И.Н. Доронина, доцент кафедры информатики и информационно-аналитических ресурсов, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Россия, [email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
В статье рассматривается роль детской библиотеки и детского чтения в развитии современного общества. Для поддержания роста их востребованности предполагаются усиление внимания к их автоматизации, видоизменение в открытые информационные системы. Приводится анализ проблем деятельности детских библиотек в условиях информационного общества, в том числе и проблемы недостаточного внимания библиотечного сообщества к технологическому аспекту деятельности детских библиотек, к внедрению классических технологий 1Т-сферы для представления организационно-функциональной структуры детской библиотеки. Рассматриваются проблемы типологии детских библиотек, изменения всех основных компонентов библиотечной системы в условиях повсеместной информатизации. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что главной проблемой в деятельности детских библиотек является отставание во внедрении и использовании новых информационно-коммуникационных технологий. Эта проблема порождает и все остальные проблемы. Предлагается способ эффективного решения обозначенного круга проблем через использование функционального моделирования. Использование организационно-структурного представления библиотеки в виде функциональной модели поднимает процесс автоматизации на новый технологический уровень, делает его по-современному эффективным. Организованность технологических процессов повышается, что позволяет считать функциональное моделирование эффективным средством модернизации детской библиотеки на основе автоматизации.
Ключевые слова: детская библиотека, проблемы, модернизация, технологические процессы, функциональное моделирование.
В формировании информационной социально-культурной среды современного общества библиотекам отводится одна из главных ролей. Дети же в современном обществе осознаются как самая большая ценность. Эта группа населения обладает ярко выраженными специфическими особенностями развития, обусловленными возрастными, социальными и психологическими различиями. В утвержденной в 2012 году Президентом Российской Федерации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-1017 годы» поставлены задачи государственной поддержки развития детских библиотек, реализации системы мер по сохранению и развитию специализированных
детских библиотек, а также роста посещаемости детских библиотек1.
Сотрудники Российской государственной детской библиотеки проводили исследования с целью анализа эффективности работы библиотек по обеспечению и поддержке детского чтения и пришли к выводу о росте их востребованности2. В последние десятилетия детские библиотеки превращаются в открытые информационные системы, активно сотрудничают с многочисленными государственными и общественными организациями.
Главная стратегическая линия дальнейшего существования детских библиотек в информационном обществе - модерни-
зация их технологических процессов, как следствие - повышение качества работы детских библиотек с учетом постоянно меняющихся социальных, экономических и прочих условий. Несмотря на мощное влияние технического прогресса на библиотечное дело, чтение было и остается приоритетным фактором развития личности. Основной задачей библиотек, работающих с детьми, и сегодня является приобщение их к чтению всеми путями, включая современные компьютерные технологии.
Однако проблемы детских библиотек достаточно серьезны и многочисленны. Прежде всего, по мнению автора, не определено четко место детских библиотек в видовой типологии библиотек страны. Вопросы теоретического обоснования деятельности детских библиотек и особенно определения их места в общей типологии рассматриваются недостаточно3. В связи с неопределенностью типологии возникают проблемы финансирования детских библиотек, укрепления и развития материально-технической базы. Нарастает тенденция объединения детских и юношеских библиотек субъектов РФ, связанная со стремлением органов власти оптимизировать затраты на поддержание инфраструктуры библиотечного обслуживания.
Однако в принятой на конференции Российской библиотечной ассоциации (XIX ежегодная сессия, 22 мая 2014 года, город Рязань) Концепции библиотечного обслуживания детей в России на 2014-2020 годы основным ключевым положением стало признание детей особой группой читателей, имеющей право на приоритетное библиотечно-информационное обслуживание. В этом авторитетном документе констатируется, что детские библиотеки - «практически единственные специализированные доступные бесплатные учреждения культуры для детей, их родителей и тех, кто о детях заботится»4. Это позволяет надеяться, что библиотечное сообщество те-
перь определит свое место детским библиотекам в видовой классификации российских библиотек.
Недостаточно изученной и актуальной, по мнению автора, также является проблема информационного обслуживания детей как активных потенциальных пользователей сети Интернет. Современный облик детей -посетителей библиотек существенно изменился, у них появились новые способы поведения и новые привычки, связанные с использованием сети Интернет. Этот факт определяет и новые задачи детских библиотек, среди которых «обеспечение открытости библиотеки для всех детей, создание равных прав и возможностей для детей всех социальных слоев общества, обладающими разными интеллектуальными и физическими возможностями; обеспечение доступа пользователя-ребенка к разносторонней, объективной информации о мире в доступной и безопасной для него форме; взаимообогащение традиционной книжной культуры и новой "электронной"; осуществление требований информационной безопасности и гуманистической направленности электронных продуктов, доступных детям».5
Необходимо отметить значительное количество публикаций практиков - сотрудников Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) по этой проблеме. Исследование 50 профессиональных библиотечных блогов сотрудников российских библиотек, проведенное социологами РГДБ в 2011-2012 годах, показало, что растет востребованность интерактивных сервисов по взаимодействию библиотекарей и читателей, а также позволило определить рейтинг сообществ, популярных у подростков, и выявить значимые для них источники получения информации о книге и чтении. В этом контексте, как было отмечено в результатах исследования, сразу возникают две проблемы: формирование информационной культуры детей и важнейшая проблема
В связи с неопределенностью типологии возникают проблемы финансирования детских библиотек, укрепления и развития материально-технической базы. Нарастает тенденция объединения детских и юношеских библиотек субъектов РФ, связанная со стремлением органов власти оптимизировать затраты на поддержание инфраструктуры библиотечного обслуживания.
