Таким образом, ключевым условием формирования образного мышления с самого раннего возраста является образовательный и воспитательный аспекты. При правильном воспитании, у ребенка сначала должны быть поставлены четкие предметные действия и правильная речь. Первоначально ребенок должен быть способен самостоятельно решать самые простые задачи, позже переходить к более сложным. Значимый момент развития образного мышления - это формирование у обучающихся определённой техники оперирования образами. Основой такого оперирования является использование особой группы средств мыслительной деятельности, с помощью которых осуществляются различного рода мысленные перемещения объектов в пространстве.
Соответственно по мере взросления, процесс развития образного мышления будет носить те или иные особенности. Процесс развития образного мышления не имеет границ. Его можно развивать в течение всей жизни и деятельности человека. Последующее развитие мышление воплощается в правильно методе взаимодействия между словом, действием и образом. Ребенок должен развивать наблюдательность, ему необходимо научиться слушать, усваивать и реализовывать решение тех целей и задач, которые ставятся перед ним преподавателем. Самые большие сложности в процессе школьного обучения испытывают даже не те ученики, которые не смогли в силу определенных обстоятельств усвоить должный объем знаний, но те, кто впадают в так называемую интеллектуальную и творческую пассивность. В связи с этим, у таковых наблюдается полное отсутствие желания думать, преодолевать сложности и решать задачи. А это должно быть заложено с самого раннего детства.
Одной из самых доступных возможностей развития образного мышления с самого раннего возраста являются занятия либо изобразительной деятельностью, либо декоративно-прикладным искусством. На таких занятиях возможно создание непринужденной, творческой атмосферы, которая позволяет учащимся снять внутреннее психологическое напряжение, активизировать мыслительный процесс, проявить творческие способности, имеющиеся у каждого ребенка.
Выводы. Развитое образное мышление необходимо в первую очередь учащимся как для полного усвоения знаний, так и для гармоничного развития личности, обеспечения ее ресурсами психологической устойчивости. Наиболее целесообразно использовать для этой цели занятия любыми видами творчества, но наиболее доступными являются занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством. Многоаспектность их проявляется в развитии у детей художественных, творческих навыков, пространственного воображения, фантазии, в возможности развития логики, повышения интеллекта. В процессе активной творческой практической деятельности обучающиеся активизируют свою любознательность, смекалку, самостоятельность, тем самым развивают образное мышление и собственный творческий потенциал.
Литература:
1. Бердяев, Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). М. 1916. - 358 с.
2. Волкова Е.Н., Васильева С.В. Изучение субъективных факторов психологического благополучия одаренных подростков (психодиагностический комплекс)// Вестник Мининского университета.2019. Том 7, №3 [Электронный ресурс].-ШЬ: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-3-13 (Дата обращения: 10.11.2019).
3. Никитенков, С.А. Композиционное мышление как фактор творческого развития студентов художественно-графического факультета: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. -Липецк, 2000. - 23 с.
4. Пиаже, Ж. Психология интеллекта - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Просвещение, 2003. - 450 с.
6. Хотенцева И.А. Художественно-образное мышление как эстетико-педагогическая категория.). [Электронный ресурс]. - URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3027 (Дата обращения: 10.11.2019).
Педагогика
УДК: 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Тугулева Галина Витальевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Магнитогорский государственный университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье раскрыты основные направления педагогической деятельности в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития. Предполагается, что при интегрированной системе образования дошкольников с задержкой психического развития, не отягощенной нарушением мозговых структур, будут более продуктивны результаты комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, включающего: диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативно-просветительскую работу. Особое внимание уделено включению в педагогическую работу специальных коррекционно-развивающих мероприятий на развитие когнитивно -эмоциональной сферы и мелкой моторики детей, мультисенсорному развитию детей с различными особенностями восприятия. На эффективность сопровождения с детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в системе инклюзивного дошкольного образования, влияет составление карт и программ индивидуального развития ребенка, которые вводятся и корректируются в период адаптации к дошкольному учреждению, а также работа с родителями по повышению педагогической и психологической культуры воспитания детей с в семье.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, психолого-педагогическое сопровождение, задержка психического развития, коррекционно-развивающая работа.
