Научная статья на тему 'Обзор работ в области образования для выявления путей и форм гуманитаризации процесса обучения'

Обзор работ в области образования для выявления путей и форм гуманитаризации процесса обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОНИМАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ДИАЛОГ / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ / ОСМЫСЛЕНИЕ / REFLECTION / PERSONALITY / UNDERSTANDING / CULTURE / DIALOGUE / HUMANITARIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мясникова Ольга Валентиновна

Статья посвящена вопросу гуманитаризации высшего образования. Данная тема не теряет актуальности, так как сегодняшнее образование находится в определенном парадигмальном кризисе, происходит пересмотр ориентиров, меняется основный смысловой знак образования: «технократизм» на знак «культура». Для подтверждения этого были проанализированы научные работы последних лет в области образования, и было отмечено, что большинство из них в той или иной степени затрагивают заявленную нами тему. В ходе анализа были выделены различные пути восхождения к человеку в обучении. Авторы предлагали свои апробированные способы обращения к личности в обучении, выдвигали новые идеи по реализации гуманитарных принципов в обучении. Обзор работ показал вариативность и индивидуальность данного подхода в обучении. Каждый педагог выбирает свой собственный путь гуманитаризации. В рассмотренных работах можно наблюдать примеры обращения к личности в обучении через содержание, через условия выстраивания отношений в педагогическом процессе, с помощью определенных средств. Такой активный интерес исследователей к процессу гуманитаризации образования помогает осмысливать и находить проблемные моменты в системе современного высшего образования, и, как следствие, предпринимаются попытки разрешения какими-либо способами выявленных проблем. Данный анализ научных работ, посвященных теме обращения к гуманитарной составляющей в образовании, показал и всю многогранность данного процесса. Это, в свою очередь, позволит другим исследователям данного вопроса определить новые пути гуманитаризации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мясникова Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор работ в области образования для выявления путей и форм гуманитаризации процесса обучения»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мясникова О. В.Обзор работ в области образования для выявления путей и форм гуманитаризации процесса обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8 (август). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/16177.htm.

ART 16177 УДК 37.013.46

Мясникова Ольга Валентиновна,

кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул omelnikova2000@mail.ru

Обзор работ в области образования для выявления путей и форм гуманитаризации процесса обучения

Аннотация. Статья посвящена вопросу гуманитаризации высшего образования. Данная тема не теряет актуальности, так как сегодняшнее образование находится в определенном парадигмальном кризисе, происходит пересмотр ориентиров, меняется основный смысловой знак образования: «технократизм» на знак «культура». Для подтверждения этого были проанализированы научные работы последних лет в области образования, и было отмечено, что большинство из них в той или иной степени затрагивают заявленную нами тему. В ходе анализа были выделены различные пути восхождения к человеку в обучении. Авторы предлагали свои апробированные способы обращения к личности в обучении, выдвигали новые идеи по реализации гуманитарных принципов в обучении. Обзор работ показал вариативность и индивидуальность данного подхода в обучении. Каждый педагог выбирает свой собственный путь гуманитаризации. В рассмотренных работах можно наблюдать примеры обращения к личности в обучении через содержание, через условия выстраивания отношений в педагогическом процессе, с помощью определенных средств. Такой активный интерес исследователей к процессу гуманитаризации образования помогает осмысливать и находить проблемные моменты в системе современного высшего образования, и, как следствие, предпринимаются попытки разрешения какими-либо способами выявленных проблем. Данный анализ научных работ, посвященных теме обращения к гуманитарной составляющей в образовании, показал и всю многогранность данного процесса. Это, в свою очередь, позволит другим исследователям данного вопроса определить новые пути гуманитаризации высшего образования.

Ключевые слова: гуманитаризация, понимание, осмысление, личность, диалог, культура.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Гуманитарная составляющая является ключевым моментом в сегодняшнем образовании. Все больше исследований посвящено данной тематике, так как происходит пересмотр ориентиров, своего рода парадигмальный кризис. Переход от «наполнительной», знаниевой, цивилизационной, технократической парадигмы к гуманитарной, культуротворческой влечет за собой смену основного смыслового знака образования - «технократизм» на знак «культура». В связи с этим считаем полезным и актуальным провести анализ работ, где в той или иной степени отражаются вопросы, связанные с гуманитаризацией процесса обучения, и синтезировать предлагаемые авторами пути, возможности практической реализации обращения участников педагогического процесса к гуманитарной составляющей.

