Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора'

Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
252
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кочетова Л. М.

В статье ставится проблема поиска новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Анализируются отличительные особенности детей со сложной структурой дефекта, особенности детей с синдромом Дауна. Представляются новые педагогические модели технологий, способствующие формированию у детей здорового образа жизни, преодолению речевого, моторного, двигательного нарушений с помощью слова, игры, движения, музыки. Даны рекомендации по использованию фольклора на занятиях физическими упражнениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫМИ ДЕТЬМИ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОЛЬКЛОРА

© Кочетова Л.М.*

Детский дом-интернат для умственно-отсталых детей «Южное Бутово»,

г. Москва

В статье ставится проблема поиска новых форм и методов коррек-ционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Анализируются отличительные особенности детей со сложной структурой дефекта, особенности детей с синдромом Дауна. Представляются новые педагогические модели технологий, способствующие формированию у детей здорового образа жизни, преодолению речевого, моторного, двигательного нарушений с помощью слова, игры, движения, музыки. Даны рекомендации по использованию фольклора на занятиях физическими упражнениями.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями.

По данным Министерства РФ 85 % детей - воспитанников детских садов и школ нуждаются в помощи медицинского, психического или коррек-ционного-педагогического характера. Признаками умственной отсталости являются недоразвитие и поражение головного мозга, эмоционально-волевой сферы и всей личности ребенка. Дети со сложной структурой дефекта представляют большую группу детей с ОВЗ. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной [1, с. 9]. Значительная часть детей с ограниченными возможностями составляют дети с синдромом Дауна (в специальных учреждениях - 30 % и более общего состава групп). Такие дети страдают нарушениями слуха и зрения. Частота тугоухости у детей-даунов - 60-80 %, примерно 50 % детей имеют ту или иную степень близорукости и у 20 % обнаруживается дальнозоркость. Особенности детей с синдромом Дауна различны: одни из них вялы и апатичны, другие, наоборот, - возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей значительно ниже, чем у здоровых, они отличаются умением подражать окружающим [1, с. 11].

Целью коррекционного воспитания для детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Здоровье-

* Воспитатель, Почётный работник общего образования РФ.

сберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценного коррек-ционного воспитания без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального психосоматического и сенсомоторного статуса. Разрабатываются новые педагогические модели технологии, способствующие развитию вербальной выразительной речи, эмоциональному развитию и развитию движений через синтез современных методов, например, игротерапия и новые комплексы утренней гимнастики.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:

1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрес-сообразующих факторов учено-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.

2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения.

3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.

Правильно организованная двигательная активность играет большую роль в развитии и здоровье человека. Однако психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Воспитаннику должно быть интересно это делать не по тому, что «надо» и «полезно», а потому, что это ему нравится. Именно поэтому используются адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.

Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма в движении. В результате использования фольклора в играх мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему гармоническому, физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движения ловкости и меткости. Игры, проводимые на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации, что вызывает искренний смех у воспитанников. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет воспитателю проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы, радости, что является мощнейшим терапевтическим фактором.

Русская народная игра «Гуси-лебеди» тренирует навыки правильного дыхания, укрепляет мышцы туловища и конечностей, формирует осанку, развивает координацию движений [2, с. 10].

Ход игры. На одной стороне площадки (зала) чертится круг - «дом», в котором живут «гуси». На противоположной стороне стоит «пастух». Сбоку от дома - логово, в котором находится «волк». Остальное место - «луг». Ведущий назначает детей на роль «волка» и «пастуха». Остальные изображают «гусей»: ходят с гордой осанкой, тянут вверх шею, поднимают голову, летают: взмахивают руками через стороны вверх и, опуская, шипят - выдыхают «Ш-ш-ш-ш».

«Пастух» громко говорит: «Гуси, гуси!».

Гуси останавливаются и хором отвечают: «Га-га-га!».

Пастух: «Есть хотите?».

Гуси: « Да, да, да!».

Пастух: «Так летите».

Гуси: «Нам нельзя. Серый волк под горой, не пускает нас домой».

Пастух: «Так летите, как хотите, только крылья берегите!».

Гуси, расправив крылья (вытяну в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова старается их поймать (коснуться рукой). После нескольких пробежек подсчитывают пойманных волком гусей. Вновь назначается пастух и волк. Игра продолжается [2, с. 43] Очень важно, чтобы во время игры у воспитанника не было большой эмоциональной нагрузки, что бы ребенок был не слишком возбужден и не переживал.

В игре «Мороз - Красный нос», развивается ловкость, быстрота, воспитывается выдержка, терпение.

