Тронь Татьяна Михайловна ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ .
психологические науки
УДК 159.923
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ «АКТИВНЫХ ПРОКРАСТИНАТОРОВ» И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
© 2017
Тронь Татьяна Михайловна, аспирант дневного отделения
Московский институт Психоанализа (121170, Россия, Москва, Кутузовский проспект, 34, стр.14, e-mail: [email protected])
Аннотация. Одним из важнейших факторов подготовки будущих специалистов является эффективность обучения и глубина усвоения пройденного материала. Поэтому так важно минимизировать факторы, мешающие данному процессу. Одним из таких факторов является прокрастинация, которая сильно снижает эффективность обучения. Вместе с тем, по некоторым данным, такое ее проявление, как «активная прокрастинация» наоборот способствует концентрации ресурсов организма и положительно влияет на результаты обучения. В предлагаемом исследовании был проведен корреляционный анализ «активной прокрастинации» с личностными чертами, мотивацией, успеваемостью, эмоциональными состояниями и формированием профессионально важных качеств у студентов-психологов. Данное исследование показало, что «активная прокрастинация» связана с низкой нормативностью поведения, подозрительностью, конформизмом, низкими интеллектуальными способностями, эмоциональной жестокостью; социальной смелостью, рискованностью, доминированием; слабым самоконтролем; экстернальностью в сфере достижений, неудач, семейных и производственных отношений, здоровья; переживанием выраженных отрицательных психических состояний (деятельностных, общения, мотивационных, психофизиологических, волевых, интеллектуальных); низкой конгруэнтностью, коммуникативностью, рефлексией, самообладанием, саморуководством и часто появляющейся склонностью к откладыванию важных дел; слабой учебной мотивацией и академической успеваемостью. Анализ полученных результатов показывает, что «активная прокрастинация» не является эффективным средством решения поставленных в ходе обучения задач, не позволяет сформировать профессионально важные для психолога качества и получить хорошие отметки на экзаменационных испытаниях.
Ключевые слова: прокрастинация, активная прокрастинация, прокрастинация студентов, эффективность обучения.
CORRELATION BETWEEN THE PERSONAL ASPECT OF "ACTIVE PROCRASTINATORS"
AND STUDYING EFFICIENCY
© 2017
Tron Tatiana Mikhailovna, graduate student
Moscow Psychoanalysis Institute (121170, Russia, Moscow, Kutuzovsky pr, 34, block 14, e-mail: [email protected])
Abstract. One of the key factors when developing the future specialists is the efficiency of teaching and how deep the studies are understood. That is why it is so important to minimize the factors which are limiting this process. One of such factors is the procrastination which decreases the efficiency of studies a lot. Yet, the king of procrastination which is called the "active procrastination" is helpful in terms of focusing the body's resources and enhances the studies results. The correlation analysis of the "active procrastination" with the personal qualities, motivation, study results, emotional states and the formation of important qualities of the psychologist-students has been performed through the offered research. This research has shown that the "active procrastination" is linked with the low behavior standards, reluctance, conformism, low intellectual ability, emotional violence; social bravery, risk tendencies, domination; low self-control ability; externality in terms of achievements, failures, family and business relations, health; experiencing the negative psychological states (business, relationship, motivation, psycho-physiological, will, intellectual-wise); low congruity, communication ability, reflexes,self-control, self-management and frequently performed postponing of important actions; low studying motivation and academical grades. The analysis of the research results reflect the "active procrastination" to not be the effective way to solve the study exercises and goals and does not allow to work out the key professional qualities for a psychologist as well as achieve high grades.
Keywords: procrastination, active procrastination, students procrastination, studies effectiveness.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Прокрастинация - это откладывание дел «на потом», часто на самый последний момент. Буквально этот термин означает «на завтра» (от лат. «pro» - вперед, вместо и «crastinus» - завтрашний). Феномен прокрастинации достаточно молод. Сам термин появился 40 лет назад, в 1977 году, и за это время интерес к этому феномену только растет. Это вызвано тем, что данное явление рас-простреняется с удивительной скоростью, внедряется практически во все сферы жизни и вносит туда свое разрушительное воздействие.
Наиболее часто с этой проблемой сталкиваются студенты в процессе обучения и подготовки к отчетным мероприятиям (зачетам, экзаменам, написанию курсовых и дипломных работ и т.д.) По данным исследований Тиббетт Т. и Феррари Дж., академическая прокрастинация у студентов встречается с частотой до 75%. (Tibbett T.P., Ferrari J.R., 2014) Это оказывает резко негативное влияние на формирование будущих специалистов. А одной из важнейших задач обучения является его качество.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Одним из первых над
типологией прокрастинации поработал Дж.Феррари. Он выделил три ее типа:
1. Прокрастинация в принятии решений, когда человек не может своевременно принять даже самые незначительные решения.
