Научная статья на тему 'Организационно-деятельностные ресурсы современных педагогических технологий в формировании готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности'

Организационно-деятельностные ресурсы современных педагогических технологий в формировании готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ И ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕ МОДЕЛИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / TRAINING CADETS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ORGANIZATIONAL AND ACTIVITY RESOURCES / RESEARCH AND ACTIVITY TRAINING / TRAINING MODELS IN THE COURSE OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костарев Сергей Валерьевич

В статье раскрыто содержание ресурсов современных педагогических технологий в организации процесса подготовки курсантов в военно-техническом вузе к решению профессиональных научно-прикладных и педагогических задач в части обеспечения реализации принципа проблемности, деятельностной модели подготовки, профессиональной контекстности содержания образования. Аргументируется целесообразность использования в образовательном процессе технологий исследовательского и проектно-исследовательского обучения как наиболее перспективных в рассматриваемом аспекте. Определены базовые обучающие модели, которые могут быть реализованы с использованием указанных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костарев Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL AND ACTIVITY RESOURCES OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF FUTURE OFFICERS’ READINESS FOR THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY

The paper discusses the resources of modern pedagogical technologies in the organization of the process of training cadets in military technical universities to solve professional research and pedagogical tasks regarding providing the realization of the principle of problematical character, the activity model of training, the professional context of the content of education. The suitability of using the technologies of research and activity training as the most prosperous in the educational process in the considered aspect is reasoned. The basic training models which can be realized with the use of the specified technologies are defined.

Текст научной работы на тему «Организационно-деятельностные ресурсы современных педагогических технологий в формировании готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности»

I ПЕДАГОГИКА УДК 378.14

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С. В. Костарев

THE ORGANIZATIONAL AND ACTIVITY RESOURCES OF MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF FUTURE OFFICERS' READINESS FOR THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY

S. V. Kostarev

В статье раскрыто содержание ресурсов современных педагогических технологий в организации процесса подготовки курсантов в военно-техническом вузе к решению профессиональных научно--прикладных и педагогических задач в части обеспечения реализации принципа проблемности, деятельностной модели подготовки, профессиональной контекстности содержания образования. Аргументируется целесообразность использования в образовательном процессе технологий исследовательского и проектно-исследовательского обучения как наиболее перспективных в рассматриваемом аспекте. Определены базовые обучающие модели, которые могут быть реализованы с использованием указанных технологий.

The paper discusses the resources of modern pedagogical technologies in the organization of the process of training cadets in military technical universities to solve professional research and pedagogical tasks regarding providing the realization of the principle of problematical character, the activity model of training, the professional context of the content of education. The suitability of using the technologies of research and activity training as the most prosperous in the educational process in the considered aspect is reasoned. The basic training models which can be realized with the use of the specified technologies are defined.

Ключевые слова: подготовка курсантов к профессиональной деятельности, современные педагогические технологии, организационно-деятельностные ресурсы, исследовательское и проектно-исследовательское обучение, обучающие модели в процессе профессиональной подготовки.

Keywords: training cadets for professional activity, modern pedagogical technologies, organizational and activity resources, research and activity training, training models in the course of professional education.

Готовность будущего офицера к профессиональной деятельности была и остаётся основной целевой установкой и важнейшим результатом его обучения в военно-техническом вузе, а формирование такой готовности - доминантой в организации образовательного процесса в нём. При этом задача совершенствования профессиональной подготовки, гармонизации её содержания с запросами времени имеет непреходящий характер и при значимых изменениях требует новых решений.

В современных условиях необходимость таких решений связана, с одной стороны, с происходящими и имеющими характер тенденций развития изменениями в области самой профессиональной деятельности военного специалиста - расширением спектра и усложнением встающих перед ним инженерных, научно-прикладных и педагогических задач, а с другой стороны - с изменениями в системе высшего военно-технического образования: переходом к компетентно-стному подходу, усилением направленности на лич-ностно-профессиональное развитие и саморазвитие выпускника вуза, становление его субъектности. Не менее существенными представляются и изменения, происходящие в методологии профессиональной деятельности, прежде всего, возрастание роли и функциональности научных знаний и методов в процессе принятия и реализации практически важных решений, динамичность их совершенствования.

Стремление к содержательному и процессуальному соответствию обучения курсантов в военно-техническом вузе их будущей профессиональной деятельности заставляет сегодня обратиться к анализу

известных и поиску новых педагогических средств, которые были бы адекватны современным требованиям к военному специалисту и при этом отвечали условиям его обучения в военно-техническом вузе.

