Научная статья на тему 'РЕЖИМ ОНЛАЙН КАК СТИМУЛ БИБЛИОТЕЧНЫХ ИНИЦИАТИВ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ ИСКУССТВ'

РЕЖИМ ОНЛАЙН КАК СТИМУЛ БИБЛИОТЕЧНЫХ ИНИЦИАТИВ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ ИСКУССТВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
305
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Библиосфера
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА ИСКУССТВ / КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ваганова Инна Александровна

В статье обобщен и систематизирован опыт выставочной, просветительской и проектной деятельности Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ) в условиях самоизоляции во время распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Рассматриваются необходимые и достаточные условия для эффективной работы в удаленном режиме. Сделан акцент на организации работы над проектами. Делается вывод о стратегической важности работы в команде, сетевого взаимодействия сотрудников, оперативной координации работ. Отмечается, что библиотеке удалось значительно расширить свои интернет-ресурсы. Это выразилось в разработке и представлении виртуальных выставок, тематических онлайн-лекций и публикаций, видеообзоров, виртуальных экскурсий, встреч на платформе Zoom, в реорганизации и адаптации запланированных мероприятий к новым условиям.Важными организационными шагами стали: освоение сотрудниками необходимых программных продуктов, в том числе видеомонтажа, и психолого-педагогических навыков удержания аудитории; понимание необходимости обсуждения виртуальных экспозиций в рабочих группах и выставочных советах.Все это позволило не только сохранить старую, но и привлечь новую аудиторию для РГБИ.Также сделан вывод на будущее: при планировании мероприятий, публикаций в веб-пространстве очень важно соблюдать баланс проблематики лекций, обзоров, видеовстреч, современной тематики и ретроспекции, архивных записей и новых публикаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE MODE AS A MOTIVATION FOR LIBRARY INITIATIVES (ON THE EXAMPLE OF THE RUSSIAN STATE LIBRARY OF ARTS)

The article generalizes and systematizes exhibition, educational and project activities of The Russian State Library of Arts (RSLA) in terms of measures related to self-isolation under the threat of coronavirus infection -(COVID-19) spreading. The necessary and sufficient conditions for effective work in remote mode are considered. Emphasis is made on the organization of work on projects. The conclusion is made on the strategic importance of teamwork, network interaction of employees, and operational coordination of work. It is noted that the library managed to significantly expand its Internet resources. This was reflected in the development and presentation of virtual exhibitions, thematic online lectures and publications, video reviews, virtual excursions, meetings on the Zoom platform, in the reorganization and adaptation of planned events to new conditions.The important organizational steps were: mastering the necessary software products, including video editing, and psychological and pedagogical skills to retain the audience; understanding the need to discuss virtual expositions in working groups and exhibition councils.All this made it possible not only to preserve the old audience, but also to attract a new one for RSLA.A conclusion is also made for the future: when planning events and publications in the web space, it is very important to balance the issues of lectures, reviews, video meetings, modern and retrospective topics, archival recordings and new publications.

Текст научной работы на тему «РЕЖИМ ОНЛАЙН КАК СТИМУЛ БИБЛИОТЕЧНЫХ ИНИЦИАТИВ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БИБЛИОТЕКИ ИСКУССТВ»

МИР БИБЛИОТЕК

Научная статья

УДК 027.54:7:004

ББК 02 78.347.21(2Рос)+78.375

https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-3-37-44

Режим онлайн как стимул библиотечных инициатив (на примере Российской государственной библиотеки искусств)

И. А. Ваганова

Ваганова

Инна Александровна,

Российская государственная библиотека искусств, Россия, Москва, 107031, ул. Большая Дмитровка, 8/1, заместитель директора по информатизации

ORCID: 0000-0001-9284-4208 e-mail: vaganova@liart.ru

Статья поступила в редакцию 05.07.2020 Получена после доработки 10.08.2020 Принята для публикации 15.08.2020

Аннотация. В статье обобщен и систематизирован опыт выставочной, просветительской и проектной деятельности Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ) в условиях самоизоляции во время распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Рассматриваются необходимые и достаточные условия для эффективной работы в удаленном режиме. Сделан акцент на организации работы над проектами. Делается вывод о стратегической важности работы в команде, сетевого взаимодействия сотрудников, оперативной координации работ. Отмечается, что библиотеке удалось значительно расширить свои интернет-ресурсы. Это выразилось в разработке и представлении виртуальных выставок, тематических онлайн-лекций и публикаций, видеообзоров, виртуальных экскурсий, встреч на платформе Zoom, в реорганизации и адаптации запланированных мероприятий к новым условиям. Важными организационными шагами стали: освоение сотрудниками необходимых программных продуктов, в том числе видеомонтажа, и психолого-педагогических навыков удержания аудитории; понимание необходимости обсуждения виртуальных экспозиций в рабочих группах и выставочных советах.

Все это позволило не только сохранить старую, но и привлечь новую аудиторию для РГБИ.

