Научная статья на тему 'Секция «Artmedia-практики в библиотеках» на онлайн-форуме «Книжный мир в новой реальности»'

Секция «Artmedia-практики в библиотеках» на онлайн-форуме «Книжный мир в новой реальности» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
168
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ИСКУССТВА / ТВОРЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК / LIBRARY / LIBRARY BUSINESS / INFORMATION RESOURCES / INFORMATION RESOURCES OF ART / CREATIVE UNIVERSITIES / PROJECT ACTIVITY OF LIBRARIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Колганова А. А.

Статья представляет результаты работы секции «Artmedia-практики в библиотеках» онлайн-форума «Книжный мир в новой реальности», приуроченного к Всероссийскому дню библиотек 2020 года. Затронуты вопросы партнерским проектам библиотек, к оригинальным формам продвижения книги и чтения, к генерации информационных ресурсов, к коллаборации учреждений культуры разного типа как к новому пространству для искусства. Особое внимание уделено интеграции библиотек разного типа и высших учебных заведений для стимулирования креативной активности в молодежной среде. Представлены итоговые обобщения форума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Колганова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECTION "ARTMEDIA-PRACTICES IN LIBRARIES" ON THE ONLINE FORUM «BOOK WORLD IN THE NEW REALITY»

The article presents the results of the section " Artmedia-practices in libraries» online forum "Book world in a new reality", dedicated to the all-Russian day of libraries in 2020. The issues of partnership projects of libraries, original forms of promoting books and reading, generation of information resources, and collaboration of cultural institutions of various types as a new space for art were discussed. Special attention is paid to the integration of libraries of various types and higher educational institutions to stimulate creative activity in the youth environment. The final generalizations of the forum are presented.

Текст научной работы на тему «Секция «Artmedia-практики в библиотеках» на онлайн-форуме «Книжный мир в новой реальности»»

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. КОЛГАНОВА А.А. СЕКЦИЯ «ARTMEDIA-ПРАКТИКИ В БИБЛИОТЕКАХ» НА ОНЛАЙН-ФОРУМЕ «КНИЖНЫЙ МИР В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

Статья представляет результаты работы секции «Artmedia-практики в библиотеках» онлайн-форума «Книжный мир в новой реальности», приуроченного к Всероссийскому дню библиотек 2020 года. Затронуты вопросы партнерским проектам библиотек, к оригинальным формам продвижения книги и чтения, к генерации информационных ресурсов, к коллаборации учреждений культуры разного типа как к новому пространству для искусства. Особое внимание уделено интеграции библиотек разного типа и высших учебных заведений для стимулирования креативной активности в молодежной среде. Представлены итоговые обобщения форума.

Ключевые слова: библиотека, библиотечное дело, информационные ресурсы, информационные ресурсы искусства, творческие вузы, проектная деятельность библиотек.

KOLGANOVA, ADA A.

SECTION "ARTMEDIA-PRACTICES IN LIBRARIES" ON THE ONLINE FORUM «BOOK WORLD IN THE NEW REALITY»

The article presents the results of the section " Artmedia-practices in libraries» online forum "Book world in a new reality", dedicated to the all-Russian day of libraries in 2020. The issues of partnership projects of libraries, original forms of promoting books and reading, generation of information resources, and collaboration of cultural institutions of various types as a new space for art were discussed. Special attention is paid to the integration of libraries of various types and higher educational institutions to stimulate creative activity in the youth environment. The final generalizations of the forum are presented.

Keywords: library, library business, information resources, information resources of art, creative universities, project activity of libraries.

СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. КОЛГАНОВА А.А. СЕКЦИЯ «ARTMEDLA-ПРАКТИКИ В БИБЛИОТЕКАХ» НА ОНЛАЙН-ФОРУМЕ «КНИЖНЫЙ МИР В НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

Секция «Artmedia-практики в библиотеках» онлайн-форуме

«Книжный мир в новой реальности» была посвящена интеграции библиотек разного типа и высших учебных заведений для стимулирования креативной активности в молодежной среде.

