УДК 37.015.32; 159.922
Shalina A.A., postgraduate, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian
Federation (Nizhny Novgorod, Russia), E-mail: [email protected]
PROBLEM-GAME COMMUNICATIVE AND COGNITIVE SITUATION - THE TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF A PRESCHOOL CHILD AS A SUBJECT OF MORAL CHOICE. The article discusses a problem of external and internal conditions and the subjective mechanisms of moral development of children of senior preschool age. A criterion for moral development of the child from the positions of subject-activity approach is the age-related abilities, and willingness to solve moral problems. The author analyzes the role of cognitive sphere of the senior preschool child as a factor in the acceptance and understanding moral problems. The development of moral consciousness of a preschooler includes mastering the basic ethical concepts and the formation of decentration, of mental operations, the semantic orientation of the act. The relevant technology of moral development of older preschoolers supports the technology of development of the preschool child as a subject of moral choice, which involves the development of problem-playing communicative and cognitive situations among children. The technology actualizes subjective-personal mechanisms of moral development of a preschooler and involves the combined development of cognitive and moral sphere of the child.
Key words: senior preschooler, subjectivity, moral development, moral dilemma, cognitive sphere, moral choice.
А.А. Шалина, аспирант, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации», г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
ПРОБЛЕМНО-ИГРОВЫЕ КОММУНИКАТИВНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ -ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА КАК СУБЪЕКТА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА
В статье обсуждается проблема внешних и внутренних условий и субъектных механизмов нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. В качестве критерия нравственного развития ребёнка с позиций субъектно-деятельност-ного подхода выступают его возрастные возможности, способность и готовность к решению нравственных дилемм. Автор анализирует роль когнитивной сферы старшего дошкольника как фактора принятия и понимания нравственных дилемм. Развитие морального сознания дошкольника включает как усвоение базовых этических понятий, так и формирование де-центрации, мыслительных операций, смысловой ориентировки поступка. Релевантной технологией нравственного развития старшего дошкольника выступает технология развития дошкольника как субъекта нравственного выбора, которая предполагает освоение ребенком проблемно-игровых коммуникативно-познавательных ситуаций. Технология актуализирует субъ-ектно-личностные механизмы морально-нравственного развития дошкольника и предполагает сопряженное развитие когнитивной и нравственной сферы ребенка.
Ключевые слова: старший дошкольник, субъектность, морально-нравственное развитие, морально-нравственная дилемма, когнитивная сфера, моральный выбор.
Нравственное развитие и воспитание детей и подростков осознается сегодня обществом и педагогическим сообществом как главная цель и стратегия воспитания подрастающего поколения.
Нравственное воспитание дошкольника определяется как «целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества» [1, с. 10]. Нравственное развитие понимается - как процесс интериориза-ции моральных норм и ценностей общества, а также формирования саморегуляции поведения, деятельности, общения, поступка на их основе [2; 3; 1; 4].
Национальные ценности как содержательная основа нравственного развития и воспитания детей и подростков отражены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Это Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Нравственное воспитание предполагает создание психолого-педагогических условий для развития нравственного отношения к другим людям, взрослым и сверстникам, к себе, к окружающему миру, вещам, природе, явлениям. Формирование компонентов нравственного развития - это развитие морального сознания, нравственных чувств, привычек, нравственного поведения и поступков ребенка.
Если нравственное воспитание - это процесс создания психолого-педагогических условий нравственного развития детей, психологическое сопровождение процесса усвоения моральных норм и ценностей, то процесс нравственного развития связан с интериоризацией моральных норм и ценностей общества. «Развитие нравственной сферы личности дошкольника может быть рассмотрено как процесс усвоения (интериоризации-эксте-риоризации) доступных ребенку базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила» [3, с. 5].
Изучение и определение возрастных возможностей центральных сфер личности в нравственном развитии старшего дошкольника, прежде всего, когнитивной сферы - актуальная проблема нравственного развития и воспитания. Особенно ак-
туальны исследования когнитивных возможностей старшего дошкольника как фактора его нравственного развития.
Становление морального сознания традиционно строилось на понимании плохого и хорошего в поведении персонажа или самого ребенка («что такое хорошо и что такое плохо»), далее «правильное» поведение поощрялось, «неправильное» наказывалось, порицалось. Данная логика морального развития ребенка опиралась на базовые мотивации детского поведения -стремление быть хорошим и страх порицания, наказания, страх не соответствовать ожиданиям близких и значимых взрослых.
