Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ И УРОВНИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ'

КРИТЕРИИ И УРОВНИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТЕРИИ ПОДГОТОВКИ / УРОВНИ ПОДГОТОВКИ / ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ПРОХОДЯЩИЕ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевков В. И.

В статье рассматривается проблема результативности подготовки будущих офицеров. Современные военно-политические, социально-экономические отношения, научный и технический прогресс обусловливают повышение качества подготовки специалистов во всех сферах профессиональной деятельности, в том числе и военной. Важным аспектом является подготовка будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, а также уточнение ее критериев и уровней. Анализ подготовки к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, позволил определить ее уровни и критерии: когнитивный, мотивационный, деятельностный. На эмпирическом материале доказывается необходимость прохождения войсковой стажировки будущих офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA AND LEVELS OF EFFECTIVENESS TRAINING FUTURE OFFICERS TO WORK WITH MILITARY PERSONNEL SERVING UNDER CONTRACT

The article discusses the components of the effectiveness of training future officers. Modern military-political, socio-economic relations, scientific and technological progress determine the improvement of the quality of training of specialists in all spheres of professional activity, including the military one. An important aspect is the preparation of future officers to work with military personnel serving under contract, as well as the clarification of its criteria and levels. The analysis of the preparation for work with military personnel serving under the contract allowed us to determine its levels from the standpoint of three criteria: cognitive, motivational, activity. The results of studying the levels of training of cadets of military institutes to work with military personnel serving under a contract are presented.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ И УРОВНИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ К РАБОТЕ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ»

DOI: 10.18287/2542-0445-2022-28-2-100-103 ®

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ '

УДК 378

Дата поступления: 14.01.2022 рецензирования: 17.03.2022 принятия: 28.05.2022

Критерии и уровни подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту

В.И. Шевков

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации,

г. Санкт-Петербург, Российская Федерация E-mail: master_chief89@mail.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3045-5685

Аннотация: В статье рассматривается проблема результативности подготовки будущих офицеров. Современные военно-политические, социально-экономические отношения, научный и технический прогресс обусловливают повышение качества подготовки специалистов во всех сферах профессиональной деятельности, в том числе и военной. Важным аспектом является подготовка будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, а также уточнение ее критериев и уровней. Анализ подготовки к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, позволил определить ее уровни и критерии: когнитивный, мотивационный, деятельностный. На эмпирическом материале доказывается необходимость прохождения войсковой стажировки будущих офицеров.

Ключевые слова: критерии подготовки; уровни подготовки; подготовка будущих офицеров; военнослужащие, проходящие службу по контракту.

Цитирование. Шевков В.И. Критерии и уровни подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022. Т. 28, № 2. С. 100-103. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-2-100-103. Информация о конфликте интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

© Шевков В.И., 2022

Владислав Игоревич Шевков - адъюнкт очной формы обучения, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 198206, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1.

SCIENTIFIC ARTICLE

Submitted: 14.01.2021 Revised: 17.03.2021 Accepted: 28.05.2022

Criteria and levels of effectiveness training future officers to work with military personnel serving under contract

V.I. Shevkov

Saint Petersburg military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation,

Saint Petersburg, Russian Federation E-mail: master_chief89@mail.ru. ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3045-5685

Abstract: The article discusses the components of the effectiveness of training future officers. Modern military-political, socio-economic relations, scientific and technological progress determine the improvement of the quality of training of specialists in all spheres of professional activity, including the military one. An important aspect is the preparation of future officers to work with military personnel serving under contract, as well as the clarification of its criteria and levels. The analysis of the preparation for work with military personnel serving under the contract allowed us to determine its levels from the standpoint of three criteria: cognitive, motivational, activity. The results of studying the levels of training of cadets of military institutes to work with military personnel serving under a contract are presented. Key words: training criteria; levels of training; training of future officers; military personnel serving under contract. Citation. Shevkov V.I. Criteria and levels of effectiveness training future officers to work with military personnel serving under contract. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 2022, vol. 28, no. 2, pp. 100-103. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2022-28-2-100-103. (In Russ.)

