Научная статья на тему 'Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы изучения'

Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы изучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
15121
2512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКРАСТИНАЦИЯ / ОТКЛАДЫВАНИЕ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОКРАСТИНАЦИИ / ВИДЫ ПРОКРАСТИНАЦИИ / PROCRASTINATION / POSTPONEMENT / THE DEFINITION OF PROCRASTINATION / PROCRASTINATION TYPES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернышева Наталья Александровна

В статье приводится анализ различных определений феномена прокрастинации, отличительных особенностей откладывания дел (осознанность, иррациональность, негативные последствия и негативные переживания, связанные с прокрастинацией), обзор классификаций видов прокрастинации Н. Милграма, Дж. Р. Феррари, A.Х.К. Чу и Дж. Н. Чой, а также обсуждаются недостатки данных классификаций. Рассматриваются современные направления изучения прокрастинации и наиболее разработанные из них изучение характеристик задач, которые откладываются, и индивидуально-личностных особенностей самих прокрастинаторов. В последнем направлении более перспективными называются исследования взаимосвязи прокрастинации с нейротизмом, экстраверсией, осознанностью, перфекционизмом и самоэффективностью. Выдвигаются гипотезы для дальнейшего эмпирического исследования взаимосвязи феномена прокрастинации с личностными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROСRASTINATION: ACTUAL CONDITION OF THE PROBLEM AND PROSPECT OF STUDYING

The article provides a review of the various approaches to the phenomenon of procrastination and different aspects of postponement such as: awareness, the irrationality, the negative effects and negative experiences related to procrastination. A review of classifications of procrastination (H. Milgram, J.R. Ferrari, A.H.K. Chu and J.N. Choy) are also discussed. Two major direction of procrastination studies are presented: the first is the task properties, the second characteristics of procrastinators. There are some evidence that procrastination associate with neuroticism, extraversion, awareness, perfectionism and self-efficacy. For the further empirical study of the procrastination we hypothesized that procrastination are related with cognitive and personal characteristics.

Текст научной работы на тему «Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы изучения»

УДК 159.923.3

Чернышева Наталья Александровна

аспирант кафедры психологии развития

ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, +7(342)239-61-55 e-mail: chernysheva-n. a@yandex. ru

ПРОКРАСТИНАЦИЯ: АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ

Natalya A. Chernysheva

Postgraduate Student of the Department of Developmental Psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva Str., 614099, Perm, Russia e-mail: chernysheva-n. a@yandex. ru

PROСRASTINATION: ACTUAL CONDITION OF THE PROBLEM AND

PROSPECT OF STUDYING

Аннотация. В статье приводится анализ различных определений феномена прокрастинации, отличительных особенностей откладывания дел (осознанность, иррациональность, негативные последствия и негативные переживания, связанные с прокрастинацией), обзор классификаций видов прокрастинации Н. Милграма, Дж. Р. Феррари, А.Х.К. Чу и Дж. Н. Чой, а также обсуждаются недостатки данных классификаций. Рассматриваются современные направления изучения прокрастинации и наиболее разработанные из них - изучение характеристик задач, которые откладываются, и индивидуально-личностных особенностей самих прокрастинаторов. В последнем направлении более перспективными называются исследования взаимосвязи прокрастинации с нейротизмом, экстраверсией, осознанностью, перфекционизмом и самоэффективностью. Выдвигаются гипотезы для дальнейшего эмпирического исследования взаимосвязи феномена прокрастинации с личностными особенностями.

© Чернышева Н.А., 2016

Ключевые слова: прокрастинация; откладывание; определение прокрастинации; виды прокрастинации.

Abstract. The article provides a review of the various approaches to the phenomenon of procrastination and different aspects of postponement such as: awareness, the irrationality, the negative effects and negative experiences related to procrastination. A review of classifications of procrastination (H. Milgram, J.R. Ferrari, A.H.K. Chu and J.N. Choy) are also discussed. Two major direction of procrastination studies are presented: the first is the task properties, the second -characteristics of procrastinators. There are some evidence that procrastination associate with neuroticism, extraversion, awareness, perfectionism and self-efficacy. For the further empirical study of the procrastination we hypothesized that procrastination are related with cognitive and personal characteristics.

Key words: procrastination; postponement; the definition of procrastination; procrastination types.