Для начала считаем необходимым более подробно раскрыть данное понятие «гуманитарная составляющая» и определить ее место в процессе обучения.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мясникова О. В.Обзор работ в области образования для выявления путей и форм гуманитаризации процесса обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8 (август). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/16177.htm.

Обращаясь к истории вопроса, необходимо подчеркнуть, что в силу различных исторических событий целостность развития личности, а именно всех ее подструктур: познания, воли (действия) и чувства, в процессе обучения нарушалась, и в результате глобальной индустриализации и информационной перенасыщенности жизненного пространства в образовании сложилась ситуация, по словам В. П. Зинченко, «технократической перегрузки и гуманитарного голодания» [1]. Многовариативность сегодняшнего мира, взаимопроникновение общественных групп, наций, экономических моделей развития - мы всё дальше уходим от чётких схем классового и общественного деления общества, характерных для человечества ХХ в. Роль личности в истории всё больше становится определяющей в самых массовых процессах и движениях. Обращение к гуманитарной составляющей в процессе обучения позволяет нам сегодня утверждать, что педагог руководствуется гуманитарными основаниями: «другодо-минантность, диалогичность, рефлексивность, метафоричность, понимание» [2], в отличие от естественнонаучных: «монологичность, односторонность, нейтральность, функциональность» [3]. В процессе обучения происходит сдвижение акцентов. Одни и те же характеристики можно воспринимать по-разному в различных условиях. Можно проследить определенные отличия, которые сопровождают процесс обучения в условиях гуманитарной и технократической направленности.

Организация процесса обучения в различных условиях

Критерии В технократических условиях В гуманитарных условиях (условиях драматизации)

Целеполагание Овладение определенной информацией в содержании Обнаружение своих смыслов через содержание, текст

Позиция читателя Монологична Диалогична (автор встречных текстов)

Контроль Для определения качества овладения значениями, в качестве результата - отметка Для обмена мнениями, выражения своих смыслов, в качестве результата - совместный или индивидуальный проект, продукт практической реализации теории

Эмоциональные проявления Как элементы в упражнениях Как фундаментальное условие понимания

Из таблицы отчетливо видно, что гуманитарный подход направлен в первую очередь на развитие личностных качеств, таких как самовыражение, коммуникабельность, инициативность. Выявление данного факта показывает, что процесс обучения выстраивается как гуманитарная практика, обращение к Другому за со-мыслием, сочувствием, со-действием.

Мы не случайно остановили свое внимание на данных критериях: целеполага-ние, позиционирование, контроль, эмоциональные проявления - в качестве определения различий в условиях обучения, так как цель, позиция, контроль как рефлексия сказанного и содеянного и, наконец, внутреннее реагирование на происходящее представляют собой основные опорные пункты в педагогическом процессе. Изменив свое отношение к предлагаемым элементам, можно попытаться обнаружить в своей педагогической деятельности отголоски технократического подхода и после тщательного анализа и пересмотра всех взглядов организовать процесс обучения как гуманитарную практику. В то же время можно выделить общие черты, присущие тому или иному подходу. Ссылаясь на слова М. М. Бахтина «Гуманитарные науки - науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Человек в своей

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мясникова О. В.Обзор работ в области образования для выявления путей и форм гуманитаризации процесса обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8 (август). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/16177.htm.

специфике всегда выражает себя (говорит), т. е. создает текст (хотя бы и потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки» [4], подчеркнем, что основа гуманитарного подхода - это человек. В свою очередь человек не рассматривается вне текста. Он включен в процесс чтения, понимания, осмысления, означивания. Поэтому гуманитарный значит диалогический процесс, в котором происходит «не движение в круге теоретико-прагматических опо-средований, не господство и подчинение познанного, а выявление в любом ином (а значит, и в самом себе) оснований отношения открытости». Иными словами, если объяснение занимает позицию «я и мир», «я и безгласная вещь», то понимание - «я в мире», «я и Другой» [5]. Диалогичность процесса обучения в его гуманитарном проявлении подчеркивает Вал. А. Луков [6]: «...прилагательное "гуманитарная" в ее названии имеет не только тот смысл, что речь идет о человеке и человеческом, но и о ее возможностях в смысле гуманизации человеческих взаимоотношений и взаимодействий, об особом типе этих взаимоотношений и взаимодействий».