Целью трех заседаний секции было привлечь внимание к партнерским проектам библиотек, к оригинальным формам продвижения книги и чтения, к генерации информационных ресурсов, к коллаборации учреждений культуры разного типа как к новому пространству для искусства. В условиях глобального дистанцированного доступа своих решений ждет и задача приближения искусства к разным общественным стратам, и возможности креативного влияния библиотек на жизнь местных сообществ. Секция состояла из трех заседаний. Две встречи 27 мая 2020 года решались в формате презентаций, подготовленных к профессиональному празднику и представлявших результаты новых, нестандартных совместных проектов, заседание 29 мая 2020 года было организовано как пост-сессия по проблеме взаимодействия библиотек с творческой молодежью.

Проект «Виртуальный музей читателя» был презентован на первом заседании с целью привлечь профессиональную среду к неиспользованному потенциалу библиотек. Он раскрывает не имеющий аналогов просветительский ресурс, созданный в Российской

государственной библиотеке искусств и предлагаемый ею для использования и пролонгации в других библиотеках.

Экспозиции «Музея читателя РГБИ» знакомят с Библиотекой как с пространством создания отечественного искусства. Замысел проекта - показать библиотеку- мастерскую для деятелей культуры и искусства, а библиотечных специалистов представить как кураторов и консультантов, ставших соавторами Художника ( кем бы он ни был: драматургом или дизайнером, режиссером или сценографом, иллюстратором или архитектором). Государственная театральная библиотека, в будущем - РГБИ , и была основана, чтобы стать творческой лабораторией для драматической школы при Малом театре. И первая экспозиция «Малый театр и Библиотека» - демонстрировала роль Библиотеки в создании лучших спектаклей Малого театра, вошедших в историю отечественного искусства.

Стремясь расширить границы использования богатого материала и сохранить наработанные экспозиционные решения, РГБИ распространила проект на новые задачи. Используя возможности современных информационных технологий, специалисты РГБИ создали «Виртуальная экспозиция Музея читателя». Организована удаленная экскурсия и доступ к материалам, представленным в Музее читателя РГБИ. В результате показано творчество как результат культуры чтения, демонстрируется богатство профессионального чтения и прививаются его навыки.

Для Иркутской областной государственной универсальной научная библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского им. И.И. Молчанова-Сибирского была подготовлена специальная экспозиция, которая будет обогащена местным материалом. Таким образом новая библиотека-участник интегрируется в проект, реализуя собственные просветительские , эстетические и историко-культурные задачи. В первую очередь свежий вектор задан продвижению чтения. Достоинства и сложности развития Виртуального музея читателя демонстрировали автор идеи и руководитель проекта, директор РГБИ А.А.Колганова и директор Иркутской областной государственной универсальной научная библиотеки Л.А.Сулейманова. Ознакомительную блиц -экскурсию провела для участников заседания заведующая отделом культурных программ РГБИ Е.Е. Шумянцева. Обсуждение в ходе заседания продемонстрировало перспективу совместной деятельности: каждая из национальных и региональных библиотек имеет накопленный багаж фильмов и спектаклей, теле и дизайн-проектов, которые были созданы при ее содействии.

Замысел РГБИ и передаваемая методика позволяет сделать собственные он-лайн и оф-лайн экспозиции любой библиотеке, что обогатит и просветительскую, и культурную составляющую в ее работе. Круг использования таких медиа-музеев не ограничивается задачами воссоздания библиотечной истории. Создаваемые таким образом видеоэкспозиции позволяют проводить экскурсии, организовать специальные уроки, заседания любительских клубов, заимствовать материал для научных и популяризаторских работ, для теле и кино репортажей. Подобная практика способствует активизации библиотек в рамках проектов «Творческие люди» в регионах.

Второе заседание секции «Artmedia-практики» прошло в формате премьеры -одновременно и книжной, и театральной. Был представлен итог проекта, поддержанного Министерством культуры Российской Федерации, - результат сотрудничества двух библиотек, Российской государственной библиотеки для слепых и Российской государственной библиотеки искусств. Участники знакомились с совершенно новой практикой создания книг. По мнению одного из участников, «похоже, речь идет о принципиально новом формате, не похожем ни на что, ранее известное». Речь вели о многоформатном издании - «Горе от ума» в Малом театре России.

Знакомства наших читателей с искусством» - сказала на презентации директор Российской государственной библиотеки для слепых Елена Захарова. Позиция РГБИ была сформулирована так: «Мы являемся проводниками знаний об искусстве. И мы должны

сделать так, чтобы искусство было доступно всем категориям пользователей». Цель этого оригинального проекта - обеспечение доступности одного из лучших классических спектаклей для людей с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для полноценного восприятия особенностей постановки и ее художественных достоинств, достижение эффекта понимания, происходящего на сцене. Выбор и спектакля, и театра мотивирован стремлением составителей представить людям с ограниченными возможностями высшие образцы российского классического театра.