Феномен откладывания в зарубежной психологии исследуется уже достаточно давно. Так, термин «прокрастинация» в научном контексте впервые употребил П. Рингенбах в 1977 г. в процессе работы над книгой «Прокрастинация в жизни человека» [23]. Следующими трудами, где упоминается данный термин, стали книги А. Эллиаса и В. Кнауса [16], Дж. Бурка и Л. Юэн [13]. После выхода в свет этих книг, в середине 1980-х гг., тема откладывания привлекла к себе внимание многих ученых - стали появляться теоретические обзоры [12] и эмпирические исследования.

С конца прошлого столетия накоплен довольно объемный багаж эмпирических данных, однако теоретическая база данного направления исследований неоднородна и содержит множество различных гипотез: о природе прокрастинации, о взаимосвязях с различными особенностями личности и о характере этих связей, о ситуативных причинах прокрастинации и т.д. [7; 12; 13; 15; 18; 23].

Операционализация понятия прокрастинации идет по пути не дополнения, расширения или опровержения одной гипотезы, а, скорее, имеет вид постоянного образования все новых идей о психологическом содержании данного феномена. Это не столько вводит в заблуждение, сколько говорит о сложности, многогранности изучаемого явления и может быть рассмотрено как перспектива для дальнейших теоретических и экспериментальных исследований.

В своем метааналитическом обзоре П. Стил [23] попытался объединить основные отличительные особенности прокрастинации и вывести единое

18

определение. Первое, что объединяет все анализируемые концепции, касается самого факта откладывания - прокрастинация это всегда промедление, невыполнение. Вторая отличительная особенность прокрастинации в том, что откладываются дела, привязанные к каким-либо срокам - данный фактор позволяет разделять истинных прокрастинаторов и тех, кто периодически корректирует свои планы. Два последних проявления прокрастинации связаны друг с другом: во-первых, прокрастинация всегда влечет за собой негативные последствия, во-вторых, подобное откладывание всегда сопровождается негативными переживаниями (чувством вины, тревогой и т.д.) [23].

При анализе определений, используемых отечественными авторами, оказалось, что в отечественной психологии нет единого мнения о природе прокрастинации.

Я.И. Варваричева добавляет к перечисленным П. Стил особенностям осознанность процесса. По ее мнению, прокрастинация - сознательное откладывание субъектом намеченных действий, несмотря на то что это повлечет за собой определенные проблемы [3]. Н.В. Боровская заключает, что изучаемый нами феномен - привычка откладывать запланированные дела [2]. Е.П. Ильин относит прокрастинацию скорее к лени, хотя и определяет ее как склонность к постоянному откладыванию [8]. О.С. Виндекер и М.В. Останина относят прокрастинацию к негативным характеристикам, влияющим на успешность деятельности человека [4]. Н.Г. Гаранян, при исследовании перфекционизма, отнесла прокрастинацию к дезадаптивным стратегиям совладания со стрессом [5]. Л.И. Дементий, изучая тему ответственности и субъектности, видит прокрастинацию как слабость или несформированность регулятивного потенциала личности, выражающуюся в неспособности управлять ситуацией [6]. Н.Н. Карловская и Р.А. Баранова интерпретируют прокрастинацию как комплексный, неоднородный в психологическом плане феномен, включающий в себя поведенческие, эмоциональные и когнитивные компоненты, тесно связанный с мотивационной сферой личности [1].

При отсутствии единого определения есть возможность найти точки соприкосновения различных трактовок прокрастинации и выделить следующие ее отличительные особенности:

• осознанность - субъект умышленно переносит выполнение задуманного на более поздний срок;

• иррациональность - подобное откладывание приводит к отрицательным последствиям и человек заранее это предполагает;

• субъективное ощущение внутреннего дискомфорта и негативные эмоциональные переживания, связанные с ситуацией (это еще и является основным критерием различия между собственно прокрастинацией и ленью).

В дальнейшем мы будем рассматривать прокрастинацию как сознательное откладывание дел, приводящее к отрицательным последствиям и сопровождающееся субъективным ощущением внутреннего дискомфорта и негативными эмоциональными переживаниями.

В настоящее время П. Стил выделяет еще один контекст феномена прокрастинации - чем большее время разделяет настоящий момент и планируемое событие, тем больше вероятность, что человек предпочтет получить сиюминутное удовольствие, чем будет «работать на перспективу» [24], т.е. отложит важную работу с отсроченным результатом для удовлетворения актуальных, но не значимых потребностей.

