УДК 159.94 © Ковълин В.С., 2013 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА ПРОКРАСТИНАЦИИ
Аннотация. В статье рассматривается природа психологического понятия прокрастинации, ее виды и компоненты; анализируются основные теоретические подходы к пониманию феномена прокрастинации.
Ключевые слова: прокрасти-нация, прокрастинатор, компоненты и теории прокрастинации.
© Kovylin V.S., 2013 THEORETICAL BASES OF PROCRASTINATION PHENOMENON
Abstract. The article considers the nature of the psychological concept of procrastination, its types and components, it analyzes the main theoretical approaches to understanding the phenomenon of procrastination.
Key words: procrastination, pro-crastinator, components and theories of the procrastination.
Термин «прокрастинация» является относительно новым для отечественной психологии, несмотря на то, что психологическая сущность обозначаемого этим термином явления знакома каждому. Прокрастинация (лат. pro - вместо и crastinus - завтрашний) - тенденция откладывать выполнение необходимых дел «на потом»; поведенческий паттерн, при котором выполнение ведущей для человека в данный период времени деятельности осознанно откладывается. Человек остается деятельным, но его активность направлена на посторонние, малозначимые, иногда просто бессмысленные занятия.
В научный оборот термин «прокрастинация» ввел в 1977 году П. Ринген-бах в книге «Прокрастинация в жизни человека». В этом же году была опубликована книга А. Эллиса и В. Кнауса (Ellis, Knaus, 1977) «Преодоление прокрастинации», в основу которой легли клинические наблюдения. Затем появилась научно-популярная книга Дж. Бурка и Л. Юэн (Burka, Yuen, 1983) «Прокрасти-
нация: что это такое и как с ней бороться». И опять в основу этой книги легла обширная консультативная практика ее авторов. Наконец, в середине 1980-х годов начал осуществляться научно-академический анализ феномена прокра-стинации (Solomon, 1984; Lay, 1986; Rothblum, Solomon, 1986). Были разработаны опросники для изучения прокрастинации (Aitken, 1982; Lay, 1986; McCown et al., 1987; Tuckman, 1991). В конце XX — начале XXI века эта проблема привлекла внимание и российских психологов (Шухова Н., 1996; Михайлова Е. Л., 2007; Варваричева Я. И., 2008, 2010).
Вскоре, после выхода работы П.Рингенбах в 1977 году, выделяется отдельное направление, посвященное изучению откладывания выполнения учебных заданий, - академической прокрастинации. Считается, что именно учебный процесс характеризуется условиями, в которых чаще всего возникает прокрасти-нация, приводя к негативным последствиям. Согласно имеющимся данным, про-крастинация является одним из наиболее существенных факторов, порождающих трудности в обучении. От 46% до 95% учащихся средних и высших учебных заведений считают себя прокрастинаторами. Большинство из них отмечают, что нуждаются в профессиональной помощи по преодолению прокрастинации. В этой связи многие зарубежные колледжи и университеты обеспечивают учащимся возможность посещения специальных занятий для борьбы с прокрастинацией и приобретения навыков адекватного планирования учебной деятельности, а также расстановки приоритетов и распределения своего времени.
Первый исторический анализ феномена был сделан в 1992 году в работе Ноа Милграма (Noach Milgram) «Прокрастинация: болезнь современности» (Procrastination: A Malady of ModernTime). Широкие научные дискуссии о данном феномене начались двадцатью годами раньше. А упоминания данного явления, а также его формулировку можно встретить еще раньше — как в работах времен расцвета индустриальной революции — в середине восемнадцатого века, так и в Оксфордском словаре 1548 года.
Можно отметить также существование в большинстве языков пословиц типа «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Английские аналоги: «Procrastination is the thief of time» («Откладывание дел — вор времени»), «Delays are dangerous» («Промедления опасны»). Таким образом, можно сделать вывод, что прокрастинация была всегда. Просто по мере необходимости и увеличения актуальности проблемы, ее стали изучать. Появились теории, методики измерения уровня прокрастинации, техники ее ослабления.
