УДК 37. 041
DOI 10. 23951/2307-6127-2021-4-83-89
ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ К САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. В. Трухин
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск
Современные требования к военно-профессиональной деятельности диктуют необходимость вовлечения военнослужащих в активный самообразовательный процесс. В рамках проводимого исследования целенаправленного формирования заданных качеств военнослужащих предусматривается выявление и характеристика закономерностей и принципов реализации исследуемого процесса. Рассматривается авторское представление закономерностей и принципов осуществления педагогического процесса по формированию у военнослужащих самообразовательной компетенции в ходе повседневной военной службы. Выявление педагогических закономерностей осуществляется путем изучения процессных особенностей исследуемого явления, определения движущих сил и внутренних противоречий с опорой на теоретико-методологические основания исследования. Обосновываются закономерности, раскрываются положения, влияющие на эффективное проектирование исследуемого процесса. Выявленные закономерности процесса формирования готовности к самообразовательной деятельности сгруппированы по характеру проявления, выделены атрибутивные закономерности, закономерности обусловленности и эффективности. Сформулированы и охарактеризованы принципы, регламентирующие организационную и процессуальную стороны образовательного процесса, деятельность субъектов и внешние связи, обуславливающие эффективность проектируемого педагогического процесса по формированию готовности военнослужащих к самообразовательной деятельности.
Ключевые слова: самообразование военнослужащих, формирование самообразовательной компетенции, закономерности, принципы.
Развитие Вооруженных сил Российской Федерации в настоящее время диктует необходимость совершенствования военно-педагогического процесса в воинских частях и подразделениях, одним из направлений которого является внедрение в образовательный процесс инструментов, способствующих эффективному формированию у военнослужащих готовности к самообразовательной деятельности. В связи с этим важным этапом для данного исследования является выявление и описание закономерностей и принципов реализации исследуемого процесса. Определение и характеристика закономерностей и принципов реализации исследуемого процесса позволяют установить правила, по которым становится возможным его осуществление, подобрать и доказать методы и средства достижения заданного результата.
Закономерность педагогического процесса проявляется в действии законов в конкретных условиях, зависящих от общественных потребностей и обеспечивающих определенную направленность [1]. Закономерности педагогического процесса характеризуются их абстрактностью, они существуют независимо от определяемого ими явления, не имеют никакой производительной силы, но реально влияют на аспекты педагогического процесса [2].
Определение закономерностей педагогического процесса опирается на теоретико-методологические основания, лежащие в основе исследования, совокупность побуждающих факторов и движущих сил исследуемого феномена [3].
Интерес для настоящего исследования представляют закономерности и принципы осуществления процесса формирования у военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, готовности к самообразовательной деятельности в условиях повседневной боевой подготовки в воинских подразделениях.
Б. Ф. Райским [4] сформулированы основные гипотезы закономерностей самообразования личности: связь с уровнем умственного и нравственного развития, образованности и производственной квалификации человека; рост стремления к самообразованию возможен по мере удовлетворения познавательных потребностей человека и интересов через самообразование; зависимость от наличия самообразовательных умений и стимулирования их совершенствования; прямая зависимость от условий познавательной деятельности человека.
Как отмечает М. Л. Князева, значительное воздействие на условия, необходимые для самообразования, оказывает окружающая социальная обстановка. По ее мнению, к внешним факторам, оказывающим влияние, относятся доступность источников информации, вовлечение личности в образовательные организации (специальные курсы, кружки), приобщение к трудовой деятельности, влияние окружающей действительности (события, вокруг происходящие), увлечения личности (хобби, интересы) [5].
В. И. Казаренков акцентирует внимание на необходимости соответствия образовательной среды для эффективной реализации механизмов самообразования. Одной из задач вузов, по его мнению, становится создание подходящей среды, способствующей реализации самообразования учащихся [6].
А. М. Матюшкин под готовностью к самообразованию понимает сложное свойство личности, в структуре которой выделяются компоненты: целеполагание; потребность в самообразовании; мотивы; исходная база профессиональных знаний и умений; сформиро-ванность самообразовательных умений и навыков; самостоятельность [7].
Таким образом, процесс формирования у военнослужащих готовности к самообразовательной деятельности находится в зависимости от личностных характеристик военнослужащих, проявляющихся в уровне интеллектуального развития, наличии способностей к самоорганизации и выбору оптимальных направлений своей деятельности для достижения поставленных целей, от окружающих условий, влияющих на становление и поведение личности.
Опираясь на теоретико-методологические основания исследуемой проблемы [8] и принимая во внимание особенности осуществления военно-педагогического процесса и военно-профессиональной деятельности, определены закономерности процесса формирования готовности к самообразовательной деятельности военнослужащих, которые систематизированы по группам [2]: атрибутивные закономерности, отражающие природу исследуемого явления; закономерности обусловленности, раскрывающие зависимость от каких-либо внешних обстоятельств; закономерности эффективности, указывающие на возможности совершенствования педагогического процесса.
