педагогические Удилов Тимофей Васильевич |
науки РЕЗИСТ-ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...
УДК 37.012
РЕЗИСТ-ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
© 2016
Удилов Тимофей Васильевич, кандидат технических наук, заместитель начальника
кафедры специальной подготовки Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются факторы, оказывающие влияние на эффективность обучения, дается их классификация. Раскрывается понятие резист-фактора обучения. Рассмотрены психические, физические, психологические, социальные и социально-психологические резист-факторы обучения. Отмечается существенное снижение психических, физических и психологических резист-факторов обучения в образовательных организациях МВД России за счет проведения вступительных испытаний абитуриентов, прохождения медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора. Вместе с тем, на основе анализа результатов исследования, автор пришел к выводу, что в процессе обучения возможно проявление факторов, снижающих эффективность познавательной деятельности обучаемого. Всестороннее изучение резист-факторов позволит диагностировать их проявление на ранней стадии обучения, предоставляя преподавателю возможность применения способов и мероприятий, направленных на преодоление данных факторов, повышая эффективность процесса обучения. Приведены результаты исследования прокрастинации среди курсантов МВД России, как социально-психологического резист-фактора обучения. В результате обработки ответов на тестовые задания, у большинства курсантов, вне зависимости от года обучения, явной прокрастинации не выявлено. Также не выявлено ярко выраженного качества пунктуальности, мотивации и планирования. Курсанты склонны действовать по обстоятельствам. Успешное достижение поставленных целей возможно при их высокой значимости для курсанта, планомерность действий связана с высокой мотивацией достижения.
Ключевые слова: образование, высшее образование, проблемы обучения, резист-фактор обучения, психология учебной деятельности, эффективность педагогического воздействия, мотивация, прокрастинация, коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм.
RESIST-FACTORS OF TRAINING OF CADETS OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
© 2016
Udilov Timofej Vasil'evich, candidate of technical sciences, deputy head of the chair of special preparation East Siberian Institute of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Irkutsk (Russia)
Abstract. In article the factors exerting impact on learning efficiency are considered, their classification is given. The concept of a resist-factor of training reveals. Mental, physical, psychological, social and social and psychological resist-factors of training are considered. Essential decrease in mental, physical and psychological resist-factors of training in the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia due to carrying out entrance tests of entrants, passing of medical examination and professional psychological selection is noted. At the same time, on the basis of the analysis of results of research, the author has come to a conclusion that in the course of training manifestation of the factors reducing efficiency of cognitive activity of the trainee is possible. Comprehensive study of resist-factors will allow to diagnose their manifestation at an early stage of training, giving to the teacher an opportunity of application of the ways and actions directed to overcoming of these factors, increasing efficiency of process of training. Results of research of a procrastination among cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia as social and psychological resist-factor of training are given. As a result of processing of answers to test tasks, at most of cadets, regardless of year of training, an obvious procrastination it isn't revealed. Also pronounced quality of punctuality, motivation and planning isn't revealed. Cadets are inclined to act on circumstances. Successful achievement of goals is possible at their high importance for the cadet, regularity of actions is connected with high motivation of achievement.
Keywords: education, the higher education, training problems, training resist-factor, psychology of educational activity, efficiency of pedagogical influence, motivation, procrastination, communicativeness, tendency to leadership, conformism.
Проблема повышения эффективности обучения имеет многовековую историю, но по-прежнему остается актуальной. Необходимо отметить, что эффективность обучения зависит не только от передовых методов и современных информационных технологий в образовательной деятельности, но и от наличия и степени выраженности некоторых отрицательных факторов обучаемых.
В 2011 году впервые было дано понятие резист-фак-торов обучения и апробирована их классификация [1].
Резист-факторы обучения (от англ. resistance - «сопротивление») - это факторы, препятствующие эффективному обучению.
Учитывая понятие термина «обучение» [2], резист-факторы обучения влияют на эффективность организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
На сегодняшний день, классификация резист-факто-ров обучения включает в себя четыре группы [3]:
1. физические и психические;
2. психологические;
3. социальные;
4. социально-психологические.
