Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (КУРСАНТОВ) К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ'

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (КУРСАНТОВ) К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военно-профессиональное самообразование / готовность к военно-профессиональному самообразованию / самостоятельная работа / курсант / military-professional self-education / readiness for military-professional self-education / independent work / cadet

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лариса Александровна Косолапова, Евгений Филгатович Маннанов

Рассмотрена проблема профессионально-личностного становления военнослужащих, проходящих обучение в учебных воинских частях по программе первоначальной подготовки. Процесс обучения в учебных воинских частях отличает его организация на основе погружения в военно-профессиональную деятельность и чрезвычайная динамичность. Ресурсом для обеспечения качества образования выступает самообразование курсантов. Одной из задач учебных воинских частей является создание таких условий, при которых курсанты будут способны не просто освоить программу обучения, но и проявить готовность к военно-профессиональному самообразованию. На основе анализа сущности понятий «самообразование», «профессиональное самообразование» предложено определение военно-профессионального самообразования как специально организованного процесса самостоятельного приобретения знаний, необходимых для осознанного удовлетворения познавательных интересов и запросов, возникающих на основе осмысления личного опыта военно-профессиональной деятельности. Охарактеризована готовность курсантов к военно-профессиональному самообразованию. Это интегративная личностная характеристика, которая включает мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный компоненты и проявляется в целом как способность военнослужащего самостоятельно развивать личностно и профессионально значимые качества и компетенции в образовательном пространстве учебного учреждения. Обоснованы методики диагностики готовности курсантов к военно-профессиональному самообразованию, описаны особенности интерпретации полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лариса Александровна Косолапова, Евгений Филгатович Маннанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC TOOLS FOR IDENTIFYING THE READINESS OF SERVICEMEN (CADETS) FOR MILITARY PROFESSIONAL SELF-EDUCATION

The problem of professional and personal development of servicemen undergoing training in training military units under the initial training program is considered. The learning process in training military units is distinguished by its organization based on immersion in military professional activity and extreme dynamism. A resource for ensuring the quality of education is the self-education of cadets. One of the tasks of training military units is to create such conditions under which cadets will be able not only to master the training program, but also to show readiness for military-professional self-education. Based on the analysis of the essence of the concepts of “self-education”, “professional self-education”, a defi nition of military professional self-education is proposed as a specially organized process of self-acquisition of knowledge necessary for the conscious satisfaction of cognitive interests and requests arising from the comprehension of personal experience of military professional activity. The readiness of cadets for military-professional self-education is characterized. This is an integrative personal characteristic, which includes motivational-value, cognitive, activity, refl exive components and manifests itself in general as the ability of a serviceman to independently develop personally and professionally signifi cant qualities and competencies in the educational space of an educational institution. Methods for diagnosing the readiness of cadets for military-professional self-education are substantiated, and the features of the interpretation of the results obtained are described.

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (КУРСАНТОВ) К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 128-135. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2023;(3(39):128-135. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 355/359

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВЫЯВЛЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ (КУРСАНТОВ) К ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ

Лариса Александровна Косолапова1, la_kossolapova@list.ru Евгений Филгатович Маннанов2, EVGENI-2022@bk.ru

1 Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь, Россия

2 Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь, Россия

Аннотация. Рассмотрена проблема профессионально-личностного становления военнослужащих, проходящих обучение в учебных воинских частях по программе первоначальной подготовки. Процесс обучения в учебных воинских частях отличает его организация на основе погружения в военно-профессиональную деятельность и чрезвычайная динамичность. Ресурсом для обеспечения качества образования выступает самообразование курсантов. Одной из задач учебных воинских частей является создание таких условий, при которых курсанты будут способны не просто освоить программу обучения, но и проявить готовность к военно-профессиональному самообразованию.

На основе анализа сущности понятий «самообразование», «профессиональное самообразование» предложено определение военно-профессионального самообразования как специально организованного процесса самостоятельного приобретения знаний, необходимых для осознанного удовлетворения познавательных интересов и запросов, возникающих на основе осмысления личного опыта военно-профессиональной деятельности. Охарактеризована готовность курсантов к военно-профессиональному самообразованию. Это интегратив-ная личностная характеристика, которая включает мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный компоненты и проявляется в целом как способность военнослужащего самостоятельно развивать личностно и профессионально значимые качества и компетенции в образовательном пространстве учебного учреждения. Обоснованы методики диагностики готовности курсантов к военно-профессиональному самообразованию, описаны особенности интерпретации полученных результатов.

