Научная статья на тему 'Принципы реализации комплекса моделей формирования готовности курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач'

Принципы реализации комплекса моделей формирования готовности курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ / ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голякова В.А.

Введение. Компетентностно-ориентированные профессиональные задачи отражают содержательно-процессуальный аспект подготовки будущих офицеров к исполнению служебной деятельности по должностному назначению. На данном этапе диссертационного исследования «Подготовка курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач» перед нами стояла задача в соответствии с выделенными методологическими подходами выявить и обосновать общие и специфические принципы реализации в образовательном процессе военных образовательных организаций высшего образования МО РФ спроектированного комплекса моделей формирования готовности курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач. Материалы и методы. Решению поставленной задачи способствовало применение следующих методов исследования: изучение, анализ и обобщение эффективного опыта организации и совершенствования образовательного процесса военных образовательных организациях высшего образования МО РФ, а также предметной подготовки будущего военного авиационного специалиста (военного штурмана и офицера боевого управления). Результаты и их обсуждение. Представлены: выявленные общие и специфические принципы реализации комплекса моделей формирования готовности курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач; авторские определения понятий: «компетентностно-ориентированные профессиональные задачи» и «моделью формирования готовности курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач». Новизна полученного результата определяется сочетанием и сущностью общих и специфических принципов, выявленных с учетом методологической основы спроектированного комплекса моделей, особенностей и закономерностей как образовательного процесса военных образовательных организаций высшего образования МО РФ, так и в частности процесса решения компетентностно-ориентированных задач курсантами, а также их индивидуальных особенностей. Значимость полученного результата состоит в то, что реализация выявленных принципов является практическими приложениями выделенных методологических подходов и способна повысить эффективность внедрения комплекса моделей формирования готовность и курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач в образовательный процесс военных образовательных организаций высшего образования МО РФ. Заключение. В соответствии с системным, деятельностным, компетентностным и информационно-технологическим подходами принципами реализации комплекса моделей формирования готовности курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач являются общие (научности, индивидуализации, развития, практической направленности) и специфические (структуризации и визуализации, технологичности преодоления учебно-познавательных барьеров, проблемности, информационной ограниченности информационно-образовательной среды военных образовательных организаций высшего образования МО РФ, учета дефицита времени на принятие решений) принципы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голякова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы реализации комплекса моделей формирования готовности курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач»

Принципы реализации комплекса моделей формирования готовности курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач

Голякова Валерия Александровна

аспирант кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, LeraNeuner@gmail.com

Введение. Компетентностно-ориентированные профессиональные задачи отражают содержательно-процессуальный аспект подготовки будущих офицеров к исполнению служебной деятельности по должностному назначению. На данном этапе диссертационного исследования «Подготовка курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач» перед нами стояла задача в соответствии с выделенными методологическими подходами выявить и обосновать общие и специфические принципы реализации в образовательном процессе военных образовательных организаций высшего образования МО РФ спроектированного комплекса моделей формирования готовности курсантов к решению ком-петентностно-ориентированных профессиональных задач. Материалы и методы. Решению поставленной задачи способствовало применение следующих методов исследования: изучение, анализ и обобщение эффективного опыта организации и совершенствования образовательного процесса военных образовательных организациях высшего образования МО РФ, а также предметной подготовки будущего военного авиационного специалиста (военного штурмана и офицера боевого управления). Результаты и их обсуждение. Представлены: выявленные общие и специфические принципы реализации комплекса моделей формирования готовности курсантов к решению компе-тентностно-ориентированных профессиональных задач; авторские определения понятий: «компетентностно-ориентированные профессиональные задачи» и «моделью формирования готовности курсантов к решению компетент-ностно-ориентированных профессиональных задач». Новизна полученного результата определяется сочетанием и сущностью общих и специфических принципов, выявленных с учетом методологической основы спроектированного комплекса моделей, особенностей и закономерностей как образовательного процесса военных образовательных организаций высшего образования МО РФ, так и в частности процесса решения компе-тентностно-ориентированных задач курсантами, а также их индивидуальных особенностей. Значимость полученного результата состоит в то, что реализация выявленных принципов является практическими приложениями выделенных методологических подходов и способна повысить эффективность внедрения комплекса моделей формирования готовность и курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач в образовательный процесс военных образовательных организаций высшего образования МО РФ. Заключение. В соответствии с системным, деятельностным, компетентностным и информационно-технологическим подходами принципами реализации комплекса моделей формирования готовности курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач являются общие (научности, индивидуализации, развития, практической направленности) и специфические (структуризации и визуализации, технологичности преодоления учебно-познавательных барьеров, проблемности, информационной ограниченности информационно-образовательной среды военных образовательных организаций высшего образования МО РФ, учета дефицита времени на принятие решений) принципы. Ключевые слова: компетенции, компетентностно-ориентированные профессиональные задачи, комплекс моделей формирования готовности курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач; системный, деятель-ностный, компетентностный и информационно-технологический подходы; общие и специфические принципы.

