Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
515
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / НРАВСТВЕННАЯ НОРМА / НРАВСТВЕННАЯ ПРИВЫЧКА / НРАВСТВЕННЫЙ ЭТАЛОН / СОПОДЧИНЕНИЕ МОТИВОВ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION / MORAL BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL PROGRAM / MORAL NORM / MORAL HABIT / MORAL STANDARD / SUBORDINATION OF MOTIVES / SOCIAL ADAPTATION / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна

В статье представлены результаты экспериментального изучения нравственного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития. Обозначается актуальность исследования в контексте современных требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Автором анализируются современные исследования нравственной сферы нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с нарушенным темпом развития. Дается методологическое обоснование экспериментальных подходов к изучению нравственного поведения в дошкольном детстве. Представлены основные этапы психолого-педагогической программы развития и коррекции нравственного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития. Описываются основные коррекционно-развивающие средства, используемые в работе с детьми: дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение детской художественной литературы, просмотр мультфильмов, слушание музыки, игры-драматизации, проблемные ситуации. Определяются психолого-педагогических условия развития нравственного поведения дошкольников с задержкой психического развития: развитие особого гуманистически направленного отношения к сверстникам и взрослым; формирование у детей осознанного стремления следовать нравственным нормам; приобщение дошкольников к практике нравственного поведения; создание условий для развития у детей нравственных привычек на основе закрепления эталонов нравственного поведения. Обозначаются дальнейшие перспективы психолого-педагогических исследований в данном направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MORAL BEHAVIOR IN OLDER PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION

The article presents the results of an experimental study of the moral behavior of older preschoolers with mental retardation. The relevance of the study in the context of modern requirements of the Federal State Standard of Preschool Education is indicated. The author analyzes modern studies of the moral sphere of normally developing preschoolers and their peers with mental retardation. The methodological substantiation of experimental approaches to the study of moral behavior in preschool childhood is given. The main stages of the psychological and pedagogical program for the development and correction of moral behavior of older preschoolers with mental retardation are presented. The article describes the main correctional and developmental tools used in working with children: didactic and story-role-playing games, reading children's fiction, watching cartoons, listening to music, dramatization games, problem situations. Determined by the psychological and pedagogical conditions for the development of moral behavior of preschool children with mental retardation: development of special humanistically directional relations to peers and adults; developing children's conscious decision to follow moral norms; the introduction of preschoolers to practice moral behavior; creating conditions for the development of children moral habits on the basis of the consolidation standards of moral conduct. Further prospects of psychological and pedagogical research in this direction are indicated.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

KISOVA Veronika Vyacheslavovna

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS .

Karelian Scientific Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

УДК 376.1

DOI: 10.26140/knz4-2021-1001-0005

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 6393-8022 AuthorID: 343157 ResearcherID: J6474-2017 ORCID: 0000-0002-5633-3213

КИСОВА Вероника Вячеславовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (603950, Россия, Нижний Новгород, улица Ульянова,], e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье представлены результаты экспериментального изучения нравственного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития. Обозначается актуальность исследования в контексте современных требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Автором анализируются современные исследования нравственной сферы нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с нарушенным темпом развития. Дается методологическое обоснование экспериментальных подходов к изучению нравственного поведения в дошкольном детстве. Представлены основные этапы психолого-педагогической программы развития и коррекции нравственного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития. Описываются основные коррекционно-развивающие средства, используемые в работе с детьми: дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение детской художественной литературы, просмотр мультфильмов, слушание музыки, игры-драматизации, проблемные ситуации. Определяются психолого-педагогических условия развития нравственного поведения дошкольников с задержкой психического развития: развитие особого гуманистически направленного отношения к сверстникам и взрослым; формирование у детей осознанного стремления следовать нравственным нормам; приобщение дошкольников к практике нравственного поведения; создание условий для развития у детей нравственных привычек на основе закрепления эталонов нравственного поведения. Обозначаются дальнейшие перспективы психолого-педагогических исследований в данном направлении.

