Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование развития нравственного поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития'

Экспериментальное исследование развития нравственного поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
902
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / MORAL BEHAVIOUR / PSYCHO-PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR DEVELOPMENT OF MORAL BEHAVIOR / PRESCHOOL-AGE CHILDREN WITH DELAYED MENTAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна, Чугунова Валерия Владимировна

В статье представлены результаты изучения нравственного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Разработана программа экспериментального исследования уровня овладения дошкольниками с ЗПР моральными нормами помощи, щедрости, честности и послушания, понимания морального смысла жизненных ситуаций, действенности общественного и личного мотивов в ситуации нравственного выбора. Приведен подробный сравнительный анализ диагностических данных, характеризующих нравственное поведение дошкольников с нормальным и задержанным психическим развитием. Описана коррекционная психолого-педагогическая программа, направленная на воспитание моральных норм и привычек нравственного поведения у дошкольников с ЗПР средствами традиционных для детского сада видов детской деятельности. Выявлены психолого-педагогические условия развития нравственного поведения у старших дошкольников с ЗПР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кисова Вероника Вячеславовна, Чугунова Валерия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF THE DEVELOPMENT OF MORAL BEHAVIOR IN ELDER PRESCHOOLERS WITH A DELAY OF MENTAL DEVELOPMENT

The article presents the results obtained through the study of moral behaviour of senior preschool-age children with delayed mental development. A special programme, aimed at the experimental study of how preschool-age children with delayed mental development assimilate such moral notions as help, generosity, honesty and obedience and understand the moral significance of certain life situations and effectiveness of social and personal motives when facing some moral choice, has been developed by the authors of the work. A detailed comparative analysis of the diagnostic data, characterizing the moral behaviour of senior preschool-age children with delayed mental development and that of their normally developing peers, has been carried out and partly included in the paper. The article also proposes a correctional psycho-pedagogical programme, which can be implemented to instill moral notions and habits of moral behaviour in preschool-age children with delayed mental development through the use of traditional kindergarten activities. Along with that, the article reveals which psycho-pedagogical conditions are necessary for development of moral behaviour in senior preschool-age children with delayed mental development.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование развития нравственного поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития»

12. Юнг Т. Об интерференции света и ее проявлениях / Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки. - М.: Высшая школа, 1989. - 576 с.

Педагогика

УДК:376.2

кандидат психологических наук, доцент Кисова Вероника Вячеславовна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Чугунова Валерия Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты изучения нравственного поведения старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Разработана программа экспериментального исследования уровня овладения дошкольниками с ЗПР моральными нормами помощи, щедрости, честности и послушания, понимания морального смысла жизненных ситуаций, действенности общественного и личного мотивов в ситуации нравственного выбора. Приведен подробный сравнительный анализ диагностических данных, характеризующих нравственное поведение дошкольников с нормальным и задержанным психическим развитием. Описана коррекционная психолого-педагогическая программа, направленная на воспитание моральных норм и привычек нравственного поведения у дошкольников с ЗПР средствами традиционных для детского сада видов детской деятельности. Выявлены психолого-педагогические условия развития нравственного поведения у старших дошкольников с ЗПР.

Ключевые слова: нравственное поведение, психолого-педагогические условия развития нравственного поведения, дошкольники с задержкой психического развития.

Annotation. The article presents the results obtained through the study of moral behaviour of senior preschool-age children with delayed mental development. A special programme, aimed at the experimental study of how preschool-age children with delayed mental development assimilate such moral notions as help, generosity, honesty and obedience and understand the moral significance of certain life situations and effectiveness of social and personal motives when facing some moral choice, has been developed by the authors of the work. A detailed comparative analysis of the diagnostic data, characterizing the moral behaviour of senior preschool-age children with delayed mental development and that of their normally developing peers, has been carried out and partly included in the paper. The article also proposes a correctional psycho-pedagogical programme, which can be implemented to instill moral notions and habits of moral behaviour in preschool-age children with delayed mental development through the use of traditional kindergarten activities. Along with that, the article reveals which psycho-pedagogical conditions are necessary for development of moral behaviour in senior preschool-age children with delayed mental development.

Keywords: moral behaviour, psycho-pedagogical conditions necessary for development of moral behavior, preschool-age children with delayed mental development.

Введение. Система российского дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Как указывается в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, «приоритетами государственной политики в области воспитания являются: формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности; формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности» (раздел II).

