Научная статья на тему 'Резолюция Шестого Всероссийского собрания бухгалтеров и аудиторов (23 ноября 2006 г. , государственный Кремлевский дворец)'

Резолюция Шестого Всероссийского собрания бухгалтеров и аудиторов (23 ноября 2006 г. , государственный Кремлевский дворец) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Резолюция Шестого Всероссийского собрания бухгалтеров и аудиторов (23 ноября 2006 г., Государственный Кремлевский Дворец) В резолюции Шестого Всероссийского собрания бухгалтеров и аудиторов, в частности, отмечается, что 28 ноября 2006 г. исполняется10 лет со дня принятия первого в истории нашего государства Федерального закона «О бухгалтерском учете», заложившего новый правовой фундамент качественных изменений в деятельности хозяйствующих субъектов и организаций в русле общих процессов экономических реформ в России. Именно Минфином России совместно с профессиональным сообществом в преддверии этой юбилейной даты подготовлен новый законопроект «Об официальном бухгалтерском учете», который является новым масштабным подходом к решению проблем регулирования бухгалтерского учета в нашей стране. В нем по сути дела впервые достаточно подробно отражены объекты бухгалтерского учета, учетная политика экономического субъекта, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, инвентаризация активов и обязательств, денежное измерение объектов бухгалтерского учета, общие требования к финансовой отчетности и ее состав, а также ее особенности при реорганизации и ликвидации юридического лица. Собрание обсудило последние законопроекты и нормативные акты по реформированию учета, аудита и отчетности на среднесрочную перспективу в соответствии с новой стратегией экономических преобразований в России и требованиями МСФО, международных стандартов аудита, международных стандартов бухгалтерского образования и по результатам обсуждения отмечают, что несмотря на положительные сдвиги в реформировании бухгалтерского учета и аудита, все еще имеется ряд проблем, которые сдерживают эффективность данного процесса. В резолюции Шестого Всероссийского собрания бухгалтеров и аудиторов, в частности, отмечается, что 28 ноября 2006 г. исполняется10 лет со дня принятия первого в истории нашего государства Федерального закона «О бухгалтерском учете», заложившего новый правовой фундамент качественных изменений в деятельности хозяйствующих субъектов и организаций в русле общих процессов экономических реформ в России. Именно Минфином России совместно с профессиональным сообществом в преддверии этой юбилейной даты подготовлен новый законопроект «Об официальном бухгалтерском учете», который является новым масштабным подходом к решению проблем регулирования бухгалтерского учета в нашей стране. В нем по сути дела впервые достаточно подробно отражены объекты бухгалтерского учета, учетная политика экономического субъекта, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, инвентаризация активов и обязательств, денежное измерение объектов бухгалтерского учета, общие требования к финансовой отчетности и ее состав, а также ее особенности при реорганизации и ликвидации юридического лица. Собрание обсудило последние законопроекты и нормативные акты по реформированию учета, аудита и отчетности на среднесрочную перспективу в соответствии с новой стратегией экономических преобразований в России и требованиями МСФО, международных стандартов аудита, международных стандартов бухгалтерского образования и по результатам обсуждения отмечают, что несмотря на положительные сдвиги в реформировании бухгалтерского учета и аудита, все еще имеется ряд проблем, которые сдерживают эффективность данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резолюция Шестого Всероссийского собрания бухгалтеров и аудиторов (23 ноября 2006 г. , государственный Кремлевский дворец)»

ФОРУМЫ. СЪЕЗДЫ. КОНФЕРЕНЦИИ

РЕЗОЛЮЦИЯ ШЕСТОГО ВСЕРОССИЙСКОГО СОБРАНИЯ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ

(23 ноября 2006 г., Государственный Кремлевский дворец)

На протяжении ряда лет в России реализуются меры по реформированию бухгалтерского учета и аудита в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и международными стандартами аудита. Минфином России совместно с профессиональным сообществом разработана и реализуется Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, предусматривающая формирование базовой инфраструктуры применения МСФО и изменение всей системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, с более широким привлечением к этому процессу профессиональной общественности.

План мероприятий Минфина России на 2004 — 2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности включает задачи повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, изменение системы их регулирования, создание инфраструктуры применения МСФО, усиление контроля качества бухгалтерской отчетности, подготовку и повышение квалификации кадров.

