Научная статья на тему 'Резолюция VIII Международного форума бухгалтеров и аудиторов'

Резолюция VIII Международного форума бухгалтеров и аудиторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

VIII Международный форум бухгалтеров и аудиторов, представляющих бухгалтеров, аудиторов, финансовых директоров и в целом директорский корпус предприятий и организаций различных секторов экономики, работников и ученых высших учебных заведений и научных институтов, руководителей и специалистов экономических и финансовых органов администраций субъектов Российской Федерации, органов управления хозяйственных комплексов страны, общественных объединений и организаций, проходил 22 мая 2007 г. в Государственном Кремлевском дворце.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Резолюция VIII Международного форума бухгалтеров и аудиторов»

13 (205) - 2007

ФОРУМЫ. СЪЕЗДЫ. КОНФЕРЕНЦИИ

РЕЗОЛЮЦИЯ VIII МЕЖДУНАРОДНОГО ФОРУМА БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ

(22 мая 2007 г., Москва, Государственный Кремлевский дворец)

Участники VIII Международного форума бухгалтеров и аудиторов, представляющие бухгалтеров, аудиторов, финансовых директоров и в целом директорский корпус предприятий и организаций различных секторов экономики, работников и ученых высших учебных заведений и научных институтов, руководителей и специалистов экономических и финансовых органов администраций субъектов Российской Федерации, органов управления хозяйственных комплексов страны, общественных объединений и организаций, поддерживают выдвинутые Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 26 апреля 2007 г в его ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации масштабные цели социально-экономического развития России и приложат все силы, знания и умения для их безусловного достижения.

Анализ реализации рекомендаций и поручений VII Международного форума бухгалтеров и аудиторов отражает положительные тенденции, наметившиеся в законотворческой, организационной и информационных сферах деятельности. В частности, следует отметить положительную тенденцию, которая наметилась в реализации предложений в законотворческой сфере. В резолюции отмечены наиболее конструктивные моменты этого процесса, которые позволят с позитивных позиций решать многие насущные вопросы дальнейшего развития бухгалтерского учета в России.

В сфере предварительного этапа адаптации МСФО в России удалось, наконец, перейти от общих слов к конкретным действиям. В образовательной сфере подготовлены и на практике реализуются различные обучающие программы по МСФО, начиная с так называемых общедемократических курсов и заканчивая новыми программами с международной сертификацией специалистов. В консультационной сфере создана методика трансформации отчетности российских предприятий в отчетность, подготавливаемую в соответствии с МСФО.

Существенным тормозом к переходу к более действенной системе адаптации и внедрения МСФО в России является, с одной стороны, задержка с принятием окончательного варианта закона «О консолидированной финансовой отчетности», с другой — отсутствие постоянно действующей системы перевода (с комментариями) МСФО у нас в стране, на что постоянно указывается в резолюциях всех форумов.

Следует подчеркнуть, что ряд предыдущих рекомендаций и предложений достаточно конструктивно повлияли на позитивное завершение программы TACIS II «Осуществление реформы аудита в России», нашли свое отражение и в основных положениях так называемой «Белой книги», и в Дорожной карте соответствия отечественных ФП-САД международным стандартам аудита, а также в отечественных правилах (стандартах) аудита.

Фактором, препятствующим реформе аудита в нашей стране, является непринятие до сих пор изменений, дополнений к Федеральному закону № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Наиболее позитивным моментом в реализации рекомендаций является то, что профессиональному бухгалтерскому сообществу во многом удалось принять самое непосредственное участие в синхронизации выполнения плана мероприятий на 2004 — 2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу.

В течение последних лет в России реализуются меры по реформированию бухгалтерского учета и аудита в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и международными стандартами аудита. Минфином России совместно с профессиональным сообществом разработана и реализуется Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, предусматривающая формирование базовой инфраструктуры

форумы. съезды. конференции

применения МСФО и изменение всей системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности с более широким привлечением к этому процессу профессиональной общественности.

План мероприятий Министерства финансов Российской Федерации на 2004 — 2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности включает задачи повышения качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, изменение системы их регулирования, создание инфраструктуры применения МСФО, усиление контроля качества бухгалтерской отчетности, подготовку и повышение квалификации кадров.

