Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коллектив военнослужащих / ценности / гражданственность / воспитательная работа / военнослужащие / military personnel / values / citizenship / educational work / military personnel

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д А. Ивлев

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития гражданственности военнослужащих. В работе рассматриваются условия, способствующие развитию гражданственности, проанализирован порядок адаптации к военной службе, влияние специфических условий на их ценности; приведен анализ взглядов исследователей на процесс адаптации. Значительное внимание уделяется социализации военнослужащих. Представленный материал позволяет сделать вывод, что командиры (начальники) должны создавать условия для развития гражданской позиции военнослужащих по контракту с момента их поступления на военную службу, т.е. с началом адаптации к военной службе и в последующем процессе осуществления служебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CITIZENSHIP AS A VALUE ORIENTATION OF MILITARY PERSONNEL

The article studies a current problem of developing the citizenship of military personnel. The article considers conditions that contribute to the development of citizenship in military personnel serving under contract as sergeants, analyzes the order of adaptation to military service, the influence of specific conditions of military service, the collective in the formation and development of value orientations of military personnel serving under contract. The article analyzes the views of researchers on the process of adaptation. The article reveals the important value of military service, expressed through a measure of material and moral remuneration. Considerable attention is paid to the socialization of military personnel. The presented material allows to conclude that commanders (chiefs) should create conditions for the development of the civil position of military personnel under the contract from the moment of its entry into military service and in the future.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

УДК 37.017.4

Ivlev D.A., adjunct, Novosibirsk Military Institute n.a. General of the Army I.K. Yakovlev of the National Guard of the Russian Federation (Novosibirsk, Russia),

E-mail: [email protected]

CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF CITIZENSHIP AS A VALUE ORIENTATION OF MILITARY PERSONNEL. The article studies a current problem of developing the citizenship of military personnel. The article considers conditions that contribute to the development of citizenship in military personnel serving under contract as sergeants, analyzes the order of adaptation to military service, the influence of specific conditions of military service, the collective in the formation and development of value orientations of military personnel serving under contract. The article analyzes the views of researchers on the process of adaptation. The article reveals the important value of military service, expressed through a measure of material and moral remuneration. Considerable attention is paid to the socialization of military personnel. The presented material allows to conclude that commanders (chiefs) should create conditions for the development of the civil position of military personnel under the contract from the moment of its entry into military service and in the future.

Key words: military personnel, values, citizenship, educational work, military personnel.

Д.А. Ивлев, адъюнкт, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации,

г. Новосибирск, Е-mail: iak05011953@ yandex.ru

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития гражданственности военнослужащих. В работе рассматриваются условия, способствующие развитию гражданственности, проанализирован порядок адаптации к военной службе, влияние специфических условий на их ценности; приведен анализ взглядов исследователей на процесс адаптации. Значительное внимание уделяется социализации военнослужащих. Представленный материал позволяет сделать вывод, что командиры (начальники) должны создавать условия для развития гражданской позиции военнослужащих по контракту с момента их поступления на военную службу, т.е. с началом адаптации к военной службе и в последующем процессе осуществления служебной деятельности.

Ключевые слова: коллектив военнослужащих, ценности, гражданственность, воспитательная работа, военнослужащие.

В современных условиях значительно повышаются требования к военнослужащим, контрактниками Росгвардии, их профессиональным, личностным, деловым и моральным качествам, развитие которых будет способствовать успешному выполнению воинского долга по защите Отечества.

В современном процессе воспитания военнослужащих идет поиск новых подходов к формированию их активной гражданской позиции, духовно-нравственных ценностей, патриотизма и гражданственности. Решение этих задач возможно, как показывает практика, в организации целостной воспитательной работы военнослужащих.

В связи с тем, что контрактники имеют сформированную гражданскую позицию и достаточный жизненный опыт, организация воспитательной работы с ними, по сравнению с военнослужащими по призыву, должна быть более требовательна, непрерывна и систематична. Только при экстремальной обстановке, когда от быстроты выполнения задачи может зависеть жизнь подчиненных, командир может проявить небольшую грубость, не допуская унижения личности военнослужащего.

