Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ'

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ПРОХОДЯЩИЕ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА / КОЛЛЕКТИВ / НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ / ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевков Владислав Игоревич

Введение. В статье представлены данные исследования проведенного с офицерами воинских частей комплектуемых военнослужащими, проходящими службу по контракту. Цель исследо вания - определение трудностей в работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, для обоснования дальнейших направлений работы с ними. Используемые методы в исследовании -педагогический анализ, анкетирование, беседа. Полученные результаты исследования дают основания для обсуждения дальнейших направлений работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту. Вывод. Проведенное исследование позволило определить основные направления, позволяющие преодолеть трудности в работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту: работа по сплачиванию воинского коллектива и индивидуальная работа с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевков Владислав Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF DIRECTIONS OF WORK WITH MILITARY PERSONNEL SERVING UNDER THE CONTRACT

Introduction. The article presents the data of the study conducted with officers of military units equipped with military personnel serving under the contract. The purpose of the study is to determine the difficulties in working with military personnel serving under the contract, to justify further areas of work with them. The methods used in the study are pedagogical analysis, questionnaires, and conversation. The results of the study provide grounds for discussing further areas of work with military personnel serving under contract. Conclusion. The conducted research allowed us to identify the main areas that allow us to overcome difficulties in working with military personnel serving under a contract: work on rallying the military team and individual work with military personnel serving under a contract.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ»

Таким образом, система многолетней подготовки квалифицированных волейболистов дает преимущество в эффективности действий при реализации соревновательной деятельности. Чем больше у волейболиста игровой практики, тем больше он приобретает опыта; чем выше уровень соревнований, тем богаче и разнообразнее его соревновательный потенциал. Участие в соревнованиях высокого ранга позволяет заимствовать новые тактические модели игры и инновационное исполнение технических приемов (например, планирующая подача позаимствована у игроков сборной команды Японии), что обогащает игру, делает ее яркой насыщенной, зрелищной и красивой. Кроме того, в процессе долговременной игровой практики у спортсмена формируется система решения конкретных типичных игровых задач, в ходе которых волейболист может самостоятельно оценивать свои возможности и проявлять творческий интеллект на площадке. Игровые навыки волейболистов высшей квалификации автоматизированы настолько высоко, что действия, которые должны были строиться по типу сложной, строятся по типу простой реакции. Игровой опыт способствует формированию стрессовой устойчивости спортсменов к экстремальным игровым ситуациям, что также способствует качественному выполнению технических приемов, в том числе, действий одной рукой.

ВЫВОД. Проведенный анализ теоретических основ и игровой практики показывает, как сложный многоуровневый процесс подготовки волейболистов высшей квалификации в значительной степени влияет на успешную реализацию ими технических приемов, в том числе выполненных одной рукой, в ходе соревновательной деятельности. Этот процесс должен учитывать генетические, антропоморфические, психологические особенности спортсменов и формировать их технический арсенал. Факторы, определяющие необходимость игры одной рукой у волейболистов высшей квалификации, следует рассматривать в контексте выстраивания процесса подготовки волейболистов. Помимо того, что вышеуказанные факторы тесно связаны между собой и взаимообусловлены, уровень и качество подготовленности волейболиста высшей квалификации определяет степень воздействия того или иного фактора в ходе выполнения игровых действий одной рукой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А.Э. Болотин, А.В. Борисов, С.А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 11-14.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E., Borisov, A.V. and Skripachev S. A. (2014), "Pedagogical model of physical training of cadets of higher education institutions of air defense with application of rationing of a training load", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 115, No. 9, pp. 11-14.

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.02.2021

УДК 378.147

ОБОСНОВАНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ, ПРОХОДЯЩИМИ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ

Владислав Игоревич Шевков, адъюнкт, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации

Аннотация

Введение. В статье представлены данные исследования проведенного с офицерами воинских частей комплектуемых военнослужащими, проходящими службу по контракту. Цель исследо-

вания - определение трудностей в работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, для обоснования дальнейших направлений работы с ними. Используемые методы в исследовании -педагогический анализ, анкетирование, беседа. Полученные результаты исследования дают основания для обсуждения дальнейших направлений работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту. Вывод. Проведенное исследование позволило определить основные направления, позволяющие преодолеть трудности в работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту: работа по сплачиванию воинского коллектива и индивидуальная работа с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

Ключевые слова: военнослужащие, проходящие службу по контракту, индивидуальная работа, коллектив, направления работы, трудности в работе.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p362-366

JUSTIFICATION OF DIRECTIONS OF WORK WITH MILITARY PERSONNEL SERVING UNDER THE CONTRACT

Vladislav Igorevich Shevkov, the adjunct, St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation

Abstract

Introduction. The article presents the data of the study conducted with officers of military units equipped with military personnel serving under the contract. The purpose of the study is to determine the difficulties in working with military personnel serving under the contract, to justify further areas of work with them. The methods used in the study are pedagogical analysis, questionnaires, and conversation. The results of the study provide grounds for discussing further areas of work with military personnel serving under contract. Conclusion. The conducted research allowed us to identify the main areas that allow us to overcome difficulties in working with military personnel serving under a contract: work on rallying the military team and individual work with military personnel serving under a contract.

