УДК 374
DOI 10.18413/2687-0940-2020-39-1-58-65
БИБЛИОТЕЧНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА LIBRARY RESOURCES FOR CHILDHOOD DEVELOPMENT
Ю.А. Черниенко Yu.A. Cherniyenko
Алтайский государственный институт культуры, Россия, 656055, г. Барнаул, ул. Юрина, д. 277
Altai State Institute of Culture, 277 Jurina St, Barnaul, 656055, Russia
E-mail: [email protected]
Аннотация
Развитие библиотечного сервиса, направленного на привлечение внимания нечитающей аудитории, становится важным направлением в информационной поддержке детства. Изучение чтения детей в цифровой среде востребовано на практике, но, к сожалению, не достаточно разработано в теории. Целью исследования является анализ активных форм современного сотрудничества с потребителями информации в центральных и региональных детских библиотеках, развертывающих работу по оптимизации и всестороннему охвату потенциальных ресурсов библиотечной аудитории. В контексте проблемы интересным представляется и опыт представителей книжного рынка по работе с превентивным потребителем. Трансформация библиотеки под влиянием потребностей людей в общении, развитии творческих способностей и самовыражении позволяет актуализировать её роль в общественном обучении, саморазвитии. Современные проекты способствуют преодолению цифрового неравенства, привлекая в библиотеку не только читателей, но и слушающих текст, играющих со словами, а также увлеченных разнообразными хобби, не связанными с чтением и книгой. Следовательно, библиотека для ребенка открывает доступ к безопасному информационному пространству и предоставляет возможности для его саморазвития как читателя.
Abstract
The development of library services aimed at attracting the attention of non-reading audiences is becoming an important direction in information support for children. In order to work with the non-reading audience of the digital generation, the Russian state children's library invited children, parents and managers of children's reading to use the collected materials and participate in the development of the Internet portal "Weblandia" - a catalog of the best and safest sites for children. A distinctive feature of the new product is its focus not only on reading enthusiasts, but also on those who do not want to read, preferring sources of a different informational nature-sound, video, and so on. In the latter case, the library should not be engaged in promoting literature. On the contrary, in order not to lose its influence in society, it is able to keep such non-readers in its audience, using modern technological information resources. The problem statement in this formulation is clearly recognized by practitioners. The study of children's reading in a digital environment is in demand in practice, but, unfortunately, it is not sufficiently developed in theory. The purpose of the research is to analyze active forms of modern cooperation with information consumers in Central and regional children's libraries, which are developing work to optimize and comprehensively cover the potential resources of the library audience. In the context of the problem, the experience of representatives of the book market in working with the preventive consumer is also interesting. The transformation of the library under the influence of people's needs for communication, development of creative abilities and self-expression allows us to actualize its role in public education and self-development. Modern projects help to overcome digital inequality by attracting not only readers to the library, but also those who listen to the text, play with words, and are interested in various Hobbies that are not related to reading and reading. Therefore, a library for a child
opens access to a secure information space and provides opportunities for their self-development as a reader.
Ключевые слова: библиотека, детское чтение, детская библиотека, дети, саморазвитие, информационная безопасность, информационное пространство.
Keywords: library, children 's reading, children 's library, children, self-development, information security, information space.
Введение
Развитие детских библиотек в течение XX в. способствовало тому, что они заслуженно стали обязательным элементом культурной среды региона. Освоение современных технологий позволяет детским библиотекам развить новые навыки интерактивного сотрудничества, стать полноправным партнером в структуре информационного общества. Российское законодательство стремится всесторонне обеспечить право ребенка на информацию. Федеральный закон «О библиотечном деле» наделяет аудиторию детского и юношеского возраста, как особую группу пользователей, правом «на библиотечное обслуживание в общедоступных библиотеках, специализированных государственных детских и юношеских библиотеках, а также в библиотеках образовательных организаций»1.
Государство поддерживает развитие библиотечного обслуживания детей и юношества в числе наименее социально и экономически защищенных слоев и групп населения. Убедительным примером такой заботы является организация в 2012 г. Российской государственной детской библиотекой (РГДБ) Национальной электронной детской библиотеки, способствующей расширению границ традиционного профессионального пространства и преодолению информационного неравенства библиотек и юных читателей в российских регионах2. Участниками этого проекта являются старейшие национальные библиотеки страны - Российская Государственная и Российская Национальная, Государственная публичная историческая библиотека России, Чувашская республиканская детско-юношеская и Ростовская областная детская библиотека им. В. М. Величкиной, Цифровая библиотека университета Принстона (США) и собрания частных коллекционеров.3 Уже 787 библиотек, обслуживающих детей и юношество, воспользовались услугой по осуществлению доступа юридическим лицам к электронному ресурсу «Национальная электронная детская библиотека». Этот факт подтверждает мнение исследователей о том, что дети и подростки пользуются Интернетом в большей степени, чем другие возрастные группы [Hutchinson et al., 2005, с. 4].