Необходимость нравственного развития и формирования осознанного поведения на основе нравственных ценностей подчеркивается и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 [2].

Дошкольный возраст располагает необходимыми предпосылками для формирования нравственного поведения. Как указывает Г.А. Урунтаева [8], в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей.

Формирование нравственного поведения у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одним из главных моментов в процессе их адаптации в расширяющемся социуме. Вследствие ограниченных возможностей психоречевого развития детей с ЗПР у них отмечается ряд специфических особенностей развития социального поведения в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Ребенку старшего дошкольного возраста с ЗПР трудно регулировать свое поведение, которое отличается ситуативностью, недостаточно сформированными представлениями о нравственных качествах человека, слабой ориентировкой в нравственно-этических нормах [5, 6]. Это нацеливает ученых-исследователей на поиск наиболее эффективных направлений и форм коррекционной психолого-педагогической работы по формированию нравственного поведения старших дошкольников с ЗПР [3, 7].

Изложение основного материала статьи. Нами проведено экспериментальное исследование нравственного поведения дошкольников с задержкой психического развития, включающее в себя выявление его специфики по сравнению с нормально развивающимися детьми, а также определение психолого-педагогических условий эффективной коррекции недостатков нравственного развития у дошкольников с данным типом дизонтогенеза.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 40» г. Сарова Нижегородской области. В исследовании приняли участие 50 дошкольников, посещающих подготовительные группы данного образовательного учреждения. Из них 30 дошкольников с ЗПР и 20 детей с нормальным темпом психического развития.

Для выявления специфики развития нравственного поведения у старших дошкольников с ЗПР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, была разработана экспериментальная

диагностическая программа, задачами которой было: изучение уровня овладения дошкольниками моральными нормами помощи, щедрости, честности и послушания, понимания морального смысла жизненных ситуаций, действенности общественного и личного мотивов в ситуации нравственного выбора. Для реализации поставленных задач использовались следующие методики: «Моральные дилеммы» (Т.П. Авдулова), «Сказка» (Фатихова Л.Ф.), «Изучение действенности общественного и личного мотивов» (Ильин Е.П.), «Какой Я?», (Немов Р.С.).

Рассмотрим результаты исследования развития у дошкольников моральных норм. Моральные дилеммы (истории, содержащие моральный выбор) позволяют определить уровень развития моральных суждений дошкольников. Дошкольники получают моральные дилеммы по следующим четырем основным моральным нормам, которые понимаются ими - моральные нормы помощи-щедрости, честности и послушания (следуют за авторитетом взрослого).

Моральное осознание нормы помощи при взаимодействии с взрослыми наиболее высоко проявилось в группе детей с нормативным развитием - только в этой группе высокий показатель зафиксирован у 20% испытуемых. В экспериментальной группе детей с ЗПР большинство детей показали средний уровень - он проявился у 76% дошкольников. Дети в ответах на вопросы к предъявленной ситуации поясняли, что хотели бы помочь и выполнить просьбу мамы, однако при ситуации выбора между мультфильмом и мытьем посуды

- они не всегда знают, как правильно поступить. Значительное количество испытуемых с ЗПР продемонстрировали низкий уровень выраженности нормы помощи по отношению к близким родственникам

- дети наотрез отказывались от ситуации помочь маме в то время, когда демонстрируется их любимый мультфильм.

На низком уровне у детей с ЗПР демонстрировалось развитие моральной нормы помощи и по отношению к сверстнику - дети зачастую отвечали, что лучше пойдут на день рождения, а друга отведут до ближайшей скамейки, или же позвонят в скорую помощь, но тратить свое личное время и пропускать день рождения они не намерены. Таким образом, в ситуации морального выбора дети с ЗПР демонстрировали выбор в пользу своего выгодного положения, избегая вариант оказания помощи сверстнику, что может объясняться общей спецификой психического развития данного типа дизонтогенеза.

Нормы щедрости в ситуации взаимодействия с близкими в группе детей с нормальным психическим развитием распределились следующим образом - 36% детей имеет низкий уровень щедрости, по 32% средний и высокий уровень. В ситуации взаимодействия с близкими родственниками у детей с ЗПР наблюдается более высокая встречаемость низкого уровня щедрости, около 60%.

