УДК 021
Т. Г. Плотникова
зав. организационно-методическим отделом
Челябинская областная библиотека для молодежи, Челябинск, Россия
E-mail: halodiva@mail.ru
И. Ю. Матвеева
кандидат педагогических наук, доцент
Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия
E-mail: mir2106@mail.ru
БИБЛИОТЕКИ И ОНЛАЙН
XII межрегиональная Школа инноватики «Электронная и цифровая среда библиотеки»
Представлен обзор выступленийXII межрегиональной Школы инноватики «Электронная и цифровая среда библиотеки» (14—15 октября 2020 г.). В рамках мероприятия были рассмотрены управленческие, организационные, технологические и содержательные аспекты работы библиотеки в электронной среде; изучен опыт работы общедоступных (публичных) библиотек в условиях пандемии.
Ключевые слова: межрегиональная Школа инноватики, электронная среда библиотеки, цифровизация библиотек, организация работы библиотек онлайн, электронные формы библиотечного обслуживания
Для цитирования: Плотникова, Т. Г. Библиотеки и онлайн. XII межрегиональная Школа инноватики «Электронная и цифровая среда библиотеки»/Т. Г. Плотникова, И. Ю. Матвеева// Вестник культуры и искусств. — 2020. — № 4 (64). — С. 146—151.
Челябинская областная библиотека для молодежи при поддержке Министерства культуры Челябинской области, а также в тесном сотрудничестве с Челябинским государственным институтом культуры в 2020 г. провела очередную, XII межрегиональную Школу инноватики «Электронная и цифровая среда библиотеки». Данный проект вошел в сводный план основных профессиональных мероприятий Российской библиотечной ассоциации на текущий год.
Двенадцать лет тому назад библиотека для молодежи и институт культуры разработали долговременный проект с новаторскими идеями, современным подходом и уникальным опытом. Ежегодная межрегиональная Школа инноватики направлена на научное осмысление тенденций развития и проблем современной практики общедоступных библиотек, распространение их инновационного опыта, выработку креативных идей, перспективных для будущего освоения. Формат Школы привлекает библио-
текарей актуальной тематикой, новизной рассматриваемых проблем, практикоориен-тированностью. Основная миссия мероприятия — выявить стратегические направления развития библиотек и предложить способы их практической реализации.
За все годы существования проекта инновационными идеями развития современных библиотек смогли поделиться и взять их на вооружение более тысячи библиотекарей из Челябинской области и смежных регионов. Каждая Школа проходила на базе одной из центральных библиотек различных муниципальных объединений Челябинской области, благодаря чему коллеги смогли познакомиться с работой ряда областных ЦБС.
Пандемия коронавируса в считанные дни изменила жизнь всей страны и радикально сказалась на положении библиотек. Заявленная в плановом порядке тема обрела острую актуальность: Как организовать работу библиотеки в дистанционном режиме? Какие электронные сервисы развивать? Как управлять
коллективом на удаленке? Как взаимодействовать с пользователем через сайт, социальные сети и коммуникационные платформы? Эти и многие другие вопросы требовали обсуждения, принятия организационных и методических решений в каждой библиотеке.
Особенностью проекта в этом году стал его онлайн-формат, который значительно раздвинул рамки Школы, продемонстрировав существенный прирост аудитории и увеличение широты ее территориального охвата. Только вдумайтесь —за все предыдущие годы мы смогли встретиться и пообщаться приблизительно с одной тысячей библиотекарей Челябинской и Свердловской областей, а также Республик Башкортостан и Казахстан, а в этом году за два дня работы Школы нас посмотрели онлайн 932 человека из различных уголков России и ближнего зарубежья (Республики Казахстан и Беларусь). Эта цифра фиксирует число оригинальных подключений, без учета количества человек за одним компьютером в момент трансляции! Несмотря на все технические сложности организации такого вида мероприятий, интерес к ним, а также эффект их воздействия на аудиторию очевиден.
