Научная статья на тему 'Феномен прокрастинации: современные исследования'

Феномен прокрастинации: современные исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20578
2815
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКРАСТИНАЦИЯ / ОТКЛАДЫВАНИЕ / ОСОЗНАННОСТЬ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / PROCRASTINATION / POSTPONE / AWARENESS / PERFECTIONISM / IMPULSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинина Т. В., Кудачкин Д. А.

Статья посвящена теоретическому анализу феномена прокрастинации в отечественной и западной психологии. Рассматриваются особенности ее дефиниций в научной литературе. Сопоставляются классификации прокрастинации Н. Милграма, Дж.Р. Феррари, Дж.Н. Чой и А.Х.К. Чу. Поднимается тема корреляции прокастинации с другими психологическими феноменами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT RESEARCHES OF PROCRASTINATION

The paper deals with theoretical analysis of procrastination in Russian and Western psychology. In the article features of procrastination’s definitions in scientific literature are considered. Theories from N. Milgram, J.R. Ferrari, Chu A.H.C. and Choi J.N.are compared. The author also examines correlation between procrastinations and other psychological phenomena.

Текст научной работы на тему «Феномен прокрастинации: современные исследования»



ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.932.2

Т.В. Калинина

канд. пед. наук, доцент, психолого-педагогический факультет, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Д.А. Кудачкин

студент,

психолого-педагогический факультет, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

ФЕНОМЕН ПРОКРАСТИНАЦИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена теоретическому анализу феномена прокрастинации в отечественной и западной психологии. Рассматриваются особенности ее дефиниций в научной литературе. Сопоставляются классификации прокрастинации Н. Милграма, Дж.Р. Феррари, Дж.Н. Чой и А.Х.К. Чу. Поднимается тема корреляции прокастинации с другими психологическими феноменами.

Ключевые слова: прокрастинация, откладывание, осознанность, перфекционизм, импульсивность.

T.V. Kalinina, Arzamas Branch Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

D.A. Kudachkin, Arzamas Branch Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

CURRENT RESEARCHES OF PROCRASTINATION

Abstract. The paper deals with theoretical analysis of procrastination in Russian and Western psychology. In the article features of procrastination's definitions in scientific literature are considered. Theories from N. Milgram, J.R. Ferrari, Chu A.H.C. and Choi J.N.are compared. The author also examines correlation between procrastinations and other psychological phenomena.

Keywords: procrastination, postpone, awareness, perfectionism, impulsiveness.

Человек в современном мире постоянно ощущает недостаток времени на выполнение всего желаемого. Считается, что к подобным условиям он может приспособиться, грамотно планируя и расходуя собственные силы, время, ресурсы, но нередко выходит так, что люди откладывают выполнение некоторых своих дел «на потом». При этом они могут заниматься малыми, незначительными делами, но не выполнять что-то действительно важное. Как правило, в таком случае выполнение значимых дел постоянно откладывается, и выполняются они либо в последний момент, либо не выполняются вовсе. Это явление откладывания дел «на потом» обозначается термином «прокрастинация».

Прокрастинация (лат. pro - вместо и crastinus - завтрашний), или феномен откладывания, все чаще становится предметом научных исследований. В отечественной и западной психологии последних лет прокрастинация рассматривалась как в качестве поведенческого паттерна, так и когнитивного явления; поднимались вопросы о взаимосвязи прокрастинации и различных личностных особенностей. Большое внимание было уделено изучению факторов прокрастинации, а также «размежеванию» ее видов, типов, стратегий.

Однако важно отметить, что развитие теоретических знаний о прокрастинации происходит не «вглубь», а «вширь»: новые концепции, разрабатываемые в данном направлении, в большинстве случаев лишь дополняют предыдущие, а не опровергают их. С одной стороны, это указывает на очевидную многогранность изучаемого феномена. С другой стороны, это говорит и о необходимости исследований, позволяющих проанализировать весь накопленный теоретический опыт, и в то

же время взглянуть на прокрастинацию как явление в целом, на ее сущность.

Собственно, термин «прокрастинация» появился в психологии относительно недавно. Впервые его использовал П. Рингенбах в 1977 году в книге «Прокрастинация в жизни человека». Следом за ней вышли «Преодоление прокрастинации» В. Кнауса и А. Эллиса и «Прокрастинация: что это такое и как с ней бороться» Дж. Бурка и Л. Юэн. Основой обеих книг явилась консультативная практика авторов. В отечественной психологии первые труды, посвященные проблеме прокрастинации, появились в конце 90-х годов XX века.