В группе детей с нормальным психическим развитием щедрость при взаимодействии со сверстниками демонстрировалась на высоком уровне. У детей с ЗПР преобладали низкий и средний уровни развития щедрости. На наш взгляд, низкий уровень щедрости у детей с ЗПР можно объяснить тем, что у них слабо развита сфера социальных эмоций, они не готовы к эмоционально «теплым» отношениям со сверстниками.

Изучая распределение нормы честности у дошкольников в ситуации взаимодействия с близкими взрослыми, мы констатировали, что у детей с ЗПР преобладает низкий уровень развития данной моральной нормы - он выражен у 60% испытуемых. Дети с ЗПР признались, что совершая запрещенные взрослыми действия, они в большинстве случаев не признаются в проступке, предпочитая обманывать старших. Также следует подчеркнуть, что соблюдение нормы честности является проблемным моментом и для нормально развивающихся детей. Значительное количество нормативных дошкольников также предпочитают время от времени обманывать взрослых людей, скрывая свои проступки. Можно предположить, что подобное поведение детей определяется недостаточно адекватными детско-родительскими отношениями, а также определенными проблемами в реализации педагогического общения у специалистов, работающих с дошкольниками в образовательных учреждениях.

Изучая распределение нормы послушания у дошкольников в ситуации взаимодействия со сверстниками, мы констатировали, что у большинства детей ЗПР преобладает низкий уровень проявления данной моральной нормы (более половины испытуемых). Для нормально развивающихся дошкольников наиболее типичным оказался средний уровень послушания (немногим более 52% испытуемых). Итак, можно сделать вывод, что в отношении нормы послушания во всех группах обследуемых в равной степени выражены низкие и средние величины данного показателя.

Обратимся к результатам, полученным при изучении понимания морального смысла жизненных ситуаций по методике «Сказка». Результаты обследования по данной методике показали, что нормально развивающиеся дети понимают моральный смысл сказки, они могут ее пересказать. Высокий уровень понимания зафиксирован почти у половины испытуемых группы - у 44%. Дети могут определять эмоциональные состояния героев сказки сами или с помощью карт, правильно оценивают действия героев, их роль в событиях; способны идентифицировать себя с героями сказки. При этом они склонны отождествлять себя с положительными персонажами сказки (лиса и заяц). В рассуждениях дошкольников иногда присутствовал инфантилизм, тенденция интерпретировать поведение героев на основе своего собственного опыта.

Дети с ЗПР в большинстве случаев (56% испытуемых) продемонстрировали низкий уровень понимания нравственного смысла сказки. Они затруднялись в определении главного персонажа произведения, в оценке его поступков с моральной точки зрения. Детям трудно определить эмоциональные состояния сказочных героев. Определяя черты их характера или поведения, они используют недифференцированную, односложную оценку («хорошо», «плохо»).

Анализ результатов методики «Изучение действенности общественного и личного мотивов» показал, что в первой серии, когда дети должны были сделать две игрушки и дать одну в подарок другим детям, и дети с ЗПР, и дети с нормальным развитием охотно отдавали одну игрушку, демонстрируя социальный мотив поступка (дети стремились сделать две игрушки).

Во второй серии исследования, когда детям было предложено сделать одну игрушку и дать ее маленьким детям, лишь незначительная часть нормально развивающихся детей смогла руководствоваться социальным мотивом. Большинство же детей с ЗПР и нормативным развитием продемонстрировали преобладание у них в ситуации морального выбора исключительно личного побудительного мотива. Таким образом, в ситуации выбора большинство детей не смогли показать социальный мотив поведения, особенно когда выбор касался того, что ценно для них и вызывает истинный интерес.

Обсуждая результаты методики «Какой Я?», можно констатировать, что в группе детей старшего дошкольного возраста с нормальным психическим развитием более выражен (у 88%) средний уровень самооценки: дети адекватно оценивают в себе положительные качества, не преувеличивая и не уменьшая их. Для детей экспериментальной группы характерен низкий уровень самооценки (64%), для детей контрольной группы с ЗПР - 68%.

Делая краткий вывод по данному этапу исследования можно утверждать, что нравственное поведение старших дошкольников с задержкой психического развития характеризуется низким уровнем осознания нравственных норм, слабо развитой способностью к моральным суждениям, малой возможностью соподчинения мотивов поведения, невоспитанностью нравственных чувств.

На основе изученной научной литературы по проблеме исследования [1, 9, 10], мы предположили, что психолого-педагогическими условиями формирования нравственного поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития могут быть развитие особого отношения к другому, формирование желания выполнять нравственные нормы, организация практики нравственного поведения, перевод нравственных поступков в нравственные привычки.