Также сделан вывод на будущее: при планировании мероприятий, публикаций в веб-пространстве очень важно соблюдать баланс проблематики лекций, обзоров, видеовстреч, современной тематики и ретроспекции, архивных записей и новых публикаций. Ключевые слова: выставочная деятельность, просветительская деятельность, проектная деятельность, Российская государственная библиотека искусств, коронавирусная инфекция Для цитирования: Ваганова И. А. Режим онлайн как стимул библиотечных инициатив (на примере Российской государственной библиотеки искусств) // Библиосфера. 2020. № 3. С. 37-44. https://doi. org/10.20913/1815-3186-2020-3-37-44.

© И. А. Ваганова, 2020

^

Ш I-О х с ш

X

ш

CL

37

Online mode as a motivation for library initiatives (on the example of the Russian State Library of Arts)

I. A. Vaganova

Vaganova Inna Aleksandrovna,

Russian State Art Library, Russia, Moscow, 107031, st. B. Dmitrovka, 8/1, Deputy director on infornatization ORCID: 0000-0001-9284-4208 e-mail: vaganova@liart.ru

Received 05.07.2020 Revised 10.08.2020 Accepted 15.08.2020

Abstract. The article generalizes and systematizes exhibition, educational and project activities of The Russian State Library of Arts (RSLA) in terms of measures related to self-isolation under the threat of coronavirus infection (COVID-19) spreading. The necessary and sufficient conditions for effective work in remote mode are considered. Emphasis is made on the organization of work on projects. The conclusion is made on the strategic importance of teamwork, network interaction of employees, and operational coordination of work. It is noted that the library managed to significantly expand its Internet resources. This was reflected in the development and presentation of virtual exhibitions, thematic online lectures and publications, video reviews, virtual excursions, meetings on the Zoom platform, in the reorganization and adaptation of planned events to new conditions.

The important organizational steps were: mastering the necessary software products, including video editing, and psychological and pedagogical skills to retain the audience; understanding the need to discuss virtual expositions in working groups and exhibition councils.

All this made it possible not only to preserve the old audience, but also to attract a new one for RSLA.

A conclusion is also made for the future: when planning events and publications in the web space, it is very important to balance the issues of lectures, reviews, video meetings, modern and retrospective topics, archival recordings and new publications.

Keywords: exhibitions, educational activities, project activities, The Russian State Art Library, coronavirus infection

Citation: Vaganova I. A. Online mode as a motivation for library initiatives (on the example of the Russian State Library of Arts). Bibliosphere. 2020. № 3. P. 37-44. https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-3-37-44.

Введение

Жизнь библиотек резко изменилась во время перехода на самоизоляцию. Стремятся спрогнозировать будущие шаги и концептуально предусмотреть перспективные библиотечные стратегии с поправкой на приобретенный опыт и библиотекари-практики, и методисты, и историки отрасли. В журналах и интернет-ресурсах появилось много публикаций о работе библиотек во время самоизоляции, о перестройке основных библиотечных процессов (Возобновление..., 2020; Выходим., 2020; Диская, 2020; Истомина, 2020; Копылова, 2020; Наймушина, 2020; Попова, 2020), а также рассуждений о самоизоляции и грядущих задачах в целом (Жаденов, 2020; Копылова, 2020).

Общее мнение может быть выражено словами исполнительного директора Национальной организации по информационным стандартам Т. Карпентера: «.нам повезло, что у нас есть технологии, позволяющие сделать такой

шаг, ведь еще несколько десятилетий назад это было немыслимо, но даже со всеми имеющимися инструментами остается довольно много проблем. В обычных условиях перевод в онлайн занятий, контента или услуг может занимать месяцы или даже годы» (Карпентер, 2020).

В этом смысле полезен и опыт, который приобрела Российская государственная библиотека искусств (РГБИ) в новой непростой ситуации. Его первое обобщение и систематизация являются целью статьи.

Быстрый, а точнее - внезапный, переход библиотеки на удаленный режим, осуществленный в короткие сроки, с одной стороны, выявил скрытые проблемы организации библиотечной практики, с другой - поставил вопросы психологического, а где-то и этического характера. Как отмечают коллеги на вебинарах, прошедших в разгар пандемии, сохраняется определенное количество сотрудников, не готовых к переходу на дистанционные формы работы (Копылова, 2020; Обучение., 2018; Особенности., 2020).

Жесткий урок заключается в общей тенденции, которая была еще раз зафиксирована на круглом столе «Чему учимся прямо на ходу: новые потребности библиотек, новые способы работы с читателем», проходившем в рамках первой российской онлайн-конференции, посвященной работе вузовских библиотек в условиях пандемии. «Большинство участников круглого стола сошлись во мнении, что после отмены ковид-ных ограничений придется пересмотреть штатное расписание, функциональные обязанности и должностные инструкции, а с некоторыми сотрудниками - расстаться. Способность работать в онлайн-режиме и в дистанте становится одним из приоритетных условий при приеме на работу в библиотеку» (Особенности..., 2020).