Прокрастинация - феномен «сложный», многокомпонентный. Говоря о наиболее важных ее составляющих, П. Стил, автор теории временной мотивации, отмечал среди них непосредственно факт откладывания и наличие сроков. При этом он связывал две этих особенности между собой, утверждая, что за прокрастинацией всегда следуют негативные последствия, а прокрастинация, в свою очередь, всегда связана с негативными эмоциями и переживаниями (тревога, чувство вины и др.) [12, с. 120-127].

В отечественной психологии до сих пор нет единого представления о структуре прокрастинации, равно как нет и четкой дефиниции данного феномена. Так, Я.И. Варваричева понимает прокрастинацию как «сознательное откладывание субъектом намеченных действий...», т.е. выделяет осознанность как один из признаков прокрастинации [3]. Е.П. Ильин связывает изучаемый феномен с ленью [5]. Н.В. Боровская отмечает, что прокрастинация - «привычка откладывать необходимые дела» [2, с. 47].

Как правило, в современной психологии прокрастинация понимается как негативный феномен. К примеру, Л.И. Дементий рассматривает неспособность управлять ситуацией в качестве последствия прокрастинации [4], а К.Х. Лэй синонимизирует ее с «пассивностью, пессимистичностью и дезадаптацией» [9]. Однако в некоторых исследованиях прокрастинация определяется как явление частично положительное. В этом случае откладывание выполнения задачи оправдывается снижением отрицательных проявлений, предшествующих ей или сопровождающих ее выполнение.

Из всего вышесказанного мы можем выделить следующие общие особенности прокрастинации:

• иррациональность (субъект заранее знает о негативных последствиях откладывания, но все же ничего не предпринимает);

• осознанность (человек не корректирует свои планы, а лишь сознательно откладывает намеченное ранее);

• негативные эмоциональные переживания, внутренний дискомфорт (эта особенность позволяют разграничить прокрастинацию и лень).

Следовательно, прокрастинация - сознательное откладывание дел, приводящее к отрицательным последствиям и сопровождающееся внутренним дискомфортом и негативными эмоциональными переживаниями.

Прокрастинация стала полноценным предметом изучения западных исследователей уже в 80-х годах, а потому именно в рамках западной психологии было выявлено, что прокрастинация - явление неоднородное, ее содержание изменяется в зависимости от множества факторов; ее можно классифицировать по различным основаниям.

H. Милграм с соавторами изначально выделял 5 видов прокрастинации:

I. академическая, т.е. откладывание подготовки к проверочным работам, домашним заданиям;

2. прокрастинация в принятии решений (в том числе и незначительных);

3. компульсивная, которая чаще всего проявляется как хроническое промедление в любой ситуации;

4. невротическая, т.е. прокрастинация в принятии жизненно важных решений (создание

семьи, выбор жизненных перспектив и профессии);

5. бытовая, или ежедневная - неспособность справляться с рутинной, регулярной деятельностью (работа по дому, покупка продуктов и др.) [10].

Однако позже Милграм в соавторстве с Р. Тенне преобразовали данную классификацию, сохранив в ней лишь два вида прокрастинации: откладывание выполнения заданий и откладывание принятия решений [11].

Дж.Н. Чой и А.Х.К. Чу, развивая тему сущности феномена откладывания и его положительных аспектов, приходят к выводу о существовании пассивных и активных прокрастинато-ров. «Промедление» первых характеризуется внутренним дискомфортом, негативным эмоциональным фоном и отсутствием результата (болезненный перфекционизм, тревога, страх). Вторые же считают, что откладывают дела «до последнего» - себе во благо, а в условиях сжатых сроков мобилизируют внутренние резервы и стараются сделать всё необходимое [6].

Дж.Р. Феррари, профессор Университета Калгари и один из известнейших канадских исследователей прокрастинации, предлагал типологизировать проявления этого феномена в зависимости от личностных особенностей людей, от их стратегий поведения. Согласно его классификации, существуют:

1. «нерешительные» - люди, склонные к откладыванию из-за давления груза ответственности. Чаще всего они руководствуются следующим принципом: если решение не принято, то и нельзя допустить ошибку, нельзя прийти к неудовлетворительным результатам. Таким людям часто свойственен перфекционизм;

2. «избегающие» - прокрастинаторы, поведение которых обусловлено стремлением не выполнять субъективно неприятные задачи, а также избежать оценок со стороны окружающих;

3. «искатели острых ощущений» - это вышеупомянутые «активные прокрастинаторы». Они целенаправленно откладывают принятие важных решений, т.к. им нравится ощущение того эмоционального подъема, который возникает при выполнении дел в последний момент [7].

