Научная статья на тему 'VI международный форум бухгалтеров и аудиторов на пути к международным стандартам'

VI международный форум бухгалтеров и аудиторов на пути к международным стандартам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Резолюция VI Международного форума бухгалтеров и аудиторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «VI международный форум бухгалтеров и аудиторов на пути к международным стандартам»

ФОРУМЫ. СЪЕЗДЫ. КОНФЕРЕНЦИИ

VI МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ БУХГАЛТЕРОВ

И АУДИТОРОВ

(25 мая 2005 г., Москва, Государственный Кремлевский дворец)

Основная цель Форума — выбрать современные подходы к перспективам развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, ориентируясь на основные тенденции развития мировой экономики. А также рассмотреть вопросы практического выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в России на ближайшее время (2005 - 2008 гг.), обсудить практические вопросы реализации изменений и дополнений в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности», получить всестороннюю информацию о новых мерах по развитию налоговой системы.

Главными организаторами Форума в этот раз были: Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» (Россия), Академия международного учета (Россия), Международная ассоциация бухгалтеров (Англия), Международная академия экономики и финансов (США).

Форум проводился при поддержке профильных министерств, служб и агентств России, а также при участии и содействии российских и зарубежных фондов, ассоциаций, советов и институтов бухгалтеров и аудиторов.

По традиции Форум начался с проведения пленарного заседания, на котором были обсуждены различные вопросы бухгалтерского учета. Далее последовала торжественная церемония награждения лучших бухгалтеров и аудиторов Российской Федерации общественными, национальными и международными наградами. Большой профессиональный интерес вызвал у участников Форума XII Международная выствка-эк-спозиция «Аудит и бухучет в Кремле — 2005».

Для участия в работе пленарного заседания были приглашены представители Аппарата Правительства, Министерства финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли, профильных агентств и служб России, администраций субъектов Федерации, правительства

г. Москвы, а также руководители и специалисты крупнейших профессиональных союзов и объединений, профессора и преподаватели ведущих экономических вузов России.

РЕЗОЛЮЦИЯ ФОРУМА

Участники VI Международного форума бухгалтеров и аудиторов, представляющие бухгалтеров, аудиторов, финансовых директоров и в целом директорский корпус предприятий и организаций различных секторов экономики, работников и ученых высших учебных заведений и научных институтов, руководителей и специалистов экономических и финансовых органов администраций субъектов Российской Федерации, органов управления хозяйственных комплексов страны, общественных объединений и организаций, поддерживают масштабные цели развития российской экономики, выдвинутые Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, и приложат все силы, знания и умения для их безусловного достижения. Решение задачи по созданию конкурентоспособной рыночной экономики должно стать результатом конкретных успехов каждого предприятия в эффективном использовании инвестиций, в удовлетворении запросов потребителей, в стратегической ориентации и искусстве управления, в повышении предпринимательской активности.

Как никогда ранее хозяйствующие субъекты, их руководители — финансовые директора и главные бухгалтеры, стали главными действующими лицами реформ, всех социально-экономических преобразований. Основными ресурсами развития экономики все в большей степени становятся люди и знания, которыми они обладают, интеллектуальный капитал и растущая профессиональная компетенция кадров.

На протяжении последних лет в России реализуются меры по реформированию бухгалтерс-

кого учета в соответствии с международной практикой учета и отчетности. Одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, предусматривающая формирование базовой инфраструктуры применения МСФО и изменение всей системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности с более широким привлечением к этому процессу участников профессионального сообщества нашей страны.

Принят План мероприятий Министерства финансов Российской Федерации на 2004 — 2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности, включающий задачи повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, изменение системы их регулирования, создание инфраструктуры применения МСФО, усиление контроля качества бухгалтерской отчетности, подготовку и повышение квалификации кадров.

Форум обсудил Концепцию развития учета и отчетности в России на среднесрочную перспективу в соответствии с новой стратегией экономических преобразований в России и требованиями международных стандартов финансовой отчетности и по результатам обсуждения отмечает, что в течение ряда лет в России реализуются меры по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с потребностями рыночной экономики и требованиями современных подходов, сложившихся в мировой практике. Несмотря на некоторые положительные сдвиги в процессе перехода на международные стандарты финансовой отчетности, имеется ряд проблем, которые сдерживают эффективность данного процесса. Острой является проблема отсутствия представительства России непосредственно в Комитете по МСФО. Россия не может влиять на принимаемые Комитетом решения, предлагать свои комментарии. Дальнейшие шаги, направленные на внедрение МСФО, могут быть не столь эффективными без решения вопроса о включении России в состав Комитета по МСФО.