Выбор оптимальных решений для работы библиотеки в онлайн-режиме

Переход библиотеки на продолжительные удаленные формы работы для большинства сотрудников оказался неожиданным. Библиотеке пришлось в короткий срок либо свернуть, либо приостановить работу по ряду основных направлений, и ко многим ситуациям она в первое время была не совсем подготовлена. Важное значение в этих условиях имело взаимодействие в коллективе, а для администрации - умение быстро адаптироваться к обстоятельствам и принимать дальновидные решения (Гусева, 2011; Диская, 2020; Копылова, 2020; Предоставление., 2020; Тикунова, 2019).

При обсуждении сложившейся ситуации в профессиональной среде специалисты высказывали единое мнение, что вынужденный переход на удаленную работу способствовал новому витку развития и, в частности, оказался стимулом развития интернет-ресурсов (Диская, 2020; Копылова, 2020; Коегй^, 2020).

На фоне резкого увеличения в веб-пространстве контента, создаваемого другими библиотеками и музеями, перед РГБИ стояла непростая задача не растерять свою аудиторию, заинтересовать своих читателей новыми проектами (интернет-выставками, лекциями, обзорами). Более того, все понимали, что возник шанс привлечь новую аудиторию, до той поры не знакомую с РГБИ.

Для выработки стратегии представления онлайн-проектов были рассмотрены позитивные возможности удаленной работы специалистов, перед многими стояла задача самостоятельного освоения программных продуктов. Необходимо было учесть навыки самих сотрудников и их склонности. Уйдя в особый режим в самом конце марта, специалисты уже в апреле включили в план виртуальные лекции и презентации. При этом учитывалось наличие собранного

в прошлом материала, степень проработки темы, уровень индивидуальных знаний.

В первую очередь решено было сделать публикации на YouTube-канале РГБИ, используя архив библиотеки, это давало возможность в короткий срок подготовить новые онлайн-проекты. Специалисты РГБИ понимали, что необходимо многообразие виртуальных «жанров», поэтому решено было представлять лекции и обзоры, раскрывающие фонд и коллекции библиотеки; встречи с партнерами, коллегами из других институций; создавать виртуальные тематические выставки; выставки одного или нескольких экспонатов. В отдельное направление выделялись виртуальные вечера-встречи с выдающимися деятелями искусств, а для такой библиотеки, как РГБИ, это, естественно, превращалось во встречу с нашими знаменитыми читателями.

Одним из авторитетных профессиональных полей для нас стала экспозиционно-выставочная деятельность (Выставочная., 2019). Для РГБИ это одна из базовых функций. Каждая экспозиция выливается в отдельный проект, отличающийся большой предварительной, как правило, исследовательской работой, с глубоким изучением фонда и обязательным экспонированием документов из собственных и партнерских коллекций.

Развитие выставочной деятельности при удаленном режиме работы

Выставки РГБИ разнообразны и по месту проведения (стационарные и передвижные), и по видам экспонатов (книжные, периодических изданий, изобразительных материалов, архивные, смешанные и по содержанию). В первую очередь это юбилейные, тематические выставки, которые приурочены к значимым мероприятиям и личностям: «Волжский рубеж в культурной памяти», «Выжить, чтобы создавать. Посвящается детям войны», «Шедевры московской сцены. „Васса Железнова" М. Горького», «1917. Москва и москвичи», «Возвращение Рыцаря печального образа», «Олег Шейнцис. Избранное», «Мир Сергея Параджанова - искусство без границ».

Библиотека уже много десятилетий сотрудничает со Школой-студией МХАТ, и сложилась щ добрая традиция: представлять работы студен- 0 тов школы на выставочных площадках РГБИ. ^ Громкий резонанс получили выставки «Иллюзия ш реальности. Предметный мир костюма эпохи Петра I», «"Онегин" - продолжение.», «По сле- о_ дам Казановы». В библиотеке закрепилась тенденция долговременных экспозиционных программ, которые включают выставки из циклов: «Искусство и религия», «Пока не забыты. 39

ОТ Ш

ОС <

GC CG

O O

-J

GC O

Золотой круг народных промыслов», «Московские художественные династии». Важным направлением выставочной работы стали виртуальные выставки «Крупным планом» - на сайте РГБИ развернуто представляются несколько экспонатов (не более трех) действующей экспозиции, с их историей и особенностями.

Как главная отраслевая библиотека, РГБИ постоянно расширяет выставочные пространства: выездные выставки проходят в библиотеках, театрах, музеях, в зарубежных культурных центрах, в уличном пространстве. За многие годы накоплен большой опыт выставочной работы, который обобщен в методическом пособии, вышедшем под эгидой РБА (Выставочная., 2019).

При создании виртуальных выставок библиотека не могла занижать планку, и накопленный опыт помог мобилизоваться и перестроить работу выставочной деятельности в удаленном режиме.

