УДК 37.015.32; 159.922 Суворова О.В.
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина 603600, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, д. 1, Российская Федерация
ШалинаА.А.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской
Федерации (филиал - Нижегородский институт управления)
603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, д. 46, Российская Федерация
ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ДОШКОЛЬНИКА
АННОТАЦИЯ
В статье анализируются результаты эмпирического исследования способов эмоционально-речевого воздействия родителей на становление старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора. Для анализа эмоционально-речевого воздействия использовалась авторская анкета «Способы воздействия родителей на нравственное развитие дошкольника» (О.В. Суворова, А.А. Шалина). Изучены эмоционально-речевые способы родительского воздействия на старшего дошкольника в процессе его нравственного воспитания. Показано, что только около половины родителей используют позитивные способы эмоционального воздействия на нравственное поведение детей. Определены перспективы дальнейшего изучения проблемы, связанные с разработкой программ психолого-педагогической поддержки и обучения родителей позитивным способам эмоционально-речевого воздействия на нравственное развитие ребёнка.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:
родители, старший дошкольник, нравственное развитие, субъект морально-нравственного выбора, эмоционально-речевое воздействие, поощрение, порицание.
O. Suvorova
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University 1 Ulyanova ul., Nizhny Novgorod 603600, Russian Federation
A. Shalina
Nizhny Novgorod Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
46 Gagarin ul., Nizhny Novgorod 603950, Russian Federation
О
О х
PARENTS' EMOTIONAL-SPEECH INFLUENCE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF A PRESCHOOLER'S MORAL CHOICE
ABSTRACT
The article analyzes the results of the empirical research of the methods of parents' emotional speech influence on the formation of a senior preschool child as a subject of moral choice. For the analysis of emotional speech influence the author's questionnaire "Ways of influence of parents on moral development of the preschool child" (O. V. Suvorova, A. A. Shalina) was used. The authors studied the emotional-verbal ways of parental influence on the older preschooler in the process of moral education. It is shown that only about half of parents use positive ways of emotional impact on the moral behavior of their children. The prospects of further exploring the problem are defined. The authors associate them with the development of psychological and pedagogical support programs, as well as with training parents to use positive methods of emotional-speech influence on the moral development of a child.
KEY WORDS:
parents, senior preschooler, moral development, subject of moral choice, emotional-speech influence, encouragement, reprimand.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ Современное российское общество и образование сориентированы на приоритет нравственного воспитания подрастающего поколения. Особое значение в нравственном воспитании и развитии личности у детей и подростков придаётся сегодня ценностям семейного общения, осваиваемым с первых дней жизни.
Семья является носителем нравственных ценностей и идеалов, образцов и норм нравственного поведения и поступка, т. е. целостной культуры духовно-нравственной жизни. Именно семья обеспечивает восприятие и освоение ребёнком традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни [1; 2; 3]. Семья сохраняет наиболее значимое влияние на морально-нравственный облик ребёнка вплоть до подросткового возраста [11].
Становление старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора предполагает осознание, переживание и принятие ребёнком нравственных ценностей как основы смысловой ориентировки поступка [8]. Развитие личности дошкольника характеризуется значительной ролью чувственного освоения нравственного поступка, приоритетом чувств над знанием и пониманием нравственных категорий и норм [3].
О
О х
Смысловая ориентировка поступка возникает к старшему дошкольному возрасту, и наполняется она прежде всего теми смыслами поведения и отношения, которые транслируют близкие взрослые [4; 5; 7]. В старшем дошкольном возрасте впервые возникает и формируется обобщение чувств, а переживания ребёнка складываются в аффективные комплексы нравственного отношения к себе, другим людям, прежде всего к сверстникам, к природе, явлениям общественной жизни [1; 3]. Именно эмоциональный аспект родительского взаимодействия оказывает существенное влияние на становление нравственного сознания как смыслового поля нравственного поступка ребёнка [8].
Критерием нравственного поступка является его мотивация как непосредственное отношение к другому, побуждение быть сопричастным проблемам другого человека, действовать в его интересах [5; 9]. Именно характер непосредственной реакции ребёнка в ситуациях моральной дилеммы позволил Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой выделить три категории детей: с отсутствием сопричастности (40%); с ориентацией на положительный образ Я (40%); с альтруистическим отношением к другому человеку (20%) [5]. С точки зрения эмпатийного подхода к нравственному развитию К. Гиллиган, нравственность - это прежде всего эмпатическая ориентация на нужды и потребности, чувства и переживания другого человека. В этом смысле собственно нравственным является в большей степени эмпатийный тип моральной ориентации, чем нормативный [9; 10].