Annоtation. The article describes the main directions of pedagogical activity in the process of psychological and pedagogical support of children with delayed mental development. The authors believe that with an integrated system of education of pre-school children with a delay in mental development, not aggravated by a disorder of brain structures, the results of complex psychological support of children, including: diagnostic, corrective, developmental,
advisory, preventive work, will be more productive. Special attention is paid to the inclusion in pedagogical work of special corrective measures for the development of cognitive and emotional sphere, minor motor science of children, multi-sensory development of children with different features of perception. The effectiveness of support for children with delayed mental development in inclusive pre-school education is affected by the preparation of maps and programmes for the individual development of the child, which are introduced and adjusted during adaptation to preschool institutions, as well as by work with parents to improve the pedagogical and psychological culture of raising children with children in the family.
Keywords: children of pre-school age, psycho-pedagogical support, delay of mental development, corrective-development work.
Введение. Для преодоления недостатков развития ребенка с задержкой психического развития (ЗПР) требуется комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение. Психолого-педагогическое сопровождение детства — это процесс непрерывного обеспечения условий для эмоционального благополучия, успешного развития, воспитания и обучения ребенка на всех этапах детства [6]. В нашем исследовании объектом сопровождения являются дети с ЗПР в ситуации дошкольного образования, в процессе которого они формируются по социально заданным образцам, развивая задатки, переходящие в способности. Предмет сопровождения - психолого-педагогическая работа с детьми с ЗПР в условиях инклюзивного дошкольного образования.
С.Г. Шевченко отмечает, что в концепции коррекционного обучения и воспитания должны взаимодействовать лечебно-профилактическое, диагностико-консультативное, учебно-воспитательное и социально-трудовое направления. При некоторых типах и степенях задержки психического развития целесообразно специализированное обучение. Но мы полагаем, что при интегрированной системе образования дошкольников с задержкой психического развития, не отягощенной нарушением мозговых структур, будут более продуктивны результаты комплексного психолого-педагогического сопровождения детей, включающего: диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативно-просветительскую работу [3].
Л.С. Маркова, С.Г. Шевченко и др. охарактеризовали содержание коррекционно - развивающей работы с дошкольниками, в основе которой лежит игровая деятельность как ведущий вид деятельности для данного возраста (Д.Б. Эльконин). Несформированность навыков игровой деятельности существенно влияет на замедление развития когнитивной и др. сфер личности ребенка.
Е.С. Слепович обращает внимание на то, что для нормально развивающегося ребенка и ребенка с замедлением развития игровая деятельность является основной, игровая деятельность является основной формой коррекции, обеспечивая устранение последствий различных психологических травм, развитие всех сфер личности.
Е.А. Екжанова, Л.С. Маркова, С.Г. Щевченко, Т.Г. Неретина, У.В. Ульенкова и др. разработали интересные программы с использованием приемов развития изобразительной деятельности детей с ЗПР.
В современной дошкольной педагогике разработаны показатели общей и специальной готовности детей к обучению в школе [4]; введены специальные пропедевтические программы по подготовке детей с ЗПР к обучению. Все этапы подготовки детей к школе при коррекционно - развивающем сопровождении развернуты: увеличивается удельный вес тренировочной работы по развитию мелкой моторики, восприятия, всех видов мышления дошкольника и формирования специальных приемов мыслительной деятельности [3].
Наряду с этим используются авторские программы формирования саморегуляции как компонента способности к обучению Е.Б. Аксеновой, развития коммуникативных способностей для успешной социализации старших дошкольников Е.Е. Дмитриевой, коррекции нравственного развития и поведения Г.И. Ефремовой.