28 ноября 2006 г. исполняется 10 лет со дня принятия первого в истории нашего государства Федерального закона «О бухгалтерском учете», заложившего новый правовой фундамент качественных изменений в деятельности хозяйствующих субъектов и организаций в русле общих процессов экономических реформ в России.

Именно Минфином России совместно с профессиональным сообществом в преддверии этой юбилейной даты подготовлен новый законопроект «Об официальном бухгалтерском учете», который является новым масштабным подходом к решению проблем регулирования бухгалтерского учета в нашей стране.

Законопроект является результатом напряженной работы профессионального сообщества

и государственных органов. Он обеспечивает, с одной стороны, формирование нового правового механизма регулирования бухгалтерского учета, а с другой — гарантии получения достоверной, обоснованной и прозрачной информации всеми заинтересованными организациями и лицами.

В нем, по сути дела, впервые достаточно подробно отражены объекты бухгалтерского учета, учетная политика экономического субъекта, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, инвентаризация активов и обязательств, денежное измерение объектов бухгалтерского учета, общие требования к финансовой отчетности и ее состав, а также ее особенности при реорганизации и ликвидации юридического лица.

Достаточно обоснованно также определены принципы регулирования бухгалтерского учета, документы в области организации и ведения бухгалтерского учета, органы регулирования и деятельность органов как государственного, так и негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

В проекте закона впервые вводится понятие экспертного органа по стандартам бухгалтерского учета и определяются его основные задачи, предлагается программа разработки национальных стандартов бухгалтерского учета, порядок их разработки и утверждения, в том числе органами государственного регулирования бухгалтерского учета.

Не остались за пределами проекта и вопросы хранения документов бухгалтерского учета и внутреннего контроля в экономическом субъекте; понятия обязательного экземпляра (финансовой отчетности), отчетного периода, отчетной даты; обязанности ведения бухгалтерского учета и ряд других вопросов, в частности сферы действия и цели закона, основные термины, используемые в настоящем законе, их определения, а также законодательство РФ о бухгалтерском учете.

Законопроект хорошо структурирован, последовательность его основных статей, начиная с традиционных общих положений и общих требований к бухгалтерскому учету и заканчивая регулированием бухгалтерского учета и заключительными положениями, имеет внутреннюю логику и взаимосвязь с другими законодательными актами в хозяйственной сфере.

В законопроекте справедливо предлагается передать разработку проектов отечественных стандартов на уровень негосударственного регулирования. В соответствии с законопроектом их смогут разрабатывать саморегулируемые объединения.

Справедливо также заложено формирование единого механизма, направленного на обеспечение единства понятийного аппарата стандартов, разрабатываемых различными органами негосударственного регулирования, т. е. требования об их соответствии международным стандартам.

Интересной новацией законопроекта является новый вид подзаконного акта, а именно рекомендации в области организации и ведения бухгалтерского учета, которые могут приниматься саморегулируемыми профессиональными объединениями, причем эти рекомендации не будут носить обязательного характера.

В соответствии с законопроектом российская система бухгалтерского учета будет весьма тесно приближена к МСФО. Часть 14 ст. 19 проекта закона дает право экономическому субъекту, имеющему дочерние общества, разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Это право, несомненно, будет полезным для всей системы унификации учетной политики в рамках консолидируемых групп компаний, а конкретные требования по организации и ведению бухгалтерского учета будут содержаться в подзаконных актах.

Часть 1 ст. 19 законопроекта предусматривает следующие возможные виды таких подзаконных актов: национальные стандарты, отраслевые стандарты, разъяснения национальных и отраслевых стандартов, рекомендации в области организации и ведения бухгалтерского учета и, наконец, сами стандарты хозяйствующего субъекта.

Таким образом, законопроект существенно расширяет значение и задачи саморегулируемых объединений бухгалтеров и аудиторов, повышает роль профессионального суждения членов нашего сообщества, приближает всю систему регулирования бухгалтерского учета в России к требованиям МСФО.

Именно по всей совокупности основных положений законопроекта его необходимо поддержать

всеми участниками Собрания и членами нашего профессионального сообщества.

