Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Наталья Владимировна

Представленный научный труд направлен на исследование ключевых методологических аспектов гуманизации системы высшего профессионального образования в условиях быстро меняющихся общественно-образовательных стандартов и тенденций. Рассматривается роль гуманизации и гуманитаризации образования в рамках современного образовательного процесса и процесса профессиональной подготовки специалиста как гуманитарного, так и технического профиля. Особое внимание уделяется принципам и механизмам гуманизации, рассмотрению специфики професса гуманитаризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE HUMANIZATION OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION

The presented scientific work is aimed at researching the key methodological aspects of humanizing the system of higher professional education in the context of rapidly changing social educational standards and trends. The role of humanization and humanitarization of education in the framework of the modern educational process and the process of professional training of a specialist of both humanitarian and technical profile is considered. Special attention is paid to the principles and mechanisms of humanization, consideration of the specifics of the professional humanitarization.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Аннотация. Статья посвящена разработке диагностического инструментария по исследованию уровня развития у подростков познавательного интереса к изобразительному искусству в школьной образовательной среде, проведению начальной диагностики изучаемого термина, её анализу. Проблема изучена недостаточно, нуждается в исследованиях и дополнениях не только в теории, но и практике художественного образования общеобразовательной школы. Образовательная среда служит не только обязательным элементом оснащения каждой общеобразовательной школы, н и способна влиять на познавательный интерес учащихся положительным образом. На основе уточненного понятия «познавательный интерес к изобразительному искусству в школьной образовательной среде» формулируются показатели данного качества подростков, для каждого показателя разработаны методы и диагностические задания для учеников общеобразовательной школы.

Ключевые слова: образовательная среда, интерьер, подростки, диагностический инструментарий, метод творческих заданий, метод тестирования.

Annotation. The article is devoted to the development of diagnostic tools for the study of the level of development of teenagers ' cognitive interest in the visual arts in the school educational environment, the initial diagnosis of the term under study, and its analysis. The problem has not been sufficiently studied and needs research and additions not only in the theory, but also in the practice of art education in secondary schools. The educational environment is not only a mandatory element of equipment for every secondary school, but also can influence the cognitive interest of students in a positive way. Based on the refined concept of "cognitive interest in the visual arts in the school educational environment", indicators of this quality of adolescents are formulated, and methods and diagnostic tasks for secondary school students are developed for each indicator.

Keywords: educational environment, interior, teenagers, diagnostic tools, creative tasks method, testing method.

Литература:

1. Головлева C.M. Компоненты образовательный среды субъектно-ориентированного педагогического процесса. // Ярославский педагогический вестник. 2015. №4. С. 18-22.

2. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 13-23.

3. Щербакова Т.Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений. // Молодой ученый. 2012. №5. С. 545-548.

4. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. Москва: Просвещение, 2006. 382 с.

5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва: Смысл, 2001. 365 с.

УДК 371

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГУМАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

доктор педагогических наук, профессор, профессор РАО Горбунова Наталья Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Современное высшее образование пестрит проблемами и актуальными вопросами, требующими рассмотрения и оптимизации со стороны ведущих педагогов. Оно определяет дальнейшее развитие различных профессиональных областей, отвечает требованиям современного рынка труда, формирует принципиально новый ряд специалистов многопрофильного уровня. Особенно ярким и явным становится вопрос о гуманизации системы высшего профессионального образования, которая на сегодняшний день является приоритетной по-своему значению, поскольку реализует стратегическое направление профессионального образования.

Гуманизация стимулирует подготовку специалиста не только для профессиональной деятельности, но и для творческой, социальной, гуманистической, гражданской, патриотичной. Это связано с тем, что она является важным элементом процесса перехода учебного процесса от экстенсивно-информационной модели к проблемно-аналитической. Иными словами, она призвана оптимизировать процесс получения будущими специалистами компетенций как общего, так и специального характера [1]. Кроме того, она позволяет преодолеть разрыв между гуманитарными и не гуманитарными дисциплинами, что значительно расширяет потенциал современных специалистов, а также стимулирует их к развитию различных способностей как гуманитарного, так и не гуманитарного плана, актуализируя их и делая их многопрофильными профессионалами.

В целом же идеи гуманизма охватывают достаточно длительный период не только в педагогике, но и в других социальных структурах. Многие ученые, философы, представители творческих профессий, социальные лидеры мнений уделяют достаточно большое внимание идеям гуманизма, защиты чести, достоинства и прав индивида, а также стремятся к формированию системы всестороннего развития личности, преобладания гармонии индивидуальных и социальных интересов, что позволяет сформировать здоровое гражданское общество [1].

Изложение основного материала исследования. В центре идеи гуманизма лежит представление о том, что основополагающей ценностью является личность и личностное развитие человека. Это несколько соприкасается с современными тенденциями перехода к личностно-ориентированному обучению, существующим в современной педагогической науке. Такое обучение ставит в центр образовательного процесса обучающегося и его идеи, способности, личностные характеристики, соприкасаясь и дублируя основные положения теории гуманизма.