информационной безопасности детей и под- матизации. Детская библиотека, по мнению
ростков.6 автора, должна представлять собой особое
Немаловажной проблемой является информационное пространство, что актуали-
и проблема кадровой подготовки - в инфор- зирует поиск методов, средств, технологий
мационной среде изменяются требования к библиотекарям, к уровню их компетентности. Невысокий статус и низкая оплата труда библиотечных специалистов существенно тормозят развитие профессиональных качеств работников этой сферы.
При анализе проблемного поля детских библиотек было выявлено, что основным фактором, порождающим его, является отставание во внедрении и освоении новых информационно-коммуникационных технологий.
В создавшихся условиях решение проблемы модернизации детских библиотек предполагает обращение в первую очередь к функциональному аспекту. Четкое представление функциональных задач позволит осуществлять эффективное стратегическое управление детской библиотекой. Разработка функциональной модели детской библио-
Современный облик детей -посетителей библиотек существенно изменился, у них появились новые способы поведения и новые привычки, связанные с использованием сети Интернет.
для модернизации информационного обслуживания детских библиотек.
Необходимо также отметить, что при анализе проблемного поля детских библиотек были изучены работы, с одной стороны, наиболее авторитетных ученых, исследующих проблемы детских библиотек (М.А. Веденяпина, Н.Л. Голубева, Г.А. Кисловская, Е.А. Колосова, Т.Д. Полозова и др.). С другой стороны, в этом контексте были рассмотрены труды Л.И. Алешина, Ф.С. Во-ройского, М.Я. Дворкиной, И.С. Пилко, В.К. Степанова, Я.Л. Шрайберга и др., в ко -торых представлены современные информационные технологии для описания библиотечных производственных процессов. Определено, что в изученных работах не рассматриваются технологические библиотечные процессы детской библиотеки и их специфика, не дается обоснование модернизации
теки является важнейшим этапом ее авто- библиотеки с использованием современных
информационно-коммуникационных технологий. В трудах и публикациях авторитетных ученых-библиотековедов функциональной модели детской библиотеки нами выявлено не было, а такая модель, представляющая организационно-функциональную структуру, является, по мнению автора, основой для автоматизации библиотеки.
Эти факты актуализировали поиск современных эффективных методов решения проблем детской библиотеки. Преподаватели и сотрудники кафедры информатики и информационно-аналитических ресурсов Белгородского государственного института искусств и культуры на протяжении почти семи лет работают над использованием функционального моделирования как современной информационной технологии для описания библиотечных производственных процессов. В качестве предметной области исследовались все подсистемы различных видов библиотек, а также информационно-аналитическая деятельность в библиотеке.7 Функциональное моделирование всех производственных процессов детской библиотеки, их представление в виде организационно-функциональной структуры позволяет наглядно продемонстрировать специфику технологических процессов детской библиотеки и решить проблему типологии.
Функциональное моделирование обладает рядом преимуществ, которые делают его понятным и простым в освоении библиотечными сотрудниками: визуальное и наглядное представление библиотечных технологических процессов; простые и интуитивно понятные программные средства, поддерживающие создание моделей; отображение моделью всех значимых параметров процессов; возможность осуществления мониторинга качества библиотечных процессов и анализа возникающих проблемных ситуаций.8
Так как автоматизация детских библиотек является главным средством достижения стратегических целей их развития и модернизации, то наличие в каждой библиотеке организационно-функциональной структуры, представленной в виде функциональной модели, поднимает этот процесс на новый
технологический уровень, делает его современным и эффективным. На основе анализа библиотечных процессов детской библиотеки с технологической точки зрения было определено, что с использованием организационно-функциональной структуры в виде функциональной модели организованность технологических процессов повысится, что позволит осуществлять эффективное управление деятельностью библиотеки и решить многие ее проблемы. (ffc
Литература
1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (утв. указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70183566/#block_1 000#ixzz4h9ov6hZ5 (дата обращения: 10.10.2017).
2. Муниципальные детские библиотеки России в 2015 году / [сост. М.Н. Жукова, Л.А. Размахни-на; ред. Е.В. Хорошавина; отв. за выпуск О.П. Мезенцева]. Москва: РГДБ, 2016. 176 с.
3. Кисловская Г.А., Бубекина Н.В. Детская библиотека в библиотечном мире [Электронный ресурс]. URL: http://stroitel-metodist.ru/print/28 (дата обращения: 10.10.2017).
4. Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014-2020 гг. [Электронный ресурс]: принята Конф. Рос. библ. ассоц., XIX ежегод. сес., 22 мая 2014 года, Рязань. URL: http://www.rba.ru/ content/about/doc/koncept_bibl.pdf (дата обращения: 09.10.2017).