Ключевые слова: военно-профессиональное самообразование, готовность к военно-профессиональному самообразованию, самостоятельная работа, курсант

Для цитирования: Косолапова Л. А., Маннанов Е. Ф. Диагностический инструментарий выявления готовности военнослужащих (курсантов) к военно-профессиональному самообразованию // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 128-135.

Original article

DIAGNOSTIC TOOLS FOR IDENTIFYING THE READINESS OF SERVICEMEN (CADETS) FOR MILITARY PROFESSIONAL SELF-EDUCATION

Larisa A. Kosolapova1, la_kossolapova@list.ru Evgeny F. Mannanov2, EVGENI-2022@bk.ru

1 Perm State National Research University; Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia

2 Perm Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, Perm, Russia

© Косолапова Л. А., Маннанов Е. Ф., 2023

Abstract. The problem of professional and personal development of servicemen undergoing training in training military units under the initial training program is considered. The learning process in training military units is distinguished by its organization based on immersion in military professional activity and extreme dynamism. A resource for ensuring the quality of education is the self-education of cadets. One of the tasks of training military units is to create such conditions under which cadets will be able not only to master the training program, but also to show readiness for military-professional self-education.

Based on the analysis of the essence of the concepts of "self-education", "professional self-education", a definition of military professional self-education is proposed as a specially organized process of self-acquisition of knowledge necessary for the conscious satisfaction of cognitive interests and requests arising from the comprehension of personal experience of military professional activity. The readiness of cadets for military-professional self-education is characterized. This is an integrative personal characteristic, which includes motivational-value, cognitive, activity, reflexive components and manifests itself in general as the ability of a serviceman to independently develop personally and professionally significant qualities and competencies in the educational space of an educational institution. Methods for diagnosing the readiness of cadets for military-professional self-education are substantiated, and the features of the interpretation of the results obtained are described.

Keywords: military-professional self-education, readiness for military-professional self-education, independent work, cadet

For citation: Kosolapova LA, Mannanov EF. Diagnostic tools for identifying the readiness of servicemen (cadets) for military professional self-education. Innovative development of vocational education. 2023;(3(39):128-135. (In Russ.).

Введение

Вопросам обучения и воспитания специалистов силовых структур посвящено немало исследований, однако проблема профессионально-личностного становления военнослужащих, проходящих обучение в учебных воинских частях по программе первоначальной подготовки, остается за пределами внимания ученых. Вместе с тем выявление педагогических условий, обеспечивающих необходимое качество образовательного процесса и результата для данной категории военнослужащих, очень важно, поскольку именно на первоначальном этапе обучения закладывается фундамент необходимых знаний и умений, которые в дальнейшем помогут курсанту в его профессиональном станов-

лении. При этом особое значение приобретает развитие готовности курсантов к самообразованию, поскольку от этого напрямую зависит динамика дальнейшего профессионального становления.

Материалы и методы исследования

В середине ХХ в. проблема формирования готовности к самообразованию нашла разноаспектное отражение в педагогических работах (А. Я. Айзенберг, А. К. Громцева, Г. Е. Зборовский, Ю. Е. Калугин, И. И. Кол-баско, П. И. Пидкасистый, Б. Ф. Райский, Г. Н. Сериков и др.), полученные данные позволили расширить понимание самообразовательной деятельности обучающихся [1-6] (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ сущности понятия «самообразование»

№ Исследователи Определение

1 А. Я. Айзенберг Целенаправленная систематическая познавательная деятельность, управляемая самой личностью, служащая для совершенствования ее образования [1, с. 174]

2 А. К. Громцева Целенаправленная, систематическая, управляемая школьником познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования [2, с. 18]

3 Г. М. Коджаспирова Тщательно организованная, самостоятельная и систематическая деятельность, направленная на познание окружающего мира, на достижение конкретных образовательных целей [3, с. 48]

