Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности с учетом интеграционных и развивающих аспектов педагогических технологий'

Формирование готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности с учетом интеграционных и развивающих аспектов педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / РАЗВИВАЮЩИЕ РЕСУРСЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА / TRAINING OF CADETS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY / THE MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / INTEGRATION RESOURCES / DEVELOPING RESOURCES / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONAL QUALITIES OF FUTURE OFFICER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Костарев Сергей Валерьевич

В статье систематизированы и проанализированы интеграционные и развивающие ресурсы современных педагогических технологий в процессе подготовки курсантов военно-технических вузов к решению научно-прикладных и педагогических задач, реализация которых способна повысить качество профессиональной подготовки будущих военных инженеров. Отражен системный подход к педагогико-технологическому обеспечению профессионально ориентированного образовательного процесса. В качестве взаимосвязанных подсистем технологического обеспечения определены технологии обучения и организации соответствующих видов деятельности, значение ресурсов современных педагогических технологий в формировании основных компонентов готовности курсантов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Костарев Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE READINESS OF FUTURE OFFICERS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY TAKING INTO ACCOUNT THE INTEGRATION AND DEVELOPING ASPECTS OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

The integration and developing resources of modern pedagogical technologies in the course of training of cadets of military technical universities for the solution of scientific-applied pedagogical tasks which realization is capable to increase quality of vocational training of future military engineers are systematized and analyzed. The system approach to the pedagogic-technological support of the professional focused educational process is developed. As the interconnected subsystems of the system of technological support the subsystem of the technology of training and the subsystem of the technology of the organization of the corresponding kinds of activity are defined. The value of use of the resources of modern pedagogical technologies in the formation of the main components of the readiness of cadets for professional activity is defined.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности с учетом интеграционных и развивающих аспектов педагогических технологий»

Современные тенденции развития профессионального образования

УДК/UDC 378 : 355 С. В. Костарев

S. Kostarev

формирование готовности будущих офицеров

К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИНТЕГРАцИОННЫХ И РАЗВИВАЮЩИХ АСПЕКТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

THE FORMATION OF THE READINESS OF FUTURE OFFICERS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY TAKING INTO ACCOUNT THE INTEGRATION AND DEVELOPING ASPECTS OF PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

В статье систематизированы и проанализированы интеграционные и развивающие ресурсы современных педагогических технологий в процессе подготовки курсантов военно-технических вузов к решению научно-прикладных и педагогических задач, реализация которых способна повысить качество профессиональной подготовки будущих военных инженеров. Отражен системный подход к педагогико-тех-нологическому обеспечению профессионально ориентированного образовательного процесса. В качестве взаимосвязанных подсистем технологического обеспечения определены технологии обучения и организации соответствующих видов деятельности, значение ресурсов современных педагогических технологий в формировании основных компонентов готовности курсантов к профессиональной деятельности.

The integration and developing resources of modern pedagogical technologies in the course of training of cadets of military technical universities for the solution of scientific-applied pedagogical tasks which realization is capable to increase quality of vocational training of future military engineers are systematized and analyzed. The system approach to the pedagogic-technological support of the professional focused educational process is developed. As the interconnected subsystems of the system of technological support the subsystem of the technology of training and the subsystem of the technology of the organization of the corresponding kinds of activity are defined. The value of use of the resources of modern pedagogical technologies in the formation of the main components of the readiness of cadets for professional activity is defined.

Ключевые слова: подготовка курсантов к профессиональной деятельности, современные педагогические технологии, интеграционные ресурсы, развивающие ресурсы, профессиональ-

но значимые личностные качества будущего офицера.

Keywords: training of cadets for professional activity the modern pedagogical technologies, integration resources, developing resources, professionally significant personal qualities of future officer.

В решении задач совершенствования подготовки будущих офицеров к профессиональной деятельности в рамках военно-технического вуза значительная роль принадлежит реализации образовательных ресурсов современных педагогических технологий. Наряду с организа-ционно-деятельностными ресурсами, раскрытию содержания которых посвящена отдельная работа автора, мы выделили интеграционные и развивающие ресурсы, которые составили предмет анализа настоящей работы.

К интеграционным ресурсам современных педагогических технологий отнесли ресурсы обеспечения:

— синтез в образовательном процессе различных форм деятельности курсантов;

— целостность в формировании профессиональных компетентностей;

— системность содержания педагогико-тех-нологической базы профессиональной подготовки.

В отношении первого отметим возможности синтеза в образовательном процессе учебной, исследовательской и проектной деятельности, открываемые использованием современных педагогических технологий. Представителем последних, где такой синтез находит свое выразительное проявление, является технология проектно-исследовательского обучения [3], в которой указанные виды деятельности выступают как взаимосвязанные и взаимосодейству-ющие компоненты. Необходимость решения значимой для практики проблемы (проектная

составляющая) обусловливает необходимость проведения исследований (исследовательская составляющая), что предполагает, в свою очередь, овладение курсантом новыми для него знаниями посредством анализа соответствующей информации (учебная составляющая).