На пленарном заседании Школы выступили ведущие ученые-библиотековеды, руководители отделов библиотек и непосредственно самих библиотек из России и ближнего зарубежья. В этих выступлениях внимание аудитории было обращено на ключевые аспекты формирования виртуальной среды библиотек в связи с усиливающейся угрозой их закрытия или слияния из-за нарастающей конкуренции информационных технологий и Интернета (выступление генерального эксперта по библиотеке Назарбаев Университета П. М. Лапо «Некоторые актуальные аспекты формирования виртуальной среды библиотеки»); актуальность рисков утраты нематериального культурного наследия в виде документов любого вида на любом носителе (выступление кандидата культурологии доцента ЧГИК И. Д. Ту-зовского «Невидимые электронные ресурсы: современные библиотеки против огня, крыс и султана Усмана»). Отмечена безусловная важность эффективной организации сайта библиотеки, его ресурсов и сервисов, обеспечения
возможности интерактивного взаимодействия с пользовательской аудиторией в социальных сетях и других коммуникационных площадках (выступление доктора педагогических наук главного библиотекаря ЦБС г. Озерска Челябинской области С. В. Олефир «Современная библиотека: электронная среда и цифровая культура»), в том числе посредством предоставления библиотеками платных услуг через интернет-магазины (выступление заведующей отделом справочно-информационного обслуживания Национальной библиотеки Беларуси Е. В. Тулуповой «Интернет-магазин библиотеки: как это работает?»). Выступающие отметили ключевую роль Интернета как пространства формирования репутации современной библиотеки (выступление кандидата педагогических наук доцента ЧГИК Л. В. Сокольской «Интернет как пространство формирования репутации современной библиотеки»). С опытом работы Мурманской областной детско-юношеской библиотеки им. В. П. Махаевой в удаленном режиме познакомила директор Н. В. Феклистова («Диапазон идей и практик: новые подходы»). Опыт вузовских библиотек в условиях цифровизации был представлен ведущим методистом-куратором Образовательной платформы «Юрайт» А. И. Колтуновой («Цифровизация библиотек учебных заведений: основные сервисы и тенденции»). Взгляд руководителя на изменение системы управления библиотекой и персоналом представила директор Сургутской районной ЦБС И. А. Ковалева («Переход в режим удаленного взаимодействия: взгляд руководителя»).
По результатам работы пленарного заседания были сделаны выводы, что электронная и цифровая культура стала объективной (а не альтернативной) реальностью для библиотек; это требует выработки новых направлений и норм поведения библиотеки в электронной среде. Пассивность или активность в данном вопросе — воплощение социальной ответственности учреждения, имеющей репутационные последствия в социуме. Актуализируется вопрос обеспечения сохранности документального культурного наследия и доступа к нему пользователей. Использование современных информационно-
коммуникационных средств поможет библиотеке реализовать эту задачу путем оцифровки ресурсов и организации доступа к ним на сайтах. В связи с этим усиливается навигационное направление библиотеки: экспертиза, оценка и аналитический анализ внутренних и внешних библиотечных ресурсов, оно становится базовым направлением библиотечно-библиографической практики. Выработка современных форм электронного библиотечного обслуживания (стримы, сетевые акции, подкасты, онлайн-чтения, веби-нары и другие сетевые активности) идет стихийно и опытным путем, многое отсеивается в процессе апробации, удачные формы технологически оптимизируются и со временем станут традиционными для электронного библиотечного обслуживания. Сайт библиотеки и система ее официальных представительств в Интернете должны быть единой точкой сетевого доступа к библиотеке с четкой ориентацией на клиентскую группу, с обязательной возможностью обратной связи.
Первая секция Школы инноватики была посвящена вопросам организации работы библиотек в онлайн-пространстве. В рамках секции был представлен опыт библиотек Челябинской и Свердловской областей, а также методические наработки коллег по актуальным формам работы в онлайн-пространстве. Открыл работу секции обзорный доклад заведующей организационно-методическим отделом Челябинской областной библиотеки для молодежи Т. Г. Плотниковой «2020: инновационные практики деятельности методических центров общедоступных библиотек России в период дистанционной работы учреждений культуры». Очень интересный опыт был представлен руководителем Свердловского регионального центра Президентской библиотеки Свердловской областной научной библиотеки им. В. Г. Белинского Анастасией Русиной, которая рассказала об уникальном методическом ресурсе — бортовом журнале Свердловского регионального центра Президентской библиотеки «Все ушли в онлайн», размещенном на сайте СОУНБ и представляющем из себя очень актуальный и полезный опыт работы коллег в период
самоизоляции, сгруппированный в смысловые блоки, так называемые кейс-стади. В ресурсе подробно изложен каждый этап по переводу работы библиотекарей в онлайн-пространство с указанием инструментария, которым они пользовались, и различных технологий работы.
Также в рамках первой секции Школы был представлен опыт работы городской библиотеки г. Снежинска Челябинской области по использованию сайта библиотеки как действенного инструмента библиотечной работы в период самоизоляции и социальных сетей как эффективной площадки по выстраиванию коммуникаций с пользователями (выступление ведущего методиста городской библиотеки Д. М. Романовой «С короной или без: как сайт библиотеки помог вернуться к нормальной работе, а социальные сети — оставаться на связи с читателями»).