К физическим и психическим резист-факторам можно отнести различные патологии, физические недостатки и аномалии, а также наличие психических расстройств. Также возможны случаи внезапного появления физических резист-факторов вследствие получения травм в течение жизни человека.
Специфика образовательных организаций МВД России подразумевает отсутствие физических резист-факторов, так как граждане, поступающие в образовательные учреждения на факультеты, отделения очной формы обучения, в обязательном порядке проходят медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией в составе врачей-специалистов (хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог и дерматолог, при медицинских показаниях - врачи других специальностей) [4]. Если у абитуриента выявляется заболевание, препятствующее поступлению на учебу, военно-врачебная комиссия выносит заключение о негодности к поступлению в образовательное учреждение. Помимо этого, при прохождении военно-врачебной комиссии анализируются сведения
Удилов Тимофей Васильевич | педагогические
РЕЗИСТ-ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ... науки
о пребывании абитуриента на учете (наблюдении) по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами, ВИЧ-инфекции, о диспансерном наблюдении по поводу туберкулеза, кожно-венерических и других хронических заболеваний. Таким образом, можно предположить, что курсанты образовательных организаций МВД России характеризуются отсутствием явных физических и психических резист-факторов обучения.
К психологическим резист-факторам можно отнести особенности темперамента личности, замкнутость в общении, стеснительность, боязнь публичного выступления и пр.
Аналогично медицинскому освидетельствованию, кандидаты на поступление в образовательную организацию МВД России обязательно проходят профессиональный психологический отбор [5]. Психологический отбор осуществляется для определения способности кандидата по своим личным и деловым качествам выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, а также для выявления факторов риска девиантного поведения.
Личными и деловыми качествами, подлежащими изучению в ходе профессионального психологического отбора [5], являются:
1) уровень общего интеллектуального развития, способностей к логическим суждениям и умозаключениям, а также к четкому изложению информации в устной и письменной формах;
2) эмоциональная устойчивость, уравновешенность, контроль своего поведения и внешних проявлений эмоций, эмоциональная зрелость;
3) уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности;
4) внутренняя организованность, исполнительность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;
5) уровень правосознания и нравственных убеждений, честность, принципиальность, соблюдение норм общественной морали;
6) зрелость личности, способность брать на себя ответственность за свои решения, действия и поступки, умение определять приоритеты и последовательность в решении проблем, самостоятельность, уверенность в своих силах и уровень самокритичности;
7) самооценка, особенности мотивационной сферы личности.
Таким образом, можно, с достаточной долей уверенности, предположить, что курсанты образовательных организаций МВД России в минимальной степени подвержены влиянию психологических резист-факторов обучения.
К социальным резист-факторам можно отнести уровень образованности и социальный класс родителей и обучаемого, наличие и профессиональный уровень педагога и образовательного учреждения, социальная среда, в которой обучаемый развивался и развивается. При этом, нельзя отрицать, что возможны и положительные эффекты наличия выделенных факторов. Например, желание вырваться из определенного низшего социального слоя может усилить стремление к получению знаний на всех этапах развития личности. Равно как и социальное благополучие не дает гарантию отсутствия социальных резист-факторов, препятствующих эффективному получению знаний.
С момента зачисления в образовательную организацию, социальный статус обучаемых выравнивается -каждый из них становится «курсантом». Единая форма одежды и распорядок дня, проживание в общежитии при организации существенно снижает ряд социальных резист-факторов. Вместе с тем, круглосуточное нахождение в одном и том же коллективе способно стать ини-156
циатором новых, ранее отсутствовавших социальных и социально-психологических резист-факторов.
К социально-психологическим резист-факторам можно отнести низкую коммуникативность, склонность к лидерству, конформизм и ряд других [6].
Коммуникативность - врожденная или приобретенная способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником) или людьми [7].
Действительно, умение обучаемого правильно передавать свои мысли существенно влияет на процесс обучения. При этом, отсутствие коммуникативности будет отрицательно сказываться как на диалоге обучаемого с преподавателем, так и на диалоге с другими обучаемыми, препятствуя эффективному процессу получения знаний.
