в возрасте 7 лет и развить их умение монологического высказывания может, безусловно, проектная деятельность. Работа над различными проектами и их презентации классу должна быть продолжена и дальше, с применением усложняющегося набора лексических и грамматических тем. Тут необходимо особое внимание уделить сюжетно - ролевым играм, которые позволят детям научиться применять пройденный материал в конкретной ситуации [5, стр. 39].

Ребенок в возрасте 7- 10 лет развивается относительно спокойно и равномерно, его мозг функционально совершенствуется, раскрывая аналитико-синтетической функции его коры. Определяя развитие воображения, внимания, мышления и памяти, ведущую роль занимает учебная деятельность. Одновременно, младшие школьники еще не теряют на данном этапе интереса к игре, которая в свою очередь может стать весомым фактором в формировании мотивации.

Что касается формирования основ монологической речи на раннем этапе обучения, то в качестве монологических умений могут выступать умения описывать предметы, называя цвет, размер, форму; рассказывать о животных, называя размер, цвет, что они делают, где живут и т.д. Единицами обучения монологическому высказыванию на раннем этапе могут быть предложение и сверхфразовое единство.

Говорение представляет большую трудность дая детей, как на родном, так и на иностранном языке. Потому что нередко детям сложно выбрать, что сказать. Снять сложности и сформировать устойчивое умение помогают опоры с последующим отказом от них. Это может быть что угодно: картинки, поделки, пальчиковые куклы, главное подбирать яркий, разнообразный, иллюстративный материал, используя это как стимул [6, стр. 132].

Для успешного формирования навыков говорения младших школьников должны работать в совокупности несколько факторов:

- учитель должен хорошо знать язык, учитывать возрастные особенности младшего школьного возраста, быть обученным работе с детьми именно этого возраста;

- желательно на начальном этапе обучения проводить уроки иностранного языка ежедневно по 20-30 минут;

- должна быть преемственность в программе между обучением дошкольников, младших и старших школьников.

Этапы работы и примеры упражнений, направленных на обучение монологической речи на начальной ступени, указаны в следующей таблице:

Этапы работы Примеры заданий и упражнений

1. Ознакомление со словами и их первичная отработка на уровне слова и словосочетания - Покажите предмет и назовите его; - Посмотрите на картинку, назовите предмет; - Назовите свои действия, действия других; - Прочитайте слово; - Выберите слово, которое не подходит к данной группе слов; - Заполните пропуски в предложении; - Отгадайте слово по его дефиниции; - Составьте словосочетания из предложенных слов;

2. Отработка слов на уровне предложения - Прослушайте предложение и повторите его; - Посмотрите на картинку, укажите, где находится предмет; - Рассмотрите картинки и согласитесь со следующими утверждениями или отвергните их; - Выслушайте просьбу, выполните указанное действие; - Ответьте на вопросы, предполагающие использование новой лексики; - Сформулируйте вопросы к имеющимся ответам; - Закончите предложения; - Соедините разрозненные части предложения

3. Работа на уровне сверхфразового единства - Расскажите о , используя данную на доске логико-синтаксическую схему, ключевые слова, выражения; - Опишите картинку; - Опишите свою комнату, школу, любимое место; - Расположите предложения на карточках в логической последовательности; - Составьте ситуации по цепочке путем добавления каждым одного или нескольких предложений

Выводы. Данная работа затрагивает вопросы обучения монологической речи на английском языке на начальном этапе в общеобразовательной школе. Во многих школах преподаватели уделяют недостаточное внимание формированию основ монологической речи, хотя эта проблема очень важна, так как говорение является прочным фундаментом для развития всех видов речевой деятельности. Наличие хорошо закрепленных навыков монологической речи сможет обеспечить нормальное функционирование всех видов речевой деятельности.

Литература:

1. Методика преподавания иностранных языков: общий курс: [учеб. пособие] / отв. ред. А, Н. Шамов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT: ACT МОСКВА: Восток - Запад, 2009. — 253 с.

2. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязыкному общению. - М.: Русский язык, 1989. - 223 с.

3. Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика: Учеб. пособие / 3-е изд.. испр. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. 186 с.