Ведущую роль в совершенствовании профессионального образования играет его педагогико-техноло-гическое обеспечение [2; 4; 6]. В настоящей работе систематизируются и анализируются организационно-деятельностные ресурсы, которыми обладают в профессиональной подготовке будущих офицеров современные педагогические технологии. Доказывается, что, будучи должным образом использованными в образовательном процессе, современные педагогические технологии содействуют реализации ведущего направления обновления профессионального образования в современных условиях — формированию у будущего специалиста в процессе его обучения деятельностной позиции, опыта системного видения профессиональной деятельности, системных действий в ней, решения новых проблем и задач [7]. Тем самым обосновывается и актуализируется интеграция современных педагогических технологий в образовательный процесс военно-технического вуза. Наибольшее внимание при этом уделяется подготовке будущих офицеров к решению профессиональных научно--прикладных и педагогических задач, где проблема педагогического обеспечения формирования у курсантов готовности к профессиональной деятельности стоит особенно остро.

К организационно-деятельностным ресурсам мы отнесли педагогические технологии реализации в образовательном процессе принципа проблемности [10], деятельностной модели подготовки [11], профессио-

58 С. В. Костарев

нальной контекстности содержания познавательной деятельности [3].

Конкретизируем содержание этих ресурсов и наиболее перспективные в плане их реализации педагогические технологии.

Реализация принципа проблемности как одного из базовых принципов профессионально-ориентированного обучения построения учебного процесса на основе современных педагогических технологий обеспечивает:

- введение в содержание обучения проблемного начала - того неизвестного обучаемым, что требует от них овладения новыми знаниями и умениями, исследуя его, что придаёт учебному процессу необходимую эмоциональную окраску;

- проблемную детерминацию предметного содержания обучения и процесса его освоения курсантами в учебно-познавательной деятельности;

- открытость познавательной позиции у обучающихся, их восприимчивость к различным подходам, методам и средствам решения проблемы.

К числу педагогических технологий, позволяющих реализовать в образовательном процессе принцип проблемности, относятся технология проблемного обучения, которая акцентирует внимание на создании проблемной ситуации и выявлении проблемы, технологии исследовательского и проектного (про-ектно-исследовательского) обучения, с необходимостью предполагающие постановку и решение проблемных задач.

Отметим также возможности, открываемые в рассматриваемом аспекте технологией ситуативного обучения, в которой проблема предстаёт в контексте требующей разрешения конкретной, профессионально значимой ситуации (кейса) [5] . Задача курсанта, работающего индивидуально или в составе группы, состоит в самостоятельном анализе ситуации, выявлении и сущностном изучении проблемы, поиске её решения и оценке достигнутых результатов.

Важно отметить, что, будучи используемыми на всём протяжении обучения курсантов в военно-техническом вузе, указанные педагогические технологии открывают такие существенные в профессиональной подготовке возможности, как систематическое повышение уровня их познавательной самостоятельности и приближение предметного содержания обучения к проблематике профессиональной деятельности.

Профессионально значимые ресурсы современных педагогических технологий в реализации деятельност-ной модели подготовки состоят в обеспечении:

- реализации подхода к учебным дисциплинам как к предмету проблемно-детерминированной деятельности, а к её предметному содержанию как к системе подлежащих решению проблемных задач;

- развёртывания содержания обучения в образовательном процессе в соответствии с логикой деятельности;

- условий для овладения универсальными (обобщёнными), значимыми в плане профессиональной готовности умениями продуктивной познавательной деятельности, что отвечает реализации в образовании системно-деятельностного подхода [1].

Указанными ресурсами с определённостью обладают технологии исследовательского и проектного

(проектно-исследовательского) обучения, которым генетически присуща деятельностная позиция обучающегося и проблемно-детерминированный процесс поисково-познавательной деятельности. При проектировании учебного процесса как исследовательского на основе подхода к нему как к учебной модели научного исследования и как к обучению через науку [8; 9] его построение в значительной степени, а при использовании второго подхода - в полной мере, основывается на методологии и логике исследовательского процесса. При этом оказываются востребованными и, соответственно, развиваются такие важные для будущей профессиональной деятельности курсанта универсальные умения, как умения выявления, формулирования и сущностного видения проблемы, стратификации её на задачи, проблемно-детерминированного поиска и анализа необходимой информации, конструирования в проблемной среде новых знаний, продуктивного их использования в решении проблемы, его воплощения в материальные формы, критической оценки полученных результатов и процесса их достижения.