Многие решения по выставочным проектам приходилось менять на ходу. Прежде всего, были проанализированы все текущие и плановые выставки, презентации, встречи, ресурсы, с которыми библиотека «ушла» на удаленный режим работы, и возможности для дальнейшего развития выставочной, просветительской деятельности.

Хочется подчеркнуть, что РГБИ имеет большой архивный фонд записей встреч, мастер-классов, лекций, осуществленных в рамках проекта «Библиотечная площадь искусств». Одной из первоочередных задач была публикация на YouTube-канале библиотеки архивных материалов. Так появились видеозаписи литературных, театральных вечеров, например, устные мемуары народного артиста России И. Ясуловича с замечательными, интересными историями о жизни московского ТЮЗа; Б. Н. Любимов, ректор Театрального училища имени М. С. Щепкина, поделился воспоминаниями о Малом театре, о библиотеке искусств (бывшей «Театралке») и ее роли в формировании молодых исследователей-театроведов, о студенческих годах, проведенных в стенах библиотеки. Сильные впечатления у читателей оставила запись экскурсии на открытии выставки «Мир Сергея Параджанова - искусство без границ», где были представлены редкие фотографии, рассказывающие о С. Параджанове не только как о знаменитом режиссере, но и как о талантливом художнике, скульпторе, коллажисте. Значимым событием стала демонстрация встречи с доктором искусствоведения, знаменитым шекспироведом, профессором ГИТИСа А. В. Бартошевичем.

Подобные яркие акции всегда вызывают большой интерес участников - читателей и гостей, - побуждают неожиданные вопросы,

поэтому эти записи были полезными и востребованными для подписчиков канала РГБИ.

Развитие виртуальных выставок, которые можно было сделать, опираясь на подготовленный для реальных экспозиций материал, стало также одним из основных направлений культурно-просветительской деятельности в веб-пространстве библиотеки. Но необходимо подчеркнуть, что, хотя часть материала уже была собрана для традиционных выставок, предстояла еще большая работа по расширению виртуальной экспозиции.

Иногда задуманная выставка преобразовывалась в совершенно другую, с более глубокой темой. Например, в канун Дня Победы, на основе собранного материала для экспонирующейся в библиотеке выставки, была создана виртуальная экспозиция «Человек на войне. Кадры из художественных фильмов», где представлены редкие фотографии выдающихся актеров в памятных всем ролях. Фотоснимки актеров сопровождаются рассказом о малоизвестных, но интересных моментах съемок. Некая новация тоже входит в такие выставки, так как они сопровождаются списком книг и статей из фондов библиотеки. Выставка потребовала дополнительного сбора материалов об истории создания фильмов, фактов актерских биографий. Это же характерно и для других проектов.

Хорошим опытом для РГБИ послужила подготовка виртуальной выставки «Я - актер космический» (http://smoktunovsky.liart.ru) к 95-летию со дня рождения Иннокентия Смоктуновского, которая открылась 28 марта 2020 г. Эта первая выставка, сделанная как отдельный мини-сайт на платформе Tilda. Освоение возможностей этого продукта позволило в дальнейшем продолжать формирование виртуальных выставок на платформе Tilda в короткий срок и без определенных сложностей. Так появились выставки «Человек на войне. Кадры из художественных фильмов» (http://warman.liart.ru), «Вооружены любовью. Артисты на войне» (http://artfront.tilda.ws).

Мы убедились, что виртуальные выставки имеют ряд преимуществ:

• доступ 24/7,

• отсутствие ограничений по количеству пользователей, площадей экспонирования, что особенно важно для наших условий,

• наличие в составе выставки рекомендательного списка литературы,

• пользователь может посмотреть оригинал документа, представленного на выставке, заказав его из фонда, или сделать цифровую копию необходимого материала.

Другой формат экспозиции - медиавыставка «Выжить, чтобы создавать. Детям войны посвящается» (http://liart.ru/ru/news/2095) тоже была приурочена к юбилею Дня Победы. Выставка

знакомит с драматическими страницами жизни выдающихся деятелей искусства и культуры, переживших в детстве невзгоды Великой Отечественной войны. Испытания закалили и приучили их находить в себе силы добиваться поставленных целей. Выставка предлагает взглянуть на это замечательное поколение через их детские фотографии, через воспоминания и их осмысление. При создании медиавыставки также была проделана большая исследовательская работа, часть материала была сформирована в процессе подготовки выставки «Выжить, чтобы создавать. Посвящается детям войны...», которая проходила в библиотеке в 2015 г., но большая часть была добавлена. Информация расширена, так как ввиду ограниченности площадей не смогла войти в экспозицию в 2015 г.

При подготовке онлайн-лекций и видеообзоров неоценимую помощь библиотеке оказывали коллекционеры, исследователи и сотрудники музеев. Ярким примером такой взаимовыручки могут служить видеолекции «Золотой круг народных промыслов. Городецкая роспись», «Дмитрий Краснопевцев. Художник тишины» и др.

