УДК 802.0:378.662.174.38 (571.16)
З. В. Федоринова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА САБЕ-БТ^У ДЛЯ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Статья посвящена решению актуальной проблемы высшего технического образования, а именно процессу его гуманизации и гуманитаризации через внедрение в обучение методу са8е-81и(1у. В результате проведенного исследования были отмечены новые возможности данного метода как способа формирования транскоммуникативной компетентности участников образовательной деятельности, которая включает в себя смыслопорож-дение и означает новое качество коммуникативного процесса.
Статья представляет интерес для специалистов в области психологии, педагогики, методики преподавания профессионального иностранного языка.
Ключевые слова: процесс гуманизации и гуманитаризации образования; образовательная деятельность; метод case-study; транскоммуникативная компетентность, смыслообразование.
Актуальность выбранной темы обусловлена углубляющимися процессами гуманизации и гуманитаризации высшего технического образования в России, основным содержанием которых является «поворот к человеку, ... отказ от технократического, формирование культуры гуманистического мышления, творческих способностей.» [1, с. 20].
Проблемы гуманизации и гуманитаризации образования отражены в многочисленных работах философов, социологов, психологов (К. А. Абуль-ханова-Славская, Е. А. Ануфриев, А. И. Арнольдов, Н. А. Баллер, В. С. Библер, Л. П. Буева, Д. Ж. Валеев, Ф. А. Гайсин, Дж. М. Гилязитдинов, П. С. Гуревич, Р. Г Гурова, В. И. Добренькова, Л. А. Зеле-нов, В. Е. Кемеров, Л. Н. Коган, И. С. Кон, Н. В. Куз-мина, А. В. Кукаркин, Т. Н. Кухтевич, Е. М. Пеньков, В. А. Сластенин, М. Х. Титма, Ж. Т. Тощенко, А. Г. Харчев, Л. Е. Шапошникова и др.), в которых дается комплексное изучение человека в условиях действия новых факторов существования цивилизации. В них содержится анализ социально-философских аспектов антропосоциогенеза, реалий и перспектив взаимоотношений человека с окружающей средой в изменяющихся условиях, а также нравственно-гуманистический смысл человеческой жизни. Задачам гуманизации и гуманитаризации инженерного образования посвящены статьи В. П. Баранникова, В. Л. Басанец, В. В. Батухи-на, И. П. Волкова, А. И. Добролюбова, Н. И. Имаше-ва, Л. И. Карташовой, Т. Н. Кухтевич, Тер-Григоря-на, И. Шахниной, В. С. Щукшуновой.
Следует заметить, что термины «гуманистический» и «гуманитарный» весьма близки по своему смыслу в обыденном употреблении, и тем не менее их все чаще начинают различать в дискуссиях о гуманизации образования. И в этом есть рациональное зерно.
Гуманизм (от лат. Ьишапш - человеческий) -«исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его
право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой между людьми» [2, с. 196].
В своем исследовании З. Г. Нигматов отмечает, что «для обозначения нравственного проявления гуманизма следует употреблять термин „гуман-ность“. Выделение этого термина как интегрального идейно-нравственного качества показывает, что в морали существуют особые специфические признаки гуманизма, реализующиеся в отношениях человека (к обществу, природе, человеку, самому себе)» [3, с. 159]. По мнению автора, нельзя сказать, что гуманизм воспитывается - он утверждается, формируется как идея человеческого общества. А гуманность воспитывается, так как является совокупностью определенных нравственных качеств.
Таким образом, термин «гуманизм» в широком смысле слова обозначает систему ценностей, возвышающих человеческую личность, ставящую в основу любого проекта или действия благо и счастье человека, его неотъемлемые и естественные права на достойную жизнь.
Слово «гуманитарный» закрепляется за комплексом наук, имеющих своим предметом те или иные проявления человеческой духовности, таких как филология, этика, философия, история, эстетика, юриспруденция и ряд других. Соответственно, представителей этих наук стали называть гуманитариями в отличие от гуманистов, т. е. тех людей, которые руководствуются в своей деятельности гуманистическими идеалами.
