Научная статья на тему 'БЕГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

БЕГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
438
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / БЕГ / РАЗВИТИЕ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ДЕТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Аббасова Левиза Иловиевна

В статье раскрыта актуальная проблема теоретического исследования проблемы и основы развития физического качества выносливости у детей дошкольного возраста. Определена характеристика выносливости как физического качества, выделены особенности развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста, проанализированы средства и методы развития выносливости, рассмотрен бег как средство развития выносливости у дошкольников шестого года жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Аббасова Левиза Иловиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUNNING AS A MEANS OF DEVELOPING ENDURANCE IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The article reveals the actual problem of theoretical research of the problem and the basis of the development of the physical quality of endurance in preschool children. The characteristic of endurance as a physical quality is determined, the features of endurance development in older preschool children are highlighted, the means and methods of endurance development are analyzed, running is considered as a means of endurance development in preschoolers of the sixth year of life.

Текст научной работы на тему «БЕГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель: упражнять в запоминании и различении цифр, умении ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: карточки с цифрами, которые развешаны в разных местах комнаты.

Ход игры: логопед называет одну из цифр, ребенку нужно найти её изображение в помещении и прибежать к ней. Игру можно усложнить, предложив ребенку, встав под нужной цифрой прохлопать в ладоши число, которое оно означает.

«Фотосалон».

Цель: закреплять образы цифр, понимать их соответствие числу предметов; развивать память и внимание.

Оборудование: карточки с изображением цифр и набор фишек(пуговиц или мелких игрушек).

Ход игры: логопед предлагает ребенку стать фотографам, т. е. ему нужно изобразить фишками цифры, которые «приходят» в салон.

«Сколько?».

Цель: упражнять в счете, нахождении соответствующей цифры.

Оборудование: счетная лесенка с игрушками, набор цифр, фишки.

Ход игры: логопед показывает какое-либо число на счетной лестнице. Ребенку нужно перечитать картинки или игрушки и показать цифру, которая соответствует заданному числу. При ошибке ребенку дается штрафная фишка.

«Кривое зеркало».

Цель: закреплять умение считать, ориентироваться в цифрах, учить находить предыдущее и последующее число.

Оборудование: карточки с цифрами и фишки (пуговицы или мелкие игрушки).

Ход игры: логопед показывает цифру, а ребенку необходимо выложить число на единицу больше или меньше данного. Например, при демонстрации цифры 5, правильный ответ будет 4 и 6.

Анализ работ детей 6-7 летнего возраста с ОНР 3 уровня речевого развития показывает, что дети полностью или частично не понимают цифровые символы, с трудом выделяю и сравнивают величины, возникают трудности в овладении операциями вычисления, сложения. В дальнейшем они не могут освоить операции умножения и деления, работу с большими числами в начальном звене образования. Особенностями данного возрастного периода, по нашим наблюдениям, является более позднее различение и идентификация геометрических фигур, размеров объектов. В дальнейшем младшие школьники начинают отставать в усвоении учебных предметов, включающих работу с числами и расчетами.

В целом дети с ОНР 3 уровня речевого развития в подготовительной группе дошкольного учреждения понимают и принимают свои особенности и стараются максимально активно участвовать на занятиях логопеда и выполнять домашние задания. Большинство дома проигрывают жизненные ситуации с родителями, где им необходимо использовать математические навыки.

Выводы. Таким образом развитие математических представлений у дошкольников 6-7 летнего возраста с ОНР 3 уровня речевого развития - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

В связи с этим мы наметили следующие направления деятельности, которые в дальнейшем будут способствовать улучшению, углублению и расширению работы по формированию математических представлений у дошкольников старшего возраста с ОНР 3 уровня речевого развития:

- разработка методических указаний и рекомендаций по формированию математических понятий у детей логопатов;

- разработка систематических курсов на базе университета по повышению квалификации воспитателей речевых групп и учителей начальных классов, направленных на углубление и уточнение знаний по работе с детьми логопатами;

- создание информационной среды для родителей детей логопатов.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определенных знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Литература:

1. Демидова, А.П., Юркова, Л.С. Использование наглядных средств обучения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки. Сборник научных статей. 4.V. Научный редактор к.п.н., доцент Буркова Л.Л. - М.: Издательство «Перо», 2019. - С. 121-123.

2. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников // Ерофеева Т.И., Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. - М.: Просвещение, 1992. - 191 с.