Обобщая опыт работы библиотеки во время самоизоляции, специалисты РГБИ пришли к выводу, что выставочная деятельность должна измениться, главным образом - стратегия развития выставок. Если раньше виртуальные выставки были эпизодическими, то теперь они становятся обязательными для библиотек, и в соответствии с этим меняются планы выставочной работы, графики. Важно отметить, что виртуальные экспозиции должны также обсуждаться в рабочих группах, выставочных советах, как и стационарные или выездные выставки для выработки коллегиального решения о представлении экспозиции, полноты раскрытия темы и т. д. Виртуальные экспозиции - это хороший способ продвижения библиотеки: расширяется пользовательская аудитория, выставки доступны неограниченное время, поэтому с развитием в РГБИ виртуальных выставок количество выездных, возможно, будет сокращаться, что может дать ресурс для экономии бюджета библиотеки.

Тематические лекции и видеообзоры в онлайн-формате - популяризация фондов библиотеки

Как показывает опыт других библиотек, во время «коронавирусного удаления» все коллеги развернули такое направление, как просветительская и учебно-культурная работа (Деткова, 2020; Диская, 2020; Жаденов, 2020). Специалисты РГБИ выбрали в качестве базовых тематические лекции и видеообзоры. Для такой формы онлайн-публикаций необходим ряд

определенных условий, и среди них - навыки сотрудников: умение быстро и грамотно анализировать и собирать материал, знание основ видеомонтажа, представления материала, умение держать внимание аудитории.

Несомненной удачей стало то, что в условиях самоизоляции многие сотрудники активно включились в подготовку тематических публикаций, проявили креативный подход к заданиям, да и сами научились ставить задачи. Некоторые лекции были так увлекательны и объемны, что их потребовалось объединить в тематические циклы: «Золотой круг народных промыслов», «Театр Кабуки», «Книга художника в РГБИ».

Закономерно, что важным направлением деятельности библиотеки является раскрытие богатства ее фондов. Время удаленной работы стало хорошим моментом для организации цикла тематических лекций о коллекциях РГБИ. Пользователи YouTube-канала могли послушать лекции о первых книжных пожертвованиях РГБИ, о сыне и отце Газиевых - создателях коллекции театральных книг, о театроведе и драматурге Н. Волкове, о коллекции графических произведений И. Фоминой. Яркой лекцией стал рассказ о знаменитых театральных династиях на основе фонда фотографий РГБИ.

Во время самоизоляции значимым направлением работы стало создание виртуальных экскурсий. Такая форма публикаций для РГБИ оказалась достаточно новой, но специалисты ее освоили и начали разнообразно представлять библиотеку в веб-среде. Высокие оценки получила экскурсия «Улица муз. Театральная и литературная жизнь Петровских линий 100 лет назад». Она посвящена улице, на которой расположен абонемент библиотеки. Само рождение улицы стало особым событием в жизни города, и значение ее в культурной жизни Москвы в конце XIX - начале XX в. невероятно велико. Погрузившись в экскурсию, можно узнать, «в каких культовых литературных произведениях описан этот уголок Москвы, как появилась легендарная маска Пьеро артиста Александра Вертинского» и многое другое из жизни одной из самых литературных улиц Москвы.

Особого внимания во время пандемии потребовала работа с партнерами из театральной, художественной среды: художниками, постановщиками, режиссерами, актерами, театральными щ деятелями. Так, веб-площадка библиотеки стала q местом встреч творческих личностей. В основ- ^ ном встречи проводились на платформе Zoom, ш по нашему мнению, хорошо зарекомендовавшей себя при организации встреч с прямой трансля- о_ цией или публикацией записей.

Большой интерес вызвали встреча-интервью с заслуженным художником России, главным художником и одним из основателей 41

ОТ Ш

ОС <

GC CG

О О

-J

GC О

Московского драматического театра «Сфера» Владимиром Солдатовым, «Урок актерского мастерства для любителей» от Иосифа Райхель-гауза, народного артиста России, художественного руководителя Московского театра «Школа современной пьесы», онлайн-встреча с режиссером и педагогом Рузанной Мовсесян, лекция специалиста по экспозиционной и выставочной деятельности Московского музея современного искусства (Музей Вадима Сидура) Н. Дегтяревой «Вадим Сидур: пластические сигналы». А веби-нар театроведа Антона Хитрова «Как писать о театре, чтобы вас публиковали» привлек большое внимание молодежной аудитории.

Организация эффективной работы над проектами

В один голос библиотечные специалисты говорят о том, что особую роль при удаленной работе играет сетевое взаимодействие сотрудников, возможность работы в команде, четкое формулирование и постановка задач (Миронова, 2020; Обучение, 2018; Сулейманова). Так, в РГБИ под каждый проект формировалась рабочая группа, устанавливались промежуточные сроки и срок публикации на сайте.