Следует отметить, что выявление мотивов поступления на военную службу по контракту позволяет офицерам получить ответ на побуждение человека принять такое важное решение в жизни. Это обосновано тем, что условия прохождения военной службы значительно отличаются от гражданской жизнедеятельности военнослужащих.

Изъявленное желание служить обязывает человека отречься от своих установившихся поведенческих стереотипов, так как условия прохождения военной службы отличительны от гражданского времяпровождения и труда. К примеру, управление в Росгвардии и ее подразделениях основано на принципе единоначалия, которое предполагает осознанно подчиняться, выполнять приказы и распоряжения командира, что неумолимо ограничивает свободу и выбор действий. На ограничения свободы действий также влияет утвержденный регламент служебного времени, ведь его выполнение обязательно для каждого военнослужащего по контракту.

Серьезное влияние на военнослужащего оказывает постоянная готовность выполнять свои профессиональные обязанности в любых условиях обстановки в соприкосновении с риском для жизни, что оказывает психологическое напряжение. Все это негативно сказывается на психологическом здоровье военнослужащих. Поэтому проведение с ними воспитательной работы должно быть эффективным и непрерывным процессом.

Отметим, что отрыв военнослужащего от близких родственников, друзей, привычного окружения, адаптация к новому коллективу, изоляция от информации вне воинской части способствуют также психологическому напряжению и требуют формирования и развития новых отношений, привычек, умений и навыков [1, с. 168].

Проведенный анализ позволил утверждать, что при поступлении на службу по контракту человек оказывается в абсолютно новых условиях, отличающихся от прежней жизни.

Вместе с тем новые специфичные условия, контролируемая система придает возможность создать условия для прогрессивного и должного воспитания человека, несмотря на социально-экономическую ситуацию в стране и негативные поведенческие настроения в обществе.

Мы согласны с И.А. Алехиным в том, что воспитание «создает условия, активизирующие формирование и совершенствование положительных личностных качеств» [2, с. 283].

Важным для военнослужащего является адаптация его к условиям военной службы и взаимоотношениям в воинском коллективе.

Одним из основных понятий в научных исследованиях является адаптация, так как человек не может эволюционировать, не подстраиваясь, не вырабатывая механизмы, помогающие ему существовать в постоянно изменяющихся условиях среды.

В советское время исследователи А.В. Барабанщиков, В.С. Ротенберг, ПФ. Луков, К.К. Платонов, Л.А. Кандыбович, М.И. Дьяченко, Н.Ф. Феденко, С.С. Муцинов считали, что основа адаптации предназначалась для акклиматизации тела и личности к условиям воздействия новых раздражителей или к изменяющимся реалиям деятельности и жизни [3 - 8].

А.П Маклаков, П.В. Фролова, Л.П Егоров, Ц.П. Короленко и Ж.П Сенокосов считали, что человек, адаптируясь к окружающей среде, активно с ней взаимодействует и меняет свои взгляды, интересы [9 - 12].

Анализ проведенных исследований позволил нам рассматривать понятие «адаптация военнослужащих» как:

- свойство организма;

- процесс приспособления к условиям военной службы;

- результат взаимодействия военнослужащего и воинского коллектива.

- баланс между военнослужащим и новым окружением.

В становлении военнослужащего важную роль играет социальный уровень адаптации, так как социализация отражает способность военнослужащего воспринимать новую социальную роль в обществе. В связи с военной службой социализация человека кардинально меняется, он приобретает статус защитника Отечества, а это накладывает на него конкретные обязанности, связанные с риском для жизни [1, с 174].

Важным в воспитательной работе является знание жизненных ценностей контрактника, так как командир, зная, на какие ценности ориентируется контрактник, сможет в дальнейшем прогнозировать работу с ним.