Не менее важны в профессиональном плане и приобретаемые будущим военным инженером в исследовательской (проектно-исследовательской) практике личностные качества, в том числе:

- готовность к выявлению и постановке новых актуальных проблем и задач профессиональной деятельности;

- аргументированность в целеполагании, выборе методов и средств деятельности, построении её программы;

- способность к целостному видению ситуации, определению в ней собственной задачи;

- прогностичность в определении ожидаемых результатов;

- целенаправленность и продуктивность деятельности;

- ответственность за предлагаемую программу деятельности и её реализацию;

- системность и систематичность в выполнении программы деятельности;

- способность к нахождению и реализации решения в конкретных сложившихся условиях с учётом оценки определяющих ситуацию факторов;

- самостоятельность и индивидуальность стиля мышления и практической деятельности;

- способность к генерации нестандартных идейных подходов и методов решения проблемы;

- открытость познавательной позиции по отношению к новому;

- готовность к динамичным изменениям в ключевых звеньях процесса решения проблемы;

- коммуникативность, готовность к командной работе;

- объективность в оценке полученных результатов и процесса их достижения.

Нельзя не отметить в рассматриваемом аспекте технологии организации самостоятельной работы обучающихся и их самообразовательной деятельности. Эти технологии предполагают осуществление обучающимся действий, требующих и, соответственно, способствующих формированию у них умений самооценки своих возможностей и дефицитов в реальных

Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 4 (64) Т. 2 59

познавательных ситуациях, обоснованного определения необходимого для освоения образовательного поля и задач самообразования, планирования и практической реализации программы продуктивной познавательной деятельности, самоконтроля и саморегулирования, критически-рефлексивного анализа.

В плане придания предметному и деятельностному содержанию обучения профессиональной контекстно-сти современные педагогические технологии обладают, наряду с отмеченными выше, следующими ресурсами:

- осуществление контекстной ориентации в основных звеньях образовательного процесса: целепо-лагании, результатах обучения, проектировании предметного содержания в основных образовательных программах и программах отдельных учебных дисциплин, взаимодействии преподавателя и курсантов, самостоятельной работе обучающихся;

- обеспечение условий для задействования в образовательном процессе основных форм, методов и средств профессиональной деятельности;

- реализация в образовательном процессе отвечающих целям профессиональной подготовки обучающих моделей.

В качестве базовых мы предлагаем следующие, имеющие свой прототип в теории и методике исследовательского обучения, обучающие модели:

- учебный процесс как модель профессиональной деятельности;

- обучение через профессиональную деятельность.

Первая модель предполагает построение обучения

в формах контекстно-ориентированных в своём содержании учебно-исследовательской и учебно-проектной (проектно-исследовательской) деятельности. Принципиально важным при этом является построение такой деятельности в соответствии с методологией и основанной на ней логико-операциональной структурой реальной профессиональной деятельности, что открывает возможности её действенного освоения в образовательном процессе.

Форма обучения, отвечающая второй модели, -непосредственное участие курсанта в профессиональной деятельности выпускника военно-технического вуза, диктующее необходимость динамичного приоб-

ретения требуемых для её выполнения знаний и умений. Реалистичность такого обучения для старшекурсников подтверждается в настоящее время результативностью деятельности операторов сформированных в ведущих военно-технических вузах научных рот, направленной на решение профессиональных научно-прикладных задач.

В педагогико-технологическом обеспечении контекстного обучения находят своё применение все отмеченные выше педагогические технологии, а также технологии имитационного моделирования и деловых игр [5].

Важно отметить, что, придавая образовательному процессу контекстность, современные педагогические технологии способствуют преодолению одного из коренных противоречий профессионального образования в целом и военно-технического образования в частности - несоответствия организации учебной деятельности по отношению к профессиональной деятельности, к которой она призвана готовить. Сказанное проявляется во всех основных звеньях образовательного процесса:

- мотивации учебной деятельности - в связи с усилением в ней стремления к профессиональной самореализации;

- целевых установках и результатах учебной деятельности - в связи с приданием ей продуктивности в плане достижения значимых в профессиональной области результатов;

- предмета деятельности - в связи с опорой учебной деятельности на реальные объекты и процессы в профессиональной сфере;

- деятельностного содержания - в связи с задей-ствованностью в учебной деятельности самостоятельных профессионально значимых практических действий;

- формах организации деятельности - в связи с развёртыванием учебного процесса в логике профессиональной практико-ориентированной деятельности;

- характере представления содержания - в связи с возможностями целостного отражения в учебном процессе профессиональной деятельности.