Участники Шестого Всероссийского собрания бухгалтеров и аудиторов, представляющие бухгалтеров, аудиторов, финансовых директоров и в целом директорский корпус предприятий и организаций различных секторов экономики, работников и ученых высших учебных заведений и научных институтов, руководителей и специалистов экономических и финансовых органов администраций субъектов РФ, органов управления хозяйственных комплексов страны, общественных объединений и организаций, поддерживают масштабные цели развития российской экономики, выдвинутые Президентом РФ В. В. Путиным, и приложат силы, знания и умения для их безусловного достижения. Решение задач по созданию конкурентоспособной рыночной экономики должно стать результатом успехов каждого предприятия в эффективном использовании инвестиций, в удовлетворении запросов потребителей, в стратегической ориентации и искусстве управления, в повышении предпринимательской активности.

Как никогда ранее, хозяйствующие субъекты, их руководители — финансовые директора и главные бухгалтеры стали главными действующими лицами реформ, всех социально-экономических преобразований. Главными ресурсами развития экономики все в большей степени становятся люди и знания, которыми они обладают, интеллектуальный капитал и растущая профессиональная компетенция кадров.

Собрание обсудило последние законопроекты и нормативные акты по реформированию учета, аудита и отчетности на среднесрочную перспективу в соответствии с новой стратегией экономических преобразований в России и требованиями МСФО, международных стандартов аудита, международных стандартов бухгалтерского образования и по результатам обсуждения отмечают, что, несмотря на положительные сдвиги в реформировании бухгалтерского учета и аудита, все еще имеется ряд проблем, которые сдерживают эффективность данного процесса.

Одной из проблем эффективности реформирования бухгалтерского учета является недостаточный уровень знания МСФО бухгалтерами и аудиторами. Повышение уровня квалификации бухгалтеров является одной из первоочередных задач, решение которых будет способствовать достижению целей перехода на МСФО в обозначенные Правительством РФ сроки.

Процесс перехода на МСФО должен сопровождаться формированием новой модели взаи-

моотношений государства и субъектов рыночных отношений. Международный опыт убеждает, что саморегулируемые организации (СРО) оказывают существенную роль, повышая эффективность реформы. При этом должны быть обеспечены правовые условия деятельности СРО, создание которых входит в обязанность государства.

Поддерживая меры начавшейся административной реформы, касающиеся ограничения масштабов и повышения эффективности государственного вмешательства в экономику, обращаем особое внимание на осуществление тех изменений, которые предусматривают:

— обеспечение открытости информации о деятельности государственных органов исполнительной власти;

— разработку и внедрение системы, при которой органы власти, предлагающие введение новых форм государственного вмешательства в экономику, обязаны публично доказывать необходимость такого вмешательства;

— введение процедур периодической оценки эффективности используемых мер государственного регулирования;

— повышение эффективности управления государственной собственностью;

— полный отказ от совмещения функций органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов;

— разработку законодательной базы деятельности СРО, в том числе профессионального бухгалтерского и аудиторского сообщества, которые должны взять на себя ряд функций, выполняемых государством.

Ближайшие годы потребуют от бухгалтерского и аудиторского сообщества в качестве приоритетных решения новых для них задач:

— наращивания в практике хозяйствования собственно стратегических ориентиров, несмотря на возрастание уровня сложности текущих процессов;

— расширения стимулов деятельности персонала, постепенной переориентации на модель партнерских отношений;

— перестройки структуры предприятия и принципов его управления в соответствии с требованиями рынка, снижения роли факторов, замедляющих внедрение инноваций на предприятии;

— дальнейшего поворота от модели выживания предприятия к модели его развития;

— управления интеллектуальной собственностью, содействующего продвижению в высокотехнологичные сферы.

Ключевым моментом является решение проблем согласования действий различных ведомств

и законодательных органов. На сегодняшний день российская отчетность используется преимущественно налоговыми органами и органами статистики. Следовательно, при переходе на составление финансовой отчетности по МСФО необходимо проработать вопросы составления налоговой и статистической отчетности.