4 И. И. Колбаско Процесс овладения знаниями, тесно связывает его с самовоспитанием. При этом автор замечает, что в процессе самовоспитания развивается умение самостоятельно организовывать свою деятельность по приобретению новых знаний. Самообразование, по его мнению, делает жизнь человека ярче, интереснее, богаче [4, с. 27]

Окончание таблицы 1

№ Исследователи Определение

5 П. И. Пидкасистый Непрерывный процесс роста и развития знаний и совершенствование методов познания на основе сформированной у человека потребности в знаниях [5, с. 89]

6 Г. Н. Сериков Средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого человек может осуществить собственное воспитание, развитие и профессиональную подготовку в соответствии с поставленными перед собой целями и задачами [6]

Как показывает анализ, авторы рассматривают самообразование как познавательную деятельность [1-3], самостоятельное приобретение учащимися знаний [4], средство поиска и усвоения социального опыта [6]. Эта деятельность/действие обладает такими характеристиками, как искусственный характер возникновения («...специально организованная» [3]), целенаправленность [1; 2; 6], систематичность [1; 3], автономность субъекта деятельности («самостоятельная», «управляемая самим учащимся» [2-4; 6]). Предпосылками обращения к самообразованию выступают как общественные потребности [1], так и интересы и склонности учащихся [4], их личные потребности [1], необходимость совершенствования их образования [2], поставленные перед собой цели и задачи [6]. Процесс самообразования связан с приобретением учащимися знаний из различных источников [4], поиском и усвоением социального опыта [6], а результат — с совершенствованием образования человека [6]; выявлением ранее неведомых самому себе потенциалов мышления, раздумий [5]; собственным воспитанием, развитием и профессиональной подготовкой в соответствии с поставленными перед собой целями и задачами [6].

Обобщив данные определения, мы можем рассматривать самообразование как специально организованный процесс самостоятельного приобретения знаний, необходимых человеку для удовлетворения познавательных интересов, а также решения жизненно и профессионально значимых задач.

Под профессиональным самообразованием мы понимаем «самообразование, подчиненное профессиональной деятельности, удовлетворяющее ее потребности, направленное как на актуализацию известной информации, так и получение субъективно или объективно нового продукта в виде знания или умения» [7].

Говорить о профессиональном самообразовании можно при условии вовлечения личности в определенную трудовую деятельность и необходимости решения каких-либо нестандартных

профессиональных задач. В профессиональном самообразовании нуждается любой специалист для восстановления неиспользуемых и потому забытых знаний и умений или освоения новых профессиональных качеств и компетенций.

Военно-профессиональное самообразование является видовым понятием по отношению к профессиональному самообразованию и самообразованию и базируется на требованиях общества и военной службы. Под военно-профессиональным самообразованием мы понимаем специально организованный процесс самостоятельного приобретения знаний, необходимых для осознанного удовлетворения познавательных интересов и запросов, возникающих на основе осмысления личного опыта военно-профессиональной деятельности.

Образовательный процесс и в учебных воинских частях, и в военных институтах имеет некоторые общие характерные признаки (вовлечение в служебную деятельность, распорядок дня, регламент, физическая и психологическая нагрузка и др.), однако отличительной чертой является временной аспект, характеризующий процесс обучения в учебных воинских частях как чрезвычайно динамичный. Курсанту за короткий период обучения необходимо не просто «перестроиться», а по-настоящему «погрузиться» в сложные процессы (и служебная деятельность, и обучение профессии), а это действительно трудно, тем более если учитывать индивидуальный уровень базовой подготовки и способностей обучающихся.

В связи с этим одной из задач учебных воинских частей выступает создание условий, при которых курсанты будут способны не просто освоить программу обучения, но и проявить готовность к военно-профессиональному самообразованию.

Важными условиями успешной самообразовательной деятельности военнослужащих, проходящих обучение в учебных воинских частях по программе первоначальной подготовки, являются переход учебно-познавательной деятельности (приобретаемых знаний, умений)

в профессиональную, а также сформированное у самого обучающегося умение выявлять пробелы в профессиональной деятельности и ликвидировать их с опорой на познавательную деятельность. В этом, на наш взгляд, состоит сущность механизма профессионального самообразования.