Средние школы, лицеи, гимназии, общеобразовательные некоммерческие организации, учреждения дополнительного профессионального образования, сельские, межпоселенческие, областные, краевые, республиканские детские библиотеки и централизованные системы, в том числе и детских библиотек, отдельные филиалы оценили возможности виртуального «докомплектования». Между тем РГДБ готова расширять сотрудничество с различными учреждениями, включая детские сады, выразившими согласие на обеспечение доступа к НЭДБ на своей территории.
Архив оцифрованных материалов РГДБ пока невелик и насчитывает 19 614 единиц
1 О библиотечном деле. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ в действующей редакции. URL: https://base.garant.ru/103585/ (дата обращения: 10.12.2019).
2 Российская государственная детская библиотека. Официальный сайт. 2005-2010. URL: https://rgdb.ru/ (дата обращения: 10.12.2019).
3 Национальная электронная детская библиотека. Архив оцифрованных материалов. Российская государственная детская библиотека. 2012-2019. URL: https://arch.rgdb.ru /xmlui/page/creators (дата обращения: 10.12.2019).
хранения книг, журналов, газеты и диафильмов. Использование программ-оболочек для представления электронных версий документов разрешает потребителю «переворачивать» страницы, таким образом, программистам удалось найти удачный компромисс, избежать противопоставления традиционной и электронной книги. Тематические коллекции представлены календарями и альманахами для детей, историей пионерского движения, робинзонадой в детской литературе и т.п. Присутствие диафильмов в фонде Национальной электронной детской библиотеки отвечает требованиям современного законодательства к библиотечной деятельности. При этом сфера влияния федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» охватывает всё разнообразие информационного контента, не ограничивается изданиями, рассматривая информационное воздействие звука, статичного и динамического изображения1.
Широкая трактовка временных границ детства от 0+ до 16+, предложенная Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», соответствует рекомендациям документов международного значения, расширительно оперирующих понятием социального детства для характеристики аудитории2. Дифференциация детской аудитории актуальна и для библиотек в контексте тренда на защиту информационного пространства ребенка. Видовое разнообразие документов заставляет библиотеку совершенствовать информационный сервис и обратить внимание на потенциальных пользователей. Речь идет о неумеющих читать в силу возраста и о нежелающих обращаться к чтению, предпочитая источники иной информационной природы -звук, видео и прочее. В последнем случае библиотеке не стоит заниматься пропагандой литературы. Напротив, стремясь не потерять свое влияние в обществе, она способна сохранить таких нечитателей в составе своей аудитории, используя современные технологические информационные ресурсы. Постановка проблемы в такой формулировке явственно осознана практиками. Изучение чтения детей в цифровой среде востребовано на практике, но к сожалению, не достаточно разработано в теории. Отмечается определенный интерес к изучению таких аспектов проблемы, как чтение в электронном, аудиовизуальном форматах [Фомина, 2011, 2012, 2015, 2019; Жилавская, 2016], в том числе чтение вслух [Hamilton, 2009; Фомина, 2018]. Эксплуатация информационного пространства вновь актуализирует роль библиотекаря как посредника [Kruger H., 2005; Davis J., 2019].
Целью исследования является изучение активных форм современного сотрудничества с потребителями информации в центральных и региональных детских библиотеках, развертывающих работу по оптимизации и всестороннему охвату потенциальных ресурсов библиотечной аудитории Авторами представлены примеры не только из библиотечной практики. В контексте проблемы интересным представляется опыт книжного рынка по работе с превентивным потребителем.
Воспитание потенциального покупателя книжной продукции
Наиболее успешный опыт работы с детьми, еще не умеющими читать в силу возраста, имеют представители книжного рынка. Воспитывая потенциального покупателя своей продукции, они умело используют плавный переход от игрушек через кубики и паз-лы к книжке-игрушке и сотворчеству, предлагая маленьким потребителям альбомы с наклейками по мотивам произведений мировой мультипликации. Ярким примером может служить программа издательства «Эгмонт Россия» (c 2019 г. издательский дом «Лев»), дочерней фирмы датского издательского концерна «Egmont International Holding», имею-
1 О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ в действующей редакции. URL: https://base.garant.ru/12181695/ (дата обращения: 10.12.2019).
