Научная статья на тему 'РЕЖИМ ДНЯ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА'

РЕЖИМ ДНЯ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК РАННЕГО ВОЗРАСТА / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РЕЖИМ ДНЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горькова Галина Сергеевна, Вершинина Анна Юрьевна

В статье рассматривается влияние режима дня на физическое развитие и здоровье ребенка. Авторами проанализирована научная, методическая и психолого-педагогическая литература по данной теме. Режим дня должно выступает в качестве приоритетного воспитательного средства, ориентированного на всестороннее развитие ребенка раннего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горькова Галина Сергеевна, Вершинина Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIME OF THE DAY AS A MEANS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN

The article examines the influence of the daily regimen on the physical development and health of the child. The authors analyzed the scientific, methodological, psychological and pedagogical literature on this topic. The daily regimen can act as a priority educational tool, focused on the all-round development of a young child.

Текст научной работы на тему «РЕЖИМ ДНЯ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

2. Сизова, Ю.С. Гуманитаризация высшего образования как направление его гуманизации / Ю.С. Сизова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 261-266.

УДК 372

РЕЖИМ ДНЯ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

студент Горькова Галина Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель Вершинина Анна Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Ранний возраст - это период закладывания фундамента здоровья человека, основы физического, психического и личностного развития. Организм ребенка раннего возраста находится в состоянии непрерывного роста и развития, которые протекают с разной интенсивностью [2].

Согласно психолого-педагогическим исследованиям (Н.М. Аксариной, В.Г. Алямовской, В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой, С.Л. Новоселовой, М.И. Лисиной, О.Л. Печоры, Л.П. Павловой, М.Ю. Стожаровой, Э.Г. Пилюгиной и др.), ранний возраст является одним из важных в жизни ребенка и во многом определяет его будущее развитие в психологическом плане.

Среди различных условий, обеспечивающий необходимый уровень физического и психического, одним из ведущих мест отводится режиму.

Правильная организация дня с соблюдением времени, отведенного на умственную и физическую деятельность, развлекательные мероприятия, прием пищи и сон позволяет повысить работоспособность ребенка, оптимизировать его физическое развитие, воспитать трудолюбие, развивать стремление к познанию и развитию. Соблюдение режима питания и сна позволяет сохранить здоровье ребенка на должном уровне и способствует повышению его физической активности [1].

Изложение основного материала исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) перед воспитателями ставит основные задачи, которые педагогу необходимо соблюдать и выполнять [4].

Первая и самая важная задача, заключается в охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального.

В режиме дня большое значение отводится двигательной активности, которая включает в себя организованную (утренняя гимнастика, НОД, физкультминутки) и самостоятельную (подвижные игры, физические упражнения) деятельность детей.

Организация утренней гимнастики направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса. В соответствии с возрастом детей увеличивается продолжительность и усложнение упражнений.

Приведем пример, утренней гимнастики детей первого года жизни. Необходимо помнить, что в данном возрасте, главным является игра:

- общеразвивающие упражнения (ходьба обычная, ходьба на носочках; бег обычный, бег в рассыпную);

- подвижные имитационные игры («Петушок», «Медведи», «Синички»);

- простые гимнастические упражнения (присесть, перешагнуть, перепрыгнуть);

- музыкальные упражнения, развивающие чувство ритма - сопровождающиеся стихами или песенками.

Организация физкультминуток и разминок применяются с целью предупреждения переутомления на

занятиях, которые требуют от детей раннего возраста сосредоточенности внимания и умственной деятельности. Физкультминутки и разминки способствуют двигательной активности детей и состоят из двух-трех упражнений, например, «Забрось мяч в корзину», «Сбей кеглю» и др.

Организация НОД по физической культуре способствует поддержанию оптимальной двигательной активности. Приведем пример основных упражнений:

Общеразвивающие упражнения

«Спрячем лучики от тучки».

И.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки за спину.

Выполнение: наклониться вперёд, показать лучики,

вернуться в исходное положение. (3-4 р.)

«Лучики играют в прятки».

И.п. стоя, руки внизу.

Выполнение: присесть, обхватить руками колени, выпрямиться (3-4 р.)

ОВД

«РИТМИЧНАЯ ИГРА «СОЛНЫШКО»

Вот как солнышко встает

(медленно поднимают руки вверх)

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет

(медленно опускают руки)

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо

(«Фонарики»)

Солнышко смеется,

А под солнышком всем

(хлопают в ладоши)

Весело поется.

Организация прогулки. Прогулка - одна из важнейших режимных моментов, во время которой дети могут в полной мере реализовать свои потребности. Прогулка содержит такие компоненты как: подвижные игры (организованные как воспитателем, так и самими детьми), индивидуальные работы, направленные на развитие двигательной активности.