Схожий эффект может вызвать отсутствие и такого качества личности как коммуникабельность.
Коммуникабельность - способность к общению, к установке связей, контактов. Вместе с тем, излишняя коммуникабельность отрицательно влияет на дисциплину на занятии. Склонность к постоянному общению заставляет обучаемого отвлекаться от учебного материала на поиск собеседника и разговоры. А отсутствие коммуникабельности отрицательно влияет на активность обучаемого во время учебного занятия, а также способствует развитию психологических и социальных резист-факторов.
Следующие резист-факторы связаны с темпераментом личности обучаемого, при этом нельзя однозначно относить подобные качества ни к благоприятным обучению, ни к негативным факторам. Это - склонность к лидерству и конформизм.
Конформизм - это некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему, отказ от выработки собственной позиции, пассивное следование преобладающему образу мыслей и типу поведения, общесоциальным или групповым стандартам и стереотипам [8].
Конформизм непрерывно связан с лидерскими качествами личности. Необходимо отметить, что лидерские качества по-разному влияют на процесс обучения лидера. В зависимости от социальной среды, морально-психологического климата в учебном коллективе, от мнения большинства и прочего, склонность к лидерству и конформизм могут стать факторами, препятствующими эффективному обучению.
С целью расширения классификации социально-психологических резист-факторов обучения в работе [9] было исследовано явление прокрастинации среди курсантов системы МВД.
Прокрастинация (от лат. pro - вместо, впереди и crastinus - завтрашний) - склонность к постоянному откладыванию «на потом» неприятных дел [10]. При этом так называемыми «неприятными делами» могут быть подготовка к семинарскому, практическому занятию или контрольной работе, написание рефератов, курсовых работ и другие задания, отведенные на самостоятельное выполнение.
Одним из основоположников исследований феномена прокрастинации, Ноахом Милграмом в работе «Прокрастинация: болезнь современности» [11] было выделено пять видов прокрастинации, среди которых ежедневная (бытовая) и академическая (откладывание выполнения учебных заданий, подготовки к экзаменам и т.д.).
Для оценки склонности к академической и бытовой прокрастинации было проведено тестирование 80 курсантов МВД обучающихся на первом, втором, третьем и четвертом курсах, по 20 человек с каждого. Время проведения тестирования совпало с окончанием зимней сессии и началом четного семестра обучения. За основу опросного листа был взят онлайн тест, представленный на интернет-сайте [12].
педагогические науки
Удилов Тимофей Васильевич | РЕЗИСТ-ФАКТОРЫ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...
Курсанту предлагалось выбрать наиболее характерную для него модель поведения в описанной ситуации. Например, посвящает ли он подготовке ночь перед экзаменом, или часто ли он откладывает важное дело «на потом» и т.п. При этом в применяемом тесте, помимо вопросов об отношении к учебным занятиям также присутствовали вопросы бытового характера. Например, характерно ли для него откладывание принятия решения настолько, что проблема становится неактуальной, или чистит ли он обувь сразу после улицы.
Результаты ответов оценивались с использованием интернет-сайта, а затем анализировались отдельно в каждом конкретном случае.
По результатам обработки ответов, практически у всех курсантов, вне зависимости от года обучения, интерпретация ответов на тестовые задания была одинаковой. Явной прокрастинации не выявлено. Также не выявлено ярко выраженного качества пунктуальности, мотивации и планирования. Курсанты склонны действовать по обстоятельствам. Успешное достижение поставленных целей возможно при их высокой значимости для курсанта, планомерность действий связана с высокой мотивацией достижения.
Вместе с тем, анализ ответов на утверждение: «Как правило, я планирую готовиться к экзаменам с запасом времени, но по разным причинам получается, что я готовлюсь в последний момент» показал, что варианты ответов «скорее характерно» и «абсолютно характерно» выбрали 25 % опрошенных первого курса, 40 % опрошенных второго курса, 60 % опрошенных третьего курса и 65 % опрошенных четвертого курса. Похожие результаты были выявлены при выборе ответа на утверждение «Я планомерно готовлюсь к экзаменам, по крайней мере, за несколько дней до их начала». Вариант ответа «скорее характерно» выбрали 50 % опрошенных первого курса, 45% опрошенных второго курса и лишь 25 % опрошенных третьего и четвертого курса.