5. Концепция библиотечного обслуживания детей в России на 2014-2020 гг. [Электронный ресурс]: принята Конф. Рос. библ. ассоц., XIX ежегод. сес., 22 мая 2014 года, Рязань. URL: http://www.rba.ru/ content/about/doc/koncept_bibl.pdf (дата обращения: 09.10.2017).
6. Муниципальные детские библиотеки России в 2015 году / [сост. М.Н. Жукова, Л.А. Размахни-на; ред. Е.В. Хорошавина; отв. за выпуск О.П. Мезенцева]. Москва: РГДБ, 2016. 176 с.
7. Доронина И.Н. Функциональное моделирование библиотечно-информационных образовательных систем. Москва: Пашков дом, 2016. 190 с.
8. Доронина И.Н., Мурашко О.Ю. Методология структурного анализа и проектирования как перспективный вариант развития системного подхода в библиотечно-информационной деятельности // Наука. Искусство. Культура. 2014. Вып. 4. С. 118-127.
OPPORTUNITIES FOR FUNCTIONAL MODELING IN SOLVING PROBLEMS OF A CHILDREN'S LIBRARY
I.N. Doronina, associate Professor Informatics and analytical resources Belgorod state Institute of arts and culture, Belgorod, Russia [email protected]
The article discusses the role of children's libraries and children's reading in the development of modern society. To sustain growth, their demand is expected to increase attention to their automation, modification in open information systems. The analysis of the problems of children's libraries in the information society, including insufficient attention of the library community to the technological aspect of children's library activities, the introduction of classical technologies in IT-sphere to represent the organisational structure of the children's library. Discusses the problem of typology of children's libraries, changes to all major components of the library system in the conditions of ubiquitous information. On the basis of the analysis it is concluded that the main problem in the activities of children's libraries is a lag in the introduction and use of new information and communication technologies. This problem gives rise to all other problems. Provides a method for the efficient solution of these problems using the functional simulation. The use of organizational-structural representation of the library in the form of the functional model picks up an automation process on a new technological level, making it modern and effective. The organization of technological processes increases, which allows to consider functional modeling effective means of upgrading the children's library on the basis of automation.
Key words: children's library, the problems, the modernization of technological processes, functional modeling.
References
1. Nacional'naya strategiya dejstvij v interesah detej na 2012-2017 gody (utv. ukazom Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. № 761) [The national strategy of actions in interests of children for the years 20122017 (app. decree of the President of the Russian Federation from June 1, 2012 № 761)]. URL: http://base. garant.ru/70183566/#block_1000#ixzz4h9ov6hZ5 (accessed: 10.10.2017).
2. Municipal'nye detskie biblioteki Rossii v 2015 godu [Municipal children's library of Russia in 2015]. Monografiya: sost. M.N. ZHukova, L.A. Razmahnina; red. E.V. Horoshavina; otv. za vypusk O.P. Mezenceva. Moskva: RGDB, 2016. 176 s.
3. Kislovskaya G.A., Bubekina N.V. Detskaya bib-lioteka v bibliotechnom mire [Children's library in the library world]. URL: http://stroitel-metodist.ru/ print/28 (accessed: 10.10.2017).
4. Koncepciya bibliotechnogo obsluzhivaniya detej v Rossii na 2014-2020 gg. [The concept of library services for children in Russia for 2014-2020.]: prinyata Konf. Ros. bibl. assoc., XIX ezhegod. ses., 22 maya 2014 goda, Ryazan'. URL: http://www.rba.ru/content/ about/doc/koncept_bibl.pdf (accessed: 09.10.2017).
5. Koncepciya bibliotechnogo obsluzhivaniya detej v Rossii na 2014-2020 gg. [The concept of library services for children in Russia for 2014-2020.]: prinyata Konf. Ros. bibl. assoc., XIX ezhegod. ses., 22 maya 2014 goda, Ryazan'. URL: http://www.rba.ru/content/ about/doc/koncept_bibl.pdf (accessed: 09.10.2017).
6. Municipal'nye detskie biblioteki Rossii v 2015 godu [Municipal children's library of Russia in 2015]. Monografiya. sost. M.N. ZHukova, L.A. Razmahnina; red. E.V. Horoshavina; otv. za vypusk O.P. Mezenceva. Moskva: RGDB, 2016. 176 s.
7. Doronina I.N. Funkcional'noe modelirovanie bib-liotechno-informacionnyh obrazovatel'nyh system [Functional modeling of library and educational information systems]. Moskva: Pashkov dom, 2016. 190 s.
8. Doronina I.N., Murashko O.YU. Metodologiya strukturnogo analiza i proektirovaniya kak perspek-tivnyj variant razvitiya sistemnogo podhoda v bibli-otechno-informacionnoj deyatel'nosti [Methodology of structural analysis and design as a promising option for the development of a systematic approach to library and information activities]. Zhurnal. Nauka. Iskusstvo. Kul'tura. 2014. Vyp. 4. S. 118-127.