Каждый человек хотя бы раз в жизни отказывался от выполнения каких-либо действий и откладывал их, особенно когда надо было делать что-либо под принуждением или под давлением обстоятельств или же когда были сомнения в нужности и полезности задуманного. Но при прокрастинации человек медлит даже тогда, когда на 100% уверен в необходимости и важности действий. И у него нет никаких сомнений в том, что это нужно, полезно, необходимо, и задуманное должно было сделано «еще вчера». Но он сознательно откладывает намеченное дело, несмотря на то, что это повлечет за собой определенные проблемы и осложнения. При этом он может выполнять малые и незначительные дела, которым придает большую значимость, чем действительно важному.
Прокрастинация может вызывать стресс, чувство вины, снижение продуктивности, а также недовольство окружающих из-за невыполнения обязательств. Комбинация этих чувств и перерасхода сил (сначала — на второстепенные дела и борьбу с нарастающей тревогой, затем — на работу в авральном темпе) может спровоцировать дальнейшую прокрастинацию.
Хроническая прокрастинация может быть вызвана скрытым психологическим или физиологическим недугом. Некоторые люди могут продуктивно работать лишь тогда, когда установлены жёсткие временные рамки, пик их производительности приходится на последние часы и минуты перед наступлением крайнего срока.
Основными признаками прокрастинации являются отсутствие в выполняемых действиях продуктивности и смысла в совокупности с постоянным откладыванием действительно важного и полезного. До определенной степени в этом нет ничего страшного, поскольку ни один человек не может работать как машина. Небольшие перерывы на отдых и смена деятельности влияют на общую продуктивность благоприятно. Поэтому еще один признак прокрастинации - негативные последствия, такие как нарушение поставленных сроков, провал запланированных проектов, общая неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью, возможные в связи с этим личностные и психологические проблемы.
Прокрастинация — это, своего рода, выражение эмоциональной реакции на планируемые или необходимые дела. В зависимости от характера этих эмоций, прокрастинация делится на два фундаментальных типа: «расслабленная», когда человек тратит время на другие, более приятные занятия и развлечения, и «напряженная», связанная с общей перегрузкой, потерей ощущения времени, неудовлетворённостью собственными достижениями, неясными жизненными целями, нерешительностью и неуверенностью в себе.
По данным психологов, изучающих данный феномен, устойчивая прокра-стинация имеется у 15-25% населения планеты. Причем, как показывают лон-гитюдные исследования, за последние 25 лет уровень прокрастинации повысился и имеет тенденции к дальнейшему повышению (Kachgal et al., 2001).
При описании феномена прокрастинации можно встретить такие определения, как адаптивные или неадаптивные, функциональные или дисфункциональные, пессимистические или оптимистические, активные или пассивные механизмы (Schraw, 2007; Ferrari, 1994; Lay, 1987; Chu&Choi, 2005). В то время как традиционное понимание прокрастинации связано с отрицательными ее компонентами (неадаптивность, дисфункциональность, пессимистичность и пассивность), определение позитивных аспектов прокрастинации (адаптивность, функциональность, оптимистичность и активность) объясняется откла-
дыванием выполнения задачи с целью снижения негативных эффектов в ходе ее выполнения. Несмотря на общие черты в определениях разных видов про-крастинации, указания на ее позитивные и негативные компоненты, общепринятого определения для всех категорий и аспектов прокрастинации до сих пор не существует. Отсутствие краткого и точного определения данного феномена задает комплексный характер всех исследований прокрастинации. По мнению Amy Lilas Gendron, за последние три десятилетия изучение прокрастинации приносит весомые и очень убедительные результаты по сравнению с изучением других психологических конструктов. В итоге, точный характер и определение прокрастинации требует обсуждения в научном психологическом сообществе.
В условиях современного общества, которое предъявляет серьезные требования к самостоятельности и ответственности личности, актуальность проблемы описываемого явления возрастает. Первые научные исследования про-крастинации появились в 70-х гг. XX века в США. При этом, несмотря на широчайшую распространенность этого психологического феномена в российской среде (что обусловлено как спецификой национального характера, так и неоднозначными последствиями распространения коммерческих форм обучения), в нашей стране практически отсутствуют исследования такого рода. Российские ученые обращались к разработке сходных понятий: лень, отсутствие силы воли, неразвитость организационных навыков, оптимизация индивидуального тайм-менеджмента. Однако как психологическое явление прокрастинация не сводится к вышеназванным конструктам.