Изучая содержание феномена, многочисленные зарубежные исследователи показали, что прокрастинация не является однородной, различаясь только частотой проявления, - откладывание можно классифицировать по различным основаниям.

Так, среди известных зарубежных классификаций - типологии Н. Милграма [20], Дж. Р. Феррари [17], А.Х.К. Чу и Дж. Н. Чой [14]. Среди отечественных исследователей вопрос классификации поднимает В.С. Ковылин, который продолжает идею П. Стила об иррациональности прокрастинации [9]. Рассмотрим некоторые подробнее.

H. Милграм, Дж. Батори и Д. Моурер [20] выделили 5 основных типов прокрастинаций в зависимости от сферы проявления:

I. Ежедневная, или бытовая, - здесь откладывание рассматривается как жизненная стратегия, проявляющаяся в отсутствии навыков выполнения рутинных, регулярных обязанностей, наблюдающаяся на протяжении всей жизни и связанная с неумением управлять временем. Сюда можно отнести работы по дому, закупки продуктов, приборки.

2. Прокрастинация принятия решений - невозможность принятия в установленные сроки каких-либо решений, в том числе и незначительных.

3. Невротическая прокрастинация - откладывание важных решений, связанных с различными жизненными этапами, - выбор сферы деятельности, создание семьи и т.д.

4. Компульсивная прокрастинация - в данном виде прокрастинации сочетаются поведенческая прокрастинация и прокрастинация в принятии решений. Чаще всего проявляется как хроническое промедление в любой деятельности.

5. Академическая - откладывание выполнения учебных заданий и проектов, сложности при соблюдении установленных сроков.

Спустя почти семь лет Н. Милграм в соавторстве с Р. Тенне [21] пересмотрели данную классификацию, в результате чего осталось только два типа откладывания: прокрастинация заданий и прокрастинация решений.

В 2005 г. А.Х.К. Чу и Дж. Н. Чой опубликовали свое исследование, в котором предприняли попытку найти позитивные, ресурсные стороны прокрастинации. Для этого они предложили разделить пассивных и активных прокрастинаторов: первые откладывают выполнение задач ввиду различных негативных переживаний (тревога, нерешительность, болезненный перфекционизм), а вторые откладывают практически намеренно -им комфортно работать в условиях сжатых сроков, под давлением ответственности за результаты. Несколько позже было показано, что стратегию поведения активных прокрастинаторов сложно назвать истинной прокрастинацией, так как в данном случае существует совершенно отличное использование времени, другой уровень самоэффективности, коппинг-стратегий и итоговых результатов деятельности [14].

Дж. Р. Феррари с соавторами [17] в основу своей типологии положили в стратегии поведения людей в ситуации откладывания:

1. «Искатели острых ощущений» - люди, относящиеся к данной категории, предпочитают откладывать выполнение какой-либо работы, так как им нравится ощущать энергетический подъем, который они переживают, выполняя все в последний момент.

2. «Нерешительные» прокрастинаторы - люди, постоянно откладывающие принятие даже незначительных решений из-за ответственности за результат. Для них работает следующая логическая цепочка: пока решение не принято, нет вероятности допустить ошибку и получить неудовлетворительные результаты. Чаще такие люди склонны к перфекционизму.

3. «Избегающие» прокрастинаторы - в основе данного поведения заложено стремление избежать сначала неприятных задач, а затем положительных или отрицательных оценок окружающих.

Анализируя классификацию Дж. Р. Феррари, П. Стил в 2010 г. публикует работу [22], данные которой противоречат теории о трех типах прокрастинаторов. Результаты его исследования свидетельствуют о высоких значениях импульсивности у прокрастинаторов. Именно импульсивность, по мнению автора, лежит в основе иррациональности прокрастинации, т.е. чем выше у человека склонность «поддаваться соблазнам», тем больший уровень

прокрастинации он будет демонстрировать, несмотря на осознание возможных негативные последствий этого откладывания.