В РГБИ уже несколько лет используется CRM-система «Битрикс24», облачные технологии для доступа к информационным ресурсам РГБИ, что позволяет оперативно координировать работу над проектами, а специалистам библиотеки - коммуницировать между собой. При этом многим сотрудникам удаленно пришлось осваивать новые формы деятельности: запись и монтаж видеосюжетов, комментирование презентаций, работу с новыми программными продуктами.

Каждую публикацию, лекцию, видеообзор, виртуальную выставку предваряла большая исследовательская работа. Она усложнялась удаленностью и недоступностью большей части фондов библиотеки, но второе дыхание открылось там, где крылась самая интересная часть работы, а именно: велась большая личная переписка с исследователями, коллекционерами, сотрудниками музеев, библиотек, архивов, -и здесь большую роль играли личные связи, партнерские отношения специалистов. Часть информации находилась в интернет-ресурсах.

Все публикации до размещения в онлайн-пространстве проходили несколько этапов: сбор и обработку материала, составление текстов, презентаций, разметку тайминга видео с текстом, видеомонтаж, редактуру и окончательную приемку работы. На такую работу из практики нашей библиотеки уходит от двух до четырех недель. Поэтому очень важно соблюдать сроки каждого этапа, находиться в постоянном

профессиональном контакте с коллегами, участниками проекта, четко формулировать задачи, предложения, вопросы, комментарии при обсуждении. Все эти условия очень важны при удаленной работе, так как на первый план выдвигается умение сотрудничать и взаимопонимание (Жаденов, 2020; Копылова, 2020, Сулейманова, Wallace, 2020).

За весь период работы сотрудников в удаленном режиме во время пандемии создано более 80 веб-публикаций, это треть всех публикаций на YouTube-канале РГБИ (который библиотека ведет с 2014 г.).

Стоит особо сказать про работу над проектом «ВХУТЕМАС - XXI» (http://vkhutemas.tilda.ws). Во-первых, острая и популярная тема требовала точного и оригинального подбора материала, во-вторых, эта выставка решена как виртуальная панорамная экспозиция. В технологии виртуальных панорам используются инструменты графической обработки изображений, сборки панорам и их визуализации. Первой выставкой, сделанной по данной технологии, стала экспозиция «Игры в BAUHAUS» (2019 г.). Этот выставочный проект, созданный в РГБИ, вызвал большой резонанс в художественной среде.

«ВХУТЕМАС - XXI» является продолжением экспозиционного цикла «Мастерская РГБИ». Проект основан на изучении и проработке информации студентов творческих вузов и школ современного искусства о знаменитых художниках, преподававших 100 лет назад. Работа над проектом началась задолго до объявления пандемии, и предполагалось, что основная экспозиция пройдет в выставочном зале РГБИ, но ситуация изменилась и от специалистов РГБИ потребовалась профессиональная гибкость и изобретательность, чтобы реализовать эти идеи. Выставку сделали полностью виртуальной.

Каждому художнику, принявшему участие в выставке, было предложено с помощью фондов РГБИ изучить наследие ВХУТЕМАСа и выбрать своего исторического «наставника» - мастера, под чьим «руководством» он будет создавать работу для проекта. «Преподавателями» курса «ВХУТЕМАС - XXI» стали М. Гинзбург, К. Кобро, Н. Ладовский, Э. Лисицкий, Л. Маяковская, Л. Попова, А. Родченко, В. Степанова. Обращение к их наследию помогло сегодняшним «вхутемасовцам» создать собственные творческие высказывания, в которых они работают с интересующими их темами. Проект сопровождает искусствоведческий контент: подробнее о выборе мастера и опыте взаимодействия с библиотекой можно узнать из серии интервью, подготовленных с помощью платформы Zoom специально к открытию. И эта выставка предлагает рекомендательный список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

литературы, а документы из списка можно заказать в библиотеке.

Бесспорно, работу онлайн-проектов необходимо продолжать и развивать, но не менее важна реализация намеченных офлайн-проектов. Это меняет сегодняшние планы библиотек, требует пересмотра принципов формирования намеченных проектов.

Заключение

Уроки пандемии для библиотек еще предстоит систематизировать более детально и преобразовать в конкретные решения. Но главное, что сумели библиотеки, особенно специальные, как, например, РГБИ - это увидеть себя глазами читателя. Библиотеки сумели стать онлайн-навигаторами в мире культуры и искусства.

Основным направлением деятельности РГБИ в период пандемии стало развитие интернет-ресурсов, причем не только создание новых, но и использование собственных архивных

материалов. Оно выразилось в разработке и представлении виртуальных выставок, тематических онлайн-лекций (и даже циклов), видеообзоров, виртуальных экскурсий, вечеров и встреч на платформе Zoom, реорганизации запланированных мероприятий и их адаптации к новым условиям.