2 Convention of the Rights of the Child. New York, 20 November 1989 (англ.). Available at: https://www.ohchr.org/EN/ProfessionalInterest/Pages/CRC.aspx (accessed: 10.12.2019).
щего более ста представительств в 25 странах мира. Являясь официальным лицензиатом Disney, Mattel, Warner Bros., Hasbro, Rainbow, Viacom, издательство выпускает красочные, прекрасно оформленные книги, раскраски, сборники кроссвордов и головоломок, книжки-вырубки, книжки с наклейками1. Ассортимент иллюстрированных изданий с любимыми анимационными персонажами, развивающих книжек с наклейками и раскрасок дополняют серии «Город мастеров» и «Пестрый квадрат», собравшие лучшие произведения современных российских авторов и художников-иллюстраторов. Игровой формат весело и увлекательно знакомит ребёнка с понятиями цвета и формы, размера и количества, учит самостоятельно размышлять, наблюдать, сравнивать и узнавать новое. Сотрудники детских библиотек традиционно изучают читательские интересы двух доминирующих групп пользователей: дошкольного и младшего школьного возраста и среднего и старшего школьного возраста2.
Программа работы Российской государственной детской библиотеки с нечитающей аудиторией цифрового поколения
Ориентированный на отклик современных потребителей информационный рынок предлагает книги в аудио формате, размещенные на многочисленных и разнообразных, не всегда безопасных интернет-ресурсах. Наращивая работу с нечитающей аудиторией цифрового поколения, РГДБ предложила детям, родителям и руководителям детского чтения воспользоваться собранными материалами и принять участие в развитии интернет-портала «ВебЛандия». Его создатели стремились представить лучшие сайты и привлечь заинтересованные стороны к экспертизе и формированию банка заказов и рекомендаций, примечательных с их точки зрения. Среди рекомендаций знакомых школьных (иностранные языки, математика) и «нешкольных» (путешествия и туризм, экономика, бизнес и коммерция) предметов особо следует отметить раздел, посвященный электронным справочным ресурсам: электронным библиотекам; энциклопедиям, словарям, справочникам; аудиокнигам, аудиопроектам, радиопрограммам. Освоение предлагаемых средств поиска (по алфавиту, ключевому слову, тематике, возрастным критериям) становится для ребенка первым шагом на пути к формированию информационной культуры личности. В этом процессе он не бесправный элемент образовательных манипуляций, а полноправный участник и пользователь, а возможно и инициатор «создания» или обновления представленной тематики пазлов.
Отличительной особенностью нового продукта является ориентация не только на любителей чтения. Неожиданны разнообразные предложения и для нечитателей - игры и развлечения, часто иностранной генерации: головоломки, поделки и раскраски, коллекционирование, рукоделие, кулинария, мода. Подборка способна убедить обратившегося в прагматичном характере чтения, привлечь его в число потребителей информации, увеличив круг библиотечной аудитории через «некнижные» порталы. «ВебЛандия» адресована шахматистам, фотографам, биологам, искусствоведам, поклонникам технического творчества и конструирования. Как отмечает А.А. Фомина, «неотъемлемым элементом при формировании условий информационной среды детства в рамках противостояния психическому, эмоциональному насилию над личностью», является освоение и изучение «норм и реакции социума, индивида на информационное пространство» [Фомина, 2009, с. 241].
Не меньше достоин внимания и проект «РГДБ - ТВ», хотя подобные ресурсы сложно развивать в регионах. Тем не менее, работа с теми, кто не любит читать, но не
1 Издательский дом «Лев». Официальный сайт. 2019. URL: https://www.leobooks.ru/ (дата обращения: 10.12.2019).
2 Отдел обслуживания читателей. URL: http://www.akdb22.ru/otdel-o (дата обращения: 23.03.2020).
прочь обратиться к иным каналам коммуникации, развивается на местах по примеру ведущей детской библиотеки страны.
Интерактивная форма представления информации: методики региональных детских библиотек
Библиотекари Алтайского края стремятся развивать интерактивное партнерство с детской и подростковой аудиторией, уходя от стереотипов в поиске наиболее эффективных методов и приемов работы. Анализ чтения детских журналов, проведенный в крае, выявил популярность далеко не текстовой части. Среди предпочитаемых рубрик на первых местах компьютерные игры, головоломки, ребусы, кроссворды, загадки, сканворды, что делает востребованными мероприятия, благотворно воздействующие на активизацию эмоционального восприятия [Практика библиотечных..., 2014].