Возможности достижения целостности в формировании профессиональных компе-тентностей, открываемые использованием современных педагогических технологий, рассмотрим на примере компетентностей, относящихся к решению выпускником военно-технического вуза научно-прикладных проблем. В качестве наиболее представительной, в максимальной степени отражающей характер современной научно-технической деятельности, выступает технология проектно-исследовательского обучения, которая позволяет достигнуть требуемой целостности в ее основных аспектах:

— содержательном — в силу полноты предметного содержания деятельности курсантов, охватывающего все основные звенья профессиональной деятельности, направленной на решение научно-прикладных проблем;

— методологическом — в силу отражения в учебной деятельности методологии современной научно-технической деятельности во всей ее полноте, содержательного и процессуального единства ее фундаментальной и прикладной составляющих;

— инструментальном — в силу задейство-ванности в процессе решения проблемы всех необходимых для него форм, методов и средств организации профессиональной научно-технической деятельности.

Технологическое решение задач профессиональной подготовки будущих офицеров в образовательном процессе военно-технического вуза на основе использования в нем современных педагогических технологий, в силу единства их ценностно-целевых ориентиров и ключевых элементов содержания, может иметь системный характер. Будучи взаимосвязанными и взаимосодействующими в своей реализации компонентами единой системы, современные педагогические технологии в своем использовании могут обеспечить должную процессуальную базу для формирования в учебном процессе готовности будущего военного специалиста к решению профессиональных задач в различных сферах его деятельности.

Конкретизируя возможности реализации системного подхода к технологическому обеспечению образовательного процесса применительно к профессионально-педагогической

подготовке, где современные педагогические технологии выступают и как средство обучения, и как предмет изучения, будущие офицеры должны построить собственную обучающую и воспитательную деятельность. Технологическое обеспечение образовательного процесса можно рассматривать как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем: подсистемы технологий обучения и подсистемы технологий организации соответствующих видов деятельности. В первую подсистему входят в качестве компонентов технологии исследовательского, проектного, проектно-исследовательского обучения, а во вторую подсистему — взаимосвязанные с ними компоненты — технологии организации исследовательской, проектной и проектно-исследовательской деятельности.

Важно отметить, что при использовании современных педагогических технологий в подготовке к решению профессиональных задач в различных сферах основанием для собственной педагогической деятельности будущего офицера является не только содержание специальной профессионально-педагогической подготовки [1], но и приобретенный им в процессе обучения собственный реализованный опыт.

Трактовка обучения в современной педагогике как «расширение возможностей развития личности» [2] и значение личностных качеств в профессиональном развитии человека позволяет остановиться на развивающих ресурсах современных педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих офицеров. Выступая как внешний фактор управления процессом развития личности, педагогические технологии в своей реализации одновременно способствуют и генезису требуемых для личностного развития внутренних факторов, и созданию условий для саморазвития личности.

К основным развивающим ресурсам современных педагогических технологий отнесем обеспечение интеллектуального развития личности и формирования деятельностно важных личностных качеств вплоть до творческих способностей.

Возможности, открываемые использованием современных педагогических технологий в плане интеллектуального развития личности, определяются приданием обучению проблемного характера, исследовательского и проектного (проектно-исследовательского) содержания. Как известно, именно в проблемной ситуации при осознании человеком недостаточности имеющихся у него знаний, освоенных им ранее методов и средств деятельности рождает-

Современные тенденции развития профессионального образования

ся мышление. При этом в исследовательском и проектном (проектно-исследовательском) обучении оказываются востребованными и, соответственно, отрабатываются все основные операции мыслительного процесса. Так, содержание контекстного обучения, направленного на подготовку к решению профессиональных научно-прикладных проблем, с определенностью предполагает осуществление обучающимся:

— анализа — в силу необходимости выявления научного содержания прикладной проблемы, реализации системного подхода к объекту исследования, установления факторов и процессов, ответственных за его свойства;

— синтеза — в силу необходимости целостных представлений об объекте исследования как основы для выработки адекватных поставленной цели технических решений;

— обобщения — в силу необходимости анализа содержания проблемы и результатов ее решения в контексте проблематики всего класса объектов, к которому принадлежит изучаемый;

— переноса — в силу целесообразности применения приобретаемых знаний и осваиваемых методов в новой проблемной ситуации;

— сравнения — в силу необходимости моделирования в процессе решения проблемы, соотнесения полученных результатов с реальностью и запросами практики.

Решение научно-прикладных проблем в силу их содержания и характера деятельности способствовало развитию ряда важнейших интеллектуальных качеств личности:

— ясности ума — простоты и прозрачности мысли;

— логичности ума — систематичности в мышлении;

— глубины ума — способности выделять и познавать в объектах и явлениях наиболее существенное;

— широты ума — разносторонности мышления;

— гибкости ума — способности к изменению при необходимости направления мышления;

— самостоятельности и оригинальности ума — творческого характера мышления;

— критичности ума — аргументированности суждений, серьезного отношения к возникающим возражениям.