Такой же острой остается проблема недостаточного уровня обучения бухгалтеров и аудиторов МСФО. Повышение уровня квалификации бухгалтеров является одной из первоочередных задач, решение которых будет способствовать достижению целей перехода на МСФО в обозначенные правительством сроки.

Процесс перехода на МСФО должен сопро-

вождаться формированием новой модели взаимоотношений государства и субъектов рыночных отношений. Международный опыт убеждает, что саморегулируемые организации (СРО) оказывают существенную роль в повышении эффективности реформ. При этом должны быть обеспечены правовые условия деятельности СРО, создание которых входит в обязанность государства.

Поддерживая меры начавшейся административной реформы, касающиеся ограничения масштабов и повышения эффективности государственного вмешательства в экономику, обращаем особое внимание на осуществление тех изменений, которые предусматривают:

- обеспечение открытости информации о деятельности государственных органов исполнительной власти;

- разработку и внедрение системы, при которой органы власти, предлагающие введение новых форм государственного вмешательства в экономику, обязаны публично доказывать необходимость такого вмешательства;

- введение процедур периодической оценки эффективности используемых мер государственного регулирования;

- повышение эффективности управления государственной собственностью;

- полный отказ от совмещения функций органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов;

- разработку законодательной базы деятельности СРО, в том числе профессионального бухгалтерского и аудиторского сообщества, которые должны взять на себя ряд функций, выполняемых государством.

Ближайшие годы потребуют от бухгалтерского и аудиторского сообщества решения новых приоритетных для него задач:

- наращивание в практике хозяйствования собственно стратегических ориентиров, несмотря на возрастание уровня сложности текущих процессов;

- расширение стимулов деятельности персонала, постепенная переориентация на модель партнерских отношений;

- перестройка структуры предприятия и принципов его управления в соответствии с требованиями рынка, снижение роли факторов, тормозящих внедрение инноваций на предприятии;

- дальнейший поворот от модели выживания предприятия к модели его развития;

- управление интеллектуальной собственностью, содействующее продвижению в высокотехнологичные сферы.

Ключевым моментом является решение проблем согласования действий различных ведомств и законодательных органов. На сегодняшний день российская отчетность используется преимущественно налоговыми органами и органами статистики. Следовательно, при переходе на составление финансовой отчетности по международным стандартам необходимо проработать вопросы составления налоговой и статистической отчетности.

Высокая степень координации необходима также для обеспечения синхронности перехода различных категорий участников рынка на МСФО. При этом участники Форума отмечают целесообразность в первую очередь обеспечить переход на МСФО тех предприятий, которые выходят на фондовый рынок в целях привлечения капитала, т. е. проводят публичное размещение своих ценных бумаг (акций и облигаций), так как именно участники публичного размещения нуждаются в информационной прозрачности эмитента для правильной оценки рискованности возможных вложений.

Участники Форума выражают обеспокоенность фактом отсутствия постоянно действующей, непрерывной системы перевода на русский язык обновляемых версий международных стандартов, а также отсутствием системы отслеживания и доведения до пользователей изменений в МСФО.

В целом участники Форума подчеркивают, что в настоящее время в России сложилась благоприятная ситуация для внедрения МСФО: проводится активная подготовительная работа, решаются вопросы совершенствования законодательства. Заметно активизировалась работа в этой сфере среди исполнительных федеральных органов, в числе которых Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Центральный Банк.

В связи с этим участники Форума бухгалтеров и аудиторов, заявляют о необходимости:

- ускорения принятия новых законов «О консолидированной отчетности», «О саморегулируемых организациях», внесения необходимых дополнений и изменений в законы «О бухгалтерском учете», «Об аудиторской деятельности» и другие законы и нормативные акты для устранения возможных противоречий и несоответствий в законодательстве;

- модернизации всей системы финансовой отчетности российских предприятий и внедрения

МСФО в организациях, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций;

- устранения существенных различий в национальной и мировой системах составления финансовой отчетности как фактора, препятствующего сопоставлять информацию о российских предприятиях с их зарубежными аналогами;

- методологического и методического обеспечения адаптации МСФО в российских компаниях, в том числе с учетом отраслевых аспектов применения МСФО с более широким привлечением профессионального сообщества к проведению реформы;

