Научная статья на тему 'Эффективные способы преодоления прокрастинации педагога'

Эффективные способы преодоления прокрастинации педагога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2438
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прокрастинация / прокрастинатор / копинг-стратегия / тренинг / фрирайтинг. / prokrastination / procrastinator / koping-strategy / training / frirayting.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — О. В. Чурсинова

В данной статье представлен краткий обзор исследований феномена прокрастинации, подходов к классификации прокрастинации. В статье также анализируются причины возникновения прокрастинации, ее структурная организация, представлен алгоритм ее преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE WAYS OF OVERCOMING OF THE PROKRASTINATSII PEDAGOG

The short review of researches of a phenomenon of a prokrastination, approaches to classification of a prokrastination is presented in this article. In article the reasons of emergence of a prokrastination are also analyzed, its structural organization, the algorithm of its overcoming is presented.

Текст научной работы на тему «Эффективные способы преодоления прокрастинации педагога»

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОКРАСТИНАЦИИ ПЕДАГОГА О.В. Чурсинова, канд. психол. наук, доцент

Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (Россия, г. Ставрополь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10530

Аннотация. В данной статье представлен краткий обзор исследований феномена прокрастинации, подходов к классификации прокрастинации. В статье также анализируются причины возникновения прокрастинации, ее структурная организация, представлен алгоритм ее преодоления.

Ключевые слова: прокрастинация, прокрастинатор, копинг-стратегия, тренинг, фрирайтинг.

Феномен прокрастинации в современном мире является достаточно распространенным, вызывая неподдельный интерес у психологов. В большинстве языков можно встретить пословицы, напрямую характеризующие прокрастинацию, например, русская пословица: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Это свидетельствует о том, что с прокрастинацией человек сталкивается с незапамятных времен. Однако только в последние десятилетия ввиду увеличения актуальности проблемы, ее стали активно изучать. Появились теории, методики диагностики уровня прокрастинации, техники ее преодоления.

Прокрастинация - склонность к откладыванию важных дел на неопределенное время. Хотя бы единожды в своей жизни каждый педагог откладывал выполнение тех или иных дел. Однако, если речь идет о прокрастинации, то он не спешит их выполнять даже в тех случаях, когда имеет стопроцентную убежденность в важности и необходимости данных дел. Педагог внешне остается активным, но при этом его профессиональная деятельность не приводит к каким-либо значимым результатам. Прокрастинация является вполне осознаваемой, влечет за собой добровольное откладывание дел, даже при условии, что невыполнение намеченного дела повлечет за собой неблагоприятные последствия для педагога в его профессиональной деятельности. При этом, прокрастина-ция может оказывать негативное воздейст-

вие как на профессиональную деятельность педагога, так и на состояние его психологического благополучия, самооценку и самоуважение.

У истоков исследования феномена прокрастинации в зарубежной психологической науке стоят такие ученые как Н. Милграм, Дж. Хариотт и Дж. Феррари, связывающие распространение прокрастинации, прежде всего, с техническим развитием стран [1].

В отечественной психологии проблема прокрастинации стала разрабатываться относительно недавно такими исследователями как: Я.И. Варваричева, Т.Л. Крюкова, Е.Л. Михайлова, Н.А. Шухова и др.

На сегодняшний день, по мнению В.С. Ковылина, в психологической науке можно выделить три основных подхода к пониманию сущности феномена прокра-стинации: психодинамический, поведенческий, когнитивный.

В рамках психодинамического подхода прослеживается тесная взаимосвязь про-крастинации с последствиями детских травм и проблем во взаимоотношениях с родителями и другими близкими людьми. Прокрастинаторы испытывают значительные трудности в прогнозировании и планировании будущего, так как более ориентированы на настоящее [1].

Поведенческий подход феномен про-крастинации объясняет на основе механизма закрепления. Предпочитая браться за недолгосрочную работу с гарантированным вознаграждением, прокрастинато-

ры, тем самым, блокируют процесс построения долгосрочных целей.

В парадигме когнитивного подхода прокрастинация определяется как эмоциональное расстройство, причины которого кроются в иррациональном мышлении, неспособности самостоятельно принимать решения, заниженной самооценке.

