УДК 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ С ИНДИВИДНО-ЛИЧНОСТНЫМИ
ХАРАКТЕРИСТИКАМИ СТУДЕНТОВ
© 2017
Забродина Любовь Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Мухина Юлдуз Робертовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Самарский государственный социально-педагогический университет (443099, Россия, Самара, улица М. Горького, 65/67, e-mail: [email protected])
Аннотация. Как комплексный и неоднородный в психологическом плане феномен, включающий в себя поведенческие, эмоциональные и когнитивные компоненты, прокрастинация тесно связана с мотивационной сферой личности и проявляется, прежде всего, в поведении: в задержке выполнения необходимой деятельности, в откладывании принятия решения. В последнее время специалистами образовательной системы отмечается высокий уровень прокрастинации у обучающихся разных ступеней образования. В содержании статьи представлены результаты исследования, целью которого было выявление взаимосвязи особенностей прокрастинации с индивидно-личностны-ми характеристиками студентов. Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме прокрастинации, диагностические методы и метод математической статистики (корреляционный анализ). Диагностика проводилась по методикам: «Шкала прокрастинации» К.Лэя, «Самооценка лени» Д.А.Богдановой, С.Т.Посоховой, «Уровень субъективного контроля» Е.Ф.Бажина, Е.А.Голынкиной, Л.М.Эткинда, и «Диагностики темперамента» Я.Стреляу, «Диагностика ургентной зависимости» О.Л. Шибко и опросникам: Р. Кеттелла (форма 13PF) и «Мотивация успеха и боязнь неудач» А.А. Реана. Эмпирическая часть исследования включала три этапа - организационный, диагностический и оценочный. В исследовании приняли участие студенты 1, 2 и 3 курсов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование». Возраст испытуемых - от 17 до 22 лет. Выборка составила 87 человек. Результаты. Привлеченный к результатам диагностики корреляционный анализ не выявил взаимосвязи между прокрастинацией и возрастом студентов, ургентной зависимостью, мотивацией успеха и боязнью неудач, а также характеристиками темперамента, но он позволил установить, что обнаруживается взаимозависимость между прокрастинацией и такими другими индивидно-личностными характеристиками студентов, как интернальность в области достижений, моральная нормативность, тревожность, самодисциплина, напряженность. Результаты данного исследования могут быть использованы психологами и педагогами при составлении рекомендаций для студентов по снижению высокого уровня прокрастинации и для разработки по данной проблеме тренинговых и коррекционно-развивающих программ работы с обучающимися.
Ключевые слова: прокрастинация; факторы возникновения прокрастинации; индивидно-личностные характеристики; ургентная зависимость; мотивация успеха и боязнь неудач; темперамент; интернальность в области достижений; моральная нормативность; тревожность; самодисциплина; напряженность.
INTERCONNECTION FEATURES PROCRASTINATION WITH INDIVIDUAL AND PERSONAL
CHARACTERISTIC OF STUDENTS
© 2017
Zabrodina Ljubov Aleksandrovna, candidate of psychological sciences, department of pedagogy and psychology, assistant professor Mukhina Iulduz Robertovna, candidate of psychological sciences, department of pedagogy and psychology, assistant professor Samara State social-pedagogical university (443099, Russia, Samara, Gorkogo street, 65/67, e-mail: [email protected])
Abstract. Like complex and heterogeneous phenomenon in psychology procrastination include behavioral, emotional and cognitive components, also it connects with motivation domain of person and manifests in behavior: delay of necessary activity and delay of adoption decision. In last time, specialists of educational system observe high level of procrastination in students from different stage education. Contents of article represent results of research - interconnection features procrastination with individual and personal characteristic of students. Methods of research: theoretical analysis of literature sources about problem of procrastination, diagnostic methods and method of mathematics statistic (correlation analysis). Diagnostic was performed by methods: « Scale of procrastination» K.Lea, «Self-rating of laziness» D.A.Bogdonova, S.T.Posohova, «Level of subject control» E.F.Bagin, E.A.Golinkina, L.M.Etkind and «Diagnostic of temperament» Y.Strelayu, «Diagnostic urgency addiction» O.L. Shibko and questionnaires: P.Kettell (form 13PF) and «Motivation on success and fear of failure» A.A. Rean. Empirical part of research included three steps - organizational, diagnostic and evaluative. 1, 2, 3 course students from psychological and pedagogical department engaged in research. Age of students was: 17- 22 years old. Sampling consist 87 persons. Results. Correlation analysis didn't reveal interconnection between procrastination and age of students, urgency addiction, motivation on success and fear of failure, features of temperament, but was revealed, that interconnection was discovered between procrastination and other individual and personal characteristic of students such as: internality in region of progress, moral normativity, anxiety, self-discipline, intensity. Results of research can use psychologists and teachers during preparation of recommendation for students for decrease high level procrastination and for preparation trainings, correction and developing program of working with students.