Исследования показывают зависимость эмоционального и социального развития личности старшего дошкольника от материнского принятия [4; 7], эмоционального воздействия матери на развитие эмпатии у дошкольников [6], влияния характера детско-родительского взаимодействия на социально-личностное развитие дошкольника [7], внутрисемейного воздействия на моральное развитие детей [11].
Интенция родителей к выбору ребёнком нравственного поведения и нравственного поступка может быть реализована разными способами эмоционально-речевого воздействия. Одни из них будут транслировать ребёнку ценности уважения, доверия и принятия другого человека и актуализировать субъектный потенциал нравственного развития (одобрение чувствами, благодарность, выражение веры и доверия). Другие будут порождать страх, чувство отверженности, блокировать проявления стихийной нравственности (эмоциональный императив, эмоциональное отвержение, эмоциональное давление, страх наказания).
Эмоциональное воздействие родителей в процессе нравственного воспитания происходит под влиянием: общего эмоционального тона взаимодействия, а также эмоционально-речевых способов обоснования родителями нравственного поступка ребёнку (эмоциональный императив / эмоционально-экспрессивные оттенки побуждения, эмоциональное условное
О
О х
принятие, эмоциональное отвержение, страх наказания, угрозы); эмоциональных способов поощрения родителями нравственного поступка ребёнка (эмоциональное условное принятие, одобрение чувствами, благодарность, выражение веры и доверия); эмоциональных способов порицания родителями нравственного поступка ребёнка (порицание чувствами, эмоциональное условное отвержение, уменьшение веры и доверия) [8].
Таким образом, эмоционально-речевое воздействие родителей является фактором развития морально-нравственного выбора у старшего дошкольника. Эмоциональные способы обоснования, одобрения, порицания родителями поведения ребёнка оказывают значимое влияние на формирование смыслового поля нравственного поступка и тем самым управляют нравственным выбором ребёнка: быть сопричастным или быть равнодушным, прощать другого или злиться, доверять или не верить другому человеку в конфликтных социально-нравственных ситуациях.
Проблема выявления форм эмоционально-речевого воздействия родителей как способов обоснования ребёнку необходимости нравственного поведения, способов поощрения и порицания в процессе нравственного воспитания старшего дошкольника является недостаточно изученной и актуальной в педагогической психологии и педагогической практике.
ЦЕЛЬ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью данной работы является обсуждение результатов исследования способов эмоционально-речевого воздействия родителей на нравственное развитие старшего дошкольника, а именно: способов эмоционального обоснования родителями необходимости соблюдения нравственных норм, способов эмоционального поощрения нравственного поступка ребёнка, способов эмоционального порицания нарушения нравственных норм в поведении ребёнка.
В качестве инструментария использовалась авторская анкета для родителей «Способы воздействия родителей на нравственное развитие дошкольника» (О.В. Суворова, А.А. Шалина) с альтернативными вариантами родительского поведения в ситуациях морального выбора старшего дошкольника. Анкета включала 37 вопросов, направленных на выбор родителями эмоциональных и когнитивных способов обоснования ребёнку необходимости соблюдения нравственных норм, способов поощрения нравственного выбора поступка и способов порицания отклонения поведения ребёнка от нравственных норм.
Вопросы анкеты были сгруппированы по базисным этическим понятиям, выделенным в исследовании Н.В. Мельниковой [4]: хорошо-плохо, мож-но-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость-чёрствость, щедрость-жадность, добро-зло, милосердие-жестокость.
К эмоциональным способам обоснования мы отнесли эмоционально-речевые высказывания родителей: императив («Быть вруном плохо, нужно говорить правду!»); условное принятие («Мне нравится, когда ты хорошо себя ведёшь, мне не нравится, когда ты плохо себя ведёшь»); отвержение («Терпеть не могу жадных людей»); угроза наказанием («Только посмей так себя вести!»). К эмоциональным способам поощрения мы отнесли следующие эмоционально-речевые высказывания родителей: условное принятие («Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!»); одобрение чувствами («Ты ведёшь себя достойно! Мне так радостно!»); благодарность и выражение веры и доверия («Ты сказал правду, хоть и трудно было признаться. Я горжусь тобой!»). К эмоциональным способам порицания мы отнесли такие эмоционально-речевые высказывания родителей, как: порицание чувствами («Мне стыдно, что у меня такой равнодушный (нетерпимый, жестокий) сын / дочь!»); условное отвержение («Не хочу с тобой разговаривать / играть / читать - ты равнодушный (нетерпимый, жестокий)!»); уменьшение веры и доверия, а также эмоциональное давление («Ты грубый мальчик / девочка - не люблю таких детей!»). Вариант ответа «Затрудняюсь ответить» интерпретировался как сомнение или нежелание респондента сообщать о типичных формах воздействия на поведение ребёнка.
