Научная статья на тему 'Родители как целевая аудитория репутационного менеджмента детских библиотек'

Родители как целевая аудитория репутационного менеджмента детских библиотек Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
523
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА / РОДИТЕЛИ И ДЕТСКАЯ БИБЛИОТЕКА / РЕПУТАЦИЯ БИБЛИОТЕКИ / БИБЛИОТЕЧНЫЙ РЕПУТАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ / ПЕРСОНАЛЬНЫЙ БРЕНД БИБЛИОТЕКАРЯ / CHILDREN'S LIBRARY / PARENTS AND CHILDREN'S LIBRARY / THE REPUTATION OF THE LIBRARY / LIBRARY REPUTATION MANAGEMENT / LIBRARIAN SAFETY CULTURE / PERSONAL BRAND OF THE LIBRARIAN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сокольская Л. В.

Конкурентная среда обостряет для библиотек вопрос репутации как фактора укрепления их общественного статуса. В отечественном библиотековедении в настоящее время репутационная проблематика находится на постановочном уровне применительно к библиотеке вообще. Между тем, принципиальным обстоятельством, предопределяющим своеобразие формирования репутации библиотек, является их типологическая идентификация. На примере детских библиотек показано, что ключевые целевые аудитории их репутационного менеджмента существенно отличаются от других видов библиотек из-за необходимости учета в качестве диффузной целевой аудитории родителей, во многих случаях определяющих поведение детей как пользователей библиотек. Подобная роль родителей спровоцирована современными тенденциями родительства как социокультурного и психологического феномена. В целях укрепления репутации детских библиотек в родительской среде как залога активного пользования ими детьми требуется целенаправленная системная деятельность по формированию родительского доверия к ним. Исходя из концепции безопасного детства, в условиях детских библиотек необходимо формирование психолого-педагогического (психолого-педагогическая безопасность библиотекаря и информационное доверие) и средового (физическая и экологическая безопасность) доверия родителей. В рамках психолого-педагогического доверия детской библиотеке актуализируется понятие «культура безопасности библиотекаря». Инструментом ее создания для родителей во многом выступает персональный бренд сотрудников. Репутационный менеджмент детских библиотек в отношении родительской аудитории предполагает комплекс мероприятий по их информированию относительно информационной и физической безопасности ребенка. Особое значение в наши дни приобретает деятельность по снижению репутационных потерь библиотек в связи с мероприятиями по устранению рисков пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTS AS THE TARGET AUDIENCE FOR THE REPUTATION MANAGEMENT OF CHILDREN'S LIBRARIES

The competitive environment exacerbates the issue of reputation for libraries as a factor in strengthening their social status. In Russian librarianship at the present time, reputational issues are at the stage level in relation to the library «in general». Meanwhile, the principal circumstance that predetermines the originality of the formation of the reputation of libraries is their typological identification. Using the example of children's libraries, it is shown that the key target audiences of their reputation management differ significantly from other types of libraries due to the need to take into account parents as a diffuse target audience, in many cases determining the behavior of children as library users. This role of parents is provoked by modern trends in parenting as a socio-cultural and psychological phenomenon. In order to strengthen the reputation of children's libraries in the parent environment as a guarantee of their active use by children, a purposeful systematic activity of libraries is required to form parental trust in them. Based on the concept of safe childhood, in the conditions of children's libraries, it is necessary to form psychological and pedagogical (psychological and pedagogical safety of the librarian and informational trust) and environmental (physical and environmental safety) trust of parents. Within the framework of the psychological and pedagogical trust of the children's library, the concept of “librarian safety culture” is being updated. The personal brand of employees is largely the tool for creating it for parents. Reputation management of children's libraries in relation to the parent audience involves a set of measures to inform them about the information and physical safety of the child. Of particular importance these days is the activity to reduce the reputation losses of libraries in connection with measures to eliminate the risks of a pandemic.

Текст научной работы на тему «Родители как целевая аудитория репутационного менеджмента детских библиотек»

УДК 027.625

Л. В. Сокольская

кандидат педагогических наук, доцент

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: lsokolskaya@mail.ru

РОДИТЕЛИ КАК ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ РЕПУТАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК

Конкурентная среда обостряет для библиотек вопрос репутации как фактора укрепления их общественного статуса. В отечественном библиотековедении в настоящее время репутационная проблематика находится на постановочном уровне применительно к библиотеке вообще. Между тем, принципиальным обстоятельством, предопределяющим своеобразие формирования репутации библиотек, является их типологическая идентификация. На примере детских библиотек показано, что ключевые целевые аудитории ихрепутационного менеджмента существенно отличаются от других видов библиотек из-за необходимости учета в качестве диффузной целевой аудитории родителей, во многих случаях определяющих поведение детей как пользователей библиотек. Подобная роль родителей спровоцирована современными тенденциями родительства как социокультурного и психологического феномена. В целях укрепления репутации детских библиотек в родительской среде как залога активного пользования ими детьми требуется целенаправленная системная деятельность по формированию родительского доверия к ним. Исходя из концепции безопасного детства, в условиях детских библиотек необходимо формирование психолого-педагогического (психолого-педагогическая безопасность библиотекаря и информационное доверие) и средового (физическая и экологическая безопасность) доверия родителей. В рамках психолого-педагогического доверия детской библиотеке актуализируется понятие «культура безопасности библиотекаря». Инструментом ее создания для родителей во многом выступает персональный бренд сотрудников. Репутационный менеджмент детских библиотек в отношении родительской аудитории предполагает комплекс мероприятий по их информированию относительно информационной и физической безопасности ребенка. Особое значение в наши дни приобретает деятельность по снижению репутационных потерь библиотек в связи с мероприятиями по устранению рисков пандемии.