Введение

Реформирование системы высшего военного образования осуществляется в соответствии со Стратегическим планом совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на период до 2020 года [1]. Методологической основой современного образовательного процесса военных образовательных организациях высшего образования МО РФ является компе-тентностный подход, в соответствии с которым результаты освоения основных образовательных программ представлены совокупностью компетенций.

В рамках диссертационного исследования «Подготовка курсантов к решению компетентност-но-ориентированных профессиональных задач» мы пришли к выводу о необходимости использования комплексного моделирования, что позволило бы нам составить целостное представление об исследуемом педагогическом феномене и обеспечило новое качество модельного представления, способное вывести на более высокий уровень строгости рассуждений и выводов. В результате был разработан комплекс моделей, состоящий из компетентностной модели будущего военного штурмана, процессной и структурно-функциональной моделей формирования готовности курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач.

На данном этапе работы перед нами стоит задача в соответствии с системным, деятельностным, компетентностным и информационно-технологическим подходами выявить и обосновать общие и специфические принципы внедрения в образовательный процесс военных образовательных организаций высшего образования МО РФ спроектированного комплекса моделей формирования готовности курсантов к решению ком-петентностно-ориентированных профессиональных задач.

Материалы и методы

Решению поставленной задачи способствовало применение следующих методов исследования: изучение, анализ и обобщение эффективного опыта организации и совершенствования образовательного процесса военных образовательных организациях высшего образования МО РФ, а также предметной подготовки будущего военного авиационного специалиста (военного штурмана и офицера боевого управления).

Результаты и их обсуждение.

Прежде чем перейти к непосредственному решению поставленной задачи обозначим, что мы

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

сч

г»

01 г

понимаем под компетентностно-

ориентированными профессиональными задачами и моделью формирования готовности курсантов к их решению.

В результате историко-педагогического и понятийно-терминологического анализов проблемы подготовки курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач нами было сформулировано определение компетент-ностно-ориентированных профессиональных задач: это особый вид учебных задач, в которых представлена гипотетически возможная ситуация из будущей служебной деятельности выпускников: 1) стандартная профессиональная ситуация; 2) нестандартная профессиональная ситуация; 3) профессиональная ситуация научно-

исследовательского характера. Структура данных задач соответствует стандартной структуре учебных задач, содержание (смоделированная ситуация) зависит от типов задач профессиональной деятельности, определенных ФГОС ВО и основных задач, относящихся к каждому типу, указанных в квалификационных требованиях к выпускникам. Компетентностно-ориентированные профессиональные задачи используются как средство формирования и развития необходимого аспекта и уровня усвоения компетенций: индикаторами сформированности компетенций являются «знать», «уметь» и «владеть», так и для проверки их сформированности.

Тогда как под моделью формирования готовности курсантов к решению компетентност-но-ориентированных профессиональных задач понимаем искусственно созданную схему образовательного процесса в военной образовательной организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, представляющую собой совокупность двух взаимосвязанных, но самостоятельных деятельностей - деятельности научно-педагогических работников и деятельности будущих военных авиационных специалистов, при реализации которой на основе интеграции компе-тентностного, системного, деятельностного, информационно-технологического подходов формируется готовность к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач.

Методологической основой разработанного комплекса моделей, состоящего из компетент-ностной модели будущего военного штурмана, процессной и структурно-функциональной моделей формирования готовности курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач, является совокупность компе-тентностного, системного, деятельностного и информационно-технологического подходов. Анализ особенностей и закономерностей образовательного процесса нашел свое отражение в ранее выделенных нами принципах функционирования разработанного комплекса моделей: общих (научности, индивидуализации, развития, практической направленности) и специфических (структуризации и визуализации, технологичности преодоления учебно-познавательных барьеров, проблемности,

информационной ограниченности информационно-образовательной среды военных образовательных организаций высшего образования МО РФ, учета дефицита времени на принятие решений).

