Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное обучение / специальная подготовка / оптимизация образовательного процесса / анкетирование / профильное обучение / professional training / special training / optimization of the educational process / questionnaires / specialized training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М С. Павлов

В статье рассматриваются проблемы, связанные с особенностями обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Требующие уточнения понятия, такие как «специальная подготовка», «оптимизация процесса обучения», рассмотрены в современной интерпретации: автором приводятся результаты проведенного организационно-методического исследования обучающихся, на основании которого и обосновывается необходимость оптимизации процесса специальной подготовки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В статье рассмотрена практика составления анкет как начального звена в разработке специализированных курсов, корректирующих подготовку военнослужащих-контрактников. Результатами исследования стало определение ориентиров дальнейшего научного исследования в решении проблемы оптимизации специальной подготовки военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М С. Павлов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TRAINING OF SERVICEMEN UNDERGOING MILITARY SERVICE UNDER THE CONTRACT IN THE ARMY NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with problems on the specifics of training of military personnel undergoing military service under contract in the troops of the National Guard of the Russian Federation. The concepts requiring clarification such as “special training”, “optimization of the training process” are considered in a modern interpretation: the author presents the results of an organizational and methodological study of students, on the basis of which the need to optimize the process of special training of military personnel undergoing military service under a contract is justified. The article considers the practice of drawing up questionnaires as an initial link in the development of specialized courses that correct the training of contract servicemen. The results of the study were to determine the guidelines for further scientific research in solving the problem of optimizing the special training of military personnel.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 378

Pavlov M.S., Adjunct, postgraduate, St. Petersburg Military Institute of Russian Federation National Guard (St. Petersburg, Russia),

E-mail: n.syrtaeva@yandex.ru

FEATURES OF TRAINING OF SERVICEMEN UNDERGOING MILITARY SERVICE UNDER THE CONTRACT IN THE ARMY NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION. The article deals with problems on the specifics of training of military personnel undergoing military service under contract in the troops of the National Guard of the Russian Federation. The concepts requiring clarification such as "special training", "optimization of the training process" are considered in a modern interpretation: the author presents the results of an organizational and methodological study of students, on the basis of which the need to optimize the process of special training of military personnel undergoing military service under a contract is justified. The article considers the practice of drawing up questionnaires as an initial link in the development of specialized courses that correct the training of contract servicemen. The results of the study were to determine the guidelines for further scientific research in solving the problem of optimizing the special training of military personnel.

Key words: professional training, special training, optimization of the educational process, questionnaires, specialized training.

М.С. Павлов, адъюнкт, Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Санкт-Петербург,

Е-mail: n.syrtaeva@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются проблемы, связанные с особенностями обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации. Требующие уточнения понятия, такие как «специальная подготовка», «оптимизация процесса обучения», рассмотрены в современной интерпретации: автором приводятся результаты проведенного организационно-методического исследования обучающихся, на основании которого и обосновывается необходимость оптимизации процесса специальной подготовки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. В статье рассмотрена практика составления анкет как начального звена в разработке специализированных курсов, корректирующих подготовку военнослужащих-контрактников. Результатами исследования стало определение ориентиров дальнейшего научного исследования в решении проблемы оптимизации специальной подготовки военнослужащих.

Ключевые слова: профессиональное обучение, специальная подготовка, оптимизация образовательного процесса, анкетирование, профильное обучение.

Система профессионального образования, регулируемая федеральным законодательством, в том числе и ведомственного подчинения, представлена образовательными организациями различного типа и вида. Особое место в данной системе занимают учреждения, в рамках которых происходит процесс обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации. В образовательные программы для данной категории обучающихся включены учебные задания, упражнения и задачи, связанные с современным вооружением и техникой, основными приемами и способами поведения в условиях реальных боевых действий. В обучающие программы включены вопросы организационно-управленческого характера: войсковая стратегия и тактика, работа с численным составом служащих Росгвардии по вопросам укрепления морально-психологического климата в подразделениях. Обозначенные особенности определяют необходимость обучения в условиях повышенного требования к результатам учебного для офицеров, прапорщиков и сержантов. Корректировка образовательного процесса достигает положительных результатов, если в систему обучения вводятся не только базовые и вариативные, но и специальные учебные дисциплины [1].

