5(167) - 2013
ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О том, что представляют собой сегодня саморегулируемые организации (далее — СРО) и какую роль они могут сыграть в негосударственном регулировании бухгалтерского учета в России, в интервью корреспонденту Г. Н. Гафуровой рассказал президент Некоммерческого партнерства «Ассоциация Профессиональных Бухгалтеров Содружество», директор по региональному развитию Некоммерческого партнерства «Аудиторская Ассоциация Содружество» Д. В. Лысенко.
— Денис Владимирович, как вы считаете, в ближайшей перспективе негосударственным регулированием бухгалтерского учета в России будут заниматься уже созданные ранее СРО в области аудита или возможно появление новых СРО, которые будут заниматься только бухгалтерским учетом?
— Думаю, что для СРО аудиторов достаточно работы в сфере аудиторской деятельности. Бухгалтерская деятельность намного шире. Напомню, что в соответствии с утвержденным планом по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина России от 30.11.2011 № 440), а также в соответствии с принятыми решениями Правительством РФ на основе анализа применения МСФО в России предусмотрено:
• ускорение сближения федеральных стандартов с МСФО. Правительство РФ приняло решение перенести на 2014 г. завершение исполнения комплекса мер по переводу федеральных стандартов на МСФО;
• в 2013 г. — начало работы Совета по стандартам бухгалтерского учета. Он станет центральным звеном системы разработки и принятия стандартов бухгалтерского учета. Также должна
быть налажена работа негосударственных органов регулирования;
• в 2013 — 2014 гг. — расширение круга организаций, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО;
• к 2014 г. — завершение разработки предложений по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;
• к 2014 г. — окончание разработки предложений по введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;
• в 2012 — 2013 гг. — завершение разработки предложений по развитию саморегулирования в сфере оказания бухгалтерских услуг;
• в 2013 г. — в целях обеспечения права пользователей на доступ к отчетности, составленной по МСФО, завершение формирования единого информационного ресурса, в который будет поступать вся консолидированная финансовая отчетность, составленная по МСФО от всех организаций, которые эту отчетность составляют. В ближайшее время также предполагается совершенствовать надзорную деятельность, создать систему ответственности за качество отчетности, составленной по МСФО, ввести обязательную публикацию промежуточной консолидированной финансовой отчетности, составленной по МСФО, и др.
Это лишь малый круг вопросов, которые в рамках принятого закона о бухгалтерском учете необходимо решить в ближайшее врем, и особую роль в этом процессе отводится субъектам негосударственного регулирования. На мой взгляд, в рамках негосударственного регулирования бухгалтерского
30
бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии
учета должны быть созданы новые независимые от аудиторской деятельности профессиональные организации, например СРО бухгалтеров.
— Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» субъект (СРО) негосударственного регулирования бухгалтерского учета может разрабатывать проекты, проводить публичное обсуждение этих проектов и представлять их в уполномоченный федеральный орган. Как в сегодняшних СРО аудиторов готовятся предложения по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета? Каким образом это организуется?
— Вообще в любой профессиональной организации должен быть создан комитет по стандартизации и методологии, в задачи которого и должна входить разработка таких стандартов. Опыта разработки бухгалтерских стандартов нет ни у одного СРО аудиторов, так как это не входит в уставные задачи таких организаций.
Хочу также отметить, что в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Минфин России утвердил Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, за исключением программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (приказ Минфина России от 11.03.2013 № 26н).
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета представляет собой перечень проектов, подлежащих разработке. В программе по каждому проекту федерального стандарта устанавливаются:
• рабочее наименование проекта;
• срок представления проекта в Минфин России;
• уведомления о разработке проекта (в случае если указанный субъект принимает на себя обязательство разработать проект федерального стандарта);
• срок представления проекта в совет по стандартам бухгалтерского учета;
• предполагаемая дата вступления федерального стандарта в силу;
• ответственные исполнители (разработчики проектов федеральных стандартов). Необходимо напомнить, что принятие стандартов — это требование Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». На сегодняшний день стандарты не разработаны и не приняты.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных этим законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации, до дня вступления в силу данного закона.
Также о принятии стандартов и поэтапном реформировании бухгалтерского учета говорится и в Плане Министерства финансов Российской Федерации на 2012 — 2015 гг. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности.
— По данным единого государственного реестра, сегодня насчитывается пять саморегулируемых организаций аудиторов. Данные организации как-то взаимодействуют между собой в решении актуальных вопросов в области учета и аудита?