Keywords: procrastination, factors of genesis of procrastination, individual and personal characteristics, urgency addiction, motivation on success and fear of failure, temperament, internality in the field of activity, moral normativity, anxiety, self-discipline, intensity.
В соответствии с социально-экономическим развитием общества изменяются и требования к подготовке будущих специалистов. Усиливается мировоззренческая направленность обучения, выдвигаются требования к всестороннему развитию личности обучающихся в средне-специальных и высших образовательных организациях. Также в соответствии с Болонской декларацией (прежде всего, требованием академической свободы, ко-
торая предполагает самостоятельную активную деятельность обучающихся), применяются модульные системы обучения и балльно-рейтинговые системы оценивания. На сегодняшний день одним из основных вопросов психологии образования является оптимизация обучения, в том числе с помощью психологических резервов обучающихся, так как изменения в образовании требуют от обучающихся навыков самоконтроля, самообучения,
ответственности за результаты обучения. В связи с увеличением доли самостоятельной работы обучающихся, на первый план выходит их самостоятельное распределение учебной нагрузки. Однако отсутствие или недостаточное формирование навыков самоконтроля и планирования часто приводит к тому, что самостоятельное выполнение необходимых заданий откладывается на более поздние сроки.[2,17]
Это явление было названо термином «прокрастина-ция», который впервые ввел П.Рингенбах в 1977 году.
Первые публикации исследования данной проблемы (Дж.Бурк, А.Эллис,В. Кнаус, Л.Юэн) опирались на результаты обширной консультативной практики психологов и были направлены на выявление и устранение прокрастинации. В этот период был проведен научно-академический анализ феномена прокрастинации, были разработаны различные опросники для изучения про-крастинации, а так же способы и методы преодоление данного явления.[11,18]
В конце XX - начале XXI века эта проблема привлекла внимание и российских психологов Я.И.Варваричевой, О.С.Виндекер, С.Н.Ениколопова, Е.П.Ильина, Н.Н.Карловской, В.С.Ковылина, М.С.Косороткиной, Н.В.Куприяновой, Е.Л.Михайловой, М.В.Останиной, В.А. Ясной и др. [6,8,11,12,13-16,18]
В психологической литературе существует достаточно много определений понятия «прокрастинация». Анализ научной литературы позволил уточнить данное понятие: «прокрастинация» - это активное, иррациональное откладывание человеком выполнения своевременных, необходимых и приоритетных по важности дел на более поздний срок, сопровождающееся отрицательными эмоциональными состояниями.
По мнению многих психологов, занимающихся прокрастинацией (А.К.Болотовой, Н.В.Боровской, Я.И.Варваричевой, В.В.Воробьевой, Т.О.Гордеевой, Е.П.Ильина, Н.Н.Карловской, Д.А.Циринг,
И.С.Якиманской и др.), причиной возникновения этого явления являются индивидно-личностные особенности человека. Так, заниженная самооценка, неуверенность в себе, опыт прошлых неудач в выполнении данной работы вызывают у человека тревогу, страх, особенно если результаты деятельности будут оцениваться, да, еще публично. Поэтому человек стремится избежать напряжения, связанного с выполнением деятельности, которая ему неприятна, неинтересна или чрезмерно сложна, и «тянет время». Человек приступает к выполнению задания только тогда, когда страх перед последствиями невыполнения задания перевесит страх неудачного его выполнения.[5,11,12]
С точки зрения Н.Н.Карловской и Р.А.Барановой, прокрастинация представляет собой комплексный, неоднородный в психологическом плане феномен, включающий в себя поведенческие, эмоциональные и когнитивные компоненты, который тесно связан с мотиваци-онной сферой личности, и проявляется, прежде всего, в поведении: в задержке выполнения необходимой деятельности, в откладывании принятия решения [12].
