УДК 355.237.3
ГРНТИ 78.15.13:47.45.29
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК СВЯЗИ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ
А.В. ТРУХИН, кандидат педагогических наук
ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)
Е.А. ГНАТЫШИНА, доктор педагогических наук, профессор
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск)
П.А. ФЕДЮНИН, доктор технических наук, профессор
ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А, Гагарина» (г. Воронеж)
Раскрывается актуальность проблемы формирования готовности военнослужащих войск связи Военно-воздушных сил к профессиональному самообразованию. Рассмотрено обоснование модели педагогического сопровождения формирования их готовности к профессиональному самообразованию. Под моделированием педагогического сопровождения формирования готовности военнослужащих к профессиональному самообразованию понимается представление данного процесса в виде определенной структуры, способной обеспечить достижение максимально возможного полезного эффекта от его реализации. Моделирование выполнено с опорой на совокупность методологических подходов (системный, аксиологический, личностно-ориентированный), которые определили структуру модели и ее содержательное наполнение, а сама модель представлена в структурно-функциональном виде. Описаны сущность и выполняемые функции каждого выделенного блока модели с раскрытием выполняемых задач.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, модель педагогического сопровождения, моделирование педагогического процесса, профессиональное самообразование, военно-педагогический процесс.
Введение. Феномен самообразования многогранен, сфера его исследования охватывает межпредметное поле и касается многих областей науки. В философии самообразование рассматривается в сопоставлении со свободой выбора личностью направлений удовлетворения индивидуальных познавательных потребностей при их осознании [1]. Социальными (общественными) науками самообразование идентифицируется через особый вид построения форм обучения без постоянного участия преподавателя, которое осуществляется в целях адаптации личности в социуме [2]. Психологией данное явление разбирается в контексте самоорганизации личности, целеустремленности и мотивированности [3]. В педагогике, в основном, уделяется внимание технологической стороне организации самообразования как в контексте «непрерывности» образования, так и в виде отдельной деятельности, направленной на достижение образовательных целей [4].
Анализ множества подходов к определению термина «самообразование» позволяет подтвердить его многогранность и выявить категории, характеризующие его в полной мере. Это осознанность, систематичность, активность, самостоятельность, целеустремленность в деятельности по приобретению новых значимых знаний или умений для удовлетворения индивидуальных потребностей.
Термин «профессиональное самообразование» указывает на подчинение цели самообразования интересам профессиональной деятельности и направление на удовлетворение
ее потребностей, в качестве инструмента «актуализации известной информации и получения субъективно или объективно новых знаний или умений, необходимых при выполнении профессиональных функций» [5].
Так как воинская служба является разновидностью профессиональной деятельности, то правомерно применение в военной сфере понятия «профессиональное самообразование». При этом профессиональное самообразование военнослужащих трактуется как «самоорганизованный процесс познания, удовлетворяющий потребности военно-профессиональной деятельности и направленный на актуализацию известной информации и (или) приобретение новых знаний, умений и навыков, способствующих успешному выполнению служебных задач» [6].
Актуальность. Профессиональная деятельность военнослужащих войск связи Военно-воздушных сил характеризуется высокой изменчивостью в связи с неизбежными преобразованиями, вызванными современными технологиями в сфере военной связи и спецификой решаемых задач, что приводит в процессе воинской службы к признанию неактуальности имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков. Возникает необходимость постоянного обучения и совершенствования профессиональных компетенций. Восполнению утраченных знаний, умений и навыков, их обновлению и наращиванию в значительной степени может способствовать профессиональное самообразование, которое может выступить средством профессионально-личностного развития военнослужащих. В связи с чем актуализируется проблема вовлечения военнослужащих в активную самообразовательную деятельность в интересах военно-профессиональной деятельности.
На современном этапе развития военной педагогики формирование у военнослужащих способности к самообразовательной деятельности, воспитание у них потребности в профессиональном совершенствовании является такой же важной задачей, как и вооружение их системой фундаментальных военно-профессиональных знаний и умений. При этом процесс вовлечения военнослужащих в профессиональное самообразование должен быть направлен на развитие у них особого состояния, определяющего их готовность к осуществлению действий самообразования. Данный процесс представляется целенаправленной, специально организованной педагогической деятельностью в условиях военно-педагогического процесса воинского подразделения, которую можно охарактеризовать как педагогическое сопровождение.