Важными организационными шагами стали: освоение сотрудниками необходимых программных продуктов, в том числе видеомонтажа, и психолого-педагогических навыков удержания аудитории; понимание необходимости обсуждения виртуальных экспозиций в рабочих группах и выставочных советах.

Все это позволило не только сохранить «старую», но и привлечь новую аудиторию для РГБИ.

Также сделан вывод: при планировании мероприятий, публикаций в веб-пространстве очень важно соблюдать баланс проблематики лекций, обзоров, видеовстреч, современной тематики и ретроспекции, архивных записей и новых публикаций.

Список источников / References

Возобновление обслуживания читателей в библиотеках: зарубежный опыт // Российская государственная библиотека. 20.05.2020

[(2020) The resumption of reader services in libraries: foreign experience. Rossiiskaya gosudarstvennaya biblioteka. May 26. URL: https://www.rsl.ru/ru/all-news/covid-19-international-lybrary-expirience (дата обращения = accessed 25.07.2020). (In Russ.)]. Выставочная работа в библиотеках : метод. пособие / Рос. библ. ассоц., Рос. гос. б-ка искусств ; сост.: С. Ю. Большакова, Т. А. Мордкович, А. М. Орлова, Е. Г. Хапланова, Е. Е. Шумянцева. Санкт-Петербург, 2019. 85 с.

[Bol'shakova SY, Mordkovich TA, Orlova AM, Khaplanova EG and Shumyamsteva EE (comps) (2019) Exhibition work in libraries: a guideline. Saint Petersburg: RGBI. (In Russ.)]. Выходим из режима самоизоляции. Библиотекари Швеции, Сербии, Италии, Японии рассказывают // Российская государственная библиотека для молодежи. 19.06.2020

[(2020) Exit the self-isolation mode. Librarians in Sweden, Serbia, Italy, and Japan tell. Rossiiskaya gosudarstvennaya biblioteka dlya molodyezhi. June 19. URL: https://rgub.ru/schedule/news/item.phpTnew_ id=10411 (дата обращения = accessed 25.07.2020). (In Russ.)].

Гусева Е. Н. Библиотечные инновации vs Инновации в библиотеке // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек : 15-я междунар. конф. «LIBC0M-2011» : труды конф. Москва, 2011

[Guseva EN (2011) Library innovations vs Innovations in the library. Informatsionnye tekhnologii, komp'yuternye sistemy i izdatelskaya produktsiya dlya bibliotek: 15-ya mezhdunar. konf. «LIBCOM-2011» : trudy konf. Moscow. URL: http://www.gpntb.ru/ libcom11/disk/6.pdf (дата обращения = accessed 10.08.2020). (In Russ.)].

Деткова Т. Ю. Литературная гостиная ОМГУ: опыт организации библиотечных мероприятий // Библиотека и молодежь в цифровом пространстве : материалы обл. межведомств. науч.-практ. конф. Омск, 2020. С. 29-35

[Detkova TY (2020) OMSU's literary lounge: the experience of organization of library events. Biblioteka i molodezh' v tsifrovom prostranstve : materialy obl. mezhvedomstv. nauch.-prakt. konf. Omsk, pp. 29-35. (In Russ.)].

Диская Н. И. Пандемия: какие возможности для развития библиотек она открывает? // Университетская книга. 12.07.2020

[Diskaya NI (2020) Pandemia: what opportunities does it open for the development of libraries? Universitetskaya kniga. July 12. URL: http://www.unkniga.ru/biblioteki/ bibdelo/10991-pandemiya-kakie-vozmozhnosti-dlya-razvitiya-bibliotek-ona-otkryvaet.html (дата обращения = accessed 10.08.2020). (In Russ.)].

Жаденов О. М. Самоизоляция - это демоверсия возможного ближайшего будущего // Современная библиотека. 2020. № 6. С. 11-15 [Zhadenov OM (2020) Self-isolation is a demo version of the possible near future. Sovremennaya biblioteka 6: 11-15. (In Russ.)].

Истомина Д. Пандемия - вызов «живой» книге? // Росбалт. Петербург. 23.05.2020

ш I-О х с ш

X

ш

CL

[Istomina D (2020) Pandemic-a challenge to the "living" book? Rosbalt. Peterburg. May 23. URL: https://www. rosbalt.ru/piter/2020/05/23/1844695.html (дата обращения = accessed 25.07.2020). (In Russ.)].

Карпентер Т. Развитие под давлением: как вузы трансформируются в новых условиях // ЛибИнформ : информ. портал. 07.05.2020

[Carpenter T (2020) Development of under pressure: how universities are transformed in the new environment. Liblnform: inform. portal. May 7 URL: http://libinform.ru/read/foreign-experience/ Razvitie-pod-davleniem-kak-vuzy-transformiruyutsya (дата обращения = accessed 04.08.2020). (In Russ.)].