Вышеупомянутая тема индивидуально-личностных особенностей прокрастинаторов поднимается во многих исследованиях, но до сих пор остаётся крайне актуальной. Дело в том, что единой модели взаимосвязи личностных факторов с феноменом откладывания не существует ни в отечественной, ни в западной психологии.

В рамках данного направления особый интерес представляет работа Н.Н. Карловской и Р.А. Барановой, которые среди личностных подструктур и компонентов, непосредственно связанных с прокрастинацией, выделяли:

1. особенности когнитивной сферы (локус контроля, восприятие времени);

2. особенности эмоциональной сферы (тревожность, страх неудачи, чувство вины);

3. особенности поведения (несформированность навыков саморегуляции, учебных навыков, ригидность поведенческих паттернов, неорганизованность);

4. биологические факторы (низкая концентрация внимания, нейротизм) [1].

Кроме того, в научных работах последних лет часто звучит тема взаимосвязи прокрастинации с самоконтролем и перфекционизмом. Считается, что низкий уровень самоконтроля или же, напротив, высокий уровень перфекционизма могут стать детерминатами откладывания деятельности «на потом».

В данном контексте вновь заслуживают упоминания научные работы П. Стила. В качестве главного «недостатка», от которого страдают прокрастинаторы, он называет чрезмерную импульсивность. Стил пишет, что «...человеком руководит сосредоточенность на получение удовлетворения в настоящем, а потому деятельность, которая кажется ему бесполезной, заменяется той, которая кажется ему более подходящей, нужной именно в данный момент времени». Он также считает, что чем больший временной промежуток существует между настоящим моментом и будущим событием, тем выше вероятность того, что человек выберет удовольст-

вие «здесь и сейчас», а не работу на перспективу, т.е. отложит важную деятельность с отстроченным результатом для удовлетворения актуальных, но не столь значимых потребностей [12].

В заключение, рассуждая на тему практической значимости изучения феномена прокра-стинации, хочется уточнить, что, согласно результатам ряда исследований [8], устойчивая про-крастинация наблюдается у 15-25% людей во всём мире. При этом необходимо иметь в виду, что за последние годы уровень прокрастинации вырос и имеет тенденции к дальнейшему повышению. В то же время само существование феномена откладывания противоречит условиям современного социума, предъявляющего особые требования к продуктивности, самостоятельности и ответственности личности.

Таким образом, прокрастинация - осознанная тенденция откладывать выполнение ведущей деятельности, сопровождающееся внутренним дискомфортом и приводящее к отрицательным последствиям; это сложное, комплексное психологическое понятие. Как западной, так и отечественной психологии необходимы дальнейшие исследования данной проблемы, которые позволили бы развить имеющие теоретические знания о природе прокрастинации, связанных с ней психологических феноменах и ее структуре.

Список литературы:

1. Баранова Р.А., Карловская Н.Н. Взаимосвязь прокрастинации и параметров ответственности у студентов с разной академической успеваемостью // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Омск, 2008.

2. Боровская Н.В. Психологические и психофизиологические предпосылки лености студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук по специальности 19.00.07. - СПб., 2008.

3. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. - 2010. - № 3.

4. Дементий Л.И., Карловская Н.Н. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации // Психология обучения. - 2013. - № 7. -С. 4-19.

5. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. - СПб.: Питер,

2011.

6. Chu A.H.C., Choi J.N. Rethinking procrastination: Positive effects of «active» procrastination behavior on attitudes and performance // Journal of Social Psychology. - 2005. - № 14. - P. 245-264.

7. Ferrari J.R. Self-handicapping by procrastinators: Effects of task importance and performance privacy: Doctoral dissertation, Adelphi University, Garden City. - NY, 1990.

8. Kachgal M.M., Hansen L.S., Nutter K.J. Academic procrastination prevention/intervention: Strategies and recommendations. // Journal of Developmental Education. - 2007. - № 25. - P. 14-24.

9. Lay C. At last, my research article on procrastination // Journal of Research in Personality. -№ 20. - P. 474-495.

10. Milgram N.A., Batori G., Mowrer D. Correlates of academic procrastination // Journal of School Psychology. - 1993. - № 31. - P. 487-500.

11. Milgram N., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination // European Journal of Personality. - 2000. - № 14. - P. 141-156.

12. Steel P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Review of Quintessential Self-Regulatory Failure // Psychological Bulletin. - 2007. - № 133 (1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.