Актуализация ценностей военной службы происходит в условиях трансформации общества, при этом на формирование ценностей военнослужащего существенное воздействие оказывают социальные институты Росгвардии. От уровня формирования ценностных ориентаций зависит и жизненная позиция, так как установившиеся ценности направляют поведение человека. Сегодня мотивы материального плана выходят на один уровень с гордостью за принадлежность к статусу военнослужащего, чувством долга перед Отечеством.

Обеспечение кадровой политики государства невозможно осуществить без предоставления социальных гарантий военнослужащим:

- предоставление единовременной выплаты на приобретение (строительство) жилья, порядок реализации программы обеспечения военнослужащих служебным жильем и др.;

- обеспечение денежным довольствием с учетом соответствующих коэффициентов, надбавки за классность, знание иностранных языков и ряд других);

- медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение;

- пенсионное обеспечение и др.

Разъяснение предоставляемых государством социальных гарантий способствует не только развитию активной гражданской позиции, но и одновременно формирует мотивационные действия для успешного прохождения военной службы. Уже то, что военный человек готов пожертвовать своей жизнью, защищая общество и государство, диктует необходимость проявления к нему соответствующей заботы.

Слова, данные военнослужащим при принятии Военной присяги по защите конституционного строя России, также являются для него ценностью, из которой вытекает чувство гражданственности, осознание своих прав и обязанностей перед обществом и государством.

Немаловажное воздействие на личность военнослужащего оказывает воинский коллектив, создавая среду для дальнейшего развития ценностных ори-ентаций, интересов и мотивов. Разностороннее развитие личности военнослужащего происходит путем совместной деятельности, многообразности отношений.

Организация жизнедеятельности подразделений в воинских частях на установленном нормативно-правовыми документами уровне способствует скорейшей адаптации личности, оказывает помощь в стойкой переносимости тягот и лишений военной службы.

О.Ю. Ефремов выделяет «педагогические условия, обязательные для выполнения в целях сплочения воинского коллектива:

- вовлечение военнослужащих в разнообразную и содержательную совместную деятельность;

- ее организация и стимулирование в целях сплочения и объединения военнослужащих в воинский коллектив;

- грамотное изложение требований к военнослужащим и воспитание актива воинского подразделения;

- организация системы перспектив в деятельности воинского коллектива;

- формирование здорового коллективного мнения;

- создание и развитие положительных традиций коллективной жизни» [13, с. 222].

Военный профессионал по сути своей гуманный, настырный и деятельный. Ему присуща духовно зрелая гражданственность и проявляется в самостоятельности поступков. Неотъемлемым атрибутом военнослужащего является общественная активность, проявляющаяся в отношении его к жизни общества, стремлении внести вклад в борьбу за защиту Отечества и мира.

«Коллективная атмосфера играет не менее важную роль в жизни каждого коллектива. Это общее, но подвижное эмоциональное состояние военнослужащих, которое влияет на проявление их качеств и свойств, используемых при выполнении обязанностей службы. На настроение военного коллектива влияют многие факторы: цели и результаты деятельности, взаимоотношения, конкретные условия жизни военнослужащих» [14, с. 254].

Так, А.С. Макаренко утверждал, что на развитие личности огромное влияние оказывает коллектив. «Любой человек обязан согласовывать свои личные стремления с задачами и целями всего коллектива. Так как взаимодействие личностей в коллективе и создает качественные его особенности» [15, с. 250 - 252].

Воспитание военнослужащего по контракту происходит не только за счет взаимоотношений в воинском коллективе, но и создания условий для профессиональной деятельности:

- приемлемый и четкий график служебного времени;

- организация труда с рациональным использованием военнослужащего;

- материальное обеспечение;

- конкретика в отдаваемых приказах (распоряжениях);

- всесторонняя помощь;

- контроль.

Воспитательная работа с военнослужащими осуществляется с учетом их социализационных, индивидуальных, социально-психологических, физиологических, возрастных особенностей и уровня развития профессиональных качеств.

Библиографический список

Известно, что феномен гражданственности не врожденный, а формируется и развивается в семье и школе, в обществе и на производстве.