Прокрастинация представляет собой достаточно сложный феномен, вызываемый различными причинами. Так, в качестве основной причины прокрастинации Дж. Бурка и Л. Юэн называют различные страхи:

1) страх неудачи, помогает прокрасти-натору избежать непосредственной оценки его способностей, ведь дело полностью не сделано, справиться со страхом обесценивания и сохранить самооценку. При этом профессиональная репутация, безусловно, может пострадать [2];

2) страх успеха, проявляющийся у педагога в боязни оказаться в центре внимания, занять новую социальную ступень, конкуренции и др.;

3)страх потери контроля над ситуацией. Прокрастинация в данном случае помогает ощутить собственную независимость и избежать чрезмерного контроля со стороны окружающих. При этом явно свою независимость отстаивать не нужно;

4) страх чрезмерного обособления. Откладывание при этом виде страха позволяет остаться в привычной социальной среде.

Откладывание дел и принятия решений справедливо связывают с перфекциониз-мом. Это связано с тем, что перфекциони-сты ставят перед собой нереально завышенную планку, вследствие чего до бесконечности продолжают совершенствовать результат.

Разнятся точки зрения психологов на роль тревожности в феномене прокрасти-нации. По мнению одних исследователей, наиболее подвержены прокрастинации склонные к тревожности педагоги. Другие же напротив, указывают на то, что тревожные педагоги стараются как можно скорее завершить начатое дело, во избежание проявления негативных эмоций при приближении срока сдачи задания. Ситуа-

ция отсрочки снижает общую тревожность прокрастинатора, являясь своеобразным защитным механизмом личности.

Шемякина О.О. указывает на то, что феномен прокрастинации можно рассматривать с двух позиций:

1. Как одну из форм психологических защит - избегания, приводящую к таким негативным последствиям как снижение уровня адаптации и формированию неэффективных паттернов поведения.

2. Как одну из форм копинг-стратегий, позволяющую при определенных условиях эффективно адаптироваться и самореализовываться [3].

Рассмотрим основные критерии про-крастинации:

— контрпродуктивность (выполнение работы в неоправданно высоком темпе и объёме);

— бесполезность (отсутствие объективной причины и необходимости выполнения той или иной деятельности);

— отсрочка (выполнение поставленных задач с большим опозданием).

Основными психологическими признаками прокрастинации являются эмоциональный дискомфорт и негативные эмоциональные переживания.

Рассмотрим более детально характерные признаки прокрастинации, зная которые педагог для себя быстро может определить, присуща она ему или нет:

1. Восприятие жизни как бесконечной череды обязательств, которые педагог не в силах сдержать. Составление бесконечно длинных списков важных дел, бессонница, постоянное напряжение и др.

2. Нарушения, связанные с ощущением времени. Использование неопределенных сроков, например, «как-нибудь на следующей неделе...» или «осенью...», хронические опоздания, легкое отвлечение от цели другой идеей, сложности в определении приоритетов и т.д.

3. Неуверенность в себе, фрустрирован-ность и подавленность, страхи, ощущение неудовлетворенности.

4. Нерешительность и боязнь критики. Откладывание финальной стадии проекта в попытках довести результат до совершенства.

5. Низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе, мешающие работать продуктивно, экстернальный локус контроля (списывание вины за свои ошибки на внешние обстоятельства), ощущение неподконтрольности собственной жизни.

Если для педагога верно большинство этих предположений, то, вероятно, он уже знает о своих проблемах с прокрастинаци-ей, тайм-менеджментом. Если для него верна только часть из этих сигналов тревоги, то, возможно, педагог прокрастинирует лишь в некоторых областях своей жизни, сохраняя контроль над ситуацией в большинстве других.

Обратимся к проблеме типологизации прокрастинации. Одна из первых классификаций типов прокрастинации была предложена Н. Милграмом, Дж. Батории и Д. Моурером, выделившими 5 основных ее типов:

1. Ежедневная или бытовая прокра-стинация, связанная с откладыванием повседневных дел, которые должны выполняться регулярно. Сюда можно отнести закупку продуктов, работу по дому, работу с документацией и др. [4].

2. Прокрастинация в принятии решений - невозможность принятия в установленные сроки каких-либо решений, в том числе и незначительных.

3. Невротическая прокрастинация связана с откладыванием жизненно важных решений (создание семьи, выбор сферы деятельности и т.д.).

