УДК 159.9.01
А. А. Чеврениди
Обзор исследований феномена прокрастинации в исторической ретроспективе
В статье произведен обзор существующих исследований феномена прокрастинации в исторической ретроспективе. Рассматривается понятие, природа и компоненты прокрастинации с позиции как зарубежных, так и отечественных психологов. Подвергаются анализу основные теоретические подходы к пониманию данного феномена.
The article presents a review of existing studies of the phenomenon of procrastination in retrospect. Discusses the concept, nature and components of procrastination in the investigations of both foreign and domestic psychologists. Analyzes the main theoretical approaches to understanding this phenomenon.
Ключевые слова: прокрастинация; прокрастинатор; компоненты прокрастинации; теории прокрастинации.
Key words: procrastination; procrastinator; components of the procrastination; theories of the procrastination.
В современной психологической науке за последнее время появилось значительное количество исследований деятельности человека. В современном обществе в эпоху научно-технического прогресса интерес к изучению данного феномена очевиден: от человека требуется максимальный уровень активности, высокая степень квалификации, компетентности и образованности, которые реализуются в учебе, труде, профессиональной деятельности и т. д. Вместе с тем в настоящее время все большее значение приобретают исследования иного характера, подразумевающие бездеятельность, пассивность, лень и прокрастинацию.
История исследования феномена прокрастинации
Термин «прокрастинация» был введен в научный оборот П. Рингенбахом (1977), в книге «Прокрастинация в жизни человека». Тогда же вышло в свет и исследование «Преодоление прокрастинации» А. Эллиса и В. Кнауса (Ellis, Knaus, 1977). В его основе лежат клинические наблюдения и попытки когнитивного объяснения данного феномена [17]. Позднее появилась и научно-популярная книга «Прокрастинация: что это такое и как с ней бороться» (Burka, Yuen, 1983) [16]. В середине 1980-х гг. западными психологами был осу-
© Чеврениди А. А., 2016
ществлен научный анализ явления прокрастинации (Solomon, 1984; C. Lay, 1986; Rothblum, Solomon, 1986) [26; 20; 25]. Затем была опубликована книга «Прокрастинация: теория, исследования, со-владание», написанная зарубежными специалистами из разных областей (Ferreri, Johnson, McCown, 1995) [18]. Также на Западе были разработаны и многочисленные методики, направленные на изучение феномена прокрастинации (Aitken, 1982; C. Lay, 1986; McCown, 1987; Tuckman, 1991) [14; 20; 22; 28]. Для отечественной же психологии данный термин является относительно новым и начал изучаться только в последние 20 лет, оставаясь до сих пор почти не исследованным.
В западной психологической литературе, где началось изучение феномена прокрастинации как личностной характеристики большинством авторов отмечается ее негативное воздействие на успешность выполнения деятельности (C. Lay, 1997; M. Akinsol, A. Tell, 2007) [15; 21]. Последствия прокрастинации проявляются не только в снижении успешности и продуктивности деятельности, но и в острых эмоциональных переживаниях, вызванных собственным неуспехом, чувством вины, неудовлетворенностью результатами. Явление прокрастинации, как отмечает К. Лэй (C. Lay, 1997), обычно проявляется в деятельности, результат которой очень важен для личности [21].
Иными словами, термин «прокрастинация» (от англ. procrastination - задержка, откладывание; от лат. procrastinus - на завра) в психологической науке обозначает склонность человека к постоянному промедлению, отлыниванию, откладыванию дел на потом. При этом, как подчеркивает К. Лэй (C. Lay, 1986), субъект концентрирует свое внимание на чем угодно, лишь бы не заниматься основным делом [20]. Однако в научной психологической литературе до сих пор отсутствует единое определение термина «прокрастинация». Так, канадский психолог П. Стил (P. Steel, 2007) понимает прокрастина-цию как «добровольное откладывание субъектом запланированных дел, несмотря на ожидаемые негативные последствия из-за задержки» [27]. Также он отмечает, что люди могут откладывать как начало какого-либо дела, так и его завершение, несмотря на понимание того, что такое поведение никогда не повлечет за собой ни материальных, ни психологических привилегий.