Мы рассматриваем гражданственность как интегративное, нравственное качество личности военнослужащего, направленное на защиту общественных благ социального порядка, государства, с развитой активной гражданской позицией, высоким уровнем правовых знаний наряду с обязанностями граждан, проявляющей патриотизм и готовность к самопожертвованию при выполнении долга по защите своего Отечества.

В связи с постоянным изменением сущности общества гражданственность находится в постоянном развитии. Не может быть несколько «Родин» и несколько «Отечеств», любовь может проявляться только к конкретному Отечеству и единственной Родине. Каждый командир (начальник) обязан это помнить как при проведении воспитательной работы, так при повседневной жизнедеятельности.

В целях развития гражданственности следует использовать:

- занятия, предусмотренные планом боевой подготовки;

- культурно-досуговые мероприятия и различные формы массовой работы;

- уроки мужества;

- воинские ритуалы;

- требования уставов МО РФ и приказов войск национальной гвардии Российской Федерации.

Огромное влияние на развитие гражданственности оказывает сама воинская службы в рядах Росгвардии, ее внутренний порядок, учебные занятия.

Важнейшим итогом в воспитательной работе является осознание каждым военнослужащим своей гражданской позиции, что выражается в его отличной боевой подготовке (выучки) и осознанной дисциплинированности.

Гражданская позиция не может быть пассивной, необходимо ее проявление только с активной точки зрения. Личность, избравшая путь жизни носить погоны, защищать Отечество с оружием в руках не может относиться с безразличием к происходящему в мире [16, с. 13].

В целях развития гражданственности большое значение имеют мероприятия, направленные на ознакомление всего личного состава с военно-историческими событиями Российской армии, изучение традиций Росгвардии. Героические примеры предков побуждают совершать подвиги в боевых условиях и в наше время.

Отметим, что военная история обладает потенциальным свойством в воспитании защитников Отечества, в формировании у них высоких чувств гражданственности и ответственности на существующих традициях русского воинства [17, с. 13].

Все это активно формирует чувство гордости за принадлежность к войскам национальной гвардии.

Важным в развитии гражданственности выступает изучение произведений литературы и искусства всех народностей России, участие в художественной самодеятельности наряду с посещением памятных и исторических мест [18].

Процессы обучения, воспитания, развития и морально-психологической подготовки происходят в единстве, что приведет к положительным результатам.

Важнейшим условием является принцип сочетания высоких требований человека с уважением к его достоинству и личной заботы. В современных условиях, когда интересы человека считаются приоритетными, и для этого нет материальной предпосылки, этот принцип входит во внутреннее противоречие, где правильность ставится в зависимость от заботы.

Таким образом, развитие гражданственности военнослужащих напрямую зависит от условий прохождения военной службы, созданных в воинских частях (подразделениях). Командиры (начальники) должны создавать условия для развития гражданской позиции военнослужащих по контракту с момента поступления его на военную службу и его адаптации к ней и в дальнейшем непрерывном процессе служебной деятельности.

1. Психология и педагогика. Военная психология. Санкт-Петербург: Питер, 2007.

2. Алехин И.А. Военная педагогика: учебник для вузов. Москва: Издательство «Юрайт», 2018. Available at: https://urait.rU/viewer/voennaya-pedagogika-413437#page/1

3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976.

4. Луков ТФ., Платонов К.К. Психология. Москва, 1964.

5. Муцинов С.С. Молодые воины: воспитание и адаптация в коллективе. Москва: Институт военной истории МО СССР 1989.

6. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. Москва, 1984.

7. Традиции Российской армии. Москва, Жуковский: Кучково поле, 2002.

8. Феденко Н.Ф. Индивидуальная работа с подчиненными. Педагогические проблемы воспитания советских воинов. Москва, 1974.

9. Маклаков А.Г. Военная психология. Санкт-Петербург, 2004.

10. Короленко Ц.П., Фролова ГВ. Вселенная внутри тебя (Эмоции. Поведение. Адаптация). Новосибирск, 1979.