Самостоятельная деятельность детей раннего возраста, организуется в разное время дня. Для организации данной деятельности в группе должны находится разнообразное оборудование, инвентарь, помогающий создать игровую среду, в том числе и физкультурную.

Вторая задача - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Развитие культурно-гигиенических навыков это важная часть культуры поведения. Формирование их происходит в игре, труде, занятиях и быту. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач:

- развитие простейших навыков поведения во время приема пищи (правильно пользоваться ложкой, не крошить хлеб, не разговаривать за столом), умывания (умение правильно пользоваться мылом, полотенцем, расчёской и носовым платком);

- формирование начального представления о здоровье (начинается с чистоты тела, соблюдение навыков гигиены и опрятности).

Трудовая деятельность в раннем возрасте решается через задачи навыков самообслуживания, используя игровые приемы, которые способствуют положительному эмоциональному благополучию.

Навыки самообслуживания всегда сопровождаются показом и объяснением воспитателя. Например, обучая детей правильно мыть руки, педагог показывает данные действия сначала на себе, затем вносит игрового персонажа, и только после того как дети смогли правильно составить алгоритм, выполняют сами.

Нервная система ребенка раннего возраста отличается быстрой утомляемостью. Восстановлению нервной системы и психической деятельности способствует сон. Для правильной организации сна необходимо соблюдать простые правила, такие как: проветривание помещений (спальни и групповой комнаты), удобные и правильно подобранные кровати (в соответствии с возрастом); затемнение спальни и тишина.

Воспитатель следит, чтобы дети заняли в кровати удобную позу, помогает укрыться одеялом; настроиться на сон, проговаривая ласковым, добрым голосом фразы: «Петенька, закрой глазки», «Катюша, повернись на бок и закрой глазки, постарайся уснуть» и т.д.

Игра направлена на развитие всестороннего воспитания личности. Подвижные игры развивают физические качества (быстроту, ловкость, гибкость, силу) и влияют на рост, развитие двигательной активности, на формирование правильной осанки детей:

- направлены на развитие ловкости и быстроты «У медведя на бору», «Ворона и синички»;

- направлены на развитие силы «С кочки на кочку», «Мышеловка»;

- направлены на развитие гибкости «Салки», «Кошки-мышки» и т.д.

В раннем возрасте так же важную роль играют чувства и эмоции. Благодаря которым, ребенок в первые месяцы своей жизни может общаться со взрослыми. Ребенок первого года жизни эмоционально возбужден, впечатлив, что влияет на поведение. Отрицательные эмоции чаще всего возникают на нарушение режима дня (неправильные часы приема пищи, умывание, отсутствие общения с взрослыми).

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью. Переживания детей связаны с умениями и результатами деятельности. К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетно-ролевой игрой. Например, «Ой! Картошка зажарилась!» - восклицает малыш и берет лопаточку и оттирает картошку от сковородки. Эмоциональный отклик показывает значимость данной игры для ребенка. На данном этапе появляется сопереживание, сочувствие к другому человеку или к ситуации.

Необходимо подчеркнуть, что для здоровья ребенка очень важно обеспечение положительно эмоционального благополучия, так как понимание своих эмоций и чувств является ключевым моментом в развитии личности растущего человека.

Выводы. Роль педагога дошкольной образовательной организации состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Таким образом, правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием - это залог нормального роста и развития ребенка.

Аннотация. В статье рассматривается влияние режима дня на физическое развитие и здоровье ребенка. Авторами проанализирована научная, методическая и психолого-педагогическая литература по данной теме. Режим дня должно выступает в качестве приоритетного воспитательного средства, ориентированного на всестороннее развитие ребенка раннего возраста.

Ключевые слова: ребенок раннего возраста, дошкольная образовательная организация, режим дня, физическое развитие.

Annotation. The article examines the influence of the daily regimen on the physical development and health of the child. The authors analyzed the scientific, methodological, psychological and pedagogical literature on this topic. The daily regimen can act as a priority educational tool, focused on the all-round development of a young child.

Keyword: early childhood, preschool educational organization, daily routine, physical development.

Литература:

1. Белинова Н.В., Вершинина А.Ю. Использование дидактических игр в сенсорном воспитании детей раннего возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-4. С. 31-35.

2. Бичева И.Б., Муравьева И.А. Взаимодействие с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольной образовательной организации // Детский сад от А до Я. 2017. № 6 (90). С. 48-56.