Малое количество отечественных исследований обусловлено и неразработанностью психодиагностического инструментария, направленного на оценку выраженности прокрастинации и различных ее параметров. Предварительные исследования, проведенные на факультете психологии ОмГУ в 2005-2007 гг., показали, что распространенные на западе методики «Шкала общей прокрастинации» (General Procrastination Scale, Лэй К.) и «Шкала академической про-
крастинации» (Procrastination Scale, Стил П.) в целом могут быть использованы для выявления прокрастинации в нашей стране. С 2006 года на факультете психологии МГУ проводится работа по переводу и адаптации для российской выборки опросника по выявлению академической прокрастинации К. Лэй.
Виды прокрастинации. Н. Милграм с соавторами (Milgram et al., 1993) первоначально выделили пять видов прокрастинации:
1) ежедневная (бытовая), т. е. откладывание домашних дел, которые должны выполняться регулярно;
2) прокрастинация в принятии решений (в том числе незначительных);
3) невротическая, т. е. откладывание жизненно важных решений, таких как выбор профессии или создание семьи;
4) компульсивная, при которой у человека сочетаются два вида прокра-стинации — поведенческая и в принятии решений;
5) академическая, т. е. откладывание выполнения учебных заданий, подготовки к экзаменам и т. д.
Позже Милграм и Тенне (Milgram, Tenne, 2000) объединили эти виды в два: откладывание выполнения заданий и откладывание принятия решений.
Выделяют также прокрастинацию, связанную со стремлением избежать неприятного дела и с получением острых переживаний в условиях дефицита времени. В связи с этим выделяют два типа прокрастинаторов — пассивных и активных.
Активный прокрастинатор стремится к нагнетанию напряжения. Откладывание дел «до последнего» создает остроту момента, связанного с крайней близостью срока завершения работы. Когда времени для окончания работы остается мало, человек переживает мобилизацию сил, полную концентрацию, повышение активности психических процессов. По сути, это приводит к штурмовщине, а если это касается подготовки студентов к экзаменам, часто, как показано в одном исследовании, заканчивается провалом. Поэтому не всякая мобилизация приводит к успеху: человеку может не хватить времени на выполнение задания.
По данным некоторых исследований (Harriott и Ferrari, 1996) с возрастом прокрастинация снижается, что, как предполагают, связано с выработкой каких-то ее ограничителей. Четких половых различий в проявлении прокрастина-ции не найдено, хотя в ряде публикаций отмечаются различия в конкретных ее проявлениях, так как женщины более склонны к тревожности, страху неудачи.
Компоненты прокрастинации. Проанализировав и обобщив зарубежные исследования прокрастинации, можно говорить о наличии 3 основных компонентов данного феномена: поведенческий, когнитивный и эмоциональный.
Прокрастинация представляет собой комплексный, неоднородный в психологическом плане феномен, включающий в себя поведенческие, эмоциональные и когнитивные компоненты, тесно связанные с мотивационной сферой личности. Он проявляется, прежде всего, в поведении: в задержке выполнения необходимой деятельности, в откладывании принятия решения. К разнообразным формам этого психологического явления относятся также боязнь рисковать, составление грандиозных, но не исполняющихся планов и т.п. Основные сферы проявления прокрастинации - это профессиональная деятельность, забота о здоровье, а также обучение (академическая прокрастинация).
Поведенческий компонент прокрастинации рассматривается как форма научения, как неоднократно подкрепляемое поведение. Студенты, как правило, имеют тенденцию избегать задач, которые они считают неприятными и отталкивающими (Solomon and Rothblum, 1984) и включаются в деятельность, особенно краткосрочную, которая им кажется более стоящей, предпочитая ее деятельности, требующей большего времени выполнения (McCownand Johnson, 1991).
Такое поведение вполне может рассматриваться как способ избежать ответственности (Ferrari, 1995) или тревоги, связанной с обучением (Solomon & Rothblum, 1984). Также оно может быть связано с напряжением (Ferrari, 1995).
Когнитивный и эмоциональные компоненты. Прокрастинация может быть рассмотрена как результат когнитивных нарушений (Ellis and Knaus). Эти
проблемы никак не связаны со способностями или уровнем интеллекта, однако у прокрастинаторов обнаружены сложности в восприятии и адекватной оценке времени (Aitken, 1982).Также в ходе исследований прокрастинации была выявлена ее взаимосвязь и с эмоциональной сферой: 1) со страхом неудачи и невро-тизацией и 2) с импульсивностью.