В прошлом году исполнилось 10 лет со дня принятия первого в истории нашего государства Федерального закона «О бухгалтерском учете», заложившего новый правовой фундамент качественных изменений в деятельности хозяйствующих субъектов и организаций в русле общих процессов экономических реформ в России.

Именно Минфин России совместно с профессиональным сообществом в преддверии юбилейной даты подготовили новый законопроект «Об официальном бухгалтерском учете», который является новым масштабным подходом к решению проблем регулирования бухгалтерского учета в нашей стране.

Законопроект является результатом напряженной работы профессионального сообщества и государственных органов, который обеспечивает, с одной стороны, формирование нового правового механизма регулирования бухгалтерского учета, а с другой — гарантии получения достоверной обоснованной и прозрачной информации всеми заинтересованными организациями и лицами.

В нем, по сути дела, впервые достаточно подробно отражены объекты бухгалтерского учета, учетная политика экономического субъекта, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, инвентаризация активов и обязательств, денежное измерение объектов бухгалтерского учета, общие требования к финансовой отчетности и ее состав, а также ее особенности при реорганизации и ликвидации юридического лица.

Достаточно обоснованно также определены принципы регулирования бухгалтерского учета, документы в области организации и ведения бухгалтерского учета, органы регулирования и деятельность органов как государственного, так и негосударственного регулирования бухгалтерского учета.

В проекте закона впервые вводится понятие экспертного органа по стандартам бухгалтерского учета и определяются его основные задачи, предлагается программа разработки национальных стандартов бухгалтерского учета и порядок их разработки и ут-

верждения, в том числе органами государственного регулирования бухгалтерского учета.

Не остались за пределами проекта и такие вопросы, как хранение документов бухгалтерского учета, внутренний контроль в экономическом субъекте, обязанность ведения бухгалтерского учета и ряд других вопросов.

Законопроект хорошо структурирован, последовательность его основных статей — начиная с традиционных общих положений и общих требований к бухгалтерскому учету и заканчивая регулированием бухгалтерского учета и заключительными положениями — имеет внутреннюю логику и взаимосвязь с другими законодательными актами в хозяйственной сфере. В нем справедливо предлагается передать разработку проектов отечественных стандартов на уровень негосударственного регулирования. В соответствии с законопроектом их смогут разрабатывать саморегулируемые объединения.

Справедливо также заложено формирование единого механизма, направленного на обеспечение единства понятийного аппарата стандартов, разрабатываемых различными органами негосударственного регулирования, а именно требования об их соответствии международным стандартам.

В целом существенно расширяются значение и задачи саморегулируемых объединений бухгалтеров и аудиторов, повышается роль профессионального суждения членов сообщества, система регулирования бухгалтерского учета в России приближается к требованиям МСФО.

Однако, несмотря на положительные сдвиги в реформировании бухгалтерского учета и аудита, все еще имеется ряд проблем, которые сдерживают эффективность данного процесса. Одной из них является недостаточный уровень обучения бухгалтеров и аудиторов МСФО. Повышение уровня квалификации бухгалтеров — одна из первоочередных задач, решение которой будет способствовать достижению целей перехода на МСФО в обозначенные Правительством РФ сроки.

Процесс перехода на МСФО должен сопровождаться формированием новой модели взаимоотношений государства и субъектов рыночных отношений. Международный опыт убеждает, что саморегулируемые организации оказывают существенную роль, повышая эффективность реформы.

Ближайшие годы потребуют от бухгалтерского и аудиторского сообщества в качестве приоритетных решения новых для них задач: — наращивание в практике хозяйствования собственно стратегических ориентиров, несмотря на возрастание уровня сложности текущих процессов;

— расширение стимулов деятельности персонала, постепенная переориентация на модель партнерских отношений;

— перестройка структуры предприятия и принци -пов его управления в соответствии с требованиями рынка, снижение роли факторов, тормозящих внедрение инноваций на предприятии;

— дальнейший поворот от модели выживания предприятия к модели его развития;

— управление интеллектуальной собственностью, содействующее продвижению в высокотехнологичные сферы.

Ключевым моментом является решение проблем согласования действий различных ведомств и законодательных органов. На сегодняшний день российская отчетность используется преимущественно налоговыми органами и органами статистики. Следовательно, при переходе на составление финансовой отчетности по международным стандартам необходимо проработать вопросы составления налоговой и статистической отчетности.