Keywords: contract servicemen, individual work, team, areas of work, difficulties in the work.

В настоящее время численность военнослужащих, проходящих службу по контракту в войсках национальной гвардии, продолжает увеличиваться, в то время как объёмы военной службы по призыву уменьшаются. Можно прогнозировать, что ближайшие несколько лет военнослужащие, проходящие службу по контракту, полностью заменят военнослужащих по призыву.

Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации, иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы [3, раздел V].

Военная служба по контракту не является новшеством для войск. В 2003 году по поручению Президента Российской Федерации была разработана федеральная целевая программа [1], целью которой являлось обеспечение перехода к комплектованию военнослужащими по контракту ряда соединений и воинских частей. После решения задач программы: создания устойчивой системы комплектования, необходимых условий, разработки нормативно-правовой базы и ее завершения, комплектование войск «контрактниками» продолжает сохранять важность по сегодняшний день. В 2006 году Президентом РФ была поставлена задача на продолжение перехода к комплектованию воинских частей военнослужащими по контракту, а в 2012 году задача на увеличение их количества не менее чем на 50000 человек в год. Для решения поставленных задач в войсках разработаны приказы, распоряжения, инструкции и т.д., которые определяют необходимую численность, требования и порядок отбора военнослужащих по контракту.

На современном этапе развития войск работа с военнослужащими, проходящими службу по контракту, является важным аспектом и продолжает сохранять свою актуаль-

ность. Труднее она дается выпускникам военных институтов, большинство которых по прибытию в воинские части для прохождения дальнейшей службы, не имея определенного опыта, сталкиваются с управлением подразделениями комплектуемыми военнослужащими, проходящими службу по контракту на должностях сержантов и солдат. Данная категория военнослужащих, имеет особенности, которые связаны с разницей в возрасте, половым различием, наличием определенного опыта выполнения служебно-боевых задач, семейным положением, различием жизненных интересов во внеслужебное время и т.д. Перечисленные особенности военнослужащих, проходящих службу по контракту, значительно отличают их от военнослужащих по призыву и тем самым оказывают большое влияние на трудности, возникающие в работе с ними.

В толковом словаре термин «трудность» определяется, как неблагоприятное положение дел в какой-либо деятельности, в чьей-либо жизни и т.д., для преодоления, которого необходимо приложить значительные усилия [2]. Можно сказать, что выполнение данного рода деятельности имеет повышенный уровень сложности.

В течение 2020 года готовилось и проводилось исследование по выявлению трудностей в работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту. В исследовании приняли участие офицеры воинских частей комплектуемых военнослужащими, проходящими службу по контракту, в количестве 63 человек. Целью исследования являлось определение трудностей в работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, для обоснования дальнейших направлений работы. Для достижения поставленных целей был использован опросный метод исследования - анкетирование.

По результатам проведения опроса большинство офицеров (97%) указали, что работа с военнослужащими, проходящими службу по контракту, отличается от работы с военнослужащими по призыву. Также 97% опрошенных отметили необходимость подготовки в военных институтах будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, при этом было предложено указать основания необходимости данной подготовки. Третья часть офицеров (36%) оставили свой ответ без комментариев. Наиболее повторяющиеся были ответы: слабая подготовленность выпускников военных институтов к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту (23%); приоритетность данного направления (11%); переход войск на комплектование военнослужащими, проходящими службу по контракту (10%).

Из основных трудностей работы с военнослужащими по контракту указанных офицерами, при помощи метода ранжирования было выбрано четыре варианта ответов:

1) неготовность военнослужащих по контракту ограничивать свои потребности и воспринимать требования военной службы (55%);

2) трудности в сплачивании коллектива военнослужащих разного возраста, пола, срока службы, имеющих различные интересы и увлечения (55%);

3) нежелание военнослужащих по контракту успешно овладевать своей военной специальностью (51%);

4) недостаточные знания в организации индивидуальной работы с различными категориями военнослужащих по контракту (51%).

Подсчет ответов проводился в процентном и в количественном соотношении. Каждому респонденту предлагалось из десяти вариантов ответов выбрать пять или предложить свой ответ. Данный способ использовался и далее в ходе обработки результатов опроса. Трудности работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту, которые отметили офицеры наиболее многократно, можно разделить на две группы:

1-й и 3-й ответы имеют объективные признаки трудностей работы, т.к. зависят в большей степени не от подготовленности офицеров, а от самих военнослужащих по контракту;

2-й и 4-й ответы имеют субъективные признаки, решение данных проблемных вопросов будет зависеть лично от офицеров.