3. Метлина, А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных математических представлений) // А.С. Метелиной / Пособие для воспитателя дети. сада. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1985. - 231 с. - ISBN 978-5-9925-0122-3. - Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. -URL: http://www.iprbookshop.ru/44523.html

4. Помораева, И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий / И.А. Помораева, В.А. Позина. - М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 20 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Зотова Ирина Васильевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); кандидат педагогических наук, доцент Аббасова Левиза Иловиевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

БЕГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье раскрыта актуальная проблема теоретического исследования проблемы и основы развития физического качества выносливости у детей дошкольного возраста. Определена характеристика выносливости как физического качества, выделены особенности развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста, проанализированы средства и методы развития выносливости, рассмотрен бег как средство развития выносливости у дошкольников шестого года жизни.

Ключевые слова: физическое развитие, бег, развитие, выносливость, дети, дошкольный возраст, физические качества.

Annotation. The article reveals the actual problem of theoretical research of the problem and the basis of the development of the physical quality of endurance in preschool children. The characteristic of endurance as a physical quality is determined, the features of endurance development in older preschool children are highlighted, the means and methods of endurance development are analyzed, running is considered as a means of endurance development in preschoolers of the sixth year of life.

Keywords: physical development, running, development, endurance, children, preschool age, physical qualities.

Введение. Приоритетным направление современной системы образования является физическое воспитание и совершенствование ребенка. На этапе дошкольного образования задачи физического воспитания сводятся к формированию у детей предпосылок здорового образа жизни, развитию двигательных качеств, воспитанию физических качеств (сила, гибкость, координация, выносливость, и т.п.). Значимость физического воспитания обусловлена необходимостью воспитания здоровой, физически развитой личности ребенка. Однако немаловажное значение физическое воспитание имеет и для развития познавательной и интеллектуальной активности дошкольника. Особенно это важно на этапе подготовки ребенка к школе.

Познавательная активность тесно связана с развитием такого качества как работоспособность, которая обеспечивает полноценное усвоение ребенком системы знаний и умений. Показателем работоспособности выступает выносливость. Чем выше уровень выносливости, тем успешнее будет протекать физическое совершенствование ребенка и его умственное и познавательное развитие. Развитие выносливости оказывает влияние и на формирование характера ребенка, воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивость, целеустремленность, уверенность в своих силах, смелость, решительность).

В этой связи одной из наиболее значимых задач в системе физического воспитания дошкольников должна стать работа, связанная с воспитанием такого физического качества, как выносливость. Необходимость воспитания у детей физических качеств, в частности выносливости, отображена в требованиях Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание образовательной области «Физическое развитие» ставит необходимым развитие физических качеств дошкольников, среди которых: координация, гибкость, сила, ловкость, выносливость.

Основанные на требованиях ФГОС ДО примерной образовательной программы содержат задачи, связанные с развитием физических качеств воспитанников, в том числе и выносливости. Программа «От рождения до школы» среди задач образовательной области «Физическое развитие» выдвигает задачи, связанные с воспитанием выносливости как физического качества.

Для каждой возрастной группы определен примерный уровень физического развития детей. В программе «Детство» предполагается развитие таких физических качеств как: выносливость, координация, гибкость, ловкость, содержится материал по развитию данных качеств у детей в разных возрастных группах.

Вопросы организации работы по воспитанию и развитию выносливости отображены в психолого-педагогической и методической литературе. Такими авторами, как Б.А. Ашмарин [2], В.А. Гуляйкина [3] описана сущность выносливости, как физического качества, отображены возрастные особенности ее развития.

В работах В.А. Иванова [4], Б.Н. Минаева [6], Н.В. Микляева [8] предложена методика развития выносливости у детей дошкольного возраста. Некоторые авторы, в частности Н.И. Бочарова [2], И.С. Тетерина [7] предлагают использовать в качестве средства развития выносливости беговые упражнения.

Изложение основного материала статьи. Бег - эффективное средство развития выносливости. Выполнение бега связано с затратой большого количества энергии, участием нескольких групп мышц. В процессе бега усиливается работа органов кровообращения и 8 дыхания.

Различные виды бега по характеру усилий требуют от ребенка работы субмаксимальной (около предельной) мощности, что влияет на развитие выносливости организма, повышая физическую работоспособность. Бег является основным движением детей дошкольного возраста, которое используется ими в повседневной жизни. Широко использование бега в физическом воспитании детей.

Данные движения могут быть включены в разные формы работы: физкультурные занятия (различные виды бега, бег на выносливость, упражнения с бегом и т.п.), физкультурно-оздоровительная работа (утренняя гимнастика, физические упражнения на прогулке, подвижные игры и т.д.), активный отдых детей.