Военно-профессиональное самообразование курсантов учебных воинских частей происходит на этапе первоначальной подготовки. Связано это в первую очередь с тем, что, оказавшись в учебной части, курсанты используют знания о военной службе, полученные в образовательных учреждениях среднего (полного) общего и среднего профессионального образования, которых недостаточно для усвоения программы обучения. Постепенное вовлечение курсантов в военно-педагогический процесс и служебную деятельность обеспечивает переход профессионального самообразования в военно-профессиональное. В связи с этим возрастает роль готовности курсантов к самообразовательной деятельности.

В словаре русского языка С. И. Ожегова готовность понимается как «согласие сделать что-нибудь; это состояние, при котором все сделано, все готово»1. Большой психологический словарь дает определение готовности к действию как «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий»2.

По мнению В. Н. Мясищева, готовность имеет непосредственное отношение к деятельности личности [8, с. 96], Б. Ф. Райский определяет готовность человека к деятельности как «особое состояние, позволяющее ему успешно осуществлять данную деятельность при наличии соответствующих внешних условий, а иногда и самому создавать условия для решения поставленной задачи» [9, с. 36].

Готовность к профессиональному самообразованию трактуется Ю. Е. Калугиным как «комплекс всего того, что создает возможность сознательного осуществления индивидом самообразовательных актов профессионального характера» [7, с. 75].

С нашей точки зрения, готовность курсантов к военно-профессиональному самообразованию — это интегративная личностная ха-

1 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. проф. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. М. : Мир и Образование, 2019. 782 с. С. 95.

2 Энциклопедический психологический словарь-справочник. Минск : Харвест, 2021. 127 с. С. 36.

рактеристика, проявляющаяся как способность военнослужащего самостоятельно развивать значимо важные качества в образовательном пространстве учебного учреждения, определяющая возможность его профессионального саморазвития.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научных источников позволил уточнить структуру готовности курсантов к военно-профессиональному самообразованию, соотносимую со структурой личности — субъекта деятельности (включает мотивационно-цен-ностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный компоненты). Поэтому для оценки уровня развития готовности курсантов к военно-профессиональному самообразованию как интегративной личностной характеристики нами выделены следующие критерии — моти-вационно-ценностный (проявляется в отношении к военно-профессиональной деятельности и осознании ценности личностного развития), когнитивный (отражает уровень знаний о методах, принципах, средствах и формах реализации самообразовательной деятельности), рефлексивный (свидетельствует о способности к самоконтролю и самоанализу познавательной и военно-профессиональной деятельности), де-ятельностный (характеризуется умением добывать информацию и применять ее на практике). На основе критериев сформированности готовности военнослужащего к военно-профессиональному самообразованию определены уровни их оценки и содержательная характеристика (табл. 2).

На основе критериев готовности к самообразованию определены уровни готовности военнослужащих к военно-профессиональному самообразованию: оптимальный (выражающийся в умении творчески осуществлять самообразовательную деятельность как на основе уже изученного материала, так и при привлечении дополнительных источников информации, обеспечивая повышение результативности военно-профессиональной деятельности), достаточный (умение осуществлять поисковую самообразовательную деятельность, формирование интереса к дополнительным источникам информации) и низкий (умение осуществлять сбор, анализ учебного материала, тезисно конспектировать наиболее значимые моменты, умение находить главное в изучаемом материале). Определение уровня (оптимальный, достаточный и низкий) готовности военнослужащих к военно-профессиональному самообразованию охарактеризовано в таблице 3.