4. Баранова Э. А. Исследование познавательного интереса в структуре общей способности у дошкольников и младших школьников // Вестник Мининского университета. - 2014. - №3. - С. 3-4.

5. Бычковская Е.В. Развитие интереса к иностранному языку у младших школьников // Иностранные языки в школе. - 2008. - № 1.

6. Никитенко З.Н. Методическая система овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: Дис. ...канд. Пед.наук. - М., 2014. 427 с.

7. Приказ о внесении изменении в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерства образования и науки Российской Федерации - М., 2015. 8 с.

Педагогика

УДК 371

младший научный сотрудник НИС,

ассистент кафедры психологии Рудакова Ольга Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта); студентка Костенко Илона Юрьевна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В

ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена организации проектной деятельности в урочной и неурочной деятельности с целью развития исследовательских умений у младших школьников; создание учебных проектов младшими школьниками закладывает у них основу формирования у них познавательного интереса к учебной деятельности, создаётся среда для проявления познавательной активности. Рассматриваются теоретические основы проектной деятельности, а также использование проектной деятельности в учебном процессе, в качестве эффективного метода формирования исследовательских умений у младших школьников.

Ключевые слова: исследовательские умения, , учебный проект, мотивированность учащихся, проявление креативности и самостоятельности.

Annotation. The article is devoted to the organization of project activities in the vicious and non-vicious activities in order to develop the research skills of younger students; the creation of educational projects by younger students lays the Foundation for the formation of their cognitive interest in learning activities, creating an environment for the manifestation of cognitive activity. Theoretical bases of project activity, and also use of project activity in educational process, as an effective method of formation of research abilities at younger schoolboys are considered.

Keywords: research skills, educational project, motivation of students, manifestation of creativity and independence.

Введение. На сегодняшний день в системе образования появляется большое разнообразие новейших методов для работы с детьми. Одновременно с этим меняются задачи и цели обучения. Нынешний образовательный процесс не может существовать без поиска новых, более эффективных технологий, призванных способствовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Младшие школьники по природе своей исследователи, они целеустремленно хотят открывать что-то новое , то что им может быть интересно интересно. Квалифицированный учитель должен способствовать развитию познавательного интереса, используя разные методы и формы работы с детьми. Одним из широко известных методов является проект, он даёт возможность обучающимся активно проявить себя в процессе обучения, способствует формированию у них своего мнения , приобрести навыки планировать и уметь организовать свою деятельность, открывать новые знания и уметь реализовать намеченное; развивать индивидуальные качества личности.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является организация проектной деятельности младших школьников для формирования у них исследовательских умений в учебной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Одним из основных направлений деятельности педагога в школе является содействие формированию и развитию личности ребенка, его способностей и навыков работе в коллективе и повышение интереса к обучению. Эти требования удовлетворяются путем формирования исследовательских навыков у младших школьников через проектную деятельность. Для развития исследовательской, творческой, познавательной деятельности педагог должен создавать благоприятные условия для творчества в образовательном процессе.

Проектный метод обучения направлен на самостоятельную деятельность, в форме групповой, парной или индивидуальной работу , которую дети выполняют отрезке определенного времени. Проектный метод всегда предполагает решение какой - либо проблемы, в ходе решения которой учащиеся черпают знания из различных областей науки, расширяя тем самым свой кругозор и увеличивая познавательный интерес, мотивируя себя на открытие нового знания.

Проектная деятельность заинтересовывает учащихся, когда они знают, что их проект будет интересным для окружающих. Выбирая тему проекта и выполняя его, школьники учатся отыскивать интересную информацию, им предоставляется возможность для проявления своей инициативы в выполнении работы, способностей, знаний и умений, проверяют себя в работе, ученики проявляют большую увлеченность и упорство во время выполнения проекта.

Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучающихся , имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на развитие у них определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проект - это исследование конкретной проблемы. В структуру теоретического компонента входит: •постановка цели (что и зачем нужно сделать), •разработка или подбор способов выполнения проекта, •работа над самим проектом, •оформление результатов, •обсуждение полученных результатов работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темы учебных проектов многообразны, как и их объемы. По времени можно выделить: краткосрочные (2-6 часов); среднесрочные (12-15 часов). Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как в младшем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.