Ключевые слова. дошкольники с задержкой психического развития, нравственное поведение, психолого-педагогические условия, коррекционно-развивающая программа, нравственная норма, нравственная привычка, нравственный эталон, соподчинение мотивов, социальная адаптация, социализация.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF MORAL BEHAVIOR IN OLDER PRESCHOOLERS WITH MENTAL RETARDATION

© The Author(s) 2021

KISOVA Veronika Vyacheslavovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department «Special Pedagogy and Psychology» Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanova Street, 1, e-mail: [email protected]) Abstract. The article presents the results of an experimental study of the moral behavior of older preschoolers with mental retardation. The relevance of the study in the context of modern requirements of the Federal State Standard of Preschool Education is indicated. The author analyzes modern studies of the moral sphere of normally developing preschoolers and their peers with mental retardation. The methodological substantiation of experimental approaches to the study of moral behavior in preschool childhood is given. The main stages of the psychological and pedagogical program for the development and correction of moral behavior of older preschoolers with mental retardation are presented. The article describes the main correctional and developmental tools used in working with children: didactic and story-role-playing games, reading children's fiction, watching cartoons, listening to music, dramatization games, problem situations. Determined by the psychological and pedagogical conditions for the development of moral behavior of preschool children with mental retardation: development of special humanistically directional relations to peers and adults; developing children's conscious decision to follow moral norms; the introduction of preschoolers to practice moral behavior; creating conditions for the development of children moral habits on the basis of the consolidation standards of moral conduct. Further prospects of psychological and pedagogical research in this direction are indicated.

Keywords: preschoolers with mental retardation, moral behavior, psychological and pedagogical conditions, correctional and developmental program, moral norm, moral habit, moral standard, subordination of motives, social adaptation, socialization.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Признание дошкольного образования первым уровнем системы общего образования в Российской Федерации ставит перед специалистами, работающими в дошкольных образовательных учреждениях новые актуальные задачи [1]. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве отдельной образовательной области выделяет социально-коммуникативное развитие, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. Нравственное развитие детей выделяется как обязательный целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования. Согласно ФГОС ДО, старший дошкольник должен обладать чувством собственного достоинства, уметь договариваться, учитывать интересы и чувства других,

сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, стараться разрешать конфликты.

Формирование нравственного поведения у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одним из главных моментов в процессе их адаптации в социуме. Вследствие ограниченных возможностей психоречевого развития детей с ЗПР у них отмечается ряд специфических особенностей развития социального поведения в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Ребенку старшего дошкольного возраста с ЗПР трудно регулировать свое поведение, он достаточно ситуативен, имеет слабо развитые представления о нравственных качествах человека, плохо ориентируется в нравственно-этических нормах [2]. Это нацеливает ученых-исследователей на поиск наиболее эффективных направлений и форм коррекционно-педагогической работы по формированию нравственного поведения

Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

КИСОВА Вероника Вячеславовна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...

старших дошкольников с ЗПР.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор.

Анализ научной литературы свидетельствует о высоком интересе исследователей и практических работников к проблеме развития нравственной сферы дошкольников. Целый ряд исследований посвящен изучению особенностей нравственного развития детей дошкольного возраста. Это работы А.М. Виноградовой [3], В.И. Долговой [4], Т.Р. Масюра [5], А.С. Самохиной [б], О.В. Суворовой [7] и других ученых. Так, в исследовании В.И. Долговой и Р.В. Овчаровой показано, что системообразующим фактором нравственного развития дошкольника являются нравственные чувства, отношения и переживания, а основным механизмом развития нравственного поведения является усвоение дошкольником основных этических категорий. В работе О.В. Суворовой, А.А. Шалиной, Н.М. Подоплеловой указывается, что субъектные предпосылки духовно-нравственного развития старшего дошкольника выражаются в возможности морально-нравственного сознания, понимании нравственных категорий, социально-нравственной смысловой ориентировке поступка, отношении к другому как к ценности.