4. Компульсивная прокрастинация проявляется как хроническое промедление в любой деятельности.

5. Академическая проявляется в откладывании во времени выполнения учебных заданий и проектов.

В более поздних своих исследованиях Н. Милграм и Р. Тенне усовершенствовали данную классификацию, объединив представленные пять типов прокрастинации в две группы: прокрастинация в выполнении заданий и прокрастинация в принятии решений [5].

Попытку найти позитивные, ресурсные стороны прокрастинации предприняли А.Х.К. Чу и Дж. Н. Чой, выделив пассивных и активных прокрастинаторов:

первые откладывают выполнение задач ввиду различных негативных переживаний (болезненный перфекционизм, тревога, страхи, нерешительность), а вторые откладывают практически намеренно - им комфортно работать под давлением ответственности за результаты, в условиях сжатых сроков.

Еще одна классификация была предложена Дж. Р. Феррари с соавторами. Основу данной типологии составили стратегии поведения людей в ситуации откладывания:

1. «Искатели острых ощущений» предпочитают откладывать выполнение какой-либо работы, так как им нравится ощущать энергетический подъем, который они переживают, выполняя все в последний момент.

2. «Нерешительные» прокрастинаторы, постоянно откладывающие принятие даже незначительных решений из-за ответственности за результат. Для них работает следующая логическая цепочка: пока решение не принято, нет вероятности допустить ошибку и получить неудовлетворительные результаты. Чаще такие люди склонны к перфекционизму.

3. «Избегающие» прокрастинаторы, характеризующиеся стремлением к избеганию сначала неприятных задач, а затем положительных или отрицательных оценок окружающих [6].

Прокрастинация представляет собой сложный феномен, включающий в себя 3 основных компонента:

- поведенческий;

- когнитивный;

- эмоциональный.

Поведенческий компонент прокрасти-нации рассматривается как форма научения, как неоднократно подкрепляемое поведение. Педагоги, как правило, имеют тенденцию избегать задач, которые они считают отталкивающими и неприятными и включаются в деятельность, особенно краткосрочную, которая им кажется более стоящей, предпочитая ее деятельности, требующей большего времени выполнения [7].

Когнитивный компонент. Прокрасти-нация может быть результатом когнитив-

ных нарушений. Она не связана с уровнем интеллекта и способностями, однако у прокрастинаторов обнаружены сложности в восприятии и адекватной оценке времени.

Прокрастинация тесно взаимосвязана с эмоциями, вследствие чего в ее структуре также можно выделить эмоциональный компонент, включающий в себя такие проявления как импульсивность, неурав-новешанность, тревожность, страх неудачи.

Психологическая коррекция прокрасти-нации должна включать целый комплекс различных мер. На первом этапе целесообразно провести диагностическое исследование индивидуально-личностных свойств и особенностей педагогов для выявления уровня их самооценки, степени выраженности прокрастинации. С этой целью применяется диагностический инструментарий, включающий ряд методик:

- Шкала общей прокрастинации К. Лэй;

- Опросник Тукмена для диагностики уровня прокрастинации;

- Шкала прокрастинации У. МакКоуна и Дж. Джонсона;

- Опросник прокрастинации Л. Манна;

- Методика «Степень выраженности прокрастинации» М.А. Киселевой;

- Мельбурнский опросник принятия решений и др.

На следующем коррекционном этапе, достаточно эффективна тренинговая работа с педагогами.

Основная цель тренинга «Преодоление прокрастинации» заключается в совершенствовании у педагогов способности к управлению самомотивацией и временем, повышению уровня самооценки.

Задачи тренинга:

- формирование у педагогов представлений о психологическом феномене прокрастинации, знаний о ситуативных и личностных детерминантах прокрастинации;

- формирование умений распознавать характерные признаки и симптомы прокрастинации;

- развитие готовности педагога к преодолению прокрастинационных стратегий;

- формирование способности применять технологии самоактивации в процессе профессиональной педагогической деятельности;

- выработка алгоритма действий по преодолению прокрастинации.

В рамках тренинга применяются следующие формы работы: психологическое тестирование, индивидуальные и групповые задания, дискуссии, анализ ситуаций, ролевые игры, упражнения и др.

Тренинг состоит из трех основных блоков.