Таким образом, о «гуманизме», «гуманном», «гуманистическом» можно говорить лишь тогда, когда имеются в виду деятельность, учения, социальный институт, поступки, возвышающие человека, способствующие его благу, счастью, свободе, справедливости. А термин «гуманитарный» со-
относится с определенными профессиональными занятиями, направленными на понимание и истолкование поведения человека, его духовной жизни, мира человеческой культуры. Все эти занятия объединяются термином «гуманитарные науки».
Спроецируем данные трактовки на задачи образовательного процесса в техническом вузе. Гуманизация образования означает создание такой образовательной социальной системы, которая отвечает гуманистическим ценностям и идеалам и предполагает «очеловечивание» образования, т. е. независимо от будущей специальности и изучаемых дисциплин человек ставится в центр процесса обучения, в основе которого лежит диалоговое взаимодействие всех участников педагогического процесса, направленного на саморазвитие и самоактуализацию личности [4]. Целью гуманистической реконструкции образования становится стыковка инженерной подготовки с человеческими целями, гуманистическими ценностями, а не только с задачами и целями научно-технического прогресса. В конечном счете это должно привести к преодолению кризиса человека и системы образования.
В настоящее же время данный кризис ярче всего выражается в технократическом менталитете общественного мнения, согласно которому смысл человеческой деятельности видится в наращивании научно-технического потенциала в ущерб самому человеку. Технократическая парадигма как способ решения образовательных задач не только себя исчерпала, но в определенном понимании заводит образование в тупик.
Гуманитаризация образования достаточно часто понимается однобоко как наполнение или дополнение образовательной программы соответствующим содержанием, т. е. предполагает включение в учебный процесс цикла гуманитарных дисциплин. Но, как отмечает Г. Н. Прозументова, «. гуманитарное образование вовсе не связано с увеличением количества гуманитарных предметов. Гуманитарное образование - это особое образовательное действие. И в общем не важно, на материале какого предмета строится гуманитарное образовательное действие. Главное в этом действии -возможность влияния человека на свое образование, участие в нем, выстраивание своих образовательных форм, траектории, пространства. Иными словами, гуманитарное образование - это организация процесса образования самим субъектом, образование субъектных форм деятельности и познания этих форм своего образования» [5, с. 5].
В этой связи вполне закономерно возникает вопрос о поиске, разработке и внедрении в процесс обучения таких образовательных технологий, которые направлены на создание условий для участия самих студентов в организации своего обра-
зования. Большие возможности для решения данной задачи имеет метод са8е-81;^у - метод интерактивного обучения на основе реальной ситуации. Суть его заключается в том, что, ознакомившись с описанием ситуации (проблемы), каждый участник группы самостоятельно анализирует, диагностирует ее и представляет свои идеи и решения в дискуссии с другими участниками обсуждения.
Следует заметить, что на сегодняшний день существует достаточно много литературы, в которой отмечается, что метод са8е-81;^у является эффективным средством активизации учебно-познавательной деятельности студентов, повышающим их мотивацию к процессу обучения, прекрасным инструментом для формирования и развития коммуникативной, информационной компетентностей [6], компетентности совместной деятельности. Кроме того, отмечается, что данный метод развивает навыки решения реальных проблем путем практического применения теоретических знаний [7], навыки анализа и критического, «панорамного», системного мышления [8], самоанализа, а также исследовательские, творческие способности [9] участников образовательной деятельности, которыми являются преподаватель и студенты.
Проведенное нами исследование в Институте неразрушающего контроля при НИ ТПУ на втором курсе в группе студентов уровня Ш;егт1&а1е при изучении дисциплины «иностранный язык» с применением метода са8е-81;^у стало подтверждением того, что он может быть успешно использован как один из способов организации образовательной деятельности и гуманитаризации образования.