Совершенствуя методику работы, сотрудники Алтайской краевой детской библиотеки использовали идею коллег Челябинской областной детской библиотеки. Создатели библиотрансформера - методической игрушки - стремились смоделировать новый информационный продукт адресно, используя целиком или отдельные части фонда своей библиотеки [Смотрова, 2011, с. 43]. Комбинация фактографической и библиографической информации в модулях первого трансформера, посвященного Марии Склодовской-Кюри, включала следующее:
«1. Женщина-легенда: досье. Представлена самодостаточная фактографическая информация с отсылками к библиографии.
2. Женщина-легенда: персональная памятка. Минимум фактографических сведений + аннотированный библиографический список.
3. Книги для негламурной молодёжи: закладка. Библиографическая информация, пособие малой формы.
4. Статьи из энциклопедических изданий и периодики: закладка. Библиографическая информация, пособие малой формы.
5. Россыпи фактов из жизни М. Склодовская-Кюри: листовка. Фактографическая информация.
6. Шорт-лист. Рекомендательная аннотация, отдельный факт из биографии учёного» [Смотрова, 2011, с. 44].
Привлекательной чертой алтайского библиотрансформера, пропагандирующего произведения А. Никольской, является его ориентация на развитие интерактивности, поэтому уже известные модули - книжная закладка, информационная листовка, информационно-библиографический словарик, биобиблиографический указатель - получили обновление и дополнение мультимедийным уроком-презентацией, видеовикториной и видеоуроком. Книжная закладка «Анна Никольская - писательница Алтайского края» включает биографию, список ее произведений, отрывок из книги. Информационная листовка «Хочу спросить у Анны Никольской» включает вопросы читателей к писателю («Какие ценности в жизни являются для Вас приоритетными? «Связаны ли Ваши рассказы с реальными людьми и историями из жизни»). Идея заочного интервью, предложенная сотрудниками библиотеки, получила продолжение в видеовикторине «Вопросы от Анны Никольской». Писательница оперативно сделала и прислала видеозапись вопросов к юным читателям. Информационно-библиографический словарик «Породы собак в произведениях Анны Никольской» опосредованно касается литературного творчества, поскольку содержит дополнительную энциклопедическую информацию об отдельной теме, может быть, интересной не столько для почитателей литературного таланта автора, сколько для юных кинологов. Видеоурок «Анна Никольская» включил рассказ писательницы о себе и своем творчестве, видеоинтервью с читателями, видеообзор произведений А. Никольской и оказался современной интерпретацией биобиблиографического жанра.
Интерактивная форма представления информации позволяет легко трансформировать не только ее структуру, но и наполнение содержания. Другими словами, библио-трансформер может быть легко адаптирован под любую целевую аудиторию с учетом запросов и потребностей «нечитающего» ребенка. Методика библиотрансформера, разработанная специалистами Алтайской краевой детской библиотеки, была использована в 2013 г. на занятиях клуба «Юный информатик» для детей младшего школьного возраста в Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке [Необъятен и велик..., 2015, с. 3]. Над созданием каждого из семи модулей библиотрансформера, посвященного юбилею великого детского писателя и поэта, драматурга, прозаика, публициста, киносценариста, переводчика, общественного деятеля Сергея Владимировича Михалкова (книжными закладками, информационными листовками, списками литературы, памятками, планами чтения и т. д.) трудились не только сотрудники библиотеки, но и участники клуба. Создание книжной закладки «Дядя Степа на все времена», информационной листовки «Что я бы спросил у С. В. Михалкова?», информационно-библиографического словарика «Дети в произведениях С. В. Михалкова», пособия-сочинения «Добрый и веселый Сергей Михалков» определило содержание практической части занятий клуба.
Специалисты отмечают неподдельный интерес школьников к выпуску авторской книги, вызвавшей настоящее «паломничество к выставке. Ребята, приложившие руку к изданию этой книги, подводили своих друзей к выставке и с гордостью демонстрировали своё творение. Создавая книгу, дети учились правильно оценивать те детали, которые без практического опыта так и остались бы для них не до конца ясными и понятными. Так, например, при создании страниц будущей книги ими не всегда учитывалось правильное соотношение текста, картинок и полей страницы. Они не брали в расчёт того, что поля будущей книги должны быть одинаковы не только для красоты и соразмерности, но и для того, чтобы удобнее скрепить или сшить страницы друг с другом. Тексты должны быть ровными, шрифты по возможности одинаковы. А сколько было внесено уточнений и изменений, сколько листов испорчено при создании обложки книги. Ведь обложка - это как бы "лицо" книги, выдающее самые первые и значимые сведения о ней. Почувствовать себя в роли книгоиздателя, редактора и корректора - и всё это за несколько занятий!» [Необъятен и велик., 2015, с. 5-6].