В научной литературе выделяют факторы, способствующие возникновению прокрастинации:
1) ситуативные факторы (например, время, выделенное на выполнение задания);
2) полученный опыт (например, опыт прошлых неудач в выполнении данной работы может вызвать у человека тревогу, страх, стремление избежать напряжения, связанного с выполнением деятельности, которая ему неприятна);
3) личностные факторы (например, наличие страха неудачи и стремление к ее избеганию, боязнь успеха и перспективы стать объектом всеобщего внимания (застенчивость), нежелание выделиться и вызвать зависть у других).[1]
В последнее время специалистами образовательной системы отмечается высокий уровень прокрастинации у
обучающихся разных ступеней образования, однако до сих пор не выявлено, с какими индивидно-личностными особенностями обучающихся связано данное явление.
Поэтому целью нашего исследования стало выявление взаимосвязи особенностей прокрастинации с инди-видно-личностными характеристиками студентов.
Данное исследование проводилось на факультете психологии и специального образования в Самарском государственном социально-педагогическом университете со студентами 1, 2 и 3 курсов, обучающихся по направлению «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психология образования». Возраст испытуемых - от 17 до 22 лет. Выборка составила 87 человек.
Процедура исследования включала организационный этап, целью которого стало - организация эмпирического исследования. На этом этапе со студентами очной формы обучения были организованы занятия на тему «Прокрастинация как явление современной студенческой жизни». На занятии студентам была представлена информация о феномене прокрастинации, существующем в современных реалиях студенчества, а также было предложено им принять участие в диагностическом исследовании, направленном на изучение взаимосвязи особенностей прокрастинации с индивид-но-личностными характеристиками.
В ходе диагностического этапа эмпирического исследования были использованы: диагностическая методика, выявляющая уровень прокрастинации («Шкала прокрастинации» К.Лэя) и диагностические методики, позволяющие выявить такие индивидно-личностные особенности студентов, которые могут быть связаны с уровнем прокрастинации - Опросник Р.Кеттелла (форма 13PF); Диагностика ургентной зависимости О.Л. Шибко; Методика самооценки лени Д.А. Богдановой, С.Т. Посоховой; Опросник «Уровень субъективного контроля» Е.Ф.Бажина, Е.А.Голынкиной, Л.М.Эткинда; Опросник «Мотивация успеха и боязнь неудач» А.А.Реана; Методика диагностики темперамента Я.Стреляу.
На завершающем (оценочном) этапе был проведен анализ результатов, полученных в ходе диагностического исследования с целью установления факта наличия или отсутствия взаимосвязи между прокрастинацией и индивидно-личностными особенностями студентов. Для обработки результатов исследования был использован корреляционный анализ (коэффициент корреляции Ч.Спирмена).
Таблица 1. Коэффициенты корреляции прокрастина-ции с индивидно-личностными особенностями студентов, при 0.05>р>0.01
Проведенный корреляционный анализ с использова-
нием ранговой корреляции Ч.Спирмена не выявил взаимосвязи между прокрастинацией и возрастом студентов, ургентной зависимостью, мотивацией успеха и боязнью неудач, а также характеристиками темперамента, но он позволил установить, что между прокрастинацией и другими индивидно-личностными характеристиками студентов обнаруживается взаимозависимость (см. таблицу 1).
Как видно из таблицы 1, корреляционный анализ полученных результатов позволил нам обнаружить прямую зависимость между уровнем прокрастинации и уровнем лености (r=0,5l4). Данные результаты свидетельствуют о том, что с ростом уровня лености повышается уровень прокрастинации. Соответственно, у студентов, демонстрирующих высокий уровень лености, наблюдается высокий уровень прокрастинации, а у студентов, чья самооценка лености находится на низком уровне, определятся низкий уровень прокрастинации. Данный результат подтверждает теоретическое предположение Я.И.Варваричевой о том, что психологические механизмы явлений лени и прокрастинации схожи [7].