Первый блок - теоретический, в рамках которого педагогов знакомят с феноменом прокрастинации, на основе мини-лекции, презентационного материала, дискуссий, метода ассоциаций и т.д.

Второй блок - рефлексивно-оценочный заключается в осуществлении анализа уровня самооценки, степени выраженности прокрастинации у педагога. Удобной формой работы на данном этапе является сочетание индивидуального самоанализа с последующим объединением участников тренинга в небольшие подгруппы, с дальнейшим разбором результатов каждой из них.

Третий блок - коррекционный, включающий несколько этапов.

На первом этапе работа ведется по направлению повышения самооценки педагога. С этой целью можно применять следующие упражнения: «Грани моего «Я», «Ступеньки», «Если бы, то я стал бы», «Я так боюсь, а многие этого не боятся», «Я не боюсь, а многие боятся», рисунки «Я такой, какой я есть», «Я в будущем», «Автопилот». Также проводится полный SWOT-анализ слабых и сильных сторон личности педагога.

Второй этап связан с повышением уровня саморегуляции педагога. Здесь проводятся такие упражнения как: «Парное рисование» «Дело зовет», «Внутренние помощники», «Замороженные», «Психологическое время», «Лед и пламень» и др.

Третий этап направлен на повышение мотивации к достижению поставленных целей, осознание педагогом своих внутренних ресурсов. На данном этапе наибо-

лее целесообразным будет применение следующих арт-коучинговых техник: «Ресурсы осознаем - себя к цели приближаем», «Пути-дороги», «Формула Бэкхарда», «Сила-слабость перфекционизма», «Поверь в себя», «Работа с гремлинами», «Анализ моментов, на которых мы теряем время», Процедура «Доведи за меня до конца!» и др.

Еще одним достаточно эффективным методом преодоления прокрастинации является фрирайтинг, представляющий собой процедуру свободного записывания, без редактуры и оценки всех мыслей, которые есть в голове. Просто выписываешь все на бумагу и уже среди этих мыслей находишь хорошие идеи.

В Японии широкое распространение получило правило одной минуты, позво-

ляющее как можно быстрее «втянуться» в работу. Для этого необходимо в течение 60 секунд заниматься «рутиной», доставляющей неприятные эмоции, например, готовить отчет о работе за неделю или месяц, просматривать рабочую почту. Установлено, что одной минуты достаточно для преодоления лени, концентрировании на задаче.

Таким образом, понимание сути феномена прокрастинации, знакомство с основными детерминантами прокрастина-ции, тренинговая работа, фрирайтинг и другие методы, направленные на осознание и преодоление прокрастинации становятся для педагогов ресурсом дальнейшей осознанной самостоятельной личностной работы, служащей самореализации, раскрытию творческого потенциала.

Библиографический список

1. Тронь Т.М. Феномен прокрастинации: причины возникновения // Психология. Исто-рико-критические обзоры и современные исследования. - 2017. - Т.6. - № 2А. - С. 88-95.

2. Burka J., Yuen L. Procrastination: Why you do it, what to do about it. Cambridge: Da Capo, 1983. - 336 p.

3. Шемякина О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов // Психология и право. - 2013. - №4. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n4/66242.shtml

4. Чернышева Н.А. Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы изучения // Вестник ПГГПУ. - 2016. - №1- С. 17-26.

5. Milgram N., Tenne R. Personality correlates of decisional and task avoidant procrastination // European Journal of Personality. - 2000. - №14. -Р. 141-156.

6. Ferrari J.R. Self-handicapping by procrastinators: Effects of task importance and performance privacy: Doctoral dissertation, Adelphi University, Garden City. - NY, 1990.

7. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2013. - №2. - С. 22-41.

EFFECTIVE WAYS OF OVERCOMING OF THE PROKRASTINATSII PEDAGOG

O.V. Chursinova, candidate of psychological sciences, associate professor Stavropol regional institute for the development of education, advanced training and retraining of educators (Russia, Stavropol)

Abstract. The short review of researches of a phenomenon of a prokrastination, approaches to classification of a prokrastination is presented in this article. In article the reasons of emergence of a prokrastination are also analyzed, its structural organization, the algorithm of its overcoming is presented.

Keywords: prokrastination, procrastinator, koping-strategy, training, frirayting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.