Здоровьесберегающие технологии в школе
Александрова Ирина Викторовна
воспитатель логопедической группы Проценко Елена Александровна
воспитатель группы НОД МДОУ комбинированного вида «Белоснежка»
г. Ноябрьск matrona1103@mail.ru
J ^
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ - БУДУЩЕЕ СТРАНЫ,
ОСНОВА ЕЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Л__________________________________________г
Аннотация. Авторы описывают разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предлагают комплекс практических приемов, мероприятий, которые могут использовать педагоги и родители детей, заботящихся о сохранении укреплении здоровья детей.
Ключевые слова: модернизации российского образования, здоровьесберегающий образовательный процесс, формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Концепция модернизации российского образования на период 2011 года предусматривает создание условии для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. В основополагающих документах модернизации российского образования сформулированы основные направления комплексной организации здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательных учреждениях. Необходимость постановки этой проблемы определяется уровнем задач, поставленных сегодня перед нашим образованием.
Согласно современным представлениям, целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников [1, 3, 5, 6]. Комплекс мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников Актуальность проекта. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Поэтому необходимо прово-
дить профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья детей [2, 4, 5, 6].
Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положением, - лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.
Разрешить эти проблемы представляется возможным через проектирование здоровьесберегающих технологий [7].
Освоение культуры здорового образа жизни строится на основе преемственного взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи, что решает задачу сделать родителей своими союзниками в воспитание у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. А также выработать единые педагогические требования к дошкольнику [8, 9, 10].
Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Несмотря на то, что многие родители признают важность физического воспитания, исследователи констатируют явно недостаточную активность родителей в данном элементе семейного воспитания. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Следовательно, возрождение традиций семейного физического воспитания в современных условиях имеет значение не только для улучшения здоровья подрастающего поколения, но и для укрепления семейных ценностей.
8
Эксперимент и инновации в школе 2012/1
Здоровьесберегающие технологии в школе
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов - дошкольного отделения и семьи. Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.
В процессе взаимодействия с семьей используются разнообразные формы работы: информационно - аналитические (выявление интересов родителей, потребности, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности); досуговые (совместные досуги праздники, участие родителей и детей в выставках); познавательные; наглядно - информационные.
«Здоровье детям» - под таким девизом живет наше Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Белоснежка». Актуальным для нас является сохранение и укрепление здоровья детей. Что привело к разработке долгосрочного проекта «Оздо-равливаемся вместе», целью которого - организация совместных действий родителей, педагогов, детей, направленных на укрепление здоровья воспитанников. Срок реализации данного проекта рассчитан на два года обучения.
В данной статье мы приводим примеры методик сохранения здоровья для родителей, учителей, воспитателей. Методики легки в применении и по нашему опыту, доставляют огромное удовольствие детям.
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Я И МОЙ РЕБЕНОК»
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе как родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Ответы:
A. Могу и всегда так поступаю.
Б. Могу, но не всегда так поступаю.
B. Не могу?
Вопросы:
1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? А Б В
2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? А Б В
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? АБВ
3. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? АБВ
4. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? АБВ
5. Поставить себя на место ребенка? АБВ
6. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)? АБВ
7. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? АБВ
8. Воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? АБВ
9. Пообещать исполнить его желание за хорошее поведение? АБВ
10. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя как хочет? АБВ
11. У стоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? АБВ
Ключ к тесту
Ответ «А» оценивается в 3 очка.
Ответ «Б» - в 2 очка.
Ответ «В» - в 1 очко.
Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
От 13 до 27 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях излишне мягки, кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые слабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 13 очков. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ -ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
В системе оздоровительных мероприятий нашего учреждения важное место занимают нетрадиционные занятия, разработанные К. К. Утробиной. В систему включены комплексы дыхательной гимнастики, точечный массаж, Начнем с общих сведений о точечном массаже.
Точечный массаж - это разновидность одного из методов народной китайской медицины - чжэнь-дзю-терапии. При его проведении применяются различные способы давления. Так, одним-двумя пальцами производят поглаживание, растирание, разминание (надавливание), вибрацию и т. д. Используют так называемые успокаивающий (тормозной) и возбуждающий (тонизирующий) варианты массажа.