11. Егоров Л.Г. Социальная адаптация молодежи в социалистических воинских коллективах: (Социологический анализ). Автореферат диссертации ... кандидата философских наук. Москва, 1975.

12. Сенокосов Ж.Г. Молодые воины: трудности адаптации. А педагогом быть обязан. Москва, 1990: 63 - 68.

13. Военная педагогика: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2015.

14. Военная педагогика: учебное пособие для слушателей, курсантов военных вузов. Москва, 2008.

15. Военная педагогика: учебник для вузов. Москва: Издательство Юрайт, 2018.

16. Ефремов И.И., Хмара Н.И., Шевцов В.М. Офицер: личность и воин: монография. Москва: ВАГШ ВС РФ, 008.

17. Сенокосов Ж.Г. Социально-психологическая адаптация молодых солдат к воинской службе. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва: ВПА, 1990.

18. Вапилин Е.Г. Патриотическое и воинское воспитание в русской армии. Санкт-Петербург, 1994.

References

1. Psihologiya i pedagogika. Voennaya psihologiya. Sankt-Peterburg: Piter, 2007.

2. Alehin I.A. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo «Yurajt», 2018. Available at: https://urait.ru/viewer/voennaya-pedagogika-413437#page/1

3. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psihologicheskieproblemy gotovnostikdeyatel'nosti. Minsk, 1976.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Lukov G.F., Platonov K.K. Psihologiya. Moskva, 1964.

5. Mucinov S.S. Molodye voiny: vospitanie i adaptaciya v kollektive. Moskva: Institut voennoj istorii MO SSSR, 1989.

6. Rotenberg V.S., Arshavskij V.V. Poiskovaya aktivnost'i adaptaciya. Moskva, 1984.

7. Tradicii Rossijskoj armii. Moskva, Zhukovskij: Kuchkovo pole, 2002.

8. Fedenko N.F. Individual'naya rabota s podchinennymi. Pedagogicheskie problemy vospitaniya sovetskih voinov. Moskva, 1974.

9. Maklakov A.G. Voennaya psihologiya. Sankt-Peterburg, 2004.

10. Korolenko C.P., Frolova G.V. Vselennaya vnutri tebya ('Emocii. Povedenie. Adaptaciya). Novosibirsk, 1979.

11. Egorov L.G. Social'naya adaptaciya molodezhi v socialisticheskih voinskih kollektivah: (Sociologicheskij analiz). Avtoreferat dissertacii ... kandidata filosofskih nauk. Moskva, 1975.

12. Senokosov Zh.G. Molodye voiny: trudnosti adaptacii. Apedagogom bytobyazan. Moskva, 1990: 63 - 68.

13. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Sankt-Peterburg: Piter, 2015.

14. Voennaya pedagogika: uchebnoe posobie dlya slushatelej, kursantov voennyh vuzov. Moskva, 2008.

15. Voennaya pedagogika: uchebnik dlya vuzov. Moskva: Izdatel'stvo Yurajt, 2018.

16. Efremov I.I., Hmara N.I., Shevcov V.M. Oficer: lichnost'i voin: monografiya. Moskva: VAGSh VS RF, 008.

17. Senokosov Zh.G. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya molodyh soldatk voinskojsluzhbe. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva: VPA, 1990.

18. Vapilin E.G. Patrioticheskoe i voinskoe vospitanie vrusskojarmii. Sankt-Peterburg, 1994.

Статья поступила в редакцию 14.03.21

УДК 378.048.2

Kotov S.N., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky (Saratov, Russia), E-mail: [email protected]

Kovalenko Yu.V, Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky (Saratov, Russia), E-mail: [email protected]

Kuligin A.V., Doctor of Sciences (Medicine), senior lecturer, Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky (Saratov, Russia), E-mail: [email protected]

Manakhov G.A., resident doctor, State Medical University n.a. V.I. Razumovsky (Saratov, Russia), E-mail: [email protected]