Лень представляет собой комплексное явление, поэтому объяснение данной взаимосвязи может быть рассмотрено с точки зрения различных значений лени:
- лень как низкий уровень мотивации может способствовать усилению прокрастинации, так как дело, которое следует выполнить, не является достаточным стимулом для испытуемых и откладывается на потом;
- лень как недостаток силы воли также может способствовать откладыванию выполнения различных дел, если данное занятие неприятно или непривлекательно для студентов;
- лень может стать и индивидуальным стилем деятельности, что тоже будет повышать уровень прокрасти-нации (например, студенту для успешного выполнения деятельности нужно довести ситуацию до очень высокого уровня психического напряжения, и только после этого он качественно и рационально выполняет всё необходимое);
- лень может быть рассмотрена в качестве выжидательной позиции в случае неуверенности в обязательности выполнения какого-либо дела, соответственно задания будут откладываться;
- лень как стремление к удовольствию, возможно, будет способствовать прокрастинации, так как получение удовольствия от процесса «здесь и сейчас» может пересиливать ожидание удовольствия от будущего результата какой-либо деятельности;
- лень может быть вызвана усталостью, и студенты могу откладывать выполнение заданий из-за того, что энергетический ресурс организма исчерпан и это не позволяет приступить к выполнению очередной деятельности;
- лень может быть рассмотрена как деятельность по оптимальной организации своей деятельности, и в этом случае дела будут откладываться, так как вначале испытуемым необходимо выбрать или создать наименее трудозатратный и наиболее результативный способ выполнения каких-либо заданий [7,9].
Обратная взаимосвязь обнаружена между уровнем прокрастинации и уровнем самодисциплины (фактором Q3) (r=-0,416). Полученные результаты свидетельствуют о том, что чем выше уровень самодисциплины, тем ниже уровень прокрастинации. Соответственно, студенты, имеющие низкие показатели по уровню самодисциплины, проявляют недисциплинированность, слабый самоконтроль и подчинены эмоциям, что может привести к высокому уровню прокрастинации. И, наоборот, студенты, проявляющие высокий контроль своих эмоциональных состояний и поведения, точность в выполнении социальных требований, не станут откладывать дела.
Это можно объяснить тем, что самодисциплина предполагает контроль желаний и своего поведения. Следовательно, испытуемые с высоким уровнем само-
дисциплины способны контролировать свои непосредственные желания, в том числе, и желание отложить выполнение какого-либо дела на потом.[3]
Высокие показатели по фактору «Самодисциплина» (фактор Q3) предполагают наличие у опрошенных студентов сформированной силы воли. Поэтому такие испытуемые способны продолжать деятельность, которая не является привлекательной для них или противоречит их желаниям. Следовательно, прокрастинация будет снижаться, так как студенты с высоким уровнем силы воли способны выполнить задание, не откладывая его.
Фактор самодисциплины также включает в себя такие компоненты как щепетильность и дисциплинированность, что предполагает неукоснительную корректность в отношении с кем-либо или по отношению к чему-либо и четкое следование правилам. У испытуемых с ярко проявляемыми такими чертами уровень прокра-стинации может снижаться, так как любое необходимое дело такие испытуемые будут выполнять точно в срок. Чтобы достичь конечного результата, такому человеку необходима уверенность в том, каких временных и других ресурсов потребует выполнение какого-либо дела. Для получения такой информации, необходимо начать выполнение задания или дело как можно скорее. Соответственно, уровень прокрастинации будет низким. [10]
Испытуемые, обладающие высокими показателями по фактору «Самодисциплина» (фактор Q3), склонны к тому, чтобы следить за своим имиджем. Вероятно, данная особенность может служить и снижению прокрасти-нации. Это можно объяснить тем, что испытуемый, стараясь сохранить о себе имидж человека, который выполняет все качественно и в срок, человека ответственного, человека, на которого можно положиться, будет любые дела и задания выполнять, не откладывая, качественно и в срок. Таким образом, фактор самодисциплины будет способствовать снижению уровня прокрастинации.
Обнаружена обратная взаимосвязь между уровнем прокрастинации и уровнем интернальности в области достижений (r=-0,322). Данная взаимосвязь свидетельствует о том, что, чем выше уровень интернальности в области достижений, тем ниже уровень прокрастинации. Соответственно, у студентов, которым свойственен высокий уровень интернальности в области достижений, обнаружен низкий уровень прокрастинации. И, наоборот, у студентов, демонстрирующих низкий уровень ин-тернальности в области достижений, выявлен высокий уровень прокрастинации.