Специальные учебные дисциплины в дидактическом плане рассматриваются как программы боевой подготовки. Их освоение, практическая реализация проходят в условиях максимального приближения к реальным боевым действиям. Их проведение поручено специалистам, имеющим реальную практическую подготовку. Как правило, специальные учебные программы являются учебным курсом повышенной сложности, в которые включен учебный материал, относящийся к военно-учётной специальности [2].

Организация и содержание программ специальной подготовки формируют компетенции как общепрофессионального, так и профессионального характера, связанные с приобретением военнослужащими целого комплекса профессиональных умений и навыков, владение которыми обеспечивает поддержку достаточно высокого уровня выполнения возложенных уставом обязанностей. Специальная подготовка помогает военнослужащим не только получать новые знания и умения, но и совершенствовать имеющийся опыт

Занятия, проводимые в рамках специальной подготовки, имеют ряд особенностей, которые включают в себя полное методическое и материально-техническое обеспечение учебных занятий. Одной из важнейших особенностей является их четкая практико-ориентируемая направленность.

Учитывая вышеперечисленные аспекты специфики специальной подготовки и ее основные задачи, обеспечение ее успешной реализации возможно при условии своевременной оптимизации и постоянного совершенствования педагогического процесса. Рассмотрим понятие «оптимизация». Согласно философской трактовке понятия «оптимизация», в основе которой лежит категория «меры»,

характерная для философии в качестве эффективного функционирования системы, необходимо обеспечение оптимальной меры, при которой все элементы будут применяться в гармоничном сосуществовании.

В словаре Ожегова понятие «оптимизация» - это выбор наиболее оптимального варианта из множества возможных; совершенствование какого-либо процесса вплоть до достижения его максимальной эффективности; а также увеличения интенсивности чего-либо в целях достижения наилучших результатов; придать чему-нибудь оптимальные показатели [3].

Также оптимизация предполагает обеспечение наиболее эффективного функционирования человеческого организма при повышенной работоспособности [4].

Само понятие «оптимизация» в педагогике в целом и в военной педагогике в частности считается своеобразным процессом определения экстремума той или иной функции или же определения самой лучшей опции из ряда доступных.

Необходимо отметить, что понятие «оптимизация» также довольно широко трактуется научной литературой, что дает основания полагать, что у него может быть множество различных трактовок. Среди всех доступных теорий мы придерживаемся оптимизационной теории Ю.К. Бабанского (так же, как Т. А. Бороненко), в основе которой лежит следующая трактовка понятия термина «оптимизация»: это выбор, сделанный на основании научных выводов об успешности и рациональности сопутствующих ресурсных затрат, за которым следует применение избранного варианта в конкретных педагогических условиях [5; 6].

Нам наиболее близко и доступно для понимания определение оптимизации военно-педагогического процесса доктора педагогических наук О.Ю. Ефремова как дидактики обучения для достижения максимально возможной эффективности учебного процесса, в организации которого большое значение имеют формы, методы, средства [7].

Для успешного осуществления оптимизации специальной подготовки военнослужащих требуется разработать такое методическое обеспечение, которое позволит повысить эффективность учебно-воспитательной деятельности в батальоне. Для разработки программы оптимизации специальной подготовки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Федеральной службе войск национальной гвардии, можно выбрать различные методы и методики изучения вопросов, связанных с определением уровня подготовки как имеющейся, так и требуемой от военнослужащих. Нами был выбран метод анкетирования в разных формах представления, сбора и обработки полученной информации.

Выбор метода для получения информационного материала определен неслучайно, а по следующим причинам. Необходимо было получить достоверную информацию в оперативном режиме сбора. Достоверность обеспечивалась при помощи анонимности респондентов, если они не выражали желания подписать свои ответы на предложенные вопросы прямого или косвенного характера. Раз-

работниками анкет было учтено, что характер службы не всегда позволяет провести непосредственный опрос, и нужны разработки для заочного или дистанционного получения информации.