PRAGMATISM OR IDEALISM: AN ETERNAL CHOICE (THE WAY TO MENTOR IN HIGHER MEDICAL SCHOOL). The change of epochs in Russia has led to

the formation of two life paradigms in many spheres, including education. One is pragmatism and the other is idealism. And while pragmatism may be appropriate in some practical areas of human activity, as far as medicine and education are concerned, idealism must be relied upon. And in this respect special requirements should be imposed not only on rank-and-file teachers, but also on leaders at all levels in the field of education. Particular attention should be paid to the development of mentoring qualities in teachers and administrators. Thus, a teacher-mentor, in addition to a body of theoretical and practical knowledge, should have a set of moral and ethical qualities and standards.

Key words: mentor teacher, educator, education, mentoring.

С.Н. Котов, канд. мед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ имени В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов, E-mail: [email protected]

Ю.В. Коваленко, канд. мед. наук, доц. ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ имени В.И. Разумовского» Минздрава России; г. Саратов, E-mail: [email protected]

А.В. Кулигин, д-р мед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ имени В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов, E-mail: [email protected]

Г.А. Манахов, клинический ординатор, ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ имени В.И. Разумовского» Минздрава России, г.Саратов, E-mail: [email protected]

ПРАГМАТИЗМ ИЛИ ИДЕАЛИЗМ: ВЕЧНЫЙ ВЫБОР (ПУТЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЕ)

Смена эпох в России привела к формированию во многих сферах, в том числе и сфере образования, двух жизненных парадигм. Одна из которых - прагматизм, другая - идеализм. И если прагматизм может быть уместен в каких-то практических областях деятельности человека, то применимо к медицине и образованию следует опираться целиком и полностью на идеализм. И в этом отношении особые требования должны предъявляться не только к рядовым преподавателям, но и к руководителям самого различного уровня в сфере образования. Особое внимание должно уделяться формированию в преподавателях и руководителях наставнических качеств. Таким образом, преподаватель-наставник помимо совокупности теоретических и практических знаний должен обладать совокупностью морально-нравственных качеств и этических норм.

Ключевые слова: преподаватель-наставник, педагог, воспитание, наставничество.

Не нужно кого-то убеждать, что мы живем на переломе разных эпох. Не просто смены одного строя на другой, а изменений идеологической парадигмы, ценностных и, самое главное, духовных ориентиров. И, как оказалось, не всегда положительных для обывателя. К сожалению, перемены, перестройка, ломка коснулись и медицинской сферы. В том числе остро стоит вопрос наставничества в медицине: когда на фоне социальных и экономических реформ, в том числе в медицине и образовании, сохраняется потребность в поддержке и развитии наставничества на основе общеизвестных кафедр, клинических школ и медицинских университетов, создаются и внедряются новые протоколы по вопросам наставничества в медицине [3; 6].

В настоящее время отчетливо прослеживается тенденция возврата к прежним, высоконравственным ориентирам, оказавшимся незыблемыми вне зависимости от национальных, религиозных и политических убеждений. Однако непростая эпоха 90-х годов, дикий капитализм, реформаторство сделали свое грязное

дело: сформировали целое поколение закоренелых материалистов, в том числе и среди медиков и преподавателей высшей школы. Материалистами, как ни странно, стали и часть медиков, воспитанных на прежних, социалистических ценностях, словно по мановению волшебной палочки сменивших бескорыстные лики на злобный оскал стяжателей.

Кто-то скажет, что тот пессимист, кто рисует нерадужные картины недавнего прошлого. Но, как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Так и хочется вспомнить великого Дарвина с его естественным и искусственным отбором. Какой именноотбор - не просто судить, но тяжелые будни преподавателя высшей школы в условиях дефицита ресурсов сделали свое положительное дело. В университетах и институтах остались интеллигенты российского общества. Не все преподаватели-медики, не выдержавшие проверку временем, ушли в практическое здравоохранение или вовсе из медицины, заполняя собой новые экономические сферы деятельности. С такой точкой зрения могут не согласить-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.