Прокрастинаторы зачастую имеют перфекционистские установки, распространяющиеся на все сферы жизнедеятельности. Подобные установки могут демонстрировать нам иррациональные убеждения прокрастинатора, нередко выражающиеся в страхе успеха или неудачи. В свою очередь, подобные страхи провоцируют невротические реакции на различные ситуации, возникающие в жизни. Такие люди могут быть эмоционально перегруженными и тревожными. Они астеничны, имеют низкую самооценку, очень застенчивы на публике, отмечается высокий уровень самокритичности (Effert и Ferrari, 1989). Основная доля людей из подобной группы видят причины своего успеха в каких-либо внешних и неустойчивых факторах (Rothblum & Solomon, 1986).
С другой стороны, существуют импульсивные прокрастинаторы, имеющие сложности в улавливании и оценке сигналов, поступающих из окружающей среды. Такие люди не в состоянии откладывать удовлетворение собственных потребностей, имеют сложности с самоконтролем. Довольно часто в своем поведении они демонстрируют всяческую борьбу с авторитарными стилями взаимодействия, пытаясь таким образом избежать встречи с внешними требованиями (Aronson and Gilbert, 1963). Такие прокрастинаторы могут столкнуться с трудностями в мотивационной сфере, сложностями в организаторской деятельности (Briordy, 1980).
Описанные выше две модели поведения прокрастинаторов, затрагивающие их эмоциональный компонент, не являются взаимоисключающими; отдельные признаки первой и второй модели могут в равной степени сочетаться и встречаться у отдельных индивидов.
Также ряд авторов выделяет и четвертый компонент - подсознательный. Иногда прокрастинация может сигнализировать о наличии глубинных внутри-личностных конфликтов (Birner, 1993). Человек может бессознательно избегать и затягивать выполнение какой-либо деятельности, имеющей для него определенное символическое значение, например, используя долгие ритуалы по подготовке к выполнению этой деятельности. Такая деятельность на бессознательном уровне ассоциируется с каким-либо конфликтом в прошлом и расценивается как угроза. Например, начальник может напоминать прокрастинатору в своем внешнем виде, манере общения либо в каких-либо личностных характеристиках значимую фигуру из прошлого, с которой связан конфликт. Зачастую такими фигурами из прошлого оказываются родительские фигуры и связанные с ними конфликты (Ferrari & Olivetti, 1993). Травмы детства, связанные со стилями воспитания, от попустительского до авторитарного, вполне могут приводить к феномену прокрастинации (Vander Kolk, 1987). Прокрастинаторы гипер-чувствительны к оценкам авторитарных фигур и всячески стараются оттянуть выполнение поставленной задачи и последующем отчете о ее выполнении.
Прокрастинаторы могут испытывать двойственные чувства по отношению к собственным достижениям, особенно в учебной или научной деятельности - в ситуации сдачи экзамена или, к примеру, защиты диссертации. Они испытывают страх перед достижением успеха и достижения независимости, которую этот успех может принести. Также проблемы подобного рода могут возникать в половой идентификации, психосексуальном развитии. При борьбе с таким видом прокрастинации, связанным с бессознательными процессами, весьма эффективными будут методы глубинно-динамической терапии.
Дополнительную поддержку наличие бессознательного компонента в структуре феномена прокрастинации можно обнаружить в исследованиях, которые показывают высокий процент прокрастинации у детей алкоголиков (McCown, Carise & Johnson, 1991), у личностей с наркотическими зависимостя-
ми (McCrown & Roberts, 1994), у лиц, имеющих в анамнезе инцест (McCown, Cariseand Johnson, 1991) и у тех, кто страдает посттравматическим стрессовым расстройством. Прокрастинация может быть одной из форм адаптации к негативным воздействиям - так называемая «выученная беспомощность». Также возможно, что прокрастинация может выступать как общая неадаптивная реакция на стрессогенные факторы.
Основные теоретические подходы к пониманию феномена прокра-стинации. В настоящий момент на Западе существует множество теорий, которые пытаются объяснить данное явление, но ни одна из них не является универсальной.