Была разработана анкета для проведения исследования, целью которой стало выявление приемлемых вариантов оптимизации специальной подготовки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии. Анкета включает в себя определенное количество проранжи-рованных вопросов:

- закрытого характера - необходимо из определенного количества предложенных вариантов выбрать один;

- отрытого характера - ответ формулируется в произвольной форме рассуждения;

- полузакрытого характера - ответ связан с выбором одного из вариантов или предлагается своя версия ответа на поставленный вопрос.

Особое место в анкетном листе занимают контактные, буферные вопросы функционально-психологического характера. В ходе ответов на них военнослужащие в период обучения учатся давать достоверную, адекватную заданному вопросу информацию, в которой излагают свою точку зрения или выражают отношение к той или иной проблеме.

После контактных вопросов респонденты отвечают на так называемые вопросы-фильтры. В них содержится информация, которую обучающийся военнослужащий должен выбрать и далее с ней работать. Или если выбор невозможен и ответ нежелателен, такая информация убирается из опросного листа.

Завершающей группой вопросов в анкете являются контрольные вопросы. Они представляют пробный или мини-тест, с помощью которого преподавательский состав получает информацию о базовом уровне знаний обучающихся.

Представленные в анкете вопросы также имеют определенную форму подачи запрашиваемой информации: альтернативный выбор ответов, многовариантный, шкалированный, диалоговый, вопросы-ловушки.

В анкетировании приняли участие более 150 военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в подразделениях батальона обеспечения учебного процесса Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии Российской Федерации.

В результате проведенного анкетирования было выявлено, что респонденты имеют следующие военно-учетные специальности (ВУС):

- продовольственное обеспечение;

- вещевое обеспечение;

- эксплуатация и ремонт банно-прачечного оборудования;

- стрелок;

- старший стрелок;

- старший химик;

- тракторист;

- водитель транспортных средств категории «В» и «С».

Практика анкетирования показала, что легко и достаточно быстро были получены ответы на открытые односложные вопросы в формате «да» или «нет». Затруднения вызвали многовариативные вопросы. В одном случае выбор варианта рассматривался как высказывание личного отношения к проблеме, в другом носил проверочный характер на имеющиеся знания.

В анкете были вопросы матричного характера и масштабные вопросы. На матричные обучающиеся военнослужащие выбирали ответы, которым были присвоены баллы по шкале от одного до пяти или от одного до десяти. В рамках масштабных вопросов ответ должен быть помещен в одну из ранжированных строк и действия такого характера сложнее, чем при ответах в матрице. Случайность в таком случае сведена к нулю.

Библиографический список

Составление анкеты предполагает выбор ее обработки. Предложенные анкеты для обучающихся анализировались и обрабатывались в форме гистограмм. Данная форма достаточно наглядно демонстрирует результаты опроса и может быть использована для сравнения получаемых результатов многократно. Это позволяет проследить динамику изучаемого вопроса.

В ходе анкетирования нами было выявлено, что выбранные (полученные) военно-учетные специальности никто из респондентов менять не намерен, поскольку на вопрос анкеты: «Какие направления специальной подготовки представляют для Вас наибольший интерес?», все участники опроса указывали свою ВУС.

69,6% респондентов, участвовавших в опросе, указали, что занятия по специальной подготовке, проводимые для военнослужащих, способствуют овладению военно-учетными специальностями. Однако многие (30,3%) респонденты отметили, что им хотелось бы более углубленного изучения выбранной специальности.

При ответе на вопрос об использовании инновационных технологий на занятиях по специальной подготовке, 78,7% респондентов указали, что они не используются. Положительный ответ (21,2%) дали только те военнослужащие, которые имеют специальность «Водитель транспортных средств категории «В» и «С»». Необходимо отметить, что для подготовки военнослужащих - водителей транспортных средств категории «В» и «С» на занятиях по специальной подготовке используются, например, информационно-коммуникативные технологии, а именно - компьютерные тренажеры по вождению транспортных средств.