Изложение основного материала статьи. В процессе психолого-педагогического сопровождения следует обратить не на содержательную сторону, а на процессуальную сторону организации познавательной деятельности, т.к. ребенок с ЗПР с не очень яркой степенью выраженности способен усвоить программу обучения и воспитания детей, разработанную для нормально развивающихся детей. Так, Л.С. Маркова предлагает оригинальный подход к выстраиванию коррекционной образовательной среды как целостной системы специального обучения и воспитания детей с ЗПР. С целью создания условий для эффективной коррекционнно - развивающей работы предполагается работа по повышению профессиональной компетентности педкадров в работе с проблемными детьми, мероприятия по гуманизации образовательной среды, совершенствованию содержания и технологий коррекционно - развивающего обучения и воспитания, апробация новых форм работы с родителями.
Первоначально необходима организация щадящего режима дня, занятий с детьми с ЗПР. Следует чередовать психические нагрузки, отдых с адекватным двигательным режимом. Воспитателям важно следить за наступлением утомления ребенка:
- в психофизическом состоянии: частота заболеваемости, бледность или покраснение кожи как проявление вегетососудистых реакций, вялость или повышенная раздражительность, плаксивость, агрессивность и т.п.;
- в моторике - нарушение координации, вялость или повышенная активность движений с признаками повышенного возбуждения;
- в когнитивной сфере - ухудшение концентрации внимания, снижение активности в интеллектуальной деятельности.
Особое внимание следует уделить развитию когнитивно - эмоциональной сферы и мелкой моторики детей в процессе физкультурной деятельности. В процессе занятий физкультурной деятельностью активные движения стимулируют созревание нервной системы, стимулируют деятельность участков головного мозга, связанных с движениями, что позитивно влияет на когнитивное развитие ребенка. В свою очередь взаимосвязь физического и когнитивного развития дошкольника средствами физкультурной деятельности способствует совершенствованию движений ребенка, что дает уверенность в своих силах, позволяет позитивно влиять на эмоциональный тонус ребенка, развитие воли, навыков планирования и самоконтроля [5].
Грамотная организация двигательной активности с учетом различных форм ЗПР позволит совершенствовать костно-мышечную систему ребенка, положительно влиять на развитие органов дыхания,
сердечно - сосудистую систему, работу органов пищеварения, мочеобразования, работу системы крови, на укрепление иммунной и вегетососудистой, центральной нервной системы ребенка. С помощью развития общих навыков двигательной активности (бег, прыжки, метание, лазанье и др.) улучшаются ловкость, выносливость, снимается мышечная напряженность или слабость мышечного тонуса. При этом, наряду с физическим развитием совершенствуется дифференциация ощущений, восприятие, мышление и воображение ребенка, эмоциональная зрелость, волевая регуляция и при этом осуществлялось мануальное развитие (пальцев и кистей рук). Мы считаем, что необходимо обязательное систематическое включение в физкультурную деятельность детей с ЗПР коррекционных мероприятий по формированию пространственных представлений, развитию внимания, памяти, мыслительных операций и воображения; реализация здоровьесберегающих развивающих технологий во время образовательной деятельности детей, таких как специфические виды оздоровительных гимнастик: дыхательная, психогимнастика, кинезиологические упражнения [5, с. 137].
Включение специальных упражнений на глубокое дыхание, формирование навыков самомассажа, психогимнастические упражнения, занятия телесно - ориентированной терапией способствуют устранению гиподинамии и гиперстении, скованности движений или различных лишних движений. Необходимы специальные упражнения на совершенствование функционирования вестибулярного аппарата, что активизирует пространственное восприятие дошкольников, освоение окружающего пространства без совершения действий подверженности риску жизни и здоровья подрастающими дошкольниками.
Изобразительная деятельность, конструирование развивают мыслительную деятельность ребенка, его воображение, способствуют снятию психоэмоционального напряжения. В связи с этим, рационально использовать приемы развития изобразительной деятельности детей с ЗПР (Е.А. Екжанова, Л.С. Маркова, С.Г. Щевченко, Т.Г. Неретина, У.В. Ульенкова и др.). В психокоррекционной работе особое внимание уделяется методам арттерапии (терапии с использованием искусства). Включение элементов музыкальной терапии, рисуночной терапии, танцевальной терапии, драматизации в организацию занятий ИЗО, музыки, ритмики и т.п. способствует совершенствованию программ и технологий работы с детьми с ЗПР.