Высокие показатели по шкале интернальности в области достижений соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально-положительными событиями и ситуациями. Человек с такими характеристиками уверен, что он сам добился всего того хорошего, что было и есть в его жизни, и он способен с успехом преследовать свои цели в будущем. Такие особенности могут способствовать снижению уровня прокрастинации. Это может быть объяснено тем, что студенты, считающие себя ответственными за свои достижения, способны иметь четкое представление о том, что их действия приведут к успеху. Поэтому мотивация выполнения заданий велика, и студенты не откладывают их. Студенты, которые приписывают свои успехи внешним обстоятельствам, испытывают трудности в создании четкого образа возможного результата своих действий, поэтому мотивация выполнения заданий у них может снижаться, и это обстоятельство может привести к высокому уровню прокрастинации. Таким образом, высокий уровень интернальности в области достижений снижает уровень прокрастинации.
Обратная взаимосвязь обнаружена между уровнем прокрастинации и уровнем моральной нормативности (фактором G) (r=-0,307). Полученные результаты показывают, что, чем выше у испытуемых уровень моральной нормативности, тем ниже уровень прокрастинации.
И наоборот, испытуемым, демонстрирующим низкие показатели по фактору «Моральная нормативность (фактор G), свойственен высокий уровень прокрастинации.
Это можно объяснить тем, что совестливые люди не способны откладывать дела на последний момент, так как будут испытывать эмоциональный дискомфорт. Испытуемые, характеризующиеся упорством, способны выполнять задания, не откладывают их, так как упорство предполагает настойчивое стремление к чему-либо. Если дело или задание имеет большую значимость для таких студентов, то они будут выполнены сразу, несмотря на нежелание их выполнять или непривлекательность самого задания или деятельности, так как такие студенты настойчиво стремятся получить результат.
Высокоморальность как составляющая фактора моральной нормативности так же может способствовать проявлению прокрастинациии низкого уровня. Высокоморальность можно рассматривать как неукоснительную правильность действий по отношению к стандартам и нормам поведения. Такие студенты будут выполнять задания и дела сразу и в срок, так как так предписано моралью.
Здравомыслие также является компонентом фактора G и может снижать уровень прокрастинации. Под здравомыслием можно понимать способность правильно, логично мыслить и рассуждать. Следовательно, студенты, обладающие здравомыслием способны опираться на логику, а не на эмоциональные порывы, и выполнять задания и дела, их не откладывая. Они способны рассчитать время и осознать, что в случае невыполнения задания заранее, его все равно необходимо будет сделать, только в худших условиях и в ограниченные сроки.
Таким образом, фактор «Моральная нормативность» (фактор G) будет способствовать снижению уровня про-крастинации.
Обнаружена тенденция к прямой взаимосвязи между уровнем напряженности (фактор 04) и уровнем прокрастинации (г=0,289). Полученные результаты свидетельствуют о том, что у студентов, которые демонстрируют высокий уровень напряженности, обнаружен и высокий уровень прокрастинации. И, наоборот, чем ниже у студентов уровень напряженности, тем ниже и уровень про-крастинации.
Возможно, это связано с тем, что студенты, которые испытывают сильное напряжение, возбудимы и раздражительны и могут начать выполнение заданий, но не продолжают его, так как не способны спокойно выполнять работу в течение длительного промежутка времени. Поэтому откладывают выполнение на более поздний срок. Фрустрированность таких испытуемых может способствовать невыполнению дел до самого последнего момента, так как у испытуемого не удовлетворены другие потребности, что не дает ему реализовывать потребности, связанные с выполнением каких-либо дел или заданий.
Таким образом, фактор «Напряженность» (фактор 04) может способствовать повышению уровня прокра-стинации студентов.
Тенденция к прямой взаимосвязи обнаружена между уровнем тревожности (фактором О) и уровнем прокра-стинации (г=0,274). Полученные результаты показывают, что чем выше уровень тревожности, тем выше уровень прокрастинации. И, наоборот, низкий уровень тревожности свидетельствует о низком уровне прокра-стинации опрошенных студентов.