Универсальность и эффективность делают бег одним из наиболее оптимальных средств развития выносливости. Несмотря на достаточную теоретическую разработанность, связанную с использованием различных видов бега в качестве средства развития выносливости, на сегодняшний день имеется недостаточное количество научно-методических исследований и обоснованных программ, в которых отображались бы методические рекомендации по развитию выносливости средствами бега. Следовательно, возникает противоречие между эффективностью и универсальностью использования бега как средства развития выносливости дошкольников и отсутствием систематизированных методических материалов, отображающих последовательность использования беговых упражнений в разных формах физического воспитания.

Развитие выносливости детей дошкольного возраста тесно связано с необходимостью организации педагогических условий, способствующих повышения общей аэробной выносливости детей. С этой целью используются различные виды двигательной деятельности, предусмотренные для освоения в программах физического воспитания дошкольников. Наиболее эффективным средством для развития общей выносливости являются циклические упражнения, выполняемые в аэробном режиме. Одним из таких упражнений выступает бег.

По словам Г.Л. Еленского [5], бег представляет собой циклическое, локомоторное движение, которое основывается на строгом повторении цикла двигательных действий. Выделяют несколько основных фаз бега: в периоде опоры и периоде полета. Бег значительно влияет на физиологическое развитие организма, способствует активизации его органы и системы, повышает обменные процессы, благоприятно влияет на общее физическое развитие.

Использование беговых упражнений с повышающейся нагрузкой в полной мере способствует улучшению деятельности эндокринной системы, способствует развитию выносливости и улучшению работоспособности организма.

Как пишет Н.И. Бочарова [2], именно бег других видов движений, не считая ходьбы, используется детьми дошкольного возраста в повседневной деятельности. А умение быстро бегать необходимо для реализации основной деятельности дошкольника - игры. Бег включен в структуру многих видов движений. От того, насколько сформированы навыки бега, зависит успешность прыжков в высоту и длину с разбега, метание с разбега и других упражнений.

Бег включен во многие спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол и т.д.). Для бега, как и для ходьбы, необходимо наличие хорошей координации движений рук и ног, умение правильно держать осанку, в зависимости от вида бега, правильно ставить ноги на опору. Многократное повторение отдельных циклов, характерных для бега (толчка, полета и приземления), дает возможность выполнять бег на протяжении достаточно длительного времени, позволяя использовать данное движение для развития выносливости.

Детям старшего дошкольного возраста доступны следующие виды бега: обычный бег в спокойном темпе; бег на скорость; бег с препятствиями и включением других движений (подлазания, прыжков); бег с меняющимся темпом; медленный бег. Приведенные виды бега имеют свои отличительные особенности в технике выполнения, которые стоит учитывать педагогу при организации работы с детьми.

В.А. Гуляйкин [3] считает возможным с целью развития выносливости дошкольников использовать бег в равномерном медленном темпе. Данный вид бега применяется в работе с детьми начиная с младшей группы. В младших группах продолжительность бега в медленном темпе составляет 30-60 секунд, к старшему дошкольному возрасту увеличивается до 2-3 минут. Данный вид бега может быть использован в различных формах работы с детьми: при проведении утренней гимнастики, на вводной части физкультурных занятий, в режимных моментах, при проведении эстафет, спортивных праздников, в подвижных играх.

Длительный бег в медленном темпе можно использовать при проведении подвижных игр, таких как «Летчики», «Космонавты» и др. Можно чередовать с преодолением препятствий (пройти по бревну ,подлезть под веревкой, вбежать на горку и сбежать с нее).

Раскрывая методику развития выносливости средствами бега, И.С. Тетерина [7] указывает на то, что продолжительность бега должна быть около 2 мин. Именно этот период времени необходим для налаживания функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Добиваться данной продолжительности следует постепенно. На первом этапе интенсивность бега составляет 50-60%. Исходя из средних показателей скорости бега старших дошкольников, первоначальная дистанция для бега должна составлять 300 м. 30 Такую дистанцию старшие дошкольники должны преодолеть за 2 минуты, со средней скоростью 2,5 м/сек. На первых занятиях стоит чередовать бег с ходьбой на отрезках пути по 100-150 м, повторяя 3-4 раза. Далее дистанция постепенно увеличивается, и к концу года дети могут преодолевать без утомления расстояние около 500-600 метров.