— Безусловно, между СРО аудиторов есть определенная конкуренция, что вполне закономерно в условиях рынка. При этом развитие процесса саморегулирования не ограничивается только формированием конкурентной среды, он создает также предпосылки для объединения СРО для решения общих задач, стоящих перед ними, путем создания единой структуры «над СРО». Причем этот механизм был предусмотрительно заложен в ст. 24 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях».
Основываясь на действующем законодательстве, следуя логике развития саморегулирования, после завершения формирования и внесения в реестр созданных СРО аудиторов начались процессы интеграции.
Первоначально идею создания национального союза единодушно поддержали руководители всех действующих СРО аудиторов России. Но пока обсуждались учредительные документы и принципы работы данной организации, время шло... А за этот период был создан Совет по аудиторской деятельности при Минфине России. Аудиторская палата России (АПР) сообщила, что она намерена и далее вести диалог со всеми СРО аудиторов в рамках тех структур, которые создаются в соответствии с Федеральным законом от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об
аудиторской деятельности». Конечно, надо иметь в виду, что речь шла о коллективном решении АПР. Ведь ни для кого не секрет, что решение об учреждении другой организации или вступлении в ее члены могут принять либо общее собрание СРО, либо постоянно действующие коллегиальные органы управления, избранные общим собранием.
Сегодня Национальный союз аудиторских объединений (НСА) учрежден четырьмя СРО аудиторов:
— Институтом профессиональных аудиторов;
— Московской аудиторской палатой;
— Российской коллегией аудиторов;
— Ассоциацией аудиторов «Содружество».
Основная цель создания Национального союза — консолидация и координация аудиторов России для решения наиболее острых и значимых задач. И таких задач перед российским аудитом в настоящее время предостаточно.
— На ваш взгляд, какие проблемы сегодня существуют в области негосударственного регулирования бухгалтерского учета в России?
— Введение системы саморегулирования определенным образом заменяет государственные регулирующие функции, так, например, введение СРО арбитражных управляющих привело к ликвидации такого государственного органа, как Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству. Часть функций этого органа была передана налоговой службе, основные функции — СРО арбитражных управляющих.
Введение саморегулирования в строительстве идет непросто, но также привело к ликвидации еще одной государственной структуры — Росстроя.
Наконец, при возникновении саморегулирования в аудиторской деятельности помимо того, что никакой ранее лицензирующий орган не был упразднен, так вообще все созданные СРО аудиторов превратились в некие «подотделы», регулирующие аудиторскую деятельность федерального органа (Минфин России).
К сожалению, процессы передачи регулирующих функций происходят не так быстро, как хотелось бы, поскольку в России по-прежнему считается, что правом устанавливать правила и стандарты в различных сферах деятельности обладают только государственные органы власти.
Остается надеяться, что через некоторое время профессионалы поймут, что не только их правом, но и обязанностями являются разработка и применение на практике стандартов профессиональной деятельности. При этом разрабатываемые ими
стандарты непременно войдут в противоречие, в управляемый конфликт с действующими нормативно-правовыми актами, утвержденными тем или иным министерством, и тогда появится необходимость в отмене через судебные инстанции того или иного нормативного акта. К сожалению, пока еще никто не воспользовался такой важной функцией СРО, как право выступать в суде без доверенности от имени неограниченного количества лиц, например, по отмене и изменению нормативных актов.
— Рассуждая о регулировании бухгалтерского учета в России, нельзя не спросить про ситуацию с переходом на Международные стандарты финансовой отчетности. Как этот переход оценивают эксперты и обычные служащие бухгалтерско-аудиторских фирм? Какие вы видите проблемы и перспективы этого перехода?
— Очевидно, что 2012 г. навсегда войдет в историю МСФО в России как переломная веха, как год первого обязательного формирования консолидированной отчетности важнейших компаний страны на основе не национальных российских, а Международных стандартов финансовой отчетности.
Начиная с 2012 г. консолидированную финансовую отчетность по МСФО в обязательном порядке начали составлять и представлять все:
— кредитные учреждения;
— страховые организации;
— организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.
Применение МСФО в банковской сфере и в реальном секторе экономики находится приблизительно на одном уровне. Если взять рейтинг крупнейших российских компаний, который составляет ежегодно рейтинговое агентство «Эксперт РА», то среди топ-100 порядка половины уже давно ведут отчетность по международным стандартам.
Изменения почувствовали не столько банки или другие финансовые институты, сколько пользователи финансовой отчетности. Закон вводит обязательное предоставление этой отчетности участникам рынка — акционерам, инвесторам — и обязательную публикацию этой отчетности. Тем самым обеспечивается доступ российских пользователей к консолидированной отчетности, составленной по международным стандартам.
Основной проблемой для России в области МСФО, на мой взгляд, является нехватка компетентных специалистов, имеющих практический опыт применения МСФО.