Нами была разработана коррекционная психолого-педагогическая программа, направленная на воспитание моральных норм и привычек нравственного поведения у дошкольников с ЗПР средствами традиционных для детского сада видов детской деятельности. Занятия проводились в форме этических бесед с элементами театрализации, в форме дидактических игр, использовалось тематическое чтение детской художественной литературы, слушание тематических музыкальных произведений и др.

Проведение контрольного диагностического исследования по результатам реализации коррекционной психолого-педагогической программы показало, что выявленные нами психолого-педагогические условия развития нравственного поведения у старших дошкольников с ЗПР позволяют добиться положительной динамики в его коррекции.

Выводы. Исследование нравственного поведения старших дошкольников с ЗПР показало, что его развитие имеет выраженную специфику по сравнению с дошкольниками с нормальным темпом психического развития. Так, дети с ЗПР в ситуациях нравственного выбора практически всегда руководствуются личными мотивами, что позволяет говорить о несформированности у них такого важного новообразования дошкольного возраста как соподчинение мотивов. Интересным является и тот факт, что развитие некоторых моральных норм у детей с ЗПР и у их нормально развивающихся сверстников является идентичным, например, низкий уровень развития нормы честности и послушания. Данный факт совершенно очевидно указывает на то, что данные нравственные нормы являются знаемыми, но незначимыми для большинства детей. Также можно предположить, что подобное положение может объясняться нарушениями детско-родительских отношений и отношений в системе «педагог-воспитанник».

Целенаправленная коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ЗПР в направлении нравственного воспитания оказывается эффективной при соблюдении ряда психолого-педагогических условий: развитие особого отношения к другому, формирование желания выполнять нравственные нормы, организация практики нравственного поведения, перевод нравственных поступков в нравственные привычки.

Литература:

1. Авдулова, Т.П. Психологические особенности нравственного развития ребенка // Психология обучения. - 2007. - № 5. - С. 41-46.

2. Болдырева Т.И. Федеральный государственный образовательный стандарт и проектный подход в дошкольном образовании по формированию нравственной культуры поведения дошкольников // Актуальные проблемы развития науки и современного образования Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. - С. 354-356.

3. Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. Сотрудничество как форма инновационного развивающего обучения на разных ступенях образовательной системы // Современные проблемы науки и образования. 2013. - № 6. с. 367-370.

4. Магомедова И.М. Роль и значение средств народной педагогики в воспитании гармоничной личности // Мир науки, культуры, образования. 2015. - № 2 (51). - С. 94-96.

5. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Владос, 2003. - 688 с.

6. Робцева Л.Н. Формирование нравственного воспитания детей дошкольного возраста // Научное и образовательное пространство: перспективы развития Сборник материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. 2016. С. 130-134.

7. Сорокоумова С.Н., Кисова В.В. Особенности сотрудничества старших дошкольников с задержкой психического развития со взрослым и сверстниками в учебно-познавательной деятельности // Дефектология. 2014. - № 1. - с. 29-37.

8. Урунтаева Г.А. Детская психология. — М.: Академия, 2011. — 368 с.

9. Шутова Н.В., Кисова В.В. Становление и пути развития психологического образования в Горьковском государственном педагогическом университете в 20-80 годы XX века // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 2 (15). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/201/202 (дата обращения: 01.08.2019).

10. Шутова Н.В., Кисова В.В. Экспериментальные площадки: от эксперимента к образовательной практике (из опыта работы Нижегородской школы специальной психологии) // Вестник Мининского университета. - 2017. - № 1(18). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/335 (дата обращения: 01.08.2019).

Педагогика

УДК 378 + 37.013

доктор педагогических наук, профессор Колобова Лариса Владимировна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты проблемы формирования межкультурной компетенции. Отмечается, что владение межкультурной компетенцией позволяет осознать собственную идентичность и избавиться от стереотипов. Данная проблема широко поддерживается ЮНЕСКО, где издаются основные программные документы. В условиях глобализации весь мир должен осознать ценность межкультурного взаимодействия и взаимопонимания. В статье акцентируется вопрос формирования межкультурной компетенции учителя и предлагаются возможные пути решения данной проблемы в условиях поликультурного образования.

Ключевые слова: межкультурные компетенции, учитель, учащийся, междисциплинарные программы, поликультурное образование, культурное пространство, ЮНЕСКО.