Данную точку зрения также разделяет и К. Лэй (C. Lay, 1986), который говорит о том, что «прокрастинация - добровольное, иррациональное откладывание намеченных действий, невзирая на то, что это дорого обойдется или возымеет негативный эффект для личности» [20].
Первая классификация видов прокрастинации была предложена Н. Милграмом в соавторстве с Дж. Батори и Д. Моурером (N. Milgram, G. Batori, D. Mowrer, 1993) которые выделили пять основных ее разновидностей:
1) бытовая или ежедневная прокрастинация, которая связана с откладыванием повседневных дел, которые должны выполняться регулярно (работа по дому, покупка продуктов, уборка и т. д.);
2) прокрастинация в принятии решений, даже незначительных;
3) невротическая прокрастинация, связанная с откладыванием жизненно важных решений (выбор профессии, создание семьи и т. д.);
4) компульсивная прокрастинация (бытовая и поведенческая, а также прокрастинация в принятии решений). Все эти виды прокрастинации проявляются одновременно в одном субъекте;
5) академическая прокрастинация, которая проявляется в откладывании во времени выполнения учебных заданий [23].
Позднее данная классификация была усовершенствована Милграмом и Тенне (Milgram, Tenne, 2000), которые впоследствии объединили эти пять видов прокрастинации в две:
1) прокрастинация в выполнении заданий;
2) прокрастинация в принятии решений [24].
Все эти идеи западных психологов привлекли внимание и отечественных ученых, и на рубеже XX-XXI вв. феномен прокрастинации начал изучаться и в России. Ведется активная работа по адаптации на российской выборке зарубежных опросников, направленных на изучение феномена прокрастинации. На данный момент отечественные ученые пользуются калькой термина «procrastination» с английского языка, но задумываются о выработке собственного названия: рассматриваются такие варианты, как «промедление», «отлынивание» и наиболее приемлемый вариант -«откладывание».
В «Большом психологическом словаре» Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко (2009) дается определение прокрастинатора как личности, склонной к оттягиванию и откладыванию «на потом» выполнения различных, даже самых важных и актуальных дел и задач, а также принятия решений [6].
Определение феномену прокрастинации дал В.С. Ковылин (2013), который понимает его как «тенденцию откладывать выполнение необходимых дел «на потом»; поведенческий паттерн, при котором выполнение ведущей для человека в данный период времени деятельности осознанно откладывается» [5].
Явление прокрастинации крайне многомерно, поскольку распространяется на многие сферы человеческой деятельности: учебную, трудовую, социальную, бытовую. Ключевыми
характеристиками прокрастинации являются иррациональность поведения, в совокупности с осознанностью и пониманием негативных последствий. А прокрастинатор - личность, которая откладывает выполнение намеченного, приступая к выполнению только в тот момент, когда наступает крайний срок, после которого уже бесполезно начинать, так как время уже упущено. С этим связаны негативные последствия такого откладывания: невыполнение работы в должный срок, как правило, влечет за собой применение наказаний - материальных санкций, штрафов, увольнение или отчисление из учебного заведения и т. п. Помимо внешних неприятных последствий прокрастинации возникает также достаточно сильный эмоциональный дискомфорт, сопровождающийся чувством вины, беспокойством, тревожностью и неуверенностью, неудовлетворенностью результатами своей деятельности. Следует также отметить, что эмоциональный дискомфорт и негативные эмоциональные переживания, как отмечается в исследовании А.В. Дородейко (2013), являются основными психологическими признаками прокрастинации [3]. Аналогичное исследование мы находим в работе Я.И. Варвари-чевой (2010), отмечающей «нарастающий страх перед осознаваемыми субъектом негативными последствиями прокрастинации часто оказывает не мобилизующее, а парализующее воздействие, заставляя откладывать запланированные действия снова и снова» [2], создавая эффект «снежного кома». Механизм образования данного феномена представлен в работе Н. Шуховой (1996): она объясняет явление «замкнутого круга» в поведении прокрастинатора, которое вызывает эмоциональные переживания и мотивацию «откладывать на потом», что было обозначено ей, как «цикл промедления». В своей работе Н. Шухова представила «цикл промедления» в виде формулировок основных мыслей, высказываний, переживаний прокрастинатора на каждом этапе откладывания действий. Так, в данном цикле нашли свое отражение все основные характеристики явления прокрастинации - это и эмоциональный дискомфорт, и высокая степень напряжения, которую приходится переживать прокра-стинатору, негативные предчувствия предстоящих последствий откладывания [12].