- обеспечения правовых и организационных условий деятельности профессиональных объединений и саморегулируемых организаций в процессе организации перехода на МСФО;

- внедрения МСФО и аудита как необходимого условия интеграции России в мировую экономику;

- осуществления работ в рамках организации Национального Фонда по стандартам финансовой отчетности, действующего на принципах саморегулирования;

- принятия мер к обеспечению представительства России непосредственно в Комитете по международным стандартам финансовой отчетности (г. Лондон);

- организации и проведения широкомасштабных мероприятий по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с новыми требованиями;

- выработки единой государственной политики по отражению учета в нормативных документах деятельности хозяйствующих субъектов;

- продолжения реформирования налоговой системы в Российской Федерации на принципах справедливости, всеобщности налогообложения и эффективности, координации действий по сближению систем налогового и бухгалтерского учета;

- разработки новых и уточнения ранее утвержденных положений по бухгалтерскому учету;

- формирования по настоящему упрощенной и действенной, с точки зрения интересов малого предпринимательства, системы учета и отчетности;

- постепенного перехода учреждений и организаций бюджетной сферы образования, здравоохранения и культуры на единые правила бухгалтерского учета, принятые для других сфер и отраслей национальной экономики;

- обеспечения высокого качества независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности и бухгалтерского учета;

- усиления всей аналитической работы и работы по методическому и нормативному доведению основных положений законов об учете и аудиторской деятельности до практики производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности с широким привлечением общественных ассоциаций и организаций бухгалтеров и аудиторов России;

- разработки индивидуального подхода к каждому региону России для оказания содействия в организации и развитии аудиторской деятельности на его территории;

- проведения в регионах совместно с государственными и муниципальными органами власти и управления, профессиональными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями публичных мероприятий, научно-практических конференций, совещаний и семинаров по проблемам совершенствования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности;

- разработки и внедрения эффективных систем контроля за качеством аудиторской деятельности, соблюдением внутренних и внешних стандартов, требований профессиональной этики;

- развития системы поощрения для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за систематическое качественное осуществление аудиторской деятельности;

- разворачивания действенной системы контроля качества аудиторской деятельности;

- разработки концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности;

- осуществления комплекса мер по повышению полноты и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности с дифференцированным подходом крегламенту представления отчетности различными группами предприятий и организаций.

Форум призывает всех бухгалтеров и аудиторов России активно участвовать в выполнении Плана мероприятий Министерства финансов Российской Федерации на 2004 — 2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу:

- просить федеральные законодательные и исполнительные органы власти в своей деятельности по регулированию бухгалтерского учета и аудита учитывать решения VI Международного форума бухгалтеров и аудиторов;

- активизировать работу по информирова-

нию работодателей и работников о налоговых и инвестиционных аспектах пенсионной реформы, изменениях в правилах формирования пенсионных прав граждан;

- всемерно поддержать инициативы Президента Российской Федерации В.В. Путина, Российского Союза промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленной палаты России о формировании режима наибольшего благоприятствования для субъектов малого предпринимательства в части использования единой общероссийской наиболее упрощенной и действенной системы учета, отчетности и налогообложения малого бизнеса;

- продолжить практику проведения конкурса на звание «Лучший бухгалтер России», расширив его сферу на проведение аналогичных конкурсов среди студентов, выпускников высших учебных заведений;

- поддержать предложение Международной общественной организации Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружество» по подготовке, переподготовке и повышению квалификации бухгалтеров различных уровней, в том числе в соответствии с требованиями МСФО по программам CIPA и АССА и в рамках созданной Академии международного учета;

- просить Министерство образования РФ и Учебно-методическое объединение при Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации разработать соответствующие государственные образовательные стандарты;

- обратиться к средствам массовой информации с просьбой об освещении решений Форума и публикации настоящей резолюции.

VI Международный форум бухгалтеров и аудиторов обращается к Президенту Российской Федерации В.В. Путину с предложением утвердить своим указом ежегодный профессиональный праздник «День бухгалтера и аудитора».

Форум поручает оргкомитету обобщить все предложения и критические замечания участников пленарного заседания и заседания круглого стола и направить их соответствующим министерствам и организациям для рассмотрения и ответа о принятых мерах.

Учитывая высокий уровень докладов и выступлений, а также актуальность обсуждаемых проблем, Форум рекомендует оргкомитету издать материалы Форума и круглого стола и направить их всем участникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.