Рассмотрение выделенных принципов начнем с группы общих принципов. Группу общих принципов открывает принцип научности, подразумевающий применение в процессе формирования готовности курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач, оценки и коррекции его результатов методов научного исследования, достоверного научного знания из областей педагогики, психологии и военной науки. На основе того, что осуществляется переход от «знаниецентрической» ориентации целей и результатов обучения к гуманистической личностно-центрированной ориентации из группы общих принципов также выберем принципы индивидуализации и развития. Анализ учебно-методических комплексов дисциплин показал, что учебный материал уже на 1 курсе характеризуется: четко выраженной профессиональной направленностью; обилием межпредметных связей с дисциплинами профильного цикла, в результате чего объективно повышается сложность его восприятия и усвоения, поэтому в качестве крайнего общего принципа выберем принцип практической направленности.

Изучение процессуальных особенностей формирования готовности курсантов к решению ком-петентностно-ориентированных профессиональных задач, которые обусловлены особенностями военно-педагогического процесса военных образовательных организаций высшего образования МО РФ и движущими силами процесса обучения курсантов, позволило выделить специфические принципы. Одним из аспектов реализации принципа структуризации и визуализации является рациональное «обогащение» образовательного процесса военных образовательных организаций высшего образования МО РФ контекстно-знаковыми технологиями обучения, наиболее эффективные на наш взгляд представлены в виде таблицы 1.

Перейдем к рассмотрению практической реализации принципа технологичности преодоления учебно-познавательных барьеров. От ресурсно-затратности (интеллектуальных, эмоциональных, материальных, временных ресурсов) процесса преодоления учебно-познавательных барьеров зависит эффективность разрешения ситуаций познавательного затруднения, возникающих в процессе изучения дисциплины, а, следовательно, и качество усвоения учебного материала, уровень военно-профессиональной и специальной подготовок и военно-профессионального образования в целом.

Выпускники военных авиационных ВУЗов должны иметь качественное профессиональное образование, позволяющее при необходимости пройти успешную ускоренную переподготовку, незамедлительно и продуктивно разрешая при этом познавательные затруднения, что особенно

актуально в условиях переоснащения отечественных ВКС. Если обучающиеся систематически не справляются с познавательными затруднениями, то впоследствии ими не будут приобретены все необходимые знания, не освоены умения и не сформированы навыки, в результате чего они не будут готовы к выполнению предстоящей военно-профессиональной деятельности, т.к. у них будут отсутствовать для этого надлежащие компетенции, определенные ФГОС ВО и квалификационными требованиями. Следовательно, тогда не выполнится основная задача военного образования: укомплектовать войска военными высокой квалификации.

Таблица 1

Контекстно-знаковые технологии обучения

В.Ф. Шаталов [3]

Автор

В. П. Дьячков [2]

Экономная запись учебного матери^ ала (ЭЗУМ)

Система опорных сигналов составляющих опорный конспект по конкретной дисциплине

О. А. Андреев [4]

Название

«...вместо слов и целых предложений используются различные сочетания букв, цифр, специальных символов и рисунков для фиксации содержания получаемых знаний. Это достигается путем перекодирования словесных записей, т. е. сжатия информации, выявления в ней самого главного, основного, что должно остаться в памяти учащегося на длительное время».

Быстрая техника чтения и углубленное понимание прочитанного

Сущность технологии

На одной тетрадной странице размещается материал нескольких уроков, закодированный в образной, легко воспроизводимой форме. На странице: короткие ключевые фразы, отдельные слова и понятия, математические выкладки, цифры. Конспект - основа для 20-минутного рассказа преподавателя на занятии. Весь годовой материал дисциплины занимает 30-40 страниц конспекта

Недостатки медленного чтения: возврат к прочитанному; малое поле зрения; отсутствие специальных навыков чтения и фиксирования прочитанного; отсутствие должного внимания. Правила чтения О.А. Андреева Текст читается только один раз. Повторные движения не допустимы. Возможно повторное прочтение лишь после окончания и осмысления прочитанного. Цветовая разметка текста: названия, наименования, Ф.И.О. - синий; факты -желтый; действия - зеленый; ключевые фразы - красный. Подразумевает: упражнения для развития речи; таблицы для расширения поля зрения; образное восприятие прочитанного, для которого необходимо знание образных средств русского языка; постоянная тренировка памяти и концентрации внимания; отслеживание и повышение коэффициента понимания прочитанного.