Особенностью данной секции стало проведение двух практико-ориентированных мастер-классов от сотрудников Челябинской областной библиотеки для молодежи. Библиотекарь комплексного отдела комплектования и обработки литературы Елена Коркина в мастер-классе «Как поймать читателя в социальных сетях?: развиваем навыки блогинга в социальных сетях» подробно рассказала коллегам о том, как организовать в социальных сетях профессиональное сообщество и грамотно продвигать его деятельность, приобретая все больше подписчиков. А библиотекарь медийно-информационного отдела Сергей Янин поделился с собравшимися собственным опытом по созданию видеороликов, достойных любого библиотечного профессионала (мастер-класс «Как сделать видеоролик, за который не будет стыдно»).
По итогам первой секции был сделан вывод о том, что во внезапных условиях введения режима изоляции все библиотеки были вынуждены проявить способность к адаптации, в максимально сжатые сроки разработать новую систему организации библиотечного обслуживания. В этом библиотекам помог уже наработанный опыт формирования собственных электронных ресурсов (в том числе библиографических)
и организации электронного обслуживания. Были введены новые продукты и сервисы, имеющие аналоги в традиционном библиотечном обслуживании: электронные выставки и справки, онлайн-консультации, виртуальные лекции, квартирники, экскурсии, квизы, мастер-классы, встречи и т. д. Библиотеками активно создавались сетевые акции (в том числе на корпоративной основе). Стоит отметить что тематика проводимых мероприятий соответствовала плановым направлениям работы: 75-летие Победы, активизация читательской деятельности, информационное обеспечение образования, творческое развитие личности, психологическая поддержка, формирование медийной информационной культуры и др. В связи с высоким спросом актуализированы услуги по доставке книг на дом, организации доступа к полнотекстовым электронным библиотекам: «Литрес», «Киберленинка», еЫЬгагу и др. Была отмечена возрастающая потребность в методическом обеспечении сетевой работы библиотек как по формированию технологий отдельных электронных форм деятельности, так и по повышению квалификации персонала библиотек, информационному сопровождению инноваций, возникающих в этой сфере.
Во второй день работы Школы инно-ватики состоялись еще две секции, одна из которых была посвящена формам библиотечного обслуживания пользователей в сети Интернет, а другая раскрыла участникам возможности сетевого освоения современных библиографических продуктов и услуг.
Вторая секция, посвященная современным формам библиотечного обслуживания, началась с выступления заведующей кафедрой библиотечно-информационной деятельности Челябинского государственного института культуры Ирины Матвеевой, кандидата педагогических наук, автора и идейного вдохновителя проекта Школа инноватики, которая поставила в своем докладе «Сопротивление электронной среде» актуальный вопрос о готовности библиотекарей работать и развиваться в электронной среде.
Затем последовал ряд докладов коллег областных, городских и районных библиотек России, отражающих интересный опыт обслуживания пользователей в удаленном формате. Участники онлайн-мероприятия услышали о проектах Челябинской областной библиотеки для молодежи (выступление заведующего залом интеллектуального развития и досуга
A. А. Шайдурова), Новосибирской областной юношеской библиотеки (выступление ведущего библиотекаря О. Ю. Рахваловой), Пензенской областной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова (выступление сотрудника регионального центра поддержки русского языка и чтения Е. С. Аксеновой), ЦБС Златоустовского городского округа Челябинской области (выступление Е. А. Темниковой), Межпоселенческой библиотеки Уйского муниципального района Челябинской области (выступление заведующей отделом библиотечных информационных технологий О. А. Малковой), ЦБС Сосновского муниципального района (выступление директора Е. В. Сойновой).
Посредством третьей секции Школы инноватики были раскрыты сетевые библиографические и краеведческие практики: обзор сетевой библиографии научно-популярных ресурсов, различные инновационные библиографические продукты современных библиотек и проекты для детей и подростков, формы и способы представления рекомендательной библиографии в социальных сетях, а также возможности современной библиографии как средства социальной адаптации читателей с нарушениями зрения и др. В рамках данной площадки своим опытом поделились коллеги из Свердловской областной библиотеки для детей и молодежи им.
B. П. Крапивина (выступление главного библиотекаря А. Г. Логиновой), Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова (выступление главного библиографа Т. А. Ивановой), Челябинской областной библиотеки для молодежи (выступление заведующей информационно-библиографическим центром Ю. П. Сан-питер), Челябинской областной специализированной библиотеки для слепых и
слабовидящих (выступление заведующей отделом библиотечно-информационного обслуживания К. В. Пименовой), ЦБС Златоу-стовского городского округа (выступление заведующей сектором О. С. Невзоровой) и Еткульской сельской библиотеки Челябинской области (выступление заведующей отделом обслуживания Е. Ю. Пащенко).
Таким образом, второй день Школы инноватики отобразил технологический компонент заявленной темы Школы: формы работы и технологии их осуществления, осветил конкретные решения, которые приняли библиотеки в реализации намеченных направлений работы в период изоляции.