2. Прокрастинация в избегании неприятных задач, когда человек пытается не браться вообще за неприятные для него задачи.
3. Прокрастинация, связанная с активизацией ресурсов организма, когда человек искусственно создает себе ситуацию «дедлайна». (Ferrari J.R., 1991)
Еще одна классификация было предложена A. Hsin Chun Chu и J.Nam Choi. Они предложили разделить про-крастинацию на пассивную (когда человек откладывает выполнение задания и так его и не завершает) и активную (когда человек специально оттягивает начало выполнения задания, чтобы активизировать свои ресурсы). (Hsin Chun Chu A., Nam Choi J., 2005; Nam Choi J., Moran S.V., 2009)
«Активная прокрастинация» выражается в специальном доведении выполнения задачи до «дедлайна», почти до самого последнего момента с тем, чтобы в условиях искусственно созданного дефицита времени достичь максимального сосредоточения внимания и концентрации сил на выполняемом деле. Для «активных прокра-
психологические науки
Тронь Татьяна Михайловна ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ...
стинаторов» характерна очень высокая уверенность в своих силах, сосредоточенность на процессе работы и на высоком результате, более эффективное использование времени, что существенно отличает их от «пассивных прокрастинаторов». То есть, «активную прокрастина-цию» можно считать положительным фактором, помогающим качественно и в срок выполнить необходимую работу (Hsin Chun Chu A., Nam Choi J., 2005; Nam Choi J., Moran S.V., 2009).
Однако, согласно нашим исследованиям, активная прокрастинация является негативным проявлением.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью данной статьи является выявление взаимосвязей между «активной прокрастинацией» и личностными чертами студентов-психологов, их мотивации, академической успеваемостью, психическими состояниями студентов и формированием профессионально важных качеств.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Исследование проводилось на выборке из 161 студента-психолога дневного отделения 1-4 курсов.
На первом этапе измерялось соотношение академической прокрастинации с личностными чертами, психическими состояниями и академической успеваемостью студентов. Изучалась взаимосвязь показателей методики PASS со шкалами личностных опросников, опросников, изучающих психические состояния, ГОЛ и показателем академической успеваемости.
В работе были использованы следующие психодиагностические методики:
- Опросник академической прокрастинации (PASS) в адаптации М.В. Зверевой. В рамках данной статьи будет рассматриваться только его шкала причин прокрастина-ции «Вызов». По сути, этот фактор и является выражением «активной прокрастинации». В нем выявляются те прокрастинаторы, которые склонны к выполнению заданий в самый последний момент, так как именно в «де-делайне» у них возникает необходимая для выполнения работы активация организма.
- 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла (форма С). Методика была адаптирована Э. С. Чугуновой. Цель опросника: оценка выраженности черт личности.
- Опросник «Уровень субъективного контроля» (УСК, форма А).
- Методика «Психические состояния студентов», автор А.О.Прохоров.
- Диагностика мотивационных состояний (В.Ф.Сопов, в модификации А.О. Прохорова).
- Групповая оценка личности. Посредством теоретического анализа литературы и опроса экспертов нами был составлен список профессионально важных качеств психолога (ПВК), тем или иным образом относящихся к прокрастинации: стрессоустойчивость, конгруэнтность, коммуникативность, рефлексия, самообладание, саморуководство, откладывание дел (как качество противоположное пунктуальности, а так же отражающее собственно прокрастинацию). Испытуемые оценивали своих одногруппников (и себя) по 10-бальной шкале, в результате чего определялся показатель групповой оценки и самооценки каждого из качеств.
- Средний балл успеваемости за последнюю сессию.
Корреляционный анализ производился с помощью
метода ранговой корреляции Спирмена.
Для того, чтобы понять, как именно соотносятся параметры академической прокрастинации с теми или иными личностными чертами был проведен корреляционный анализ шкал методики PASS и факторов личностного опросника Р. Кеттелла. Ниже, в таблицах 1-3, представлены результаты данного анализа и выводы по ним.
Отсюда видно, что шкала «Вызов» значимо коррелирует с факторами G, Н, Q2, Е, L, первые три корреляции отрицательные, последние две - положительные (таблица 1).
Таблица 1 - Результаты корреляционного анализа шкалы «вызов» методики PASS и факторов A, E, F, G, H, N, L, Q2 опросника Р. Кеттелла (n=161)
Шкалы PASS Факторыопросника Р. Кеттелла
А £ F G H N L Q2
Вызов г -0,10 0,37 0,10 -0,18 0,26 -0,07 0,37 -0,16
р 0,23 0,00 0,20 0,02 0,00 0,39 0,00 0,04
Где Фактор А: открытость / замкнутость. Фактор E: доминантность / покорность. Фактор F: беспечность / рассудительность. Фактор G: сознательность / беспринципность. Фактор H: смелость / робость. Фактор N: проницательность / прямолинейность. Фактор L: подозрительность / доверчивость. Фактор Q2: самостоятельность / конформизм.