Рекомендации Л. Бродвея, Б.А. Хил по мультисенсорному развитию детей с различными особенностями восприятия помогут повысить качество коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Ученые предлагают комплекс упражнений для мультисенсорного развития, начиная с младенческого возраста. Расширяется поле освоения информации, качество развития восприятия. Мы же предполагаем, что у детей с ЗПР, особенно раннее развитие которых осуществлялось в неблагоприятных психолого-педагогических условиях эти каналы обработки информации еще более сужены, чем у нормально развивающихся детей. Именно данные причины служат у некоторых детей пусковым механизмом снижения мотивации к познавательной деятельности в сочетании с опытом неудач в различных видах деятельности и общения с окружающими. Поэтому эффективны: игры Монтессори на развитие сенсорной сферы, упражнения В. Штрайсмайера, Семеновича и др. Следует уделить внимание использованию всех каналов получения информации: визуальному, аудиальному, двигательно-осязательному в процессе различных занятий. Мультисенсорное стимулирование работы различных участков головного мозга послужит предпосылкой для развития разных форм мышления, существенно интенсифицирует развитие познавательной, интеллектуальной сферы личности [2].
Особо значима роль психолога в дошкольном учреждении, которая заключается не только в организации коррекционно - развивающих занятий. Диагностическое направление включает скрининг и комплексную диагностику детей с ЗПР. При этом успешно используются авторские методики диагностики формирования мыслительной деятельности, формирования общей способности к учению детей 6-7 лет У.В. Ульенковой, О.В. Лебедева. Необходима также педагогическая диагностика изучения индивидуальных особенностей дошкольников.
С.Г. Шевченко, А.Д. Вильшанский особое внимание уделяют взаимодействию психолога с другими специалистами: дефектологом, логопедом, воспитателями, меработниками и т.д. Коллегиальное обсуждение развития детей с ЗПР позволяет выработать единые гуманистические подходы к обучению и воспитанию детей в процессе адаптации и на протяжение всего дошкольного образования, основываясь на знании их индивидуальных особенностей.
Коррекционно - развивающая работа содержит комплекс мероприятий по развитию когнитивной-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, формированию произвольной регуляции деятельности и поведения: на основе тренинговых занятий с использованием технологии директивной игротерапии, на которых в форме игры развиваются не только когнитивные способности, но регулируется эмоционально -волевая сфера личности, дети овладевают навыками рефлексии, эмпатии, самовоспитания [6]. Специальные упражнения на снятие физиологических и психологических страхов и аффектов, на снятие агрессии и коррекцию застенчивости, беседы на этические темы и ролевые игры, коррегирующие поведение детей, сочетаются с организацией занятий по развитию внимания, ощущений и восприятия, произвольной сферы, памяти, мышления и воображения. Эти занятия сочетаются с индивидуальной работой с ребенком по реализации индивидуальных программ развития дошкольников, разработанных на диагностической и прогностической основе.
Консультативно - просветительское и профилактическое направление заключается в оказании помощи воспитателям и родителям, чтобы педагоги и родители овладели навыками гуманного воспитания ребенка с проблемами в развитии, умело оказывали помощь и поддержку ребенку в кризисные периоды развития и трудных жизненных ситуациях, помогали ребенку решать его проблемы, формируя позитивную «Я -концепцию» и самооценку.
В плане эффективности сопровождения с детьми с ЗПР, воспитывающихся в системе инклюзивного дошкольного образования, является составление карт и программ индивидуального развития ребенка, которые вводятся и корректируются в период адаптации к дошкольному учреждению. Конкретные рекомендации помогают успешной адаптации ребенка. Для детей с ЗПР нежелательно начинать посещение детского сада в период возрастного криз - в 3 года. Желательно посещать детское образовательное учреждение раньше или позже. Перед поступлением в детский сад родителям надо рекомендовать провести все коррегирующие мероприятия, которые назначил врач. Желательно заранее познакомить ребенка с детским садом, где он будет находиться. Можно разрешить присутствие мамы в период адаптации находится
рядом с ребенком в моменты прогулок, чтобы мама помогла наладить контакты малыша с воспитателем и другими детьми. Хорошо, если ребенок идет в детский сад с другом.