Ключевые слова: детская библиотека, родители и детская библиотека, репутация библиотеки, библиотечный репутационный менеджмент, культура безопасности библиотекаря, персональный бренд библиотекаря

Для цитирования: Сокольская, Л. В. Родители как целевая аудитория репутационного менеджмента детских библиотек /Л. В. Сокольская //Вестник культуры и искусств. — 2020. — № 3 (63). - С. 25-35.

Обострившаяся конкурентная борьба за клиента стала основной причиной актуализации для современных организаций, в их числе — и учреждений культуры, вопроса их репутации. Тем более важным представляется осмысление репутационного статуса библиотек, так как, по мнению С. Г. Матлиной, с которым нельзя не согласиться, «...налицо признак довольно устойчивого, укоренив-

шегося общественного недоверия к когда-то самому распространенному культурному институту и, как следствие, его невысокая репутация. Это обстоятельство становится фактором риска для модернизации библиотеки, предполагающей различные формы вовлечения в нее пользователей» [10, с. 119]. Соответственно, «есть основания говорить о необходимости внедрения в отраслевую

25

библиотечную практику технологий репутационного менеджмента» [9, с. 113].

Между тем в настоящее время в отечественном библиотековедении можно констатировать лишь факт постановки репута-ционной проблематики [8; 18]. Признавая и его значимость, отметим практическую необходимость динамичной разработки этой проблематики по широкому спектру принципиально важных аспектов, что позволит получить действительно продуктивные результаты. В частности, на наш взгляд, таким аспектом является типологическая идентификация библиотек как фактор, предопределяющий своеобразие формирования их репутации. Даже на уровне основных типологических параметров библиотек понятно, что репутация библиотек научных и общедоступных, вузовских и школьных, взрослых и детских будет обладать явной организационной и содержательной спецификой. Однако к настоящему времени этот аспект никоим образом не отражен в библиотековедении: существующие немногочисленные материалы обращены к репутации библиотеки «вообще».

В частности, в явно неудовлетворительном состоянии находится исследование репутации детских библиотек, не имеющее примеров целенаправленного рассмотрения. Фактически данная работа является первым подобным случаем, в котором на примере детских библиотек ставится задача подтвердить актуальность центрального тезиса технологии управления репутацией: «Жизненно важным условием процветания компании становится необходимость постоянно формировать и направлять целевым аудиториям нужные информационные потоки» [15, с. 5].

Исходя из того, что репутация формируется не только самой организацией, но и всеми заинтересованными в ее деятельности сторонами, репутационные менеджеры признают правильное вычленение целевых аудиторий и диагностику их ожиданий в качестве основы своей деятельности: «...успешная компания крайне заинтересована в том, чтобы быть авторитетной для ключевых целевых групп» [16, с. 97]. При значительном

совпадении репутационных целевых аудиторий у библиотек разных видов они имеют различия по параметру «ключевые целевые аудитории».

Для библиотек всех видов целевые аудитории составляют пользователи, общество в целом, учредители, социальные партнеры, свои сотрудники, коллеги по отрасли, поставщики необходимых материальных и людских ресурсов и др. Пользователи, как ключевая аудитория в этом перечне, во всех библиотеках непосредственно сами являются субъектом имиджево-репутационной деятельности библиотек. В детских библиотеках дети-пользователи и дети-потенциальные пользователи также, с одной стороны, непосредственно сами предстают таким субъектом, с другой — они выступают таким субъектом для родителей, учителей, других детских руководителей, которые транслируют им их понимание репутации детской библиотеки. Соответственно эти же взрослые, косвенно, через детей выступая пользователями, тоже должны восприниматься детскими библиотеками как специфичная ключевая целевая репутационная аудитория. Отметим при этом, что зачастую родители являются и непосредственными пользователями детских библиотек. В соответствии с принятой в теории репу-тационного менеджмента классификацией целевых аудиторий, родители для детских библиотек являются диффузной целевой аудиторией: «. речь идет о широкой общественности, представляющей интересы различных слоев населения, среди которых найдется немало потенциальных клиентов компании, если та сумеет внушить им доверие» [16, с. 102].

Как демонстрирует имиджевая, очень родственная репутационной, деятельность различных детских учреждений, влияние мнения родителей на поведение детей как пользователей, потребителей столь существенно, что они рассматриваются этими учреждениями в качестве ключевой аудитории для целевого воздействия. Так, относительно детских развивающих центров признано, что в формировании их имиджа

26

«основной аудиторией будут являться родители... <...> .имидж учреждения. существенно влияет и на приток родителей»; относительно целевой аудитории имиджа образовательных организаций вопрос ставится таким же образом: «. родители учеников. Это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку работы школы, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о ней. Именно поэтому родители являются главной целевой группой»; специалисты дошкольных учреждений также утверждают, что «. сформированный позитивный имидж образовательного учреждения позволит решить ряд задач: повысит привлекательность — в первую очередь для родителей» [5; 6; 21].