Крайне важным для теоретического изучения, а также для практической работы является понимание того, что откладыватели, с одной стороны, признают в себе частую привычку «откладывать на потом». С другой стороны, не смотря на количество повторений «цикла промедления», они каждый раз искренне надеются, что в следующий раз такого не повторится и рассчитывают, что в будущем обязательно получится сделать все вовремя. Однако, как отмечает Н. Шухова, это не подтверждается на практике [12].
В ряде исследований прокрастинации обнаруживается размытость границ между понятиями «прокрастинация» и «лень». В исследовании Я.И. Варваричевой (2007), направленном на изучение и анализ феномена лени и явления прокрастинации, была даже выявлена определенная их взаимосвязь [1].
В своей книге «Работа и личность. Трудоголизм. Перфекцио-низм. Лень» (2011) профессор Е.П. Ильин рассматривает «лень» как форму прокрастинации и выделяет два типа прокрастинаторов:
• «напряженные» прокрастинаторы (для которых характерен высокий уровень тревожности, беспокойство, чувство вины);
• «расслабленные» прокрастинаторы (их характеристики соответствуют обыденному пониманию «лени» и они будут сосредотачиваться на выполнении только тех дел, которые будут доставлять удовольствие только в настоящий момент, «здесь и сейчас») [4].
Однако, на данный момент, все большее количество исследователей данной проблемы (Е.Л. Михайлова, 2005; С.Т. Посохова, 2011 и т. д.) приходят к выводу о том, что эти два понятия необходимо разделять [8; 9].
В своем исследовании, Е.Л. Михайлова (2005) выделяет три существенных признака лени:
• мотивационный компонент, т. е. полное отсутствие или же слабая мотивация к деятельности;
• поведенческий компонент, который подразумевает невыполнение поставленной задачи;
• эмоциональный компонент, который характеризуется равнодушием или положительными эмоциями по поводу невыполненной деятельности [8].
В свою очередь Т. Посохова (2011) выделяет следующие компоненты лени: отсутствие потребности что-либо делать, отсутствие стремлений к соревнованию, успеху, равнодушие к тому, что происходит вокруг. При сходном поведении (невыполнении необходимых дел), прокрастинатора отличает от ленивца негативный эмоциональный настрой, он не равнодушен, а напротив, заинтересован в исходе и результатах своего дела, также для прокрастинаторов характерно ярко выраженное стремление к успеху [9].
Схожая точка зрения была предложена отечественным психологом В.С. Ковылиным (2013), который вслед за Е.П. Ильиным (2011) понимает прокрастинацию как «выражение эмоциональной реакции на планируемые или необходимые дела», и в зависимости от характера этих эмоций выделяет два типа прокрастинации:
1) «расслабленная прокрастинация», когда человек концентрирует свое внимание на более приятных делах и развлечениях (дан-
ный вид прокрастинации характерен для расслабленного типа про-крастинаторов, выделенного Е.П. Ильиным);
2) «напряженная прокрастинация», которая связана с общей перегрузкой, потерей чувства времени, неудовлетворенностью своими достижениями, а также с неясными жизненными целями, неуверенностью в себе и нерешительностью. (Данному виду прокрастинации соответствует напряженный тип прокрастинаторов, по Е.П. Ильину) [4; 5].