Большое внимание уделяется исследователями и проблеме целенаправленного развития нравственного поведения дошкольников. Об этом свидетельствуют работы Л.Л. Алексеевой [8], Е.С. Коноховой [9], С.М. Москалевой [10], А.А. Шалиной [11], Г.Р. Шафи-ковой [12], А.В. Шидловской [13], Н.А. Шинкаревой [14]. В исследовании Г.Р. Шафиковой и Э.А. Поповой описываются результаты апробации экспериментальной программы психолого-педагогического сопровождения нравственного развития дошкольников, которая базируется на арт-терапевтических методах работы. Интересной является педагогическая программа Е.С. Коноховой, которая позволяет развивать все компоненты нравственной воспитанности - когнитивный, эмоционально-ценностный и деятельностный. В качестве основного развивающего средства автор предлагает использовать такие образовательные ситуации как беседа о прочитанном, инсценировка отрывков литературных произведений, творческий пересказ от лица литературного героя, слушание музыки и т.д.

К сожалению, исследования, посвященные изучению и развитию нравственного поведения у дошкольников с нарушениями психического развития, и, в частности с ЗПР, не столь многочисленны. Это собственные работы автора [15, 16], а также исследования Е.М. Антоновой [17], С.П. Васильевой [18], Д.М. Козловой [19] и некоторых других ученых. В диссертационном исследовании Е.А. Антоновой разработана типология нравственного развития дошкольников с ЗПР, создан психолого-педагогический диагностический инструментарий для изучения особенностей нравственной сферы дошкольников с ЗПР. В исследовании В.В. Кисовой и В.В. Чугуновой отмечается, что нравственное поведение старших дошкольников с ЗПР имеет выраженную специфику по сравнению с дошкольниками с нормальным темпом психического развития. Так, дети с ЗПР в ситуациях нравственного выбора практически всегда руководствуются личными мотивами, что позволяет говорить о не-сформированности у них такого важного новообразования дошкольного возраста как соподчинение мотивов. Интересным является и тот факт, что развитие некоторых моральных норм у детей с ЗПР и у их нормально развивающихся сверстников является идентичным, например, низкий уровень развития нормы честности и послушания. Следует признать, что все выше приведенные исследования нравственного поведения дошкольников с ЗПР не включают в себя этап разработки и апробации коррекционно-развивающей программы.

МЕТОДОЛОГИЯ_

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью данной публикации является представление результатов апробации экспериментальной психолого-педагогической программы развития нравственного поведения у старших дошкольников с ЗПР. Также результаты исследования позволяют определить эффективные психолого-педагогические условия развития нравственного поведения у дошкольников, обучающихся в группах дошкольного образовательного учреждения компенсирующей направленности.

Используемые методы, методики и технологии.

Методологическая основа исследования представлена положением о единстве сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); о роли сознания в регуляции поведения и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов); культурно-исторической концепцией развития психики и концепцией развития личности (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн); теоретическими положениями о генезисе морального развития дошкольников (Е.В. Субботский), о психологической природе морального выбора как основы саморегуляции (Л.И. Божович, С.Г. Якобсон); положением о формировании социального поведения на основе превращения нравственных представлений ребенка во внутренние мотивы поведения (Т.И. Ерофеева, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович); положением об общих и специфических закономерностях нормального и нарушенного развития, о специфике процесса социализации и личностного развития детей с отклонениями в развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, H.H. Малофеев, И.И. Мамайчук, У.В. Ульенкова).