Данное двухтомное издание поистине эксклюзивно: оно задумано так, чтобы видео, аудио, текстовой материалы и рельефные иллюстрации дополняли друг друга. Первый том включает саму запись спектакля «Горе от ума» с тифлокомментариями и сопроводительной информацией на флеш-карте, а также статьи о Малом театре, истории написания, издания и постановки пьесы. Том снабжен рельефно-графическими иллюстрациями, дающими представление о здании театра, о декорациях и костюмах основных персонажей. Второй том представляет собой альбом «Словарь эпохи», в котором отражены объекты, характерные для первой половины XIX века и упоминаемые в пьесе; они выполнены в рельефной графике и имеют описание, что дает ключ незрячим людям к пониманию событий спектакля и особенностей соответствующего времени.

Тексты в альбомах напечатаны укрупненным и рельефно-точечным шрифтами. Тифлокомментарии к рельефным иллюстрациям разделены звуковыми сигналами. Издание содержит 28 рельефных иллюстраций, выполненных вручную. Каждый из томов упакован в отдельную красивую футляр и выглядит как подарочное издание. Двухтомник создан всего в шести экземплярах. По два из них останется в федеральных библиотеках, реализовавших проект, они будут доступны читателям обеих из них. Также по одному экземпляру будет подарено Министерству культуры и Малому театру.

Проект рассчитан на будущий охват других библиотек для лиц с ограничениями по здоровью, на расширение опыта подобных изданий. В ходе заседания были высказаны пожелания о расширении круга спектаклей и театров, в которые библиотекари могут «сводить» инвалидов. Основной пафос встречи был направлен на острую потребность в расширении возможностей знакомства с культурными объектами всех слоев общества.

Завершающим событием для данной секции Форума стала организованная Российской государственной библиотекой искусств межрегиональная дискуссионная площадка «Студенческие проекты: креатив в библиотеке», в которой приняли участие специалисты библиотек и преподаватели творческих вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Иркутска, Новосибирска. Модератором дискуссионной площадки выступила директор РГБИ. [ 1]

К обсуждению организатор, РГБИ предлагала проблему взаимодействия творческой молодежи, вузов и библиотек. Известно, что библиотеки, причем далеко не только вузовские активно участвуют в учебном процессе. Для художественных институтов библиотека трактуется как площадка проявления творческих амбиций и начинаний , как место предоставления ресурсов, оказания консультаций, точка приложения сил - и как участник авторских проектов.

Спикеры анализировали реализованные на базе библиотек студенческие проекты, творческие лаборатории и другие формы взаимодействия вузов и библиотек , студентов и библиотек. Упор был сделан на художественные проекты, креативная составляющая которых либо создавалась в библиотеках, либо инициировалась ими.

В дискуссионной площадке приняли участие руководители и специалисты: Российской государственной библиотеки, Российской государственной библиотеки искусств, Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, Иркутской областной государственной научной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского, Новосибирской государственной областной научной библиотеки, Научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета и Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева (г. Москва).

Своим опытом сотрудничества с библиотеками поделились преподаватели: Российского института театрального искусства (ГИТИС), Института дизайна Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина, Московского государственного института культуры, Екатеринбургского государственного театрального института, Иркутского художественного колледжа им. И.Л. Копылова, Колледжа музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской (г. Москва).

Как методологически выверенный рецепт восприняли участники выступление профессора, заведующей кафедрой библиотечно-информационных наук МГИК Н.В.Лопатиной, которая предложила несколько концептов для креативно-образовательной стратегии библиотек, и методическое обеспечение, цифровое мастерство, открытое образование, цифровая архивация молодежных проектов, документирование творческого процесса предлагались в первую очередь. Особенно продуктивно прозвучало сообщение М.Н.Абрамовой, директора «Центра поддержки молодежных творческих инициатив», пригласившей библиотеки с их проектным потенциалом к участию в региональных креативных программах и интеграции библиотек в эту систему.

Генеральный директор Российской государственной библиотеки В.В.Дуда акцентировал внимание участников на том, что библиотеки нуждаются в ярких и нестандартных идеях. Примером для него стал фонд РГБ как бесценный актив для креативной индустрии.