Высокая степень координации необходима также для обеспечения синхронности перехода различных категорий участников рынка на МСФО. При этом участники VIII Международного форума отмечают целесообразность в первую очередь обеспечить переход на МСФО тех предприятий, которые выходят на фондовый рынок в целях привлечения капитала, т. е. проводят публичное размещение своих ценных бумаг (акций и облигаций), так как именно участники публичного размещения нуждаются в информационной прозрачности эмитента для правильной оценки рискованности возможных вложений.

В целом участники форума подчеркивают, что в настоящее время в России сложилась благоприятная ситуация для внедрения МСФО: проводится активная подготовительная работа, решаются вопросы совершенствования законодательства. Заметно активизировалась работа в этой сфере среди исполнительных федеральных органов, в числе которых Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Центральный банк РФ.

В связи с этим участники форума бухгалтеров и аудиторов заявляют о необходимости:

— ускорения принятия новых законов «Об официальном бухгалтерском учете», «О консолидированной финансовой отчетности», «О саморегулируемых организациях», внесения необходимых изменений и дополнений в закон «Об аудиторской деятельности» и другие законы и нормативные акты для устранения возможных противоречий и несоответствий в законодательстве; Причем принятие этих изменений и самих законопроектов единым пакетом;

модернизации всей системы финансовой отчетности российских предприятий и внедрения МСФО в организациях, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций; устранения существенных различий в национальной и мировой системах составления финансовой отчетности как фактора, препятствующего сопоставлению информации о российских предприятиях с их зарубежными аналогами:

методологического и методического обеспечения адаптации МСФО в российских компаниях, в том числе с учетом отраслевых аспектов применения МСФО с более широким привлечением профессионального сообщества к проведению реформы;

обеспечения правовых и организационных условий деятельности профессиональных объединений и саморегулируемых организаций в процессе организации перехода на МСФО; внедрения МСФО и аудита как необходимого условия интеграции России в мировую экономику;

осуществления работ в рамках организации — Национального фонда по стандартам финансовой отчетности, действующего на принципах саморегулирования, а также принятия мер для скорейшего опубликования официального текста последнего издания МСФО и созданию системы оперативного отслеживания и публикаций изменений в МСФО; организации и проведения широкомасштабных мероприятий по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с новыми требованиями;

выработки единой государственной политики по отражению учета в нормативных документах деятельности хозяйствующих субъектов; продолжения реформирования налоговой системы в РФ на принципах справедливости, всеобщности налогообложения и эффективности, координации действий по сближению систем налогового и бухгалтерского учета; просить Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации при доработке проекта федерального закона «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» учесть поступившие предложения в части недопущения увеличения сроков проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков, а также уточнения полномочий

налоговых органов по истребованию первичных учетных и прочих документов при проведении камеральной налоговой проверки;

— обратиться в Минфин и МНС России с просьбой пересмотреть существующую методику отбора налогоплательщиков для проведения углубленной камеральной проверки. Углубленному анализу должны подвергаться организации, представляющие ту или иную отрасль, финансово-экономические показатели которых превышают установленный предел отклонения от средних по отрасли показателей. При этом рекомендовать возложить функции по осуществлению углубленного анализа на отдел выездных налоговых проверок. Считать целесообразным ограничить права должностных лиц налоговых органов по истребованию дополнительных документов при проведении камеральных проверок, за исключением случаев истребования документов, относящихся исключительно к выявленной ошибке;

— разработки новых и уточнения ранее утвержденных положений по бухгалтерскому учету;

— формирования по-настоящему упрощенной и действенной, с точки зрения интересов малого предпринимательства, системы учета и отчетности. В этой связи в обсуждаемом законопроекте «Об официальном бухгалтерском учете» четче следовало бы прописать принципы упрощенной системы учета для субъектов малого предпринимательства, освобождающих их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления специальной годовой, хотя и упрощенной, бухгалтерской отчетности. Естественно, что необходимость готовить еще одну отчетность повысит издержки и снизит привлекательность упрощенной системы налогообложения;