Представим в виде таблицы 2 стратегии преодоления психолого-познавательных барьеров в обучении, выделенных А. И. Пилипенко (с целью фиксации типичных стратегий использовалась методика «Индикатор копинг-стратегий» в адаптации Н.А. Сироты и В.М. Ялтонского) [5].

Таблица 2

Конструктивная и деструктивная стратегии преодоления психолого-познавательных барьеров в обучении А. И. Пили-пенко

Конструктивная стратегия преодоления психолого-познавательных барьеров Деструктивная стратегия преодоления психолого-познавательных барьеров

Столкновение с психолого-познавательным барьером. Столкновение с психолого-познавательным барьером.

Обучающийся осознает тип психолого-познавательного барьера. Обучающийся находится в состоянии невротической рефлексии.

Обучающийся трезво оценивает свои психологические ресурсы. Обучающийся активизирует психологические защиты, «уходит» от решения.

Обучающийся мобилизует внутренние ресурсы для преодоления психолого-познавательного барьера. Обучающийся осуществляет повышенную трату нервной энергии.

Обучающийся выбирает продуктивную стратегию учебной деятельности, общения и поведения в академической среде, т. е. демонстрирует академическую зрелость. Происходит закрепление психолого-познавательного барьера в учебной деятельности.

Этапы деструктивной стратегий преодоления психолого-познавательных барьеров ясны и мы с ними согласны, а вот в конструктивной стратегии А.И. Пилипенко не до конца раскрыл, что имеется в виду под «продуктивной стратегией учебной деятельности», в чем она заключается? Обратимся за ответом на этот вопрос к предложениям других педагогов-исследователей - таблица 3.

Таблица 3

Автор Суть продуктивной стратегией учебной деятельности

С. А. Парыгина [6] Совместно с педагогом проанализировать произошедшее событие, провести рефлексию и осуществлять дальнейшую учебную деятельность с учетом прошлых удач и ошибок; перейти на более высокий уровень рефлексии, соответствующий теоретическому сознанию.

О.А. Павлова [7] Создание условий педагогом для осознания обучающимися собственной проблемной ситуации и оказание помощи в актуализации имеющихся ресурсов.

Б. П. Кедров [8] Необходимым звеном механизма преодоления психолого-педагогического барьера является трамплин, в роли которого выступает специальная подсказка, примером может служить «машина, способная изобретать» Г.С. Альтшуллере (автора теории решения изобретательных задач). Данная машина последовательно сообщает пользователю специальные подсказки, проанализировав которые пользователь может проверить, не упустил ли какой-либо шаг или возможность в реализации решения задачи.

Изучение продуктивных стратегий учебной деятельности подвигло нас в качестве отправной точ-

о о и и т

г

т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

0

!■«

01 г

ки разработки собственной стратегии разрешения ситуаций познавательного затруднения посредством преодоления учебно-познавательных барьеров взять идею Б.П. Кедрова о «трамплине», заложив ее в основу проектирования электронных учебных изданий, представляющих собой упрощенный аналог машины Г.С. Альтшуллера. Диагностические методики и виды заданий для различных групп учебно-познавательных барьеров представлены в работах В. М. Матюхиной [9].

Перейдем к раскрытию роли принципа про-блемности в нашем исследовании. Практическая реализация комплекса моделей формирования готовности курсантов к решению компетентностно-ориентированных профессиональных задач подразумевает переход от технологии поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина [10], алгоритмического способа решения задач Н.Н. Тулькибаевой [11] и А. В. Усовой [12] к технологии проблемного обучения. Так же одним из аспектов диагностического решения задач подразумевает под собой: ситуационное применение разработанного нами и доведенного до курсантов алгоритма решения компетентностно-ориентированных задач на основе ведущих идей проблемного обучения.