При явных признаках ЗПР по решению медико - психолого - педагогической комиссии ребенок может быть направлен в дошкольное образовательное учреждение специальноготипа. Но право выбора специальной, домашней или интегрированной формы образования остается за родителями.
В рамках взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения хорошие результаты дает работа с родителями по повышению педагогической и психологической культуры воспитания детей с ЗПР в семье. Л.С. Маркова рекомендует не только популяризировать медицинские и психолого-педагогические знания в процессе просветительской работы, но организовывать практико-ориентированные занятия, индивидуально давать советы, проводить консультации именно по воспитанию в семье конкретного ребенка с его особенностями и проблемами, обучая родителей гуманному, чуткому, партнерскому взаимодействию с ребенком [1].
Следует организовать семинары, тренинговые занятия для родителей, обучая их «искусству любить ребенка с проблемами развития», обучению и воспитанию ребенка с ЗПР дома в соответствие с общей программой коррекционно-развивающей работы с ребенком. Объединение усилий педагогов и родителей помогут повысить настроение, самооценку ребенка, его мировосприятие, контактность во взаимоотношениях с окружающими.
Выводы. Таким образом, разработка научно-теоретических основ, методологической базы, методики диагностики и коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР позволит своевременно и эффективно оказать поддержку в развитии ребенка, что позитивно отразится на успешности подготовки детей к обучению школе. При реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях инклюзивного дошкольного образования необходимо учитывать:
- из-за недостаточного развития словесно-логического мышления у старших дошкольников следует в работе с детьми больше использовать наглядность, чем словесным инструкциям;
- продолжительность и интенсивность психической нагрузки на ребенка учитывает особенности развития ребенка;
- в практику работы включаются специальные коррекционно - развивающие занятия на развитие познавательной сферы и мультисенсорное развитие с учетом особенностей когнитивного развития;
- систематическое включение в физкультурную деятельность детей коррекционных мероприятий по формированию пространственных представлений, развитию внимания, памяти, мыслительных операций и воображения;
- реализация здоровьесберегающих развивающих технологий во время образовательной деятельности детей с ЗПР: специфические виды оздоровительных гимнастик: дыхательная, психогимнастика, кинезиологические упражнения;
- для создания благоприятного психологического климата и обеспечения повышенного индивидуального внимания обеспечивается малая наполняемость группы, предусматривается время для индивидуальных занятий, проводится профилактика утомляемости и отвлекаемости;
- педагог формирует комфортные, партнерские взаимоотношения, центрированные на ребенке, учит ребенка кооперативному взаимодействию в детском коллективе, что чрезвычайно важно для адаптации и социализации ребенка;
- взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения предполагает работу с родителями по повышению педагогической и психологической культуры воспитания детей с ЗПР в семье.
Литература:
1. Л.С. Маркова. Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития: метод. Пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2005 г. - 160 с.
2. Основы специальной педагогики и психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.В. Тугулева, Л.А. Яковлева; ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». - Электрон. текстовые дан. (1,29 Мб). - Магнитогорск: ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2016.
3. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 12).
4. Подготовка ребенка к школе: требование и диагностика: учебное пособие / Багаутдинова С.Ф., Левшина Н.И., Степанова Н.А., Градусова Л.В., Тугулева Г.В., Мичурина Ю.А., Сайгушева Л.И. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный университет, 2012. - 266 с.
5. Тугулева Г.В., Ильина Г.В. Исследование психомоторных способностей детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью // Современные наукоемкие технологии. № 3 2018, С. 134-138.
6. Тугулева Г.В., Овсянникова Е.А., Ильина Г.В. Реализация технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольном образовании // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 417-430.
7. Тугулева Г.В., Мокрицкая М.В. Организация психологического сопровождения детей дошкольного возраста в ДОУ // Мир детства и образование: сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. -Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. - С. 174-181.