Прокрастинация - один из самых изучаемых феноменов последних десятилетий. Данное явление вызывает интерес у исследователей различных подходов и направлений. Природа прокрастинации отражена в теориях психодинамической школы, поведенческой, когнитивной психологии, а также в интегра-тивной теории временной мотивации. Эти четыре теоретических подхода являются ведущими для исследований феномена прокрастинации в последние годы.
Согласно Brown (Ferrari, Johnson and McCown, 1995) психоаналитические исследования являются одними из самых ранних в психологии в плане всестороннего объяснения поведения человека. Психоаналитические исследования прокрастинации являются довольно часто обсуждаемыми в профессиональной среде западных психиатров и психотерапевтов (Ferrari, 1995). Исследования в рамках когнитивно-поведенческой школы направлены на получение данных о феномене прокрастинации и общих подходах к ее преодолению. Данные исследования и совместимость полученных данных с исследованиями других подходов вызывают особый интерес у психологов. Так, в 2006 году Steel и Konig разработали интегративную теорию прокрастинации - теорию временной мотивации (TMT, temporal motivation theory).
Каждые исследования по-своему уникальны и имеют свои перспективы. Большинство ученых склоняется к тому, что в конечном итоге все различные факты, полученные в исследованиях прокрастинации, можно будет объединить в единую систему, единую структуру понимания прокрастинации, где каждый все ее элементы, полученные в ходе тех или иных исследований, будут дополнять друг друга. Именно интеграция данных позволит ответить на существующие сейчас вопросы относительно природы такого явления, как прокрастинация.
Психодинамический подход. Объяснение тенденции к откладыванию дел и принятия решений можно найти в работах по изучению механизмов психологических защит, а также в концепции избегания выполнения задач. Согласно этой концепции, люди не выполняют определенные дела и избегают их, потому что они представляют угрозу для Эго. Сам Фрейд выдвигает мнение о том, что тревога выступает сигналом существования угрозы для Эго, когда отдельные индивиды сталкиваются, в некотором роде, с опасными для них вещами, которые не могут быть реализованы. Когда Эго признает существование угрозы со стороны какой-либо задачи, срабатывает защитный механизм избегания выполнения задач. В традициях классического психоанализа, Blatt и Quinlan в 1967 году заявили, что прокрастинаторы, в целом, ориентированы на настоящее и имеют трудности в прогнозировании и построении планов на будущее.
Известно, что представители психодинамического подхода тесно связывают личность человека с его детскими переживаниями. Основываясь на этом положении, прокрастинация понимается как последствие детских травм и проблем в отношениях с родителями. Missildine в 1963 году (Ferrari, Johnson and McCown, 1995) использовал термин «синдром хронической прокрастинации» для описания прекращения работы с какими-либо заданиями либо замедления активности человека. Такая индивидуальная медлительность объясняется нереалистическими установками и требованиями родителей, а также недостатками внимания и эмоционального контакта с ребенком. Либеральный либо авто-
ритарный родительский стиль усиливает предрасположенность ребенка к про-крастинации. Либеральный стиль провоцирует возникновение сложностей у детей при выполнении четко предъявляемых задач и развитие чувства тревоги из-за этого. Авторитарный же стиль способствует выведению ребенка из состояния эмоционального равновесия даже при незначительных воздействиях, а также провоцирует нарушение различных правил, ограничивающих свободу его поведения.
Позже, во взрослой жизни, при возникновении ситуаций, перекликающимися с детскими, ситуаций оценки его личности, его возможностей и способностей, по мнению Missildine (1964), индивид возвращается к своему прошлому опыту и сталкивается со своими детскими переживаниями. Например, взрослый человек может потратить время на игру на музыкальном инструменте, либо на просмотр телевизора, вместо того, чтобы попытаться выполнить наложенные на него обязательства по какому-либо вопросу. Этот случай, нарушающий нормальный ритм жизни и функционирование человека в социуме, является результатом прокрастинации.