3. Будагова Д.М., Вершинина А.Ю. Сотрудничество детского сада с семьей в процессе развития навыков самостоятельности у детей раннего возраста // Неофит: сборник статей по материалам научно-практических конференций аспирантов, магистрантов, студентов. Мининский университет. 2020. С. 91-95.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

УДК 372.862

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА С

ПОМОЩЬЮ 3D-МОДЕЛИРОВАНИЯ

доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород);

учитель Ашихман Кристина Олеговна Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации» (г. Великий Новгород);

учитель Егорова Ирина Сергеевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа №36» (г. Великий Новгород)

Постановка проблемы. На сегодняшний день создаются и совершенствуются различные технические, технологические устройства и процессы, как следствие возникает необходимость развития человеческой цивилизации. Общество оцифровано и технологизированно, где техника является составной частью системы инструментальных и аппаратных средств и требует компетентных людей с развитым техническим, инженерным, пространственным мышлением. Одной из проблем - это нехватка специалистов в условиях цифровизации с развитым техническим, пространственным мышлением. Пространственное мышление человека может развиваться всю его жизнь. Развитие пространственного мышления является сложным процессом, протекающий довольно медленно и требующий от человека особого склада ума и многолетних практических навыков. Пространственное мышление формируется в юном возрасте и продолжает свое развитие в процессе формирования обобщенных технических знаний и умений. На наш взгляд развитие пространственного мышления в условиях цифровизации наиболее эффективно осуществляется с помощью трехмерной компьютерной графики.

Изложение основного материала исследования. Современное цифровое общество оснащено цифровыми технологиями практически в каждой сфере деятельности человека такие, как медицина, строительство, архитектура, промышленность, образование [2; 3; 4; 6]. Вследствие цифровизации образования существует необходимость внедрять 3D-технологии в рабочии образовательные программы и реализации их на практике, что является целью образования. Преимущества изучения цифровых технологий является развитие пространственного и инженерного мышления и реализация идей с помощью использования специализированного программного обеспечения.

В своих работах доктор психологических наук И.С. Якиманская считает, что пространственное мышление является особым видом мыслительной деятельности, требующий ориентации на уровне теории и практики в процессе решения задач [9].

Российский психолог Я.А. Пономарёв высказывает точку зрения предполагающую, что пространственное мышление выступает видом интеллектуальной деятельности и обеспечивает произведение пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач [7].

Изучив определения российских психологов, нами было определено, что пространственное мышление -это мыслительной процесс, требующий ориентации и представления в пространстве в решении задач, и основывается на анализе графических изображений, взаимодействия реальных объектов и пространственных свойств. Оно формируется раньше, чем образное мышление и в особенности отчетливо проявляется в раннем онтогенезе.

В работах С.В. Домникова, М.А. Кукушкина, А.С. Домникова, В.В. Феллер, З.П. Матвеева выделяют три основных этапа в онтогенезе ребенка пространственного мышления. Первый этап характеризуется как детский, неосознанный причастности окружающему миру, где в данный возрастной период используются развивающие игры со всевозможными конструкторами. Второй этап является подростковым периодом «наивного прагматизма» и фрагментаризации пространственного мышления, где наступает стадия аналитического восприятия знаний. Каждый основной учебный предмет имеет свой образный и понятийный язык, где традиционная практика образования только усиливает фрагментарность мышления. В среднем школьном возрасте особое внимание уделяется развитию логического мышления, в сравнении с развитием пространственного мышления. В качестве итогов обучения развитого пространственного мышления у учеников старших классов являются сформированными конструктивно-технические возможности эффективного овладения инженерно-техническими специальностями. И третий этап характеризуется как юношеский, осознанной причастности мирозданию как целому на основе научной картины мир. Зачастую данный этап в развитие человека может не наступить и задержаться на втором шаге. Одна из причин возникновения трудностей в будущей профессиональной деятельности недостаточно развитое пространственное мышление в старших классах, что говорит о необходимости развития данного аспекта с раннего возраста и в подростковом периоде [5].

Развития пространственного мышления особенно актуально в условиях цифровизации, где подходы российских авторов берут за основу научно-фундаментальные исследования. Авторами научных психологических работ был реализован подход к изучению пространственного мышления в процессе образовательной деятельности, который подразумевает неразрывную целостную взаимосвязь личного и объективного, демонстрируя компоненты пространственного мышления, создание пространственных образов, а также в процессе решения конструктивно-технологических задач познавательную активность субъекта. Ключевое содержание данного подхода основывается на создании образовов через восприятие объектов в пространстве. Уровень такой активности напрямую зависит от овладения субъектом средствами деятельности, а именно способами представления [8].

Для формирования компонентов пространственного мышления необходимо развивать навыки визуального понимания и ощущения пространственных объектов реального мира для дальнейшей работы с чертежами и моделями. Моделирование является наиболее продуктивным средством развития пространственного мышления учащихся, которое позволяет воспроизводить и изучать определенный фрагмент происходящего действия. Пространственное мышление включает элементы процесса создания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.