Основными ограничениями данного исследования следует считать незначительный охват регионов России, поскольку изучаемый опыт работы получил слабое отражение в публикациях и на сайтах библиотек.
Заключение
Трансформация библиотеки под влиянием потребностей людей в общении, развитии творческих способностей и самовыражении способствует её превращению в то место «коммуникации и public learning (общественное обучение, саморазвитие), где люди смогут самоорганизовываться, собираться в группы», используя «любые базы и любые медиа» [Лизон, 2013, с. 1]. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что современные проекты содействуют преодолению цифрового неравенства, привлекая в библиотеку не только читателей, но и другую аудиторию, зачастую не связанную с книгой и чтением.
Большой вклад в предоставление доступа к ресурсам принадлежит сотрудникам Российской государственной детской библиотеки. Создаваемые ими проекты «ВебЛан-дия», «Библиогид», «ПроДетЛит» адаптируются и трансформируются с учетом региональной специфики областными и краевыми детскими библиотеками, способствуя тем самым выполнению ими функций посредника или медиатора между информационно-образовательными ресурсами и требованиями общества к освоению, переработке и усвоению информации ребенком.
Негативный опыт освоения информационных продуктов и услуг, приобретенный ребенком, может стать отправной точкой для превращения потенциального читателя в нечитателя. В дальнейшем библиотеке будет гораздо сложнее работать с таким пользователем над решением задач безопасного информационного окружения. Упущенные возможности информационно-библиотечного контакта с ним несомненно усложнят работу профессионального сообщества над созданием безопасного информационного пространства.
Хотя чтение остается по-прежнему приоритетным способом получения информации, учитывая возрастающее влияние цифровой среды, необходимо использовать новые возможности для расширения контингента библиотечной аудитории. Как показывает опыт практической работы, библиотеки готовы предоставить свои ресурсы и для «нечитающей» публики, увлечением которой могут быть такие предметные среды, как шахматы, спортивные состязания и прочее. Новые технологии позволяют библиотеке по примеру книжного рынка готовить новую читательскую смену, предлагая дошкольникам и их родителям книжки-раскраски, книжки-игрушки.
Библиотека открывает ребенку доступ к безопасному информационному пространству, предоставляет возможности для его саморазвития как читателя.
Сделанные автором выводы вносят вклад в развитие теории и практики изучения читателя.
Список литературы
1. Жилавская И.В. 2016. Чтение как медиаобразовательная технология в условиях цифро-визации медиасреды. Национальная программа поддержки и развития чтения: год девятый. Москва, Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2016: 256-261.
2. Лизон Б. 2013. О роли библиотеки нового типа. Библиотечное дело, 22: 1.
3. Необъятен и велик мир волшебных чудо-книг: библиотрансформер на уроках информационной культуры. 2015. Сост. Л.Ю. Ильина. Чебоксары, Детско-юношеская библиотека мнкуль-туры Чувашии, 53 с.
4. Практика библиотечных исследований. Ребенок и книга. 2014. Под ред. Т.Н. Кувшид. Барнаул, Алтайская краевая детская библиотека им. Н.К. Крупской, 35 с.
5. Смотрова Е.В. 2011. Живая библиография, или В поисках жанра. Библиотечное дело, 16: 42 - 44.
6. Фомина А. А. 2018. Актуальность чтения вслух в XXI в. Одиннадцатые Макушинские чтения. Новосибирск, ГПНТБ СО РАН: 420-425.
7. Фомина А. А. 2015. Обзоры книг в радио эфире. Информационные ресурсы и культурное наследие региона. Барнаул: 4-15.
8. Фомина А. А. 2019. Радиопутеводитель для читателя. Вовлечение людей с ограниченными возможностями здоровья в культурную жизнь общества. Барнаул, Изд-во АГИИК: 166-175.
9. Фомина А.А. 2009. Педагогический потенциал экологического контекста информационного общества. Мир науки, культуры, образования, 7 (19-1): 238-241.