Таким образом, можно сделать вывод, что преимущественное количество старшекурсников планируют готовиться к экзаменам заранее, но лишь 25 % из них реализуют свои планы, не откладывая подготовку на последний день. Тогда как половина первокурсников планомерно готовиться к экзаменам за несколько дней до их начала. Причинами данного явления могут быть различные обстоятельства. Возможно, поведение старшекурсников объясняется наличием опыта прохождения предыдущих промежуточных аттестаций, и, как следствие, уверенностью в благоприятном исходе экзамена.
Одним из вариантов причины можно назвать банальное отсутствие желания действовать - лень. Как отмечают психологи, в случае лени субъект не хочет ничего делать и не беспокоится по этому поводу. В состоянии же прокрастинации человек осознаёт важность задания, но считает, что лучше взяться за него позже, когда появится подходящее настроение или после осуществления других личных планов [10].
Результаты тестирования показали, что большинству опрошенных курсантов совершенно не нравится «делать все в последний момент». Так ответили 85 % опрошенных первого курса, 70 % - второкурсников и 90 % - третьего и четвертого курсов. Более половины курсантов всех четырех курсов подтвердили, что они винят себя за отсутствие заблаговременной подготовки к экзаменам. Подобная психологическая реакция может свидетельствовать о наличие прокрастинации, нежели лени.
И именно прокрастинация характеризуется наибольшим негативным влиянием на эффективность обучения, так как обычно сопровождается чувством вины, потерей продуктивности, недовольством окружающих из-за не-выполненых обязательств и, как следствие, приводит к стрессу и депрессии.
Таким образом, несмотря на профессиональный отбор абитуриентов образовательных организаций МВД России, в процессе обучения возможно проявление фак-
торов, снижающих эффективность познавательной деятельности обучаемого. Всестороннее изучение резист-факторов позволит диагностировать их проявление на ранней стадии обучения, предоставляя преподавателю возможность применения способов и мероприятий, направленных на преодоление данных факторов, повышая эффективность процесса обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Удилов Т.В. Пропаганда знаний в курсантской среде / Т.В. Удилов, А.А. Тарханов // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: Материалы шестнадцатой всеросс. научн.-метод. конф. - Иркутск: ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, 2011. - С. 54-56.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. .№ 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» / КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174 (20 мая 2016).
3. Удилов Т.В. Классификация резист-факторов обучения // Современность в творчестве талантливой молодежи: материалы научно-практической конференции молодых ученых. Вып. 16. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД РФ, 2015. - С. 140-142.
4. Приказ МВД России от 14.07.2010 N 523 (ред. от 26.08.2013) «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» / КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_ LAW_106964 (20 мая 2016).
5. Постановление Правительства РФ от 06.12.2012 N 1259 (ред. от 06.03.2015) «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» / КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_ LAW_138821 (20 мая 2016).
6. Удилов Т.В. Социально-психологические резист-факторы обучения / Т.В. Удилов, К.Л. Кузнецов, Е.В. Кузнецова // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы восемнадцатой всеросс. научно-методической конференции. - Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2013. - С. 335-337.
7. Толковый переводоведческий словарь. - 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука. Л.Л. Нелюбин. 2003. - 320 с.
8. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. - 2806 с.
9. Удилов Т.В. Прокрастинация как социально-психологический резист-фактор обучения // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы двадцатой всероссийской научно-методической конференции. -Иркутск: ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2015. - С. 350-352.
10. Прокрастинация / Словарь-справочник «Управление персоналом» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal15-16.htm (20 марта 2016).
11. Milgram N.A. Correlates of academic procrastination / N.A. Milgram, G. Batori, D. Mowrer // Journal of School Psychology. - 1993. - Vol. 31(4). - P. 487-500.
12. Тест на прокрастинацию / Online Test Pad [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://onlinetes tpad.com/ru-ru/TestView/Test-na-prokrastinaciyu-15747/ Default.aspx (20 марта 2016).