Проведенное ранее диагностическое исследование особенностей старших дошкольников с ЗПР (по методикам «Моральные дилеммы» Т.П. Авдуловой, «Сказка» Л.Ф. Фатиховой, «Изучение действенности общественного и личного мотивов» Е.П. Ильина, «Какой Я?» Р.С. Немова) показало, что нравственное поведение старших дошкольников с ЗПР характеризуется низким уровнем осознания нравственных норм, слабо развитой способностью к моральным суждениям, малой возможностью соподчинения мотивов поведения, невоспитанностью нравственных чувств. Так, в отношении осознания моральных норм у детей с ЗПР были выявлены низкие уровни развития нормы помощи по отношению к близким родственникам и по отношению к сверстникам (58% и 88% соответственно), нормы щедрости по отношению к близким родственникам и по отношению к сверстникам (64% и 96% соответственно), нормы честности по отношению к близким родственникам и по отношению к сверстникам (60% и 84% соответственно). 84% испытуемых с ЗПР не придерживаются нормы послушания в отношениях с близкими родственниками. Около 56% дошкольников с ЗПР имеют низкий уровень понимания нравственного смысла социальных ситуаций, а 80 % испытуемых с ЗПР руководствуются в поведении исключительно узколичностными мотивами и не могут их подчинять социально значимым мотивам.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

При апробации психолого-педагогической программы реализовывались следующие задачи:

1. Развитие у дошкольников с ЗПР особого гуманистически направленного отношения к сверстникам и взрослым;

2. Формирование у детей осознанного стремления следовать нравственным нормам;

3. Приобщение дошкольников к практике нравственного поведения;

4. Создание условий для развития у детей нравственных привычек на основе закрепления эталонов нравственного поведения.

Организация коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР базируется на следующих прин-

KISOVA Veronika Vyacheslavovna

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS ...

Karelian Scientific Journal. 2021. T. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

ципиальных позициях:

1. Принцип единства диагностики и коррекции;

2. Принцип учета закономерностей онтогенетического развития детей с ЗПР;

4. Принцип реализации деятельностного подхода посредством использования в коррекционно-развивающей работе ведущего вида деятельности;

5. Принцип коммуникативной направленности кор-рекционно-развивающего воздействия;

6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Работа с детьми организовывалась в свободное время, чаще всего это вторая половина дня, занятия проводились по подгруппам по 5-6 человек. Кратко рассмотрим основные этапы коррекционно-развивающей программы.

На первом этапе решались задачи развития у дошкольников с ЗПР особого гуманистически направленного отношения к сверстникам и взрослым и формировалось осознанное стремление следовать нравственным нормам. Таким образом, на данном этапе у детей создавался интерес к ситуациям, связанным с нравственным выбором и развивалось внимательное отношение к чувствам, которые могут испытывать другие люди в разных жизненных ситуациях. Основными развивающими средствами здесь было чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов, этическая беседа, слушание музыки. Детям читались известные произведения детской литературы, посвященные нравственным нормам поведения. Например, рассказ В.А. Осеевой «Просто старушка», рассказ К.Д. Ушинского «Дети в роще», рассказ С.А. Баруздина «За обедом» и др. Были использованы такие мультфильмы как «Дудочка и кувшинчик», «Дядя Степа», «Цветик-семицветик» и др.

Также на данном этапе работы активно использовались упражнения психогимнастики, например, этюды на отображение негативных и позитивных черт характера, этюды на выражение и узнавание различных эмоций, упражнения на снятие эмоционального напряжения и т.п. Большое место отводилось музыкальному сопровождению на занятии, кроме того, музыкальные произведения использовались и как самостоятельное кор-рекционно-развивающее средство. Например, пьесы из «Альбома для детей и юношества» С.М. Слонимского - «Горькие слезы», «Ябедник»; пьесы из «Детского альбома» С.С. Прокофьева - «Раскаяние» и др. Важным моментом была этическая беседа, в которой с детьми конкретизировались и вербализировались те нравственные нормы, которые они усваивали, читая художественные произведения, просматривая мультфильмы и слушая музыку.