Обозначенные в приведенных тезисах аргументы приоритетности родительской целевой аудитории в полной мере значимы и для организации имиджево-репутационной деятельности детских библиотек. Теория и практика репутационного менеджмента признают, что деловая репутация организации, как правило, не одинакова и у всех групп целевой аудитории, и в пределах одной группы. В случае детских библиотек этот факт не может восприниматься как фатальный, т. е. «позволяющий» родителям самопроизвольно формировать мнение о них: для ребенка оценка библиотеки взрослыми, так называемыми руководителями детского чтения, во многих случаях действительно является решающим фактором для пользования ею. Соответственно целенаправленное воздействие на мнение родителей о детской библиотеке, формирование его в нужном содержании выступает не просто «желательной», а обязательной деятельностью в репутационном менеджменте детских библиотек. Как считают специалисты, «подчас укрепление репутации в глазах одной целевой аудитории может привести к росту авторитета у другой» [16, с. 107].

Многие детские организации уже признали необходимость системного характера подобной работы: в процессе изучения материала Интернет поразил огромным числом

исследований по вопросу «Имидж детского образовательного учреждения в глазах родителей», статьей «Детская больница глазами родителей» и профессиональным библиотечным равнодушием к этому вопросу. В частности, удалось выявить лишь один (!) материал Липецкой областной детской библиотеки под названием «Эффективная библиотека глазами читателей-детей и родителей» [22]. Между тем, как утверждают специалисты, лишь немногим более половины детей являются читателями публичных библиотек [11]. На наш взгляд, скромность этого показателя в значительной степени отражает как известные общекультурные факты, так и особенности отношения родителей к детской библиотеке, основанные и на собственно библиотечных просчетах, и на своеобразии современных благих родительских намерений.

Действительно, библиотечная книга для современного ребенка, так же как и для взрослого, утратила свою значимость и по причине падения интереса к самому чтению, и в силу новых возможностей получения книги при ее необходимости (электронный вариант, покупка в книжном магазине или через Интернет), и из-за собственно выпадения самой библиотеки из круга жизненно необходимых институтов. Так, 44 % москвичей были в публичной городской библиотеке только один раз в жизни, и лишь треть из них собираются туда вернуться [12]. Скорее всего, такой «публичной городской библиотекой» была детская библиотека, соответственно почти половина москвичей, скорее всего, не порекомендуют своим детям, внукам посещать ее.

Следовательно, сегодня для ребенка пользование библиотечной книгой во многом находится в рамках более широкой постановки вопроса — как пользование библиотекой. В отношении детей эта задача должна формулироваться следующим образом: «Любовь к книге как любовь к библиотеке», в отношении взрослых — «Библиотека — полезное, безопасное и комфортное место для ребенка». Продвижение подобной идеи детской библиотеки в родительскую аудито-

27

рию в полной мере соответствует особенностям современного проявления родительства как социокультурного и психологического феномена.

Признано, что «.современное роди-тельство реализуется на фоне многих (осознаваемых и неосознанных) противоречий» [14, с. 1], соответственно его характеристика крайне неоднозначна. При этом специалисты фиксируют наиболее выраженные новые проявления родительства, воздействующие в том числе и на исследуемый вопрос. В частности, одним из них стало обеспечение безопасности ребенка: «Безопасность превратилась в основную ценность воспитания и образования» [17]. При том, что во все времена в той или иной степени родители стремились сохранить здоровье и жизнь детей, сегодня в отношении значительного количества семей можно говорить о тенденции гиперболизации этой функции: «Взрослые делают все возможное, чтобы оградить детей от каких-либо рисков, усилий и самостоятельных действий», «. многие родители, чтобы обезопасить ребенка, начинают запрещать все подряд» [7; 17] и т. п.

Ученые отмечают, что дошкольники «. постоянно чувствуют себя в ситуации выполнения заданий взрослого и без таких заданий и инструкций не могут придумать себе занятия. Как правило, дети ждут указаний от взрослого или выбирают только знакомые и социально приемлемые виды деятельности... Оставшись без руководящих указаний взрослых и без планшета, они теряются, не знают, что им делать»; в результатах исследования начальной школы также отмечается «.повышенный уровень тревожности и страхов, связанный со стремлением родителей ограничивать активность и самостоятельность детей» [17; 4]. О масштабе развития проблемы свидетельствуют родительские и педагогические форумы, пестрящие выражениями «контроль над ребенком», «контролирующее воспитание» «гиперопека ребенка», «тотальный контроль родителей», «родители-манипуляторы», «за ребенка все решают родители» и др.

Результатом этих явлений стал выраженный дефицит самостоятельности современных детей, затрагивающий все сферы их жизни, несомненно, и ту, что связана с посещением библиотеки. Библиотека, как любая организация, обладает набором свойств, осязаемых и неосязаемых атрибутов, способных выступать основой страхов и недоверия родителей относительно безопасности их детей. И самый простой способ нивелирования данной ситуации для родителей — исключить библиотеку из поля деятельности ребенка. Осознавая этот факт, детская библиотека должна вести сознательную деятельность по формированию доверия к ней родителей как самого действенного инструмента разрушения их страхов. При этом следует понимать: некоторые родительские тревоги библиотека не в состоянии устранить или существенно уменьшить, например, связанные с перемещением ребенка в пространстве (улицы, транспорт, плохие люди, злые собаки и др.) при ее посещении (если только речь не идет об установке светофора в ее зоне). Безусловно, распространенная в детских библиотеках практика мероприятий по безопасности на улицах также никогда не потеряет своей актуальности.