Следовательно, чем чаще вызов и намеренное откладывание дел до последнего момента являются причинами прокрастинации, тем больше у человека выражена склонность к непостоянству, безответственность; низкая самостоятельность, стремление принимать решения совместно с другими людьми; и при этом выраженная смелость, решительность; проявление доминирования, властности, а также эгоцентричность, осторожность, склонность возлагать ответственность за собственные ошибки на других людей. Можно предположить, что сознательное откладывание выполнения важной учебной работы на самый крайний срок вызвано низким уровнем интернальности за академические успехи, а также самоуверенностью, стремлением отличиться от других людей, самоутвердиться.
Таблица 2 - Результаты корреляционного анализа шкалы «вызов» методики PASS и факторов B, M, Q1 опросника Р. Кеттелла (n=161)
Шкалы PASS Факторы личностного опросника Р. Кеттелла
В M Q1
Вызов г -0,17 0,05 -0,06
Р 0,04 0,50 0,42
Где Фактор B: развитое мышление / ограниченное мышление. Фактор M: мечтательность / практичность. Фактор Q1: радикализм / консерватизм.
Из данной таблицы мы можем отметить, что «вызов», как причина прокрастинации, коррелирует с фактором В, корреляция отрицательная (таблица 2). То есть, чем сильнее стремление человека выполнить задание в последнюю минуту, тем выше ригидность его мышления, затруднения в решении абстрактных задач, недостаточный уровень общей вербальной культуры. Таким образом, активные прокрастинаторы, намеренно создающие для себя ситуацию стресса, активизируют интеллектуальные способности, оперативность мышления посредством стресса, т.к. в процессе нормальной жизнедеятельности, им свойственна когнитивная ригидность.
Таблица 3 - Результаты корреляционного анализа шкалы «вызов» методики PASS и факторов C, I, O, Q3, Q4 опросника Р. Кеттелла (n=161)
Шкалы PASS Факторы личностного опросника Р. Кеттелла
С I о Q3 Q4
Вызов г -0,13 -0,24 -0,07 -0,25 0,13
Р 0,11 0,00 0,40 0,00 0,11
Где Фактор С: эмоциональная стабильность / эмоциональная неустойчивость. Фактор I: чувственность / твердость. Фактор О: склонность к чувству вины / спокойствие. Фактор Q3: высокий самоконтроль / низкий самоконтроль. Фактор Q4: внутренняя напряженность / расслабленность.
Здесь можно отметить, что «вызов» отрицательно коррелируют со следующими факторами: I и Q3 (таблица 3). Таким образом, чем чаще причиной задержки выполнения работы является вызов, тем менее впечатлительны и эмоционально чувствительны эти люди и тем менее дисциплинированы они.
Далее были произведены корреляции шкалы «вы-
Тронь Татьяна Михайловна психологические
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ ... науки
зов» опросника PASS с опросником А.О.Прохорова «Психические состояния студентов». Результаты данного анализа представлены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4 - Результаты корреляционного анализа шкалы «вызов» методики PASS и шкал опросника А.О. Прохорова (деятельностные, состояния общения и моти-вационные состояния) (n=161)
Шкалы PASS Шкалы «Психические состояния студентов»
д+ д- Сн- 0- м+ м-
Вызов г -0,08 0.30 -0,09 0,18 -0,07 ол
Р 0,32 0 00 0,2 В 0 02 0,39 0,00
Где Д+ - положительные деятельностные состояния, Д- - отрицательные деятельностные состояния, О+ - положительные состояния общения, О- - отрицательные состояния общения, М+ - положительные мотивацион-ные состояния, М- - отрицательные мотивационные состояния.
Таблица 5 - Результаты корреляционного анализа шкалы «вызов» методики PASS и шкал опросника А.О. Прохорова (психофизиологические, эмоциональные, волевые, интеллектуальные состояния) (n=161)
Шкалы PASS Шкалы «Психические состояния студентов»
Пф+ Пф- at Э- В+ В и+ И
Вызов г -0,05 0.22 -0,03 0,12 0,01 031 -0,05 0.31
Р 0:55 0.01 0,67 0,14 0,88 0.00 0,57 0,00
Пф+ - положительные психофизиологические состояния, Пф— отрицательные психофизиологические состояния, Э+ - положительные эмоциональные состояния, Э- - отрицательные эмоциональные состояния, В+ - положительные волевые состояния, В— отрицательные волевые состояния, И+ - положительные интеллектуальные состояния, И- - отрицательные интеллектуальные состояния.