Сегодня в образовательной науке и практике ставится вопрос возрастных индивидуально-личностных возможностях принятия личностью ребёнка пока внешних для него моральных норм и ценностей, поскольку процесс развития рассматривается как процесс саморазвития [5; 6; 7; 8].
Современное понимание личности ребенка с позиций субъ-ектно-деятельностного подхода, как субъекта саморазвития, предполагает понимание его личности как субъекта морального выбора в ситуации нравственной дилеммы. Это означает право ребенка на осознанный выбор между добром и злом в социокультурном тексте, в общении, игровой деятельности, в поступках, в повседневной жизни, а также выбор данного поведения на основе актуального искреннего чувства сопереживания, которые, несомненно, требуют особых психолого-педагогических условий [9].
Вопрос осознания и принятия морального выбора в ситуации нравственной дилеммы ставит вопрос о возрастных возможностях понимания, переживания и решения дошкольниками нравственной дилеммы (принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания, закономерностям личностного развития старшего дошкольника, принцип опоры на возрастные возможности личности). Это, прежде всего, возможности когнитивной сферы нравственного развития, возможности понимания и решения нравственной дилеммы.
Эгоцентризм как общая характеристика детского мышления представляет собой неспособность ребёнка встать на точку зрения другого и координировать свою и чужую точки зрения на неоднозначную ситуацию - определяет развитие всех сфер его
личности, в том числе и нравственную сферу, поскольку здесь важна способность ребёнка логически оценивать и решать моральные дилеммы (Ж. Пиаже). К концу старшего дошкольного возраста формируется способность дошкольника к децентра-ции, возрастают его когнитивные возможности в преодолении феноменов Ж. Пиаже. Возникает способность координировать сериацию и классификацию, два параметра объекта в анализе познавательных ситуаций (например, длину и ширину, высоту и ширину).
Ребёнок не может, тем не менее, координировать наглядные последствия поступка (количество разбитых стаканов) и скрытые от внешнего наблюдения намерения (доброго или злонамеренного мотива). Доусловный уровень морально-нравственного сознания, на котором находится старший дошкольник обуславливает его ориентацию на оценку последствий по ступка, а не на намерения и мотивы (Л. Колберг).
Стадия морального развития, на которой находится ребёнок старшего дошкольного возраста, определяется как переход от уровня доморального развития к конвенциональной морали (Ж. Пиаже). Общая закономерность детского развития, и в том числе морального, зависимость от внешних влияний, мнений и оценки взрослого. Тем не менее, если на доморальном уровне развития ребёнка нормы морали - внешние требования и им управляет страх наказания, а затем появляется ориентация на похвалу, то на уровне конвенциональной морали появляется стремление к поощрению и к поддержанию хороших отношений со значимыми людьми (Л. Колберг), а это определенный шаг к самостоятельному выбору нравственного поступка, поскольку стремление быть хорошим - естественный импульс добра в человеческой природе.
Выбор «правильного» поведения, поведения на основе моральных норм старшим дошкольником рассматривается исследователями как моральный выбор, выбор поведения вопреки желаниям, который проходит через переживание внутреннего конфликта [10].
Первое рождение личности, продемонстрированное А.Н. Леонтьевым в эксперименте «эффект горькой конфеты», связывается автором с возникновением внутренней смысловой ориентации личности дошкольника (5 лет) на социальные нормы, когда ребёнок становится способным, пусть не подчинить мотивы, но уже осознать конфликт между желаемым (съесть конфету) и социально-нормативным (выполнить условие: съесть конфету, не вставая со стула) поведением. Это уже не конфликт между «хорошо» и «плохо», или «можно» и «нельзя», когда поведение, поступок ребёнка опосредован внешним давлением, наказанием.
Внутренний конфликт между «надо» и «хочу» - это точка роста дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора. Осознание ребёнком конфликта мотивов в данной ситуации и регуляция, подчинение непосредственных побуждений социальным нормам, Ю.Б. Гиппенрейтер называет «стихийной нравственностью». С нашей точки зрения, это также и критерий развития дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора, свидетельствующий о готовности дошкольника к нравственному поступку, которая включает как когнитивный, так и эмоциональный компонент: ребёнок осознает нравственную дилемму в собственном поведении и переживает собственный поступок как неподобающий в отсутствии прямого давления, жесткой оценки и наказания со стороны взрослого. Данный внутренний конфликт «запускается» также процессом сравнения Я-идеального (стремление быть хорошим) и Я-реального (как я поступил). То есть рассматриваемый конфликт охватывает все личностные сферы - мотивацию, саморегуляцию, самосознание, которые О.В. Суворова относит к ядру субъектности как личностного свойства дошкольника [6; 8].