Для развития выносливости, по словам Н.В. Микляевой [8], упражнения с бегом должны быть включены во все формы физического воспитания детей. Бег на выносливость (в спокойном темпе) может быть использован при проведении утренней гимнастики, во вводной части физкультурного занятия, в подвижных играх. Возможно использование бега в основной части физкультурного занятия, в таком случае бег может быть более продолжительным по времени, с включением дополнительных движений (подскоки, прыжки и т.п.). Хорошо использовать бег невысокой интенсивности и в заключительных частях утренней зарядки и физкультурных занятий, особенно если они организованы на свежем воздухе.

Поскольку бег включен во многие подвижные игры, с целью развития выносливости можно увеличивать продолжительность бега в играх, не требуя при этом от детей быстрого темпа, а, наоборот, поощряя бег ритмичный, в ровном, спокойном темпе. Использование такого бега возможно при проведении таких подвижных игр, как «Солнышко и дождик», «Найди пару», «Совушка».

По мнению Ю.К. Чернышенко [10], эффективно для развития у детей выносливости включать циклические беговые упражнения в комплекс утренней зарядки. Лучше всего проводить гимнастику под музыку, используя для этого музыкальные произведения с определенным ритмом.

Под которые можно выполнять ритмичные беговые упражнения невысокой интенсивности. Начинается гимнастика с выполнения ходьбы на месте, далее после дыхательных гимнастических упражнений дошкольники выполняют бег на дистанцию около 100 м (постепенно увеличивается до 200 м). Упражнения в беге могут включать в себя чередование движений в беге с ходьбой и прыжками на одной и двух ногах. В завершении гимнастики производится 31 быстрая ходьба с постепенно снижающимся темпом, дыхательными упражнениями и водными процедурами. Лучше всего проводить гимнастику на открытом воздухе и в облегченной одежде.

Способствует развитию выносливости, согласно Н.А. Фомина [9], организация самостоятельной двигательной деятельности детей, основанной на беге. С этой целью необходимо правильно организовать пространственную среду, предлагать детям необходимые пособия и инвентарь. Поскольку наибольший интерес для выполнения двигательных действий, связанных с бегом, представляет для детей игра, необходимо обеспечить все условия для самостоятельной организации детьми подвижных игр с бегом.

В теоретической части данной работы обоснована возможность использования для развития выносливости дошкольников упражнений с бегом в различных способах организации физкультурной. Изучение влияния беговых упражнений в разных формах физического воспитания детей старшего дошкольного возраста на развитие выносливости осуществлялось посредством проведения педагогического эксперимента.

С целью выявления уровней развития выносливости у старших дошкольников было проведено диагностирование. Критерии и показатели определения развития выносливости у старших дошкольников определены, исходя из анализа программных задач в данной области. В соответствии с программными требованиями, выносливость старших дошкольников характеризуется:

1. Показателями скоростной и координационно-двигательной выносливости посредством:

- упражнений в беге на скорость;

- упражнений в беге на выносливость (300-400 метров).

2. Показателями силовой выносливости является успешность выполнения упражнений:

- подъем туловища в сед из положения лежа;

- поднимание ног в положении лежа на спине.

Наибольший интерес в этом плане имеют игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Подвижные игр с бегом могут быть организованы детьми во время прогулок и игр в группе. Способствуют повышению выносливости такие игры, как: «С кочки на кочку», «Пустое место», «Удочка», «Кто скорее снимет ленту», «Зайцы и волк», «Волк во рву», «Физкультура», «Мы веселые ребята», «Охотник и зайцы», «Ловишка с мячом». Непременным условием развития выносливости средствами бега является увеличение дистанции или продолжительности бега.

При этом, согласно И.С. Тетериной [7], следует внимательно наблюдать за реакцией детей на предложенную нагрузку. Развитие выносливости основывается на некоторой степени утомления, которая постепенно снижается. Педагогу необходимо следить за проявлением усталости детей, чтобы не допустить чрезмерного переутомления. Определить степень утомления можно по следующим внешним признакам:

1. Допустимая степень утомления: незначительное покраснение лица, при сохранении спокойного выражения; незначительная потливость; учащенное, но ровное дыхание; бодрые движения; положительное восприятие и правильное выполнение двигательных заданий.

2. Средняя степень утомления: значительное покраснение лица, появление напряжения в мимике; резко учащающееся дыхание; потеря координации движений, четкости их выполнения; появление дополнительных лишних движений; жалобы на усталость.

3. Значительное утомление: значительная потливость; побледнение лица; снижение темпа и амплитуды движений; проявление вялости или чрезмерной возбудимости; прекращение деятельности.