Из таблиц, приведенных выше, можно сделать вывод, что «вызов», как причина прокрастинации, согласуется только с отрицательными психическими состояниями, а именно: отрицательными деятельностными, общения, мотивационными, психофизиологическими, волевыми и интеллектуальными (таблицы 4 и 5). Следовательно, феномен «активной прокрастинации» связан с переживанием большого количества негативных психических состояний студентов. Отдельно отметим, что это не касается эмоциональных состояний, т.е. эмоциональный фон и настроение человека не влияют на частоту проявления «вызова» как причины прокрастинации.
«Вызов», как причина прокрастинации, связан с интенсивным переживанием только отрицательных психических состояний.
Далее был проведен корреляционный анализ шкал методики PASS и групповой оценки личности по профессионально важным качествам.
Таблица 6 - Результаты корреляционного анализа шкалы «вызов» методики PASS и ПВК ГОЛ (n=161)
Шкалы PASS ПВК ГШ
1 1 3 4 5 6 7
BbUOE г 0,09 -0.24 -0 16 -0.43 -0.24 -0.25 0.34
р 028 0,00 0 05 0,00 0,00 0,00 0,00
Где 1-е качество ПВК - стрессоустойчивость, 2 -конгруэнтность, 3 - коммуникативность, 4 - рефлексия, 5 - самообладание, 6 - саморуководство, 7 - откладывание дел (прокрастинация).
Из таблицы 6 видно, что шкала «Вызов» коррелирует со всеми ПВК кроме первого; все корреляции отрицательные, исключая корреляцию с ПВК №7. То есть, чем чаще, студент использует активную прокрастинацию, тем меньше, согласно групповой оценке, у него выражены такие профессионально важные качества, как конгруэнтность, коммуникативность, рефлексия, самообладание, саморуководство, и тем больше выражена склонность к откладыванию важных дел.
На заключительном этапе был проведен корреляци-298
онный анализ шкалы «вызов» методики PASS и уровня учебной мотивации (по методике В.Ф. Сопова, в модификации А.О. Прохорова), а так же показателя академической успеваемости (таблица 7).
Таблица 7 - Результаты корреляционного анализа шкалы «вызов» методики PASS и уровня учебной мотивации и среднего балла успеваемости (п=1б1)
Шкалы PASS Параметры
Уче5ная Средний зп. :
мотивация успеваемости
Bill К»Ii г -0.19 -0.27
р 0,01 0,00
Отсюда видно, что «активные прокрастинаторы» отличаются слабой учебной мотивацией и низкой академической успеваемостью.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Подводя итог работы, можно сделать вывод. «Вызов», как причина прокрасти-нации, или «активная прокрастинация», связан с рядом личностных черт: низкой нормативностью поведения, подозрительностью, конформизмом, низкими интеллектуальными способностями, эмоциональной жесткостью, социальной смелостью, рискованностью, доминированием, слабым самоконтролем. Много прокрастини-рующие по причине вызова студенты отличаются экс-тернальностью в сфере достижений, неудач, семейных и производственных отношений, а также здоровья. Они переживают интенсивные отрицательные психические состояния (усталость, лень, тревога и др.). Вызов связан с низкой конгруэтностью, коммуникативностью, рефлексией, самообладанием, саморуководством - профессионально важными качествами личности. Кроме этого такие студенты обладают слабой учебной мотивацией и академической успеваемостью.
Таким образом, «активная прокрастинация» не является эффективным средством реализации поставленных в ходе обучения задач, не позволяет в должной мере сформировать профессионально важные качества и получить хорошие отметки на экзаменационных испытаниях. Следовательно, «активная прокрастинация» не способствует эффективности обучения, как это было показано в ранее проведенных исследованиях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ferrari J.R. (1991). Procrastination and project creation: choosing easy, non-diagnostic items to avoid self-relevant information. Journal of Social Behavior and Personality, 6, 619-628.
2. Tibbett T.P., Ferrari J.R. (2014) The portrait of the procrastinator: Risk factors and results of an indecisive personality. Personality and individual differences, 82, 175184.
3. Chun Chu A.H., Choi J.N. Rethinking of Procrastination: Positive Effects of «Active» procrastination behaviour on attitudes and performance. // The Journal of Social Psycology, 2005, №145(3). - p. 245-264.
4. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования. // Вопросы психологии, 2010, №3. С. 121-131.
5. Зверева М.В. Адаптация опросника PASS на российской выборке /М.В. Зверева.// Психологическая наука и образование. - 2015. - Т.20. - №1. - с. 79-84.
6. Методики диагностики и измерения психических состояний личности / автор и составитель А.О.Прохоров. - М.: ПЕР СЭ, 2004. - 176с.
7. Мохова С.Б., Неврюев А.Н. Психологические корреляты общей и академической прокрастинации у студентов // Вопросы психологии, 2013, №1.- С. 25-33.
Статья поступила в редакцию 30.04.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.