Популярная психодинамическая интерпретация феномена прокрастина-ции была представлена в 1971 году в публикации в одном из американских психологических журналов. Автор статьи, Spock, утверждает, что бессознательное чувство родительского гнева выражает себя, когда ребенок испытывает трудности, терпит неудачу при выполнении каких-либо родительских поручений. Ребенок бессознательно отвечает на этот гнев, демонстрируя замедленное, отсроченное выполнение тех заданий, которые ему поручены родителем. Будучи уже взрослыми и сталкиваясь с выполнением деятельности, в значительной мере схожей с той, что вызывала трудности в детстве, люди бессознательно воспроизводят свои конфликты с родителями снова. Они отвечают на этот бессознательный процесс в памяти, пытаясь разрушить те установки и послания родительских фигур в детстве. Люди оказываются абсолютно не в состоянии
завершить те дела, которые бессознательно напоминают им их ранние детские конфликты с родителями.
Психодинамические теории стали настолько популярны в современном обществе, что подобное объяснение прокрастинации кажется вполне обычным и простым. Тем не менее, сейчас нет достаточного количества эмпирических исследований, которые дали бы ответ на вопрос о полной уместности психодинамической парадигмы для изучения прокрастинации. К счастью, ряд серьезных ученых, интересующихся психодинамическим подходом, возобновили исследования в рамках частично расширенной методологии, представленной нелинейной динамикой и теорией хаоса, ставящие под сомнение традиционные представления о линейной причинности.
Поведенческий подход. В парадигме бихевиоризма укрепилась идея того, что уровень прокрастинации повышается за счет закрепления стратегии такого поведения. Классическая теория научения объясняет, что становление тех или иных форм поведения обычно происходит автоматически, путем подкрепления или отсутствия наказания (Ainslie, 1975). Для прокрастинаторов это мнение находит свое отражение в высокой способности прокрастинаторов помнить случаи откладывания дел и успешного их завершения за очень короткое время перед окончательным сроком сдачи.
В дальнейших исследованиях изучалось поведение, исключающее воздействия неблагоприятных стимулов (Solomon & Rothblum, 1984). Избегание таких стимулов происходит тогда, когда люди выполняют какую-либо деятельность и затем останавливаются и прекращают ее (Ferrari, Johnson and McCown, 1995). Это способствует развитию такой позиции, когда начатая деятельность прерывается и полностью не завершается. Такой тип поведения используется, когда индивид прилагает необычайные усилия для завершения своей работы. Это закрепляется и приводит в дальнейшем к тому, что человек начинает оттягивать и задерживать выполнение определенного вида деятельности.
Ainslie (1975) считает, что люди избегают выполнения той или иной деятельности в зависимости от частоты подкрепления. Ainslie заявил, что люди предпочитают подкрепления или награды за выполнение краткосрочной деятельности, а не за долгосрочное воплощение своих целей в жизнь. Одна из причин такого выбора - более быстрый способ почувствовать удовольствие от проделанной работы. Исходя из такого понимания, прокрастинаторы - это те, кто привык выбирать недолговременную работу, за которую определенно точно можно получить какую-либо награду. Эти привычки будут препятствовать достижению долгосрочных целей, потому что человек попадает в порочный круг поиска немедленного удовольствия, которое, в свою очередь, повышает тревожность перед выполнением ближайших задач. В этом случае перед окончанием срока выполнения деятельности у человека внезапно завершает работу вовремя, приложив максимум усилий в минимальные сроки. Все это приводит к установлению негативной обратной связи и распространению такой модели поведения на другие виды работ.
Когнитивный подход. Хотя когнитивный подход и является относительно новым, он является очень популярным в объяснении поведения человека и его психологических особенностей, включая и прокрастинацию. В рамках этого направления было предложено три основные явления, лежащие в основе феномена прокрастинации - иррациональные убеждения, заниженная самооценка и неспособность самостоятельно принимать решения. Несмотря на то, что каждый из этих трех аспектов является самостоятельным, имеющим свои причины явлением, тем не менее все они взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга.
Ellis и Knaus в 1977 году назвали прокрастинацию эмоциональным расстройством, корни которого лежат в иррациональном мышлении. Одним из иррациональных убеждений прокрастинаторов является фраза «Я всегда выполняю свою работу хорошо» и последующая оценка этой деятельности. Это убе-
ждение может привести к негативным последствиям, когда люди не в состоянии оптимально и в срок выполнить какую-то работу. Эта иррациональная установка часто приводит к тому, что люди довольно часто оттягивают выполнение какой-либо важной для них деятельности, боясь допустить ошибку в работе. Подобные убеждения считаются иррациональными, потому что слишком завышенные требования к своей работе уже предполагают то, что там могут встречаться ошибки.