Это немаловажное утверждение помогает нам понять и принять, что самое ценное и самое главное в педагогическом процессе - человек, его рост, развитие, воспитание. Из этого следует, что основами гуманистического управления являются: уважение к человеку, доверие к нему, фокусирование внимания на развитии личности непосредственных участников педагогического процесса.

В свою очередь, технократический значит, соответственно, монологичный, нацеленный на потребление определенной информации с целью получения оценки, только внешнего признания, внутреннее включение личности в данных условиях подразумевает подстраивание под предлагаемые ролевые проигрывания. Другими словами, например, для получения положительной оценки необходимо зазубрить некий материал и написать тест, обучающийся проделывает данные действия механически, не раскрывая для себя смысл проделываемого. Главное в данной ситуации - получить положительную оценку. К сожалению, подобная картина довольно часто встречается в условиях сегодняшнего образования. Разговоры о включении личности в обучение получают свою популярность часто только лишь на страницах журналов и сборников, так как практическая деятельность диктует совсем иные требования и стандарты. Подведение образования только лишь под определенные рамки и стандарты исключает из списка составляющих личность с ее уникальными возможностями, потребностями, умениями, знаниями. Мы обратились к научным изданиям последних пяти лет для изучения вопроса включения личности как основного компонента гуманитарной направленности в обучении и попытались определить различные формы проявления гуманитарной составляющей в практической деятельности педагогов.

Преподавание как процесс относится к сильнейшему двигателю в области продвижения гуманистических идей в обучении. Уже на уровне государственных программ закладывается механизм обращения к человеку, к его внутреннему миру, к развитию ценностного аппарата личности. И можно отметить, что существует уже немало практических приемов и предложений для включения гуманитарной составляющей, другими словами, обращения к участнику педагогического процесса как к личности в практику. Мы попытались проанализировать некоторые работы, где обсуждается или затрагивается какой-либо аспект, касающийся поднятой нами проблемы гуманитаризации образования. Существует множество путей и форм обращения к личности в обучении.

Так, например, авторы Московской акмеологической школы раскрывают личность в профессии через самовыражение. «Акмеологический подход позволяет рассмотреть понятие "личностно-профессиональное развитие" под новым углом зрения.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мясникова О. В.Обзор работ в области образования для выявления путей и форм гуманитаризации процесса обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8 (август). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/16177.htm.

Тенденция гуманизации общественной жизни привела к тому, что главной целью образовательных институтов признано становление человека, глубоко знающего себя, владеющего собой, саморазвивающегося и самореализующегося в гармонии с собой и обществом. Профессия как система задач, форм и видов деятельности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, требует специалистов, обладающих определенной суммой знаний, навыков и умений, имеющих соответствующие профессионально важные качества и способных эффективно решать профессиональные задачи. В то же время человек как субъект деятельности требует от профессии возможности не просто получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития, а как можно полнее раскрывать свой творческий потенциал и самореализовываться» [7]. Представители данного направления (А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, А. А. Бодалев, Л. А. Руд-кевич, Н. Т. Селезнева, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, К. А. Абульханова-Славская, В. Г. Михайловский и мн. др.) развивают современные эффективные подходы к исследованию, формированию и развитию акме человека.

Большой интерес у современных исследователей гуманитаризации образования вызывает ценностный мир участников педагогического процесса. Восхождение в обучении к личности через выстраивание ценностного мира можно рассматривать как определенный выход из «технократического плена». Аксиологическая тематика в работах С. А. Антоненко, Е. А. Петуховой, М. А. Рыжковой, О. В. Романовой позволяет нам определить «внутреннюю позицию» авторов по отношению к человеку через «формирование образа мира и человека в нем» [8], через осмысление «профессионально-педагогических ценностей преподавателя, в частности креативности» [9], через «соотношенияе информации и знания с ценностями» [10]. Подобное разделение на «внешнюю» и «внутреннюю» аксиологическую позицию подразумевает «наличие двойственных установок (социалистический гуманизм и гуманизм в подлинном смысле этого слова)». «"Внутренняя" позиция означает возможность вхождения в науку ценностей, имеющих гуманистическую направленность, с познанием смысла и цели человеческого существования» [11].