Information on the conflict of interests: author declares no conflict of interest. © Shevkov V.I., 2022

Vladislav I. Shevkov - adjunct, Saint Petersburg military Institute of National Guard Troops of the Russian Federation, 1, Pilot Pilyutov Street, Saint Petersburg, 198206, Russian Federation.

Шевков В.И.

Критерии и уровни подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту_

Введение

Современные военно-политические, социально-экономические факторы обусловили создание профессиональной армии, наиболее боеспособной, мобильной и эффективной при меньшей ее численности и менее финансово затратной. В армии России продолжает существовать смешанная система комплектования. Но, как показывает практика изменения численности войск, все больший приоритет отдается военнослужащим, проходящим службу по контракту. Тенденция изменения количества военнослужащих на должностях сержантов и солдат за период 2010-2020 гг. свидетельствует об увеличении численности военнослужащих контрактной службы в два с половиной раза при общем снижении численности военнослужащих по призыву более чем в половину (см. рис.).

Подготовка будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, предполагает создание необходимых условий в военных вузах с целью повышения ее результативности к предстоящей деятельности [Харисова 2015].

Цель исследования заключается в научном обосновании уровней и критериев подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту. Ставились задачи: провести теоретический анализ, раскрыть уровни и критерии подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту. В качестве методов исследования применялось анкетирование и проводилось сравнение результатов исследования.

Исследование осуществлялось в три этапа: на первом этапе уточнялась суть ключевых понятий («критерии», «показатели», «уровни подготовки»); на втором этапе проведено анкетирование курсантов с целью изучения уровня их подготовки к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту.

Результаты исследования

Процесс измерения результативности подготовки будущих офицеров является важной задачей. Анализ того, что подлежит измерению, требует установления уровней, критериев, показателей [Сатторов, Ярлакбаев 2013, с. 399]. Понятие «критерий» имеет несколько интерпретаций: ученые рассматривают его как признак, средство, количественную меру, качество и др. В связи с этим возникает необходимость его уточнения. Под критерием понимается «существенный, отличительный признак, по которому производится оценка, определение или классификация чего-либо» (Олешков, Уваров 2006, с. 132). И.А. Маврина рассматривает сущность критерия «как средства, с помощью которого измеряется уровень того или иного явления. С помощью критерия определяется преимущество какого-то выбора по сравнению с другими, проверяется соответствие результата выдвинутой цели или оценивается степень ее реализации» [Шум-сутдинова 2008, с. 13]. В.П. Беспалько определяет критерий как «объективную количественную меру некоторого явления или количественное выделение его сторон» [Шумилова 2015, с. 196].

В педагогике критерии должны отвечать определенным требованиям, которые позволяют осуществлять сравнительный анализ результатов исследования. О.Б. Жихарской сформулированы обобщенные требования, предъявляемые к критериям: они должны отражать основные закономерности, качества и признаки изучаемого объекта; с их помощью устанавливаются связи между компонентами измерения чего-либо; они раскрываются через качественные и количественные показатели, дополняющие друг друга [Шумилова 2015, с. 200].

Таким образом, критерии подготовки будущих офицеров представляют собой наиболее общий признак, по которому происходит измерение ее результативности, сравнение полученных резуль-

Рис. Сравнительный анализ численности военнослужащих на должностях сержантов и солдат армии России

(в тыс. человек)

Fig. Comparative analysis of the number of military personnel in the positions of sergeants and soldiers of the Russian Army

(in thousands of people)

Таблица

Уровни подготовки курсантов к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту Levels of training of cadets to work with military personnel serving under a contract

Название ВУЗа Уровень подготовки

низкий п = 53 средний п= 158 высокий п = 54

ВУЗ 1 38 (23%) 101 (60%) 29 (17%)

ВУЗ 2 13 (22%) 34 (58%) 12 (20%)

ВУЗ 3 2 (5%) 23 (61%) 13 (34%)

татов на основе качественных и количественных показателей.