Таблица 2

Содержательная характеристика уровней сформированности готовности военнослужащего к военно-профессиональному самообразованию на критериальной основе

Критерий Уровни

Низкий Средний Высокий

Мотиваци-онно-ценностный Отсутствие внутренней мотивации к самообразованию, основной способ приобретения знаний — через внешние стимулы Осознание значимости самообразования, однако мотивы самообразования выражены слабо Готовность к саморазвитию через самообразование; высокая значимость мотивов самообразования

Когнитив-ный Отсутствие способности к осмыслению и анализу изучаемого материала; затруднения при самостоятельной работе с учебным материалом Низкий уровень аналитического мышления, достаточные знания о формах и способах самообразования, проявление самостоятельности при определении путей самообразования Высокий уровень общей культуры, развитые аналитические способности, проявления самостоятельной познавательной активности

Рефлексивный Сложности в анализе профессиональной деятельности, неудовлетворенность своей деятельностью, неумение выявить причины затруднений Понимание взаимосвязи самообразовательной и военно-профессиональной деятельности, наличие опыта самоанализа и самооценки процесса и результатов деятельности Регулярность процедур самоанализа и самооценки, использование результатов рефлексии в проектировании образовательной и военно-профессиональной деятельности

Деятель-ностный Отсутствие необходимых умений профессионального самообразования, навыков применения получаемых в процессе обучения знаний в практике военно-профессиональной деятельности Способность применять полученные знания в практике военно-профессиональной деятельности, несмотря на возможные пробелы в знаниях; попытки восполнить пробелы в знаниях и умениях Способность к самосовершенствованию, применение результатов своей учебной деятельности для повышения результативности военно-профессиональной; самостоятельный поиск ответов на возникающие вопросы, решение проблем

Таблица 3

Оценка уровня готовности военнослужащих к военно-профессиональному самообразованию

Уровень готовности военнослужащих к военно-профессиональному самообразованию Сформированность готовности военнослужащих к военно-профессиональному самообразованию на основе критериального оценивания

оптимальный Все компоненты отличает высокий уровень готовности

Три компонента на высоком уровне готовности, один на среднем

Мотивационно-ценностный и когнитивный на высоком уровне готовности, остальные на среднем

достаточный Рефлексивный и деятельностный на высоком или среднем уровне, остальные на среднем

Один компонент на высоком уровне, остальные на среднем

Мотивационно-ценностный и когнитивный на среднем уровне готовности, остальные на низком

низкии Мотивационно-ценностный и когнитивный компоненты на низком уровне, два других на боле высоком

Три компонента на низком уровне, один на высоком или среднем

Все компоненты на низком уровне

Заключение об уровне готовности к профессиональному самообразованию отдельно взятого военнослужащего-контрактника производится на основании оценки критериев. Инструментом измерения того или иного показа-

теля служат методы психолого-педагогической диагностики. Разработанная система критериев, показателей и диагностических процедур определила диагностический аппарат исследования (табл. 4).

Таблица 4

Диагностический инструментарий исследования готовности военнослужащих-контрактников к военно-профессиональному самообразованию

Критерий Диагностические методики

Мотивационно-ценностный Методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной

Авторская анкета

Когнитивный Опросник Р. Б. Кеттелла

Авторская анкета

Рефлексивный Методика определения уровня рефлексивности (опросник А. В. Карпова, В. В. Пономарева)

Авторская анкета

Анкета «Самооценка личности» С. А. Будасси

Деятельно стный Анкета «Самооценка личности» С. А. Будасси

Авторская анкета

Карта экспертной оценки

Охарактеризуем выбранные нами методики диагностики и особенности интерпретации полученных результатов.

Методика Т. И. Ильиной позволила нам выявить преобладающие мотивы обучения военнослужащих в учебной воинской части, направленные на «приобретение знаний» (ПЗ), «овладение профессией» (ОП) и «получение диплома» (ПД). Высокий уровень мотивации к военно-профессиональному самообразованию выражается следующим образом: ОП > ПЗ > ПД, средний уровень: ПЗ > ОП > ПД, низкий уровень: ОП > ПД > ПЗ.

Авторская анкета включала открытые и закрытые вопросы, касающиеся мотивов поступления в учебное заведение, выбора профессии: Что побудило вас поступить в учебный батальон К-ского соединения? Нравится ли вам будущая профессия (да; пожалуй, да; нет)? Что привлекает вас в выбранной профессии? Предпочли бы вы сейчас избрать другую профессию и прекратить обучение (да; нет)? Занимаетесь ли вы самообразованием: а) вообще (часто, иногда, никогда), б) по выбранной профессии (часто, иногда, никогда)? Полученные ответы помогают дополнить сведения, уточнить уровень сформи-рованности мотивационно-ценностного аспекта готовности к профессиональному самообразованию военнослужащего-контрактника; анкета также ориентировала как курсанта, так и руководителя военно-профессиональной подготовки на совершенствование данного аспекта.