Педагогическое сопровождение формирования у военнослужащих войск связи готовности к профессиональному самообразованию находится в прямой зависимости от методологических подходов, раскрывающих его природу, отражающих уникальные аспекты, сложность и многогранность данного процесса. Опираясь на системный подход в виде общенаучной основы, предполагается построение некой структурной модели, которая позволит сымитировать исследуемый процесс в описании системных связей и закономерностей.
Определенность целей и средств позволяет перейти к моделированию педагогического процесса формирования заданных качеств.
Под термином «модель» понимается «образ (графическое отображение) некоторой воображаемой системы, позволяющей мысленно представить или воспроизвести объект исследования» [7]. Модель, замещая объект исследования, предоставляет возможность изучения явления с целью получения новой информации об этом объекте, по свойствам модели становится допустимым суждение о его свойствах. Моделирование, являясь методом опосредованного изучения свойств объектов познания [8, 9], в педагогических исследованиях применяется для наглядного представления объектов, процессов изучаемого явления с целью получения нового знания [10].
Опираясь на выявленные в [11] закономерности функционирования и принципы формирования готовности военнослужащих к самообразованию, в ходе моделирования становится возможным представить технологическую сторону данного процесса, конкретизировать механизмы развития личностей военнослужащих, выявить совокупность оказывающих влияние на процесс условий и определить перечень применимых в данных условиях механизмов достижения желаемого результата.
Анализируя представленные в педагогических исследованиях приемы моделирования, можно убедиться в разнообразии подходов. Так, при выборе типа модели наиболее часто применяются организационная, образовательная, функционально-структурная, структурно-функциональная и процессная модели. Учитывая, что проектируемый процесс должен гармонично сочетаться с повседневной деятельностью войск и боевой подготовкой подразделений [12], а также отражать системность и последовательность практических действий руководителей занятий в рамках учебного процесса в воинских частях и подразделениях, поэтому в данном случае оправданным будет использование структурно-функциональной модели, которая своей структурой и выполняемыми функциями будет соответствовать настоящему устройству системы боевой подготовки, предназначению и выполняемым задачам.
В основе структуры и содержания проектируемой модели выступают определенные уровни методологии исследования проблемы формирования готовности военнослужащих к профессиональному самообразованию. Так, обоснованы: в качестве общенаучной основы системный подход; аксиологический подход как общая стратегия, обеспечивающая смыслообразующий фактор на основе ценностных ориентиров; личностно-ориентированный подход, выступающий частной тактикой реализации процесса формирования требуемых характеристик военнослужащих [6].
Так как функционирование проектируемого процесса предполагается в ходе боевой подготовки военнослужащих в воинских подразделениях, то предпочтительным будет если структура модели будет коррелировать с этапами реализации учебного периода (подготовительный, учебная деятельность, контрольный). Таким образом, в общем виде модель может быть представлена блоками: 1) организационно-целевой, 2) содержательно-функциональный, 3) контрольно-результативный.
При этом применение избранных методологических подходов позволит наполнить смысловым и функциональным содержанием выделенные блоки модели. Последовательность реализации предложенных блоков модели и их взаимосвязь с целью и результатом проектируемого процесса представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Общий вид модели с указанием последовательности реализации и взаимосвязи структурных блоков
Проектируемая модель призвана обеспечить реализацию в условиях боевой подготовки воинского подразделения педагогического сопровождения формирования готовности военнослужащих к профессиональному самообразованию.
Основные задачи модели складываются из необходимости поэтапного формирования всех компонентов готовности военнослужащих к профессиональному самообразованию (мотивационно-ценностного, когнитивного, операционного, рефлексивного) [6]. Сопутствующие задачи модели включают: обеспечение управления педагогическим процессом и создание условий для его интенсификации; систематизацию учебно-методических материалов; исследование индивидуальных и типологических особенностей обучаемых военнослужащих;
выбор наиболее подходящих методов, средств и форм обучения; снабжение дидактическими материалами. Принадлежность выбранной модели к структурно-функциональному типу определяет ее описание через раскрытие выполняемых функций каждого структурного блока.
Функции, возлагаемые на организационно-целевой блок, определяют организационную, целеполагающую и нормативную сторону проектируемого процесса. В рамках данного блока осуществляется установление первичного состояния целевой аудитории проведением комплекса диагностических процедур. Выполняются основные подготовительные мероприятия к педагогическому сопровождению, охватывающие подбор научно-методических материалов и учебно-технических средств, создание нормативной базы, в том числе правил и показателей оценки результатов педагогических воздействий.
