Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ РОСГВАРДИИ К РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ'

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ РОСГВАРДИИ К РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
формирование готовности курсанта / военнослужащий / проходящий военную службу по контракту / результат профессиональной подготовки в образовательной организации / formation of the readiness of a cadet / a contract serviceman / the result of professional training in an educational organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щукин Максим Андреевич

В статье изложены актуальные процессы, происходящие в Вооружённых Силах нашей страны, касающиеся военнослужащих, поступающих на военную службу по контракту. Приведены определения понятий профессиональной подготовки, готовности к профессиональной деятельности, в том числе и к профессиональной деятельности офицера. Указаны компоненты, критерии и показатели диагностики уровня готовности курсантов образовательных организаций к работе с указанной категорией военнослужащих. На основе авторской модели раскрывается анализ результатов подготовки курсантов на примере Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии РФ, к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов. В выводе указан общий уровень сформированности готовности курсантов к работе с указанной категорией военнослужащих, а также дальнейший ход его становления и диагностики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF THE READINESS OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES OF THE NATIONAL GUARD OF RUSSIA TO WORK WITH CONTRACT SERVICEMEN

The article outlines the actual processes taking place in the Armed Forces of Russia concerning contract servicemen. The definitions of the concepts of professional training, readiness for professional activity, including the professional activity of an officer are given. The components, criteria and indicators of diagnostics of the level of readiness of cadets of educational organizations to work with this category of servicemen are specified. On the basis of the author’s model the article analyses the results of cadets’ training on the example of Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of National Guard Forces of the Russian Federation to work with contract servicemen in the positions of soldiers and sergeants. The conclusion indicates the general level of cadets’ readiness to work with this category of servicemen, as well as the further course of its formation and diagnostics.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ РОСГВАРДИИ К РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ»

УДК 37.032 00|: 10.31862/2073-9613-2024-1-130-136

ББК 74.48

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ИНСТИТУТОВ РОСГВАРДИИ К РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ

■ М.А. Щукин

Аннотация. В статье изложены актуальные процессы, происходящие в Вооружённых Силах нашей страны, касающиеся военнослужащих, поступающих на военную службу по контракту. Приведены определения понятий профессиональной подготовки, готовности к профессиональной деятельности, в том числе и к профессиональной деятельности офицера. Указаны компоненты, критерии и показатели диагностики уровня готовности курсантов образовательных организаций к работе с указанной категорией военнослужащих. На основе авторской модели раскрывается анализ результатов подготовки курсантов на примере Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии РФ, к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов. В выводе указан общий уровень сформированности готовности курсантов к работе с указанной категорией военнослужащих, а также дальнейший ход его становления и диагностики.

Ключевые слова: формирование готовности курсанта, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, результат профессиональной подготовки в образовательной организации.

Для цитирования: Щукин М.А. Результативность формирования готовности курсантов военных институтов Росгвардии к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту // Преподаватель XXI век. 2024. № 1. Часть 1. С. 130-136. Б01: 10.31862/2073-9613-2024-1-130-136

130

© Щукин М.А., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

EFFECTIVENESS OF THE READINESS OF CADETS OF MILITARY INSTITUTES OF THE NATIONAL GUARD OF RUSSIA TO WORK WITH CONTRACT SERVICEMEN

■ M.A. Shchukin

Abstract. The article outlines the actual processes taking place in the Armed Forces of Russia concerning contract servicemen. The definitions of the concepts of professional training, readiness for professional activity, including the professional activity of an officer are given. The components, criteria and indicators of diagnostics of the level of readiness of cadets of educational organizations to work with this category of servicemen are specified. On the basis of the author's model the article analyses the results of cadets' training on the example of Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of National Guard Forces of the Russian Federation to work with contract servicemen in the positions of soldiers and sergeants. The conclusion indicates the general level of cadets' readiness to work with this category of servicemen, as well as the further course of its formation and diagnostics.

Keywords: formation of the readiness of a cadet, a contract serviceman, the result of professional training in an educational organization.