Кроме того, важно отметить, что гуманизация на сегодняшний день является теоретической основой высшего профессионального образования, поскольку включает в свой состав профессиональные, интеллектуальные и социально-психологические качества, влияющие на индивидуальность, позволяющие

решать задачи научно-технического и научно-исследовательского, социального характера, что позволяет сделать гуманизацию центральным объектом и ориентиром для развития всевозможных социальных институтов [2].

Особую роль в системе гуманизации занимает гуманитаризация, которая воплощает принципы гуманизации, ориентируется на учебно-практическую деятельность заведений профессиональной подготовки специалистов, реализуемую в области формирования материальных, организационных, духовных, нравственных условий для развития личности обучающегося. При этом гуманитаризация основывается на общечеловеческих и национальных ценностях народа, а также является значимой частью этнопедагогики [1].

Гуманитаризация предусматривает оптимизацию связи и взаимодействия естественнонаучного, технического и общегуманитарного образования, в соответствии с чем формируется целостная совокупность знаний о личности, природе, обществе. Такое целостное понимание позволяет современному специалисту осознавать и принимать себя как важного элемента социальных взаимоотношений [2]. Иными словами, гуманизация и гуманитаризация в совокупности являются единством теории и практики, о чем нами говорилось в самом начале данной статьи. Подкрепление теоретических основ практической деятельностью всегда ведет к возрастанию уровня профессионализма, совершенствованию личных и профессиональных способностей, а также к формированию комплекса коммуникативных способностей, необходимых каждому современному человеку.

Важным методологическим аспектом гуманизации высшего образования является то, что проблема гуманизации реализуется на многих национальных уровнях, является интернациональной и находит свое решение в структуре различных образовательных систем европейских, американских и азиатских государств. Современный мир стремится к максимизации эффекта гуманизации, воспитанию толерантной, чувственной, эмпатийной, свободной личности, способной справедливо анализировать происходящие в мире явления и процессы. Важно сформировать человека, способного к самостоятельной контролирующий деятельности, самоорганизации и самоконтролю [1].

Отметим некоторые существующие на сегодняшний день тенденции в сфере гуманизации системы высшего образования, которые легли в основу методологии гуманизации высшего образования.

Во-первых, на сегодняшний день в инженерно-технических вузах многих цивилизованных государств ведется подготовка специалистов-гуманитариев, которые ориентируются на поддержку и обслуживание гуманитарных предприятий. Такое положение вещей свидетельствует о значительном преодолении существующих на протяжении веков паттернов, а также о совершенствовании системы технического образования. Это - значительный шаг навстречу гуманизации профессиональной подготовки специалистов, а также значительная предпосылка к дальнейшему развитию этой области.

Во-вторых, образование, следующее идеям гуманизации, направлено на формирование специальных факультетов с определенным сроком обучения и профессиональной подготовки специалистов, на создание курсов повышения квалификации, системы дополнительного образования. Это позволяет даже студентам-техникам получать комплексное образование, с учетом как технических, так и гуманистических требований.

В-третьих, все чаще формируются советы по гуманитарному образованию, причем участие в них принимают ведущие педагоги не только гуманитарныой, но и технической сферы, а также руководящий состав организации. В ходе такой деятельности регламентируется образовательно-воспитательный потенциал организации в сфере гуманизации образования, а также формируется новый спектр вопросов, относящихся к этой проблеме.

В-четвертых, значительно совершенствуется методика преподавания как общих, так и специальных дисциплин, которая базируется на переходе к новым технологиям обучения, в том числе инновационным. Таким образом гуманизация образования приобретает новые характеристики, отвечает современным требованиям в данной сфере [1; 2].

Выводы. На сегодняшний день ключевой задачей каждого современного вуза является гуманизация образования, переход к личностно-ориентированному обучению. Однако существует ряд проблем и задач, реализующихся в отношении гуманизации. Нельзя сказать, что достижения в данный области крайне малы и не значительны, поскольку любое изменение стимулирует развитие данной деятельности во всех вузах страны. Однако необходимо добиться большего эффекта и стимулировать повсеместную гуманизацию образования. Для этого важно правильно и системно направлять работу кафедр, управленческого и педагогического персонала учебных заведений профильного порядка на формирование новых технологий, методов и инструментов для оптимизации процесса обучения и воспитания, а также гуманизации образования будущих специалистов.

Аннотация. Представленный научный труд направлен на исследование ключевых методологических аспектов гуманизации системы высшего профессионального образования в условиях быстро меняющихся общественно-образовательных стандартов и тенденций. Рассматривается роль гуманизации и гуманитаризации образования в рамках современного образовательного процесса и процесса профессиональной подготовки специалиста как гуманитарного, так и технического профиля. Особое внимание уделяется принципам и механизмам гуманизации, рассмотрению специфики професса гуманитаризации.