На вопрос, касающийся каких-либо изменений в процессе проведения специальной подготовки, существенных расхождений в ответах респондентов не выявлено. 90,9% респондентов указывают на недостаточное количество учебного времени и предлагают в качестве совершенствования и оптимизации занятий по специальной подготовке увеличить период обучения с годичного на двухгодичный или даже на трехгодичный. Оставшиеся (9%) указывают на слабое методическое обеспечение проведения занятий по специальной подготовке, например, такие как недостаточное количество наглядных пособий и методических разработок. На вопрос: «Удовлетворяет ли материально-техническая база для проведения занятий специальной подготовки современным требованиям?», респонденты воздержались от ответа. 63,6% участников опроса считают, что усиление взаимодействия между подразделениями батальона обеспечения учебного процесса на занятиях по специальной подготовке будет благотворно влиять на процесс обучения в целом.

При разработке спецкурсов для обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, необходима организация процедуры анкетирования, так как это способ получения оперативной информации от достаточно большой аудитории. Это практичный, наименее затратный по ресурсному сопровождению вид сбора необходимых данных. Оперативность, достоверность позволяют получить для дальнейшей работы материал аналитического характера, который помогает скорректировать учебные программы специальной подготовки военнослужащих в период их обучения.

На основании проведенного анкетирования удалось получить следующую информацию. Во-первых, полученные результаты позволили выявить высокий процент (90,9%) неудовлетворенных респондентов процессом организации специальной подготовки, были выявлены определенные недостатки и упущения, встречающиеся в ходе проведения занятий по специальной подготовке, среди которых доминирующим является недостаточная длительность учебного периода. Во-вторых, проведенное анкетирование военнослужащих позволило наметить ориентиры дальнейшего научного исследования в решении проблемы оптимизации специальной подготовки военнослужащих.

1. Боевая подготовка войск. Военная энциклопедия: в 18 т. Под редакцией В.Ф. Новицкого. Санкт-Петербург: Типография товарищества И. Д. Сытина, 1911 - 1915.

2. Плехов А.М. Словарь военных терминов. Москва: Воениздат. Составители А.М. Плехов, С.Г. Шапкин, 1988.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Москва, 1997.

4. Бабанский Ю.К. Оптимизация педагогического процесса (В вопросах и ответах). Киев: Редакторская школа, 1983.

5. Бороненко Т.А., Федотова В.С., Тимофеева Н.В. Практическая реализация подготовки педагогов к использованию оптимизационных методов и моделей в профессиональной деятельности при обучении информатике в ВУЗе. Наука вчера, сегодня, завтра. Сборник статей по материалам XXXV Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2016; № 6 (28): 51 - 61.

6. Ефремов О.Ю. Военная педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Издательский дом «Питер»», 2016.

References

1. Boevaya podgotovka vojsk. Voennaya 'enciklopediya: v 18 t. Pod redakciej V.F. Novickogo. Sankt-Peterburg: Tipografiya tovarischestva I. D. Sytina, 1911 - 1915.

2. Plehov A.M. Slovar' voennyh terminov. Moskva: Voenizdat. Sostaviteli A.M. Plehov, S.G. Shapkin, 1988.

3. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 80 000 slovi frazeologicheskih vyrazhenij. Moskva, 1997.

4. Babanskij Yu.K. Optimizaciya pedagogicheskogo processa (V voprosah iotvetah). Kiev: Redaktorskaya shkola, 1983.

5. Boronenko T.A., Fedotova V.S., Timofeeva N.V. Prakticheskaya realizaciya podgotovki pedagogov k ispol'zovaniyu optimizacionnyh metodov i modelej v professional'noj deyatel'nosti pri obuchenii informatike v VUZe. Nauka vchera, segodnya, zavtra. Sbornik statej po materialam XXXV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk: SibAK, 2016; № 6 (28): 51 - 61.

6. Efremov O.Yu. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Izdatel'skij dom «Piter»», 2016.

Статья поступила в редакцию 04.02.21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.