На втором этапе происходило активное приобщение детей к практике нравственного поведения. Основными средствами коррекционно-развивающей работы здесь были игры-драматизации и организованные педагогом тематические сюжетно-ролевые игры, а также дидактические игры, способствующие отработке определенного сценария поведения в жизненных ситуациях. Как правило, для игр-драматизаций детям предлагались хорошо известные им народные сказки «Заюшкина избушка», «Как аукнется, так и откликнется», «Колосок» и другие. Для сюжетно-ролевых игр педагог предлагал детям такие темы как поездка в автобусе, магазин, в гостях и другие. При разыгрывании сюжетов взрослый специально создавал проблемные ситуации, в которых дети должны были демонстрировать социально одобряемое поведение. Эффективным средством коррекции являлись дидактические игры, например, «Объясни, зачем?», «Угадай настроение по картинке», «Вежливый трамвайчик» и другие.

Кроме того, использовались соответствующие ситуациям шутки, загадки, пословицы и т.д. Дети легко их запоминают и в дальнейшем начинают сами употреблять

такие выражения, как, например, «Когда я ем - я глух и нем», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кончил дело - гуляй смело». Важно раскрывать детям раскрывать нравственный смысл каждого правила, ребенок должен осознавать, что правила нужно выполнять, поскольку в них выражается уважение к труду взрослых («Вытер ноги, убрал за собой, - значит, уважаешь труд взрослого»), уважение к удобству, покою, отдыху окружающих людей («Нельзя громко разговаривать или играть в шумные игры там, где читают, занимаются или отдыхают, - это значит проявлять неуважение к людям») и т.п.

Третий этап был посвящен созданию условий для развития у детей нравственных привычек на основе закрепления эталонов нравственного поведения. Для этого в повседневной жизни детей педагогом создавались такие ситуации, которые требовали от них нравственного поведения. Как правило, это были ситуации, связанные с необходимостью соподчинения мотивов и с выполнением установленных в обществе норм поведения. Например, на занятиях по рисованию детям было необходимо договориться друг с другом о совместном использовании общих изобразительных материалов. Если дети испытывали трудности с выбором стратегии поведения, педагог напоминал им подходящие примеры из художественной литературы или примеры поведения других детей в подобных ситуациях, подсказывал, как правильно поступить в том или ином случае. Таким образом, закреплялось соотношений нравственных суждений детей и их поведения в реальных жизненных ситуациях.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Результаты контрольного диагностического исследования, которое было проведено по окончании апробации программы коррекции и развития нравственного поведения у старших дошкольников с ЗПР, позволяют сделать следующие выводы. Дети стали лучше осознавать нравственные нормы поведения, в частности это касается нравственной нормы щедрости при взаимодействии с близкими взрослыми (показатели низкого уровня развития стали демонстрировать лишь 20% детей) и нормы помощи при взаимодействии со сверстниками (низкий уровень зафиксирован у 32% дошкольников). Существенно больше дошкольников стали придерживаться нравственной нормы послушания (низкий уровень сохранился только у 40% детей). Наиболее проблемным показателем, по-прежнему, остается норма честности. Низкий уровень осознания этой нормы сохранился у 35% дошкольников с ЗПР в отношении близких родственников и у 60% детей в отношении сверстников. Можно предположить, что это, фактически, является для многих детей некоторым защитным механизмом в ситуациях сложных детско-родительских отношений, поэтому объективно не может быть скорректировано в рамках данной программы. Многие дети смогли осознать необходимость подчинения собственного поведения социальным мотивам, что выразилось в адекватных решениях диагностических ситуаций. Также детям стали более понятны нравственные смыслы диагностических сказок (низкий уровень зафиксирован только у 20% испытуемых). Самым трудно податливым для коррекции моментом стали моральные суждения детей. Дошкольники не всегда могли сделать верные умозаключения из имеющихся логических посылок, что может объясняться специфическими особенностями развития мышления детей с ЗПР. В целом, мы можем констатировать эффективность предложенной коррекционно-развивающей программы и определить в качестве психолого-педагогических условий развития нравственного поведения дошкольников с ЗПР следующие: развитие у дошкольников с ЗПР особого гуманистически направленного отношения к сверстникам и взрослым; формирование у детей осознанного стремления следовать нравственным

Карельский научный журнал. 2021. Т. 10. № 1(34)

ISSN print: 2311-0104; ISSN online: 2712-9772

КИСОВА Вероника Вячеславовна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ...