Литература

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18 - 22.

2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 243 с.

3. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.

4. Виленский В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М.: Педагогическое общество России, 2004. 192 с.

5. Гриценко Л. И. Теория и практика обучения: интегративный подход. М.: Академия, 2008. 240 с.

6. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2008. 368 с.

7. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой и А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Горцена, 2008. 392 с.

8. Компьютеры, модели, вычислительный эксперимент / под ред. А. А. Самарского. М.: Наука, 1988. 176 с.

9. Кондратьев А. С., Прияткин Н. А. Качественные методы при изучении физики в школе и вузе. СПб.: СПбГУ, 2000. 96 с.

10. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

11. Попков В. А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы. М.: Академия, 2008. 224 с.

60 | Вестник Кемеровского государственного университета 2015 № 4 (64) Т. 2

Информация об авторе:

Костарев Сергей Валерьевич - начальник Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected].

Sergey V. Kostarev - Head of the S. M. Budjonny Military Academy of the Signal Corps, St. Petersburg.

Статья поступила в редколлегию 21.09.2015 г.

УДК 316.334.22:378.046.4

ПОДГОТОВКА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ НОРМОТВОРЧЕСТВУ

И. А. Крымовская

TRAINING ON EDUCATIONAL RULEMAKING FOR LEADERS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

I. A. Krimovsckaya

Экспериментальная проверка педагогической эффективности Модели проводилась в Государственной автономной образовательной организации ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования».

В статье представлены результаты экспериментальной апробации разработанной автором модели повышения квалификации директоров профессиональных образовательных организаций, нацеленной на развитие их готовности к образовательному нормотворчеству. Доказано, что реализация указанной модели позволяет обеспечить: сбалансированный рост степени сформированное™ всех функциональных элементов нормотворческой компетенции; повышение степени осознанности нормотворческой деятельности руководителей; корректировку их профессионально-правовой самооценки. Определены организационные условия эффективности реализации указанной модели в образовательной практике.

The paper presents the results of experimental approbation of the model of training Directors of professional educational organizations developed by the author; the model focuses on the development of their readiness for educational rulemaking. It is proved that the implementation of this model allows providing: a balanced growth of the degree of development of all functional elements of rulemaking competence; increasing the degree of rulemaking awareness; adjusting the professional and legal self-rating of Directors. The organizational conditions for the effective implementation of this model in educational practice are defined.

Ключевые слова: директор профессиональной образовательной организации, правовая компетентность, нормотворчество, локальные нормативно-правовые акты, повышение квалификации.

Keywords: Director of professional educational organization, legal competence, rulemaking, local regulations, improvement of professional skills.

Локальное образовательное нормотворчество, определяемое нами как деятельность образовательной организации по формированию собственной нормативно-правовой базы, в современных условиях выступает одной из ведущих функций директора школы, колледжа, вуза. Руководитель образовательной организации, являясь инициатором и участником разработки нормативно-правовых документов, тем самым осуществляет процессы корпоративного нормопроектирова-ния и актуализации локального нормативного поля (т. е. приведения его в соответствие с внешними требованиями, соответствующие определенному этапу модернизации образования).

В 2012 - 2013 гг. автором этой статьи была разработана модель формирования готовности руководителей профессиональных образовательных организаций к образовательному нормотворчеству (далее по тексту статьи - Модель). Модель представляет собой описание и теоретическое обоснование организационно-педагогической системы, обеспечивающей эффективную реализацию процесса формирования готовности

руководителя профессиональной образовательной организации к образовательному нормотворчеству средствами образовательной организации, реализующей дополнительные профессиональные программы. Структура Модели включает в себя шесть взаимосвязанных блоков - концептуально-методологический, технологический, содержательно-деятельностный, инструментальный, ресурсный и рефлексивно-оценочный.

Экспериментальная проверка педагогической эффективности Модели проводилась в 2013 - 2014 гг. в Государственной автономной образовательной организации ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования». Цель опытно-экспериментальной работы (далее по тексту статьи -ОЭР) была сформулирована следующим образом: научно обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования нормотворческой компетенции руководителя профессиональной образовательной организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И. А. Крымовская 61

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.