Наблюдения позволили с уверенностью констатировать огромный интерес со стороны студентов к этой форме работы, как к чему-то новому, отличному от традиционных занятий, который сохраняется на протяжении всего периода использования метода; влияние метода са8е-81;^у на качество общения и его эмоциональную окрашенность. Включенность участников общения в единый контекст деятельности, их причастие к событиям ситуации (т. е. ее «присвоение») посредством метода са8е-81;^у делают общение продуктивным, что проявляется в высказываниях, повышении речевой готовности, способности к эвристической деятельности. Кроме того, можно было наблюдать, как при использовании метода са8е-81;^у появляется речевая интенция и как, проходя путь от «трафаретных» высказываний и робких попыток построения собственных предложений, изобилующих грамматическими и стилистическими ошибками, формируется и совершенствуется умение воспринимать информацию, адекватно реагировать на нее, поддерживая вескими аргументами.
Но, пожалуй, самый важный результат использования метода са8е-81иёу для решения задач гуманитаризации образования в техническом вузе это то, что в процессе коммуникации происходит о-смы-сление, а порой и пере-осмысление участниками обсуждения своих профессиональных установок, взаимодействия с другими людьми, отношения к образованию, открытие новых возможностей, горизонтов своего совершенствования. Эти эффекты отличаются от привычного понимания эффектов коммуникации, образующихся при совместной деятельности. Общепринятое представление о коммуникации состоит в том, что человек в общении передает и получает определенную информацию, вступает
во взаимодействие с другими людьми. Но качество коммуникации, возникающее при использовании метода са8е-81иёу, характеризуется появлением эффектов смыслообразования, что позволяет говорить о формировании транскоммуникативной компетентности, которая, по определению В. И. Кабрина, включает в себя смыслопорождение [10], что означает новое качество коммуникативного процесса.
Обобщая результаты проведенного исследования, можно утверждать, что значительное число эффектов метода са8е-81^у указывает на его образовательный потенциал для решения задачи гуманитаризации образовательной деятельности в техническом вузе.
Список литературы
Педагогика и психология высшей школы / под. ред. С. И. Самыгина. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. 544 с.
Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. 1072 с.
Нигматов З. Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946-1989 гг.): дис. ... д-ра пед. наук. Казань, 1990. 397c. Куроленко Е. М. Некоторые аспекты гуманистического подхода в высшем образовании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12. С. 171-172.
Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы: коллективная монография / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 341 с.
Ситуационный анализ, или Анатомия кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 288 с. Панфилова А. П., Громова Л. А., Богачек И. А., Абчук В. А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / под ред. проф. В. П. Соломина. СПб.: Питер, 2004. 240 с.
8. Черкасова И. И. Возможности кейс-метода в развитии панорамно-педагогического мышления // Среднее профессиональное образование. 2007. № 6. С. 35-38.
9. Михайлова Е. А. Кейс и кейс-метод: общие понятия // Маркетинг. 1999. № 1. С. 109-117.
10. Кабрин В. И. Коммуникативный мир, транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. М.: Смысл,
2005. 247 с.
Федоринова З. В., аспирант, ст. преподаватель. Томский политехнический университет.
Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 31.01.2012.
Z. V Fedorinova
THE USE OF CASE-METHOD FOR HUMANITARIZATION OF EDUCATION IN TECHNICAL UNIVERSITY
The paper is devoted to solving actual problem of higher technical education namely the process of its humanization and humanitarization through the introduction of case-study method into the learning process. The results obtained confirm new possibilities of case-study method as a means of forming transcommunicative competence of the participants of educational activity which includes sense-building and means new quality of communicative process.
The article is of interest to specialists in the field of psychology, pedagogics, methods of teaching professional foreign language.
Key words: the process of humanization and humanitarization, educational activity, case-study method, transcommunicative competence, sense-building.
Tomsk Polytechnic University.
Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]