Annotation. The article deals with certain issues of formation of intercultural competence. It is noted that possession of intercultural competence allows a person to realize his own identity and get rid of stereotypes. This approach is widely supported by UNESCO where major policy documents are issued. In the context of globalization the whole world has to realize the importance of intercultural cooperation and mutual understanding. The article focuses on formation of teacher's intercultural competence and provides possible routes to pursuing this objective.

Keywords: intercultural competence, teacher, student, interdisciplinary programmes, multicultural education, cultural environment, UNESCO.

Введение. Одним из результатов глобализации является объединение нашей вселенной путем установления более тесных контактов с разнообразными культурами. Из этого неизбежно следует, что культурные границы движутся, а социальные преобразования ускоряются. Таким образом, культурное разнообразие и межкультурные контакты становятся реалиями современной жизни, на которые, как следствие, адекватно реагируют компетенции межкультурного общения [6].

Приобретение межкультурных компетенций способствует налаживанию отношений и обмену между людьми разных культур и происхождения, а также внутри разнородных групп, все из них должны научиться жить вместе в мире. Эти компетенции позволяют, помимо прочего, делиться осознанием своей собственной идентичности и вариативности со все большим количеством людей и, таким образом, избавляться от таких рисков, как воспроизведение стереотипов и продвижение эссенциального видения культуры.

Изложение основного материала статьи. На повестке дня современного образования: развитие имеющихся усилий по включению межкультурных компетенций в преподаваемые дисциплины, с тем чтобы обеспечить дальнейшее изучение этой актуальной темы; расширение междисциплинарной исследовательской деятельности по темам, связанным с проблемой межкультурных компетенций, с участием разнообразных дисциплин, таких как психология, коммуникация, антропология, социология, философия, лингвистика, литература, религиоведение и политическая экономика; создание мультидисциплинарной группы международных экспертов, предназначенной для рассмотрения некоторых ключевых понятий, которые требуют расширения в рамках проблемы межкультурных навыков и, что гораздо более важно, для создания новых теоретических концепций.

Для решения поставленных задач предлагается координировать работу образовательных учреждений путем предоставления, во-первых, инструкций и директив, с тем чтобы вопросы, имеющие отношение к межкультурным навыкам, получали необходимое внимание, во-вторых, обобщить обучающую информацию (лекции и публикации), с тем чтобы аналитические материалы, полученные отдельными исследователями, могли быть в широком доступе для использования в практической деятельности, в-третьих, возложить на группу, образовательный центр или организацию ответственность за обобщение того, что уже известно, и за оказание помощи в планировании работы, которую еще предстоит проделать, скорее всего, путем регулярного проведения встреч с заинтересованными сторонами.

Для совершенствование существующих инструментов анализа и оценки межкультурных компетенций необходимо учитывать следующие аспекты : кто измеряет; что измеряется; какие критерии лежат в основе; в каких единицах измерения; какими инструментами измеряется.

Так, Фантини представляет список приемов для оценки межкультурных компетенций после принятия решения о том, кто и что будет измерять [3].

Это - публикация результатов исследований не только в виде статей и книг, предназначенных для ученых, но и в виде материалов, предназначенных для более широкой аудитории, для того, чтобы основные идеи были широко распространены.

Это - изучение разнообразия нематериального культурного наследия (в качестве источника - примеры демократических методов управления, основанные на расширении прав, возможностей и участии всех общин). Нематериальное наследие включает традиции, унаследованные от предыдущих поколений, в том числе, в виде праздничных мероприятий (ритуалов жизненного цикла), специальных знаний и практических навыков (традиционные мотивы). Понимание нематериального культурного наследия других групп является одновременно и результатом межкультурного диалога, поскольку это знание может повысить уважение к другому образу жизни.

Межкультурные компетенции представляют собой сочетание опыта, обучения и саморефлексии. Хотя значительная часть того, что входит в состав межкультурных компетенций приобретается на личном опыте, многие образовательные программы предназначены для обеспечения лишь формального обучения. Однако, невозможно пренебрегать их вкладом: понимание собственной культуры и интерпретация культур как человеческого творения: и одно, и второе необходимы для того, чтобы научиться вести себя в межкультурных взаимодействиях, которые обычно предшествуют знанию других народов, других культур и других способов бытия.

Известно, что обучение имеет цикличный характер: лучший способ открыть для себя социальный характер собственной культуры - это знакомство с другой культурой с абсолютно разными представлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.