Прокрастинаторам такое оттягивание и промедление в работе играет только на руку, так как допущенные потом ошибки можно будет объяснить нехваткой времени или попросту ленью. Такие объяснения очень удобны для прокрастинатора с иррациональным убеждением «Я всегда выполняю свою работу хорошо», так как исключается сам факт того, что он чего-то не знает и может ошибиться.
Можно заметить некоторые сходства такой точки зрения когнитивного подхода с психодинамической теорией, рассматривающей прокрастинацию в качестве одного из механизмов защиты Эго. Однако существенным отличием является то, что когнитивный подход не фокусирует свое внимание на чувстве тревоги, которое приводит к нарушениям функционирования Эго.
Второй аспект прокрастинации прокрастинации в когнитивном подходе -это заниженная самооценка. Burka и Yuen в 1983 году подчеркивали важность прокрастинации как стратегии защиты индивида от низкой самооценки. Основная мысль их теории заключается в том, откладывание и замедление в выполнении дел является своеобразным защитником уязвимых чувств прокрастина-торов. «Если я откладываю свою работу, то откладывается и оценка моей работы», - думает человек.
И, наконец, неспособность принимать решения и прокрастинацию связывают Jannis и Mann в 1977 году, предлагая теорию конфликта в процессе принятия решений. Они видят прокрастинацию в качестве неэффективной копинг-
стратегии в случае столкновения со сложной деятельностью. Прокрастинация рассматривается как процесс принятия решений в атмосфере, наполненной конфликтами, отмеченной пессимистическими установками относительно успеха в выполнении конкретной работы. Человек сомневается в том, что получит удовлетворение, когда работа будет завершена.
Beswick, Rothblum и Mann в 1988 году также связали прокрастинацию с конфликтом, при котором человек неспособен принимать решения. Два ярких примера встречаются в жизненном опыте студентов с академической прокра-стинацией - это неопределенность при выборе дополнительных курсов, а также противоречия при выборе тем исследований, докладов, статей.
Теория временной мотивации (Temporal Motivation Theory). Одна из наиболее примечательных публикаций, посвященных прокрастинации за последнее время, - это объемное мета-аналитическое исследование, проведенное Пирсом Стилом (Университет Калгари, Альберта) (Piers Steel, University of Calgary, Alberta) и опубликованное в Психологическом Бюллетене (Psychologica lBulletin, 2007). По сути, данная теория - первая попытка интеграции всех существующих в литературе мнений относительно природы про-крастинации.
Теория временной мотивации имеет долгую историю своего возникновения. Корни ее уходят в 1992 год, в работу Ainslie и Haslam «Picoeconomics or Hyperbolic Discounting». Их теория пытается объяснить процессы выбора при принятии некоторых решений или поведения в целом.
Теория временной мотивации полагает, что каждый человек всегда предпочитает тот вид деятельности, который принесет максимум пользы для него, по крайней мере, учитывая, что на эту деятельность потребуется определенный период времени. Другими словами, люди стремятся к прокрастинации тогда, когда приходят к мнению, что польза от выполнения той или иной работы будет не высока.
Канадский ученый Пирс Стил, который в течение 10 лет изучал этот известный всем феномен, уверен, что прежнее убеждение, психологов в том, что такими людьми руководит или лень, или перфекционизм, в корне неверное.
Профессор, признающий, что и его отвлекают от дел компьютерные игры, замечает в своей книге «The Procrastination Equation: Today's Trouble with Tomorrow» что те, кто склонен откладывать дела на неопределенный срок вместо того, чтобы немедленно приступать к их исполнению, страдают от другого недостатка — чрезмерной импульсивности.
Согласно этой теории субъективная полезность действия (Utility), которая и определяет желание человека его совершать, зависит от четырёх параметров: уверенности в успехе (Expectancy), ценности, то есть предполагаемого вознаграждения (Value), срока до завершения работы (Delay) и уровня нетерпения, то есть чувствительности к задержкам (G).
Все вместе эти переменные предсказывают, насколько желанно задание или выбор для субъекта:
U = E x V/G x D.