Раскрытие гуманистической составляющей через такое понятие, как фасилита-ция, что означает определенный стиль ведения диалога (управления, взаимодействия), основанный не только на профессионализме специалиста, но и на «проявлении чисто человеческих, психологических качеств личности» [12], позволяет исследователям реализовывать такую «систему методов, приемов, способов общения между субъектами учения, которая помогает педагогу развиваться самому, развивать других посредством эффективного дидактического коммуникативного воздействия с учетом принципов диалогичности, преемственности и интеграции в условиях гуманизации образования» [13]. Ряд работ посвящен вопросу выстраивания определенных отношений (фасилитирующих) в педагогическом процессе для гуманитаризации процесса обучения: например, О. В. Мясникова [14] предлагает «педагогическую драматизацию как средство, необходимое для эффективного взаимодействия эмоционального и рационального в обучении. Осмысление и означивание содержания возможно только с учетом Другого в диалоге»; И. В. Пьянзина, О. Ю. Сокова [15] выделяют «определенный тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление»; Л. Ф. Дашкевич [16] предлагает обратиться к «культурной рефлексии как источнику личностного обращения».

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мясникова О. В.Обзор работ в области образования для выявления путей и форм гуманитаризации процесса обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8 (август). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/16177.htm.

Еще один важный источник гуманитаризации образования - через восхождение к личности через культуру (М. Ю. Горбухова, О. В. Мясникова, Ю. В. Сенько, М. Н. Фро-ловская, Н. В. Тележенко и др.). М. Ю. Горбухова [17] подчеркивает «важность развития гуманитарной культуры через внутренние механизмы личности: эмоции, чувства, коммуникативные качества».

В методической литературе преподавания языков обращение к гуманитарной составляющей наиболее часто. Исследователи выдвигают множество путей раскрытия личности в обучении. Так, например, В. К. Иванов [18] обращается к дискуссии как «продуктивному способу стимулирования речемыслительной деятельности студентов»; О. В. Мясникова [19] обращается к «формированию межкультурной компетенции как к основе гуманитарной составляющей в преподавании иностранного языка»; Е. В. Сурдина [20] раскрывает гуманитарную составляющую процесса обучения иностранному языку через предложенный ранее А. А. Вербицким контекстный подход; О. А. Алимушкина [21] рассматривает «лингвокультурологическую компоненту как важнейшую составляющую образовательного процесса» и предлагает некоторые приемы, способствующие активизации внимания студентов, стимулированию интереса к изучаемому предмету и мн. др.

Таким образом, был проанализирован ряд источников (около 70), на основе которых можно систематизировать предложенные пути и формы обращения к гуманитарной составляющей в современных исследованиях по следующим группам:

1. Развитие личности через самореализацию в профессии (акмеологическая школа).

2. Аксиологическая направленность в процессе обучения.

3. Развитие личности через диалог (фасилитация в обучении).

4. «Культуро-ориентированное обучение» [22].

5. Дидактико-методические аспекты.

Такое стабильное и частое обращение к гуманитарной составляющей в исследованиях, касающихся процесса обучения, которое мы постарались подробно раскрыть в данной статье, показывает и еще раз подчеркивает актуальность этого вопроса в современной научной школе. Можно отметить, что гуманитаризация проходит на различных уровнях и с помощью разнообразных средств. Интересен тот факт, что практически любая научная статья, касающаяся тем или иным образом процесса обучения, затрагивает гуманитарную составляющую. По утверждению А. Е. Митина и С. О. Филипповой о том, что «XXI в. можно назвать веком "человека". Поэтому устойчивой тенденцией является повышение внимания к специалистам, чья профессиональная деятельность связана с взаимодействием в системе "человек - человек"» [23], можно заключить, что интерес к данной теме пробуждает новые идеи и способствует зарождению иного образовательного стандарта, основывающегося на интересах, способностях, возможностях человека, на его внутреннем потенциале, на развитии новых образовательных ценностей, которые нацелены не только на предмет, но и на способность раскрывать себя и Другого в своей профессиональной деятельности.

Ссылки на источники

1. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики. - М.: «Гардарики», 2002. - С. 431.

2. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. - М.: Изд. центр «Академия», 2000. - С. 240.

3. Мясникова О. В. Педагогическая драматизация в высшей школе: монография. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2015. - С. 160.

4. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 423.

5. Фроловская М. Н. Диалогическое взаимодействие в педагогическом образовании // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - № 1. - С. 71.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мясникова О. В.Обзор работ в области образования для выявления путей и форм гуманитаризации процесса обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8 (август). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/16177.htm.

6. Луков Вал. А. От экспертизы социальной к гуманитарной экспертизе // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 2. - С. 116.

7. Деркач А. А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессио-нального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология.- 2012. - № 4. - С. 11.

8. Рыжкова М. А. Ценностно-смысловые аспекты формирования профессионального образа мира в условиях иноязычного высшего образования // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Выпуск 4: научно-методический журнал / под ред. Т. В. Скубневской. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2015. - С. 139.

9. Петухова Е. А. Профессионально-педагогические ценности преподавателя: креативность // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - № 2/1. - С. 69.

10. Романова О. В. Ценностно-смысловые характеристики информационного подхода к обучению // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 1. - С. 239.

11. Антоненко С. А. Аксиологические основания отечественной педагогики периода «оттепели» // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 1. - С. 213.

12. Павлова С. С. Самопринятие как психологическая основа фасилитационной готовности современного руководителя // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - № 3. - С. 346.

13. Аксенова С. П., Козина О. В. Потенциал фасилитирующего общения в дистанционном обучении студентов // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Выпуск 2: сб. науч. тр. / под ред. Т. В. Скубневской, О. В. Козиной. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2013. - С. 8.

14. Мясникова О. В. «Оживление» учебного процесса с помощью диалога. // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Выпуск 1: сб. науч. тр. / под ред. Т. В. Скубневской. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2012. - С. 62.

15. Пьянзина И. В., Сокова О. Ю. Некоторые подходы и методы обучения английскому языку в неязыковом вузе // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Выпуск 1: сб. науч. тр. / под ред. Т. В. Скубневской. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2012. - С. 76.

16. Дашкевич Л. Ф. Особенности формирования межкультурной компетенции при использовании электронно-почтовой группы // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Выпуск 2: сб. науч. тр. / под ред. Т. В. Скубневской, О. В. Козиной. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2013. - С. 30.

17. Горбухова М. Ю. Формирование чувственно-эмоционального компонента гуманитарной культуры личности в высшем учебном заведении // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Выпуск 1 сб. науч. тр. / под ред. Т. В. Скубневской. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2012. - С. 15.

18. Иванов В. К. К вопросу формирования дискуссионных умений в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Выпуск 2: сб. науч. тр. / под ред. Т. В. Скубневской, О. В. Козиной. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2013. - С. 39.

19. Мясникова О. В. Принцип культурной и педагогической целесообразности в обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Выпуск 2: сб. науч. тр. / под ред. Т. В. Скубневской, О. В. Козиной. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2013. - С. 76.

20. Сурдина Е. В. Реализация контекстного подхода в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Выпуск 2: сб. науч. тр. / под ред. Т. В. Скубневской, О. В. Козиной. - Барнаул: ИП Колмогоров И. А., 2013. - С. 103.

21. Алимушкина О. А. Лингвокультурологическая компонента на занятиях русского языка как иностранного: способы презентации // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. Выпуск 3: сб. науч. тр. / под ред. Т. В. Скубневской. - Барнаул: АЗБУКА, 2014. - С. 4.

22. Мясникова О. В. Культуро-ориентированное обучение иностранному языку в неязыковом вузе // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - № 2/2. - С. 44.

23. Митин А. Е., Филиппова С. О. Гуманитарные технологии: обоснования основных положений применения в образовании // Знание. Понимание. Умение. - 2013. - № 3. - С. 256.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мясникова О. В.Обзор работ в области образования для выявления путей и форм гуманитаризации процесса обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8 (август). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/16177.htm.