Принцип информационной ограниченности информационно-образовательной среды военных образовательных организаций высшего образования МО РФ. В связи с тем, что наше исследование проходит в высшей военной школе, то необходимо помнить, что государственную тайну составляют сведения, разглашение которых может нанести ущерб безопасности государства (согласно Федеральному закону «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 с изменениями от 6 октября 1997 г. [13]). Защита государственной тайны достигается организацией режима секретности (документы «Для служебного пользования», «Секретно», «Совершенно секретно» и «Особой важности»). В условиях информационной ограниченности особое внимание должно уделяться всем этапам методического анализа учебной информации: ее отбору, структурированию и представлению. Визуализация, «свертывание-развертывание», кодировка учебной информации, представление ее с разным уровнем проблемно-сти представляют собой важные методические задачи преподавателя военного ВУЗа как при подготовке к учебным занятиям, так и в процессе написания учебно-методических пособий и разработке дидактических материалов.

Принцип учета дефицита времени на принятие решений. Еще одна особенность военно-профессиональной подготовки в военных образовательных организациях высшего образования МО РФ связана со временем принятия решений в процессе военно-профессиональной деятельности. Поэтому разрешение ситуаций познавательного затруднения будущими авиационными специалистами - военным штурманом и офицером боевого управления должно происходить максимально быстро, что позволит перенести способы учебно-

познавательной и учебно-преобразовательной де-ятельностей из учебной деятельности в учебно-профессиональную, а далее в профессиональную деятельность. Не стоит также забывать, что современное вооружение ВС РФ и тактика проведения военных действий требуют от военнослужащего большей, чем раньше, быстроты и точности в проведении различных расчетов (умственный навык), в наблюдении за показаниями приборов (сенсорный навык), в выполнении различных действий (двигательный навык). Ни одной военной специальностью в настоящее время нельзя владеть без определенного уровня умственных, сенсорных и двигательных навыков. Действие, ставшее навыком, выполняется быстро, легко, расчетливо, с наименьшим напряжением и наивысшим результатом.

Навыки избавляют сознание и волю человека от излишней распыленности и помогают в сложной обстановке боя сосредоточиться на решении главной задачи; они чрезвычайно важны военному штурману и офицеру боевого управления в условиях сложного умственного и иного действия при дефиците времени.

Умение - это способ действия, основанный на высокий теоретической и практической подготовке и позволяющий творчески пользоваться приобретенными знаниям и навыками в различных условиях служебно-боевой деятельности. Первоначальные умения, которые на основе полученных знаний могут обеспечить выполнение элементарных действий, здесь не берутся во внимание. Умения характеризуют степень подготовки воинов к выполнению своих обязанностей, являются наиболее высокой формой овладения приемом, действием, опираются на уже сформированные навыки. Иначе говоря, умение - это подготовленность к сознательным, творческим, быстрым и точным действиям, а навык - автоматизированное звено этой деятельности.

Заключение

Учитывая системный, деятельностный, компе-тентностный и информационно-технологический походы, составляющие методологическую основу проектирования комплекса моделей формирования готовности курсантов к решению компетент-ностно-ориентированных профессиональных задач, особенности и закономерности образовательного процесса военных образовательных организаций высшего образования МО РФ, нами были выделены общие и специфические принципы внедрения в образовательный процесс военных образовательных организаций высшего образования МО РФ разработанного комплекса моделей, состоящего из компетентностной, процессной и структурно-функциональной моделей. Группу общих принципов составили принципы: научности, индивидуализации, развития, практической направленности. В группы специфических принципов вошли принципы: структуризации и визуализации, технологичности преодоления учебно-познавательных барьеров, проблемности, информационной ограниченности информационно-

образовательной среды военных образовательных организаций высшего образования МО РФ, учета дефицита времени на принятие решений. Реализация выделенных принципов является практическим приложением выбранных методологических подходов и направлена на повышение эффективности внедрения в образовательный процесс военных образовательных организаций высшего образования МО РФ спроектированного комплекса моделей.

Литература

1. Стратегический план совершенствования профессионального образования и подготовки военнослужащих и государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации на период до 2020 года. - М., 2008.

2. Дьячков, В.П. Технология создания электронных образовательных комплексов по учебной дисциплине / В.П. Дьячков // Современные информационные технологии и ИТ-образование Сборник научных трудов II Международной научной конференции и XII Международной научно-практической конференции. - 2017. - С.186-196.