Человек считает более полезным дело, если уверен в его удачном завершении и ожидает по его результатам большого вознаграждения. Напротив, субъективно менее полезными кажутся дела, до завершения которых осталось ещё много времени. Кроме того, чем болезненнее мы переносим задержки, тем менее полезными нам кажутся дела, на завершение которых требуется некоторое время.
Следуя данной теории, можно сделать вывод, что уровень прокрастинации тем ниже, чем больше ожидания от дела и чем более ценны его результаты лично для человека, и тем выше, чем менее настойчив человек (так, импульсивные люди более подвержены прокрастинации) и чем дальше до достижения цели (чем ближе цель, тем усерднее мы работаем). Другими словами, наилучшим образом работа выполняется тогда, когда по отношению к ней имеются высокие ожидания и личная заинтересованность, а время достижения сведено до минимума.
Деятельность, которая считается бесполезной, заменяется на ту, которая кажется индивиду наиболее подходящей, наиболее полезной для него именно в данный момент времени. Одной из причин этого является человеческая склонность сбрасывать со счетов будущие достижения и сосредоточенность на получении удовлетворенности в настоящем.
Оппоненты Пирса Стила, впрочем, не согласны с тем, что сложное поведение человека можно уместить в математическую формулу. Но, тем не менее, «уравнение Стила» — попытка унифицировать различные мотивации и психологические теории возникновения феномена прокрастинации, предоставляющая широкое поле для дальнейших исследований.
Выводы. Прокрастинация - комплексное явление, которое, исходя из основных объясняющих его теорий, включает в себя: поведенческий компонент (прокрастинация как закрепленный механизм поведения человека), когнитивный компонент (специфика ощущения результатов деятельности, а также мотивация к выполнению деятельности), эмоциональный компонент (высокая тревожность, эмоциональная перегруженность, страх неудачи и невротизация), а также подсознательный компонент (прокрастинация как защитный механизм личности, срабатывающий при повышении тревоги и оценке ситуации выполнения какой-либо задачи как угрожающей и опасной).
Современное общество предъявляет высокие требования к ответственности, самостоятельности и продуктивности личности. И изучение прокрастина-ции является весьма значимым и актуальным, особенно, когда возникающие проблемы и трудности просто нельзя связывать с человеческой ленью и незаинтересованностью в выполнении необходимой деятельности.
Таким образом, феномен прокрастинации - сложное психологическое понятие, которое не следует полностью отождествлять с защитными механизмами или нарушениями мотивационно-волевых процессов. Данная проблематика требует дальнейшего изучения и более глубоких исследований, которые позволят
уточнить имеющиеся данные о природе прокрастинации, ее компонентах и возможных корреляциях с другими психологическими характеристиками личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Варваричева Я.И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников: материалы докладов XV Междунар. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев. [Электронный ресурс]. URL: http://psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/2008/theses/18_2.pdf (дата обращения: 15.02.2013).
2. Карловская Н.Н., Баранова Р.А. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью // Психология в вузе. 2008. № 3, С. 38-49.
3. Aitken M.E. A personality profile of the college student procrastinator. Unpublished doctoral dissertation, University of Pittsburgh, 1982 // APA.ORG: сайт Американской Психологической Ассоциации. URL: http://www.apa.org/pubs/index.aspx (дата обращения: 29.01.2013).
4. Burka J., Yuen L. Procrastination: Why you do it, what to do about it. Reading, MA: Addison-Wesley, 1983 // APA.ORG: сайт Американской Психологической Ассоциации. URL: http://www.apa.org/pubs/index.aspx (дата обращения: 29.01.2013).
5. Ellis A., Knaus W.J. Overcoming procrastination. New York: Signet Books, 1977. // APA.ORG: сайт Американской Психологической Ассоциации. URL: http://www.apa.org/pubs/index.aspx (дата обращения: 28.01.2013).
6. Ferrari J.R., Johnson J.L., McCown W.G. (Eds.). Procrastination and task avoidance: Theory, research, and treatment. New York: Plenum, 1995. // APA.ORG: сайт Американской Психологической Ассоциации. URL: http://www.apa.org/pubs/index.aspx (дата обращения: 28.01.2013).
7. McCown W., Johnson J., Petzel T. Procrastination, a principal component analysis. Personality and Individual Differences, 10, 1989. P. 197-202.
8. Steel P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure. Psychological Bulletin, 133, 2007. P. 65-95.