Социальная желательность ответов на вопросы анкеты контролировалась анонимностью исследования. Факторы внешней невалидности исследования контролировались случайным отбором.
Выборка составила 57 родителей старших дошкольников (от 5,7 лет до 7,2 года), посещающих разные группы дошкольных учреждений г. Нижнего Новгорода, преимущественно матерей в возрасте от 25 до 46 лет, в основном рабочих и служащих.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Исследование эмоционального аспекта воздействия родителей на нравственное развитие детей с помощью анкетирования показало следующее. Распределение частотности способов обоснования родителями необходимости нравственного поведения и поступка ребёнка представлено в таблице 1.
О
О х
Таблица 1
Распределение частотности эмоционального воздействия родителей в процессе нравственного воспитания детей: способы обоснования необходимости нравственного поведения и поступка ребёнка
Эмоциональные способы обоснования родителями необходимости нравственного поведения ребенку Частоты Проценты
1.1 Эмоциональный императив
1. не используют 57 100,0
2. используют 0 0,0
Итого 57 100,0
1.2 Эмоциональное условное принятие
1. не используют 0 0,0
2.используют 23 40,4
3. используют последовательно 3 5,3
4.сомневаются 31 54,4
Итого 57 100,0
1.3 Эмоциональное отвержение
1. не используют 0 0,0
2. используют 23 40,4
3. сомневаются 34 59,6
Итого 57 100,0
1.4 Страх наказания (угроза, наказание)
1. не используют 57 100,0
2. используют 0 0,0
Из таблицы 1 видим, что эмоциональный императив и устрашение наказанием (угроза, наказание) как способы обоснования ребёнку необходимости нравственного поведения респонденты не используют или не хотят об этом сообщать.
В тоже время среди родителей довольно распространены способы обоснования через эмоциональное условное принятие: 40,4% родителей используют; 5,3% родителей используют последовательно; и наконец, сомневаются 54,4% родителей (табл. 2). Можно утверждать, что условное принятие является одним из наиболее активно используемых способов эмоционального обоснования необходимости соблюдения нравственных норм ребёнку. Эмоциональное принятие проявляется в речи родителей как обозначение условия проявления позитивных чувств по отношению к ребёнку, например: «Когда ты добрый, я тебя люблю!»; «Мне нравится, когда ты хорошо себя ведёшь, мне не нравится, когда ты плохо себя ведешь!»; «Я люблю, когда ты помогаешь и мне и другим людям!».
И, что очень негативно для личностного благополучия и развития ребёнка, значительная часть родителей использует для обоснования необходимости нравственного поведения ребёнку эмоциональное отвержение: 40,4% используют и 59,6% сомневаются. Эмоциональное условное принятие проявляется в речи родителей как категоричное обозначение негативных чувств либо по отношению к ребёнку, либо без обозначения субъекта, например: «Терпеть не могу жадных людей!»; «Будешь плохо себя вести, никто с тобой дружить не будет!»; «Если ты не соблюдаешь правила, с тобой никто не будет играть!».
Таблица 2
Распределение частотности эмоционального воздействия родителей в процессе нравственного воспитания детей: способы поощрения
Эмоциональные способы поощрения родителями нравственного поступка ребенка Частоты Проценты
1.1 Эмоциональное условное принятие
1. не используют 10 17,5
2. используют 18 31,6
3. используют последовательно 18 31,6
4. используют настойчиво 11 19,3
Итого 57 100,0
1.2 Одобрение чувствами
1. не используют 16 43,9
2. используют 25 43,9
3. используют последовательно 7 12,2
Итого 57 100,0
1.3 Благодарность
1. не используют 56 98,2
2. используют 1 1,8
Итого 57 100,0
1.4 Выражение веры и доверия
1. не используют 57 100,0
2.используют 0 0,0
Как мы видим из таблицы 2, репертуар эмоционального поощрения нравственного поведения ребёнка родителями довольно односторонний. Наиболее распространённой формой эмоционального поощрения является эмоциональное условное принятие (используют 82,5% родителей). Эмоциональное условное принятие проявляется в речи родителей как обозначение позитивных чувств по отношению к ребёнку в ситуации нравственного поступка, например: «Когда ты добрый, я тебя люблю!»; «Вот теперь ты ведёшь себя хорошо! Я тобой горжусь!».