3. Поддубная, Т.Н. Анализ практики применения организационно-методической системы В. Ф. Шаталова в вузе с позиций деятельностной теории учения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Поддубная Тамара Николаевна. - М., 1989. - 218 с.

4. Андреев, О.А. Техника быстрого чтения / О.А. Андреев. - М.: ACT. - 2009. — 319 с.

5. Пилипенко, А.И. Технологический стиль мышление в системе категорий теории психолого-познавательных барьеров / А.И. Пилипенко // Сборник статей XIII международной научно-практической конференции: Advances in Science and Technology. - 2018. - С.157-159.

6. Парыгина, С.А. Трудности в обучении математике у студентов вузов и психологические условия их преодоления / С.А. Парыгина // Вестник Череповецкого государственного университета. -Череповец. - 2010. - № 3 (26). - С. 26-32.

7. Павлова, О. А. Оказание индивидуальной помощи студентам при затруднениях в обучении. -Ярославский педагогический вестник - 2016 - № 1. - С. 83-84.

8. Кедров, Б.М. Беседы о диалектике. Шестидневные философские диалоги во время путешествия. - М.: Издательство «КомКнига», 2007. - Серия «Из наследия Б.М. Кедрова» - 230 с.

9. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». - М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; под ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

10. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии / П.Я. Гальперин // Введение в психологию. - М., 1976. - 195 с.

11. Тулькибаева, Н. Н. Руководство самообразованием студентов: монография / Н. Н. Тулькибаева, И. Ф. Медведев. — Спб.: Астерион, 2012. — 359 с.

12.Усова, А.В. Методологические аспекты профессиональной подготовки студентов вузов: лекция для аспирантов и соискателей. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2002. - 13 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13.Федеральный закон «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс.

Principles of implementation of the complex of models of formation of readiness of cadets to solve the competence-oriented professional tasks Golyakova V.O.

South Ural State Humanitarian-Pedagogical University Introduction. Competence-oriented professional tasks reflect the substantive-procedural aspect of preparing future officers for the performance of official duties for official purposes. At this stage of the dissertation research "Preparing cadets for solving competence-oriented professional tasks" we were faced with the task of identifying and justifying the general and specific principles for implementing the developed complex of cadet readiness models in the educational process of military educational institutions of higher education in the RF Ministry of Education. to solve competence-oriented professional tasks. Materials and methods. The application of the following research methods contributed to the solution of the task: studying, analyzing and summarizing the effective experience of organizing and improving the educational process of military educational institutions of higher education of the Ministry of Defense of the Russian Federation, as well as substantive training for the future military aviation specialist (military navigator and military command officer). Results and its discussion. The following are presented: identified general and specific principles for the implementation of a set of models for the formation of student readiness to solve competence-oriented professional tasks; author's definitions of the concepts: «competence-oriented professional tasks» and «model of the formation of students' readiness to solve competence-oriented professional problems». The novelty of the result obtained is determined by the combination and essence of the general and specific principles identified taking into account the methodological basis of the designed complex of models, features and patterns of both the educational process of military educational institutions of higher education of the Russian Defense Ministry, and in particular the process of solving competence-oriented tasks by cadets, as well as their individual features. The significance of the result obtained is that the implementation of the identified principles is practical applications of selected methodological approaches and can improve the implementation of a set of models for the formation of readiness and cadets for solving competence-oriented professional tasks in the educational process of military educational institutions of higher education of the Russian Defense Ministry. Conclusion. In accordance with the system, activity, competence and information technology approaches, the principles of implementing a complex of cadet readiness models for solving competence-oriented professional tasks are general (science, individualization, development, practical orientation) and specific (structuring and visualization, technological overcoming training). cognitive barriers, problematic, informational limitations of the information and educational environment of military images institutions of higher education of the Ministry of Defense of the Russian Federation, accounting for the lack of time for making decisions) principles. Keywords: competences, competence-oriented professional tasks, a set of models of the formation of students' readiness to solve competence-oriented professional tasks; system, activity, competence and information technology approaches; general and specific principles. References

1. Strategicheskiy plan sovershenstvovaniya professional'nogo obrazovaniya i podgotovki voennosluzhashchikh i gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh Ministerstva oborony Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [The strategic plan for the improvement of vocational education and

о о и n m S m

О m n m й А

S £ m О

x О m

О Dl n А ы о и А X

s m

training of military personnel and state civil servants of the Ministry of Defense of the Russian Federation for the period up to 2020]. Moscow, 2008. (in Russ.).