Выбор критериев подготовки будущих офицеров базировался на оценке профессиональных компетенций [Пахаренко, Зольникова 2012, с. 310]: когнитивный, включающий знания о будущей профессиональной деятельности; деятельностный, характеризующийся умениями решать педагогические задачи; мотивационный, отражающий наличие стремления и потребности к получению ориентирующих знаний и практических навыков.

С позиции ряда ученых, сформированность критерия должна раскрываться через показатели, под которыми понимается «мера проявления критерия, его количественная или качественная характеристика, по которой судят о различных состояниях объекта» [Конюхова 2015, с. 47]. Итак, показатель - это степень сформированности критерия [Булохов, Лисогор, Орлова, Старокожев

2019, с. 139]. Показатели подготовки будущих офицеров по каждому критерию представляют собой отдельные проявления, связанные со знаниями, умениями и мотивацией курсантов к работе с «контрактниками».

Измерение результативности подготовки проводилось в соответствии с тремя уровнями. Понятие «уровень» трактуется как «ступень, достигнутая в развитии чего-либо, качественное состояние, степень этого развития» (Словарь русского языка 1999). Под уровнем подготовки будущих офицеров понимаем степень подготовленности курсантов применять полученные знания и умения в будущей профессиональной деятельности, а также побуждение к их применению. За основу определения результативности подготовки будущих офицеров взяты три оценочных уровня: высокий, средний, низкий [Родионов

2020, с. 56-57]. Для этого использовалась анкета на самооценку: курсантам предлагалось оценить по 10-балльной шкале уровень своей подготовки по формуле:

где:

х - среднее арифметическое;

хп - конкретное значение;

п - количество значений.

Проведено анкетирование курсантов 3-го, 4-го, 5-го года обучения трех военных вузов (выборку составили 265 человек): вуз 1 - 168 курсантов; вуз 2 - 59 курсантов; вуз 3 - 38 курсантов (см. таблицу).

Средняя величина уровня подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, составляет 5,9 балла (средний уровень подготовки).

Сравнительный анализ результатов самооценок и беседа с опрошенными курсантами позволили прийти к выводу, что курсанты, проходившие войсковую стажировку в подразделениях для военнослужащих контрактной службы, оценивают уровень своей подготовки выше тех, кто стажировался в подразделениях, комплектованных военнослужащими по призыву.

Проведение войсковой стажировки курсантов с военнослужащими контрактной службы является одним из условий результативности подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту.

Заключение

Обоснование критериев, уровней подготовки будущих офицеров позволило провести качественный анализ результатов проведенного анкетирования. Исследование показало, что подготовка будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, является актуальной педагогической задачей, так как лишь 20 % курсантов имеют высокий уровень подготовки. Доказано, что войсковая стажировка военнослужащих, проходящих службу по контракту, является базовым условием, способствующим результативности профессиональной подготовки.

Шевков В.И.

Критерии и уровни подготовки будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту_

Материалы исследования

Конюхова 2015 - Конюхова Е.Ю. Педагогическая диагностика и коррекция в воспитательном процессе: словарь терминов / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Уральский гос. пед. ун-т». Екатеринбург: Ажур, 2015.

Родионов 2020 - Родионов А. С. Формирование военно-профессиональных компетенций будущих офицеров в военном вузе средствами информационно-технологического обеспечения физической подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Родионов Анатолий Сергеевич. Орел, 2020. С. 56-57.

Словарь русского языка 1999 - Словарь русского языка: в 4 т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. Москва: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. URL: http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/20/ma451202.htm?cmd=0&istext=1.

Олешков, Уваров 2006 - Современный образовательный процесс: основные понятия и термины: [краткий терминологический словарь] / М-во образования Российской Федерации, Нижнетагильская гос. социально-пед. акад. Москва: Спутник, 2006. 189 с.

Библиографический список

Булохов, Лисогор, Орлова, Старокожев 2019 - Булохов А.М., Лисогор И.А., Орлова Е.Л., Старокожев П.В. Компоненты, критерии, показатели и уровни сформированности ценностных компетенций физкультурно-спортивной деятельности у будущих специалистов высшей военной школы // Молодой ученый. 2019. № 37 (275). С. 138-141. URL: https://moluch.ru/archive/275/62357/; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39788411. EDN: https:// www.elibrary.ru/ahswfn.