Непосредственное пространство детской библиотеки на предмет его безопасности рационально рассматривать как компонент единого пространства безопасного детства, детерминантами которого выступают средовые, биологические и психолого-педагогические факторы [13]. Интерпретация содержания этих факторов в ракурсе функционирования детской библиотеки позволяет утверждать, что их целенаправленная деятельность по формированию родительского доверия как основы своей репутации должна рассматриваться в качестве двухкомпонентной системы: формирование психолого-педагогического доверия (психолого-педагогическая безопасность библиотекаря и информационное доверие) и средового доверия (физическая и экологическая безопасность). Понятие система в данном случае рассматривается в соответствии с положениями концепции пространства безопасного детства: ее компоненты

28

взаимосвязаны, взаимоподчинены и взаимообусловлены [Там же].

С учетом ведущей роли воспитательной функции в родительской деятельности оправдано рассматривать психолого-педагогическое доверие кдетской библиотеке как ключевое в формировании ее репутации. По мнению С. Г. Матлиной, доверие людей «. всегда базируется на личном опыте использования возможностей конкретной библиотеки или нескольких библиотек и часто обусловлено коммуникацией пользователей с отдельными сотрудниками. Известно, что взрослые и дети нередко предпочитают ходить к "своему" библиотекарю, с которым у него с первой встречи налажен двусторонний контакт — теплые, дружеские отношения. Встреча с неквалифицированным или неприветливым сотрудником, будь то библиотекарь, охранник или гардеробщица, способна отвадить человека от дальнейшего использования библиотеки и, очевидно, повлиять на его доверие к ней. Авторитет или, наоборот, неприятие такого сотрудника "переходит" в глазах пользователей на институцию, в которой он работает» [10, с. 121].

Как подтверждение сказанному — мнение посетительницы одного из родительских сайтов: «Книга — это здорово! Мои дети любят читать. <...> Но сами библиотеки — это ужас! Советские тетки-снобы, которым только и дай поворчать: то задержат книгу, то в плохом состоянии книга. При том без причин каждый раз ругаются на детей((( Зачем таким злым работать в таком замечательном заведении!? Люблю книги, но ненавижу библиотеки» [1].

В нашем случае этот пример наглядно иллюстрирует тезис: родители критически относятся к поведению сотрудников детских библиотек, в целом к атмосфере в этих учреждениях. Личное неуважение к библиотекарю, его низкую репутацию в собственных представлениях родители однозначно будут разными способами транслировать ребенку. Соответственно следует признать: для репутации детских библиотек в аудитории родителей особое значение имеют личности сотрудников во всей полноте их че-

ловеческих и профессиональных качеств. К примеру, «профессия библиотекаря, работающего с детьми, в США считается очень престижной. Это единственная специальность, по которой в Библиотечные школы образуется конкурс, порой достаточно высокий. Для поступления надо обладать хорошим здоровьем, внешними данными. Проверяют также зрение, коммуникативные способности, чистоту произношения, психологическую (эмоциональную) устойчивость, в целом нервную систему. И мужчины, и женщины должны, как правило, иметь свою семью и детей, родительский опыт» [20, с. 20].

С достаточной уверенностью можно предполагать, что такой подход в отборе кадров позволяет формировать у родителей детей необходимое психолого-педагогическое доверие к детскому библиотекарю. Современная педагогика сформулировала понятие «культура безопасности педагога» в содержании: состояние психологического компонента безопасности педагога и его личностные качества [13]. Обстоятельства развития детских библиотек в наши дни актуализируют это понятие и в отношении их сотрудников. Безусловно, в своей массе они не лишены должных качеств и знаний, несмотря на отсутствие в стране профильной подготовки детских библиотекарей и жестких регламентов при приеме на библиотечную работу с детьми. Между тем, никакого сознательного информирования родителей о культуре безопасности работающих с их детьми библиотекарей не проводится. Если речь идет о психолого-педагогическом доверии к учителю, большинство родителей понимают, что он получил соответствующее образование, периодически проходит переаттестацию. О детском же библиотекаре, который, как и учитель, работает на «тонкой линии» просвещения, воспитания и образования, также прикасается к душе ребенка, родители, как правило, не знают ничего или знают лишь по своим личным детским воспоминаниям. Как считают специалисты, «не секрет, что в учреждениях культуры, в частности у дет-

29

ских библиотек, всегда имеется проблема управления, иными словами, проблема "отстаивания образа", когда библиотека, до сих пор ассоциируется с теплыми тапочками библиотекаря и непременными очками на его носу» [2].