При этом роль когнитивной сферы в поведении ребёнка («эффекте горькой конфеты») состоит в осознании противоречия в процессе «решения» морально-нравственной дилеммы. О возросших когнитивных возможностях в понимании, осознании и решении морально-нравственных ситуаций, вопросов говорят возможности к внеситуативно-личностному общению со взрослым, к смыслообразующей активности, смысловой ориентировке деятельности и поступка [10].
Значимость когнитивного развития в нравственном развитии дошкольника подчеркивает Н.В. Мельникова: «нравственная сфера личности дошкольника рассматривается как интегральное единство и взаимодействие нравственного сознания, чувств,
поведения, отношений и переживаний ребёнка; динамика, развитие которого обусловлено характером интериоризации-экстерио-ризации базисных этических понятий. [3, с. 8].
Однако когнитивный компонент нравственного развития старшего дошкольника не исчерпывается владением базисными этическими понятиями. Особую роль в когнитивном компоненте нравственного развития ребёнка играет его способность к децен-трации, которая актуализируется при решении ребёнком нравственных дилемм.
Принцип субъектно-деятельностного подхода в нравственном развитии дошкольника предполагает становление компонентов нравственного развития в системе детских деятельностей: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивных видах деятельности (конструирование и изобразительная деятельность); в процессе восприятия художественной литературы и фольклора, самообслуживания и элементарного бытового труда (ФГОС). При этом в процессе деятельности и взаимодействия происходит становление у ребёнка субъектной позиции в ситуациях выбора нравственного или безнравственного решения возникшего противоречия (кто первым будет играть в игру, кто будет убирать игрушки, чей рисунок лучший, как поделить яблоко и др.).
Роль когнитивного компонента в решении нравственных дилемм состоит в понимании и осмыслении ситуации, противоречия в собственных чувствах и желаниях, соотнесение образа желаемого («хочу») и «правильного» («должен») поведения, соотносимого с нравственными нормами и правилами, в умении встать на позицию персонажа, сверстника или взрослого.
Формирование когнитивной готовности к нравственному поступку мы реализуем через систему проблемно-игровых коммуникативно-познавательных ситуаций в познавательной деятельности, развивающие дошкольника как субъекта нравственного выбора.
Данная технология была разработана и апробирована в диссертации О.В. Суворовой как технология интеллектуально-математического развития старшего дошкольника [11]. Далее была построена система проблемно-игровых коммуникативно-познавательных ситуаций в процессе математического развития дошкольника А.А. Смоленцевой и О.В. Суворовой [12].
Технология проблемно-игровых коммуникативно-познавательных ситуаций направлена на разные аспекты развития личности дошкольника и предполагает:
• создание у ребёнка познавательного конфликта и нравственной дилеммы одновременно;
• решение познавательной проблемы, которая основывается на интеллектуальном анализе и переструктурировании познавательной ситуации;
• решение нравственной дилеммы - выбор правильного решения с точки зрения нравственного критерия;
• динамическую смену позиций, идентификацию и рази-дентификацию с персонажем и поиск собственного решения;
• субъектный выбор и когнитивное и нравственное обоснование «правильного» решения самим ребёнком.
Приведем примет такой проблемно-игровой коммуникативно-познавательной ситуации «Как разделить справедливо?». «Тома и Джерри угостили двумя яблоками, причем одно яблоко было больше другого. Они решили разделить так, чтобы каждый получил поровну. Том и Джерри долго их делили и все-таки поссорились. Вопрос к детям. Как разделить два разных по размеру яблока между Томом и Джерри справедливо? [12].
Таким образом, принятие ребёнком нравственных ценностей, норм, идеалов, связано с развитием потребностно-моти-вационной, эмоциональной и интеллектуальной сфер личности ребёнка.
Возможности нравственного развития старшего дошкольника существенным образом определяются развитием когнитивной сферы личности, развитием морального сознания: как сформированностью базовых этических представлений, так и децентрации как общей умственной позиции, интеллектуальных операций.
Развитие личности старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора предполагает его способность к решению нравственных дилемм. Адекватной технологией развития нравственного сознания ребёнка является система проблемно-игровых коммуникативно-познавательных ситуаций, которая направлена на когнитивное и нравственное развитие личности старшего дошкольника.