Отсутствие единого определения и классификации типов прокрастинации, признанной большинством исследователей, и все усиливающийся интерес к данной теме привели к тому, что исследования прокрастинации проводятся в различных плоскостях. В настоящее время возможно выделить следующие направления, реализующиеся как в России, так и за рубежом [7]:

1. Исследование ситуативных причин - сюда можно отнести анализ общих ситуативных факторов, в частности, изучение характеристик задач, способствующих прокрастинации [3; 10; 23].

2. Индивидуально-личностные особенности самих прокрастинаторов [7; 10; 17; 22].

3. Последствия откладывания [3].

4. Социально-культурные и демографические различия прокрастинации [23].

Большее внимание уделяется первым двум направлениям. Исследование

средовых воздействий имеет богатую историю, а в контексте проблемы прокрастинации вопрос можно поставить следующим образом: «Какие характеристики задач становятся предиктами откладывания?». Такая формулировка имеет основание, поскольку около 50 % испытуемых в ходе исследования прокрастинации в качестве возможных причин откладывания указали именно характеристики поставленной перед ними задачи [10]. Среди таких характеристик можно назвать навязанность, скучность, рутинность, а также длительный срок, данный на выполнение, и отсроченность последствий [12].

Второе направление исследований, значительно разработанное в рамках феномена прокрастинации, - изучение индивидуально-личностных особенностей людей, постоянно откладывающих выполнение действий или принятие решений.

Единой модели структурирования личностных особенностей человека на сегодня не существует как у зарубежных авторов, так и у отечественных, но данная тема до сих пор актуальна [11].

H.Н. Карловская и Р.А. Баранова выделяют несколько направлений, которые изучают связь какой-либо подструктуры личности и проскрастинации [1]:

I. Биологические факторы - нейротизм, импульсивность, низкий тонус и трудности при концентрации внимания.

2. Особенности когнитивной сферы - представления о времени, локус контроля, иррациональные убеждения.

3. Особенности эмоциональной сферы - беспокойство, тревожность и страх неудачи, депрессия, переживание вины и стыда.

22

4. Особенности поведения - несформированность учебных навыков, неорганизованность, забывчивость и общая поведенческая ригидность.

Часть авторов, разрабатывающих данное направление, используют в качестве модели личностных черт «большую пятерку», другая часть исследователей изучает личностные факторы прокрастинации через призму теории «темная триада» [7]. Отечественных исследований, реализованных и опубликованных в рамках данного направления, на сегодняшний день практически нет.

Помимо этого, зарубежные исследователи разрабатывают идею взаимосвязи прокрастинации с перфекционизмом и самоэффективностью. Предполагается, что высокий уровень перфекционизма или низкий уровень самоэффективности могут стать предиктами прокрастинации [23].

Кратко обозначив современное состояние проблемы, можно заключить, что изучение феномена прокрастинации в настоящее время набирает популярность в мировом психологическом сообществе. Зона изучения становится все шире - постепенно отходя от изучения непосредственно структуры прокрастинации, исследователи рассматривают ее уже во взаимосвязи как с внешними факторами - причинами и последствиями, так и с особенностями самих прокрастинаторов (структура личности, социально-культурные, демографические особенности).

Среди личностных факторов, гипотетически наиболее тесно связанных с прокрастинацией, можно назвать нейротизм, экстраверсию, импульсивность, сознательность. Также достаточно перспективно выглядят результаты исследований взаимосвязи прокрастинации и перфекционизма, прокрастинации и самоэффективности, прокрастинации и самоконтроля [24].

В целом актуальность изучения прокрастинации можно подтвердить тем, что число людей, склонных к откладыванию, - значительно (на сегодняшний день прокрастинаторами являются 15-25 % населения Земли). При этом наши современники характеризуют прокрастинацию как «плохое, вредоносное и глупейшее» явление, последствия которого носят негативный оттенок и находят отражение в результатах деятельности - 95 % людей стремятся избавиться от прокрастинации [23]. Продолжив ряд исследований, посвященных определению индивидуально-личностных особенностей прокрастинаторов, результаты можно будет применить при разработке рекомендаций для людей, сталкивающихся с проблемой прокрастинации.

Проанализировав актуальное состояние проблемы изучения прокрастинации, логично будет выдвинуть гипотезы для дальнейших исследований:

1. Уровень перфекционизма положительно связан с уровнем прокрастинации, т.е. при предъявлении завышенных требований к итогам деятельности, скорее всего, сам процесс деятельности будет откладываться, прогнозируя неудовлетворительные результаты.