Olga Miasnikova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Foreign languages, Altai State University, Barnaul

omelnikova2000@mail.ru

The study of the humanitarian component in modern researches in the sphere of education Abstract. The present paper is devoted to the question of humanitarization of higher education. This subject remains relevant as today's education faces the shift of paradigm when the main conceptual sign of education changes: "technocracy" is replaced by "culture". The scientific works in the sphere of education conducted in recent years were analyzed in order to identify the importance of this subject, and it was noted that many works address it. During the analysis the various ways of ascension to the person in teaching were pointed out. The authors offered their approved ways of addressing a personality in teaching, proposed new ideas concerning the implementation of the humanitarian principles in the process of education. The review of the works showed variability and individuality of this approach in the teaching process. Every teacher chooses his own path on the way of humanitarization. The reviewed works reveal some ways of focusing on the personality through the contents, through the pedagogical conditions, with the help of some particular means. Such keen interest of scientists to the process of humanitarization of education helps to comprehend and find problems in the system of modern higher education and, as a result, to solve these problems. The analysis of the scientific works related to the study of the humanitarian component in education also showed the complexity and the multifac-eted nature of this process. In its turn, it enables other researchers to find their own ways to promote further higher education humanitarization.

Key words: humanitarization, understanding, reflection, personality, dialogue, culture. References

1. Zinchenko, V. P. (2002). Psihologicheskie osnovy pedagogiki, "Gardariki", Moscow,p. 431 (in Russian).

2. Sen'ko, Ju. V. (2000). Gumanitarnye osnovy pedagogicheskogo obrazovanija, Izd. centr "Akad-emija",Moscow, p. 240 (in Russian).

3. Mjasnikova, O. V. (2015). Pedagogicheskaja dramatizacija v vysshej shkole: monografija, Izd-vo Alt. unta, Barnaul, p. 160 (in Russian).

4. Bahtin, M. M. (1979). Jestetika slovesnogo tvorchestva, Iskusstvo, Moscow,p. 423 (in Russian).

5. Frolovskaja, M. N. (2013). "Dialogicheskoe vzaimodejstvie v pedagogicheskom obrazovanii", Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, № 1, p. 71 (in Russian).

6. Lukov, Val. A. (2012). "Ot jekspertizy social'noj k gumanitarnoj jekspertize",Znanie. Ponimanie. Umenie, № 2, p. 116 (in Russian).

7. Derkach, A. A. (2012). "Psihologo-akmeologicheskie osnovanija i sredstva optimizacii lichnostno-profes-sional'nogo razvitija konkuretosposobnogo specialist", Akmeologija, № 4, p. 11 (in Russian).

8. Ryzhkova, M. A. (2015). "Cennostno-smyslovye aspekty formirovanija professional'nogo obraza mira v uslovijah inojazychnogo vysshego obrazovanija", in Skubnevskaya,T. V. (ed.). Sovremennye issledovan-ija v oblasti prepodavanija inostrannyh jazykov v nejazykovom vuze. Vypusk 4: nauchno-metodicheskij zhurnal, IP Kolmogorov I. A., Barnaul, p. 139 (in Russian).

9. Petuhova, E. A. (2013). "Professional'no-pedagogicheskie cennosti prepodavatelja: kreativnost'", Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, № 2/1, p. 69 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Romanova, O. V. (2012). "Cennostno-smyslovye harakteristiki informacionnogo podhoda k obucheniju", Znanie. Ponimanie. Umenie, № 1, p. 239 (in Russian).

11. Antonenko, S. A. (2012). "Aksiologicheskie osnovanija otechestvennoj pedagogiki perioda 'ottepeli'", Znanie. Ponimanie. Umenie, № 1, p. 213 (in Russian).

12. Pavlova, S. S. (2014). "Samoprinjatie kak psihologicheskaja osnova fasilitacionnoj gotovnosti sovremen-nogo rukovoditelja", Znanie. Ponimanie. Umenie, № 3, p. 346 (in Russian).

13. Aksenova, S. P. & Kozina, O. V. (2013). "Potencial fasilitirujushhego obshhenija v distancionnom obuche-nii studentov", in Skubnevskaya, T. V. & Kozina, O. V. (eds.). Sovremennye issledovanija v oblasti prepodavanija inostrannyh jazykov v nejazykovom vuze. Vypusk 2: sb. nauch. tr., IP Kolmogorov I. A., Barnaul, p. 8 (in Russian).