Для разрешения данной ситуации представляется, что прежде всего в рамках репутационного менеджмента следует формировать и транслировать персональные бренды сотрудников детских библиотек — как на уровне первого лица, т. е. руководителя библиотеки, так и личностей наиболее успешных и творческих сотрудников: «Ассоциации связывают каждую личность — носителя бренда — с той библиотекой (организацией), которую эта личность представляет» [19, с. 30]. При этом под персональным брендом специалиста понимается «... результат его индивидуализации в профессии, зафиксированный какими-либо узнаваемыми в профессиональном пространстве внешними формами и знаками (публикации в профессиональной печати; запоминающиеся выступления на международных научно-практических конференциях; публичные лекции, вебинары; реализованные библиотечные, социокультурные, образовательные и иные проекты; защищенные диссертации.» [Там же].

Содержанием подобного бренда в случае сотрудника детской библиотеки должна быть информация разного жанра: как текстовая (профессиональные сведения типа образования, стажа работы, должности, достижений, сведения о реализуемых программах, проектах и т. п.), так и иллюстративная (фотографии, сканы грамот, сертификатов и т. п.). Наиболее эффективным инструментом кумуляции и продвижения бренда является в настоящее время сайт библиотеки, позволяющий современно и доступно представить все эти сведения. Изучение сайтов Российской государственной детской библиотеки, Челябинской областной детской библиотеки им. В. В. Маяковского, Центральной городской детской библиотеки им. М. Горького г. Челябинска показало: подобных сведений нет ни в раз-

деле «Родителям», ни в каких-либо других разделах, соответственно родителям недоступна информация о сотрудниках библиотек, претендующих на решение столь ответственной педагогической задачи, как руководство чтением их детей.

Особое значение в репутационном менеджменте библиотеки любого вида имеет вопрос бренда первого лица: именно руководитель библиотеки во многом транслирует важные для ее репутации характеристики, в связи с чем его представленность на сайте имеет особое значение. Помимо названной выше необходимой информации, руководитель детской библиотеки через сайт должен демонстрировать свою открытость к диалогу с детьми, родителями посредством различных форматов (типа «Вопрос директору», через фотографии, видеоматериалы о его непосредственном участии в библиотечных мероприятиях и т. п.).

Безусловно, в этой работе следует использовать и другие инструменты, прежде всего медиарилейшнз как технологию взаимодействия со СМИ с целью предоставления целевым аудиториям информационных сообщений о своей деятельности (особенно для продвижения бренда первого лица и личных брендов выдающихся сотрудников), наглядно-иллюстративные материалы в информационной зоне библиотеки, «авторские признаки» в содержании и оформлении книжных выставок, например, информационные таблички типа «Эту выставку подготовила библиотекарь Иванова» с демонстрацией фотографии автора, включением авторского текста-приглашения к ознакомлению с ней и объяснением избранной темы, замысла выставки и др.

В рамках психолого-педагогического доверия родителей к детской библиотеке во многом находится и информационное, основанное на том, что в ней ребенок не получит сведения, не соответствующие его возрасту, ни из печатных изданий, ни из Интернета, ни из общения с библиотекарем. Далеко не все родители знают, как решаются подобные вопросы в детских библиотеках, соответственно подобная информация

30

и на сайтах, и через материалы в информационной зоне должна быть целенаправленно представлена им.

Помимо этого, веским аргументом в пользу психолого-педагогического и информационного доверия родителей к детской библиотеке является высокая оценка качества проводимых ею мероприятий. Репутационный менеджмент признает, что для клиента организации авторитетом в ее оценке всегда будет другой клиент. В этом смысле, безусловно, для родителей, прежде всего в формировании их оценки деятельности детской библиотеки, наиболее значимы отзывы самих детей как пользователей этой библиотеки. Однако чрезвычайно важно и другое обстоятельство: технологии репутационного менеджмента высоко оценивают применение «экспертного мнения» как приема повышения оценки организации. Для детской организации таковым является мнение сообщества взрослых — лидеров и руководителей других организаций (например, управлений и комитетов культуры, школ), учителей, других родителей, авторов детских произведений, представителей общественности и др. Для создания своего позитивного образа в глазах родителей уже читающего в библиотеке ребенка, и особенно — нечитающего, детской библиотеке следует использовать всевозможные способы демонстрации отзывов о себе этих экспертов через сайты, СМИ, родительские собрания в детских дошкольных и школьных учреждениях, рекламные материалы.

Современная концепция «безопасного детства» рассматривает в качестве важного компонента безопасность среды [13]. На средовой детерминанте основано доверие родителей к детской библиотеке как месту безопасного пребывания ребенка: а) по причинам технического соответствия ее здания и помещения необходимым требованиям; б) оснащенному с использованием экологически чистых отделочных и оформительских материалов; в) с проводящейся санитарно-гигиенической обработкой помещений и наличием должной инфраструктуры (туа-

лет, кулер); г) с мебелью и оборудованием, соответствующими по формату, цвету возрастным особенностям детей; д) обеспечивающему гигиеническую безопасность игрушек, другой атрибутики и санитарно-гигиеническую безопасность бумажного фонда и др.