Ход игры. На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, и в одном из них располагаются играющие. На середине площадки лицом к ним становится водящий - Мороз - Красный нос (взрослый). Он произносит:

Я Мороз - Красный нос!

Кто из вас решится

В путь - дороженьку пуститься?

Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!».

После этого они бегут через площадку в другой дом, а Мороз догоняет и старается их «заморозить» (коснуться рукой). « Замороженные» останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до окончания перебежки. Игра повторяется несколько раз [2, с. 44].

Проявить любовь к активной жизненной деятельности - значит заложить базис здорового образа жизни будущего человека. Утренняя гимнастика, как ежедневная форма занятия физическими упражнениями в специальном учреждении для умственно отсталых детей, без сомнения может служить средством решения этой проблемы. Утренняя гимнастика - это комплекс спе-

циально подобранных упражнений, направленных на решение оздоровительных, а так же воспитательных и образовательных задач. Она призвана положительно настроить ребенка на весь предстоящий день [3, с. 4]. Полезно после гимнастики провести водные процедуры, что будет служить закаливанию организма ребенка. В теплое время года, в хорошую погоду рекомендуется проводить утреннюю гимнастику на воздухе, что обеспечивает наилучший оздоровительный эффект. При проведении занятия в помещении необходимо соблюдать гигиенические правила - помещения должно быть хорошо проветренным, обеспечен доступ свежего воздуха; чистое ковровое покрытие. Дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движение и дыхание.

В целях систематического ежедневного проведения утренней гимнастики все предназначенные для этого упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс составляют упражнения, расположенные последовательно. Гимнастика должна создавать для воспитанников радостный эмоциональный подъем. Если детям скучно, если они неохотно идут на гимнастику, то никакого оздоровительного эффекта, даже при систематическом проведении, не приходится ожидать. Радостному эмоциональному подъему способствует использование фольклора при проведении гимнастики. Новизна предлагаемой технологии заключается в трех основных пунктах.

Во-первых, комплексы объединены единой темой - «Природа», причем в каждом месяце отражены факты, свойственные конкретному периоду.

Ах ты, зимушка - зима, Все дороги замела, Все дороги, все пути, Не проехать, не пройти.

(Ходьба под музыку с высоким подниманием колена в колонне на одно проведение музыкальной темы. Ходьба [руки выполняют движения по увеличенной амплитуде] на одно проведение музыкальной темы) [3, с. 27].

Таким образом, в процессе проведения утренней гимнастики наряду с укреплением здоровья детей возможно формирование основ экологической культуры через обыгрывание природных явлений и их закономерностей.

Во-вторых, в комплексах используются оригинальные рифмовки, а также народные игры и игровые упражнения.

Воспитатель. Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко! Твои детки плачут, По камушкам скачут.

(Русская народная закличка).

Игра с солнышком.

Воспитатель. Где же солнышко - колоколнышко ?

Скрылось солнышко за тучку. Нету солнышка.

(И.П. - стоя, ноги слегка расставлены, руки вниз. Поднять плечи -«удивиться», вернуться в И.П. Выполнить 4 раза)

Воспитатель. Ты ладошки нам погрей, наше солнышко.

Наше солнышко - колоколнышко.

(И.П. - то же. Руки вперед, ладони вверх - И.П. Выполнить 4 раза).

Воспитатель. Показался солнца лучик, стало нам светлее.

Справа лучик, слева - лучик, стало веселее.

(И.П. Ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо - И.П., влево -И.П. Выполнить по 2 раза в каждую сторону) [3, с. 11].

В-третьих, объединяющим моментом для всех комплексов является русская народная песня, что позволяет ненавязчиво вводить ребенка в мир русской культуры.

Воспитатель. Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Ах, зима, зима, зима

Белоснежная пришла. (Повторить 2 раза припев).

(Ходьба под музыку в колонне на одно проведение музыкальной темы + припев) [3, с. 23].

Новые комплексы утренней гимнастики помогут заинтересовать детей игровой формой проведения, а также закрепить знания о явлениях природы. Эффективность использования здоровьесберегающих технологий повышает работоспособность воспитанников, активизирует их познавательный интерес.

Список литературы:

1. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. - М.: АРКТИ, 2006.

2. Галанов А.С. Игры, которые лечат. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

3. Сочеванова Е.А. Комплексы утренней гимнастики для детей. - СПб.: «Детство-Пресс», 2006.

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

© Лопатина Ю.Г.*

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Камышловского городского округа детский сад № 2, г. Камышлов

Сегодня современное образование ставит перед педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы

* Заведующий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.