Cite as: Shchukin M.A. Effectiveness of the Readiness of Cadets of Military Institutes of the National Guard of Russia to Work with Contract Servicemen. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2024, No. 1, part 1, pp. 130-136. DOI: 10.31862/2073-9613-2024-1-130-136

В июне 2023 года Министерство обороны РФ сообщило о трёхкратном росте набора граждан для прохождения военной службы по контракту по сравнению с апрелем. Так, с начала июня контракт о прохождении военной службы заключили 13,5 тысяч ^ЭД человек, что в 2,1 раза больше майского показателя за тот же период и в 3,1 раза больше апрельского. В июле с начала текущего года в Вооружённые силы РФ поступило на военную службу по контракту более 185 тысяч граждан, из них находящихся в запасе — около 109 тысяч человек. Тем самым темпы отбора кандидатов для прохождения военной службы по контракту в июне увеличились до 1,4 тысячи человек в день. В августе Министерство обороны РФ сообщило, что с 1 января контракт о прохождении военной службы подписали более 231 тысячи человек. На начало сентября эти данные составляют около 280 тысяч военнослужащих [1].

Вышеуказанные факты свидетельствуют о возрастании значимости уровня готовности курсантов военных институтов Росгвардии (далее — образовательные организации) к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов. Именно эта категория военнослужащих будет являться основным подчинённым личным составом для выпускников обозначенных образовательных организаций.

Готовность к профессиональной деятельности курсантов формируется в процессе их профессиональной подготовки в образовательной организации. Напомним, что профессиональная подготовка — это комплекс образовательных мероприятий,

целью которых является формирование у обучающихся установленных знаний, практических навыков, компетенций, качеств и свойств личности, необходимых для результативного исполнения профессиональных обязанностей [2, с. 245]. Го -товность к профессиональной деятельности представляет собой неразрывно связанные показатели личности человека с основополагающими её мотивами, а также направленности будущего специалиста на результативное осуществление профессиональной деятельности во всевозможных формах её реализации на практике [3, с. 203]. Готовность к профессиональной деятельности офицера — сложносочинённое структурное понятие, определенно-необходимое состояние личности, которому присущи характерные черты системы жизнедеятельности человека [2, с. 246]. Результатом готовности курсантов образовательных организаций к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, выступает готовность к профессиональной деятельности, выраженная в интеграции нескольких видов критериев: мотивационно-целевого, когнитивно-операционального и контрольно-оценочного [там же, с. 248]. Анализируя приведённые критерии в ходе разработки авторской модели формирования готовности курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, мы определили показатели, соответствующие данным критериям [там же, с. 247].

Для мотивационно-целевого критерия:

• осознание мотивов профессиональной деятельности;

• профессиональная направленность личности.

Для когнитивно-операционального критерия:

• знания о специфике работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов;

• умение руководить в напряженных условиях деятельности.

Для контрольно-оценочного критерия:

132 • умение осуществлять рефлексию профессиональной деятельности;

• умение осуществлять самоанализ и самооценку.

В ходе опытно-экспериментальной работы проведён констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности готовности курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов по итогам второго курса обучения в образовательной организации, на примере Саратовского военного ордена Жукова Краснознаменного института войск национальной гвардии (см. табл.). Выборку составили 126 курсантов. Констатирующий эксперимент показал общий уровень сформированно-сти критериев в структуре готовности, что обуславливает необходимость применения разработанной нами авторской модели формирования готовности курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов.

По материалам констатирующего эксперимента диагностировалось и анализировалось шесть показателей, составляющих готовность курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, обозначенной категории.

В соответствии с указанным в таблице уровнем показателя «Осознание мотивов профессиональной деятельности» мы можем определить формирование готовности

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ XX_1 / 2024

ВЕК

к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов:

• у курсантов группы № 1 осуществляется на фоне незавершенного процесса формирования своей жизненной позиции в отношении военной службы, что неоднозначно сказывается на общем уровне профессиональной готовности;

• у курсантов группы № 2 сопряжено с существенными затруднениями, связанными с недостаточной мотивацией.