2. D'yachkov, V.P. Tekhnologiya sozdaniya elektronnykh

obrazovatel'nykh kompleksov po uchebnoy distsipline [Технология создания электронных образовательных комплексов по учебной дисциплине]. Sovremennye informatsionnye tekhnologii i IT-obrazovanie Sbornik nauchnykh trudov II Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii i XII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Современные информационные технологии и ИТ-образование Сборник научных трудов II Международной научной конференции и XII Международной научно-практической конференции], 2017. pp.186-196. (in Russ.).

3. Poddubnaya, T.N. Analiz praktiki primeneniya organizatsionno-

metodicheskoy sistemy V. F. Shatalova v vuze s pozitsiy deyatel'nostnoy teorii ucheniya: dis. ... kand. ped. nauk [Analysis of the practice of using the organizational and methodological system of V. F. Shatalov in a higher educational institution from the standpoint of the activity theory of teaching. Diss. Kand], Moscow, 1989. 218 p. (in Russ.).

4. Andreev, O.A. Tekhnika bystrogo chteniya [Technique of fast

reading]. ACT [ACT], Moscow, 2009. 319 p. (in Russ.).

5. Pilipenko, A.I. Tekhnologicheskiy stil' myshlenie v sisteme

kategoriy teorii psikhologo-poznavatel'nykh bar'erov [Technological style of thinking in the system of categories of the theory of psychological and cognitive barriers]. Sbornik statey XIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: Advances in Science and Technology [Collection of articles of the XIII International Scientific and Practical Conference: Advances in Science and Technology], 2018. pp.157-159. (in Russ.).

6. Parygina, S.A. Trudnosti v obuchenii matematike u studentov

vuzov i psikholo-gicheskie usloviya ikh preodoleniya [Difficulties in teaching mathematics to university students and the psychological conditions for overcoming them]. Vestnik Cherepovetskogo gosudar-stvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovets State University], Cherepovets, 2010, no 3(26). pp. 26-32. (in Russ.).

7. Pavlova, O. A. Okazanie individual'noy pomoshchi studentam pri

zatrudneniyakh v obuchenii [Providing individual assistance to students with learning difficulties]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik [Yaroslavl Pedagogical Gazette], 2016, no 1. pp. 83-84. (in Russ.).

8. Kedrov, B.M. Besedy o dialektike. Shestidnevnye filosofskie

dialogi vo vremya puteshestviya [Conversations about the dialectic. Six-day philosophical dialogues during the journey]. Izdatel'stvo «KomKniga» [Publishing House «ComBook»], Moscow, 2007. 230 p. (in Russ.).

9. Uchebnoe posobie dlya studentov ped. in-tov po spets. № 2121

«Pedagogika i metodika nach. obucheniya» [Textbook for students ped. In-t on spec. № 2121 «Pedagogy and methods of early. Learning»]. Prosveshchenie [Education], Moscow, 1984. 256 p. (in Russ.).

10. Gal'perin, P. Ya. Psikhologiya myshleniya i uchenie o poetapnom formirovanii umstvennykh deystviy. Issledovaniya myshleniya v sovetskoy psikhologii [Psychology of thinking and the doctrine of the phased formation of mental actions. Studies of thinking in Soviet psychology]. Vvedenie v psikhologiyu [Introduction to psychology], Moscow, 1976. 195 p. (in Russ.).

11. Tul'kibaeva, N. N. Rukovodstvo samoobrazovaniem studentov: monografiya [A Guide to Self-Education of Students: a monograph]. Asterion [Asterion], St. Petersburg, 2012. 359 p. (in Russ.).

12. Usova, A.V. Metodologicheskie aspekty professional'noy podgotovki studen-tov vuzov: lektsiya dlya aspirantov i soiskateley [Methodological aspects of professional training of university students: a lecture for graduate students and applicants]. «Obrazovanie» [Education], Chelyabinsk, 2002. 13 p. (in Russ.).

13. Federal'nyy zakon «O gosudarstvennoy tayne» ot 21 iyulya 1993 g. № 5485-1 (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Electronic resource] // ConsultantPlus.

о

СЧ

f« SI

Z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.