— при всей привлекательности организации жесткого внутреннего контроля для всех хозяйствующих субъектов, а для экономических субъектов, подлежащих обязательному аудиту и внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, предусмотренных ст. 28 законопроекта, учитывая дороговизну этой процедуры, установления некоторого ранжирования экономических субъектов в зависимости от объемов продаж и численности работающих на этих предприятиях;

— постепенного перехода учреждений и организаций бюджетной сферы — образования, здравоохранения и культуры на единые правила бухгалтерского учета, принятые для других сфер и отраслей национальной экономики;

— обеспечения высокого качества независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности и бухгалтерского учета;

— усиления всей аналитической работы и работы по методическому и нормативному доведению основных положений законов об учете и аудиторской деятельности до практики производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности с широким привлечением общественных ассоциаций и организаций бухгалтеров и аудиторов России;

— разработки индивидуального подхода к каждому региону России для оказания содействия в организации и развитии аудиторской деятельности на его территории;

— проведения в регионах совместно с государственными и муниципальными органами власти и управления, профессиональными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями публичных мероприятий, научно-практических конференций, совещаний и семинаров по проблемам совершенствования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности;

— разработки и внедрения эффективных систем контроля за качеством аудиторской деятельности с соблюдением внутренних и внешних стандартов, требований профессиональной этики;

— поддержки проекта Правил (стандартов) аудиторской деятельности седьмой очереди (вариант от 07.07.2006), а также Дорожной карты (приведения ФПСАД в соответствие с МСА), разработанной по результатам проекта TACIS II «Осуществление реформы аудита в Российской Федерации»;

— развития системы поощрения для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за систематическое качественное осуществление аудиторской деятельности;

— разворачивания действенной системы контроля качества аудиторской деятельности;

— разработки концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности;

— осуществления комплекса мер по повышению полноты и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности с дифференцированным подходом к регламенту представления отчетности различными группами предприятий и организаций.

Форум призывает всех бухгалтеров и аудиторов России продолжить активное участие в выполнении Плана мероприятий Министерства финансов Российской Федерации на 2004 — 2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерско-

го учета и отчетности в Российской Федерации на

среднесрочную перспективу:

— просить федеральные законодательные и исполнительные органы власти в своей деятельности по регулированию бухгалтерского учета и аудита учитывать решения VIII Международного форума бухгалтеров и аудиторов;

— активизировать работу по информированию работодателей и работников о налоговых и инвестиционных аспектах пенсионной реформы, изменениях в правилах формирования пенсионных прав граждан;

— всемерно поддержать инициативы Президента РФ В. В. Путина о формировании режима наибольшего благоприятствования для субъектов малого предпринимательства в части использования единой общероссийской наиболее упрощенной и действенной системы учета, отчетности и налогообложения малого бизнеса;

— продолжить практику проведения конкурса на звание «Лучший бухгалтер России», расширив его сферу на проведение аналогичных конкурсов среди студентов, выпускников высших учебных заведений;

— Аудиторской палате России совместно с Ассоциацией бухгалтеров и аудиторов «Содружество» организовать проведение рейтинга аудиторских организаций России, по результатам которого провести конкурсы «Лидер аудита России-2007»

и «Лучшая аудиторская организация России-2007», а также «Лучший аудитор России»;

— поддержать предложение Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружество» по подготовке, переподготовке и повышению квалификации бухгалтеров различных уровней;

— просить Минобрнауки России и Учебно-методическое объединение при Финансовой академии при Правительстве РФ разработать соответствующие государственные образовательные стандарты;

— обратиться к средствам массовой информации с просьбой об освещении решений форума и публикации настоящей резолюции.

VIII Международный форум бухгалтеров и аудиторов обращается к Президенту РФ В. В. Путину с предложением утвердить своим указом ежегодный профессиональный праздник «День работника бухгалтерского учета и аудита».

Форум поручает оргкомитету обобщить все предложения и критические замечания участников пленарного заседания и заседания круглого стола и направить их соответствующим министерствам и организациям для рассмотрения и ответа о принятых мерах.

Учитывая высокий уровень докладов и выступлений, а также актуальность обсуждаемых проблем, форум рекомендует оргкомитету издать материалы форума и круглого стола и направить их всем участникам.

Ф Ф Ф

Не успели оформить

подписку на 2007 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621 -69-49, Http://www.financepress.ru

(495) 621 -91-90 Е-таМ: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.