Выполняя в структуре модели роль регулятора, организационно-целевой блок в ходе подготовительного этапа реализует задачи: планирование педагогической деятельности; уточнение критериев оценки полученного результата, установление методов их диагностики и получение исходных данных; определение необходимого педагогического и учебно-материального обеспечения педагогического сопровождения.
На содержательно-функциональный блок в структуре модели возлагается сопровождающая, содержательно-технологическая и регулирующая функции. Сущность данного блока заключается в непосредственной реализации педагогического сопровождения формирования заданных качеств военнослужащих, при этом педагогическая деятельность подкрепляется технологическим наполнением в соответствующих формах, методах и средствах. Также предусматривается постоянный мониторинг негативных моментов учебного процесса с целью своевременной коррекции.
Содержательно-функциональный блок обеспечивает технологическое функционирование модели, поэтапно выполняя задачи: 1) формирование мотивационно-ценностного отношения к военно-профессиональной деятельности и профессиональному самообразованию; 2) наделение военнослужащих технологиями осуществления самообразовательной деятельности; 3) развитие способностей к самоорганизации своей деятельности и воспитание волевых качеств; 4) расширение способностей военнослужащих к саморефлексии и выявления промежуточных результатов для внесения необходимых корректив. В соответствии с решаемыми задачами целесообразно обозначить этапы, каждый из которых будет отличаться содержательным наполнением, применяемыми формами и методами: 1) мотивационно-ценностный; 2) ориентационно-содержательный; 3) эмоционально-волевой; 4) результативно-прогностический.
Реализация контроль-результативного блока направлена на получение объективной информации об уровне освоения учебной программы, анализ, обобщение и интерпретацию результатов педагогического сопровождения для определения направлений повышения эффективности всего процесса. Оценку уровня сформированности у военнослужащих готовности к профессиональному самообразованию целесообразно производить отдельно по каждому компоненту в соответствии с установленными критериями для возможности достоверного установления направлений корректировки. При этом комплексность и объективность оценки обеспечивается выделением трехуровневой шкалы (низкий, средний, высокий) для каждого компонента, определяемой с помощью психолого-педагогической диагностики [6].
Таким образом, в основе предлагаемой структурно-функциональной модели находятся организационно-целевой, содержательно-нормативный и контрольно-результативный блоки (рисунок 2). Внешним системообразующим фактором выступает социальный заказ, обусловленный потребностью в высококвалифицированных военных кадрах, способных самостоятельно восстанавливать и повышать уровень профессиональных компетенций. Результатом реализации модели является сформированность качества военнослужащих, характеризующих их готовность к профессиональному самообразованию.
[
Внешний системообразующий фактор
]
Цель: Сформировать готовность военнослужащих к профессиональному самообразованию
- развитие компонентов готовности (мотивационно-ценностный, когнитивный, операционный, рефлексивный) военнослужащих к профессиональному самообразованию;
- создание условий обеспечения педагогического сопровождения_
Задачи
С
Принципы
□
Организационно-целевой блок
Цель
*-Э
Функции:
(организационная, нормативно-ориентационная, целеобеспечивающая, диагностическая)_
=Г
■ планирование реализации педагогического процесса
- выявление критериев, диагностических процедур и определение уровней сформированности искомых качеств
- определение учебно-материальной базы обеспечения образовательного процесса
[_Образовательная программа
Административно-нормативное регулирование
Определение исходных данных
Мотивационно- I
I Когнитивный
цетоотыи (уровни) (
Операционный ^Рефлексивный
Подготовка учебной материально-технической базы
г*-
X
О аз
О с^ Ш
О и
ш
О ^
и
<
С одержатель но-функциональ ный блок
Цель
-3
Функции:
(сопровождающая, содержательно-технологическая, регулирующая)
Педагогическое воздействие
Формы Методы Средства
- формирование мотивационно-ценностных установок
- наделение необходимыми знаниями и умениями осуществления профессионального самообразования_
Мотивационно-ценностный
- развитие способностей к самоорганизации профессионального самообразования
- развитие способностей к саморефлексии; анализ педагогического процесса и внесение необходимых корректив
Ориентационно-содержательный
Эмоционально-волевой
Результативно-прогностический
|_ Результат педагогических воздействий
!