Последнее обстоятельство требует особого внимания, так как сегодня недоверие родителей к библиотеке усугубляется мнением о «заразности» библиотечных книг. Справедливости ради необходимо сказать: этот родительский страх уже давно широко обсуждается в Интернете: «грязные» библиотечные книги — почти обязательный аспект темы детского чтения на родительских сайтах, при этом во многих случаях он буквально формулируется как «из-за этого мой ребенок не будет пользоваться библиотекой» [3]. В связи с пандемией этот страх увеличился в масштабах, поскольку получил подтверждение своей правоты принимаемыми библиотеками мерами по дезинфекции книг. Вероятно, в настоящее время все библиотеки потеряют значительное число читателей, при этом детские библиотеки — прежде всего: многие родители в рамках своей ответственности примут соответствующее решение за детей. Только открытость к общению со взрослыми по этим вопросам позволит снизить неизбежные в данном случае репутационные потери детских библиотек. Следовательно, всевозможные способы демонстрации родителям обновленных пространств, сопровождаемые необходимой информацией об их соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам, корректные тексты о мерах по санитарно-гигиенической обработке помещений и фондов — все это следует рассматривать как необходимые действия детских библиотек по укреплению их репутации в аудитории родителей.

Резюмируя, можно однозначно сказать: современное библиотековедение не располагает объективными репутационными характеристиками современных библиотек вообще и детских в частности по причине прежде всего отсутствия научно обоснован-

31

ных методик их замеров. При этом особенность ситуации с детскими библиотеками состоит в том, что имиджево-репутационные ожидания от детской библиотеки у детей и взрослых могут иметь существенную разницу, что наглядно продемонстрировало липецкое исследование: родители ценят в детской библиотеке в первую очередь фонд (потому что сами когда-то «.приходили в библиотеку в основном за книгами»), а дети — общение со сверстниками и возможность выполнения домашних заданий, «.взрослые меньше, чем юное поколение, обращают внимание на организацию компьютерной зоны» и др. [22]. При этом для многих детей именно мнение родителей о детской библиотеке будет решающим. Следовательно, в настоящее время репу-тационный менеджмент в детских библиотеках в соответствии с особенностями современного родительства должен сосредоточиться на родителях как ключевой целевой аудитории.

1. Библиотека и ребенок: нужна или нет? // Myjane : [сайт]. — URL: https://www. myjane.ru/articles/text/?id= 18431 (дата обращения: 04.08.2020).

2. Гречко, Г. С. Вектор успешности современной детской библиотеки как средство ее профессионального роста / Г. С. Гречко. — URL: http://www. ifapcom.ru/files/Monitoring/grechko_ vector_uspeshn.pdf (дата обращения: 04.08.2020).

3. Детки! [сайт для родителей]. — Кемерово, 2020. — URL: https://www.kemdetki. ru/forum/thread/278071 (дата обращения: 04.08.2020).

4. Дубова, М. В. Проблемы современной начальной школы / М. В. Дубова // Педагогика. — 2013. — № 5. — С. 72-79. - URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=20191131 (дата обращения: 25.07.2020).

5. Имидж дошкольного учреждения как стратегия достижения успеха // Педагогическое обозрение. — 2016. — № 4. — С. 17— 18.—URL: http: //gcro.nios.ru/system/ liles/po-167.pdf(дата обращения: 04.08.2020).

6. Имиджобразовательной организации // Педагогическое обозрение. — 2016. — № 4. — С. 2—3. — URL: http://gcro.nios.

ru/system/files/po- 167.pdf (дата обращения: 04.08.2020).

7. Кузьмина, А. А. Личная безопасность ребенка: проблемы, мифы и практические рекомендации / А. А. Кузьмина // Школьные технологии. — 2018. — № 1. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/lichnaya-bezopasnost-rebyonka-problemy-mify-i-prakticheskie-rekomendatsii/viewer (дата обращения: 25.07.2020).

8. Маркетинг библиотечно-информа-ционной деятельности : учебник / В. В. Брежнева, Н. Ю. Дементьева, Н. В. Жадько и др.; науч. ред. В. К. Клюев. — Санкт-Петербург : Профессия, 2017. — 240 с.

9. Матвеева, И. Ю. Нематериальные активы библиотек как актуальная научно-практическая проблема: по итогам Вторых социально-экономических библиотечных чтений / И. Ю. Матвеева, З. В. Руссак, Л. В. Сокольская // Вестник культуры и искусств. — 2020. — № 1 (61). — С. 109—117.

10. Матлина, С. Г. Доверие — Репутация — Имидж — Статус (В каком символическом капитале нуждается современная библиотека) / С. Г. Матлина // Материалы Вторых социально-экономических библиотечных чтений : сб. докл., 20— 21 нояб. 2019 г., Ханты-Мансийск / Департамент культуры Ханты-Манс. авт. окр. — Югры, Гос. б-ка Югры [и др.]; сост. С. Ю. Волженина. — Челябинск : ЧГИК, 2020. — С. 118—134.

11. Морковина, А. Ю. Миссия детской библиотеки в информационном обществе / А. Ю. Морковина. — URL: https://doi. org/10.18500/1819-7671-2017-17-3-354-358 (дата обращения: 25.07.2020).

12. Орловецкая, А. Библиотеки Москвы и практики чтения москвичей. Результаты социологических исследований 2015—2016 годов / А. Орловецкая, К. Пузанов. — URL: http://miscp.ru/ assets/docs/moscow-libraries-audience. pdf (дата обращения: 04.08.2020).

13. Погодаева, М. В. Развитие пространства безопасного детства / М. В. По-годаева // Вестник ТГПУ. — 2017. — № 5 (182). — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/razvitie-prostranstva-bezopasnogo-detstva/viewer (дата обращения: 04.08.2020).