С точки зрения Я.И. Варваричевой (2010), предметом научных исследований должно стать выделение прокрастинации, вызванной желанием избежать неприятного дела, т. е. «пассивный тип», и прокрастинации, целью которой выступает получение острых ощущений в условиях дефицита времени, т. е. «(активный тип» прокрастинации. Было установлено, что активного прокрастинатора характеризует стремление к нагнетанию напряжения, а также откладывание выполнения дел до последнего, что дает ему остроту ощущений в связи с крайней близостью срока завершения работы, когда времени для ее окончания остается мало. В этот момент человек ощущает мобилизацию сил, чувство полной сосредоточенности, а также повышение активности всех психических процессов. Отмечается наличие сходных характеристик у «активных прокрастинаторов» и людей с отсутствием прокрастинации («непрокрасти-наторы»). К ним относится более разумное и целенаправленное использование времени, уверенность в своих силах и низкая склонность к негативным переживаниям. С точки зрения Я.И. Варваричевой, можно выделить категорию прокрастинаторов, которым промедление требуется для того, чтобы в условиях острой нехватки времени достичь максимальной концентрации собственных сил и внимания [2].
Таким образом, основное различие между «прокрастинацией» и «ленью» заключается в субъективных переживаниях по поводу откладывания дел, а наиболее общим определением прокрастинации будет ее понимание как явления, проявляющегося в постоянном, «хроническом» откладывании «на потом» актуальных и важных для человека дел, которое повторяется снова и снова и сопровождается прохождением определенного цикла субъективных переживаний, несмотря на осознание субъектом негативных последствий от такого откладывания. Данного определения феномена прокрастинации мы придерживаемся и в своем исследовании, направленном на изучение временных перспектив и прокрастинации как детерминант карьерных достижений личности. Поскольку в психологической литературе таких исследований все еще не достаточно, мы в своей работе предполагаем определить степень выраженности прокрас-тинации с использованием Шкалы общей прокрастинации К. Лэй и
ее связь с постановкой временных перспектив и их реализацией в карьерных достижениях.
Однако следует отметить, что универсальной теории прокрас-тинации в современной психологической науке нет до сих пор, тем не менее, разные взгляды на природу прокрастинации нашли свое отражение в теориях психодинамической школы, интегративной теории временной мотивации, а также в поведенческой и когнитивной психологии, которые стали ведущими направлениями в изучении феномена прокрастинации в последние годы.
Основные направления изучения природы прокрастинации
Представители психодинамического подхода видели причины прокрастинации в последствиях детских травм и проблем в отношениях с родителями. Для объяснения прекращения или замедления работы над какими-либо заданиями Миссилдайн (М1вв1Ма1п, 1963) применил термин «синдром хронической прокрастинации». Также исследователь утверждал, что во взрослой жизни, когда возникают ситуации, схожие с ситуациями из детства, личность вновь возвращается к своему прошлому опыту и сталкивается со своими детскими переживаниями, воспроизводя старые реакции, в том числе и прокрастинацию [7].
Еще одна психодинамическая теория феномена прокрастинации была предложена Б. Споком (В. Броек, 1971), который говорит о том, что, будучи уже взрослыми людьми, многие, сталкиваясь с выполнением деятельности, которая вызывала какие-то трудности в детстве, бессознательно воспроизводят вновь свои детские конфликты [10].
В парадигме поведенческого подхода укрепилась идея о том, что уровень прокрастинации возрастает за счет закрепления иррациональной стратегии в поведении. Так, Дж. Эйнсли (О. АтвНе, 1975) даже назвал прокрастинацию «базовым импульсом человека». Он считал, что люди предпочитают выбирать краткосрочную деятельность, за которую получат положительное подкрепление или награду, вместо долгосрочного воплощения своих целей в жизнь. Причину такого поведения он видел в том, что краткосрочная деятельность - более быстрый способ почувствовать удовлетворение от проделанной работы, за которую гарантировано можно получить награду. Однако, такая привычка мешает достижению долгосрочных целей, поскольку человек попадает как бы в замкнутый круг в поиске немедленного удовлетворения [13].