Копылова Н. Библиотека в изоляции: проблемы и перспективы дистанционной работы // ЛибИнформ : информ. портал. 08.06.2020

[Kopylova N (2020) Library in isolation: problems and prospects of remote work. Liblnform: inform. portal. June 08. URL: http://libinform.ru/read/articles/Biblioteka-v-izolyatcii-problemy-i-perspektivy-distantcionnoj/ (дата обращения = accessed 04.08.2020). (In Russ.)].

Миронова А. К. Концепция, команда, события: инструкция по продвижению культурно-образовательного пространства в вузе // Библиотека и молодежь в цифровом пространстве : материалы обл. межведомств. науч.-практ. конф. Омск, 2020. С. 49-52

[Mironova AK (2020) Concept, team, events: instructions for promoting cultural and educational space in higher education institutions. Biblioteka i molodezh' v tsifrovom prostranstve: materialy obl. mezhvedomstv. nauch.-prakt. konf. Omsk, pp. 49-52. (In Russ.)].

Наймушина Н. С. Виртуальное медиапространство библиотеки: вебинары и стриминги // Библиотека и молодежь в цифровом пространстве : материалы обл. межведомств. науч.-практ. конф. Омск, 2020. С. 59-65

[Naimushina NS (2020) Virtual media space of the library: webinars and streaming. Biblioteka i molodezh' v tsifrovom prostranstve : materialy obl. mezhvedomstv. nauch.-prakt. konf. Omsk, pp. 59-65. (In Russ.)].

Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики : аналит. отчет к III Междунар. конф. «Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки» / сост. В. С. Кать-кало, Д. Л. Волков, И. Н. Баранов, Д. А. Зубцов, Е. В. Соболев, В. И. Юрченков, А. А. Старовойтов, П. А. Сафронов. Москва : Корпоратив. ун-т Сбер-ш банка, 2018. 122 с.

^ [Katkalo VS, Volkov DL, Baranov IN, Zubtsov DA,

£ Sobolev EV, Yurchenkov VI, Starovoitov AA and m

_i Safronov PA (comps) (2018) Digital skills training: global

^ challenges and best practices: analytical rep. to the III

q Intern. conf. «More than training: how to develop digital

-j

oc О

skills». Moscow: Sberbank. URL: https://edutechclub. sberbank-school.ru/system/files/event/pdf/demo/ Analytical_report_digital_skills_web_demo.pdf (дата обращения = accessed 20.05.2020). (In Russ.)].

Особенности взаимодействия университетских библиотек с читателями в удаленном формате // Либ-Информ : информ. портал. 29.06.2020 [(2020) Features of interaction between University libraries and readers in a remote format. Liblnform: inform. portal. June 29. URL: http://libinform. ru/read/articles/Osobennosti-vzaimodejstviya-universitetskih-bibliotek (дата обращения = accessed 04.08.2020). (In Russ.)].

Попова Е. В. Вузовская библиотека: формирование цифровой грамотности или чему нас научил covid-19? // Библиотека и молодежь в цифровом пространстве : материалы обл. межведомств. науч.-практ. конф. Омск, 2020. С. 65-72 [Popova EV (2020) University library: formation of digital literacy, or what did Covid-19 teach us? Biblioteka i molodezh' v tsifrovom prostranstve : materialy obl. mezhvedomstv. nauch.-prakt. konf. Omsk, pp. 65-72. (In Russ.)].

Предоставление услуг удаленно // COVID-19 и глобальная библиотечная сфера. IFLA [Providing services remotely. COVID-19 and the global library sphere. IFLA. URL: https://www.ifla. org/node/93042#5 (дата обращения = accessed 25.07.2020). (In Russ.)].

Сулейманова Л. А. Библиотека делает мир понятнее // Право выбора : газета избират. ком. Иркут. обл. [Suleimanova LA Library makes the world clearer. Pravo vybora: gazeta izbirat. kom. Irkut. obl. URL: https://pvirk.ru/index.php?id=604 (дата обращения = accessed 25.07.2020). (In Russ.)].

Тикунова И. П. Основные направления библиотечной цифровизации // Румянцевские чтения - 2019 : материалы междунар. науч.-практ. конф. (2324 апр. 2019 г.). Москва, 2019. Ч. 3. С. 141-145 [Tikunova IP (2019) Main directions of library digitalization. Rumyantsevskie chteniya - 2019: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (23-24 apr. 2019g.). Moscow, pt. 3, pp. 141-145. (In Russ.)].

Koerting K (2020) 'Digital is here to stay': libraries prepare for increased digital use post pandemic. Newstimes. May 20. URL: https://www.ctinsider.com/local/ newstimes/article/Digital-is-here-to-stay-Libraries-prepare-15292327.php (accessed 30.07.2020).

Wallace J (2020) [Virtual] conference season is here: are you prepared? The Scholarly Kitchen. June 23. URL: https://scholarlykitchen.sspnet.org/2020/06/23/ virtual-conference-season-is-here-are-you-prepared/ (accessed 10.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.