При успокаивающем варианте непрерывно медленно осуществляют вращение подушечками 2-го и 3-го пальцев с постепенным увеличением силы давления с помощью «ввинчивания» и задержки давления на глубине. Прием повторяют 2-4 раза, не отрывая пальца от пунктируемой точки.
При возбуждающем варианте используют короткие, сильные надавливания в сочетании с прерывистым глубоким растиранием и быстрым отниманием пальца после каждого приема.
В основе точечного массажа лежит механическое воздействие пальцами на биологически активные точ-
Эксперимент и инновации в школе 2012/1
9
Здоровьесберегающие технологии в школе
ки. Нажимая на определенную точку на коже, можно вызвать реакцию одного из внутренних органов.
После точечного массажа увеличиваются защитные силы организма, повышается сопротивляемость простуде, мышцы меньше устают при нагрузке.
Многие специалисты считают, что дети дошкольного возраста не в состоянии делать себе точечный массаж самостоятельно, поскольку это сложный процесс, требующий знания особенностей заболевания, анатомии, умения владения техникой массажа.
Однако комплексы, разработанные К. К. Утробиной, несложные, интересные, поэтому дети старшего дошкольного возраста при правильном показе приемов взрослым и при систематическом повторе (когда один комплекс повторяется в течение трех месяцев) вполне могут самостоятельно справиться с этим заданием.
Большое значение в профилактике заболеваний органов дыхания имеет обучение детей правильному дыханию через нос. Ведь от этого во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная активность, поэтому в комплекс точечного массажа для детей 5-7 лет включено и несколько упражнений на дыхание.
Комплекс «Осенний» (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева.
2. Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей.
3. Щипать, как «клешней», перегородку носа указательным и большим пальцами.
4. Указательными пальцами с нажимом «рисовать» брови.
5. Указательным и большим пальцами « лепить « уши снизу вверх.
6. Вдох через левую ноздрю (правую закрываем указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрывать левую).
7. Вдох через нос, медленный выдох через рот.
Комплекс «Зимний» (декабрь, январь, февраль)
1. Соединить ладони вместе и потереть ими поперек до нагрева. Это упражнение положительно воздействует на внутренние органы.
2. Слегка подергать кончик носа.
3. Указательным пальцем помассировать точку под носом.
4. Указательными пальцами нажимать точки у рта в местах соединения губ.
5. Растирать за ушами - «примазываем уши, чтобы не отклеились».
6. Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «м-м-м».
7. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь -«сдуваем снежинку с руки».
Комплекс «Весенний» (март, апрель, май)
1. «Моем» кисти рук.
2. Указательным и большим пальцем нажимать на ноготь каждого пальца другой руки.
3. Поглаживать нос от ноздрей к переносице.
4. Средними пальцами надавливать на ушные козелки.
5. Поглаживать двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.
6. Игра «Веселая пчелка»: вдох свободный, на выдохе произносить звук «з-з-з». Дети должны представить, что пчелка садится на руку, потом на ногу, нанос.
7. Несколько раз зевнуть и потянуться.
Продолжительность каждого комплекса, состоящего
из нескольких упражнений точечного массажа и дыхательной гимнастики, составляет 1-2 минуты. Упражнения проводятся на каждом день. Каждое упражнение повторяется 8-10 раз.
Целью комплексов массажа и дыхательных упражнений является не только профилактика простудных и других заболеваний и повышение жизненного тонуса у детей, но и привитие им чувства ответственности за свое здоровье.
РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Для того чтобы помочь Вашим детям успокоиться, Вы можете предложить им следующие упражнения. Попытайтесь превратить это в игру, которая отвлечет детей и позволит им расслабиться и успокоиться.
Ноги- представьте себе, что вы идете босиком по песку. Постарайтесь закопаться пальцами ног в песок.
Теперь высвободите ноги из песка. Ноги расслаблены, и это очень приятно.
Живот- вот идет маленький слоненок, и сейчас он наступит вам на животик. Приготовьте животик и напрягите его изо всех сил.
Слоник ушел, можно расслабить животик.
Руки и плечи- превратитесь в ленивого кота, который медленно потягивается. Поднимите руки высоко над головой и вытяните их. Поднимите плечи и подвигайте руками.
Теперь расслабьте плечи.
Шея- превратитесь в черепашку. Вдруг черепашка увидела что-то страшное и спряталась в панцирь. Поднимите плечи до ушей и втяните голову в плечи.