Высокая степень координации необходима также для обеспечения синхронности перехода различных категорий участников рынка на МСФО. При этом участники Шестого Всероссийского собрания бухгалтеров и аудиторов отмечают целесообразность в первую очередь обеспечения перехода на МСФО тех предприятий, которые выходят на фондовый рынок в целях привлечения капитала, т. е. проводят публичное размещение своих ценных бумаг (акций и облигаций), так как именно они нуждаются в информационной прозрачности эмитента для правильной оценки рискованности возможных вложений.

Участники собрания выражают обеспокоенность фактом отсутствия постоянно действующей и непрерывной системы перевода на русский язык обновляемых версий международных стандартов, а также отсутствием системы отслеживания и доведения до пользователей изменений в МСФО.

В целом участники собрания подчеркивают, что в настоящее время в России сложилась благоприятная ситуация для внедрения МСФО, проводится активная подготовительная работа, решаются вопросы совершенствования законодательства. Заметно активизировалась работа в этой сфере среди исполнительных федеральных органов, в числе которых Минэкономразвития, Минфин и Банк России.

В связи с этим участники собрания бухгалтеров и аудиторов заявляют о необходимости:

— ускорения принятия новых законов «Об официальном бухгалтерском учете», «О консолидированной финансовой отчетности», «О саморегулируемых организациях», внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и другие законы и нормативные акты для устранения возможных противоречий и несоответствий в законодательстве, причем принятие этих изменений и самих законопроектов следует осуществить единым пакетом;

— модернизации всей системы финансовой отчетности российских предприятий и внедрения МСФО в организациях, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций;

— устранения существенных различий в национальной и мировой системах составления финансовой отчетности как фактора, препятству-

ющего сопоставлять информацию о российских предприятиях с их зарубежными аналогами;

— методологического и методического обеспечения адаптации МСФО в российских компаниях, в том числе с учетом отраслевых аспектов применения МСФО с более широким привлечением профессионального сообщества к проведению реформы;

— обеспечения правовых и организационных условий деятельности профессиональных объединений и СРО в процессе перехода на МСФО;

— внедрения МСФО и Международных стандартов аудита как необходимого условия интеграции России в мировую экономику;

— осуществления работ в рамках организации — Национального фонда по стандартам финансовой отчетности, действующего на принципах саморегулирования, принятия мер для скорейшего опубликования официального текста последнего издания МСФО, а также создания системы оперативного отслеживания и публикаций изменений в МСФО;

— организации и проведения широкомасштабных мероприятий по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с новыми требованиями;

— выработки единой государственной политики по отражению учета в нормативных документах деятельности хозяйствующих субъектов;

— продолжения реформирования налоговой системы в РФ на принципах справедливости, всеобщности налогообложения и эффективности, координации действий по сближению систем налогового и бухгалтерского учета;

— просить Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального собрания РФ при доработке проекта Федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» учесть поступившие предложения в части недопущения увеличения сроков проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков, а также уточнения полномочий налоговых органов по истребованию первичных учетных и прочих документов при проведении камеральной налоговой проверки;

— обратиться в Минфин и ФНС России с просьбой пересмотреть существующую методику отбора налогоплательщиков для проведения углубленной камеральной проверки. Углубленному анализу должны подвергаться организации, представляющие ту или иную отрасль, финансово-экономические показатели которых превышают установленный предел отклонения от средних по отрасли показателей. При этом рекомендовать возложить функции по осуществлению углубленного

анализа на отдел выездных налоговых проверок. Считать целесообразным ограничить права должностных лиц налоговых органов по истребованию дополнительных документов при проведении камеральных проверок, за исключением случаев истребования документов, относящихся исключительно к выявленной ошибке;

— разработки новых и уточнения ранее утвержденных положений по бухгалтерскому учету;

— формирования по-настоящему упрощенной и действенной, с точки зрения интересов малого предпринимательства, систем учета и отчетности. В этой связи в обсуждаемом законопроекте «Об официальном бухгалтерском учете» следовало бы четче прописать принципы упрощенной системы учета для субъектов малого предпринимательства, освобождающих их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления специальной годовой (хотя и упрощенной) бухгалтерской отчетности. Необходимость готовить еще одну отчетность повысит издержки и снизит привлекательность упрощенной системы налогообложения;