Осуществляемое средствами современных педагогических технологий развитие мышления создает необходимые предпосылки для формирования у будущего офицера важных в его профессиональной деятельности способностей целостного видения ситуации, вычле-

нения в ней собственной задачи, динамичного анализа и оценки определяющих ситуацию факторов, нахождения и реализации решения в конкретных сложившихся условиях.

Особо выделим возможности рассматриваемых современных педагогических технологий в плане формирования столь важных для будущего военного специалиста интеллектуальных качеств, как целенаправленность, конструктивность, системность, систематичность, критичность.

В части профессионально значимых личностных качеств, формированию которых у будущего офицера способствует использование в образовательном процессе новых педагогических технологий, мы выделили следующие вырабатываемые исследовательской (проект-но-исследовательской) практикой качества:

— способность к продуктивной деятельности в условиях неопределенности;

— ответственное отношение к совершаемым действиям и принимаемым решениям;

— способность к динамичному и действенному овладению новыми знаниями, методами и средствами деятельности;

— коммуникативность.

Формируемые благодаря использованию

в образовательном процессе современные педагогические технологии, интеллектуальные и оргдеятельностные качества создают необходимые предпосылки для достижения высшего уровня личностного развития — формирования творческих качеств [4].

Будучи детерминированным в своем предметном содержании актуальной целью, достижение которой требует нахождения и реализации нестандартных подходов, решение проблем профессиональной подготовки будущих офицеров средствами современных педагогических технологий ставит обучающегося в позицию творца, требуя от него и, соответственно, способствуя формированию:

— самостоятельности мышления и деятельности;

— стремления к выявлению противоречий и постановке новых проблем;

— способности к генерации новых оригинальных идей;

—прогностичности, способности к выдвижению гипотез;

— способности увидеть «старое в новом» (знакомое в незнакомом) и, что особенно важно, «новое в старом»;

— комбинаторности в выборе подходов к деятельности, ее методов и средств;

— способности к сущностному видению альтернативных подходов к решению проблемы;

— рефлексивности, способности к корректировке идейных и деятельностных подходов.

Творческое развитие будущего офицера ведет к выработке у него индивидуального стиля деятельности и становлению его субъектности. При этом важно подчеркнуть, что использование современных педагогических технологий при обучении в специальных предметных областях позволяет формировать у курсантов субъ-ектность и соответствовать требованиям к их деятельности как военнослужащих.

Общий вывод из сказанного состоит в том, что интеграция современных педагогических технологий в образовательном процессе военно-технического вуза способствует как приданию ему профессиональной направленности, так и личностному развитию курсантов. Таким образом, использование современных педагогических технологий в военно-техническом образовании выступает как средство решения в нем проблемы интеграции компетентностно-го и личностного подходов.

Рассматривая готовность курсантов к профессиональной деятельности как интегра-тивное (системное) понятие, в заключение отметим значение ресурсов современных педагогических технологий в формировании ее компонентов (подсистем):

— мотивационного — отвечает за профессиональную направленность образовательного процесса, является для курсантов в вузе ведущим мотивирующим фактором;

—ориентационного — способствует формированию умений постановки проблемы,

сущностного ее видения, методов и средств решения;

— деятельностного — придает контекстный характер образовательному процессу, обеспечивает возможности освоения в нем профессиональной деятельности;

— регулятивного — в силу востребованности и, соответственно, развития когнитивных и оргдеятельностных (методологических) умений;

— оценочно-рефлексивного — направлен на приобретение курсантами реализованного опыта критически-рефлексивного анализа получаемых результатов и процесса их достижения.

Будучи механизмом реагирования образовательной системы на внешние изменения, интеграция в нее современных педагогических технологий способна стать ведущим фактором развития образовательного процесса, иметь опережающий характер, обеспечивать готовность военного специалиста к инновационным преобразованиям в сфере своей профессиональной деятельности.

1. Военная педагогика: учеб. для вузов / под ред. О. Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2014. — 640 с.

2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. — 2009. — № 4. — С. 18-22.

3. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: метод. пособие / авт.-сост. Н. Э. Касаткина, Т. К. Градусова, Т. А. Жукова и др. — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2001. — 184 с.

4. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.

УДК/UDC 377.3 Ю. В. Красникова

Y. Krasnikova

^РУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

будущих специалистов в образовательной среде техникума

THE STRUCTURE AND CONTENT OF PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE SPECIALISTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE TECHNICAL SECONDARY SCHOOL

В статье автор рассматривает проблему центируетвнимание на особенностях структуры изучения профессиональной идентичности профессиональной идентичности будущих спев современных отечественных и зарубежных циалистов в образовательной среде техникума. психолого-педагогических исследованиях, ак- In the article the author considers the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.