К атрибутивным закономерностям, по мнению автора, можно отнести:
1. Естественность процесса, указывающая на непротиворечивость явления природе человека. Каждая личность имеет набор ценностных ориентаций, к которым устремлена его деятельность. Самообразование как инструмент достижения многих личностно значимых ценностей является естественным механизмом развития, поэтому процесс формирования готовности к самообразованию соответствует сущности индивида. Кроме того, ежедневное
исполнение обязанностей военной службы приводит к неосознанному саморазвитию, даже в условиях отсутствия на то целенаправленной установки.
2. Направленность процесса формирования готовности к самообразованию на совершенствование личностных военно-специальных качеств военнослужащих в интересах как самой личности, так и в интересах государства.
3. Целостность процесса формирования готовности к самообразованию с процессом боевой подготовки военнослужащих в рамках военно-педагогического процесса в воинских частях и подразделениях.
При выявлении причинно-следственных связей исследуемого процесса, оказывающих непосредственное влияние на его эффективность, определены закономерности обусловленности:
1. Зависимость стремления военнослужащих к профессиональному самообразованию от позиции их командиров (начальников). Осуществление целенаправленного формирования необходимых качеств военнослужащих в условиях военно-педагогического процесса возможно лишь специально выполняемыми педагогическими воздействиями со стороны руководителей.
2. Зависимость стремления военнослужащих к профессиональному самообразованию от социального окружения как фактора, влияющего на формирование жизненной позиции личности и ценностных ориентаций.
3. Зависимость успешности освоения умений осуществления самообразовательной деятельности военнослужащими от опыта удовлетворения познавательных потребностей с помощью самообразования. Неоднократные неудачные действия приводят к угасанию стремления к этому виду деятельности.
К закономерностям эффективности педагогического процесса можно отнести:
1. Зависимость эффективности формирования искомого качества у отдельно взятого военнослужащего от его психологических и физиологических особенностей. Личностные характеристики военнослужащих, отражающие внутренние установки и физические возможности, определяют способность и устремление на осуществление необходимых действий.
2. Зависимость успешности формирования искомого качества от уровня умственного развития военнослужащих. Умственные способности определяют эффективность освоения учебной программы в рамках педагогического процесса формирования самообразовательной компетенции.
Закономерности эффективности перекликаются между собой и отражают зависимость от индивидуальных характеристик военнослужащих, но нами намеренно разделены, так как отдельный компонент формируемого качества может частично компенсироваться другими сильными сторонами личности. Так, недостаток в базовых знаниях и умениях может компенсироваться сильными мотивационными установками, придающими целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной цели. И наоборот, достаточно образованный человек не обязательно будет нуждаться в самообразовании при отсутствии у него способствующей этой деятельности жизненной позиции.
Выявленные закономерности не претендуют на полноту раскрытия законов, влияющих на осуществление исследуемого процесса, и отражение всех моментов его протекания, но в рамках данного исследования являются достаточными, так как определяют системность, технологичность и направленность исследуемого процесса. Установленные закономерности процесса формирования готовности к самообразовательной деятельности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, позволяют выделить принципы его функционирования.
Осуществление любого педагогического процесса подчиняется определенным принципам, выполняющим регулятивную функцию в педагогической деятельности. Принципы определяют правила, по которым возможно существование исследуемого явления. Каждый принцип нацелен на разрешение конкретных противоречий реализации педагогического процесса [9].
Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева предлагают при установлении принципов рассматривать проблему с позиции соотношения с объектами действительности с точки зрения исходных факторов, детерминирующих ее возникновение, влияния на нее познавательной деятельности и творческой активности, а также раскрытия практического назначения ее исследования [2].
Анализируя профессиональную деятельность военнослужащих, ее организационную сторону, особенности военно-педагогического процесса, выделены общие и специфические принципы.
Общие принципы:
- принцип системности, указывает на упорядоченность и взаимозависимость структурных компонентов проектируемого педагогического процесса;
- принцип целостности, указывает на консолидацию проектируемого педагогического процесса с военно-педагогическим процессом воинского подразделения и выполнение аналогичных функций: обучающей, воспитывающей и развивающей;
- принцип научности, предполагает использование в проектируемом процессе методов и способов педагогической деятельности в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и военного дела;
- принцип практической направленности, указывает на целенаправленность педагогического процесса на конкретный результат, воспроизводящий социальный заказ общества;
- принцип управляемости, отражает технологическую сторону педагогического процесса, его организационную и процессуальную часть, указывает на его склонность к регулированию и подконтрольности;
- принцип рефлексивности, предполагает непрерывное осмысление приобретаемого опыта самообразования, оценку результатов своей деятельности, достигнутого уровня реализации своих потребностей, постановку дальнейшей цели реализации своих возможностей, регулирование своей деятельности для достижения желаемого результата.