Можно сделать вывод, что решение трудностей по сплачиванию коллектива военнослужащих, проходящих службу по контракту, и осуществлению индивидуальной работы будет во многом зависеть от подготовленности офицеров к работе по данным направлениям. Большинство опрашиваемых (63%) отметили необходимость повышения уровня знаний, умений и навыков для работы с военнослужащими по контракту в ходе обучения в военных институтах.

При этом офицеры указали, что для работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту в большей степени необходимы: умение принимать решение и действовать в различных ситуациях, которые определяются особенностью работы с военнослужащими по контракту (71%); умения анализировать различные проблемные ситуации (58%); умения осуществлять взаимодействие с различными категориями военнослужащих по контракту (58%).

По наиболее распространенному мнению офицеров, которые проходят службу в войсках на различных должностях и имеют опыт работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, для наиболее эффективной работы с данной категорией военнослужащих в учебный процесс военных институтов необходимо добавить:

- повышение уровня знаний в организации индивидуальной работы с различными категориями военнослужащих по контракту (60%);

- проведение мероприятий направленных на повышение знаний курсантов по сплочению коллективов военнослужащих по контракту (58%);

- рассмотрение и обсуждение особенностей военной службы по контракту, имеющих практическое применение в войсках (54%).

В завершении опроса испытуемым было предложено указать положительные аспекты работы с военнослужащими, проходящими службу по контракту, где наиболее значимым ответом явилась «осознанность в выборе профессии и личное желание прохождения службы, в соответствии с условиями контракта».

Нами установлены четыре основных трудности в работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, которые разделены на две группы, имеющие субъективные и объективные признаки. В исследовании мы выделим трудности, понимание и преодоление которых имеет субъективный характер:

- трудности в сплачивании коллектива военнослужащих, проходящих службу по контракту;

- трудности в организации индивидуальной работы с различными категориями военнослужащих, проходящих службу по контракту.

Делая вывод по результатам исследования, основными направлениями, которые позволят преодолеть трудности в работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту, явились: работа по сплачиванию воинского коллектива, а также индивидуальная работа с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

Задачи, связанные с подготовкой будущих офицеров к работе с военнослужащими, проходящими службу по контракту можно решать при помощи методов изучения лично -сти, коллектива военнослужащих и методик по сопровождению курсантов в ходе решения педагогических ситуаций и задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. О федеральной целевой программе "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004-2007 годы (с изменениями и дополнениями): постановление Правительства РФ от 25 августа 2003 г. N 523 // ГАРАНТ [справочно-поисковая система] : [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/1594195/ (дата обращения 01.01.2021).

2. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.В. Дмитриева. - Москва : Астрель : АСТ, 2003. - 1578 с.

3. О воинской обязанности и военной службе (с изменениями и дополнениями) : Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-Ф3 // КонсультантПлюс : [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения 01.01.2021).

REFERENCES

1. Government of the Russian Federation (2003), "On the federal target program "Transition to the recruitment of a number of formations and military units by military personnel doing military service under a contract" for 2004-2007 (with amendments and additions)", Resolution of August 25, 2003 N 523, available at: https://base.garant.ru/1594195/ (data accessed: 01.01.2021).

2. Dmitriev, D.V. (2003), Explanatory dictionary of the Russian language, Astrel, AST, Moscow.

3. State Duma of the Russian Federation (1998), "On conscription and military service (as amended and supplemented)", Federal Law of March 28, 1998 N 53-FZ, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (data accessed: 01.01.2021).

Контактная информация: master_chief89@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.02.2021

УДК 378.147

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ

ВУЗОВ

Светлана Валерьевна Шевцова, доктор педагогических наук, доцент, Военный университет, Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва; Надежда Михайловна Матвейчук, адъюнкт, преподаватель, Военный институт физической культуры,

г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной ответственности курсантов в высших образовательных учреждениях. На основе комплексного анализа результатов опытно-экспериментального исследования авторы раскрывают основные направления, способствующие эффективному формированию профессиональной ответственности. Обосновываются конкретные методы, средства и формы по улучшению организации воспитательной деятельности в военных вузах.

Ключевые слова: профессиональная ответственность, курсант, военный вуз, педагогическая система, военная педагогика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p366-372

PEDAGOGICAL DIRECTIONS, FORMS AND METHODS OF FORMATION OF PROFESSIONAL RESPONSIBILITY OF CADETS OF MILITARY UNIVERSITIES

Svetlana Valeryevna Shevtsova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Military University, Ministry of defense of the Russian Federation, Moscow; Nadezhda Mikhailovna Matveychuk, the adjunct, teacher, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Abstract

The article discusses the features of the formation of professional responsibility of cadets in higher educational institutions. Based on the comprehensive analysis of the results of the experimental study, the authors reveal the main directions that contribute to the effective formation of professional responsibility. The author substantiates specific methods, means and forms for improving the organization of educational activities in military universities.

Keywords: professional responsibility, cadet, military university, educational system, military pedagogy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.