Следующий по частоте встречаемости способ эмоционального поощрения ребёнка за правильное поведение - одобрение чувствами (56,1%). Одобрение чувствами проявляется в речи родителей как обозначение позитивных чувств по отношению к ребёнку в ситуации нравственного поступка, например: «Вот теперь тебя люблю я, вот теперь тебя хвалю я!»; «Воспитатель сказал, что ты был сегодня вежливым. И мне было приятно!»; «Ты сказал правду, хоть тебе и было трудно признаться! Я горжусь тобой!».
Наиболее важные для нравственного развития ребёнка формы поощрения - благодарность и выражение веры и доверия - используют лишь 1,8% родителей и не используют вообще соответственно.
Именно одобрение чувствами, выражение веры и доверия, благодарности за добрые и правдивые поступки воспитывают эмпатический тип моральной ориентации ребёнка, поэтому они крайне важны в качестве эмоционально-речевого воздействия родителей в процессе нравственного развития детей. В тоже время они представлены в высказываниях менее чем у половины родителей.
Распределение частотности эмоциональных способов порицания родителями ребёнка в процессе нравственного воспитания детей представлено в таблице 3.
Таблица 3
Распределение частотности эмоционального воздействия родителей в процессе нравственного воспитания детей: способы порицания
Эмоциональные способы порицания родителями нравственного поступка ребенка Частоты Проценты
1.1 Порицание чувствами
1. не используют 0 0,0
2. используют 19 33,3
3. используют последовательно 19 33,3
4. используют настойчиво 2 3,5
5.сомневаются 17 29,8
Итого 57 100,0
1.2 Эмоциональное условное отвержение
1. не используют 0 0,0
2. используют 19 33,3
3. используют последовательно 5 8,8
4. сомневаются 33 57,9
Итого 57 100,0
1.3 Уменьшение веры и доверия
1.не используют 0 0,0
О
О х
2. используют 1 1,8
3. сомневаются 56 98,2
Итого 57 100,0
1.4 Эмоциональное давление
1. не используют 0 0,0
2. используют 1 1,8
3. используют настойчиво 1 1,8
4. сомневаются 55 96,5
Из таблицы 3 видим, что практически никто из родителей не применяет эмоционального давления (96,5%) и уменьшения веры и доверия (98,2%).
В репертуаре порицаний устойчиво используются способы: порицание чувствами (70,1%) и эмоциональное условное отвержение (42,1%).
Порицание чувствами проявляется в речи родителей как обозначение чувств неодобрения, досады и сожаления по отношению к ребёнку в ситуации нарушения нравственных норм, например: «Ты жадный медвежонок!»; «Я не люблю, когда ты жадничаешь!»; «Мне стыдно, что ты вел себя грубо!».
Эмоциональное условное отвержение выражается в замечаниях и оборотах речи: «Не буду с тобой разговаривать - ты плохо себя вел!»; «Раз ты так себя ведёшь, сам себе хозяин, то и живи один!»; «Ты не помог мне сегодня, а мог бы помочь. Никто с тобой дружить не будет!»
Результаты исследования выявили необходимость разработки психолого-педагогических подходов к оптимизации эмоционально-речевого воздействия и взаимодействия родителей с ребёнком в процессе нравственного воспитания, направленной на обогащение эмоционально-речевого репертуара, развитие способов эмоционального условного принятия, культуры одобрения и порицания чувствами, выражения благодарности, веры и доверия.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Исследование способов эмоционально-речевого воздействия, применяемых родителями старших дошкольников для обоснования, поощрения и порицания выборов поведения ребёнка в ситуациях моральных дилемм, позволило сделать следующие выводы.
Позитивные способы эмоционально-речевого воздействия используются родителями недостаточно часто, и, соответственно, они имеют значительный резерв для развития. Так, эмоциональное условное принятие применяют чуть менее половины родителей, одобрение и порицание чувствами - около двух третей, благодарность, выражение веры и доверия практически не используются родителями в процессе нравственного воспитания.
Наиболее неблагоприятные способы эмоционально-речевого воздействия, такие как эмоциональный императив, эмоциональное давление,
устрашение наказанием и угрозы, не были выявлены в репертуаре родительского взаимодействия с детьми.
Неблагоприятные способы эмоционально-речевого воздействия, такие как эмоциональное отвержение, эмоциональное условное отвержение, используют чуть менее половины родителей. Однако около половины родителей «затруднялись ответить» на вопрос о применении отвергающих высказываний, что мы обозначили как сомнение в правильности и, соответственно, интерпретируем как неоднозначность поведения родителей.