2. Прокрастинация зависит от самоэффективности - высокая убежденность в том, что задание будет успешно выполнено, приводит к меньшей вероятности того, что данное задание будет откладываться.

3. Импульсивность влияет на прокрастинацию - чем выше склонность отвлекаться на приятные, но сиюминутные дела, тем чаще откладываются менее привлекательные процессы, результат которых отсрочен.

4. Сознательность не влияет на уровень прокрастинации - как изложено в теоретических положениях, осознание негативных последствий не предотвращает откладывание дел.

5. Высокому уровню прокрастинации соответствует высокая тревожность, которую можно проинтерпретировать как переживание осознания негативных последствий.

Также с целью планирования эмпирического исследования необходимо проанализировать имеющийся психодиагностический инструментарий и определить сферу деятельности, в которой наиболее часто проявляется откладывание.

Список литературы

1. Баранова Р.А., Карловская Н.Н. Взаимосвязь прокрастинации и параметров ответственности у студентов с разной академической успеваемостью // Активность и ответственность личности в контексте жизнедеятельности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 9-10 окт. 2008 г. - Омск, 2008.

2. Боровская Н.В. Психологические и психофизиологические предпосылки лености студентов: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук по специальности 19.00.07. - СПб., 2008.

3. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 121-131.

4. Виндекер О.С., Останина М.В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрастинации С.Н. Lay (на примере студенческой выборки) // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. - 2014. - № 1(30). - С. 116-126.

5. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. психол. наук по специальности 19.00.04. - М., 2010.

24

6. Дементий Л.И., Карловская Н.Н. Особенности ответственности и временной перспективы у студентов с разным уровнем прокрастинации // Психология обучения. - 2013. - № 7. - С. 4-19.

7. Зверева М.В. Прокрастинация как личностный фактор при психической патологии в юношеском возрасте: автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора психол. наук по специальности 19.00.04. - СПб., 2015.

8. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. -СПб.: Питер, 2011.

9. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2013. - № 2.

10. Тащилина Е.А. Исследование прокрастинации и перфекционизма у студентов университета различных направлений подготовки: дис. магистра психологии. - Екатеринбург: Урал. федерал. ун.-т им. Б.Н. Ельцина, 2014.

11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2006.

12. Шемякина О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов // Психология и право. - 2013. - № 4.

13. Burka J.B., Yuen L.M. Procrastination: Why you do it, what to do about it. -Reading, MA: Addison-Wesley, 1983.

14. Chu A.H.C., Choi J.N. Rethinking procrastination: Positive effects of «active» procrastination behavior on attitudes and performance // Journal of Social Psychology. - 2005. - № 14. - P. 245-264.

15. Corkin D.M., Yu S.L., Lindt S.F. Comparing active delay and procrastination from a selfregulated learning perspective // Learning and Individual Differences. - 2011. - № 11. - P. 602-606.

16. Ellis A., Knaus W.J. Overcoming procrastination. - New York: Signet Books, 1977.

17. Ferrari J.R. Self-handicapping by procrastinators: Effects of task importance and performance privacy: Doctoral dissertation, Adelphi University, Garden City. - NY, 1990.

18. Grunschel C., Patrzek J., Fries S. Exploring different types of academic delayers: A latent profile analysis // Learning and Individual Differences. - 2013. -№ 23. - P. 225-233.

19. Karatas H. Correlation among Academic Procrastination, Personality Traits, and Academic Achievement // The Anthropologist. - 2015. - № 20(1/2). -P. 243-255.

20. Milgram N.A., Batori G., Mowrer D. Correlates of academic procrastination // Journal of School Psychology. - 1993. - № 31. - P. 487-500.

21. Milgram N., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination // European Journal of Personality. - 2000. - № 14. -P. 141-156.

22. Steel P. Arousal, avoidant and decisional procrastinators: Do they exist? // Personality and Individual Differences. - 2010. - № 48. - P. 926-934.

23. Steel P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Review of Quintessential Self-Regulatory Failure // Psychological Bulletin. - 2007. -№ 133(1). - P. 65-94.

24. Steel P., Klingsieck K.B. Academic Procrastination: Psychological Antecedents Revisited // Australian Psychologist. - 2016. - № 51. - P. 36-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.