Опросник Кеттелла позволил оценить интеллектуальные характеристики военнослужащих (развитые аналитические способности, интеллектуальные интересы, определяющие возможность осуществления познавательной деятельности, эрудированность). Авторская анкета включала три вопроса: «Какие приемы самообразования вы знаете (укажите как можно больше)?», «Какие из вышеперечисленных приемов используете лично вы (подчеркните)?», «Какие приемы самообразования вы используете в военно-профессиональной деятельности (укажите наибольшее количество)?». Вопросы направлены на выявление знаний, приемов и способов самообразовательной деятельности, что позволило определить уровень сформированности когнитивного компонента готовности военнослужащих-контрактников к военно-профессиональному самообразованию.

Для определения уровня рефлексивности мы использовали опросник А. В. Карпова, В. В. Пономарева, сосредоточившись на трех группах заданий, характеризующих рефлексию деятельности (ретроспективная, ситуативная, перспективная рефлексия). При обработке данных «сырые баллы» переводятся в стены. Высокий уровень готовности военнослужащих-контрактников к военно-профессиональному самообразованию по критерию «рефлексивность» соотносим с показателями более 7 сте-нов (высокий уровень рефлексивности) не менее

чем по двум видам рефлексии, а также с результатами в диапазоне 4-7 стенов — по третьему виду рефлексии. Средний уровень готовности военнослужащих-контрактников к военно-профессиональному самообразованию по данному критерию фиксируется при результатах уровня рефлексивности 4-7 стенов, низкий — менее 4 стенов.

Авторская анкета включала вопросы: Подготовка к занятию требует от вас значительных волевых усилий? Главное для вас — представить конечный результат своей деятельности, а детали не важны? Какие цели в учебной деятельности для вас наиболее значимы? Вопросы позволяли точнее оценить способность военнослужащего анализировать, оценивать и планировать свою деятельность.

Анкета «Самооценка личности» С. А. Бу-дасси направлена на количественное исследование самооценки личности, влияющей на эффективность деятельности военнослужащего и его развитие. Анкета позволила выявить сформированность профессиональных качеств военнослужащего, которые характеризуют его в процессе деятельности (трудолюбие, исполнительность и упорство) и дают возможность говорить о сосредоточенности обучающихся на учебном процессе.

Авторская анкета включала вопросы, связанные с возможностью оценивать результаты своей учебной деятельности, соотносить ее с военно-профессиональной: Какие цели в учебной деятельности для вас наиболее значимы? Это цели близкие? Далекие? Как часто вы применяете получаемые в процессе обучения знания в практике военно-профессиональной деятельности (часто, иногда, никогда)? Как часто вы самостоятельно и/или в ходе занятий ищете ответы на возникающие в практике вопросы, проблемы (часто, иногда, никогда)?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Карта экспертной оценки разработана с опорой на содержательную характеристику уровней сформированности готовности военнослужащего к военно-профессиональному самообразованию на критериальной основе (табл. 2), в соответствии с которой эксперт (командир) может охарактеризовать каждого курсанта, учитывая предложенное модельное описание уровней.

Заключение

С помощью данного диагностического инструментария мы имеем возможность комплексно и целостно изучить уровень готовности к профессиональному самообразованию каждого военнослужащего-контрактника и помочь в проектировании индивидуального маршрута профессионального самообразования.

Список источников

1. Иваненко Т. А. Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование // Образование и педагогические науки в XXI веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза : Наука и просвещение, 2018. С. 177-181.

2. Кравченко А. В. Формирование у студентов вуза готовности к самообразовательной деятельности средствами проектирования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Армавир, 2020. 189 с.

3. Коджаспирова Г. М. Общие основы педагогики: учебник для вузов. Москва : Юрайт, 2020. 151 с. URL: https://urait.ru/bcode/453971.