Взаимосвязь уровня тревожности и прокрастинации можно объяснить тем, что у тревожных, боязливых, неуверенных людей значительная часть энергетических и временных ресурсов уходит на создание мыслительных образов будущего, чаще негативных, и продумывание вариантов своего поведения для каждой возможной ситуации. Соответственно, пока все варианты не будут продуманы, человек не сможет приступить к выполнению какого-либо действия. В случае откладывания дела
у студентов, имеющих высокие показатели по фактору «Тревожность» (фактор О) значительная часть энергии уходит на обвинение себя в затягивании выполнения задания, а не на как таковое его выполнение. Таким образом, тревожность, может служить фактором, повышающим уровень прокрастинации.
Итак, результаты корреляционного анализа позволили обнаружить у студентов тенденцию к прямой зависимости прокрастинации с леностью, напряженностью и тревожностью и обратную взаимосвязь прокрастинации с самодисциплиной, интернальностью в области достижений и уровнем моральной нормативности
Полученные результаты свидетельствуют в пользу того, что существует взаимосвязь между прокрастинаци-ей с отдельными индивидно-личностными особенностями студентов, однако эти данные и выводы не претендуют на полное освещение всех аспектов такого сложного и многогранного явления, как прокрастинация.
Результаты данного исследования могут быть использованы при составлении рекомендаций для психологов, педагогов и студентов по снижению высокого уровня прокрастинации и для разработки тренинговых и коррекционно-развивающих программ работы с обучающимися в целях снижения высокого уровня прокра-стинации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности / К.А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. — 1985. Т.6 № 5. - С. 1-18.
2. Барановская Т.А. Формирование самоконтроля в учебной деятельности студентов: авторефератдиссерта-ции на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Т.А. Барановская.- М., 1990. - 18 с.
3. Батоцыренов В.Б. Понятие «Саморегуляция»: терминология и основные подходы. В.Б. Батоцыренов // Вестник ЧитГУ. - 2011. - №6(73). - С.67-72.
4. Болотова А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект пресс, 2006. - 254с.
5. Варваричева Я. И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ. у школьников / Я.И.Варваричева // Современная психология: от теории к практике: Материалы XV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». Секция «Психология». Ч. I - М., 2008. С. 114 -117.
6. Варваричева Я. И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования / Я.И.Варваричева// Вопросы психологии. - 2010. №3. - С. 121-130.
7. Варваричева Я.И. Психологические механизмы феномена лени. [Электронный ресурс]. - http://www. psy.msu.ru/science/conference/lomonosov/ 2007/thesis/ Varvaricheva_YI.pdf
8. Виндекер. О.С., Останина М.В. Формальный и содержательный анализ шкалы общей прокрасти-нации C.H. Lay (на примере студенческой выборки) // Актуальные проблемы психологического знания. -2014. - №1. - С.116-126
9. Воробьева В.В., Якиманская И.С. Психология лени: постановка проблемы. Электронный ресурс -http://www.psyvoren.narod.ru/ps_leni.htm
10. Знаменская Н.В. Представления и понимания о качествах в структуре самосознания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук /Н.В. Знаменская. - М., 2000. - 22 с.
11. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П.Ильин. - М.: Питер, 2011. -224 с.
12. Карловская Н.Н. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью / Н.Н. Карловская, Р.А.Баранова // Психология в вузе. - 2008. № 3. - С. 3849.
13. Каширина В.В. Специфика сочетаний черт «мо-
дального» студента-психолога: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук /В.В. Каширина. - М., 2007. - 198 с.
14. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.humjournal.ru
15. Косороткина М.С. Понятие перфекционизма в современной психологии // Ананьевские чтения 2009: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2009. Вып.2. С.267-271.
16. Куприянова. Н.В. Феномен прокрастинации и перфекционизма в контексте внутреннего мира человека /Н.В. Куприянова//Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета. — СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - С. 446 - 452.
17. Михайлова Е. Л. Ситуационные и личностные детерминанты лени: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Е.Л.Михайлова. - СПб., 2007. - 176 с.
18. Попандопуло Ю.В. Система обучения самоконтролю учебной деятельности студентов технического вуза:автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ю.В. Попандопуло.- М, 2011.- 18 с.
19. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Перфекционизм: история изучения и современное состояние проблемы // Вопросы психологии, 2007. №4.
Статья поступила в редакцию 28.07.2017.
Статья принята к публикации 25.09.2017.