К специфическим можно отнести принципы:
- принцип подготовленности, отмечает наличие определенного уровня развития морально-психологических качеств военнослужащих. Подготовленность проявляется в сложившейся системе мотивационных установок и ценностных ориентаций на профессиональное совершенствование;
- принцип мотивационно-ценностной значимости, отражает принятие военнослужащими ценностей военно-профессиональной деятельности и профессионального самосовершенствования;
- принцип профессиональной целесообразности, определяет выбор содержания, форм и методов осуществления педагогического процесса в соответствии с требованиями военно-профессиональной деятельности;
- принцип коллективности, указывает на необходимость выполнения профессиональных действий в составе некоего коллектива (экипажа, расчета, взвода и т. д.), накладывает ответственность отдельно взятого военнослужащего за результаты работы всего коллектива;
- принцип совместимости с условиями военной службы, указывает на отсутствие противоречий реализации проектируемого процесса с условиями боевой подготовки в ходе по-
вседневной деятельности. Воспитание, обучение и всестороннее развитие военнослужащих в ходе повседневной службы являются основной задачей военно-педагогического процесса. Воспитанию у военнослужащих требуемых морально-деловых и профессиональных качеств способствует формирование у них готовности к профессиональному самообразованию на основе актуализации мотивационных потребностей, познавательного интереса, необходимых эмоциональных чувств и волевого управления своим поведением [10];
- принцип субъектности, опирается на выявленные закономерности эффективности педагогического процесса и предполагает зависимость эффективности развития умений и способностей осуществления самообразования от психологических и физиологических особенностей военнослужащих, от имеющегося уровня интеллектуального развития и уровня базового образования;
- принцип дефицита времени и специфики военной службы, подтверждается особенностью военно-педагогического процесса, заключающейся в вовлечении объектов обучения в реальную профессиональную деятельность и многогранности военной службы, вследствие чего допускаются ограничения времени учебной деятельности и отвлечения на другие задачи.
Каждый описанный принцип определяет разрешение противоречий, возникающих в процессе формирования готовности к самообразовательной деятельности военнослужащих-контрактников, регулирует возникновение и протекание данного процесса.
Общие принципы носят универсальный характер и определяют правила формирования самообразовательной компетентности независимо от конкретных условий реализации педагогического процесса. Специфические принципы указывают на особенности формирования заданных качеств военнослужащих в условиях военно-профессиональной деятельности.
Выявленные закономерности и принципы раскрывают природу и правила функционирования проектируемого педагогического процесса формирования готовности военнослужащих-контрактников к самообразовательной деятельности и служат основанием для его моделирования.
Список литературы
1. Коджаспирова Г. М. Словарь по педагогике. М.; Ростов н/Д: Издат. центр «МарТ», 2005. 448 с.
2. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: РБИУ 2010. 317 с.
3. Гнатышина Е. А. Компетентностно-ориентированное управление подготовкой педагогов профессионального обучения. СПб.: Книжный Дом, 2008. 424 с.
4. Райский Б. Ф. О некоторых закономерностях процесса самообразования // Формирование у учащихся стремления к самообразованию. Волгоград: Перемена, 1976. 189 с.
5. Князева М. Л. Ключ к самосозиданию. М.: Молодая гвардия, 1990. 49 с.
6. Казаренков В. И., Казаренкова Т. Б. Университетская подготовка специалиста: единство самоорганизации и управления // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2007. № 3-4. С. 157-161.
7. Матюшкин А. М. Психологические основы готовности личности к самообразованию // Проблемы непрерывного образования в современных условиях социального прогресса и НТР: материалы 1-й Всесоюзной конференции. М., 1981. С. 39.
8. Трухин А. В. Методологические основания процесса формирования готовности к самообразовательной деятельности военнослужащих-контрактников в ходе военной службы // Проблемы современного образования. 2019. Вып. 6. С. 257-265.
9. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 158 с.
10. Трухин А. В. Формирование готовности к самообразовательной деятельности военнослужащих как актуальная проблема военно-педагогического процесса // Вопросы педагогики. 2018. Вып. 6-2. С. 91-94.
Трухин Александр Валерьевич, аспирант кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (пр. Ленина, 69, Челябинск, Россия, 454080). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 16.04.2021
DOI 10. 23951/2307-6127-2021-4-83-89
REGULARITIES AND PRINCIPLES OF FORMING THE PREPAREDNESS OF MILITARY SERVICES FOR SELF-EDUCATIONAL ACTIVITIES
A. V. Trukhin
South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation
Modern requirements for military professional activity dictate the need to involve servicemen in an active self-education process. As part of the study of the purposeful formation of the given qualities of servicemen, it is envisaged to identify and characterize the patterns and principles of the implementation of the process under study.