4. Трухин А. В. Педагогическое сопровождение формирования готовности военнослужащих-контрактников к профессиональному самообразованию: дис. ... канд. пед. наук: 5.8.1. Челябинск, 2022. 224 с.

5. Педагогика: учебник и практикум для вузов / П. И. Пидкасистый [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Юрайт, 2020. 408 с. URL: https://urait.ru/ bcode/449649.

6. Совейко Е. И. Самообразование: подходы к определению понятия // Мастерство online. 2017. № 2. URL: https://ripo.by/index.php?id=2883&ysclid=llw527w4ll676364347.

7. Калугин Ю. Е., Прохоров А. В. О становлении готовности к профессиональному самообразованию студентов вуза // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2021. № 2. С. 73-77.

8. Карих В. В., Савченко Е. Ю. Формирование готовности педагога к развитию инициативности детей старшего дошкольного возраста // Дошкольное и школьное образование в России и за рубежом: векторы развития: коллективная монография. Ульяновск, 2021. С. 92-102.

9. Козлов О. А. Совершенствование профессиональной подготовки курсантов войск национальной гвардии РФ при помощи современных информационных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Саратов, 2017. 238 с.

References

1. Ivanenko TA. Formation of professional competence of a teacher through self-education. In: Obrazovanie i pedagogicheskie nauki v XXI veke: aktual'nye voprosy, dostizhenija i innovacii = Education and pedagogical sciences in the XXI century: current issues, achievements and innovations. Penza: Science and Education; 2018. Pp. 177-181. (In Russ.).

2. Kravchenko AV. Formirovanie u studentov vuza gotovnosti k samoobrazovatel'noj dejatel'nosti sredstvami proektirovanija = Formation of university students' readiness for self-educational activity by means of design. Thesis. Armavir; 2020. 189 p. (In Russ.).

3. Kodzhaspirova GM. Obshhie osnovy pedagogiki = General foundations of pedagogy. Moscow: Yurayt; 2020. 151 p. URL: https://urait.ru/bcode/453971. (In Russ.).

4. Trukhin AV. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovanija gotovnosti voennosluzhash-hih-kontraktnikov k professional'nomu samoobrazovaniju = Pedagogical support for the formation of the readiness of contract servicemen for professional self-education. Thesis. Chelyabinsk; 2022. 224 p. (In Russ.).

5. Pedagogika = Pedagogy. Moscow: Yurayt; 2020. 408 p. URL: https://urait.ru/bcode/449649. (In Russ.).

6. Soveiko EI. Self-education: approaches to the definition of the concept. Skill online. 2017. No. 2. URL: https://ripo.by/index.php?id=2883&ysclid=llw527w4ll676364347. (In Russ.).

7. Kalugin YuE, Prokhorov AV. On the formation of readiness for professional self-education of university students. Sovremennaja nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Serija: Gumanitarnye nauki = Modern Science: Actual Problems of Theory and Practice. Series: Humanities. 2021;(2):73-77. (In Russ.).

8. Karikh VV, Savchenko EYu. Formation of the teacher's readiness for the development of initiative in children of senior preschool age. In: Doshkol'noe i shkol'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom: vektory razvitija: kollektivnaja monografija = Preschool and school education In Russia and abroad: development vectors: a collective monograph. Ulyanovsk; 2021. Pp. 92-102. (In Russ.).

9. Kozlov OA. Sovershenstvovanie professional'noj podgotovki kursantov vojsk nacional'noj gvardii RF pri pomoshhi sovremennyh informacionnyh tehnologij = Improving the professional training of cadets of the troops of the national guard of the Russian Federation using modern information technologies. Thesis. Saratov; 2017. 238 p. (In Russ.).

Информация об авторах

Л. А. Косолапова — заведующий кафедрой педагогики ПГНИУ; профессор кафедры военной педагогики и психологии ПВИ ВНГ РФ, доктор педагогических наук, профессор. Е. Ф. Маннанов — адъюнкт адъюнктуры.

Information about the authors

L. A. Kosolapova — Head of the Department of Pedagogy, Perm State National Research University; Professor of the Department of Military Pedagogy and Psychology of the PVI VNG of the Russian Federation, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. E. F. Mannanov — post-graduate student.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 15.06.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 27.06.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 01.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.