Таблица

Уровень сформированности готовности курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, по итогам второго курса обучения в образовательной организации

Показатели Группа № 1 (среднее знач./ уровень) Группа № 2 (среднее знач./ уровень)

Осознание мотивов профессиональной деятельности 4,61/ средний 3,72/ ниже среднего

Профессиональная направленность личности 5/ ниже среднего 7/ выше среднего

Знания о специфике работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов (самооценка) 42,64/ выше среднего 43,02/ выше среднего

Умение руководить в напряженных условиях деятельности 3,49/ высокий 2,58/ средний

Умение осуществлять рефлексию профессиональной деятельности 9/ высокий 8,86/ высокий

Умение осуществлять самоанализ и самооценку 45,69/ низкий 50,15/ низкий

Общий уровень достаточный элементарный

131

Анализируя показатель «Профессиональная направленность личности», мы видим, что:

• у курсантов группы № 1 ценностные ориентации (терминальные и инструментальные) совпадают с набором компетенций обучающихся, установленных основной профессиональной образовательной программой высшего образования, меньше чем наполовину (при этом количество совпадений преобладает среди инструментальных ценностей, что свидетельствует о том, что образ действий, таких как аккуратность, независимость и ответственность, для этих курсантов является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях);

• у курсантов группы № 2 ценностные ориентации (терминальные и инструментальные) совпадают с набором компетенций обучающихся больше чем наполовину,

но всё же не соответствуют высокому уровню (при этом количество совпадений преобладает среди терминальных ценностей, что свидетельствует о том, что конечная цель индивидуального существования, такого как активная деятельность, здоровье, продуктивная жизнь и развитие, для этих курсантов с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться).

Анализируя показатель «Знания о специфике работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов», полученный по результатам самооценки, мы видим, что в группах № 1 и № 2 общий уровень выше среднего. Однако представленные результаты самооценки не совпадают с показателями уровней других показателей нашей авторской модели готовности, кроме показателя «Умение осуществлять рефлексию профессиональной деятельности», что говорит о завышении курсантами своих реальных показателей. При этом наиболее низкий средний бал в обеих группах показан по «Уровню знания нормативных актов (руководящих документов), регламентирующих деятельность командира подразделения укомплектованными военнослужащими, проходящими военную службу по контракту» и по «Уровню знания способов решения профессиональных задач в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту». Эти низкие показатели подтверждают актуальность применения разработанной нами авторской модели формирования готовности курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов.

Показатель «Умение руководить в напряженных условиях деятельности» определяет, что:

• курсанты группы № 1 являются людьми с достаточно развитым показателем выраженности коммуникативных и организаторских склонностей, которые способны к быстрой адаптации при смене обстановки, постоянному поиску новых друзей и знакомых, успешному выполнению общественных поручений и участию в организации коллективных мероприятий, оказанию помощи близким, взятию на себя инициативы

134 в ходе общения в коллективе, в том числе с новыми его участниками, выработке и аккумулированию самостоятельных решений в напряженных условиях деятельности. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям (при этом среднее значение для диагностики результатов было округлено до 0,51, что свидетельствует о неустойчивости полученных результатов);

• для курсантов группы № 2 характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа курсантов нуждается в дальнейшей серьезной и планомерной индивидуально-воспитательной работе по формированию и развитию коммуникативных и организаторских склонностей (при этом среднее значение для диагностики результатов было округлено до 0,42, что также свидетельствует о неустойчивости полученных результатов).

Показатель «Умение осуществлять рефлексию профессиональной деятельности» в обеих группах практически является максимальным. Этот свидетельствует о том, что рефлексивность как психическое свойство для курсантов является главной составляющей, связывающей их психическую реальность с переосмыслением происходящего

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ XX_1 / 2024

ВЕК

в целом. Данный факт благоприятно сказывается на формировании готовности курсантов к профессиональной деятельности будущего командира (начальника), в том числе в ходе руководства военнослужащими, которые проходят военную службу по контракту в подчинённых им подразделениях.

Показатель «Умение осуществлять самоанализ и самооценку» демонстрирует низкий уровень у курсантов в обеих группах, при этом такие люди зачастую негативно реагируют на критические замечания в свой адрес, в большей степени стараются подстроиться под мнение окружающих людей, излишне страдают от чрезмерной застенчивости. Это, безусловно, негативно сказывается на готовности будущего офицера к профессиональной деятельности, особенно при работе с личным составом любой категории.