14. Поливанова, К. Н. Современное роди-тельство как предмет исследования /

32

К. Н. Поливанова // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2015. — Т. 7. - № 3. - C. 1-11. - URL: doi: 10.17759/psyedu.2015070301 (дата обращения: 04.08.2020).

15. Сальникова, Л. С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии : учебник для академического бакалавриата / Л. С. Сальникова. -3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 305 с. - (Сер.: Бакалавр. Академический курс).

16. Сальникова, Л. С. Современные коммуникационные технологии в бизнесе : учеб. для студентов вузов / Л. С. Сальникова. -Москва : Аспект Пресс, 2015. - 296 с.

17. Смирнова, Е. О. Специфика современного дошкольного детства / Е. О. Смирнова // Национальный психологический журнал. - 2019. - № 2 (34). - С. 25-32. -URL: http://msupsyj.ru/articles/detail. php?article=8045 (дата обращения: 04.08.2020).

18. Сокольская, Л. В. Нематериальные активы: деловая репутация библиотеки как ее стратегическое преимущество / Л. В. Сокольская // Библ. дело. - 2020. -№ 2. - С. 32-37.

19. Стрелкова, И. Б. Нематериальные активы как объект независимой оценки качества работы и условие развития библиотеки / И. Б. Стрелкова // Научные и технические библиотеки. - 2017. -№ 1. - C. 26-35.

20. Сукиасян, Э. Р. Учитель на библиотечной работе в России и США / Э. Р. Сукиасян // Школьная библиотека. - 2006. - № 3. - С. 17-20.

21. Теоретические аспекты формирования имиджа детских развивающих центров средствами художественно зрелищных технологий. - URL: https://studbooks. net/756216/pedagogika/teoreticheskie_ aspekty_formirovaniya_imidzha_detskih_ razvivayuschih_tsentrov_sredstvami_ hudozhestvenno_zrelischny(дата обращения: 04.08.2020).

22. Эффективная библиотека глазами читателей-детей и родителей // Липецкая областная детская библиотека : [сайт]. - URL: https://childbook. ru/effektivnaya-biblioteka-glazami-chitateley-detey-i-roditeley/ (дата обращения: 04.08.2020).

Получено 10.08.2020

L. Sokoískaya

Сandidate of Pedagogic Sciences, Docent

Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia

E-mail: lsokolskaya@mail.ru

Parents as the Target Audience for the Reputation Management of Children's Libraries

Abstract. The competitive environment exacerbates the issue of reputation for libraries as a factor in strengthening their social status. In Russian librarianship at the present time, reputational issues are at the stage level in relation to the library «in general». Meanwhile, the principal circumstance that predetermines the originality of the formation of the reputation of libraries is their typological identification. Using the example of children's libraries, it is shown that the key target audiences of their reputation management differ significantly from other types of libraries due to the need to take into account parents as a diffuse target audience, in many cases determining the behavior of children as library users. This role of parents is provoked by modern trends in parenting as a socio-cultural and psychological phenomenon. In order to strengthen the reputation of children's libraries in the parent environment as a guarantee of their active use by children, a purposeful systematic activity of libraries is required to form parental trust in them. Based on the concept of safe childhood, in the conditions of children's libraries, it is necessary to form psychological

ЗЗ

and pedagogical (psychological and pedagogical safety of the librarian and informational trust) and environmental (physical and environmental safety) trust of parents. Within the framework of the psychological and pedagogical trust of the children's library, the concept of "librarian safety culture" is being updated. The personal brand of employees is largely the tool for creating it for parents. Reputation management of children's libraries in relation to the parent audience involves a set of measures to inform them about the information and physical safety of the child. Of particular importance these days is the activity to reduce the reputation losses of libraries in connection with measures to eliminate the risks of a pandemic.

Keywords: children's library, parents and children's library, the reputation of the library, library reputation management, librarian safety culture, personal brand of the librarian

For citing: Sokolskaya L. 2020. Parents as the Target Audience for the Reputation Management of Children's Libraries. Culture and Arts Herald. No 3 (63): 25-35.

References

1. Library and Child: Needed or Not? Myjane. Available from: https://www.myjane.ru/articles/ text/?id=18431 (accessed: 04.08.2020). (In Russ.).

2. Grechko G. Vektor uspeshnosti sovremennoy detskoy biblioteki kak sredstvo ee professional'nogo rosta [The vector of success of the modern children's library as a means of its professional growth]. Available from: http://www.ifapcom.ru/files/Monitoring/grechko_vector_uspeshn.pdf (accessed: 04.08. 2020). (In Russ.).

3. Children! 2020 [website for parents]. Kemerovo. Available from: https://www.kemdetki.ru/forum/ thread/278071 (accessed: 04.08.2020). (In Russ.).

4. Dubova M. 2013. Problems of modern primary school. Pedagogika [Pedagogy]. No 5: 72-79. Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20191131 (accessed: 25.07.2020). (In Russ.).

5. Image of a preschool institution as a strategy for achieving success. 2016. Pedagogical review. No 4: 17-18. Available from: http: //gcro.nios.ru/system/files/po-167.pdf (accessed: 04.08.2020). (In Russ.).

6. Image of the educational organization. 2016. Pedagogical review. No 4: 2-3. Available from: http:// gcro.nios.ru/system/files/po-167.pdf (accessed: 04.08.2020). (In Russ.).