Пахаренко, Зольникова 2016 - Пахаренко Н.В., Зольникова И.Н. Модель определения уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. С. 310. URL: www.science-education.ru/106-7502; https://www.elibrary.m/item.asp?id=23220645. EDN: https://www. elibrary.ru/todorh.

Сатторов, Ярлакбаев 2013 - Сатторов Ш.Н., Ярлакбаев У.М. Методы, критерии и показатели оценки профессиональной подготовки; сущность, задачи и требования к контролю // Молодой ученый. 2013. № 9 (56). С. 398-400. URL: https://moluch.ru/archive/56/7644; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20246907. EDN: https:// www.elibrary.ru/rbbqlx.

Харисова 2015 - Харисова И.Г. Оценка качества подготовки педагогов в системе непрерывного педагогического образования // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 6. С. 77-85. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=25588757. EDN: https://www.elibrary.ru/vnyxxp.

Шумилова 2015 - Шумилова И.Ф. Критерии, показатели и уровни сформированности общекультурной компетентности будущих учителей гуманитарных специальностей // Педагогические науки: теория, история, инновационные технологии. 2015. № 10. С. 195-202.

Шумсутдинова 2008 - Шумсутдинова В.Р. Содержание и структура мировоззренческой культуры личности студента ССУЗ педагогического профиля // Казанский педагогический журнал. 2008. № 1 (55). С. 10-16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-struktura-mirovozzrencheskoy-kultury-lichnosti-studenta-ssuz-pedagogicheskogo-profilya/viewer; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12225247. EDN: https://www.elibrary.ru/khnqwb.

References

Bulokhov, Lisogor, Orlova, Starokozhev 2019 - Bulokhov A.M., Lisogor I.A., Orlova E.A., Starokozhev P.V. (2019) Components, criteria, indicators and levels of formation of value competencies of physical culture and sports activity among future specialists of the higher military school. Molodoi uchenyi, no. 37 (275), pp. 138-141. Available at: https:// moluch.ru/archrve/275/62357/; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39788411. EDN: https://www.elibrary.ru/ahswfn. (In Russ.)

Pakharenko, Zolnikova - Pakharenko N.V., Zolnikova I.N. (2012) The model of measuriny the level of culturel and professional competences development. Modern Problems of Science and Education, no. 6, p. 310. URL: https://s. science-education.ru/pdf/2012/6/210.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23220645. EDN: https://www.elibrary.ru/ todorh. (In Russ.)

Sattorov, Yarlakbaev 2013 - Sattorov Sh.N., Yarlakbaev U.M. (2013) Methods, criteria and indicators of professional training assessment; essence, tasks and requirements for control. Molodoi uchenyi, no. 9 (56), pp. 398-400. Available at: https://moluch.ru/archive/56/7644/; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20246907. eDN: https://www.elibrary.ru/ rbbqlx. (In Russ.)

Kharisova 2015 - KharisovaI.G. (2015) Quality assessment of teachers' training in the system of continuing pedagogical education. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, no. 6, pp. 77-85. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25588757. EDN: https://www.elibrary.ru/vnyxxp. (In Russ.)

Shumilova 2015 - Shumilova I.F. (2015) Criteria, indicators and levels of formation of general cultural competence of future teachers of humanities. Pedagogicheskie nauki: teoriya, istoriya, innovatsionnye tekhnologii, no. 10, pp. 195-202. (In Russ.)

Shumsutdinova 2008 - Shumsutdinova V.R. (2008) Content and structure of worldview culture of a student of professional college of pedagogical profile. Kazan Pedagogical Journal, no. 1 (55), pp. 10-16. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/soderzhanie-i-struktura-mirovozzrencheskoy-kultury-lichnosti-studenta-ssuz-pedagogicheskogo-profilya/ viewer; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12225247. EDN: https://www.elibrary.ru/khnqwb. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.