14. Mjasnikova, O. V. (2012). "'Ozhivlenie' processa s pomoshh'ju dialoga", in Skubnevskaya, T. V. (ed.). Sovremennye issledovanija v oblasti prepodavanija inostrannyh jazykov v nejazykovom vuze. Vypusk 1: sb. nauch. tr., IP Kolmogorov I. A., Barnaulp. 62 (in Russian).

15. P'janzina, I. V. & Sokova, O. Ju. (2012). "Nekotorye podhody i metody obuchenija anglijskomu jazyku v nejazkovom vuze", in Skubnevskaya,T. V. (ed.). Sovremennye issledovanija v oblasti prepodavanija inostrannyh jazykov v nejazykovom vuze. Vypusk 1: sb. nauch. tr.,IP Kolmogorov I.A., Barnaulp. 76 (in Russian).

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Мясникова О. В.Обзор работ в области образования для выявления путей и форм гуманитаризации процесса обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 8 (август). - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/16177.htm.

16. Dashkevich, L. F. (2013). "Osobennosti formirovanija mezhkul'turnoj kompetencii pri ispol'zovanii jel-ektronno-pochtovoj gruppy", in Skubnevskaya, T. V. & Kozina, O. V. (eds.). Sovremennye issledovanija v oblastiprepodavanija inostrannyh jazykov vnejazykovom vuze. Vypusk 2: sb. nauch. tr., IP Kolmogorov I.A., Barnaulp. 30 (in Russian).

17. Gorbuhova, M. Ju. (2012). "Formirovanie chuvstvenno-jemocional'nogo komponenta gumanitarnoj kul'tury lichnosti v vysshem uchebnom zavedenii", Sovremennye issledovanija v oblasti prepodavanija inostrannyh jazykov v nejazykovom vuze. Vypusk 1 sb. nauch. tr., IP Kolmogorov I. A., Barnaulp. 15 (in Russian).

18. Ivanov, V. K. (2013). "K voprosu formirovanija diskussionnyh umenij v processe izuchenija inostrannogo jazyka v nejazykovom vuze", in Skubnevskaya, T. V. & Kozina, O. V. (eds.). Sovremennye issledovanija v oblasti prepodavanija inostrannyh jazykov v nejazykovom vuze. Vypusk 2: sb. nauch. tr., IP Kolmogorov I. A., Barnaul, p. 39 (in Russian).

19. Mjasnikova, O. V. (2013). 'Princip kul'turnoj i pedagogicheskoj celesoobraznosti v obuchenii inostrannomu jazyku studentov nejazykovyh special'nostej", in Skubnevskaya, T. V. & Kozina, O. V. (eds.). Sovremennye issledovanija v oblasti prepodavanija inostrannyh jazykov v nejazykovom vuze. Vypusk 2: sb. nauch. tr., IP Kolmogorov I. A., Barnaul, p. 76 (in Russian).

20. Surdina, E. V. (2013). "Realizacija kontekstnogo podhoda v oblasti prepodavanija inostrannyh jazykov v nejazykovom vuze", in Skubnevskaya, T. V. & Kozina, O. V. (eds.). Sovremennye issledovanija v oblasti prepodavanija inostrannyh jazykov v nejazykovom vuze. Vypusk 2: sb. nauch. tr., IP Kolmogorov I. A., Barnaulp. 103 (in Russian).

21. Alimushkina, O. A. (2014). "Lingvokul'turologicheskaja komponenta na zanjatijah russkogo jazyka kak inostrannogo: sposoby prezentacii", in Skubnevskaya,T. V. (ed.). Sovremennye issledovanija v oblasti prepodavanija inostrannyh jazykov v nejazykovom vuze. Vypusk 3: sb. nauch. tr., AZBUKA, Barnaul, p. 4 (in Russian).

22. Mjasnikova, O. V. (2013). "Kul'turo-orientirovannoe obuchenie inostrannomu jazyku v nejazykovom vuze", Izvestija Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, № 2/2, p. 44 (in Russian).

23. Mitin, A. E. & Filippova, S. O. (2013). "Gumanitarnye tehnologii: obosnovanija osnovnyh polozhenij prime-nenija v obrazovanii", Znanie. Ponimanie. Umenie, № 3, p. 256 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 17.08.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 24.08.16

Принята к публикации Accepted for publication 24.08.16 Опубликована Published 31.08.16

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Мясникова О. В., 2016

9772304120166

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.