10. Фомина А.А. 2011. Экология информации. Барнаул, Изд-во Алтайской гос. акад. культуры и искусств, 192 с.
11. Фомина А.А. 2012. Эксплуатация информационного пространства. Информационные ресурсы региона. Под ред. А. А. Фоминой и др., Барнаул, Изд-во АГИИК: 3-22.
12. Davis J. 2019. Online Ticketed-Passes. Information Technology and Libraries, 38(2): 8-10.
13. Hamilton E. W. 2009. Raising bookworms: getting kids reading for pleasure and empowerment. Sag Harbor, NY, 190 р.
14. Hutchinson H.B. et al. 2005. The international children's digital library. Information technology and libraries, 24, (1): 4-12.
15. Kruger H. 2005. I, Librarian. Information Technology and Libraries, 24(3): 123-129.
References
1. Zhilavskaya I. V. 2016. Chteniye kak mediaobrazovatel'naya tekhnologiya v usloviyakh tsifrovizatsii mediasredy [Reading as a media education technology in a digital media environment]. Natsional'naya programma podderzhki i razvitiya chteniya: god devyatyy. Moskva, Mezhregional'nyy tsentr bibliotechnogo sotrudnichestva, 2016: 256-261.
2. Lizon B. 2013. O roli biblioteki novogo tipa [On the role of the new type library]. Bibliotech-noe delo, 22: 1.
3. Neob''yaten i velik mir volshebnykh chudo-knig: bibliotransformer na urokakh informatsion-noy kul'tury [The world of magic miracle books is vast and great: a library former in the lessons of information culture]. 2015. Sost. L.Yu. Il'ina. Cheboksary, Detsko-yunosheskaya biblioteka mnkul'tury Chu-vashii, 53 p.
4. Praktika bibliotechnykh issledovaniy. Rebenok i kniga [Practice of library researches. Child and book]. 2014. Ed.: T.N. Kushvid. Barnaul, Altayskaya kraevaya detskaya bibliotekaka im. N.K. Krupskoy, 35 p.
5. Smotrova E.V. 2011. Zhivaya bibliografiya, ili V poiskakh zhanra [Living bibliography, or In search of genre.]. Bibliotechnoye delo, 16: 42 - 44.
6. Fomina A. A. 2018. Aktual'nost' chteniya vslukh v XXI v. [The relevance of reading aloud in the 21st century]. Odinnadtsatyye Makushinskiye chteniya. Novosibirsk, GPNTB SO RAN: 420-425.
7. Fomina A. A. 2015. Obzory knig v radio efire [Radio Air Book Reviews]. Informatsionnyye resursy i kul'turnoye naslediye regiona. Barnaul: 4-15.
8. Fomina A. A. 2019. Radioputevoditel' dlya chitatelya [The radio guide for the reader]. Vovlecheniye lyudey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v kul'turnuyu zhizn' obshchestva. Barnaul, Izd-vo AGIIK: 166-175.
9. Fomina A.A. 2009. Pedagogicheskiy potentsial ekologicheskogo konteksta informatsionnogo obshchestva [Pedagogical potential of the environmental context of the information society]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya, 7 (19-1): 238-241.
10. Fomina A.A. 2011. Ekologiya informatsii [Information ecology]. Barnaul, Izd-vo Altayskoy gos. akad. kul'tury i iskusstv,192 p.
11. Fomina A.A. 2012. Ekspluatatsiya informatsionnogo prostranstva [Operation of information space]. Informatsionnyye resursy regiona. Pod red. A.A. Fominoy i dr., Barnaul, Izd-vo AGIIK: 3-22.
12. Davis J. 2019. Online Ticketed-Passes. Information Technology and Libraries, 38(2): 8-10.
13. Hamilton E. W. 2009. Raising bookworms: getting kids reading for pleasure and empowerment. Sag Harbor, NY, 190 р.
14. Hutchinson H.B. et al. 2005. The international children's digital library. Information technology and libraries, 24, (1): 4-12.
15. Kruger H. 2005. I, Librarian. Information Technology and Libraries, 24(3): 123-129.
Ссылка для цитирования статьи For citation
Черниенко Ю.А. 2020. Библиотечные ресурсы для развития детства. Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 39 (1): 58-65. DOI 10.18413/2687-0940-2020-39-1-58-65
Cherniyenko Yu.A. 2020. Library resources for childhood development. Issues in Journalism, Education, Linguistics 39 (1): 58-65 (in Russian). DOI 10.18413/2687-0940-2020-39-1-58-65