— при всей привлекательности организации жесткого внутреннего контроля для всех хозяйствующих субъектов, а для экономических субъектов, подлежащих обязательному аудиту и внутреннему контролю ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (предусмотренных ст. 28 законопроекта), учитывая дороговизну этой процедуры, желательно установление некоторого ранжирования в зависимости от объемов продаж и численности работников этих предприятий;

— постепенного перехода учреждений и организаций бюджетной сферы образования, здравоохранения и культуры на единые правила бухгалтерского учета, принятые для других сфер и отраслей национальной экономики;

— обеспечения высокого качества независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности и бухгалтерского учета;

— усиления всей аналитической работы и работы по методическому и нормативному доведению основных положений законов об учете и аудиторской деятельности до практики производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности с широким привлечением общественных ассоциаций и организаций бухгалтеров и аудиторов России;

— разработки индивидуального подхода к каждому региону России для оказания содействия в организации и развитии аудиторской деятельности на его территории;

— проведения в регионах совместно с государственными и муниципальными органами власти и управления, профессиональными бухгалтерскими и

аудиторскими объединениями публичных мероприятий, научно-практических конференций, совещаний и семинаров по проблемам совершенствования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности;

— разработки и внедрения эффективных систем контроля за качеством аудиторской деятельности, соблюдением внутренних и внешних стандартов, требований профессиональной этики;

— поддержки проекта Правил (стандартов) аудиторской деятельности седьмой очереди (вариант от 7 июля 2006 г.), а также Дорожной карты (приведения ФПСАД в соответствие с МСА), разработанной по результатам проекта ТАСК II «Осуществление реформы аудита в Российской Федерации»;

— развития системы поощрения для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за систематическое качественное осуществление аудиторской деятельности;

— разворачивания действенной системы контроля за качеством аудиторской деятельности;

— разработки концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности;

— осуществления комплекса мер по повышению полноты и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности с дифференцированным подходом к регламенту представления отчетности различными группами предприятий и организаций.

— активнее участвовать всем бухгалтерам и аудиторам России в выполнении Плана мероприятий Минфина России на 2004 — 2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу:

— просить федеральные законодательные и исполнительные органы власти в своей деятельности по регулированию бухгалтерского учета и аудита учитывать решения Шестого Всероссийского собрания бухгалтеров и аудиторов;

— активизировать работу по информированию работодателей и работников о налоговых и инвестиционных аспектах пенсионной реформы, изменениях в правилах формирования пенсионных прав граждан;

— всемерно поддержать инициативы Президента РФ В. В. Путина о формировании режима наибольшего благоприятствования для субъектов

малого предпринимательства в части использования единой общероссийской наиболее упрощенной и действенной системы учета, отчетности и налогообложения малого бизнеса;

— продолжить практику проведения конкурса на звание «Лучший бухгалтер России», расширив его сферу на проведение аналогичных конкурсов среди студентов, выпускников высших учебных заведений;

— организовать Аудиторской палате России совместно с Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов «Содружество» Первый Всероссийский конкурс «Определение рейтинга аудиторской организации»;

— поддержать предложение Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружество» по подготовке, переподготовке и повышению квалификации бухгалтеров различных уровней, в том числе в соответствии с требованиями МСФО по программам CIPA и АССА;

— просить Минобрнауки России и Учебно-методическое объединение при Финансовой академии при Правительстве РФ разработать соответствующие государственные образовательные стандарты;

— обратиться к средствам массовой информации с просьбой об освещении решений собрания и публикации настоящей резолюции.

Шестое Всероссийское собрание бухгалтеров и аудиторов обращается к Президенту РФ В. В Путину с предложением утвердить своим указом ежегодный профессиональный праздник «День бухгалтера и аудитора» и установить его празднование 28 ноября, в день вступления в силу Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Собрание поручает организационному комитету обобщить все предложения и критические замечания участников пленарного заседания и заседания «круглого стола» и направить их соответствующим министерствам и организациям для рассмотрения и ответа о принятых мерах.

Учитывая высокий уровень докладов и выступлений, а также актуальность обсуждаемых проблем, собрание рекомендует организационному комитету издать материалы собрания и «круглого стола» и направить их всем участникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.