С сообщениями о креативных выступили директор ИОГУНБ им. И.И. Молчанова-Сибирского Л.А.Сулейманова и директор СПбГТБ А.Г.Гай. Оригинальные методики учебных занятий со студентами были представлены спикерами из специальных библиотек: Е.Г.Хаплановой председателем Секции библиотек по искусству и музейных библиотек РБА, Е.Г.Федяхиной о проекте СПбГТБ «А.П. Чехов глазами художников»; А.А. Жербиной, руководителем Студенческой филармонии - об организации концертов на библиотечных площадках. Нестандартные решения организации творческих конкурсов для студентов школ современного искусства предложила Орлова Александра Михайловна, специалист отдела культурных программ РГБИ. Яркие проекты сотрудничества студентов с библиотечной средой продемонстрировали ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского, Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева Новосибирская государственная областная научная библиотека. в выступлениях характеризовали инновационные практики работы своих библиотек с молодежью и студентами.

Иной аспект заявленной проблематики затронула специалист РГБИ И.Б.Титунова, которая обобщила опыт школы-практикума информационной грамотности и информационного сопровождения занятий на договорной основе с вузами. Близка по выводам была Е.М. Полникова, главный библиотекарь Научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета , сконцентрировавшаяся на особенностях информационного обеспечении запросов студентов художественных специальностей.

Преподаватели Иркутского художественного колледжа, Екатеринбургского государственного театрального института, ГИТИСа доказывали незаменимость библиотечных ресурсов и библиотечного пространства для продуктивного обучения и перехода к авторскому творчеству молодых художников.

Неожиданные сведения почерпнуты участниками сессии из выступления Л.П. Смирновой, заведующей кафедрой «Дизайн костюма Института дизайна РГУ им. А.Н. Косыгина, о том, как вуз использует целевые занятия в библиотеке для творческих заданий, имеющих даже международный резонанс.

В завершение был принят ряд итоговых обобщений, которые секция считает полезными для включения в «сборку смыслов» Форума.

1. Учебные библиотеки вузов и научные/ специальные библиотеки - партнеры (первые - обеспечивают образовательный процесс в учебном заведении, вторые помогают реализовывать и раскрывать творческий потенциал студентов).

2. Формирование концепции общественной стратегии библиотек как основы для создания потенциала творческого развития личности.

3. Партнерские проекты библиотек и учебных заведений имеют инвариантные векторы развития: от помощи в формировании информационной культуры студентов до совместной организации конкурсов, научных конференций и фестивалей студенческого творчества.

4. В тренде развитие всех каналов коммуникации библиотек с вузами: с библиотеками учебных заведений, преподавателями, студентами.

5. Библиотеки принимают активное участие в формировании творческой среды региона на основе диалога с представителями художественных профессий.

6. Деятельность библиотек должна быть направлена на создание креативной среды, что предполагает информационную поддержку, возможность продвижения, комфортную среду для занятий в библиотеке.

7. Библиотеки создают свои методы вовлечения молодежи в партнерские проекты и моделируют формы творческой активности молодежи.

8. Сотворчество библиотекаря и студента является основой для дальнейшего профессионального роста будущего специалиста (за время учебы студент находит «свою» библиотеку, которая будет сопровождать и помогать ему ).

9. Коммуницирование библиотеки и учебного заведения выражается в помощи в образовательном процессе и профессиональной-творческой самоидентификации студента.

10. Библиотеки поддерживают творческую инициативу студентов и вузов.

11. «Высший пилотаж» в библиотечно-информационном сопровождении - целевые занятия в библиотеках для студентов художественных вузов.

12. Важность юридических правоотношений по договорным и свободным формам работы с вузами.

13. Новый тренд для художественных вузов - дизайн-проекты по заданию библиотек.

14. Тактикой становится координация деятельности библиотек, накопление опыта и отбор лучших кейсов для ознакомления всех библиотек.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Дискуссионная площадка «Студенческие проекты: креатив в библиотеке» 29 мая 2020 года, в режиме онлайн /Российская государственная библиотека искусств. Видеоресурс. URL: https://www.youtube.com/watch?v=19f91XMXjAw&feature=youtu.be. Дата обращения: 29 июня 2020 г.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Колганова Ада Ароновна - директор Российской государственной библиотеки искусств, кандидат филологических наук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.