я
о
еч
Я
с О
Контрольно-результативный блок
Цель
Функции:
(диагностическая, аналитическая, корректирующая)
а
иагностический аппарат
- получение результатов реализации педагогического сопровождения
- интерпретация полученных результатов на основе сопоставления с критериями компонентов готовности
_г
- определение направления совершенствования организации педагогического сопровождения и его содержательного наполнения
Диагностиче кий
Констатирующий
^ Уровни сформированности^
компонентов
низкии(суёднйй~)-п
^^^ Л'высоки и 1
Прогностический -1
Результат педагогического сопровождения
Результат:
Готовность военнослужащих к профессиональному самообразованию
Рисунок 2 - Модель педагогического сопровождения формирования готовности военнослужащих к
профессиональному самообразованию
Выводы. В заключении можно констатировать, что профессиональная деятельность военнослужащих войск связи Военно-воздушных сил динамична, полученные ими знания и умения не всегда способны покрыть потребности и соответствовать необходимой квалификации. В связи с чем поднимается вопрос о необходимости постоянного восполнения утраченных знаний, умений и навыков, их обновления и наращивания для совершенствования профессиональных компетенций. Вовлеченность военнослужащих в профессиональное самообразование и способность их к практическим действиям самообразования выступает средством их профессионально-личностного развития, а формирование у военнослужащих готовности к профессиональному самообразованию может стать одной из основных задач военно-педагогического процесса в воинском подразделении, которая может быть решена осуществлением педагогического сопровождения по определенному алгоритму.
Представленная модель отражает логику выстраиваемого процесса, взаимосвязанность ее структурных блоков и выполняемых ими функций. Спроектированная модель педагогического сопровождения, разработанная на основе совокупности системного, аксиологического и личностно-ориентированного подходов, с учетом специфики воинской службы и соответствии условиям военно-педагогического процесса в воинском подразделении, обладает всеми признаками полноценной педагогической системы. Так, имеется цель педагогического сопровождения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, соответствующие методы, средства и формы обучения. Целостность и интегративность модели отражает единство и гармоничное взаимодействие всех ее блоков в согласованном функционировании для достижения конечного результата. На управляемость модели указывает наличие контрольных функций, которые позволяют корректировать результаты и процесс отбора средств и методов обучения.
Функционирование спроектированной модели должно обеспечиваться введением (созданием) специальных педагогических условий, что открывает направления для дальнейших исследований.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Философия социальных и гуманитарных наук / С.А. Лебедев, О.И. Ананьин, Ю.Д. Артамонова [и др.]. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект, 2008. 733 с.
2. Шуклина Е.А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика / Е.А. Шуклина. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.пед. ун-та, 1999. 215 с.
3. Матюшкин A.M. Психологические основы готовности личности к самообразованию /
A.M. Матюшкин // Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и НТР. М.: 1981. С. 13-16.
4. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.
5. Калугин Ю.Е. Дефиниция понятия «профессиональное самообразование» / Ю.Е. Калугин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. № 7-1. С. 173-176.
6. Трухин А.В. Педагогическое сопровождение формирования готовности военнослужащих-контрактников к профессиональному самообразованию: дис. ... канд. пед. наук: 5.8.1. / Трухин Александр Валерьевич. Челябинск, 2022. 224 с.
7. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.
8. Малышев В.А. Научное исследование: Основные понятия, термины и определения /
B.А. Малышев. Воронеж: Воронежская областная типография, 2020. 79 с.
9. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. 719 с.
ы
10. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. 66 с.
11. Трухин А.В. Закономерности и принципы формирования готовности военнослужащих к самообразовательной деятельности / А.В. Трухин // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 4 (38). С. 83-89. DOI 10.23951/2307-6127-2021-4-83-89.
12. Арьков Г.В. Подход к организации профессионально-должностной подготовки в едином образовательном кластере Министерства обороны / Г.В. Арьков, П.А. Федюнин, В.А. Безрядин // Охрана, безопасность, связь. 2020. № 5-3. С. 13-19.
REFERENCES
1. Filosofiya social'nyh i gumanitarnyh nauk / S.A. Lebedev, O.I. Anan'in, Yu.D. Artamonova [i dr.]. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Akademicheskij proekt, 2008. 733 p.