Опасность миновала. Можно выйти из панциря и погреться на солнышке.
Лицо- натяните рот и улыбнитесь до ушей. Высоко поднимите брови. По вашему носу гуляет муха и щекочет вас. Попробуйте прогнать муху, напрягая все мышцы лица.
Муха улетела, и лицо может отдохнуть.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.
«Задуй упрямую свечу» - в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».
«Паровоз» - ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.
«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, «га-а-а, гу-у-у» (8-10 раз).
10
Эксперимент и инновации в школе 2012/1
Здоровьесберегающие технологии в школе
«Кто громче» - выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук М надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.
«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-8 раз).
«Маятник» - сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек.), наклониться вперед -выдох, возвратиться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.
«Шарик» - представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1-5 медленно выдохнуть.
«Каша» - вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.
«Ворона» - сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар!
«Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот на
карандаш так, чтобы карандаш прокатился по столу.
«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
«Пилка дров» - встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.
«Дровосек» - встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянуть руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя руками «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6-8 раз.
«Сбор урожая» - встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, - вдох (пауза 3 сек.). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Повторить 3-4 раза.
«Комарик» - сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик - «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох - и поворот в другую сторону.
«Сыграем на гармошке» - встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек.). Наклон в левую сторону - медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение - вдох (пауза 3 сек.). Наклон в правую сторону - медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносится «ту-ту-ту» (10-15 сек.)
«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой - «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.
«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине - «ш-ш-ш».
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.
Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.
Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.
При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфофункциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.
Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.
Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.
У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогну-
Эксперимент и инновации в школе 2012/1
11
Здоровьесберегающие технологии в школе
тая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.
Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.
Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.
Важное значение имеют:
• Своевременное правильное питание;
• Свежий воздух;
• Подбор мебели в соответствии с длиной тела;
• Оптимальная освещённость;
• Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;
• Привычка правильно сидеть за столом;
• Расслаблять мышцы тела;
• Следить за собственной походкой.
Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.
Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.
Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.
Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (1517 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.
Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:
• Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;
• Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление -от 6 до 12 сек.
• Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.
• Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.
Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.
Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.
ЗИМНИЕ ИГРЫ И ЗАБАВЫ
Зима этого года особенно подходит для того, чтобы выйти с детьми погулять по парку, поиграть в снежки, покататься на лыжах или просто съехать с ледяной горки. Оденьте детей потеплее и получите истинное удовольствие от приятного мягкого снега, которого сейчас так много! Выходите днём и не забудьте фотоаппарат, и вы сможете сделать немало интересных зимних фотографий!
ЦВЕТНОЙ СНЕГ
Для разнообразия ваш снег можно сделать цветным. Для этого возьмите полстаканчика воды и добавьте туда пищевого красителя. Дайте ребенку несколько таких стаканчиков с разными красками. Разбрызгивая краски на снег или наполняя им стаканчики, он получит подкрашенный снег, из которого можно делать шарики, разные фигурки или снегович-ков. Это очень удобный момент познакомить ребенка с особенностями цветовой гаммы. Дайте малышу стаканчики с красной и желтой красками, и пусть он выльет половину каждой краски в стаканчик со снегом. Полученный раствор помешайте ложкой, и вы увидите, в каком восторге будет ребенок, когда он поймет, что, соединив красную и желтую краски, можно получить оранжевый цвет.
12
Эксперимент и инновации в школе 2012/1
Здоровьесберегающие технологии в школе
АНГЕЛЫ
Покажите ребенку, как надо упереться в землю, чтобы потом повалиться назад в снежный сугроб и захлопать в снегу руками и ногами, как будто летишь. Снег облепит малыша, и его одежда будет белоснежно-ангельской, а руки станут похожи на крылья. Потом помогите малышу осторожно встать, не разрушив «ангельскую» форму. Если игра в ангелов уже не в новинку вашей семье, попытайтесь создать с ребенком другие снежные образы, напоминающие разных животных. Возможно, малыш сможет сообразить, как улечься на один бок и согнуть руку так, чтобы след от него походил на слоновый хобот, или ребенок может встать в снегу на четвереньки и вообразить, что это не его, а лошадиные ноги в снегу, а сам он лошадка.