7. Kuzmina A. 2018. Personal safety of the child: problems, myths and practical recommendations. Shkol'nye tekhnologii [School technology]. No 1. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/ lichnaya-bezopasnost-rebyonka-problemy-mify-i -prakticheskie-rekomendatsii / viewer (accessed: 25.07.2020). (In Russ.).

8. Marketing bibliotechno-informatsionnoy deyatel'nosti [Marketing of library and information activities]. 2017. V. Brezhnev, N. Dementeva, N. Zhadko and others; scientific. ed. V. Kliuev. St. Petersburg: Professiya. 240 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Matveeva I., Russak Z., Sokolskaya L. 2020. Intangible assets of libraries as an actual scientific and practical problem: based on the results of the Second socio-economic library readings. Culture and Arts Herald. No 1 (61): 109-117. (In Russ.).

10. Matlina S. 2020. Trust - Reputation - Image - Status (What symbolic capital does a modern library need). Materialy Vtorykh sotsial'no-ekonomicheskikh bibliotechnykh chteniy [Proceedings of the Second Social and Economic Library Readings]. Chelyabinsk: ChGIK. P. 118-134. (In Russ.).

11. Morkovina A. Missiya detskoy biblioteki v informatsionnom obshchestve [Mission of the children's library in the information society]. Available from: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17-3-354-358 (accessed: 25.07.2020). (In Russ.).

12. Orlovetskaya A., Puzanov K. Biblioteki Moskvy i praktiki chteniya moskvichey. Rezul'taty sotsiologicheskikh issledovaniy 2015-2016 godov [Moscow Libraries and Reading Practices of Muscovites Results of Sociological Research 2015-2016]. Available from: http://miscp.ru/assets/docs/moscow-libraries-audience.pdf (accessed: 08.04.2020). (In Russ.).

13. Pogodaeva M. 2017. Development of a safe childhood space. Tomsk State Pedagogical University Bulletin. No 5 (182). Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-prostranstva-bezopasnogo-detstva/viewer (accessed: 04.08.2020). (In Russ.).

14. Polivanova K. 2015. Modern parenting as a subject of research. Psychological science and education psyedu.ru. Vol. 7. No 2: 1-11. Available from: doi: 10.17759 / psyedu.2015070301 (accessed: 04.08.2020). (In Russ.).

15. Salnikova L. 2019. Reputatsionnyy menedzhment. Sovremennye podkhody i tekhnologii [Reputation management. Modern approaches and technologies]. Moscow: Yurayt. 305 p. (Series: Bachelor Academic course). (In Russ.).

16. Salnikova L. 2015. Sovremennye kommunikatsionnye tekhnologii v biznese [Modern communication technologies in business]. Moscow: Aspect Press. 296 p. (In Russ.).

34

17. Smirnova E. 2019. Specificity of modern preschool childhood. National psychological journal. No 2 (34): 25-32. Available from: http://msupsyj.ru/articles/detail.php?article=8045 (accessed: 04.08.2020). (In Russ.).

18. Sokolskaya L. 2020. Intangible assets: the business reputation of the library as its strategic advantage. Bibliotechnoe delo [Librarianship]. No 2: 32-37. (In Russ.).

19. Strelkova I. 2017. Intangible assets as an object of independent assessment of the quality of work and a condition for the development of the library. Scientific and technical libraries. No 1: 26-35. (In Russ.).

20. Sukiasian E. 2006. Teacher at library work in Russia and the USA. School library. No 3: 17-20. (In Russ.).

21. Theoretical aspects of the formation of the image of children's development centers by means of artistic and entertainment technologies. Lipetskaya oblastnaya detskaya biblioteka [Lipetsk Regional Children's Library]. Available from: https: //studbooks.net/756216/pedagogika/teoreticheskie_ aspekty_formirovaniya_imidzha_detskih_razvivayuschih_tsentrov_sredstvami_zudozrelishestvennoyh_ tsentrov_sredstvami_zudozrelishestvenno. (In Russ.).

22. An effective library through the eyes of children's readers and parents. Lipetskaya oblastnaya detskaya biblioteka [Lipetsk Regional Children's Library]. Available from: https://childbook.ru/effektivnaya-biblioteka-glazami-chitateley-detey-i-roditeley/ (accessed: 04.08.2020). (In Russ.).

Received 10.08.2020

Уважаемые читатели и авторы! «Вестник культуры и искусств» представлен в открытом доступе в Научной электронной библиотеке eLIBRARY.ru (https://www.elibrary.ru/title_profile.asp?id=62801)

Сравнение журналов в рубрике «Библиография. Библиографоведение» классификатора ГРНТИ в информационно-аналитической системе SCIENCE INDEX за 2019 год по показателю «Рейтинг SCIENCE INDEX»*

№ Название журнала Показатель

1 Библиосфера 0,166

2 Вестник культуры и искусств 0,143

3 Труды ГПНТБ СО РАН 0,124

4 Филологический аспект 0,050

5 Библиотековедение 0,041

6 Культура: теория и практика (Московский государственный институт культуры) 0,121

7 Библиография. Научный журнал по библиографоведению, книговедению и библиотековедению 0,023

*Таблица сформирована по данным НЭБ eLIBRARY.ru (28.09.2020).

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.