Обозначенные общие уровни сформированности готовности курсантов к работе с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов по итогам второго курса обучения в образовательной организации, показывают нам неплохие результаты, но они не являются максимальными. В современных условиях военной службы, о которых шла речь в начале нашей статьи, становится всё более востребованным и необходимым тот офицер (командир, руководитель), который способен с первых дней своей служебно-боевой деятельности принять вызовы происходящего и выполнять должностные обязанности с максимальной результативностью. Руководствуясь этими суждениями, мы продолжим работу по апробации нашей авторской модели в ходе формирования готовности курсантов к профессиональной деятельности офицера.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Медведев сообщил о наборе в армию около 280 000 контрактников. URL: https://www.rbc.ru/ politics/03/09/2023/64f4232d9a7947d26ca813ab (дата обращения: 04.09.2023).

2. Щукин, М.А. Содержание готовности курсантов институтов Росгвардии к работе с военнослужащими по контракту // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки. 2022. № 4 (62). С. 244-250.

3. Тепляков, С.В. Подготовка молодого преподавателя к формированию профессиональных ценностных ориентаций у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов в войсках национальной гвардии РФ // Гуманизация образовательного пространства: роль молодого педагога в трансформации воспитательной системы. Материалы Международного форума / отв. ред. Е.А. Александрова. Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2022. С. 201-209.

4. Психология и педагогика: учебное пособие / под общ. ред. С.В. Ценцеря. Саратов: Амирит, 2023. 295 с.

135_

REFERENCES

1. Medvedev soobshchil o nabore v armiyu okolo 280000 kontraktnikov [Medvedev Announced the Recruitment of about 280 Thousand Contract Soldiers into the Army]. Available at: https://www. rbc.ru/politics/03/09/2023/64f4232d9a7947d26ca813ab (accessed: 04.09.2023). (in Russ.)

2. Shchukin, M.A. Soderzhanie gotovnosti kursantov institutov Rosgvardii k rabote s voennosluzhashchimi po kontraktu [The Content of the Readiness of Cadets of the Institutes of the Russian Guard to Work With Military Personnel under Contract], Izvestiya Baltijskoj gosudarstvennoj akademii rybopromyslovogo flota. Psihologo-pedagogicheskie nauki = Proceedings of the Baltic State Academy of the Fishing Fleet. Psychological and Pedagogical Sciences, 2022, No. 4 (62), pp. 244-250. (in Russ.)

3. Teplyakov, S.V. Podgotovka molodogo prepodavatelya k formirovaniyu professionalnyh cennostnyh orientacij u voennosluzhashchih, prohodyashchih voennuyu sluzhbu po kontraktu na dolzhnostyah soldat i serzhantov v vojskah nacionalnoj gvardii Rossijskoj Federacii [Preparing a Young Teacher for the Formation of Professional Value Orientations among Military Personnel Undergoing Military Service Under Contract as Soldiers and Sergeants in the Troops of the National Guard of the Russian Federation]. In: Gumanizaciya obrazovatelnogo prostranstva: rol molodogo pedagoga v transformacii vospitatelnoj sistemy [Humanization of the Educational Space: The Role of a Young Teacher in the Transformation of the Educational System. Materials of the International Forum], ed. by E.A. Alexandrov. Saratov, 2022, pp. 201-209. (in Russ.)

4. Psihologiya i pedagogika [Psychology and Pedagogy: A Textbook], ed. by S.V. Tsentserya. Saratov, Amirit, 2023, 295 p. (in Russ.)

Щукин Максим Андреевич, адъюнкт, Саратовский военный ордена Жукова Краснознамённый институт войск национальной гвардии Российской Федерации, shchukin-ma@mail.ru

Maxim A. Shchukin, Adjunct, Saratov Military Order of Zhukov Red Banner Institute of the National Guard of the Russian Federation, shchukin-ma@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.09.2023. Принята к публикации 01.12.2023 The paper was submitted 05.09.2023. Accepted for publication 01.12.2023

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.