В рамках когнитивного подхода было выделено три основных характеристики, лежащих в основе прокрастинации: иррациональные убеждения, заниженная самооценка и неспособность самостоятельно принимать решения.
Свое определение прокрастинации как эмоционального расстройства, причины которого лежат в иррациональном мышлении, дали Эллис и Кнаус (Ellis, Knaus, 1977). Они выделили одно из иррациональных убеждений прокрастинатора: «я всегда выполняю свою работу хорошо». Эта установка зачастую приводит к тому, что прокрастинаторы постоянно откладывают выполнение какой-либо важной работы, будучи уверенными в своих силах, но возникает риск совершения ошибок, которые прокрастинаторы объясняют нехваткой времени. Таким образом, промедление в деятельности про-крастинаторам просто необходимо, поскольку допущенные ошибки они смогут объяснить нехваткой времени [17].
Схожую точку зрения разделяют и представители психодинамического подхода (Missildain, 1963; B. Spock, 2014), которые рассматривают прокрастинацию как один из механизмов защиты Эго. Однако важным отличием является то, что когнитивный подход не концентрирует свое внимание на чувстве тревоги, которая приводит к нарушениям в функционировании Эго [7; 10].
Вторым аспектом прокрастинации в когнитивном подходе является заниженная самооценка. Эта точка зрения основывается на том, что откладывание выполнения деятельности является неким защитным механизмом чувств прокрастинатора, который основывается на мысли о том, что «если я отложу свою работу, то отложится и оценка моей работы» [17].
В качестве еще одного аспекта прокрастинации Янис и Манн (Jannis, Mann, 1979) выделяли неспособность принимать решения. Они определяли прокрастинацию как неэффективную копинг-стратегию в ситуации столкновения со сложной работой, которую прокрастинаторы всячески будут пытаться избежать [19].
Описанная П. Стилом (P. Steel, 2007) теория временной мотивации является попыткой интеграции мнений относительно природы прокрастинации. Согласно данной теории, прокрастинаторы предпочитают только тот вид деятельности, который принесет для него максимум пользы. То есть такие люди склонны откладывать только в тех случаях, когда, с их точки зрения, польза от выполнения работы будет невысока. Кроме того, П. Стил утверждал, что убежденность психологов в том, что поведением прокрастинаторов управляет лень или перфекционизм, далека от истины. Причину откладывания П. Стил видел в чрезмерной импульсивности прокрастинаторов, из чего мы можем сделать вывод, что чем больше ожидаемые результаты от какого-либо дела, тем ниже уровень откладывания этого дела. Напротив, субъективно менее важным кажется выполнение тех дел, для завершения которых есть еще много времени. Наилучшим образом выполняется та работа, по отношению к которой имеются высокие ожидания и личная заинтересован-
ность прокрастинатора, и крайне мало времени для ее выполнения. Поэтому деятельность, которую прокрастинатор счел бесполезной, заменяется личностью на субъективно более полезную, сосредотачиваясь на получении удовольствий в настоящем, игнорируя возможность будущих достижений [27].
Заключение
Таким образом, произведенный нами теоретический обзор феномена прокрастинации позволил выявить виды, компоненты про-крастинации, причины ее возникновения, а также разные взгляды на феномен прокрастинации с позиции зарубежных и отечественных психологов. В статье рассмотрены основные теоретические подходы к пониманию феномена прокрастинации с позиции психодинамического, поведенческого и когнитивного подходов, что позволит более эффективно решать проблемы тайм-менеджмента. Данная проблематика нуждается в дальнейшем изучении, более глубоких исследованиях, которые позволят конкретизировать имеющиеся данные о природе феномена прокрастинации, ее структуре и компонентах.
Список литературы
1. Варавичева Я.И. Психологические механизмы феномена лени // Ломо-носов-2007: материалы докл. XIV междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев. - М., 2007. -[Электронный ресурс]. - URL: http://www.psy.msu.rU/science/conference/lomonosov/2007/thesis/Varvaricheva_YI.p df (20.01.2016).
2. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопр. психологии. - 2010. - № 3.
3. Дородейко А.В. Связь уровня прокрастинации с успешностью профессионального самоопределения // Студенческое научное общество СПбГУ, 2013. - [Электронный ресурс]. - URL: http://sno.nekrasovspb. ru/publ.php?event=3&id=210 (дата обращения: 22.11.2013).
4. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. -СПб.: Питер, 2011. - 224 с.
5. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2013. -№ 2 (2). - С. 22-41.
6. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь / сост. и общ ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: АСТ: АСТ Москва; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с.
7. Миссилдайн У. Хью. Ребенок из прошлого внутри нас. - Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1963.
8. Михайлова Е.Л. Лень в учебной деятельности студентов // Психология XXI века: тез. междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых специалистов. - СПб., 2005. - С. 312-314.
9. Посохова С.Т. Лень: психологическое содержание и проявления // Вестн. СПбГУ / ред. Л.А. Вербицкая. - 2011. - Сер. 12. Вып. 2. - 2011. - С.159-166.
24
10. Спок Б. Ребёнок и уход за ним. - М.: Попурри, 2014. - 704 c.
11. Сырцова А., Соколова Е. Т., Митина О. В. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо // Психолог. журн. - 2008. - Т. 29. -№ 3. - С. 101-109.
12. Шухова Н. Организация времени старшеклассника. Спецкурс по психологии. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. - 46 с.
13. Ainslie G. (1975). Specious reward: A behavioral theory of impulsiveness and impulse control. Psychological Bulletin, 82, 463-496.
14. Aitken M. E. (1982). A personality profile of the college student procrastina-tor (Doctoral dissertation, University of Pittsburgh, 1982). Dissertation Abstracts International, 43, 722.
15. Akinsola M.K, Tella A. and Tella A. (2007). Correlates of Academic Procrastination and Mathematics achievement of University undergraduate Students. Eurasia Journal of Mathematics, Science, and Technology Education, 3(4), p. 363-370.
16. Burka J. B., & Yuen L. M. (1983). Procrastination: Why you do it, what to do about it. Reading, MA: Addison-Wesley.
17. Ellis A., &Knaus W.J. (1977). Overcoming procrastination. New York: New American Library. Institute for Rational Living, p. 152-167.
18. Ferrari J.R., Johnson J.L., McCown W.G. Procrastination and task avoidance: theory, research and treatment. - N.Y.: Plenum Press, 1995.
19. Janis I. and Mann L. (1979). Decision Making. A Psychological Analysis of Conflict, Choice, and Commitment. New York, The Free Press, A division of Macmil-lan Inc.
20. Lay C. H. (1986). At last, my research article on procrastination. Journal of Research in Personality, 20, 474-495.
21. Lay C. H. (1997). Explaining lower-order traits through higher-order factors: The case of trait procrastination, conscientiousness, and the specificity dilemma. European Journal of Personality, 11, 267 - 278.
22. McCown W., Petzel T., & Rupert P. (1987). An experimental study of some hypothesized behaviors and personality variables of college student procrastinators. Personality and Individual Differences, 8, 781-786.
23. Milgram N. A., Batori G., & Mowrer D. (1993). Correlates of academic procrastination. Journal of School Psychology, 31, 487 - 500.
24. Milgram N., &Tenne R. (2000). Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination. European Journal of Personality, 14, 141-156.
25. Rothblum, E. D., Solomon, L. J., & Murakami, J. (1986). Affective, cognitive, and behavioral differences between high and low procrastinators. Journal of Counseling Psychology, 33, 387 - 394.
26. Solomon L. J., & Rothblum E. D. (1984). Academic procrastination: Frequency and cognitive-behavioral correlates. Journal of Counseling Psychology, 31, 503-509.
27. Steel, Piers (2007). The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure. Psychological Bulletin 133 (1): 65-94.
28. Tuckman B. W. (1991). The development and concurrent validity of the Procrastination Scale. Educational and Psychological Measurement, 51, 473-480.