Анализируя полученные результаты мы определили, что у большинства дошкольников показатели выносливости характеризуются следующими особенностями:

- уровни скоростной и координационно-двигательной выносливости недостаточны, наблюдается высокое, по сравнению с возрастными нормами, время прохождения дистанции в беге на 90 и метров, в беге на 300 метров у многих воспитанников наблюдаются признаки утомления, частые остановки, невозможность пройти дистанцию до конца;

- уровни силовой выносливости так же недостаточные, отмечается повышенная утомляемость при выполнении статистических упражнений (подъем туловища в сед из положения лежа, поднимание ног в положении лежа на спине); у многих детей количество упражнений за не достигает возрастной нормы. По результатам констатирующего эксперимента мы определили, что уровни развития выносливости у старших дошкольников недостаточные, следовательно, подтвердилась необходимость организации работы по развитию выносливости у детей через использование беговых упражнений в разных формах физического воспитания.

Выводы. Таким образом, наиболее эффективным средством для развития общей выносливости дошкольников являются циклические упражнения, в том числе бег. Бег - циклическое, локомоторное движение, которое основывается на строгом повторении цикла двигательных действий: в периоде опоры и периоде полета. С целью развития выносливости дошкольников можно использовать бег в равномерном медленном темпе, бег по пересеченной местности. Упражнения с бегом должны быть включены во все формы физического воспитания детей. Бег на выносливость (в спокойном темпе) может быть использован при проведении утренней гимнастики, во вводной и заключительной части физкультурного занятия, в подвижных играх. Непременным условием развития выносливости средствами бега является увеличение дистанции или продолжительности бега. В процессе занятий педагогу необходимо следить за проявлением усталости детей, чтобы не допустить чрезмерного переутомления.

Литература:

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 223 с.

2. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ / Н.И. Бочарова. - М.: Центр педагогического образования, 2017. - 176 с.

3. Гуляйкин В.А. Методика физической подготовки детей 4-6 лет на основе воспитания комплекса основных двигательных качеств: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / В.А. Гуляйкин. - Омск, 1986. - 21 с.

4. Иванов В.А. О комплексном развитии физических качеств у детей 3-7 лет в режиме детского сада (Методические находки для дошкольников) / В.А. Иванов, А.Я. Райбекас, Т.И. Терешкина // Физическая культура. - № 4, 1998. - С. 52-61.

5. Еленский Г. Л. Бег / Г.Л. Еленский. - М.: Просвещение, 2007. - 106 с.

6. Минаев Б.Н. Основы методики физического воспитания школьников. / Б.Н. Минаев, Б.М. Шиян. - М.: Академия, 2002. - 455 с.

7. Тетерина И.С. Образовательная инновация «Развитие выносливости у детей 6-7-го года жизни посредством беговых упражнений» // Молодой ученый / И.С. Тетерина. - 2017. - №35. - С. 104-106.

8. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие / Под общей ред. Н.В. Микляевой. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 210 с.

9. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В.Е. Фолин. - М.: Физиология и спорт. 2018. - 421 с.

10. Чернышенко Ю.К. Взрослым о физическом воспитании детей дошкольного возраста / Ю.К. Чернышенко. -Краснодар, 1997. - 162 с.

Педагогика

УДК 372.891

кандидат педагогических наук Зулхарнаева Анастасия Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Апраксимова Светлана Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

магистрант Мусеибова Тахмина Гаджиалиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПЕРСОНИФИКАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к культурным ландшафтам на основе изучения жизненного пути и мировоззрения личности, причастной к культурному ландшафту и составляющей его ментальную сущность. Географическое образование в данном контексте имеет значительный потенциал в решении данной проблемы, формируя комплексное междисциплинарное представление о ландшафтах различного территориального уровня. В рамках исследования разработана методическая модель реализации принципа персонификации при изучении культурного ландшафта, включающая научно-географическое, психолого-педагогическое, методическое осмысление данной проблемы послужившего основой для разработки целевого, содержательного, процессуального, технологического и результативно-оценочного компонентов.

Ключевые слова: ценностное отношение, культурный ландшафт, географическое образование, принцип персонификации, методическая модель.

Annotation. The article is devoted to the problem of forming a value attitude to cultural landscapes on the basis of studying the life path and worldview of a person involved in a cultural landscape and constituting its mental essence. Geographic education in this context has significant potential in solving this problem, forming a complex interdisciplinary understanding of landscapes of various

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.