Таким образом, наше исследование показывает необходимость психолого-педагогической поддержки и обучения родителей позитивным способам эмоционально-речевого воздействия на поведение ребёнка, углубления и расширения эмоциональной компетентности и культуры чувств родителей в области нравственного развития ребёнка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. М.: Просвещении, 2009. 29 с. (Стандарты второго поколения).
3. Мельникова Н.Я. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2009. 40 с.
4. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 57-68.
5. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредствованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 26-36.
6. Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений // Психолог в детском саду. 2005. № 3. С. 93-98.
7. Суворова О.В. Влияние семейной среды на развитие детской субъект-ности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета: [сайт]. 2014. № 3 (7). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/viewFile/500/476 (дата обращения: 10.01.2018).
8. Суворова О.В., Шалина А.А., Таш А. Способы когнитивного воздействия родителей на развитие дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56 (3). С. 346-353.
9. Gilligan C. Beyond morality: Psychoanalytic reflections on shame, guilt and love // Moral development and Behavior / ed. T. Liskona. New York, 1976. P. 144-158.
10. Gilligan C. In a different voice: Women's conceptions of self and morality // Harvard Educational Review. 1977. Vol. 47. P. 481-517.
11. Walker L., Taylor J. Family interactions and the development of moral reasoning // Child development. 1991. Vol. 62. № 2. P. 264-283.
REFERENCES
1. Vygotsky L.S. Pedagogicheskaya psikhologiya [Educational psychology]. Moscow, Pedagogika Publ., 1991. 480 p.
2. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshchego obrazovaniya: proekt [The concept of spiritually-moral development and upbringing the personality of the citizen of Russia in the sphere of education: project]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2009. 29 s.
3. Mel'nikova N.Ya. Razvitie nravstvennoi sfery lichnosti doshkol'nika: avtoref. dis. ... kand.psikhol. nauk [The development of moral sphere of a preschool child's personality: abstract of PhD thesis in Psychological sciences]. Kazan, 2009. 40 p.
4. Smirnova E.O., Sokolova M.V. [Structure and dynamics of parental relationship in a child's ontogeny]. In: Voprosypsikhologii [Issues of Psychology], 2007, no. 2, pp. 57-68.
5. Smirnova E.O., Kholmogorova V.M. [The ratio of direct and mediated drivers of children's moral behaviour]. In: Voprosy psikhologii [Psychology issues], 2001, no. 1, pp. 26-36.
6. Sorokoumova S.N. [The development of empathy in pre-school age through optimizing the parent-child relationship]. In: Psikholog vdetskom sadu [Psychologist in kindergarten], 2005, no. 3, pp. 93-98.
7. Suvorova O.V. [The influence of family environment on the development of children]. In: Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin of Minin University], 2014, no. 3 (7). Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ viewFile/500/476 (accessed: 10/01/2018).
8. Suvorova O.V., Shalina A.A., Tash A. [Methods of parents' cognitive influence on the development of a preschool child as a subject of moral choice]. In: Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2017, no. 56 (3), pp. 346-353.
9. Gilligan C. Beyond morality: Psychoanalytic reflections on shame, guilt and love. In: T. Liskona, ed. Moral development and Behavior. New York, 1976, pp. 144-158.
10. Gilligan C. In a different voice: Women's conceptions of self and morality. In: Harvard Educational Review, 1977, vol. 47, pp. 481-517.
11. Walker L., Taylor J. Family interactions and the development of moral reasoning. In: Child development, 1991, vol. 62, no. 2, pp. 264-283.
ДАТА ПУБЛИКАЦИИ
Статья поступила в редакцию 16.02.2018 Статья размещена на сайте: 28.03.2018
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Суворова Ольга Вениаминовна - доктор психологических наук, профессор кафедры практической психологии Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина; e-mail: [email protected]
Olga V. Suvorova - Doctor of Psychological Sciences, Professor at the Department of Practical Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (NNSPU named after K. Minin); e-mail: [email protected]
Шалина Альбина Анатольевна - аспирант кафедры психологии и социологии Нижегородского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; e-mail: albina. [email protected]
Albina A. Shalina - post-graduate student at the Department of Psychology and Sociology, Nizhny Novgorod Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION
Суворова О.В., Шалина А.А. Эмоционально-речевое воздействие родителей как фактор развития морально-нравственного выбора дошкольника // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018. № 1. URL: www. evestnik-mgou.ru.
Suvorova O.V., Shalina A.A. Parents' emotional-speech influence as a factor in the development of a preschooler's moral choice. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2018, no. 1. Available at: www.evestnik-mgou.ru.