ИГРЫ С ВАРЕЖКОЙ
Если вашему сыну или дочке хочется пойти погулять по снежку, а рядом нет никого, кто составил бы малышу компанию, предложите ему поиграть с варежкой-под-ружкой. Возьмите варежку, у которой потеряна пара, -и сделайте ей лицо: из пуговичек - глазки, а из красной нитки - рот (или нарисуйте лицо). Теперь ваш малыш с удовольствием возьмет на улицу варежку-подружку и поучит ее, как играть в снегу.
ПИРОЖНЫЕ ИЗ СНЕГА
Если вашему ребенку очень хочется играть со снегом, а вы считаете, что он должен оставаться дома, вспомните о снежных пирожных. Набейте снегом ведро или таз и принесите в дом. Пусть ребенок быстренько натолкает снег в формочки для пирожных и вывалит его на кулинарный поднос. Поставьте эти «пирожные» в морозилку, и потом их можно использовать для угощения кукол, плюшевых зверей или воображаемых друзей. Если ваш ребенок захочет, он может для забавы украсить свои замороженные угощения кусочками жевательной резинки, маленькими шоколадными конфетками или блестками.
СНЕЖНАЯ КРЕПОСТЬ
Дети любого возраста с радостью увлекаются постройкой снежных крепостей, но больше всего это занятие подходит мальчикам школьного возраста. Ваша задача - проследить за тем, чтобы сооружение крепости началось в тихом месте, где у нее будет шанс сохраниться в течение нескольких дней, а не где-нибудь на дороге или у крыльца дома. Предложите вашим снежным архитекторам такое место, куда меньше попадают прямые солнечные лучи, иначе цитадели будет грозить опасность слишком быстро растаять. При постройке крепости некоторые дети любят использовать ведерко, набивая в него снег; другие, чтобы построить стенку, делают большие снежные шары и, спрессовывая, кладут их один на другой; а кто-то просто прыгает в середину сугроба, прорывая в нем ходы, и там прячется. Единственная роль, которую здесь можете играть вы, состоит, пожалуй, в том, чтобы в изобилии обеспечить ребят горячим чаем и постоянно пополнять запас сухих варежек.
СНЕЖНЫЕ ЛАБИРИНТЫ
Когда толщина снежного покрова достигает пятнадцати сантиметров или более того, в нем можно прорывать снежные лабиринты и туннели. Помогите вашему ребенку сделать план лабиринта, который он захочет соорудить в снегу на искусственном или естественном склоне. Когда лабиринт будет готов, полейте его водой и сделайте так, чтобы поверхность внутри него была очень гладкой. Теперь по дорожкам сооружения можно катать игрушки или мячики. Когда собирается несколько детей, они могут построить параллельные лабиринты и катать по их дорожкам все, что угодно. Для большей забавы можно просто так рыть в снегу туннели-лабиринты, а для малышей - туннели, в которых легко спрятать какие-нибудь игрушки или играть в прятки.
ИГЛУ - ЭКСКИМОССКИЙ ПРИВЕТ
Когда снег достаточно липкий, самое время подумать о постройке иглу. Эскимосы строят свои иглу из снежных блоков за несколько дней, но ребенок может просто погрузиться в сугроб и вырыть в нем себе домик, как у эскимосов. Ребенок, имеющий художественное воображение, может палочкой нарисовать что-нибудь на своем иглу - какой-нибудь абстрактный рисунок, знак или вновь изобретенный семейный герб. Интересно будет построить небольшие по размеру иглу и для пластмассовой куклы.
ИЗУЧАЕМ ВОДУ И СНЕГ
Используйте холодный день, чтобы помочь ребенку стать «ученым-экспериментатором», изучающим эффекты воздействия солнечных лучей. Дайте малышу два стаканчика - лучше пластмассовые, но сойдут и бумажные. В каждый из них налейте подкрашенную в разные цвета воду - примерно полстакана. Потом посоветуйте ребенку поставить во дворе один стаканчик на солнечной стороне, а другой - в тень, и чтобы он почаще проверял, в каком стаканчике вода начнет замерзать быстрее. Сколько времени потребуется каждому стаканчику, чтобы вода в нем замерзла? Замерзает ли вся вода одновременно или есть некоторая разница между верхней частью стаканчика и дном? В более теплую погоду ваш маленький экспериментатор может сделать обратный опыт. Накройте стаканчики с подкрашенной водой пластмассовыми крышками и поставьте их в морозильник. Когда вода замерзнет, вынесите стаканчики на улицу - один на солнце, а другой в тень. Понаблюдайте, как быстро начнет таять в них вода.