нормам; приобщение дошкольников к практике нравственного поведения; создание условий для развития у детей нравственных привычек на основе закрепления эталонов нравственного поведения.

Перспективы дальнейшего развития данного направления исследований видятся нам в возможности изучения нравственного развития детей с ЗПР в более старших возрастах, так как проблема становления нравственного сознания является одной из центральных в контексте социальной адаптации лиц с нарушениями развития. В определенной степени разработка этой проблемы уже была начата в нижегородской школе коррекционной психологии под руководством У.В. Ульенковой [20]. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. О некоторых аспектах современной российской системы образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5-2. С. 81-85.

2. Кисова В.В. Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития как основа коррекционно-развиваю-щей работы в специализированных образовательных учреждениях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т.16. № 2-2. С. 348-352.

3. Виноградова А.М. Нравственное воспитание дошкольника в системе психолого-педагогической антропологии // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2013. № 1. С. 4-10.

4. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40-48.

5. Масюра Т.Р. Роль духовно-нравственного воспитания в личностном развитии дошкольников // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2017. № 1. С. 45-47.

6. Самохина А.И., Костюшина Е.В. Особенности развития нравственных чувств детей старшего дошкольного возраста // Наука и Образование. 2020. Т.3. № 2. С. 259-260.

7. Суворова О.В., Шалина А.А., Подплелова Н.М. Субъектные предпосылки духовно-нравственного развития старших дошкольников // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. С. 213218.

8. Алексеева Л.Л., Никифорова Д.Н. Использование народного фольклора в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2018. № 4(7). С. 25-27.

9. Конохова Е.С. Использование образовательных ситуаций в нравственном воспитании старших дошкольников // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 12. С. 91-97.

10. Москалева С.М., Сидоренко В.Н. Нравственное развитие старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре //Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2020. № 5. С. 46-51.

11. Шалина А.А. Проблемно-игровые коммуникативно-познавательные ситуации — технология развития дошкольника как субъекта нравственного выбора //Мир науки, культуры, образования. 2017. № 1(62). С. 249-250.

12. Шафикова Г.Р., Попова Э.А. Психолого-педагогические аспекты развития нравственных отношений дошкольников // Казанский педагогический журнал. 2020. № 2(139). С. 241-247.

13. Шидловская А.В. Развитие нравственных качеств дошкольников в совместной проектной деятельности детей, педагогов и родителей //Детский сад от А до Я. 2020. № 6 (108). С. 69-75.

14. Шинкарева Н.А., Рожкова Е.Ю. Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста //Педагогический имидж. 2019. № 1(42). С. 5-18.

15. Кисова В.В., Чугунова В.В. Экспериментальное исследование развития нравственного поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-4. С. 97-100.

16. Чугунова В.В., Кисова В.В. К вопросу развитии нравственного поведения дошкольников с задержкой психического развития // Международный студенческий научный вестник. 2019. № 1. С. 74-88.

17. Антонова Е.А. Нравственное сознание и поведение дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дисс. ... канд. пси-хол. наук. СПб., 2012. 21 с.

18. Васильева С.П. Развитие нравственно-эмоциональной сферы дошкольников с особыми образовательными потребностями через интегрированное обучение // Сахалинское образование XXI век. 2019. № 4. С. 83-86.

19. Козлова Д.М. Развитие нравственной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития// Вестник науки. 2019. Т.3. № 5(14). С. 118-122.

20. Шутова Н.В., Кисова В.В. Становление и пути развития психологического образования в Горьковском государственном педагогическом институте в 20-80 годы ХХ века // Вестник Мининского университета. 2016. № 2(15). https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/201# (дата обращения: 15.02.2021).

Статья поступила в редакцию 21.01.2021 Статья принята к публикации 27.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.