Ключевые слова: гуманизация высшего образования, высшее профессиональное образование, гуманитаризация образования, методологические аспекты и предпосылки гуманизации образования.

Annotation. The presented scientific work is aimed at researching the key methodological aspects of humanizing the system of higher professional éducation in the context of rapidly changing social educational standards and trends. The role of humanization and humanitarization of éducation in the framework of the modern educational process and the process of professional training of a specialist of both humanitarian and technical profile is considered. Special attention is paid to the principles and mechanisms of humanization, considération of the spécifiés of the professional humanitarization.

Keywords: humanization of higher éducation, higher professional éducation, humanization of éducation, methodological aspects and prerequisites for the humanization of éducation.

Литература:

1. Добрускин, M.E. Гуманизация как стратегия высшего образования / М.Е. Добрускин // Философия и общество. - Выпуск № 3 (40). - 2005.

2. Сизова, Ю.С. Гуманитаризация высшего образования как направление его гуманизации / Ю.С. Сизова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). - Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. - С. 261-266.

УДК 372

РЕЖИМ ДНЯ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

студент Горькова Галина Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени КозьмыМинина» (Мининскийуниверситет) (г. НижнийНовгород);

старший преподаватель Вершинина Анна Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени КозьмыМинина» (Мининскийуниверситет) (г. НижнийНовгород)

Постановка проблемы. Ранний возраст - это период закладывания фундамента здоровья человека, основы физического, психического и личностного развития. Организм ребенка раннего возраста находится в состоянии непрерывного роста и развития, которые протекают с разной интенсивностью [2].

Согласно психолого-педагогическим исследованиям (Н.М. Аксариной, В.Г. Алямовской, B.C. Мухиной, В.О. Смирновой, С.Л. Новоселовой, М.И. Лисиной, О.Л. Печоры, Л.П. Павловой, М.Ю. Стожаровой, Э.Г. Пилюгиной и др.), ранний возраст является одним из важных в жизни ребенка и во многом определяет его будущее развитие в психологическом плане.

Среди различных условий, обеспечивающий необходимый уровень физического и психического, одним из ведущих мест отводится режиму.

Правильная организация дня с соблюдением времени, отведенного на умственную и физическую деятельность, развлекательные мероприятия, прием пищи и сон позволяет повысить работоспособность ребенка, оптимизировать его физическое развитие, воспитать трудолюбие, развивать стремление к познанию и развитию. Соблюдение режима питания и сна позволяет сохранить здоровье ребенка на должном уровне и способствует повышению его физической активности [1].

Изложение основного материала исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) перед воспитателями ставит основные задачи, которые педагогу необходимо соблюдать и выполнять [4].

Первая и самая важная задача, заключается в охране и укреплении физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального.

В режиме дня большое значение отводится двигательной активности, которая включает в себя организованную (утренняя гимнастика, НОД, физкультминутки) и самостоятельную (подвижные игры, физические упражнения) деятельность детей.

Организация утренней гимнастики направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса. В соответствии с возрастом детей увеличивается продолжительность и усложнение упражнений.

Приведем пример, утренней гимнастики детей первого года жизни. Необходимо помнить, что в данном возрасте, главным является игра:

- общеразвивающие упражнения (ходьба обычная, ходьба на носочках; бег обычный, бег в рассыпную);

- подвижные имитационные игры («Петушок», «Медведи», «Синички»);

- простые гимнастические упражнения (присесть, перешагнуть, перепрыгнуть);

- музыкальные упражнения, развивающие чувство ритма - сопровождающиеся стихами или песенками.

Организация физкультминуток и разминок применяются с целью предупреждения переутомления на

занятиях, которые требуют от детей раннего возраста сосредоточенности внимания и умственной деятельности. Физкультминутки и разминки способствуют двигательной активности детей и состоят из двух-трех упражнений, например, «Забрось мяч в корзину», «Сбей кеглю» и др.

Организация НОД по физической культуре способствует поддержанию оптимальной двигательной активности. Приведем пример основных упражнений:

Общеразвивающие упражнения

«Спрячем лучики от тучки».

П.п. стоя, ноги на ширине плеч, руки за спину.

Выполнение: наклониться вперёд, показать лучики,

вернуться в исходное положение. (3-4 р.)

«Лучики играют в прятки».

И.п. стоя, руки внизу.

Выполнение: присесть, обхватить руками колени, выпрямиться (3-4 р.)

ОВД

«РИТМИЧНАЯ ИГРА «СОЛНЫШКО»

Вот как солнышко встает

(медленно поднимают руки вверх)

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет

(медленно опускают руки)

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо

(«Фонарики»)

Солнышко смеется,

А под солнышком всем

(хлопают в ладоши)

Весело поется.

Организация прогулки. Прогулка - одна из важнейших режимных моментов, во время которой дети могут в полной мере реализовать свои потребности. Прогулка содержит такие компоненты как: подвижные игры (организованные как воспитателем, так и самими детьми), индивидуальные работы, направленные на развитие двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.