2. Shuklina E.A. Sociologiya samoobrazovaniya: predposylki, metodologiya, metodika / E.A. Shuklina. Ekaterinburg: Izd-vo Ros. gos. prof.ped. un-ta, 1999. 215 p.
3. Matyushkin A.M. Psihologicheskie osnovy gotovnosti lichnosti k samoobrazovaniyu / A.M. Matyushkin // Problemy nepreryvnogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah social'nogo progressa i NTR. M.: 1981. pp. 13-16.
4. Kodzhaspirova G.M. Slovar' po pedagogike / G.M. Kodzhaspirova, A.Yu. Kodzhaspirov. M.: IKC «MarT»: Rostov n/D: Izdatel'skij centr «MarT», 2GG5. 448 p.
5. Kalugin Yu.E. Definiciya ponyatiya «professional'noe samoobrazovanie» / Yu.E. Kalugin // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2013. № 7-1. pp. 173-176.
6. Truhin A.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya gotovnosti voennosluzhaschih-kontraktnikov k professional'nomu samoobrazovaniyu: dis. ... kand. ped. nauk: 5.8.1. / Truhin Aleksandr Valer'evich. Chelyabinsk, 2022. 224 p.
7. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponyatij / A.M. Novikov. M.: Izdatel'skij centr Г ET, 2013. 268 p.
8. Malyshev V.A. Nauchnoe issledovanie: Osnovnye ponyatiya, terminy i opredeleniya / V.A. Malyshev. Voronezh: Voronezhskaya oblastnaya tipografiya, 2020. 79 p.
9. Filosofskij slovar' / pod red. I.T. Frolova. 7-e izd., pererab. i dop. M.: Respublika, 2001. 719 p.
10. Kushner Yu.Z. Metodologiya i metody pedagogicheskogo issledovaniya (uchebno-metodicheskoe posobie). Mogilev: MGU im. A.A. Kuleshova, 2001. 66 p.
11. Truhin A.V. Zakonomernosti i principy formirovaniya gotovnosti voennosluzhaschih k samoobrazovatel'noj deyatel'nosti / A.V. Truhin // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2021. № 4 (38). pp. 83-89. DOI 10.23951/2307-6127-2021-4-83-89.
12. Ar'kov G.V. Podhod k organizacii professional'no-dolzhnostnoj podgotovki v edinom obrazovatel'nom klastere Ministerstva oborony / G.V. Ar'kov, P.A. Fedyunin, V.A. Bezryadin // Ohrana, bezopasnost', svyaz'. 2020. № 5-3. pp. 13-19.
© Трухин А.В., Гнатышина Е.А., Федюнин П. А., 2023
Трухин Александр Валерьевич, кандидат педагогических наук, слушатель, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].
Гнатышина Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор, директор профессионально-педагогического института, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 454084, г. Челябинск, проспект Ленина, 69, [email protected].
Федюнин Павел Александрович, доктор технических наук, профессор, начальник кафедры (управления воинскими частями связи и радиотехнического обеспечения авиации), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, [email protected].
ы g
и
UDK 355.237.3 GRNTI 78.15.13:47.45.29
A MODEL OF PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE AIR FORCE COMMUNICATIONS TROOPS MILITARY PERSONNEL READINESS FORMATION FOR PROFESSIONAL SELF-EDUCATION
A.V. TRUHIN, Candidate of Pedagogical Sciences
MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)
E.A. GNATYSHINA, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
South Ural State University of Humanities and Pedagogy (Chelyabinsk)
P.A. FEDYUNIN, Doctor of Technical Sciences, Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)
The Air Force communications troops military personnel readiness formation problem relevance for professional self-education is revealed. The substantiation of the model of pedagogical support for the formation of their readiness for professional self-education is considered. The modeling of pedagogical support for the formation of military personnel's readiness for professional self-education is understood as the representation of this process in the form of a certain structure that can ensure the achievement of the maximum possible beneficial effect from its implementation. The modeling is based on a set of methodological approaches (systematic, axiological, personality-oriented), which determined the structure of the model and its content, and the model itself is presented in a structural and functional form. The essence and performed functions of each selected block of the model with the disclosure of the tasks performed are described.
Keywords: pedagogical support, model of pedagogical support, modeling of the pedagogical process, professional self-education, military pedagogical process.