В выводах второго дня прозвучал тезис о необходимости адаптации библиотеки к изменяющимся социальным условиям, чуткого реагирования библиотек на изменяющиеся запросы пользователей и режимы библиотечно- библиографического обслуживания. Стоит констатировать, что для реализации электронного формата обслуживания потребовалось освоение свободного программного обеспечения Интернета и мобильных технологий. В этих условиях важнейшую роль играет уровень материально-технического обеспечения библиотеки (количественные и качественные характеристики компьютерной техники, специальное оборудование и помещения для видео- и аудиозаписи), а также наличие персонала, способного обучить и технически сопровождать инициативы библиотекарей. Остро встал вопрос о технологической компетентности и готовности персонала самообучаться и налаживать внутреннюю координацию для реализации комплексных проектов в электронной среде. Факторами успеха экспериментов по обслуживанию в электронной среде стали целеустремленность руководителя, неформальный подход к решению поставленных задач, творческая инициатива, командная сплоченность коллектива, способность осваивать формы работы смежных сфер деятельности: журналистики, педагогической, музейной, концертной и клубной деятельности... Однако профессиональному библиотечному сооб-
ществу еще предстоит ответить на вопросы эффективности выработанных форм, определения соотношения между количественными и качественными показателями этой деятельности. Требует решения проблема технологического регулирования интуитивно освоенных технологий, расчета норм времени на инновационные виды работ, реализуемые в электронной среде. Для ученых и специалистов-практиков остается открытым вопрос формирования нормативной модели виртуального библиотечного обслуживания общедоступных библиотек областного, городского и районного уровней.
Организаторы XII межрегиональной Школы инноватики «Электронная и цифровая среда библиотеки» получили очень много отзывов о состоявшемся мероприятии — библиотекари из разных уголков страны и ближнего зарубежья благодарили за возможность услышать об интересном опыте реализации дистанционной библиотечной работы; за размышления, выводы и прогнозы, которыми поделились коллеги; за то, что в процессе выступлений формулировались проблемные поля и велся разговор в этом направлении, позволивший многим библиотекарям России задуматься над своей работой и переосмыслить свое существование в профессии.
Не зря в последние годы наши коллеги интенсивно и настойчиво осваивали виртуальное пространство: приучали читателей к общению в соцсетях, развивали сайты, практиковали удаленное обслуживание. Теперь все это оказалось тем самым мостиком, который можно перекинуть к своей аудитории буквально отовсюду. Сегодня библиотекари осваивают новые платформы для работы в виртуальном пространстве, продолжая сеять разумное, доброе, вечное, внушая спокойствие своим читателям и настраивая их на позитивный лад.
Материалы проведенного мероприятия опубликованы в сборнике, видеозаписи выступлений спикеров доступны на сайте Челябинской областной библиотеки для молодежи (mbi74.ru) в разделе «Новости и события».
Получено 30.11.2020
T. Plotnikova
Head organizational and methodological department
Chelyabinsk Regional Library for Youth,
Chelyabinsk, Russia E-mail: ???
I. Matveeva
Candidate of Pedagogic Sciences, Docent
Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia
E-mail: mir2106@mail.ru
Libraries and Online. XII Inter-Regional "Electronic and Digital Library Environment" School of Innovation
Abstract. An overview of the speeches of the XII inter-regional School of Innovation "Electronic and Digital Library Environment" (14-15 October 2020) is presented. Within the framework of the event, the management, organizational, technological and content aspects of the library's work in the electronic environment were considered; the experience of work of public (public) libraries in a pandemic was studied.
Keywords: inter-regional School of innovation, electronic library environment, digitalization of libraries, organization of online libraries, electronic forms of library services For citing: Plotnikova T., Matveeva I. 2020. Libraries and Online. XII Inter-Regional "Electronic and Digital Library Environment" School of Innovation. Culture and Arts Herald. No 4 (64): 146-151.
Received 30.11.2020
Уважаемые читатели и авторы! «Вестник культуры и искусств» представлен в открытом доступе в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.ru (https://www.elibrary.ru/title_profile.asp?id=62801)
Сравнение журналов в рубрике «Библиография. Библиографоведение» классификатора ГРНТИ в информационно-аналитической системе SCIENCE INDEX за 2019 год по показателю «Рейтинг SCIENCE INDEX»*
№ Название журнала Показатель
1 Библиосфера 0,166
2 Вестник культуры и искусств 0,143
3 Труды ГПНТБ СО РАН 0,124
4 Филологический аспект 0,050
5 Библиотековедение 0,041
6 Библиография. Научный журнал по библиографоведению, книговедению и библиотековедению 0,023
*Таблица сформирована по данным НЭБ eLIBRARY.ru (26.12.2020).
151