СКУЛЬПТУРЫ ИЗ СНЕГА
Из снега можно вылепить не только снеговиков. Подскажите вашему ребенку, что снег такой же материал для лепки, как и глина, который можно использовать для создания разных существ и предметов. С помощью кухонных формочек, пластиковых коробочек от продуктов и горшочков всех размеров можно вылепить формы разной конфигурации, потом скрепить их. Маленькие шарики из снега хорошо соединяются между собой с помощью палочек или зубочисток, и таким образом из них получаются самые различные скульптуры. Покажите вашему ребенку, как соединять фрагменты его скульптурного произведения «снежным
Эксперимент и инновации в школе 2012/1
13
Здоровьесберегающие технологии в школе
клеем», то есть, обрызгивая их водой. Если снег пушистый и рассыпается, дети могут добавить к нему воды или положить сделанные формочки в морозильник на несколько часов, чтобы дать им затвердеть. А еще вы с ребенком можете устроить снежный пир для птиц. Сделайте чашечками снежные пирожные и украсьте их настоящим замороженным птичьим кормом.
Итак, мы рассмотрели несколько методик, которые можно проводить с детьми как дошкольного, так и школьного возраста. Дети, усваивая уроки здоровья в виде игры, приобретают опыт сохранения и восстановления собственного здоровья надолго, и в будущем смогут обращаться к нему по мере необходимости. Мы желаем читателям успеха в применении рассмотренных нами методик не только для воспитанников, но и для себя!
Литература
1. Александрова Е. Ю. Оздоровительная работа в ДОУ Волгоград, 2005
2. Баранов А. А. Здоровье детей России - М.: Медицина, 1999.
3. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников. - М., 2004.
4. Доскин В. А., Голубева Л. Г. Растем здоровыми М., 2002
5. Сиденко А. С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго по-коления//Эксперимент и инновации в школе.- 2010. -№ 1.
6. Сиденко А. С. Внутришкольная работа со школьными факторами риска как средство сохранения и укрепления здоровья учащихся / сб.: Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы полного дня: психологический комфорт ученика. Из опыта работы. Вып. 1. Сост. А. С. Сиденко. М.: АПК и ППРО, 2009.
7. Лазарев М.Л. «Здравствуй!» / Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ М., 2004
8. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка М., 2000
9. Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. - М.,1994.
10. Шаврыгин Б. В. Если малыш часто болеет. - М., 2005.
Надеева Марина Сергеевна
учитель начальных классов МОУ Шарангской СОШ Шарангского района Нижегородской области
m.nadeeva@mail.ru
J ^
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Л___________________________________________Г
Аннотация: Работа посвящена проблеме здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Здоровье в жизни человека занимает важное место. Но как показывает опыт работы начальной школы, проблеме сохранения здоровья учащихся не уделяется должного внимания. Автор отмечает, что выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования. Автор надеется, что представленный материал откроет младшим школьникам мир здорового образа жизни, поможет учителю сохранить у ребенка высокую работоспособность, отодвинуть утомление и исключить переутомление на уроках. Как отмечает автор - это возможно только при правильной организации труда и отдыха. В работе отражены методические приемы формирования и сохранения физического и духовного здоровья, общего эмоционального состояния ученика на уроках через деловые игры, комплекс упражнений, оздоровительные минутки, беседу, общения с природой, пальминг, курс «Образ и мысль», релаксацию.
Ключевые слова: здоровьесбережение, урок, деловые игры, комплекс упражнений, оздоровительные минутки, беседа, общение с природой, пальминг, эмоциональный фон, курс «Образ и мысль», релаксация.
Современный образовательный процесс невольно оказывает отрицательное воздействие на здоровье учащихся. Об этом говорят и пишут и следователи и практики [1, 2, 7, 10, 12]. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость,
те способы, которые помогут решить задачу сохранения здоровья детей, физического, психического и нравственного, развить духовные качества личности, повысить общекультурный уровень и восполнить всё возрастающий дефицит гуманности. Начало система-
14
Эксперимент и инновации в школе 2012/1