The article examines the author's presentation of the patterns and principles of the implementation of the pedagogical process for the formation of self-educational competence in military personnel in the course of daily military service. The identification of pedagogical patterns is carried out by studying the process features of the phenomenon under study, determining the driving forces and internal contradictions and relying on the theoretical and methodological foundations of the study.
Regularities are substantiated, provisions are revealed that affect the effective design of the process under study. The revealed patterns of the process of formation of readiness for self-educational activity are grouped according to the nature of manifestation, attributive patterns, patterns of conditionality and effectiveness are highlighted. The implementation of the projected pedagogical process is subject to certain principles that perform a regulatory function. The principles define the rules by which its implementation is possible and on which its effectiveness depends. The identification of pedagogical principles was carried out on the basis of the revealed patterns of the process under study, taking into account the requirements of objectivity, consistency, consistent addition, the orientation of each principle to resolve a certain contradiction, the possibility of improving the process under study. The article formulates and describes the general and specific principles governing the organizational and procedural aspects of the educational process, the activities of the subjects and external relations, which determine the effectiveness of the projected pedagogical process in the formation of the readiness of military personnel for self-educational activities.
The described patterns and principles that ensure scientific character in the provisions contained in them reflect the characteristics of the phenomenon under study and reveal the procedures for its implementation.
Keywords: Self-education of military personnel, the formation of self-educational competence, patterns, principles.
References
1. Kodzhaspirova G. M. Slovar'po pedagogike [Dictionary of Pedagogy]. Moscow, Rostov-On-Don, Izdatel'skiy tsentr «MarT» Publ., 2005. 448 p. (in Russian).
2. Yаkovlev E. V., Yakovleva N. O. Pedagogicheskoye issledovaniye: soderzhaniye ipredstavleniye rezul 'tatov [Pedagogical research: content and presentation of results]. Chelyabinsk, RBIU Publ., 2010. 317 p. (in Russian).
3. Gnatyshina E. A. Kompetentnostno-oriyentirovannoye upravleniye podgotovkoy pedagogov professional'nogo obucheniya [Competence-Based Management of Professional Education Teachers Training]. Saint Petersburg, Knizhnyy Dom Publ., 2008. 424 p. (in Russian).
4. Rayskiy B. F. O nekotorykh zakonomernostyakh protsessa samoobrazovaniya [On some patterns of the self-education process]. Formirovaniye u uchashchihsya stremleniya k samoobrazovaniyu [Formation of students' desire for self-education]. Volgograd, Peremena Publ., 1976. 189 p. (in Russian).
5. Knyazeva M. L. Klyuch k samosozidaniyu [The key to self-creation]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1990. 49 p. (in Russian).
6. Kazarenkov V. I., Kazarenkova T. B. Universitetskaya podgotovka spetsialista: edinstvo samoorganizatsii i uprav-leniya [University training of a specialist: the unity of self-organization and management]. VestnikRUDN. Seriya «Psihologiya i pedagogika» - RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 2007, no. 3-4, pp. 157-161 (in Russian).
7. Matyushkin A. M. Psikhologicheskiye osnovy gotovnosti lichnosti k samoobrazovaniyu [Psychological foundations of a person's readiness for self-education]. Problemy nepreryvnogo obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh sotsial'nogo progressa i NTR: materialy 1-y Vsesoyuznoy konferentsii [Problems of lifelong education in modern conditions of social progress and scientific and technological revolution: materials of the 1st All-Union conference]. Moscow, 1981. p. 39. (in Russian).
8. Trukhin A. V Metodologicheskiye osnovaniya protsessa formirovaniya gotovnosti k samoobrazovatel'noy deyatel'nosti voyennosluzhashchikh-kontraktnikov v khode voyennoy sluzhby [Methodological foundations of the process of formation of readiness for self-educational activity of contract servicemen during military service]. Problemy sovremennogo obrazovaniya - Problems of modern education, 2019, vol. 6, pp. 257-265 (in Russian).
9. Zagvyazinskiy V I. Metodologiya i metodika didakticheskogo issledovaniya [Methodology and methodology of didactic research]. Moscow, Pedagogika Publ., 1982. 158 p. (in Russian).
10. Trukhin A. V. Formirovaniye gotovnosti k samoobrazovatel'noy deyatel'nosti voennosluzhashchikh kak aktual'naya problema voenno-pedagogicheskogo protsessa [Formation of readiness for self-educational activity of servicemen as an urgent problem of the military pedagogical process]. Voprosypedagogiki, 2018, vol. 6-2, pp. 9194 (in Russian).
Trukhin A. V., Postgraduate student, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (pr. Lenina, 69, Chelyabinsk, Russian Federation, 454080). E-mail: [email protected]